<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 А: "Вы правы, если вы делаете это".
 Б: "Вы правы, если вы не делаете этого".
 А и Б вместе: "Вы правы, если вы не можете принять решение".
 3. В это же время В непрерывно повторяет: "Есть большая цель вашей жизни и действий". "Вы способны принимать хорошие решения".
 "Вы можете доверять своему большему "я" и своему подсознанию".
 "Вас направят к правильному выбору".
 "Вы способны успешно преодолевать жизненные трудности".
 "Вы можете быть сильным, сострадательным и веселым".
 "Вы можете учиться. Есть нечто важное, что нужно узнать".
 Обратите внимание, что сообщения А и Б подчеркивают "Вы правы", а не "Это правильно". Высказывание: "Вы будете правы, если будете медлить или не будете медлить" отличается от высказывания "Это правильно, если вы будете медлить или не будете медлить". Понятие "это" подразумевает общее суждение о поведении, а не сообщении об идентичности человека. Важнейшая цель этого упражнения - подчеркнуть, что клиент будет прав на уровне идентичности независимо от того, о чем идет речь. Это помогает клиенту отделить свою идентичность от рассматриваемого поведения и дает клиенту подлинную свободу выбора.
 Третий набор сообщений помогает напоминать клиенту о ключевых ресурсах и убеждениях, которые могут помочь ему принимать эффективные решения и находить свой путь.
 Прошедшие через этот процесс клиенты часто обнаруживают, что первый набор сообщений в основном нейтрализует любые внутренние конфликты или борьбу. Второй набор сообщений помогает им получить ресурсы, необходимые для мудрого и экологичного принятия соответствующего решения или разрешения проблемы.
 Уровни научения и изменения по Бейтсону
 Процесс пробуждения явно связан со сдвигом уровней опыта и осознания. Люди часто говорят о реагировании на различных уровнях. Например, человек может сказать, что какой-либо опыт был негативным на одном уровне, но позитивным - на другом. В структуре нашего мозга, языке и системах восприятия есть естественные иерархии, или уровни, опыта. Каждый уровень организовывает информацию на нижнем уровне и управляет ею. Изменение на верхнем уровне обязательно приводит к изменению на более низких уровнях; изменение на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни.
 Антрополог Грегори Бейтсон (Bateson, 1973) идентифицировал четыре основных уровня научения и изменения. Каждый следующий уровень более абстрактный, чем более низкий уровень, и оказывает большее воздействие на человека. Бейтсон предложил свою классификацию различных "логических уровней" научения, основываясь на математической теории логических типов Бертрана Расселла. (См. Приложение) Каждый уровень функционирует, делая корректирующие изменения и усовершенствования на более низком уровне.
 По мнению Бейтсона:
 Нулевой уровень научения характеризуется конкретностью реакции [то есть конкретным поведением в конкретном окружении. - Р. Д.], которая - правильная или неправильная - не подвержена коррекции.
 Научение I - это изменение специфики реакции путем коррекции ошибок выбора в пределах набора альтернатив.
 Научение II - это изменение в процессе Научения I, например корректирующее изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор, или изменение в пунктуации последовательности.
 Научение III - это изменение в процессе Научения II, например корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делают выбор.
 Например, русский физиолог Павлов обнаружил, что можно вызывать у собак слюноотделение, звоня в звонок перед каждым кормлением. Собаки учились связывать звук звонка с получением пищи. Довольно скоро Павлову стоило лишь позвонить в звонок - и у собак начиналось слюнотечение, даже если они не получали пищи.
 Согласно модели уровней научения Бейтсона, начальный акт слюноотделения у собак при получении пищи - пример Нулевого Научения. Это - врожденная инстинктивная реакция, которая передается по наследству и которую трудно, если не невозможно, подавить.
 Научение расширять реакцию слюноотделения при виде и запахе пищи и вызывать ее на звук звонка - это пример Научения I. Через
 Уровни научения связаны с изменениями на различных уровнях поведения
 повторение и подкрепление собака учится связывать конкретную реакцию слюноотделения (в противоположность другим реакциям - зевание, лизание, мигание и т. д.) с определенным стимулом конкретного звонка.
 Научение II предполагало бы "изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор". Это значило бы, что как только у собаки начинается слюноотделение на звук звонка, она была бы должна, услышав звонок, изменить эту реакцию на что-то совершенно иное (скажем, на лай или бегство), а не просто увеличить или уменьшить интенсивность слюноотделения. Слюноотделение - это элемент набора "пищевых" форм поведения. Другими "наборами" альтернатив были бы "игра", "избегание", "исследование", "агрессия" и т. д. Создание изменения на этом уровне, очевидно, было бы более сложным, чем Научение I.
 Научение III было бы еще большим изменением. Бейтсон говорит, что это было бы "изменением в системе наборов альтернатив, из которых делают выбор". Собака, например, является одной "системой" наборов альтернатив. Другие животные (коты, птицы, люди, волки и т. д.) составили бы иные системы. Чтобы достичь Научения III, собаки Павлова при звуке звонка должны были бы внезапно перейти от "собачьих" форм поведения к "кошачьим" (мяуканье, лазанье по деревьям и т. д.). Это явно было бы задачей весьма сложной и, как указывал Бейтсон, фактически невозможной для взрослых особей большинства видов (хотя подражание другим животным, например собакам, котам и птицам, - естественное и нормальное занятие детей).
 Таким образом, с точки зрения Бейтсона, простой механический рефлекс - пример "нулевого научения". Процессы Нулевого Научг-
 206
 
 ния также могли бы включать привычки, склонности и другие паттерны, которые кажутся установившимися и неизменными. Нулевое научение - это обычное состояние для многих людей и организаций. Многие наши паттерны поведения становятся неосознанными встроенными в нас привычками, которые мешают эффективно адаптироваться к изменениям в окружающем мире. Это часто ведет к тупиковым состояниям, сопротивлению, благодушию и неэффективности.
 Поведенческое обусловливание, психомоторное научение, перенастройка процессов или возрастающее качественное усовершенствование - действия, касающиеся "корректирующих изменений" конкретных форм поведения и действий в людях и организациях, то есть Научение I. Оно, по сути, связано с поведенческой гибкостью - обновлением и улучшением уже имеющихся процедур и паттернов поведения. Научение I лучше всего стимулировать, помогая людям развить "метапо-знание", понимание действий, внутреннего опыта и процессов мышления. Это делается с помощью базовых техник коучинга и обучения - сравнительного анализа и обеспечения обратной связи.
 Изменение таких высокоуровневых процессов, как политика, ценности и приоритеты, связано с действиями, которые обращены к целым наборам альтернатив, - это Научение II. Например, если компания хочет стать в большей степени "ориентированной на обслуживание", чем "ориентированной на производство", это потребует крупномасштабных изменений целых областей процедур и форм поведения и даже использования новых наборов действий и процедур, смоделированных на примере других людей.
 Примером изменения в человеке на уровне Научения II был бы резкий переход от исследовательского поведения к избеганию или от агрессии - к исследованию или игре. Достижение такого быстрого и впечатляющего изменения требует сдвига убеждений и ценностей. Например, если человек считает, что определенный контекст "опасен", он, скорее всего, будет выбирать "избегающее" поведение, а не поведение типа "игры". С другой стороны, если человек считает, что контекст "безопасен", он вряд ли выберет поведение типа "бей или беги".
 Хорошая иллюстрация этого - быстрое уменьшение числа авиапассажиров после террористических атак 11 сентября 2001 года. Это не было постепенным изменением, вызванным повышением стоимости авиабилетов или ухудшением обслуживания (что было бы примером Научения I). Скорее это было быстрым и значительным изменением, вызванным убеждением, что летать самолетами уже не "безопасно". Очевидно, Научение II происходит быстрее и имеет более серьезные последствия, чем Научение I.
 У людей изменения в результате Научения II поддерживаются способностью занимать "метапозицию", то есть диссоциироваться от
 себя и рассматривать свои действия в контексте других "наборов альтернатив" и в сравнении с ними. Это одна из главных целей менторства.
 Импринтинг и развитие личности в большей степени связаны с осуществлением изменений в целых "системах" альтернативных форм поведения - Научение III. Изменение таких "систем", по существу, предполагает изменение на уровне идентичности. Оно включает расширение диапазона поведения и выход за пределы нашей текущей роли или совокупности "наборов" альтернатив. Интернет и "новая экономика", например, вынудили многие компании принять совершенно новые подходы к менеджменту и маркетингу, иногда значительно отличающиеся от тех, к которым они привыкли и которые их вполне устраивали.
 Процесс Научения III можно поддержать с помощью моделирования, эталонного тестирования и принятия "второй позиции" в общении с другими. Эти приемы помогают преодолеть порог и выйти за пределы нашего текущего ощущения себя и идентичности. Как утверждал Бейтсон, "в той степени, в которой человек достигает Научения III, ...его "я" будет становиться в некотором роде неуместным". Бейтсон считал, что осуществить изменение на уровне Научения III очень сложно и "принуждение действовать на этом уровне у некоторых людей и животных может вызвать патогенный эффект". Вот почему спонсорство так необходимо, если мы хотим поддержать человека в расширении его идентичности.
 Научение IV
 Бейтсон также говорил о возможности Научения IV, стоящего выше этих трех уровней. Он полагал, что этого уровня научения может достичь не отдельный представитель того или иного вида, а лишь группа особей или вид в целом. Научение IV предполагает выработку совершенно новых форм поведения, которые не соответствуют никакой имеющейся системе или классам поведения. Научение IV было бы действительно революционным типом научения, которое предполагает создание полностью новых моделей или систем поведения.
 Когда наши предки встали на две ноги и произнесли первые слова, они не выбирали из некоторого имеющегося набора альтернатив и не моделировали представителей какого-то другого вида. Они начали делать нечто совершенно новое, и это в корне изменило нашу роль на этой планете.
 Действия гения, как и Научение IV, часто носят беспрецедентный и преобразовательный характер, что ведет к революциям в нашем способе понимания окружающего мира и взаимодействия с ним. В мире высоких технологий Силиконовой долины люди часто прово-
 дят различие между "эволюционными" и "революционными" технологиями. Эволюционные технологии существенно усовершенствуют то, что уже существует, значительно расширяя функциональные возможности или характеристики или объединяя технологии. Революционные технологии изменяют или создают новую промышленность и преобразовывают способ работы или общения людей. Например, такие вещи, как печатный станок, автомобиль, самолет, радио, телевидение, персональный компьютер, Интернет, можно считать революционными технологиями.
 Хотя определенный тип "пробуждения" сопровождает каждый уровень научения в модели Бейтсона, при Научении IV оно самое глубокое и преобразующее. Революционные аспекты Научения IV - очевидные примеры типа пробуждения, при котором мы способны не только "выбраться из ящика", но и приняться за создание нового набора ящиков.
 Как предполагает Бейтсон, прозрения и пробуждения, составляющие Научение IV, скорее всего, проявляются в форме определенного вдохновения или откровения, источник которого находится вне человека в большей системе или "области", окружающей нас; Бейтсон называл эту систему "большим Разумом" или "соединяющим паттерном", а Эйнштейн имел ее в виду, говоря о "замысле Божием" или "Вселенной".
 Доступ к Научению IV требует сильной связи с нашим подсознанием и состояний "не-знания", "аптайм", "активного мечтания", которые предполагают сосредоточенность и открытость всем возможностям при отсутствии каких-либо оценочных суждений или интерпретаций. Эти особые состояния дают ощущение способности подсознательно использовать возможности большей "области" или "Разума" вокруг нас, - что мы назвали "духовным" уровнем научения и опыта.
 Краткий обзор четырех уровней научения
 Итак, Бейтсон выделяет следующие уровни научения.
 • Научение 0 - это отсутствие изменения. Оно включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются "внутри ящика", - это привычки, сопротивление, инерция.
 • Научение I - это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь расширить способности отдельной группы или организации, они все еще остаются "внутри ящика"; это может быть развитие и усовершенствование новых приемов и способностей. Научение I - это задача коу-чинга и обучения.
 • Научение II -- это быстрое, резкое, изменение. Оно предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа "ящика" на другой, скажем, изменение в политике, ценностях или приоритетах. Научению II лучше всего способствует процесс менторства.
 • Научение III - это эволюционное изменение. Оно характеризуется существенными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности человека, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они находятся не только вне "ящика", но и вне "здания", это, например, смена роли, марки или идентичности. Изменения на этом уровне требуют эффективного спонсорства.
 • Научение IV - это революционное изменение. Оно предполагает пробуждение к чему-то полностью новому, уникальному и преобразующему. На уровне Научения IV человек, группа или организация находятся вне "ящика" или "здания" и в новом мире, что характеризуется, например, полностью новыми реакциями, технологиями или способностями, которые открывают дверь к ранее неизвестным и не отмеченным на карте возможностям.
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 Уровни научения Бейтсона обеспечиваю еще одну очень полезную дорожную карту для коучей, пытающихся помочь клиентам. Новые цели и потребность в изменении, порожденные изменениями в окружении, вынуждают клиентов противостоять формам поведения и паттернам, упрочившимся на уровне Научения 0. При этом встает вопрос о том, на каких уровнях (I, II, III или IV) должно произойти научение, чтобы клиент достиг своих целей и переместился из своего текущего состояния к желаемому.
 Очевидно, каждый тип жизненных ситуаций и переходов требует определенных уровней научения. Важно уметь идентифицировать требующийся для клиента уровень (уровни) научения, чтобы достичь его желаемого состояния, а также применить соответствующий подход и оказать поддержку, которые помогут осуществить научение требуемого уровня. Часто человек и организации неосознанно пытаются применить Научение I для решения проблем, требующих Научения II или III. В лучшем случае это неэффективно, а иногда даже ухудшает ситуацию.
 Некоторые проблемы и цели будут требовать научения на нескольких или всех уровнях. Осуществление больших жизненных изменений и освобождение от двойных связей явно требует адаптации на нескольких уровнях научения, иногда включая Научение IV. Другая типичная проблема клиентов, требующая задействовать многие уровни научения и изменения, - это обновление "стратегий выживания".
 Стратегии выживания
 Стратегии выживания - глубокие и часто неосознанные внутренние паттерны, которые обычно формируются в очень раннем возрасте. Обычные стратегии выживания - реакции типа "бей" (нападение), "беги" (избегание) или "замри" (паралич). Стратегии выживания составляют часть нашего глубинного программирования и действуют как своего рода фундаментальная метапрограмма, которая формирует наш подход к жизни и отношениям с людьми. Это часть самых глубоких программ, которые связывают нас с другими животными и развились из подобных программ у животных. Определенные стратегии выживания должны формироваться у любого существа.
 Эти фундаментальные стратегии могут принимать в нашей повседневной жизни различные формы, например, мы можем ощущать потребность съежиться, стремление стать маленьким и невидимым, незаметным, диссоциированным от чувств, покорным, пассивным, желание улестить агрессора, веру в необходимость любой ценой стоять на своем и т. д. Во многих случаях "выживание" выходит за рамки физического выживания и включает сохранение или защиту чувства идентичности и личной целостности, ключевых убеждений и ценностей, существенных ролей и отношений, которым мы посвятили себя, и т. д.
 Как и в случае с любыми другими стратегиями, лучше всего иметь целый диапазон стратегий выживания и гибко применять их в соответствии с контекстом. Однако часто мы застреваем на одной стратегии или слишком обобщаем ее эффективность. Это приводит к неуместным действиям и часто дает парадоксальный результат, когда мы фактически обостряем ситуацию и в некотором отношении подвергаем себя еще большему риску.
 В качестве аналогии, известно, что при столкновении с тем или иным типом хищных млекопитающих более эффективны определенные стратегии выживания. Например, если на вас напал медведь, лучше лечь, не двигаться и притвориться мертвым. С другой стороны, если к вам приближается горный лев, лучше не сдавать ему позиций, казаться насколько возможно большим и медленно пятиться назад. Попытка использовать стратегию, не подходящую для данного животного, может привести к печальным последствиям (а попытка убежать от хищника вряд ли будет эффективной в любой ситуации).
 Таким образом, важно периодически пересматривать, обогащать и модернизировать наши стратегии выживания, расширяя варианты выбора, чтобы включить такие новые возможности, как сосредоточение, принятие, прощение, обязательность и изменчивость. Поскольку стратегии выживания настолько глубоки и важны для нашего существования, их изменение - вопрос не просто поверхностных корректировок. Обновление стратегий выживания предполагает пересмотр
 ключевых жизненных ситуаций и осуществляемое на нескольких уровнях привнесение в эти переживания новых ресурсов.
 Инструментарий пробуждающего: обновление
 стратегий выживания с помощью уровней
 научения Бейтсона
 В следующем формате применяются логические уровни научения Грегори Бейтсона, чтобы помочь клиентам идентифицировать и модернизировать стратегии выживания, которые, возможно, устарели и стали неэффективными. Это предполагает систематическое перемещение от Научения 0 к Научению IV.
 Научение I, II и III подобны ступенькам лестницы, которые помогают нам создать возможность для Научения IV. В этом процессе используются различные типы подходов и поддержки, помогающие людям делать различные корректировки и изменения. Это необходимо для успешного достижения каждого уровня научения на основе понимания и знаний, полученных на каждом предыдущем уровне, чтобы в итоге развить способность к Научению IV.
 Этот процесс предполагает проведение клиента через следующие шаги.
 1. Подумайте о проблемной ситуации или отношениях, в которых вы продолжаете возвращаться к старой стратегии выживания, даже зная, что она неэффективна (Научение 0). Ассоциируйтесь с примером этого опыта и внутренне "вновь почувствуйте", на что это похоже. Продемонстрируйте или покажите в ролевой игре свою поведенческую реакцию в этой ситуации и идентифицируйте структуру стратегии выживания (защитная реакция, попытка убежать, замирание, съеживание, стремление стать незаметным и т. д.). Имейте в виду, что этот паттерн может включать сочетание или последовательность стратегий выживания.
 2. Посмотрите на ситуацию со стороны и поразмышляйте над этим паттерном поведения. Отметьте, как вы реагируете в этой ситуации мысленно и физически. Исследуйте, как вы могли бы регулировать или адаптировать свое поведение (Научение I), если бы у вас было больше внутренней силы (сила), мягкости (сострадание) и веселья (юмор). Опробуйте в ролевой игре некоторые варианты того, как вы могли бы изменить свое текущее поведение: утрируйте, ослабьте, модифицируйте его и т. д. Подумайте о важнейшем коуче или преподавателе в вашей жизни, который может помочь вам быть более гибким.
 3. Отойдите еще дальше от этой ситуации и займите позицию "наблюдателя", чтобы вы могли "видеть себя" в проблемной ситуации.
 • Отметьте, как вы до сих пор классифицировали эту ситуацию. Что вы воспринимаете как вопрос выживания? Каковы ваши убеждения о самом себе, других или контексте, которые заставили вас воспринимать это как ситуацию "выживания"?
 • Подумайте о каком-либо другом времени и ситуации, в которой вы были способны действовать или реагировать совершенно другим и более ресурсным способом (Научение II), например о состоянии "аптайм". Ассоциируйтесь с ситуацией, в который вы могли демонстрировать этот другой класс поведения.
 • Создайте "мост убеждения" к проблемной ситуации: каково убеждение, позволяющее вам оставаться ресурсным в этой новой ситуации? Какое убеждение вы должны иметь, чтобы поддерживать новый класс поведения в проблемной ситуации? Подумайте о важном менторе в вашей жизни, который в состоянии помочь вам укрепить это убеждение.
 • Вновь представьте себе проблемную ситуацию и действуйте, "как если бы" вы уже имели это убеждение и могли демонстрировать связанное с ним другое поведение. Что изменилось в ваших переживаниях?
 4. Снова отойдите от ситуации, чтобы оказаться вне самого себя, размышляя над самим собой и диапазоном доступных вам действий. Рассмотрите возможность наличия совершенно иной системы с совершенно иным диапазоном форм поведения (идентичности), которая не является вашей собственной (Научение III).
 • Представьте себе человека, животное или другое существо, которое обладало бы в данной ситуации совершенно иной стратегией, чем вы. Идентифицируйте ролевую модель для этой системы поведения и полностью "влезьте в его шкуру" (вторая позиция). [Если нужно, создайте "мост убеждения", чтобы занять позицию восприятия модели (какое убеждение вам необходимо, чтобы полностью оказаться в "шкуре" другого человека?).]
 • С точки зрения ролевой модели, какова ваша" метафора для самого себя как этой модели? Каково ваше "призвание" как этой модели? Подумайте о спонсоре в вашей жизни, который помог вам расширить восприятие себя, представьте, что в проблемной ситуации вы реагируете, "как если бы" вы были другим человеком, применяя созданные вами призвание и метафору.
 5. Отступите еще дальше назад из положения Научения III. Войдите в состояние "не-знания", в котором вы чувствуете себя сосредоточенным и открытым для всех возможностей, не делая никаких оценок и не давая интерпретаций. Откройте себя тому, что Грегори Бейт-сон называл "соединяющим паттерном" и "большим Разумом", а Эйнштейн считал "Божиим замыслом" и "Вселенной". Подумайте о пробуждающем в вашей жизни, который помог вам расширить пред-
 ставления о своих возможностях. Создайте для этого состояния якорь или символ. Используя этот якорь или символ для удержания данного состояния, вернитесь через каждый из уровней научения назад в проблемную ситуацию и действуйте спонтанно. Какие вы можете предпринять действия, не соответствующие никакой текущей системе классов действий? (Научение IV.)
 Этот же процесс можно использовать, чтобы помочь клиентам решать самые разные проблемы. Такие шаги можно применять не только к стратегиям выживания или двойным связям, но и к любой ситуации, в которой клиент чувствует себя в тупике или попавшим в ловушку определенного паттерна поведения.
 Резюме
 Пробуждение предполагает людям помощь в личностном росте и развитии на уровне видения, цели и духа. Пробуждающие поддерживают других, помогая им лучше осознать свое призвание, неосознанные ресурсы и большие системы, к которым они принадлежат. Для этого они помогают клиентам "выбраться из ящика", в котором они в настоящее время заключены, избавиться от старых привычек, разрешить конфликты и двойные связи и обновить неэффективные стратегии выживания.
 Ключевое условие для достижения глубоких инсайтов и пробуждения - способность войти в состояние "не-знания". Когда человек входит в состояние не-знания, он пытается отбросить любые существовавшие ранее пресуппозиции и получить новое и непредубежденное представление о конкретной ситуации или переживании.
 Состояние "аптайм" - ещё один путь к пробуждению. Состояние "аптайм" предполагает сосредоточение внимания на "здесь и сейчас" и полное открытие чувств к окружающему миру. При этом мы игнорируем сознательные допущения и препятствия и очищаем канал связи со своей неосознанной компетентностью.
 Связь между сознанием и подсознанием - ключевой элемент "пробуждения". Во многих отношениях пробуждение - результат осознания того, что уже известно на уровне подсознания.
 Активное мечтание - способ использовать канал между сознанием и подсознанием путем выбора намерения и входа в состояние, в котором вы:
 • используете только периферийное зрение (в противоположность фовеальному);
 • сосредоточиваете слух на внешних звуках (отключение всех внутренних диалогов);
 • поддерживаете физиологические процессы в расслабленном со- 215 стоянии (отсутствие дополнительного эмоционального или физического напряжения).
 Знание и информация, являющиеся результатом процесса активного мечтания, часто имеют символический или метафорический характер и стимулируют клиентов осознать другие уровни значения относительно конкретных ситуаций и своей жизни в целом.
 Пробуждение к свободе - это формат коучинга с большой буквы, который помогает клиентам "выбраться из ящика" ограничивающих жизненных паттернов и выйти на "иной уровень мышления, чем тот, на котором создана проблема". Полностью и безоговорочно принимая клиента, пробуждающий создает контекст, в котором клиент может все глубже пересматривать свои ментальные карты, убеждения и допущения, делая прежде невозможные открытия о себе.
 Двойные связи - это ситуации без выигрыша, решение которых требует важного инсайта и пробуждения. Условия, окружающие двойные связи, как правило, приводят к результату, прямо противоположному "пробуждению", вызывая состояние, в котором человек находится в замешательстве и испытывает затруднения. Преодоление двойных связей предполагает принятие множественных "метапозиций", в которых клиент может диссоциироваться от ситуации двойной связи и поразмышлять о ней при отсутствии эмоциональной травмы и негативных спонсорских сообщений, связанных с ситуацией. Это позволяет ему достичь более широкой и более мудрой перспективы и найти новые инсайты, варианты и решения.
 Позитивные двойные связи служат противоядием для негативных спонсорских сообщений, вложенных в типичные двойные связи, а также являются способом преодоления ограничений непродуктивных жизненных паттернов. Позитивные двойные связи создаются путем одновременной передачи многих позитивных спонсорских сообщений, которые нейтрализуют любые внутренние конфликты или борьбу и стимулируют ресурсы, необходимые для новаторского мышления и принятия мудрых и экологичных решений.
 Уровни научения Грегори Бейтсона предоставляют коучам и пробуждающим важную и полезную дорожную карту, чтобы помочь клиентам пройти путь от постепенного усовершенствования до революционного изменения, выбираясь из ящика имеющихся паттернов мышления и поведения.
 Иерархия уровней научения Бейтсона достигает высшей точки в Научении IV - способности генерировать совершенно новые и преобразующие идеи и действия. Источник истинного Научения IV находится вне человека и лежит в пределах большей системы или окружающей нас "области". Доступ к Научению IV требует сильной связи
 2l6 c нашим подсознанием и предполагает сосредоточенность и открытость для всех возможностей при отсутствии любых оценок или интерпретаций. Это позволяет получить доступ к прозрениям, относящимся к большей "области" или "Разуму" вокруг нас.
 Основное применение уровней научения Бейтсона, и особенно Научения IV, состоит в обновлении неэффективных стратегий выживания, которые застыли на уровне Научения 0. Стратегии выживания - это глубокие и часто неосознанные внутренние паттерны (например, "бей", "беги", "замри"), которые обычно формируются в очень раннем возрасте. Обновление стратегий выживания предполагает систематическое ведение клиентов от Научения 0 к Научению IV, основанное на инсайтах и знаниях, полученных на каждом уровне; это приводит к преобразовывающим жизнь озарениям и пробуждению.
 
 Заключение
 Цель этой книги состояла в том, чтобы исследовать навыки и инструменты, необходимые для эффективной работы коуча с большой буквы. Это предполагает интеграцию нескольких поддерживающих ролей - от опекуна до пробуждающего. Каждая глава посвящена конкретному уровню изменения и типам проблем, которыми обычно приходится заниматься коучам на данном уровне. Для каждого уровня изменения мы также определили навыки, характеристики и стиль лидерства, помогающие людям на соответствующем уровне эффективно работать, учиться и развиваться.
 Эти ключевые взаимосвязи можно обобщить в следующей таблице.
 Уровни поддержки, обеспечиваемые коучем с большой буквы
 Уровень Типы проблем, Тип необходимой Стиль лидерства изменения которые необходимо решать поддержки Окружение Где и когда Руководитель Управление ис- Опекун ключением Поведение Что Коуч Вероятное вознаграждение Способности Как Преподаватель Интеллектуальная стимуляция Ценности и убеждения Почему Ментор Воодушевление Идентичность Кто Спонсор Индивидуальный подход Духовный Для кого Пробуждающий Харизматическое Для чего Провидческое Основная часть каждой главы этой книги была также посвящена тому, чтобы обеспечить инструментарий методов, форматов и упражнений, которые используются в контексте каждой поддерживающей роли (опекуна, руководителя, коуча, преподавателя, ментора, спонсора и пробуждающего) для облегчения процесса эффективной работы, научения и изменения на каждом уровне. Большинство этих инструментов и методов разработаны с помощью принципов и технологии нейро-лингвистического программирования (НЛП) и основаны на том, что мы назвали петлей "коучинг - моделирование".
 Значение моделирования особенно подчеркивается в следующих инструментах и процессах:
 - интервизия;
 - сравнительный анализ и перекрестное картирование;
 - выявление Т.О.Т.Е.;
 - вторая позиция;
 - метапозиция.
 Петля "коучинг - моделирование" объединяет в себе знание о том, что должен делать человек для получения результата, с информацией о том, как достичь этих результатов. Моделирование дополняет коучинг, определяя, как можно наилучшим образом решить ключевые задачи и выполнить необходимые действия, а коучинг дополняет моделирование, помогая людям усвоить и осуществить то, что было смоделировано.
 Выравнивание пути от опекуна к пробуждающему
 Важно указать, что различные уровни инструментов и поддержки, рассмотренные в главах этой книги, не являются взаимоисключающими, а скорее фундаментально дополняют друг друга. Более низкие уровни поддерживают верхние, а верхние уровни обеспечивают структуру для более низких уровней и управляют ими. Итак, все уровни инструментов и поддержки до некоторой степени необходимы, чтобы помочь клиентам претворить в жизнь их мечты и видение.
 Таким образом, хотя эти инструменты и роли и были представлены отдельно, использовать их лучше всего в комбинации.
 Возможно, лучше всего будет суммировать и выровнять роли и стили, образующие путь от опекуна к пробуждающему, в форме эмпирического обзора, который служит заключительным инструментом в нашем инструментарии коучинга.
 Процесс выравнивания коуча с большой буквы
 Цель следующего процесса состоит в том, чтобы помочь вам вызвать эффективное и выровненное состояние коучинга с большой буквы.
 Начните с того, что выделите шесть позиций для различных уровней поддержки, изученных в этой книге, - опекуна и руководителя, коуча выполнения работы, преподавателя, ментора, спонсора и пробуждающего. Для каждой роли вам следует идентифицировать уровень сосредоточения и тип ресурсов, необходимых для эффективного исполнения этой роли. Чтобы создать эти ресурсы в каждой из позиций, вам следует:
 • вспомнить тех людей, которые были для вас хорошими ролевыми моделями на данном уровне поддержки;
 • поместить себя в позицию восприятия этих ролевых моделей, чтобы почувствовать, что значит поддерживать людей на этом уровне, включая соответствующий стиль лидерства;
 • идентифицировать личный референтный опыт - случаи, в которых вам удавалось эффективно исполнять эту роль и проявлять поддерживающий человека стиль лидерства.
 Следует также идентифицировать типы поз, движений, тон голоса и внутреннее состояние, связанные с каждой ролью и стилем.
 В качестве заключительного шага вам следует выровнять все роли и стили в контексте вашего видения и окружения для вызова интегрированного состояния коучинга с большой буквы.
 1. Идентифицируйте окружение, бЧсотором вы хотели бы быть лучшим коучем с большой буквы. Где и когда вы призваны быть коу-чем с большой буквы? Ассоциируйтесь с этим окружением, как если бы вы были там, видя, слыша и ощущая важнейшие особенности этого окружения. Подумайте о необходимых физических ресурсах, которые больше всего поддерживали бы вас, и о руководстве, которое поможет вам лучше понять это окружение и управлять им.
 • Вспомните о тех людях, которые были вашими опекунами и руководителями. Отметьте, как они заботились о вас или предоставляли необходимые знания об окружении. Вспомните несколько ситуаций, в которых вы получили опеку или руководство, и то, насколько важно было для вас знать о возможности получить физическую поддержку или информацию, в которой вы нуждались. Подумайте о характеристиках людей, которые были для вас хорошими опекунами и руководителями.
 220
 Пробуждающий Спонсор Ментор Преподаватель Коуч Опекун-Руководитель Провидческий Индивидуальный подход Воодушевление Интеллектуальная стимуляция Вероятное вознаграждение Управление исключением Духовный Идентичность Ценности и убеж- Способности Поведение Окружение 6 5 4 3 2 1 • Теперь "влезьте в шкуру" этих опекунов и руководителей. Почувствуйте, как это, - быть опекуном или руководителем других людей. Как это - быть готовым помогать другим, предоставляя им физическую заботу или знания?
 • Вспомните случаи, когда вы сами были в роли опекуна или руководителя. Вызовите яркое ощущение "энергии" опекуна и руководителя. Почувствуйте эту энергию в своем теле и найдите ее физическое выражение в позах, жестах и интонации, которое вызывает у вас состояние готовности, соответствующее управлению исключением. Когда у вас возникнет такое ощущение, заякорите его к этой позиции и затем оставьте его.
 2. Отойдите в позицию коуча выполнения работы. Поразмышляйте над действиями, которые необходимы для того, чтобы быть хорошим коучем с большой буквы в выбранном вами окружении. Что вы будете делать как хороший коуч? Ощутите свое тело и идентифицируйте некоторые действия, для которых вам важно получить обратную связь и поддержку. Какие области вашей работы будут наиболее важными?
 • Вспомните людей, которые были для вас коучами выполнения работы. Отметьте, как они помогали вам ставить ясные цели, поощряли вас расширять возможности, предоставляли высококачественную обратную связь и сообщали вам, что случилось бы, если бы вы хорошо выполнили работу, и что. случилось бы, если бы вы ее не выполнили. Вспомните, как обратная связь и поддержка с их стороны помогли вам наилучшим образом реализовать свои способности и что значит расширять и совершенствовать свои способности, пользуясь их поддержкой.
 • Теперь "влезьте в шкуру" этих коучей. Почувствуйте, как это - быть хорошим коучем. Что значит помогать установить ясные цели, поощрять людей расширять свои способности и давать хорошую обратную связь?
 • Вспомните случаи, когда вы сами становились коучем для других. Вызовите яркое ощущение "энергии" коуча. Почувствуйте эту энергию в своем теле и найдите ее физическое выражение в позе, жестах и интонации, которое вызывает у вас состояние решимости, внимательности и сосредоточенности, соответствующее постановке ясных целей и обеспечению обратной связи и поддержки развития способностей. Когда у вас возникнет такое ощущение, заякорите его к этой позиции и затем оставьте его.
 3. Отойдите в позицию преподавателя. Поразмышляйте над способностями, которые вы будете должны использовать или усилить, чтобы стать коучем с большой буквы в выбранном вами окружении. Как вы достигнете ваших целей как коуч? Какие когнитивные стратегии и умственные способности больше всего помогут вам во "внутренней игре" в данном окружении? В каких областях для вас наиболее важно получать интеллектуальную стимуляцию?
 • Вспомните людей, которые были для вас самыми лучшими преподавателями. Отметьте, как они помогали вам находить новые перспективы и по-новому думать о ситуациях и проблемах. Вспомните, что значит получать интенсивную интеллектуальную стимуляцию, когда ваш ум оживлен и готов к научению.
 • "Влезьте в шкуру" некоторых преподавателей. Почувствуйте, как это, - быть хорошим преподавателем. Что значит интеллектуально стимулировать других, помогая им добиваться ясности и нового понимания, а также расширять свою "карту мира"?
 • Вспомните случаи, когда вы выступали в роли преподавателя для других людей, помогая им найти новые идеи и думать более ясно. Испытайте интенсивное ощущение "энергии" преподавателя. Почувствуйте эту энергию в вашем теле и найдите физическое выражение энергии преподавателя в позе, жестах и интонации, которое вызывает у вас состояние интеллектуального любопытства и ясности. Когда у вас возникнет такое ощущение, заякорите его к этой позиции и затем оставьте его.
 4. Отойдите в позицию ментора. Поразмышляйте над ценностями и убеждениями, которые будут мотивировать и направлять вас как успешного коуча с большой буквы в выбранном вами окружении. Почему для вас важно быть коучем с большой буквы в данном окружении? Каковы основные ценности и ключевые убеждения, которые вдохновляют вас и ваших клиентов реализовывать все свои способности?
 • Вспомните людей, которые были вашими менторами. Отметьте, как они формировали вашу жизнь или влияли на нее позитивным образом, "резонируя" с чем-то глубоким в вас, высвобождая или раскрывая это. Вспомните, что значит испытывать сильное чувство веры в будущее и полностью реализовывать свои способности.
 • "Влезьте в шкуру" некоторых ключевых менторов в вашей жизни. Почувствуйте, как это - быть ментором. Что значит воодушевлять людей своими словами и действиями и быть для них примером?
 • Вспомните случаи, когда вы играли роль ментора для других, трогая их сердца и помогая им укрепить убеждения, придающие силы. Испытайте интенсивное ощущение "энергии" ментора. Почувствуйте эту энергию в вашем теле и найдите ее физическое выражение в позе, жестах и интонациях, которое вызывает у вас состояние вдохновения и твердой мотивации. Когда у вас возникнет такое ощущение, заякорите его к этой позиции и затем оставьте его.
 5. Отойдите в позицию спонсора. Поразмышляйте над вашей идентичностью, а также над тем, кем вы являетесь или кем будете в качестве коуча с большой буквы в выбранном вами окружении. Каковы ваши роль и призвание как коуча?
 • Вспомните людей, которые были вашими спонсорами и действительно "видели" и "благословляли" вас. Отметьте, как их внимание и признание помогали вам чувствовать, что вас замечают, что вы ценны, уникальны, можете внести вклад в общее дело и желанны. Вспомните, что значит ощущать высокую самооценку и чувствовать признание со стороны других людей.
 • "Влезьте в шкуру" значимых в вашей жизни спонсоров. Посмотрите на мир глазами этих спонсоров. Что значит восхищаться другими людьми, признавать, поддерживать и оберегать потенциал, который вы видите в них?
 • Вспомните случаи, когда вы сами были спонсором других людей, признавая их на фундаментальном уровне, уделяя им персональное внимание, заставляя их чувствовать свою важность и показывая им, что они значимы. Испытайте интенсивное ощущение "энергии" спонсора. Почувствуйте эту энергию в вашем теле и найдите ее физическое выражение в позе, жестах и интонации, которое вызывает у вас состояние внутренней сосредоточенности и связи с вашим "источником" и в то же время чувство восхищения другими и глубокой связи с ними. Когда у вас возникнет такое ощущение, заякорите его к этой позиции и затем оставьте его.
 6. Сделайте последний шаг в позицию пробуждающего. Поразмышляйте над крупномасштабным видением и ощущением духовной цели, которое призывает вас быть коучем с большой буквы в выбранном вами окружении. Для кого и для чего вы тратите свое время и
 ресурсы? Каково ваше ощущение большей системы, "Разума" или вселенной, к которой вы принадлежите, и какова ваша роль в этом?
 • Вспомните людей, которые пробуждали вас и помогли вам 66-лее полно осознать, понять и оценить этот больший "Разум" или вселенную. Отметьте, как они расширили ваши ментальные карты, отражающие то, кем вы были и что для вас было возможно, в мире, и как они позволили вам по-новому увидеть старые ограничения и пределы ваших возможностей. Вспомните, что значит чувствовать обновленное ощущение цели и значения, расширенное понимание, ясное восприятие, а также эмоциональное и физическое оживление.
 • "Влезьте в шкуру" пробуждающих. Почувствуйте, как это +¦ исполнять роль пробуждающего для других людей. Что значит помогать другим преодолевать их старые установки, "выбираться из ящика" и осознавать совершенно новые возможности?
 • Вспомните случаи, когда вы сами были пробуждающим для других, помогая им понять их видение и миссию и получить к ним доступ путем конгруэнтного выравнивая с вами. Испытайте интенсивное ощущение "энергии" пробуждающего. Почувствуйте эту энергию в вашем теле и найдите ее физическое выражение в позе, жестах и интонации, которое вызывает у вас состояние конгруэнтности, целостности и полного выравнивания с вашим видением и целью.
 7. В этот раз вместо того, чтобы выйти из вашей физиологии и внутреннего состояния, сохраните его и удерживайте в своем теле.
 • Сделайте шаг вперед в позицию спонсора, принеся с собой навыки и ресурсы пробуждающего. Пробудите в вашем спонсоре большее видение и цель жизни, о которых вам известно. Пробудите в вашем спонсоре более полный доступ к вашему "источнику" и связь с другими людьми. Рассмотрите, как можно объединить физиологическое состояние спонсора и пробуждающего.
 • Сделайте еще один шаг вперед, в позицию ментора. Принесите с собой навыки и внутренние ресурсы пробуждающего и спонсора. Спонсируйте и пробуждайте основные ценности и ключевые убеждения своего ментора, которые вдохновят вас и ваших клиентов полностью реализовать свои способности. Рассмотрите, как можно объединить физиологическое состояние ментора с состоянием спонсора и пробуждающего.
 • Войдите в позицию преподавателя. Принесите с собой навыки и внутренние ресурсы пробуждающего, спонсора и ментора. Окажите преподавателю менторскую помощь, спонсируйте и пробудите его, чтобы интеллектуально стимулировать его и чтобы он стимулировал вас, имея свободный доступ к когнитивным стратегиям и умственным способностям, которые наилучшим образом помогут вам в вашей "внутренней игре" коуча с большой буквы. Рассмотрите, как можно объеди-
 нить физиологическое состояние преподавателя с состоянием ментора, спонсора и пробуждающего.
 • Сделайте еще один шаг вперед, в позицию коуча с маленькой буквы. Принесите с собой навыки и внутренние ресурсы пробуждающего, спонсора, ментора и преподавателя. Будьте преподавателем, ментором, спонсором и пробуждающим для вашего коуча с маленькой буквы, чтобы воплотить в жизнь видение, призвание, ценности, убеждения и стратегии, которые направляют вас как коуча с большой буквы и поддерживают в вас состояние решимости, внимательности и сосредоточенности, помогающее вам выявлять способности других людей. Рассмотрите, как можно объединить физиологическое состояние коуча с состоянием преподавателя, ментора, спонсора и пробуждающего.
 • Снова сделайте шаг вперед, в позицию опекуна и руководителя. Принесите с собой навыки и внутренние ресурсы пробуждающего, спонсора, ментора, преподавателя и коуча выполнения работы. Станьте коучем, преподавателем, ментором, спонсором и пробуждающим для вашего опекуна и руководителя, чтобы он был доступен на всех уровнях и всякий раз, когда это понадобится. Вспомните окружение, которое вы идентифицировали в начале этого процесса. Отметьте, как вы в этом окружении можете почувствовать полное свое присутствие и полноту собственных ресурсов, готовность реагировать и действовать любыми подходящими способами.
 8. Объедините всю физиологию, ресурсы и внутренние состояния, связанные с каждой ролью, в единое выровненное состояние коу-чинга с большой буквы. Найдите символ для этого состояния и заякорите его вместе с убеждением, что вы опытный опекун, хороший руководитель, компетентный коуч выполнения работы, вдохновляющий преподаватель, достойный ментор, активный спонсор, пробуждающий и коуч с большой буквы.
 Надеюсь, вы насладились этим путешествием от коуча к пробуждающему. Я искреннее хочу, чтобы эта книга стала для вас удобной дорожной картой и набором инструментов, поддерживающим вашу миссию и призвание как опекуна, руководителя, коуча, преподавателя, ментора, спонсора и пробуждающего.
 Послесловие
 Я надеюсь, что вы получили удовольствие, исследуя путь, ведущий от коуча к пробуждающему. Если вы интересуетесь более глубоким изучением принципов и технологии нейро-лингвистического программирования, то имеются другие ресурсы и инструменты, которые помогут вам развить и применять описанные в этой книге особенности, страт егии и навыки.
 Университет НЛП - это организация, цель которой состоит в обеспечении высококачественного обучения базовым и продвинутым навыкам НЛП и в стимулировании развития новых моделей и приложений НЛП в области здоровья, бизнеса и организаций, креативности и научения. Каждое лето Университет НЛП проводит программы в Калифорнийском университете в Санта-Крусе, предлагая расширенные курсы по навыкам НЛП, включая семинары по вопросам бизнес-консультирования и коучинга.
 За дополнительной информацией обращайтесь по адресу:
 NLP University
 P.O. Box 1112
 Ben Lomond, California 95005
 Phone:(831)336-3457
 Fax: (831)336-5854
 E-Mail: Teresanlp@aol.com
 Homepage: http://www.nlpu.com
 В дополнение к программам, проводимым мною в Университете НЛП, я также представляю семинары и специальные программы на разнообразные темы, связанные с НЛП и коучингом с большой буквы, по всему миру. Я написал множество других книг и разработал программное обеспечение и аудиозаписи, основанные на принципах и особенностях НЛП.
 8 Коучингс помощью НЛП
 Например, я создал несколько инструментов программного обеспечения, основанных на моем моделировании Стратегий Гениев: "От видения к действию", "Стратегия имажинерии" и "Путешествие к гению". У меня также есть аудиозаписи и компакт-диски, описывающие творческие процессы Моцарта и Уолта Диснея.
 Для получения дополнительной информации об этих программах, графике моих семинаров или других связанных с НЛП продуктах и ресурсах обращайтесь по адресу:
 Journey to Genius
 P.O. Box 67448
 Scotts Valley, CA 95067-7448
 Phone(831)438-8314
 Fax(831)438-8571
 E-Mail: info@journeytogenius.com
 Homepage: http://www.journeytogenius.com
 ISVOR DILTS Leadership Systems - это еще один ресурс для коу-чей и консультантов. ISVOR DILTS обеспечивает инновационные пути развития лидерства, программы и инструменты для компаний любого размера. Эти программы основаны на передовых разработках в области электронного обучения и других новых технологиях и готовы обслуживать корпоративных клиентов во всем мире.
 ISVOR DILTS Leadership Systems, Inc.
 One Bay Plaza
 1350 Old Bayshore Highway, Suite 700
 Burlingame, CA 94010
 Phone:(650)558-4140
 Fax: (650)558-4147
 E-Mail: info@isvordilts.com
 Homepage: http://www.isvordilts.com
 Приложение
 Краткая история логических уровней
 Понятие логических уровней относится к тому факту, что некоторые процессы и явления являются результатом отношений между другими процессами и явлениями. Любая система деятельности - это подсистема, включенная в другую систему, которая включена в другую систему и т. д. Этот вид отношений между системами производит особые уровни процессов относительно системы, в которой действует человек. Структура нашего мозга, язык и социальные системы формируют естественные иерархии, или уровни, процессов.
 В качестве простого примера рассмотрим темп изменения, или скорость автомобиля. Скорость - это отношение расстояния, которое преодолевает транспортное средство, ко времени, которое ему на это требуется (например, 10 миль в час). Таким образом, скорость - это отношения между расстоянием и временем. Можно сказать, что скорость автомобиля при движении от гаража до шоссе находится на ином уровне, чем сам автомобиль, гараж, шоссе или часы, потому что это свойство отношений между ними (и она не существует без них).
 Точно так же "доходность" компании находится на ином уровне, чем машинное оборудование, используемое этой компанией; и мысль находится на ином уровне, чем нейроны в мозге, генерирующие эту мысль.
 
 Мысль находится на ином уровне, чем отдельные нейроны в мозге, генерирующие эту мысль
 8*
 з Логические уровни научения и изменения
 Понятие логических уровней научения и изменения было первоначально сформулировано для описания процесса обработки информации в поведенческих науках антропологом Грегори Бейтсоном на основе работ Бертрана Расселла в области логики и математики. Бейт-сон выделил четыре основных уровня научения и изменения. Каждый уровень заключает в себе и организовывает элементы нижнего уровня, и чем выше уровень, тем большее влияние он оказывает на человека, организм или систему.
 Термин "логические уровни" в том значении, в котором я использую его в НЛП, был адаптирован из работ Бейтсона и относится к иерархии уровней процессов, протекающих в отдельном человеке или в группе. Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Любое изменение на верхнем уровне обязательно распространяется вниз, ускоряя изменение на более низких уровнях. Изменение чего-либо на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни. Эти уровни включают (снизу вверх): 1) идентичность, 2) убеждения и ценности, 3) способности, 4) поведение и 5) окружение. Шестой уровень, называемый "духовным", можно определить как некую "область отношений", которая охватывает многие идентичности, формируя ощущение принадлежности к большей системе, выходящей за рамки индивидуальной идентичности.
 Немного истории
 Я впервые познакомился с понятием различных логических типов и уровней научения, изменения и коммуникации, посещая курс Грегори Бейтсона "Экология разума" в Калифорнийском университете в Сайта- Крусе в 1976 году. Бейтсон (1904-1980), по образованию антрополог, отличался поразительной глубиной и масштабностью мысли, которой я не встречал ни у кого другого. Его лекции охватывали такие темы, как теория коммуникации, искусство жителей острова Бали, уравнения Максвелла для электромагнитных полей, шизофрения и генетические уродства лапок жуков. Эти лекции, однако, никогда не были бессвязным набором мыслей или путаных идей, что можно заподозрить, судя по разнообразию тем. Излагаемая Бейтсоном версия кибернетики и теории систем касалась более глубокой структуры, или "паттерна, который объединяет" все эти темы в единый чарующий узор жизни и бытия.
 Сейчас я могу с уверенностью сказать, что посещение курса лекций Бейтсона было одним из самых сильных и вдохновляющих пере-
 живаний в моей жизни. Его низкий голос и характерный кембриджский акцент звучали для меня как глас мудрости. Он был и остается моим "духовным руководителем". В моем сознании вспыхивали мысли, идеи и откровения; некоторые относились к содержанию лекции, а другие - к совершенно иным областям моей жизни, образования и опыта. Обычно они приходили так быстро, что я не успевал их записать. (Именно на лекциях Бейтсона я познакомился со своей будущей женой Анитой. Нас всегда связывало понимание мудрости Бейтсона.)
 Это были "головокружительные" времена, когда НЛП начало обретать форму. Годом ранее Ричард Бэндлер и Джон Гриндер издали свою первую книгу ("Структура магии". Т. I). Гриндер, профессор лингвистики в Калифорнийском университете в Санта-Крусе, показал Бейтсону рукопись книги, в которой были выделены паттерны языка,-известные в НЛП как "метамодель". Эта работа произвела на Бейтсона большое впечатление, и он написал в предисловии: "Джон Гриндер и Ричард Бэндлер сделали нечто подобное тому, что мы с коллегами пытались сделать пятнадцать лет назад... У них есть инструменты, которых не было у нас или которыми мы не умели пользоваться. Им удалось превратить лингвистику в основу теории и одновременно в инструмент психотерапии.., выявив синтаксис того, как люди избегают изменения, и, следовательно, как помочь им в изменении".
 Именно после прочтения "Структуры магии" Бейтсон устроил Бэндлеру и Гриндеру встречу со своим давним коллегой и другом Милтоном Эриксоном, чтобы посмотреть, не удастся ли им создать подобную модель сложных паттернов коммуникации, используемых Эриксоном в его гипнотической и психотерапевтической работе. Это привело к изданию других книг и стало самым плодотворным исследованием в области НЛП.
 Более ранняя работа Бейтсона, на которую oft ссылается в своем предисловии к "Структуре магии", была попыткой применить к психотерапии и пониманию психопатологии принципы кибернетики и теории коммуникации. Вдохновленный работами основателя кибернетики Норберта Винера, Бейтсон адаптировал кибернетическое мышление к человеческой коммуникации и взаимодействию, чтобы сформулировать обобщения о поведении и психических особенностях индивидуумов, групп и семейств и влияний, приводивших к образованию функциональных и дисфункциональных систем. На идеях Бейтсона выросло целое поколение исследователей поведения и психотерапевтов. Вирджиния Сатир, Мара Сельвини Палаццоли, Джей Хейли, Джон Викланд и другие светила психологии применяли формулировки Бейтсона для разрешения индивидуальных и семейных проблем.
 Одна из центральных идей, введенных Бейтсоном в поведенческие науки, - идея "логических типов" коммуникации и научения, которые
 I он назвал "самым важным" критерием "разума" в своей книге "Разум и природа" (Bateson, 1979). Бейтсон вывел понятие различных логических типов коммуникации и научения из математической теории логических типов Бертрана Расселла, которая постулирует, что класс объектов не может быть членом самого себя. По Бейтсону ("Экология разума"):
 Наш подход базируется на той части теории коммуникаций, которую Расселл назвал теорией логических типов. Центральный тезис этой теории состоит в том, что существует разрывность между классом и его членами. Класс не может быть членом самого себя, и при этом один из членов класса не может быть классом, так как термин, используемый для обозначения класса, находится на другом уровне абстракции - то есть относится к другому логическому типу - по отношению к терминам, используемым для обозначения членов этого класса.
 Например, класс четных чисел не может сам по себе также быть четным числом. Точно так же класс котов не является отдельным котом. Аналогично физический объект "кот" нельзя рассматривать как тождественный классу котов. (Классу котов не нужны молоко и подстилка, а членам класса они очень даже нужны.) Другими словами, понятие логических типов проводит различие между конкретной "картой" и "территорией", с которой имеет отношение карта, то есть между мысленной "формой" и ее "содержанием".
 Истоки модели Бейтсона
 Бейтсон впервые формально ввел понятие "логических типов" в статье "Теория игры и фантазии" (Bateson, 1954). В этой работе Бейтсон утверждал, что "игра" предполагает проведение различия между логическими типами действий и сообщений.
 Бейтсон отметил, что когда животные и люди участвуют в "игре", они часто демонстрируют те же самые формы поведения, которые связаны с агрессией, сексуальностью и другими "более серьезными" аспектами жизни (например, когда животные борются в процессе игры или дети играют в "доктора"). Однако, так или иначе, животные и люди большей частью способны понять, что игровое поведение - это особый тип или класс поведения, и оно "не настоящее". По Бейтсону, проведение различий между классами поведения требует сообщений другого типа. Бейтсон называл эти сообщения "метасообщениями" - сообщениями о других сообщениях, утверждая, что они также относятся к иному "логическому типу", чем содержание конкретной коммуникации. Он полагал, что эти "высокоуровневые" сообщения (которые обычно передаются невербально) имеют большое значение для эффективной коммуникации и взаимодействия.
 Например, животные при игре могут передавать сообщение "Это - игра", виляя хвостом, подпрыгивая или выполняя некоторые другие действия, чтобы показать, что их поведение не стоит воспринимать как настоящее. В такой ситуации укус - это укус "понарошку", а не реальный. В исследованиях, проведенных на людях, также обнаружено использование особых сообщений, которые позволяют другим распознавать игру почти таким же способом, каким это делают животные. Фактически люди могут передать вербальное "метасообщение", заявив, что "это игра", или же они могут смеяться, подталкивать собеседника локтем или сделать что-либо необычное, чтобы показать свое намерение.
 Бейтсон утверждал, что многие проблемы и конфликты - это результат смешения или неверного истолкования этих сообщений. Хороший пример - трудности, с которыми сталкиваются люди из различных культур при интерпретации тонкостей невербальной коммуникации друг друга.
 Затем Бейтсон применил понятие логических типов для объяснения некоторых симптомов серьезных психологических проблем и психических расстройств. В "Эпидемиологии шизофрении" (Bateson, 1955) Бейтсон утверждал, что неспособность правильно распознавать и интерпретировать метасообщения и проводить различия между разными классами, или логическими типами, поведения лежит в основе многих явно психотических или "ненормальных" форм поведения. В качестве примера Бейтсон приводит молодого пациента психиатрической клиники, который зашел в больничную аптеку. Медсестра за прилавком спросила его: "А что для вас?.." Пациент не мог понять, было ли это сообщение угрозой, сексуальным заигрыванием, замечанием за нахождение в неправильном месте, искренним любопытством и т. д.
 Бейтсон утверждал, что если человек не способен проводить подобные различия, он, как правило, будет действовать неадекватно. Он сравнивал это с телефонной системой, которая не может отличить "код страны" от "кода города" и местного номера телефона. В результате система переключения неадекватно рассматривала бы номера, относящиеся к коду страны, как часть телефонного номера или части телефонного номера как код города и т. д. Вследствие этого человек, набравший номер, как правило, попадал бы "не туда". Даже при том что все числа (содержание) были бы правильными, классификация чисел (форма) была бы ошибочной, что создавало бы трудности. [Следует отметить, что описанная проблема коммуникации существенно отличается от простого "шума" на телефонной линии, который делает неясными набранные цифры. Причины путаницы логических типов совершенно иные, чем причины шумовых сигналов.]
 В работе "К теории шизофрении" (в соавторстве с Доном Джексоном, Джеем Хейли и Джоном Викландом, 1956), Бейтсон применил
 понятие различных логических типов в качестве ключевого элемента "двойной связи". По Бейтсону, двойные связи (особые ситуации, в которых человек обнаруживает, что он "не прав, если делает это, и не прав, если этого не делает") - это следствие беспорядков и парадоксов, созданных противоречивыми сообщениями различных логических типов, которые приводят к противоречиям в поведении.
 Бейтсон полагал, что способность выделять различные логические типы сообщений и классификации, лежащие в основе двойных связей, существенна для эффективного лечения. Исследование идеи Бейтсона о применении теории логических типов к коммуникации и психотерапии продолжили его коллеги Вацлавик, Бэйв-лас и Джексон в книге "Прагматика человеческой коммуникации" (Watzlawick, Bavelas & Jackson, 1967).
 Приложение к процессу научения
 Следующая область применения теории логических типов Бейтсона связана с процессом научения. В работе "Логические категории научения и коммуникации" (Bateson, 1964) он расширил понятие логических типов для объяснения различных типов и феноменов научения и коммуникации. Он определил два фундаментальных типа, или уровня, научения, которые необходимо учитывать во всех процессах изменения: "Научение I" (выработка условных рефлексов типа "стимул - реакция") и "Научение II", или вторичное научение (обучение распознаванию более широкого контекста, в котором возникает стимул, так что можно правильно интерпретировать его значение). Основной пример Научения II - это формирование установки, или ситуация, когда животное становится "осведомленным о тесте", то есть когда лабораторные животные могут все быстрее и быстрее обучаться выполнению новых задач, которые относятся к одному и тому же классу действий. Это имеет отношение к обучению целым классам действий, а не отдельным действиям.
 Например, животное, у которого выработана реакция избегания, сможет быстрее обучаться различным типам избегания. Однако другим типам обусловленного поведения (например, слюноотделению при звуке звонка) оно будет обучаться медленнее, чем животное, у которого ранее вырабатывали условную реакцию в данном классе действий. То есть оно быстро научится идентифицировать объекты, связанные с ударом электрическим током, и избегать их, но будет медленнее обучаться реакции слюноотделения при звуке звонка. С другой стороны, животное, имеющее опыт выработки условных рефлексов павловского типа, будет быстро обучаться реакции слюноотделения в ответ на
 новые звуки и цвета и т. д., но медленнее научится избегать объектов под электрическим напряжением.
 Бейтсон указывал, что эта способность изучать паттерны или правила целого класса процедур обусловливания - научение другого "логического типа", она не функционирует согласно простым последовательностям "стимул - реакция - подкрепление", используемым для научения отдельным формам поведения. Бейтсон отмечал, например, что подкрепление "исследования" (средства "научения научению") у крыс имеет иную природу, чем подкрепление "тестирования" конкретного объекта (знакомство с исследуемым содержанием). Он пишет (Bateson, 1972):
 ...можно дать крысе подкрепление (положительное или отрицательное), когда она исследует отдельный незнакомый объект, и она научится приближаться к нему или избегать его. Но цель исследования состоит в том, чтобы получить информацию, к каким объектам вообще нужно приближаться, а каких следует избегать. Поэтому обнаружение того, что данный объект опасен, - успех в деле получения информации. Этот успех не будет мешать крысе в будущем при исследовании других незнакомых объектов.
 Способность исследовать, решать задачи на дифференциацию или проявлять креативность - более высокий уровень научения, чем определенные действия, составляющие эти способности, и на этом более высоком уровне существуют иные движущие силы и правила изменения.
 Бейтсон также выделил несколько других уровней научения, каждый из которых ответствен за осуществление корректирующих изменений и усовершенствований в другом классе научения.
 Нулевое научение характеризуется конкретностью реакции [то есть определенным поведением в определенном окружении. - Р. Д.], которая - независимо от того, правильная она или неправильная - не подвержена коррекции.
 Научение I - это изменение в специфике реакции путем коррекции ошибок выбора из имеющегося набора альтернатив.
 Научение II - это изменение в процессе Научения I, например корректирующее изменение в наборе альтернатив, из которых делается выбор, или же это изменение в пунктуации последовательности.
 Научение III - это изменение в процессе Научения II, например корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор.
 (Bateson, 1972)
 Бейтсон также определил уровень Научения IV, который предполагает изменение в Научение III. То есть Научение IV предполагает изменения в большей "системе систем".
 
 "Логические уровни научения" по Бейтсону
 Я подробно рассмотрел данную модель в главе 6 этой книги, предоставив примеры и упражнения, в которых применяется каждый из уровней научения Бейтсона, чтобы помочь в модернизации "стратегии выживания".
 В главе 6 уровни научения Бейтсона резюмированы следующим образом.
 • Научение 0 - это отсутствие изменения. Оно включает повторяющиеся формы поведения, при которых человек, группа или организация действуют привычным образом или оказываются "внутри ящика", - привычки, сопротивление, инерция.
 • Научение I - это постепенное, нарастающее изменение. Оно включает корректирование и адаптацию через поведенческую гибкость и расширение навыков. Хотя эти модификации могут помочь
 расширить способности отдельной группы или организации, они все еще остаются "внутри ящика"; это может быть развитие и усовершенствование новых приемов и способностей.
 • Научение II - это быстрое, резкое изменение. Оно предполагает мгновенную замену реакции на совершенно иную категорию или класс действий. По существу, это переключение с одного типа "ящика" на другой, например изменение в политике, ценностях или приоритетах.
 • Научение III - это эволюционное изменение. Оно характеризуется существенными изменениями, которые выходят за рамки текущей идентичности человека, группы или организации. Мы могли бы сказать, что они находятся не только вне "ящика", но и вне "здания", - например смена роли, марки или идентичности.
 • Научение IV - это революционное изменение. Оно предполагает пробуждение к чему-то полностью новому, уникальному и преобразующему. На уровне Научения IV человек, группа или организация находятся вне "ящика" или "здания" и в новом мире, что характеризуется, например, полностью новыми реакциями, технологиями или способностями, которые открывают дверь к ранее неизвестным и не отмеченным на карте возможностям. у
 Если использовать компьютерную аналогию, то хранящиеся в компьютере данные подобны Научению 0. Они неизменны и многократно используются независимо от того, какая программа выполняется на компьютере. Выполнение программы проверки правописания с этими данными подобно Научению I. Программа проверки правописания делает корректирующие изменения в конкретном наборе данных.
 Однако если проверяемые данные - не текст, а числа и финансовые данные, которые нужно обновить, то сколько бы мы ни вызывали программу проверки правописания, это не поможет нам внести надлежащие исправления. Вместо этого пользователь должен воспользоваться соответствующим программным обеспечением для ведения бухгалтерской отчетности. Переход от одной программы к другой подобен Научению II.
 Иногда используемый компьютер не способен выполнить необходимую программу, и нужно заменить либо компьютер, либо операционную систему. Это подобно Научению III.
 Разработка полностью нового устройства, например программируемой молекулярной вычислительной машины, составленной из ферментов и молекул ДНК вместо кремниевых микросхем, была бы подобна Научению IV.
 Развитие теории "Нейро-логических уровней"
 Бейтсон обобщил теорию логических типов на многие аспекты поведения и сферу биологии. По его мнению, логические типы - это "закон природы", а не просто математическая теория. Он утверждал, что образованная группой клеток ткань, например, является иным логическим типом, чем отдельные клетки, - характеристики мозга в целом отличаются от характеристик клетки мозга. Мозг и клетки мозга могут влиять друг на друга через косвенную обратную связь, то есть работа и связи всего мозга могут влиять на функционирование отдельной клетки мозга, а работа одной клетки мозга вносит вклад в функционирование всего мозга. Действительно, можно сказать, что клетка воздействует на саму себя через всю структуру мозга.
 На своем курсе лекций "Экология разума" Бейтсон привил мне идею о важности рассмотрения логических типов и уровней во всех аспектах жизни и опыта. Поскольку я познакомился с этими идеями в то время, когда начал заниматься НЛП, подход Бейтсона навсегда стал неотъемлемой частью моего понимания НЛП. Выделение им различных логических типов и уровней научения имеет особенно большое значение.
 Например, в написанной мною в ноябре 1976 года статье (опубликованной в "Roots of NLP", 1983) я попытался провести различие между логическими типами и логическими уровнями.
 Я отчетливо помню, как обсуждал возможности бейтсоновских понятий логических уровней и логических типов со слушателем курса лекций по НЛП, который я читал в 1986 году в Осло. Этот человек был также знаком с работами Бейтсона, и мы размышляли над важностью логических типов и уровней научения. Однако мы согласились с тем, что эти идеи не были применены настолько полно и прагматически, насколько они могли бы быть применены. Помню, тогда я сказал: "Да, кто-то действительно должен применить понятие логических уровней в практическом повседневном смысле". Как только эти слова сорвались с моих губ, я как будто дал себе команду.
 Эмпирически я уже знал, что существует важное различие между физическими действиями и поведением людей и более глубокими когнитивными репрезентациями и стратегиями в их сознании. Было также очевидно, что процессы на уровне поведения отличались от процессов на ментальном уровне. Например, если связать человека, это может помешать ему физически отомстить кому-либо, но не помешает продолжать планировать месть; такие действия зачастую даже поощряют это. Было также ясно, что развитие когнитивных способностей предполагает иные движущие силы, чем простое физическое влияние на человека. Моя работа со стратегиями научения, напри-
 мер, убедила меня в том, что куда целесообразнее обучать человека ; правописанию, обеспечив эффективную стратегию проверки орфографии, а не просто наказывая его всякий раз, когда он неправильно пишет слово.
 Я также начал работать с убеждениями и системами убеждений людей. В процессе этой работы стало очевидно, что это не просто стратегии другого типа. Люди проявляли склонность оперировать частными стратегиями. То есть определенное убеждение могло служить мотивацией или препятствием для развития стратегии.
 Это, казалось, должно было согласовываться с понятием "иерархии" логических уровней Бейтсона. Термин "иерархия" происходит от греческих слов hieros, что означает "мощный, сверхъестественный или священный", и arche, что означает "первопричина". Из этого следует, что уровни иерархии приближаются к источнику или началу того, что является священным или мощным. Этот подтекст также привел к тому, что термин "иерархия" стал использоваться для обозначения любых ранжированных или упорядоченных последовательностей, таких как "иерархия человеческих ценностей", или "иерархия реакций" машины. Под этим подразумевается, что элементы на вершине иерархии "более важны", чем элементы на более низких уровнях.
 Именно этот аспект иерархии заставил меня выбрать конкретные названия для описания различных уровней в моей модели нейро-ло-гических уровней. Как и в случае всех ключевых понятий НЛП, эти названия не возникали в результате рационализации. Скорее в процессе проведения тренингов по НЛП я часто учил участников семинаров использовать набор разработанных мною вербальных паттернов рефрейминга, известных как "Фокусы языка". Нередко это предполагало реагирование со стороны участников тренинга на негативные утверждения, сделанные о них другими людьми. Я начал замечать, что людям сложнее отреагировать на утверждения определенного типа, даже если тип высказываемой оценки был по существу одним и тем же. Например, сравните следующие утверждения:
 Этот объект в вашем окружении опасен.
 Ваши действия в данном контексте были чреваты опасностью.
 Ваша неспособность давать правильные оценки вызывает опасения.
 Ваши убеждения и ценности опасны.
 Вы - опасный человек.
 В каждом случае утверждается, что нечто является "опасным". Однако интуитивно большинство людей чувствуют, что "пространство" или "территория", подразумеваемая каждым утверждением, все больше расширяется, и с каждым утверждением испытывают все более интенсивные эмоции.
 Если кто-то скажет вам, что определенная поведенческая реакция была чревата опасностью, это существенно отличается от сообщения о том, что вы - "опасный человек". Я заметил, что, если я использовал одно и то же суждение, но заменял в нем одно и то же понятие на окружение, поведение, способности, убеждения и ценности и идентичность, люди чувствовали, что их все больше оскорбляют или восхищаются ими, в зависимости от позитивного или негативного характера суждения.
 Опробуйте это на самих себе. Представьте, что кто-то высказал в ваш адрес каждое из следующих утверждений.
 Ваше окружение (глупое/отвратительное/исключительное/превосходное).
 Ваше поведение в этой конкретной ситуации было (глупым/отвратительным/исключительным/превосходным).
 Вы действительно обладаете способностью быть (глупым/отвратительным/исключительным/превосходным).
 То, в чем вы убеждены и что вы цените, - (глупое/отвратительное/исключительное/превосходное).
 Вы (глупы/отвратительны/исключительны/превосходны).
 Снова отметьте, что оценки, данные в каждом утверждении, не меняются. Меняется лишь точка зрения человека, к которому обращено утверждение.
 Окружение
 Поведение
 Способности
 Убеждения и ценности
 Идентичность
 Эта интуитивная чувствительность, по-видимому, отражает некие фундаментальные "нейро-лингвистические" особенности, связанные с этими утверждениями.
 Эти различия стали еще более очевидными, когда мне пришло в голову, что они соответствовали шести фундаментальным вопросам, которые мы задаем, чтобы организовать нашу жизнь: где, когда, что, как, почему и кто.
 Окружение: Где? Когда?
 Поведение: Что?
 Способности: Как?
 Убеждения и ценности: Почему?
 Идентичность: Кто?
 Именно осенью 1987 года я впервые применил названия, известные сегодня как "Азы НЛП":
 A. Чем я являюсь - идентичность.
 Б. В чем я убежден - убеждения и ценности.
 B. На что я способен - способности. Г. Что я делаю - поведение.
 Д. Каково мое окружение.
 Мое понимание того, как функционировал каждый уровень, было аналогично понятию различных уровней научения Бейтсона:
 • Конкретная поведенческая реакция в конкретном окружении - Научение 0.
 • Изменение в действиях предполагает развитие новых способностей - Научение I.
 • Изменения в способностях являются результатом изменений в убеждениях и ценностях (отнесение к другой категории контекста или допущений о причинах и следствиях применительно к контексту) - Научение II.
 • Изменения во всей системе убеждений и ценностей, способностей и поведения, по существу, привели бы к изменению в идентичности - Научение III.
 • Выход за рамки системы (в большую "систему систем", то есть "область" или "дух") был бы необходим для достижения изменения конкретной системы - Научение IV.

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу