<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ключ к разрешению этой проблемы состоит в том, чтобы обосновать, использовать и объединить эти энергии, выборочно пропуская их "через" наш внутренний центр.
 Хороший коуч с большой буквы будет стремиться спонсировать в своих клиентах все три архетипические энергии, чтобы убедиться, что у них есть основные ресурсы, необходимые для путешествия героя. Клиенты также захотят убедиться в том, что их коучи и "опекуны" обладают должным балансом трех энергий, чтобы удостовериться, что их коуч целостен, интегрирован и располагает необходимыми ресурсами.
 Следующий формат представляет собой вариант процесса, разработанного Стивеном Гиллиганом, в котором коуч и клиент спонсируют друг в друге базовые ресурсы.
 Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство архетипических энергий
 1. Сядьте вместе в паре (А и Б), лицом к лицу. А и Б уделяют нужное время тому, чтобы "сосредоточиться" и установить полный контакт со своими внутренними физическими, эмоциональными и духовными центрами.
 2. А начинает с того, что получает доступ к энергии силы и переносит ее в центр себя. Когда он чувствует присутствие энергии силы в своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: "Увидьте мою силу".
 Б поддерживает зрительный контакт с А, и когда он способен достоверно видеть или ощущать силу Б, он говорит: "Я вижу вашу силу".
 3. Затем А внутренне входит в контакт с энергией сострадания или мягкости и переносит ее в свой центр. Когда А почувствует присутствие энергии мягкости в своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: "Увидьте мою мягкость".
 Б снова поддерживает зрительный контакт с А, и когда он может достоверно увидеть или ощутить мягкость А, он говорит: "Я вижу вашу мягкость".
 4. Человек А теперь получает доступ к энергии юмора и переносит ее в центр себя. Когда он чувствует присутствие энергии юмора во всем своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: "Увидьте мой юмор".
 Когда Б может достоверно увидеть или ощутить юмор А, он говорит: "Я вижу ваш юмор".
 5. Наконец, А сосредоточивает внимание на ощущении своего центра. Когда он чувствуют себя во всем своем теле, он устанавливает зрительный контакт с Б и предлагает: "Увидьте меня".
 Когда Б может достоверно увидеть или ощутить полное присутствие А, он говорит: "Я вижу вас".
 А и Б повторяют упражнение, меняясь ролями, чтобы Б предложил А увидеть силу, мягкость, юмор и присутствие Б.
 Инструментарий спонсорства: правильное называние
 Во многих отношениях правильное называние - разновидность вербального рефрейминга. Правильные названия помогают людям рассматривать свой опыт так, что это пробуждает более широкую перспективу
 и дает им доступ к потенциальным ресурсам и решениям. Надлежащее обозначение особенно важно для опыта на уровне идентичности.
 Как указано ранее, правильным является название, которое позволяет спонсируемому полностью реализовать себя, признает позитивное намерение любых других людей, участвующих в ситуации, и в то же время правдиво отражает опыт.
 Название, которое позволяет полностью реализовать себя, но унижает других людей, не будет "правильным". Очевидно, если определить что-либо так, что это подавляет себя или отрицает собственные ресурсы, это тоже не будет "правильным" названием. Название, которое подчеркивает позитивные аспекты себя или других, но скрывает или отрицает вред или боль переживания, также не может быть "правильным".
 Например, кто-то расстроен из-за того, что другой обидел его, и говорит: "Вы - ничтожество". Конечно, это способ выразить свои переживания, и, вероятно, до некоторой степени правильно отражает положение вещей. С другой стороны, такое утверждение вряд ли раскроет лучшие стороны человека, его высказывающего, и при этом не будет признавать позитивное намерение другого. На самом деле это форма негативного спонсорства.
 То же самое переживание можно передать такими словами: "Ваше поведение напоминает мне, что я должен остаться сильным и ресурсным, чтобы избежать травмы". Это определение с большей вероятностью раскроет ваши лучшие стороны, чтобы вы могли действительно научиться чему-то из этого опыта, а также признает правду, с одной стороны, и позитивное намерение вашей эмоциональной реакции - с другой, не отрицая при этом идентичности другого человека (что просто означает обращаться с этим человеком так, как он обращается с вами).
 Можно привести несколько других примеров правильных определений ситуации:
 "Я позволяю людям обманывать меня" -> "Мне нужно показать свою силу и установить более четкие границы".
 "Я ненавижу своего начальника" -> "Я чувствую, что начальник не замечает или не ценит меня".
 "Я хочу вас обидеть" -> "Увидьте мою силу".
 Один из самых распространенных способов, которым коучи и спонсоры могут применить правильное называние, включает отнесение самоуничижительных утверждений об идентичности к категории утверждений о способностях или поведении. Негативные суждения об идентичности - часто результат интерпретации конкретных действий или неспособность получить определенные поведенческие результаты. Изменение негативного суждения об идентичности на утверждение о поведении или способностях человека значительно уменьшает его ментальное и эмоциональное воздействие.
 Например, клиент утверждает: "Я - неудачник". Возможный ответ спонсора: "Вы не неудачник, просто вы еще не овладели всеми элементами, необходимыми для успеха". Это переводит ограничивающее суждение на уровне идентичности в более действенную и разрешимую структуру.
 Такие рефреймы можно создать с помощью следующей последовательности шагов:
 • Определите негативное суждение об идентичности:
 Я_______'_________(например: "Я - обуза для других".)
 • Определите позитивное намерение, стоящее за негативным суждением об идентичности.
 (Например: "Заботиться о себе и самостоятельно решать проблемы".)
 • Определите недостающую способность или ресурс, подразумеваемый позитивным намерением, стоящим за суждением об идентичности. В частности, размышляйте в терминах трех архетипических энергий (сила, сострадание, юмор) и способности к сосредоточению.
 (Например: "Сострадание к себе и сила, необходимая для самостоятельного решения проблем".)
 • Вербально замените негативное суждение об идентичности способностью или поведением:
 Возможно, вы не ____ (негативное суждение об идентичности:
 например: "обуза для других"), просто вы нуждаетесь в большем_____
 (например: "сострадании к себе и силе, необходимой для самостоятельного решения проблем").
 Таким образом, этот тип "правильного называния" фреймирует или рефреймирует опыт клиента так, чтобы:
 1) признавать, что клиент - герой, совершающий путешествие;
 2) описывать ключевые проблемы в терминах наличия или отсутствия одной из трех архетипических энергий;
 3) признавать и использовать позитивные намерения исходного утверждения или убеждения.
 Инструментарий спонсорства: спонсирование потенциала
 Эффективное спонсорство предполагает признание и охрану потенциальных качеств и характеристик в других людях, помощь им в преодолении границы и преобразовании влияния самоуничижения. Это в зна-
 чительной степени осуществляется, когда спонсор "находится под рукой" для других и передает основные сообщения спонсорства: "Я вижу ч вас", "Вы существуете", "Вы ценны", "Вы уникальны", "Вы можете внести вклад в общее дело", "Вы - часть коллектива, и вам здесь рады".
 Позитивное спонсорство - мощный способ помочь людям выявить и усилить ключевые ресурсы и личные характеристики. Чтобы быть спонсором и "опекуном" и помогать клиентам идентифицировать и усиливать ключевые ресурсы, которые поддержат их в их "путешествии героя", коуч может использовать следующий формат.
 1. Предложите клиенту прочертить физическую линию времени и отойти назад в место, которое символизирует начало его жизни, когда он еще не осознавал себя. Дайте клиенту инструкцию получить доступ к своему центру и "источнику" ресурсов.
 2. Попросите, чтобы клиент выбрал характеристику или потенциал (например, "сила", "сострадание" или "юмор"), который, если бы его взращивали или оберегали в течение жизни клиента, позволил бы ему более полно: а) устанавливать разумные границы, б) преодолевать барьеры или в) более полно развить свои способности.
 3. Попросите клиента создать символ для этого ресурса или характеристики и сообщить его вам. Внимательно слушайте из вашего центра и позвольте словам клиента "тронуть" вас. Если необходимо, задайте несколько вопросов, пока не сможете достоверно и конгруэнтно "видеть" или ощущать реальность этого потенциала в клиенте.
 4. Повернитесь так, чтобы вы стояли под прямым углом к клиенту, глядя на него сбоку. Попросите, чтобы клиент получил доступ к своему центру или "источнику", и сделайте то же самое. Когда вы установите связь с вашим центром и источником и сможете конгруэнтно присоединиться к клиенту и почувствовать его ресурсы и потенциал, подайте клиенту сигнал, протянув ему руку. Когда клиент будет готов принять ваше спонсорство, он должен подать вам сигнал, взяв вашу руку и положа ее себе на сердце. Положите другую руку на верхнюю часть спины клиента по центру.
 5. Попросите клиента сосредоточиться на ресурсе или характеристике, которые он хотел бы взрастить и оберегать, и идти по линии времени к настоящему, вновь переживая события своей жизни. Сопровождайте клиента по линии времени, удерживая руки на его сердце и спине, сосредоточив внимание на клиента и ресурсе или характеристике, которую он хотел бы взрастить, и непрерывно повторяйте сообщения спонсорства: "Я вижу вас", "Вы существуете", "Вы ценны", "Вы уникальны", "Вы способны внести вклад в общее дело", "Вы - часть коллектива, и вам здесь рады".
 [Если хотите, можете также добавить и другие придающие силы утверждения об убеждениях относительно характеристики или ресур-
 са, который хочет усилить клиент: например, "Вы можете увеличить этот ресурс", "Вы способны увеличить этот ресурс", "Вы заслуживаете того, чтобы увеличить этот ресурс".]
 6. Когда клиент достигнет настоящего и больше не будет нуждаться в вашем спонсорстве, уберите руку с его сердца. Затем мягко уберите руку с его спины. После этого клиент может идти в будущее, позволяя ресурсу или характеристике продолжать расцветать и развиваться.
 7. В конечном счете клиент достигнет места в будущем на своей линии времени, в котором он почувствует, что ресурс или характеристика развились настолько полно, что стали частью его идентичности. Попросите клиента остановиться в этом месте и обернуться, чтобы посмотреть на линию времени. Теперь клиент может стать своим собственным спонсором этого потенциала. Предложите клиенту найти сообщение, которое ему необходимо послать из этого места в будущем назад через всю жизнь.
 8. Предложите клиенту принять это сообщение, вернуться к началу линии времени и повторить процесс, став своим собственным спонсором путем получения доступа к своему потенциалу, положить свои руки себе на сердце и пройти по линии времени, снова передав себе сообщение из своего будущего. Вы можете сопровождать клиента на расстоянии (идя с ним рядом, но не прикасаясь к нему). Попросите клиента все время двигаться в будущее, а затем возвратиться в настоящее и поделиться с вами своими переживаниями.
 Во время прогулки по личностной истории клиента важно помнить, что спонсор не должен пытаться быть для клиента врачом, учителем или "спасителем". Цель этого процесса не состоит в том, чтобы пытаться изменить личностную историю клиента или осуществить вмешательство, чтобы что-то "исправить". Единственная цель спонсора состоит в том, чтобы гарантировать: независимо от того, что происходит, его внимание сосредоточено на клиенте и желаемой характеристике или ресурсе. Этот процесс не связан с изменением внешних деталей личностной истории клиента. Он нужен, чтобы удостовериться в том, что клиент имеет доступ к своему центру и внутренним ресурсам независимо от событий в его жизни и что клиент всегда знает: он существует, замечен, ценен, уникален, может внести вклад в общее дело и ему рады.
 Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы
 Спонсорство не должно исходить только от одного человека. Переживание того, что вас спонсируют, часто усиливается, если спонсорство исходит от группы или команды.
 Следующий формат предоставляет возможность нескольким людям действовать в качестве спонсоров различных ключевых убежде-. ний для другого члена группы.
 Примечание. Этот процесс лучше всего проводить в группе из 5 человек (хотя его можно относительно легко адаптировать и к группам других размеров).
 1. Один член группы должен добровольно быть "получателем", другие будут "спонсорами". Спонсоры должны стоять вокруг получателя: один впереди, один позади, один слева и один справа.
 179
 
 Рис. 34. Спонсоры образуют группу вокруг "получателя"
 2. Получатель должен выбрать какое-либо позитивное изменение в жизни, которое он хотел бы поддержать, или какой-либо проект, мечту, личный потенциал или качество, которые он хотел бы реализовать или развить. Получатель должен также подумать о внутренних ресурсах, которые помогли бы ему достичь желаемого состояния (сила, сострадание, юмор).
 3. Затем получатель должен выбрать каждого из членов группы в качестве спонсора для убеждений, которые необходимы или важны, чтобы быть способным выработать определенную привычку, реализовать мечту или развить потенциал. Убеждения могут быть, к примеру, такими:
 Это для вас возможно.
 Это для вас желательно и важно.
 Вы способный.
 Вы этого заслуживаете.
 Каждый спонсор должен убедиться, что действительно "видит" и ощущает убеждение, по поводу которого его попросили быть спонсо-
 ром для получателя.
 4. Спонсоры должны по очереди вслух, достоверно и конгруэнтно, назвать убеждение, которое их попросили спонсировать у получателя.
 [Когда каждый спонсор вербализует свое убеждение, спонсоры могут передвинуться вокруг получателя (по часовой стрелке) и повторить каждое утверждение убеждения из нового положения. Это можно проделывать, пока каждый спонсор не вернется на первоначальное место.]
 5. Затем каждый спонсор повторяет свое утверждение убеждения, а другие называют свои убеждения в любом порядке и в любое время,когда захотят.
 6. Наконец, после нескольких минут повторения сообщений, каждый спонсор должен установить получателю якорь, прикоснувшись к нему, когда он называет свое убеждение. После прикосновения к получателю спонсор прекращает говорить и молча стоит в течение нескольких минут, удерживая якорь.
 Затем другой член группы выражает готовность стать получателем, и процесс повторяется, пока все члены группы не побывают в позиции получателя.
 Существует разновидность этого процесса, которая предполагает, что каждый спонсор выбирает (или за него выбирают другие) одно из основных спонсорских сообщений:
 Вы ценны.
 Вы важны/'особенны/уникальны.
 Вы можете привнести в общее дело нечто важное.
 Вам здесь рады. Вы - часть коллектива.
 Оба этих процесса могут оказывать на "получателя" очень глубокое позитивное влияние.
 Инструментарий спонсорства: возвращение утраченных спонсоров
 Иногда мы теряем людей, которые были для нас важными спонсорами. Эта потеря может быть связана со смертью, физическим расставанием или изменением условий жизни, препятствующим общению. Это может создать в нашей жизни болезненную пустоту, вызвав чувство печали, одиночества, предательства, вины и т. д. Утрата важного спонсора у некоторых людей может даже вызвать жизненный кризис.
 Однако подобно тому как люди могут иметь внутренних менторов, они могут интериоризировать спонсоров и научиться быть спонсорами для самих себя. Следующий формат поможет клиентам возвратить их отношения со спонсорами, которые по разным причинам
 ушли из их жизни. Хотя этот процесс очень символичен и метафоричен, многие находят его эмоционально значимым.
 1. Идентифицируйте переживание или ситуацию, в который вы острее всего ощущаете потерю прошлого спонсора, и ассоциируйтесь с ней.
 2. Выйдите из этого переживания и войдите в сосредоточенное и ресурсное состояние, в котором вы чувствуете себя выровненным и имеющим доступ к "источнику ваших ресурсов".
 3. Выберите двух имеющихся у вас внутренних спонсоров, которые станут вашими "ангелами-хранителями". Выберите людей, которые были спонсорами прежде и теперь физически отсутствуют в вашей жизни, но кого вы знаете и кто навсегда останется частью вас.
 4. Немного повернитесь вправо и руками вылепите (физически) "голограмму" утраченного спонсора в натуральную величину. Создайте репрезентацию человека, каким он был в то время, когда спонсировал вас. Если хотите, можете создать символическую репрезентацию (иногда она более значима, чем анатомически точная.)
 Примечание. Если к вам приходят какие-либо негативные или болезненные воспоминания, поместите их в воображаемые воздушные шары, и пусть они улетят. (Пусть визуальные образы находятся на внешней стороне воздушного шара, а голоса и звуки - внутри него.)
 5. Закончив скульптуру, символически "вдохните жизнь" в голограмму и наделите вашего спонсора подходящим голосом.
 6. Встаньте лицом к лицу с репрезентацией созданного вами спонсора и спросите: "Что вы мне подарите?" Перейдите во "вторую позицию", заняв место вашего спонсора, и ответьте на вопрос с его точки зрения. Создайте для этого подарка символ (например, золотое сердце).
 7. Возвратитесь в "первую позицию", снова ассоциируясь с собой, и ответьте на вопрос: "Что я хочу подарить вам?" Создайте символ вашего подарка этому спонсору (например, авторучка, которая пишет разными цветами).
 8. Обменяйтесь подарками с вашим бывшим спонсором и представьте, что вы можете соединить ваши сердца вечной серебряной нитью света.
 9. Относитесь с уважением к подарку спонсора: ищите других людей, в настоящее время присутствующих в вашей жизни, с которыми вы можете им поделиться. Вообразите, как вы поделитесь этим подарком и не дадите ему угаснуть в вашем поведении. Используйте вашего внутреннего спонсора как опекуна и ментора, чтобы вам было легче поделиться этим подарком.
 10. Вообразите, что ваш бывший спонсор теперь объединился с двумя вашими "ангелами-хранителями" и другими внутренними спонсорами и они ему рады.
 11. Привнесите подарок нового внутреннего спонсора и других "ангелов-хранителей" в ситуацию, в которой вы ранее испытывали нехватку спонсорства, и отметьте, как изменились ваши переживания.
 Резюме
 Спонсорство предполагает поддержку людей для личностного роста и изменения на уровне идентичности. Чувство идентичности человека касается его восприятия самого себя, роли и "призвания". Быть хорошим спонсором означает "быть под рукой" для других, понимание и признание их на глубоком уровне и передачу таких ключевых сообщений, как "Я вас вижу", "Вы существуете", "Вы ценны", "Вы уникальны", "Вы можете внести вклад в общее дело", "Вы - часть коллектива, и вам здесь рады".
 He-спонсорство и негативное спонсорство имеют место либо в отсутствие каких-либо спонсорских сообщений, либо когда люди получают противоположность спонсорства - их подавляют, а не поддерживают. Если люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не могут внести свой вклад в общее дело (или их вклад не признан), что их можно легко заменить и они не являются частью коллектива, их способность выполнять работу и соответствующая мотивация значительно уменьшаются.
 Чтобы быть хорошим спонсором, необходимы сильное внутреннее стремление поддерживать других людей и уникальный набор личных навыков. Навыки спонсорства включают сосредоточенность и внутреннюю конгруэнтность, эмоциональный контакт с другими людьми, любопытство и восприимчивость, способность должным образом называть переживания клиента, чтобы это помогало ему полностью реализовать себя, и способность идентифицировать и трансформировать самоуничижительные влияния, которые могут препятствовать личностному росту клиента.
 Обнаружение источника ресурсов и активное сосредоточение - это инструменты спонсорства, которые помогают спонсорам и клиентам достигать состояния сосредоточенности, выравнивания и конгруэнтности и поддерживать ощущение своего внутреннего центра даже в сложных ситуациях.
 Слушающее партнерство предполагает умение слушать других из внутреннего центра, создание и поддержание "пространства", в котором человек может аутентично обдумать важные жизненные ситуа-
 ции и решения. Слушающее партнерство - это также эффективный способ стимулировать взаимное спонсорство в группе или команде.
 Другой способ поощрить взаимное спонсорство в группе людей состоит в том, чтобы предложить им поупражняться в обнаружении и признании того, что они видят и что им нравится в товарищах по группе. Процесс "я вижу" и "я ощущаю" создает окружение, в котором члены группы или команды могут взаимно спонсировать друг друга, обнаруживая и признавая, какие внутренние и внешние качества они ценят в своих товарищах по группе.
 Преодоление жизненных трудностей можно уподобить "путешествию героя". Главная задача спонсорства состоит в том, чтобы помочь другим людям признать это путешествие и преуспеть в нем. Однако часто клиенты, подыскивая себе коуча, не чувствуют себя героями. Напротив, они ощущают себя жертвами и ищут спасителя. Для коучей важно помнить, что героем является именно клиент, а не коуч. Коучи с большой буквы оказывают клиентам медвежью услугу, убивая их "демонов" или позволяя клиентам остаться запертыми в их собственной зоне комфорта. Хороший коуч и спонсор действует как опекун для ресурсов клиентов и помогает им понять, что они действительно находятся в путешествии героя, помогая им осознать свое призвание. Процесс создания карты путешествия героя - способ помочь клиентам классифицировать и понять существенные в их жизни паттерны путем идентификации их "призвания" в сложных ситуациях и кризисах и отказа от менталитета "жертвы".
 Коучи помогают клиентам предпринять шаги, необходимые для начала путешествия героя, помещая ключевые элементы на линии времени и работая с сопротивлением движению вперед. Помогая клиентам осознать позитивное намерение их внутреннего сопротивления, можно преобразовать кажущиеся препятствия в "опекунов" позитивного намерения.
 Чтобы эффективно действовать на уровне идентичности и успешно завершить путешествие героя, людям необходимы некоторые основные ресурсы, или архетипические энергии. Это сила, сострадание и юмор. Взаимное спонсирование архетипических энергий предполагает, что коуч и клиент будут видеть и признавать этих ресурсы друг в друге, привнося в их взаимодействие сбалансированность и взаимное доверие.
 Правильное называние - разновидность вербального рефреймин-га, которая позволяет клиентам более позитивно оценивать ситуацию и события и полностью реализовывать себя, изменяя способ "называния". Один из самых распространенных способов, которыми коучи и спонсоры могут применить правильное называние, включает повторную классификацию самоуничижительных утверждений об идентичности как утверждений о способностях или поведении. Это помещает
 ограничивающие суждения на уровне идентичности в более конструктивную систему отсчета, что способствует принятию правильных решений.
 Основная цель спонсорства состоит также в том, чтобы признать и оберегать позитивные качества и характеристики клиентов, помогая им преодолеть границы и трансформировать самоуничижительные влияния. Это в значительной степени можно сделать, "находясь под рукой" для других людей и передавая основные спонсорские сообщения: "Я вижу вас", "Вы существуете", "Вы ценны", "Вы уникальны", "Вы можете внести вклад в общее дело", "Вы - часть коллектива, и вам здесь рады". Когда клиенты способны пересмотреть сложные ситуации из своей личностной истории с соответствующим спонсорством, например в формате спонсорства потенциала, они могут взрастить в себе и обеспечить ключевые качества и ресурсы, которые позволят им: а) установить разумные границы, б) преодолеть барьеры или в) более полно развить свои способности.
 Спонсорство может исходить не только от одного человека. Ощущение получения спонсорской поддержки усиливается, когда она исходит от всей группы или команды. Этого можно достичь, предложив нескольким членам группы стать для одного из их коллег спонсорами различных ключевых убеждений.
 Иногда мы теряем людей, которые были для нас важными спонсорами, что создает в нашей жизни болезненную пустоту и вызывает чувства печали, одиночества, предательства и вины. Подобно тому как можно иметь внутренних менторов, люди могут интериоризировать спонсоров и научиться быть спонсорами для самих себя. Формат возвращения потерянных спонсоров - это способ помочь клиентам вернуть их отношения с бывшими спонсорами, которые ушли из их жизни.
 Инструментарий спонсорства содержит процессы, которые во многих отношениях просты, но они требуют обязательности и присутствия со стороны спонсора и определенной степени близости между коучем и клиентом. Хотя многие описанные в этой главе инструменты следует применять в условиях индивидуальной работы, что может показаться сложным для тех, кто не имеет опыта работы с коучем, по сути спонсорство сводится к передаче ключевых сообщений: "Я вижу вас", "Вы существуете", "Вы ценны", "Вы уникальны", "Вы можете внести вклад в общее дело", "Вы - часть коллектива, и вам здесь рады".
 Глава 6
 Пробуждение
 t,.t/I. ,"*!.// г -
 Краткое содержание
 • Пробуждение
 "Дух" и "область" Коуч как пробуждающий
 • Не-знание
 Нек-Нек
 • Состояние "аптайм"
 • Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния "аптайм"
 • Получение доступа к подсознанию
 • Инструментарий пробуждающего: активное мечтание
 Упражнение на активное мечтание
 • Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе
 Формат пробуждения к свободе
 • Двойные связи
 • Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей
 • Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи
 • Уровни научения и изменения по Бейтсону
 Научение IV
 Краткий обзор четырех уровней научения
 • Стратегии выживания
 • Инструментарий пробуждающего: обновление стратегий выживания с помощью уровней научения Бейтсона
 • Резюме
 186
 Пробуждение
 Человек - часть целого, которое мы называем Вселенной... часть, ограниченная во времени и пространстве. Он переживает свои мысли и чувства как отдельные от всего остальнбго - своего рода оптическая иллюзия сознания. Эта иллюзия - тюрьма, ограничивающая нас личными желаниями и привязанностью к нескольким наиболее близким нам людям. Наша задача должна состоять в том, чтобы освободиться из этой тюрьмы, расширив свой круг сострадания, чтобы охватить все живые существа и всю природу в ее красоте.
 Альберт Эйнштейн
 В словаре Уэбстера пробуждение определяется как "подъем после сна", "выход из состояния безразличия, летаргии или дремоты" или "возвращение состояния полного сознания, осведомленности и восприимчивости".
 Периоды развития и преобразований в нашей жизни обычно сопровождаются таким "пробуждением". Это подобно тому, как если бы мы пробудились от некоего сна, вышли из созданного нами самими оцепенения или внезапно прозрели. Наши ментальные карты, показывающие, кем мы являемся и что для нас возможно в мире, становятся более широкими, и мы воспринимаем старые ограничения совершенно по-новому. При таких переживаниях мы можем сломать наши старые установки и "выбраться из ящика".
 Результатом пробуждения часто являются новое ощущение цели и значения, расширенное сознание, очищенное восприятие, а также эмоциональное и физическое оживление.
 Пробуждение связано не только с расширением когнитивных или ментальных способностей, но и с сердцем и эмоциями. Пробуждение часто касается воссоединения с мотивацией на самом глубоком уровне. Следовательно, пробуждение обычно сопровождает важные переходные периоды в нашей личной и профессиональной жизни.
 "Дух" и "область"
 Пробуждение выходит за рамки коучинга, обучения, менторства и спонсорства и включает уровень видения, цели и духа. Оно связано с восприятием того, что выходит за рамки нашего я-образа, и включает видение большей системы, окружающей определенные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это связано с тем, кого и что еще мы воспринимаем в мире вокруг нас, и касается вопроса, для кого или для чего был выбран конкретный путь (цель).
 Термин духовный используется в модели нейро-логических уровней для обозначения субъективного переживания себя как части большей системы или "области", - того, что простирается за пределы нас самих и связано с семьей, сообществом и глобальными системами. Это понимание того, что антрополог и специалист по теории систем Грегори Бейтсон назвал "паттерном, который соединяет" все вещи вместе в большее целое. Мы, как отдельные люди, являемся подсистемой этой большей системы.
 Опыт "духовного" уровня касается того, что можно было бы назвать "я" большей системы, - чувства бытия, выходящего за рамки нашего образа себя, а также ценностей, убеждений, мыслей, действий или ощущений. Это предполагает связь с тем, кто еще и что еще находится в окружающей нас большей системе. Именно этот уровень опыта обычно обеспечивает больший контекст, который придает нашей жизни смысл и цель.
 Духовные устремления в форме реализации "видения", "миссии" и "цели" жизни - это мотивация, стоящая за величайшими человеческими достижениями. Многие лидеры и гении признают значение подобного духовного руководства в их жизни и работе. Например, Альберт Эйнштейн так говорил о своих исследованиях: "Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Я не интересуюсь тем или иным явлением, спектром того или иного элемента; я хочу знать замысел Божий; все остальное - детали". ш
 Понятие духовного в модели нейро-логических уровней можно уподобить тому, что Эйнштейн называл "замыслом Божиим".
 С нейро-логической точки зрения процессы духовного уровня имеют отношение к некоей области отношений между нашей собственной нервной системой и нервными системами других людей, формируя своего рода коллективную нервную систему. Результат этой области взаимодействия иногда называют групповым "разумом", групповым "духом" или "коллективным сознанием". Эта область также включает "нервные системы", или сети обработки информации, других существ и даже окружения. Грегори Бейтсон так описал это явление:
 Нам присущ индивидуальный разум, но он существует не только в теле. Он присущ путям передачи информации и сообщениям вне тела; и существует больший Разум, подсистемой которого является индивидуальный разум. Этот больший Разум сопоставим с Богом; вероятно, он и является тем, что люди понимают под "Богом", но при этом он присущ всей взаимосвязанной социальной системе и планетарной экологии.
 (Bateson, 1972)
 Коуч как пробуждающий
 Во многих отношениях коучи, консультанты, врачи, преподаватели и лидеры - это пробуждающие; они открывают новые перспективы и возможности для своих учеников, клиентов и сотрудников, помогая им получить доступ к большему Разуму или к большей области. Пробуждение других предполагает предоставление им помощи в том, чтобы вырасти до уровня видения, миссии и духа. Пробуждающий поддерживает другого человека, обеспечивая контексты и переживания, которые позволят человеку лучше понять свои цели, себя самого и большие системы, к которым он принадлежит.
 Роль пробуждающего до некоторой степени предполагает наличие способностей коуча, преподавателя, ментора и спонсора, но имеет и другие параметры. Очевидно, что других пробудить невозможно, если вы сами еще спите. Поэтому первая задача пробуждающего состоит в том, чтобы пробудиться и остаться бодрствующим. Пробуждающий "пробуждает" других через свою собственную целостность и конгруэнтность. Пробуждающий помогает другим людям осознать их миссию и видение, полностью осознавая собственное видение и миссию.
 Другая ключевая цель пробуждающего состоит в том, чтобы помочь людям "выбраться из ящика", в который они заключены, избавиться от старых привычек, а также выйти из конфликтов и двойных связей.
 Великий датский физик Нильс Бор указывал, что есть два типа истины: поверхностная и глубокая. По мнению Бора, "противоположность поверхностной истины - ложь. Глубокой же истине противостоит другая истина". Бор, несомненно, имел в виду понятие о том, что фундаментальные физические элементы, скажем, электроны, являются одновременно и волнами и частицами. Тот факт, что электроны - это волны энергии, не означает, что они также не являются частицами материи, даже при том, что это две противоположные позиции.
 То же самое справедливо и относительно глубоких психологических истин. Красота и уродство, например, - глубокие истины. Тот факт, что мир наполнен красотой и надеждой, не означает, что он не может одновременно быть уродливым. А то, что люди способны совершать ужасные и бесчеловечные поступки, не означает, что они не способны проявлять героизм и творить чудеса. Пробуждающие часто пробуждают других людей для осознания такой подобной глубокой истины. И когда мы понимаем, что истинно и то и другое, у нас появляется выбор. Куда мы хотим приложить свою энергию? Посвящаем ли мы себя красоте или погрязаем в уродстве?
 Важно отметить, что иногда "чем ярче свет, тем темнее тени". Когда люди переживают даже незначительное духовное пробуждение,
 они внезапно начинают видеть тени, которых они не видели прежде, - потому что свет стал ярче.
 Пробуждение - переживание волнующее, но не всегда приятное. Таким образом, помощь другим в пробуждении требует навыка и чуткости. Пробуждение других предполагает безоговорочное принятие того, кем они являются и как они живут; однако при этом существуют возможности роста и развития. Пробуждение может быть постепенным или внезапным (подобно моменту "сатори" или внезапного инсайта). Пробуждение часто ведет к научению на уровне того, что Грегори Бейт-сон назвал "Научение IV" - создание чего-то "совершенно нового".
 При взаимодействии с другими людьми убеждения пробуждающего включают следующие.
 Жизнь - великое таинство с невероятными возможностями.
 Все мы путешествуем по жизни, и в этом смысле мы все одинаковы.
 Все люди по сути своей ценны, и их нужно принимать такими, какие они есть.
 Каждый выбирает лучшие варианты из тех, которые он считает доступными.
 Никто не смог бы реагировать на любую ситуацию в прошлом иначе, чем он это сделал.
 Однако люди полностью свободны выбрать, как реагировать в каждый момент.
 Люди ограничивают возможные воспринимаемые ими варианты действий, потому что они - или некоторая часть их - еще "спят".
 Если люди знают, что они ценны и их принимают такими, какие они есть, они будут видеть больше вариантов действий, делать правильный выбор и, таким образом, получат возможность развиться в любом направлении.
 Стиль лидерства, теснее всего связанный с пробуждением, - это "харизматическое" или "провидческое" лидерство. Провидческие лидеры имеют ощущение видения и миссии, что дает сотрудникам понимание цели. Харизматические или провидческие лидеры - образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей.
 Не-знание
 Состояние "не-знания" - особое состояние, используемое в НЛП для моделирования и сбора информации. Когда человек входит в состояние "не-знания", он пытается отбросить любые существовавшие ранее
 допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или опыте. То есть он пытается ничего "не знать" о конкретном исследуемом человеке или ситуации, чтобы избежать любых предубеждений, которые могут исказить его опыт.
 Состояние "не-знания" можно охарактеризовать следующим анекдотом.
 НЛП-Практик, НЛП-Мастер и Модельер впервые пошли прогуляться в лес в Санта-Крусе. На дорожке они увидели желтого бананового слизняка. "О, посмотрите, - сказал Практик,- слизняки в Санта-Крусе, оказывается, желтые".
 НЛП-Мастер ответил: "Не обязательно. Все, что мы знаем с достоверностью, - это что некоторые слизняки в Санта-Крусе желтые".
 Модельер возразил: "Ну, если быть точным, в Санта-Крусе есть по крайней мере одна дорожка по крайней мере с одним слизняком на ней, который желтый по крайней мере с одной стороны".
 Состояние "не-знания" - это стратегия, которая использовалась многими выдающимися людьми для выработки новых идей и подходов. Альберт Эйнштейн, например, утверждал, что многие идеи теории относительности появились потому, что он задавал себе вопросы о пространстве и времени без каких-либо предвзятых мнений, как этим мог бы интересоваться ребенок.
 Известный гипнотерапевт Милтон Эриксон утверждал, что он, работая с клиентом, всегда пересматривал и перепроверял все свои пресуппозиции. Два ли глаза у клиента (у него может быть стеклянный глаз)? Две ли у клиента руки (если клиент носит перчатки, у него может быть протез)? Все ли волосы клиента его собственные (а вдруг это парик)? И так далее. Всемирно известный целитель и преподаватель Моше Фельденкрайс утверждал: "В каждом случае я начинаю работу как будто в первый раз и задаю себе больше вопросов, чем когда-либо задавал мне любой из моих помощников или критиков". Входя в состояние "не-знания" и в каждом случае начиная работу как будто в первый раз, Фельденкрайс, подобно Эриксону, получал возможность увеличить свою наблюдательность и креативность, лучше установить контакт с пациентами и не стать жертвой ограничивающих пресуппозиций, которые в конечном счете могли оказаться необоснованными. В результате такие люди, как Эйнштейн, Эриксон и Фельденкрайс, оказались способны сделать крупные открытия в областях, где других сдерживали пресуппозиции и предрассудки, свойственные их эпохе. Фельденкрайс указывал: "Такой способ мышления часто помогает в ситуациях, где потерпели^бы неудачу более знающие специалисты, чем я".
 Таким образом, не-знание - это действенный способ "пробуждения" и важный навык для коучей с большой буквы и их клиентов, помогающий "выбраться из ящика".
 Нек-Нек
 Один из способов помочь себе и другим достичь состояния не-знания - использование персонажа "Нек-Нек". "Нек-Нек" - вымышленный персонаж, которого придумал НЛП-тренер Тодд Эпштейн; его используют для облегчения процесса сбора информации и моделирования. "Нек-Нек" - имя воображаемого космического пришельца, который имеет точно такую же нервную систему и физические характеристики, как и у людей, но у него нет ни единого перцептивного, лингвистического или культурного допущения. Нек-Нек научился всем формам человеческого языка и знаком с ними, но не может выполнять операции удаления, обобщения и искажения, которые большинство людей обычно проделывают при устном общении друг с другом. Нек-Нек способен понимать лишь полностью определенные сенсорно обоснованные описания и инструкции и реагировать на них.
 Эпштейн применял "игру в Нек-Нека", чтобы облегчить процессы входа в состояние, в котором все предыдущие ментальные карты и допущения для интерпретации текущего опыта не используются. Когда коуч входит в состояние "Нек-Нек", он стремится отбросить все прежние допущения и получить новое и непредвзятое представление о конкретной ситуации или переживании.
 Такое состояние - основной навык пробуждающих. Опробуйте его на себе. На несколько минут представьте, что вы Нек-Нек и исследуете знакомые объекты вокруг вас, как если бы вы никогда их раньше не видели. Посмотрите телепередачи или понаблюдайте за взаимодействием людей с точки зрения инопланетянина. На что вы обратите внимание? Какие паттерны отличаются от ваших повседневных представлений?
 Если бы вы наблюдали или выслушивали клиентов с этой точки зрения, какие вопросы вы бы им задали? Что нового бы вы отметили или увидели в их проблемах и жизненных ситуациях?
 Состояние "аптайм"
 Состояние "не-знания" также подобно состоянию "аптайм", в котором все сенсорные каналы человека настроены вовне. В состоянии "аптайм" отсутствуют внутренний диалог, образы или эмоциональная напряженность. Все сенсорное осознание сосредоточено на внешнем окружении в ситуации "здесь и сейчас". Понятие "аптайм" в НЛП было сформулировано основателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Этот термин заимствован из ранней компьютерной терминологии. Слово "аптайм" означало, что компьютер вводит данные. Слово "даунтайм" указывало, что компьютер обрабатывает полученные данные.
 192
 Аптайм - еще один мощный ресурс для пробуждения. По существу, это пробуждение чувств, которое открывает дверь к более глубокому пробуждению к миру вокруг нас. Чтобы стимулировать состояние "аптайм" в вас самих и своих клиентах и заякорить его, можно использовать следующую процедуру.
 Инструментарий пробуждающего: создание якоря для состояния "аптайм"
 1. Найдите место - в помещении или на открытом воздухе, где вы можете некоторое время посидеть или походить, просто наслаждаясь миром вокруг вас.
 2. Наблюдая за окружающим, поупражняйтесь в сосредоточении и настройке осознания своего внешнего окружения для каждой из сенсорных репрезентативных систем:
 • видя вещи - используя панорамный и детальный осмотр различных объектов, цветов и движений в своем окружении;
 • чувствуя температуру воздуха, текстуру, форму и твердость объектов вокруг вас, а также тактильные ощущения, когда вы сидите или передвигаетесь в данном окружении;
 • слушая различия в тоне звуков и местах, из которых они исходят, а также изменения в своем дыхании и высоте и темпе любых голосов вокруг вас;
 • обоняя воздух и объекты вокруг себя - отмечая, какие запахи более яркие, а какие более тонкие, - и, если, хотите, обратите внимание на любые изменения вкуса у себя во рту.
 Подучив доступ к каждой-из этих систем, вы можете помочь себе не обращать внимание на другие каналы, закрыв глаза или заткнув уши и нос в различных комбинациях. Убедитесь в том, что вы получили максимально полный доступ к каждой системе без какого-либо внутреннего диалога, внутренних картин или ощущений.
 3. Правой рукой возьмите себя за левое запястье. Когда вы решите, что способны последовательно получать доступ к каждой системе, сожмите запястье с силой, соответствующей вашей способности получить полный доступ к используемому сенсорному каналу. Чем яснее вы видите, слышите, чувствуете и обоняете происходящее вокруг вас, тем сильнее сжимайте запястье.
 4. Начните настраиваться на все репрезентативные системы одновременно, чтобы внимание были полностью сосредоточено на внешнем окружении через все ваши каналы. Сожмите запястье изо всей силы.
 5. Продолжайте повторять процесс до тех пор, пока не окажется, что для того, чтобы ваше внимание автоматически обратилось к внешнему окружению без какого-либо сознательного усилия, вам нужно всего-навсего сжать себе запястье.
 Получение доступа к подсознанию
 "He-знание" и "аптайм" - это особые состояния, которые помогают людям получать доступ к неосознанным процессам. Почти все творческие и преуспевающие люди признают важность неосознанных процессов в своей работе и достижении успеха. По всей видимости, как только человек настроил все соответствующие схемы (в результате опеки, руководства, коучинга, обучения, менторства и спонсорства), важно максимизировать неосознанную компетентность, чтобы не препятствовать процессу протекать самостоятельно.
 Многие творческие люди, например, утверждают, что самые блестящие идеи к ним приходят, когда они не сосредоточены на проблеме или задаче, которую пытаются решить, - например, когда они принимают утренний душ. Часто от людей приходится слышать нечто вроде "Я набиваю голову всей информацией, какую только могу найти, пока совсем не выдохнусь и больше уже не могу ничего усвоить. Затем я иду спать. Когда я просыпаюсь, у меня уже есть ответ!" Моцарт описал творческий процесс сочинения музыки как "приятный яркий сон". Леонардо да Винчи зашел настолько далеко, что предложил некоторые процессы для стимулирования неосознанных ассоциаций, состоящие в том, чтобы смотреть на стены, и описывал методы вызова ментальных состояний, подобных мечтаниям.
 Очевидно, ключевой элемент "пробуждения" - связь между сознанием и подсознанием. Большая часть опыта пробуждения на деле включает осознание того, что уже и так известно на подсознательном уровне.
 Зигмунд Фрейд указывал, что "психические процессы, по существу, неосознанны" и что "осознанные процессы - это просто отдельные действия и части целого психического существа". Фрейд утверждал, что большинство процессов в нервной системе протекают вне осознанной осведомленности субъекта. Заявляя о том, что "признание наличия неосознанных психических процессов - это важный шаг к новой ориентации в мире и в науке", Фрейд утверждал:
 Мы рассматриваем осознанный или неосознанный характер психического процесса просто как одно из его качеств, не обязательно определяющее.... Каждый отдельный процесс прежде всего принадлежит неосознанной психической системе; из этой системы при некоторых условиях он может переходить далее в осознанную систему.
 7 Коучингс помощью НЛП
 194
 У выдающихся мастеров своего дела отношения между сознанием и подсознанием налажены очень хорошо. Они постоянно находят способы увеличить и развить качество отношений между той маленькой частью, которую мы называем "сознанием", и необъятностью неосознанных процессов. Сознание посылает обратную связь в более крупный блок - подсознание - и влияет на качество отношений между ними. Люди, достигшие мастерства, также понимают, что эти отношения - непрерывный процесс, выражающийся в постоянном развитии с течением времени.
 Развитие качества отношений между сознанием и подсознанием предполагает баланс между установленным порядком и спонтанностью. Иногда для достижения цели важно "не иметь цели". В процессе научения мы подходим к точке, когда нам надо всего лишь действовать полностью спонтанно. В этот момент нет никакой рефлексии. Есть только системная петля между осознанным и неосознанным разумом и между собой и внешним миром.
 Например, если вы занимаетесь боевыми искусствами наподобие айкидо, сначала вам приходится упорно тренироваться на татами. Встретив противника, вы не останавливаетесь, чтобы поговорить с собой или подумать, что вы делаете. Вы даже не решаете заранее, какой маневр использовать. Вы действительно не можете знать, что намерены делать, пока не войдете в контакт с противником, - потому что это ваш танец с внешним миром.
 Грегори Бейтсон указывал, что настоящий мастер знает, когда использовать "напряженное мышление" когнитивного сознания, а когда - "свободное мышление" более творческого подсознания. Звезда гипнотерапии Милтон Эриксон сравнивал взаимодействие между сознанием и подсознанием с лошадью и наездником; лошадь символизирует подсознание, а наездник - сознание. Конечно, всякий, кому доводилось ездить верхом, знает, что происходит, когда наездник хочет ехать в одном направлении, а лошадь - в другом. Ни один из них не сможет двигаться куда хочет, и это отнимает у обоих много времени и энергии.
 Таким образом, важно иметь стратегии и методы для непрерывного развития отношений между осознанными и неосознанными процессами. К типичным подобным техникам относятся медитация, молитва и самогипноз. Эти приемы требуют, как говорил Грегори Бейтсон, чтобы в них была задействована вся психика целиком и полностью.
 Состояния медитации, молитвы и самогипноза подобны состояниям "не-знания" и "аптайм" тем, что все они имеют следующие характеристики:
 • использование периферийного зрения (в противоположность фовеальному);
 • фокусирование на внешних звуках (отсутствие внутреннего ди- 305 алога);
 • физиологические процессы в расслабленном состоянии (никакого эмоционального или физического напряжения).
 Очевидно, это и есть ключевые качества для сооружения моста между нашим сознанием и подсознанием.
 Сны - измененное или "иное" состояние сознания. Их можно использовать, чтобы развить мышление и усовершенствовать процессы научения, а также рассматривать и интегрировать новую информацию. Материал снов используют, чтобы рассмотреть события прошедшего дня или исследовать, какие аспекты этого дня были удачны и что хотелось бы изменить в будущем. С помощью снов можно искать ответы на вопросы, разрешать сложные жизненные проблемы или анализировать альтернативы, на которые вы можете повлиять. Подсознание не думает в точных или материальных терминах, но обрабатывает информацию в терминах отношений, паттернов и паттернов отношений. Все, что предлагает подсознание сознанию в течение сна, метафорично. Лучше принимать сны как метафоры и стремиться понять их смысл.
 Инструментарий пробуждающего: активное мечтание
 Активное мечтание - это инструмент пробуждения, сформулированный опытным НЛП-тренером и разработчиком Джудит Делозье, которую вдохновили на это наблюдения за американскими индейцами. Процесс активного мечтания предполагает определение намерения, которое нужно реализовать во время сна или в ходе мечтаний. Намерение может состоять в том, чтобы получить ответ, разрешить проблему, принять решение, получить больше информации, лучше что-либо понять и т. д. Намерения обычно формулируются в более общих терминах, чем цель или результат. Например, можно сказать: "Мое намерение - увидеть сон о том, от чего я могу благополучно и экологично избавиться". Намерение служит фильтром или руководителем, который направляет подсознательные процессы.
 Ответы могут быть и буквальными, и символическими. Можно проснуться утром и понять, что "Сейчас самое время избавиться от гнева, который я чувствую по поводу отношений, закончившихся пять
 лет назад", или выйти на прогулку и фантазировать о листьях, падающих с дерева. Человек может не осознавать, что символизируют листья, но ему все равно станет легче и спокойнее на душе.
 Один из способов исследовать символы состоит в том, чтобы занять по отношению к ним "вторую позицию", например представить себя листьями или деревом. Затем можно исследовать отношения между символами и первоначальным намерением.
 Следующее упражнение - способ помочь клиентам применять практику активного мечтания, чтобы усовершенствовать петлю между их осознаваемыми и неосознаваемыми процессами и более глубоко понять какой-либо проект, проблему или изменение, которыми они занимаются.
 Упражнение на активное мечтание
 1. Поместите в глубине сознания какое-либо "намерение" - принимаемое решение, преодолеваемую трудность, что-либо, в чем надо проявить больше креативности, вопрос, по которому вы хотите получить больше информации, и т. д.
 2. Войдите в состояние "не-знания" или "аптайм" следующим способом:
 • используйте только периферийное зрение (в противоположность фовеальному);
 • сосредоточьте слух на внешних звуках (отключив все внутренние диалоги);
 • приведите физиологические процессы в расслабленное состояние (устранив всякое лишнее эмоциональное и физическое напряжение).
 3. Оставайтесь в этом состоянии в течение десятиминутной прогулки. При ходьбе отметьте, что "бросается вам в глаза" или что привлекает ваше внимание (деревья, трава, ветер, пение птицы и т. д.).
 4. Наблюдая эти явления (их может быть несколько), займите "вторую позицию" по отношению к каждому символу или объекту. Каковы характеристики этого объекта или символа? Какими бы были ваши свойства, если бы вы были, например, деревом? Вероятно, изменились бы течение времени и скорость движения объектов или людей, вы были бы прикреплены к земле, двигалась бы только ваша вершина и т. д.
 5. Возьмите все знания и характеристики, которые вы обнаружили, заняв "вторую позицию" по отношению к объекту или символу, и создайте "третью позицию", или метапозицию, относительно вашего первоначального намерения. Исследуйте, какие новые сообщения, данные или представления появились у вас относительно первоначального намерения.
 Инструментарий пробуждающего: пробуждение к свободе
 Пробуждение - цель многих духовных дисциплин и методов. Изучающие дзен-буддизм, например, взаимодействуют с мастером дзен, который задает коаны и помогает изучающему освободиться от традиционного мышления и представлений. Коан - это тема для размышления, используемая мастерами дзен, чтобы помочь ученикам прорваться через барьеры рационального, или "сознания", для достижения просветления. Коаны обычно состоят из высказывания великого мастера дзен прошлого или ответа, данного им на вопрос. Например, монах спросил Донгша-на: "Кто такой Будда?" - и получил ответ "Три меры льна". Размышляя о таком коане, который явно нерационален, изучающие дзен открывают свой разум другим типам мышления, интуиции и вдохновения.
 "Решением" коана является классическое изречение Альберта Эйнштейна: "Нельзя решить задачу с помощью того же типа (или уровня) мышления, с помощью которого эта задача поставлена". "Решение" коана предполагает "перескакивание" по логическим уровням, или "мышление вне ящика". Когда это происходит, коан, вместо того чтобы быть источником борьбы, становится стимулом для креативности и "просветления".
 Антрополог Грегори Бейтсон утверждал, что занятие коанами имеет много общего с разрешением психологических двойных связей. "Двойная связь" - это ситуация, в которой кажется, что не существует правильного ответа, - какой бы ответ ни давал человек и какое бы действие он ни предпринимал, все оказывается "неправильным". Бейтсон полагал, что такие связи являются ключевым фактором в развитии психических болезней, но они также могут быть источником огромной креативности и осведомленности, если человек способен перейти на соответствующий уровень мышления и восприятия.
 Бейтсон часто приводил один пример из обучения дзен. Мастер дзен берет палку и поднимает ее над учеником со словами: "Если вы скажете, что эта палка реальна, я ударю вас ею. Если вы скажете, что эта палка нереальна, я ударю вас ею. Эта палка реальна или нет?" Пока ученик остается на том же самом уровне мышления, на котором мастер создал двойную связь, он в тупике. Если же ученик просто протягивает руку и хватает палку, начинает петь, берет свою собственную палку и пытается "сражаться" и т. д., он выходит за пределы двойной связи и изменяет контекст взаимоотношений. Это уровень научения, который Бейтсон назвал "Научение III". (Такие процессы также могли бы вести к Научению IV.)
 Методы дзен-буддизма и их акцент на развитии осознания, расширении сознания и вызове допущениям и ограничениям мыслитель-
 ных процессов полезны для понимания процесса "пробуждения". Ниже приведено упражнение на пробуждение, созданное под влиянием НЛП-тренера и разработчика Ричарда Кларка, который объединил более чем 30 лет обучения дзен с НЛП в качестве ключевого элемента своей практики коучинга.
 Формат пробуждения к свободе
 Перед началом процесса пробуждающий должен войти в состояние полного и безоговорочного принятия идентичности и "духа" клиента.
 1. Попросите клиента подумать о каком-либо нежелательном или непродуктивном жизненном паттерне. Обратите внимание на основную структуру паттерна. (Например, человек думает: "Это будет похоже на все другие случаи, когда я пытался что-то изменить в своей жизни. Я это точно знаю. Это не подействует, и я лишь снова буду чувствовать безысходность. Чего еще можно ожидать, если я вырос в такой семье!") Дайте клиенту инструкцию вспомнить несколько примеров такого паттерна в его жизни, последствия, к которым это привело, и то, как это повиляло на его жизнь.
 • Попросите клиента представить, как могло бы выглядеть будущее, в котором он свободен от этого паттерна, и поразмышлять о том, чем отличалась бы его жизнь, если бы в ней больше не было этого паттерна.
 • Затем попросите клиента поразмышлять.над тем, что этот паттерн для него делает, то есть как сохранение этого паттерна может повлиять на его жизнь. Проверьте, помогает ли он как-либо клиенту. Например, он может помочь клиенту уклоняться от ответственности, избегать критики или доминирования со стороны другого человека, манипулировать или пытаться управлять другими, давать ему ощущение знакомой идентичности и т. д. Если эти "преимущества" все еще ценны для клиента, исследуйте, как он может получить их иными способами, чем через продолжение нежелательного поведения.
 Обсуждая эти проблемы с клиентом, оставайтесь в состоянии полного и безоговорочного принятия идентичности клиента и "духа" его ответов.
 2. Теперь с уважением в голосе скажите клиенту: "Вы - свободный человек..., поэтому вы могли бы продолжить поступать так же, думать так же или быть уверенными в том же хоть до конца своей жизни. Вы останетесь приятным человеком независимо от того, что вы делаете. Вы совершенно нормальный человек и останетесь таким, измените вы что-то в своей жизни или нет. Вы - свободный человек..., поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?"
 3. Попросите клиента искренне и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней. Часто эта реакция выражается в усилении других убеждений об этом паттерне или клиенте. (Например, клиент отвечает: "Это длилось ужасно долго, и я не думаю, что смогу так просто изменить все. Кроме того, я буду на каждом шагу сталкиваться с сопротивлением со стороны своей семьи/сослуживцев/начальства".)
 4. Перенеся свое внимание на эту реакцию, повторите ваши комментарии шага 2; снова напомните клиенту: "Вы - свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?"
 5. Снова попросите клиента честно и внимательно рассмотреть этот вопрос, отметьте его внутреннюю реакцию на него и расскажите ему о ней.
 6. Повторяйте этот процесс, каждый раз напоминая клиенту: "Вы - свободный человек... поэтому вы действительно могли бы сохранить этот паттерн и быть совершенно нормальным человеком..., но для чего?"
 • После нескольких повторений клиент быстро выйдет за рамки типичных оправданий проблемы и будет все глубже и глубже понимать этот паттерн. В конце концов клиент обнаружит себя "вне ящика" своих обычных паттернов мышления, свободным от старых убеждений и допущений и обогащенным новым пониманием областей, в которых у него действительно есть выбор.
 Поскольку никакого "отталкивания" со стороны коуча нет, клиент все глубже пересматривает свою внутреннюю карту, делая о себе такие открытия, которые прежде были невозможны. Таким образом, очень важно, чтобы когда коуч спрашивает "для чего?", он проявлял искреннее любопытство и восприимчивость и безоговорочно принимал клиента независимо от того, что он говорит.
 Двойные связи
 В предыдущем разделе мы коснулись понятия двойных связей. По существу, двойная связь - ситуация "без выигрыша", то есть ситуация, в которой вы "не правы, если это делаете, и не правы, если этого не делаете". По мнению антрополога Грегори Бейтсона, который пер- 1^ воначально определил понятие двойных связей, такие дилеммы лежат "§ в корне как креативности, так и эмоционального замешательства. Различие состоит в том, действительно ли человек способен распознать двойную связь и выйти из нее соответствующим способом. Основная структура двойных связей такова:
 ш
 № В)
 <Э\
 X
 Если вы не делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.). Но если вы делаете А, вы не выживете (не будете в безопасности, не будете веселы, не будете хорошим человеком и т. д.).
 Классическая иллюстрация двойной связи - суды над ведьмами. Чтобы увидеть, была ли женщина ведьмой, ее связывали и бросали в воду. Если ей удавалось выплыть, ее считали ведьмой и казнили. Если женщина тонула, ее реабилитировали и не считали ведьмой, но при этом она, разумеется, все равно погибала.
 Клиенты часто чувствуют, что проходят подобное "испытание". Менее впечатляющие двойные связи встречаются в повседневной жизни очень и очень часто. Один из таких примеров - дилемма мужа, которому жена на вопрос о том, что она думает о том-то и о том-то, сердито отвечает, что это "не его дело". Однако если он не задает вопроса, то она ругает его за то, что его "не интересует ее мнение". Неспособность разобраться в значении этих двух сообщений и реагировать соответствующим образом заставляет его почувствовать себя плохим мужем.
 Двойные связи также возникают в деловых ситуациях. Рассмотрим ситуацию человека, рабочая нагрузка которого настолько возросла, что он не может справиться с ней. Если он выполнит половину работы, выполнить вторую половину он не сможет. С другой стороны, если он не выполнит эту часть работы, значит, работа не будет выполнена. В любом случае человек не выполнит свою работу.
 Другой распространенный пример двойной связи в бизнесе касается процесса "сокращения". Менеджер, столкнувшись с сокращением работников в организации, часто оказывается пойманным в двойную связь желания содействовать "успеху" работников и сделать бизнес "успешным". Если менеджер увольняет работников, то они останутся без дохода, могут лишиться жилья и т. д. Таким образом, менеджер не мог достичь цели сделать жизнь своих работников "успешной". С другой стороны, если менеджер не увольняет работников, то предприятие может стать нерентабельным или даже обанкротиться, - в любом случае это неудача. Менеджер попадает в двойную связь - либо он идет против целей своих сотрудников, либо против целей предприятия.
 Наиболее интенсивные двойные связи возникают в контексте значимых межличностных отношений. Они часто подразумевают силовую борьбу, в которой один человек "негативно спонсирует" другого или пытается "сделать другого человека неправым".
 В качестве иллюстрации Бейтсон приводит пример мальчика, госпитализированного с диагнозом "шизофрения". Спустя некоторое время состояние мальчика стало достаточно стабильным, и ему разрешили принимать посетителей. Мальчика навестила мать. Поздоровавшись, она сказала: "Что же ты не обнимешь маму?" Мальчик покорно обнял
 ее. Однако когда он сделал это, мать явно напряглась, очевидно испытывая дискомфорт от физического контакта. Реагируя на невербальное сообщение, мальчик смущенно убрал руки. Тогда мать спросила: "Что случилось, разве ты не любишь маму?" Ощущая еще большее смущение и дискомфорт, мальчик напрягся и отвел взгляд в сторону. При этом мать заметила ему: "Ты должен научиться контролировать свои эмоции". Диалог продолжался в том же духе, пока беспокойство мальчика не усилилось до такой степени, что у него началось вспышка агрессии и его пришлось зафиксировать.
 Даже при том, что эта ситуация не так драматична, как во время судов над ведьмами, в ней присутствуют все компоненты двойной связи. Первое сообщение гласит: "Если ты не обнимаешь меня, ты меня не любишь (и не получишь моего одобрения)", однако второе сообщение ему противоречит: "Если ты обнимешь меня, ты создашь мне неудобства, и я отпряну от тебя (и ты опять же не получишь моего одобрения)".
 В этом примере также есть и третье сообщение - о реакции мальчика на эту дилемму. Комментарий "Ты должен научиться контролировать свои эмоции" подразумевает, что источник проблемы - неспособность мальчика управлять своими эмоциями, а не,неконгруэнтность матери. Это подразумевает следующее: "Тот факт, что ты чувствуешь смущение, означает, что с тобой что-то неладно. Ты - причина проблемы, неловкости и т. д.".
 Это третье сообщение, очевидно, является важной частью паттерна двойной связи. Собеседник или наблюдатель интерпретирует дискомфорт или смущение другого человека как признак: 1) некомпетентности или 2) негативного намерения с позиции власти со стороны того человека, который находится в двойной связи (изменение действительности). Третье сообщение также обычно находится на уровне идентичности и по существу является сообщением "негативного спонсорства". Подразумевается, что смущение человека - свидетельство того, что он дефектен на уровне идентичности; то есть расстройство и огорчение в связи с ситуацией двойной связи - признак дефекта личности. Именно третий аспект двойной связи делает ее эмоционально невыносимой.
 Инструментарий пробуждающего: выход из двойных связей
 Состояние двойной связи очень похоже на страшный сон. Уже указывалось, что во сне можно предпринять множество действий, чтобы избежать опасности - бежать, прятаться, звать на помощь; поскольку это сон, можно делать даже то, что противоречит обычной действи-
 тельности, - летать, превращаться в кого-то и т. д. Однако есть лишь одно реальное решение проблемы страшного сна - проснуться.
 НЛП-тренёры и разработчики Тим Холлбом и Сюзи Смит предлагают практику принятия множественных "метапозиций" как способ помочь клиентам "пробудиться" от двойной связи. Принятие "метапозиций" обычно предполагает вход в состояние, которое мы ранее называли "третьей позицией", - диссоциация себя и принятие позиции наблюдателя текущей ситуации. Этому изменению точки зрения также помогает использование языка "третьего лица" (он, она, они, им и т. д.) при описании себя и любых других людей, участвующих во взаимодействии. Обычно связанная с ситуацией эмоциональная напряженность сразу уменьшается, как только человек сменит позицию восприятия.
 Однако из-за многоуровневого характера двойных связей простой диссоциации часто недостаточно. Нередко преодоление двойной связи предполагает способность к тройной (наблюдение за собой, наблюдающим себя) или четырехкратной (наблюдение за собой, который наблюдает себя, наблюдающего за собой) диссоциации. При необходимости этот процесс может быть расширен и дальше (существует неограниченное число потенциальных метапозиций). Каждый новый уровень диссоциации не только дистанцирует человека от эмоциональной напряженности ситуации, но и позволяет ему принять более широкую и потенциально более мудрую точку зрения.
 Чтобы помочь клиентам, используя этот метод, вырваться из ситуации двойных связей и найти новые варианты действий, можно дать им следующие инструкции.
 1. Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали, что оказались в двойной связи.
 2. Представьте, что вы можете выплыть из своего тела, оказавшись немного выше и позади себя, так чтобы вы видели себя и другого человека (людей) во взаимодействии. Смотрите, как "они" "там" взаимодействуют, как если бы вы были сторонним наблюдателем. Отметьте, какие новые знания или представления вы получаете, находясь в этой позиции.
 3. Представьте, что вы можете переместиться в точку немного выше и позади этой позиции "наблюдателя", так что вы наблюдаете себя, наблюдающего себя и другого (других) в "той" ситуации. Снова отметьте любые новые знания или представления, которые вы получаете, находясь в этой позиции.
 4. Повторяйте шаг 3 несколько раз для каждой новой позиции наблюдателя, которой вы способны достичь. Вы можете подняться до своего рода "духовной" позиции и понимания, что может помочь ис-
 пытать ощущение внутреннего покоя и мудрости. Каковы были бы "мысли Бога" в этой ситуации?
 5. Пройдите назад все шаги к первоначальной ситуации, вновь занимая каждую позицию наблюдателя и беря с собой понимание, знания и представления, которое вы получили на каждой из позиций наблюдателя. Ваши переживания должны быть совершенно другими, когда вы вновь вернетесь в своей памяти в ситуацию двойной связи.
 Инструментарий пробуждающего: создание позитивной двойной связи
 Как упоминалось ранее, наиболее сложные двойные связи включают множество негативных спонсорских сообщений: "вы не правы, если делаете это", "вы не правы, если не делаете этого" и "вы не правы, если не можете принять решение". Обычно это вызывает состояние, противоположное пробуждению. Вместо того чтобы "становиться полностью осознающим, осведомленным и восприимчивым" и отличаться большей мудростью, ясностью и креативностью, человек сбит с толку, озадачен и замкнут.
 Один из способов найти противоядие от двойных связей состоит в том, чтобы создать ситуацию, в которой человек получает множе: ственные позитивные спонсорские сообщения, то есть его уверяют: "вы правы, если вы сделаете это", "вы правы, если вы не сделаете этого" и "вы правы, если вы не можете принять решение". Это создает то, что можно было бы назвать "позитивной двойной связью", - беспроигрышную ситуацию, в которой человека поддерживают на уровне идентичности независимо от того, о чем идет речь.
 Как и формат "пробуждения к свободе", этот тип поддержки позволяет человеку отделять идентичность от поведения, "выбираться из ящика" мышления, связанного с проблемой, и искренне обдумывать свои убеждения, допущения и альтернативы в данной ситуации.
 Один из ключей к пробуждению к свободе, позитивной двойной связи и преодолению двойных связей в целом состоит в том, чтобы помогать клиентам осознать принцип глубокой истины Нильса Бора, - понятие о том, что противоположность глубокой истине также истинна. Понимание глубокой истины создает более глубокое ощущение мудрости и свободы выбора. Цель создания позитивной двойной связи - помочь клиентам осознать этот тип более глубокой правды о себе и своих паттернах поведения.
 Позитивная двойная связь - это полезный инструмент пробуждения для многих типов ситуаций. Ниже дан формат для создания позитивной двойной связи, который включает посылку набора конк-
 204
 ретные позитивных спонсорских сообщений клиенту. Хотя все эти сообщения клиенту может отправить один человек, этот процесс легче всего выполнять в группе из четырех человек.
 1. Попросите клиента идентифицировать паттерн поведения, относительно которого он испытывает затруднения или нерешительность. Он может быть либо желательным, либо нежелательным (например, промедление, написание книги, смена места работы, разрыв отношений и т. д.).
 2. Двое, А и Б, стоят с обеих сторон от клиента и много раз делают следующие комментарии:

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу