<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Большие затраты на охрану природы угрожают нашему благосостоянию.
  2. Строгие экологические меры не приносят дивидендов, они съедают средства общества и резко ужимают частные доходы.
  3. Защита природы требует роста затрат на единицу продукции, что снижает деловую активность и сокращает рабочие места.
  4. Строгое экологическое регулирование побуждает компании перемещаться за границу, если они хотят оставаться конкурентоспособными.
  Если эти выводы обобщить, то они смыкаются с выводами "зеленых" о нищете и социальной несправедливости, т.е. они совпадают по смыслу.
  Концептуальной альтернативой развитию глобального кризиса и возможности самоуничтожения человечества является концепция устойчивого развития, нашедшая подтверждение на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Эта концепция является аналогом Концепций национальной безопасности для международного сообщества.
  В США действует Президентский Совет по устойчивому развитию, который определил в 1995 году три национальных ценностных ориентира устойчивого развития: социальная справедливость, сохранность окружающей среды и экономическое процветание. Они совпадают в аксиоматикой "зеленых", если постулировать их равенство. Совет определил 10 национальных целей, позволяющих США вступить на путь устойчивого развития:
 * здоровая окружающая среда;
 * экономическое процветание;
 * справедливость (гарантия каждому члену общества справедливого правосудия и возможность достигнуть материального, экологического и социального благополучия);
 * охрана окружающей среды;
 * рациональное управление ресурсами;
 * устойчивость территориальных общностей;
 * вовлечение граждан в процессы принятия решений;
 * стабилизация численности населения США;
 * международная ответственность (принятие США на себя роль лидера в разработке моделей глобального устойчивого развития, стандартов поведения, а также соответствующей торговой и внешней политики);
 * непрерывное образование, необходимое для социально значимого труда, высокого уровня жизни и понимания сущности устойчивого развития.4
  Движение к цели оценивается системой специальных социальных, экономических, экологических и организационных индикаторов. Важно отметить, что ни в целях, ни в индикаторах нет упоминания о преступности вообще, если таковым не считать требование справедливого правосудия.
  Обращает на себя внимание содержание международной ответственности США - принять а себя роль лидера в разработке глобальной политики устойчивого развития, соответствующего торговой и внешней политике.
  Дело в том, что система ценностей, определяющая устойчивое развитие, глобальное и национальное, в явном виде не вводит и не обсуждает проблему мировой власти одного из центров силы планеты, на роль которого претендуют США. Власть - это ценность, реализация которой есть смысл существования политических партий, государств, международных политических союзов, смысл мировых и локальных войн, смысл борьбы двух мировых систем, поражение социалистической системы и СССР, победа атлантизма и США.
  Геополитический анализ мировой ситуации оперирует понятиями мирового порядка, мировых центров силы, мирового баланса сил, полицентрического, биполярного и моноцентрического мира. Мировой дисбаланс сил, геополитическое неравновесие есть одна из характеристик кризисно-неустойчивого развития мирового сообщества наряду с экологическими, природно-ресурсными, экономическими, демографическими, этнонациональными, техногенными и этнокультурными коллизиями.
  Неустойчивость развития характеризуется циклическим разбалансированием сил в мировой политике. Мировой геополитический цикл реализуется в сменяющейся последовательности состояний полицентрического, биполярного и моноцентрического мира. Вторая половина XX столетия характеризуется нарастанием неустойчивости мира, расширением и нарастанием зон, сфер и процессов экологического, климатического, демографического, геополитического, экономического, социального, этнонационального и духовно-религиозного неравновесия.
  Нарушение равновесия, несовместимость ценностных оснований экономического развития, экологических приоритетов и социальной справедливости, по нашему мнению, есть путь к криминализации международного сообщества. Столкновения субъектов мировой политики, мировой экономики и мировой цивилизации объясняются нарушением равновесия между ценностными основаниями их деятельности.
  В число субъектов мировой политики, экономики и цивилизации (многообразие культур современного мира) в последние годы стремительно вошли криминальные субъекты международного, национального и регионального уровней.
  Криминализацию международного сообщества мы объясняем теми же основаниями, что и борьбу за власть над миром геополитических держав и союзов, борьбу за экономическое могущество и господство транснациональнных корпораций, борьбу религиозно-фундаменталистского характера между исламским и христианским миром.
  Тот факт, что преступный мир планеты бросает прямой вызов мировому сообществу, государствам и культурам, в целом - международному праву, свидетельствует уже о равномощности этой мировой силы остальным мировым силам, о ее воздействии на мировое развитие, чего уже нельзя не замечать. Борьба мирового криминала за беспредельную власть, за неограниченное богатство, за свободу произвола объяснима только редукцией всего богатства ценностей мировой истории и мировой цивилизации к трем вышеназванным.
  В аксиологическом анализе преступления через нормы, запреты, угрозы наказания, которые на языке закона и права манифестируют социальные ценности, нет никакого различия между игнорированием ценности полноценной окружающей среды со стороны многих представителей бизнеса и между преступлением норм законного предпринимательства или норм цивилизационной политики. Природа их одинакова, как и угрозы безопасности существования.
  Отсюда следует, что сопротивление угрозам экологического характера, истощению природно-ресурсного, генетического и культурного потенциала, военной, экономической, этнонациональной и криминальной агрессии и другим видам опасностей следует рассматривать как рациональную и ценностную реакцию мирового сообщества (либо его представителей) на угрозу глобальной безопасности существованию и развитию человечества. Эти угрозы настолько велики, что порождают пессимистические сценарии разрешения глобального кризиса, вплоть до самоуничтожения человечества, соответственно, апокалиптические настроения, свойственные переходам от столетия к столетию, от тысячелетия к тысячелетию.
  Если смотреть на глобальную ситуацию насколько возможно объективно, то следует описать спектр сценариев оптимистического и пессимистического разрешения глобального кризиса с учетом нового глобального фактора развития - транснациональной преступности и криминализации общества.
  Из множества способов построения сценариев изберем аксиологический подход, примененный И. Кантом и использованный сегодня приверженцами концепции устойчивого развития.
  Сформулируем перечень глобальных ценностей конца XX-начала XXI века, на базе которых действуют современные глобальные субъекты. Это будут общечеловеческие ценности в том смысле, что они присущи людям, многим, хотя и не всем. Но реализация этих ценностей не объединяет человечество, а, скорее, дифференцирует и разъединяет, побуждает к борьбе за власть, богатство и т.д.
  Доминирующие ценностные системы (иерархии):
  * либерально-экономическая (базисная ценность высшего ранга - экономическое богатство в рыночной экономике в форме финансового капитала, деньги);
  * либерально-демократическая (базисная ценность - права человека и свободы личности, право и закон);
  * геополитическая (базисная ценность - политическая власть на геопространстве планеты);
  * сайентистская (базисная ценность - технологизированные знания);
  * этнонациональная (базисная ценность - этнос, нация, народ, народность);
  * религиозно-духовная (базисная ценность - вера в бога);
  * культурно-цивилизационная (базисная ценность - духовные и материальные артефакты);
  * природно-экологическая (базисная ценность - биосфера, жизнь в природной форме);
  * социально-гуманитарная (базисная ценность - социосфера, жизнь в социальной форме);
  * космо-планетная (базисная ценность - трансфизическая идея космологического процесса).
  Основное свойство любой базисной ценности - безграничность ее количественного и качественного роста. Основное свойство ценностных систем - иерархичность, подчиняющая базисной ценности другие ценности, разделяемые субъектом.
  Все ценности онтологически равнозначны (производны от бытия), ранжированность ценностей в человеческом мире - дело выбора субъекта. Обесценение ценностей, равно их восприятие субъектом - трансдуховный, пока никем не объясненный процесс (возможно - необъяснимый, в смысле кантовской "вещи в себе"). Это положение принимается в данном исследовании как постулат.
  Подобно тому, как И. Кант и сторонники "зеленого" движения сформулировали возможные исходы развития социосферы и биосферы на планете, возможно сформулировать на системе доминирующих ценностей внушительный спектр сценариев будущего в глобальном контексте. Оставляя детальный анализ всего спектра (а это сотни сценариев) для дальнейших исследований, выделим геополитические сценарии, представляющие интерес с точки зрения перспектив криминализации и, соответственно, декриминализации общества.
  Геополитические сценарии мирового устройства базируются на идее баланса и дисбаланса мировых сил (world power), определяющих характер мирового порядка (world order). С этой точки зрения XX век есть история трансформации полицентрического мира после первой мировой войны в биполярный мировой порядок. Человечеству, разделенному после второй мировой войны на два лагеря, прививалась коммунистическая и западная система ценностей. Это делало мировой порядок весьма напряженным, но и, благодаря балансу сил, достаточно устойчивым. С внутринациональной и транснациональной преступностью обе системы успешно справлялись. И только после победы Запада над мировым социализмом преступность получила весьма благоприятные условия роста. Центром (очагом) мировой преступности становится Россия. Мир же становится моноцентричным, США недвусмысленно заявляют о готовности принять на себя роль лидера в разработке и реализации мировой политики глобального устойчивого развития, в которой России и развивающимся странам в обмен на услуги по наведению экономического и иного порядка предлагаются либерально-экономические модели перехода к рыночной системе. Для России либерально-монетаристская технология экономического реформирования привела к неожиданным для реформаторов результатам, в том числе к взрыву преступности как в России, так и во всем мире. Разрушение биполярного порядка породило претензии мирового криминального сообщества на роль влиятельной силы, навязывающей международному сообществу свой мировой порядок, свои условия существования. С этим фактором уже не сможет не считаться ни сверхдержава - мировой гегемон, ни система нескольких, балансирующих мировую ситуацию центров силы, ни постулируемый концепцией устойчивого развития бесполярный мировой порядок.
  Классификация мировой преступности, разработанная ООН демонстрирует, насколько сильно влияние преступности на жизнь частных лиц, функционирование государства и права, на мировое сообщество наций, на все отрасли мировой экономики, на экологию, на мир в целом. Мощным фактором проникновения преступности во все элементы и во все системы человеческого общества на планете становится сама глобализация человечества, т.е. само единство мира, в котором все связано со всем. Уверенность специалистов ООН по международной преступности в возможности победить эту модернизированную форму мирового контроля за всем миром весьма наивна. Об этом свидетельствует вся мировая история, особенно - двухтысячелетний опыт борьбы со злом христианства.
  Сценарий монополярного мира, в котором господствуют США, в очередной раз описал и модернизировал Збигнев Бжезинский в книге "Великая шахматная доска. Господство Америки и его императивы", 1998, Москва: "Впервые в истории неевразийская держава стала не только главным арбитром в отношениях между евразийскими государствами, но и самой могущественной державой в мире... вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистичной евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществить мировое господство... Окончательная цель американской политики должна быть доброй и высокой: создать действительно готовое к сотрудничеству мировое сообщество в соответствии с долговременными тенденциями и фундаментальными интересами человечества." Если это не геополитическкая риторика, то в фундаментальных интересах человечества - победить мировую преступность, остановить процесс криминализации мирового сообщества, осуществить декриминализацию человечества.
  Если говорить прямо, то любая сверхдержава в качестве глобального лидера должна будет принять на себя главную тяжесть в остановке криминализации общества. Эта миссия теоретически вытекает из идеи монополярного мира: две мировые силы на Земле сосуществовать не могут, побеждает та или другая.
  Это значит, что либо США, либо Европейский Союз во главе с Германией, либо Китай, Япония или исламский мир, либо новый СНГ во главе с Россией встанет лицом к лицу с "самым жутким из гостей" мировой истории - аксиологическим нигилизмом в форме глобального криминала - с транснациональной преступностью. В этой борьбе есть три исхода:
  - победит глобальный гегемон,
  - победит мировой криминал,
  - победит апокалипсис.
  Глобальная угроза мировой криминализации имеет самый сильный и до конца не понятый потенциал: XX век показал, что можно победить в мировой войне, можно победить подготовку к третьей мировой войне, можно осуществить либеральную рыночную экономику, можно победить голод, можно остановить разрушение природной среды или создать искусственную. Можно ли победить криминализацию, если она демонстрирует, что может подчинить себе все, вплоть до мировых запасов природных ресурсов и самой мировой экономики?
  З. Бжезинский формулирует глобальную миссию США - создать геополитический мировой порядок (в течение ? 30 лет) и оставить мир таким: "Эта сеть (международных связей), сотканная многонациональными корпорациями, неправительственными организациями (многие из которых являются транснациональными по характеру) и научными сообществами и получившая еще большее развитие благодаря системе Интернет, уже создает неофициальную мировую систему, в своей основе благоприятную для более упорядоченного и всеохватывающего сотрудничества в глобальных масштабах" (стр. 254).
  Если США, по сценарию З. Бжезинского, не остановят в течение 30 лет своего геополитического регентства (господства) и глобальную криминализацию мирового сообщества, то они создадут не систему упорядоченного и всеохватывающего сотрудничества, а мировое сообщество, открытое для окончательной и, возможно, необратимой криминализации. Бжезинский не видит и не ставит задачи декриминализации, будучи геополитиком, поглощенным идеей балансировки геополитически-силового, но не криминально-ориентированного мирового сообщества. Идея трансевразийской системы безопасности не совместима с перспективой криминализации, она ее исключает. Таким образом, либо последняя мировая сверхдержава, управляющая миром, либо биполярная мировая система будут обязаны взять на себя миссию декриминализации, либо человечество будет иметь нового глобального регента - глобальную криминальную корпорацию, сосуществующую с национальными государствами и с геоэкономическими ТНК.
  Можно заметить аналогию с теоретическими выводами К. Маркса: государство как система насилия было необходимо пролетариату, чтобы построить мощную экономически и поэтому справедливую социальную систему. Выполнив свою функцию, государство, по Марксу, отмирает, необходимость мирового регента со стороны мировой сверхдержавы также отмирает. Благими намерениями устлан путь в ад. Новейшая история XX века показала, что вопреки теории Маркса идея конструктивности государственного насилия в деле построения коммунизма на всей планете превратилась в тоталитарное общество, предсказанное только пессимистами как теоретиками нигилизма. Тоталитарное общество в социалистическом и национал-социалистическом вариантах породило вторую мировую войну и конфронтацию двух мировых центров силы. Победа Запада над СССР породила "Евразийские Балканы" - пространство между расширяющейся Европой и Китаем, которое на глазах всего мира превращается в котел этнических конфликтов, великодержавного соперничества, конкурентной борьбы транснациональных корпораций за мировые природные ресурсы, в попытки транснациональной преступности установить свой, криминальный мировой порядок. Вероятный уход США в первой трети XXI века с роли геополитического лидера вряд ли оставит мир в состоянии сбалансированного мирового порядка: на роль следующего мирового лидера претендует и Китай, и Европа, и страны ислама. Новому региону мирового геополитического порядка проблема криминализации общества достанется в глобальном масштабе. Возможно, что остановить криминализацию под силу будет только Китаю или исламскому миру, т.е. чисто азиатскими беспощадными методами.
  Исторический (западный) оптимизм, т.е. доминанта универсальности западных ценностей, их проникновение в Азию, в частности, демократизация китайского строя, является, по Бжезинскому, и бременем Америки, и ее уникальной обязанностью. В эту обязанность входит "предотвращение возможности глобальной анархии". Имеется в виду терроризм и этнонациональные конфликты. Но "анархия не означает отсутствие власти единого центра силы и не означает понимания сути проблемы одичания, варваризации общества, по И. Канту, которая следует из экспансии преступности и означает наступление Нового средневековья, в котором, как это уже было в истории Нового времени, преступность как варварство либо победит сама себя, либо приведет к апокалипсису.
  Главные выводы, которые можно сделать сегодня по перспективам декриминализации на глобальном уровне:
  1. Мировая система, в которой доминируют либерально-экономическая, геополитическая и этнонациональная системы ценностей, чревата криминализацией мирового сообщества.
  2. Глобальный субъект мирового порядка, т.е. сверхдержава (США, Китай, Япония, объединенная Европа) есть мировой центр власти, экономического, научно-технического и военного могущества. В таком качестве он может остановить рост транснациональной преступности, как альтернативной мировой силы, но не победить ее навсегда.
  3. Мировая система, в которой доминируют указанные системы ценностей, не может осуществить декриминализацию общества, ибо постоянно ее порождает, она может понизить уровень криминализации.
  4. Криминализованное человечество - не самый невозможный исход для всемирной истории, ибо самый пессимистический вариант эсхатологии - разрешение глобального кризиса самоуничтожением человечества.
 5. Состояние криминализации человечества в XX-XXI веках означает завершение 500-летнего цикла развития цивилизации Нового времени и, вероятно, начало нового цикла развития. Этот цикл возможен на основе обесценения ценностей геополитической власти, экономического богатства, научно-технического и этнонационального могущества, т.е. онтологической основы преступности, чего в ближайшей перспективе ожидать нельзя.
 
 Глава 4. Масштаб криминализации экономики России на фоне тенденции к росту транснациональной преступности.
 
  В оценках проблем эскалации преступности на национальном уровне на примере России и перспектив декриминализации российского общества целесообразно различать два аспекта:
 * эволюцию теоретико-философских воззрений на природу преступления в СССР с начала 60-х годов до начала 90-х годов, далее период переосмысления до 1992 года, (вступление в силу нового УК РФ) и написания ряда теоретических работ и новых учебников по криминологии на базе новейшей эмпирики;
 * прогнозируемую динамику политического строя и социально-экономического порядка в России на среднесрочную перспективу до 10-15 лет.
  Еще 15 лет назад советская криминология исходила из того, что "преступность - это негативное социально-правовое явление классового общества, характеризующееся совокупностью всех преступлений, которые совершены в государстве или отдельном регионе за известный промежуток времени. Преступность - явление преходящее и изменяющееся, то есть оно возникло в определенный период развития общества, претерпело изменения, соответствующие историческим особенностям социально-экономических формаций и конкретных политических систем, и перестанет существовать после исчезновения эксплуататорских формаций и классов."5
  Если в 1961 году Программа КПСС декларировала цель "искоренения преступности", то в 1990 это положение толкуется как "научная гипотеза", а реальной целью в обозримом будущем может быть лишь сокращение преступности, ликвидация преступности отодвигается в неопределенное будущее.6
  В 1997 году авторы учебника "Криминологии" провозглашают: "Преступность, как и общество, - живое, постоянно изменяющееся явление". Логика ясна - пока живо общество, будет существовать преступность.
  Концепция национальной безопасности РФ, декабрь 1997 года, вводит преступность в ранг угрозы национальной безопасности и констатирует угрозу криминализации общества, т.е. открытую конкуренцию преступного мира с государством, борьбу между ними за политическую власть.
  Философия борьбы с преступностью выражена в данной Концепции ясно. Это - противодействие преступности, создание системы противодействия для обеспечения надежной защиты интересов личности, общества и государства. Концепция не ставит глобальных задач типа "искоренение преступности" вообще, она не содержит количественных формулировок "снизить", "уменьшить", "сократить" и т.д., не называет никаких сроков. Она не содержит понятий "косвенная" и "прямая" стратегия борьбы с преступностью, т.е. не делит деятельность государства на прямые и косвенные методы противодействия криминализации или декриминализацию.
  Указание на питательную среду преступности - недостатки в законодательстве, кризис в экономике, слабость контроля доходов, слабость работы правоохранительных органов и составляет немудреную аналитическую базу философии борьбы, т.е. противодействия криминализации. Противодействие - это даже не борьба, которая подразумевает то ли победу, то ли поражение. Противо-действие - это посильное противостояние, это стояние, а не процесс движения к желаемому состоянию. Если давать оценку философии противодействия, называемой борьбой с преступностью, то это - философия бессилия, сначала - теоретического, затем - практического, прикрываемого принципами демократизации всей системы борьбы с преступностью, гуманизации законодательства, социальной справедливости во всей деятельности правоохранительных органов, гласности, профилактики.
  Философия преступности как форма борьбы с имманентными пороками классового общества оставила в наследство философии противодействия только слово "борьба".
  Демократическая философия борьбы с преступностью переносит отношение к криминалу, выработанное всей культурой Запада и 5-ю столетиями Нового времени на российскую почву в самой неподходящей ситуации - расшатанных социально-политических устоев, борьбы без правил за власть, богатство, за выживание, эскалации системного экономического кризиса, вызываемого коллапсом социалистической экономики, распадом экономической системы СССР и новой волной деструкции в результате так называемых ошибок в процессе реформирования в социально-политической и экономической жизнедеятельности общества.
  В результате демократическая философия борьбы с преступностью в России ставит систему правоохранительных органов и всю систему национальной безопасности в положение непрерывной погони по следам криминала, который диктует преследователю свои условия взаимодействия (используя коррупционный паралич и другие методы) и использует при этом новые нормы и правила УК РФ, непрерывно усиливается интеллектуально и организационно.
  Признаком этого является устаревание и отставание нового УК РФ от криминальной динамики уже в момент его принятия. Поэтому философия гонки по материально-вещественному следу преступности всегда будет проигрывать философии преступления, непрерывно измышляющей опережающие технологии преступления.
  Принятие демократической философии борьбы с преступностью на деле означает состязательность, конкуренцию интеллектуальных технологий преступления и борьбы с преступлением. Со всей очевидностью это проявляется в экономических преступлениях, в компьютерных преступлениях, в краже интеллектуальной собственности, в технических преступлениях, где преступный интеллект обгоняет правоохранительный интеллект в создании все более совершенных технологий преступления.
  Если оставаться в рамках философии борьбы с преступлением как прямым противодействием преступлению, особенно в сфере организованной и транснациональной преступности, то повышение эффективности этого противодействия означает только одно - сначала интеллектуальное предвосхищение правоохранительными органами новых возможных преступлений, затем практическое применение интеллектуально-конкурентных преимуществ в профилактике преступлений, в лучшем случае - абсолютной монополии правоохранительных органов на базе этих преимуществ.
  Понятно, что философия интеллектуального превосходства, соответственно стратегия прямого противодействия не в состоянии до конца искоренить преступность, но она в состоянии существенно сократить и довести ее до уровня, когда она не представляет угрозы для национальной безопасности.
  Проблема же декриминализации общества лежит за рамками этой стратегии, она неподсильна отдельно взятой стране. Решение проблемы декриминализации лежит в глубинах исторического процесса и связано, как показано выше, с возможностью обесценения ценностей геополитической власти, экономического богатства, научно-технического и этно-национального могущества.
  В последние годы ХХ века проблема преступности приобрела для российского общества особое значение, став подлинно социальным бедствием, угрожающим самим устоям российской государственности и национальной безопасности. Статистика свидетельствует, что по сравнению с 1960 г. число преступлений в России возросло в четыре раза. В настоящее время ежегодно регистрируется около трех миллионов преступлений ( и это при значительной латентности: на каждое зарегистрированное преступление приходится, по мнению экспертов, два незарегистрированных). В условиях острого кризиса российской экономики особо негативную роль играет экономическая, организованная и транснациональная преступность. Поскольку целью преступной деятельности в этих сферах является извлечение прибыли и сверхприбыли, то корни этого явления следует искать в экономике, точнее в ее "узких" местах. Характерно, что термин "теневая экономика" возник не в 90-х годах, а гораздо раньше и обозначал финансово-хозяйственную деятельность, функционирующую вне правового поля. Ее главной чертой в современных условиях является уклонение предпринимателей от официальной регистрации коммерческих договоров или искажение их содержания при регистрации.
  Определения "теневая", "скрытая" иногда уточняются с помощью понятия "незаконная" и относятся к тем видам экономической деятельности, которая запрещена нормами уголовного права.
  Теневая экономика существовала и при рыночной, и при планово-административной системе хозяйствования, различаясь лишь масштабом и разнообразием сфер деятельности. Удельный вес неформального производства в мире составляет в среднем 5-10 % от валового внутреннего продукта (ВВП), в африканских странах - 30 %.7 В России этот показатель Госкомстатом оценивается в 25 %, а по данным правоохранительных органов - в 40-45 %.8 Следует учесть, что цифры в 40-50 % составляют критический порог, за которым воздействие криминальных факторов на хозяйственную жизнь страны становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и нелегальным укладами экономики превращается в основное социально-экономическое противоречие. Поэтому необходимо разобраться в этом явлении, прежде чем начинать с ним борьбу. Очень важно определить структуру теневой экономики, выяснить причины ее возникновения и выработать механизм ее легализации.
  Не вся теневая экономика подпадает под действие Уголовного кодекса, т.е. ее можно условно разделить на две части, из которых криминальная представлена наркобизнесом, торговлей оружием, рэкетом, проституцией, бандитизмом, грабежом, контрабандой, заказными убийствами и в известной степени коррупцией. Этот сектор теневой экономики во многом зависит от несовершенства нормативно-законодательной базы и определяется уровнем правоприменительного риска изъятия доходов от противоправной деятельности.
  Вторая часть теневой экономической деятельности осуществляется предпринимателями, финансистами, промышленниками, мелкими и средними аграриями, "челноками". Эти люди - двигатель российской экономики, ее финансово-промышленная элита, основа среднего класса, обеспечивающего социально политическую стабильность общества. "В тень" бизнес уходит не от хорошей жизни: в основном туда гонят непомерные налоги - ныне это более 60% продажной цены. Изъятия из прибыли достигают 65%, а по некоторым оценкам 80-90% (в мировой практике оптимальной долей изъятий из прибыли считается 33-35%).9 В такой ситуации исполнение законов ставит под угрозу сам бизнес, не говоря уже о получении прибыли. Как правило, предприниматели идут другим путем: либо сворачивают производство и переводят капитал за границу, либо пытаются получить какие-нибудь квоты или налоговые льготы, зачастую используя подкуп должностных лиц. Третий путь - уклониться от налогов, перейти на наличные расчеты, т.е. уйти в теневую экономику. Причем на этом пути приходится пользоваться услугами криминальных структур для решения арбитражных споров и проблем финансовой ответственности партнеров, поскольку обращение к судебным органам невозможно.
  Хотя два вышеописанных сектора теневой экономики имеют общую цель деятельности - получение дохода за пределами правового поля и общие формы его реализации ( в том числе, вывоз капитала за рубеж и накопление "в чулках") - между ними существуют принципиальные различия.
  Если криминалитет действует преимущественно в сфере распределения и перераспределения внеэкономическими, насильственными методами, то теневики - хозяйственники получают свои доходы вполне легально, лишь впоследствии уводя их от закона.
  Во-вторых, финансово-экономический хаос в стране и бессилие власти на руку преступному миру, который контролирует до 90% предприятий и организаций, взимая с них дань. Поэтому он всеми способами стремится законсервировать кризисную ситуацию. В ход идут подкуп, шантаж, политические убийства, прямой прорыв преступных лидеров во власть. А коммерсантов нестабильность в обществе и усиление криминалитета не устраивает, т.к. они только за "крышу" платят ему огромные средства, что в свою очередь приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на треть.10
  И в-третьих, первая часть теневиков использует незаконные или полузаконные способы отмывания криминальных доходов, а вторая заинтересована в легализации прибыли на основе изменения действующих норм и законов.
  Характерной особенностью последних лет является проникновение преступности в сферы, ранее ей практически недоступные: банковская, внешнеэкономическая, верхний эшелон государственной власти. Целые отрасли экономики сползают в "тень".
  В процессе криминального передела госсобственности прямые потери государства составили только в 1995 г. 10 трлн. руб. В ходе форсированной приватизации повсеместно практиковалось искусственное занижение стоимости при аренде и продаже муниципальной собственности, массовый характер приобрели хищения денежных средств от продажи акций. По утверждению аналитического центра Российской академии наук, 55% капитала и 80% голосующих акций были переданы в ходе приватизации в руки российского и зарубежного криминального капитала. По словам Генерального прокурора РФ Ю.Скуратова, в 1996 году в России было совершено около 2000 преступлений, связанных с приватизацией.11 На первых этапах разгосударствления в целях фактического расхищения госимущества создавались закрытые АО и в обход программы приватизации производилась незаконная продажа и аренда с выкупом не подлежащих приватизиции объектов, составлялись фиктивные договоры аренды, нарушались правила проведения аукционов и конкурсов и т.п. В настоящее время полученная незаконными путями собственность легализируется и преступные группы становятся полноправными участниками рыночных отношений.
  Наиболее распространенными преступлениями экономической направленности являются хищения и мошенничества в финансово-кредитной сфере. В 1995 г. в сфере страхования, кредитов и финансов зарегистрировано 13,9 тыс. преступлений. Общая сумма ущерба по ним составляет 139 млрд. руб. В банковской системе зафиксировано около 10,5 преступлений, сумма ущерба по ним составила 120 млрд. руб.12 Самыми распространенными преступлениями здесь остаются хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов и поддельных банковских гарантий, финансовые аферы с деньгами вкладчиков, должностные злоупотребления руководителей и служащих банков. Характерным преступлением становится противозаконное получение льготных государственных кредитов, их нецелевое использование. По мере совершенствования банковских технологий отмечается рост преступлений с пластиковыми карточками и хищений с использованием компьютерных методов внедрения в телекоммуникационные сети банков. В 1995 г. выявлено уже 188 таких преступлений.13
  Что касается страховой деятельности, то она большинством организаций, не прошедших обязательную перерегистрацию, ведется нелегально. Особое место на страховом рынке приобретают махинации с участием совместных предприятий или брокерских фирм. В 1995 г. из России в иностранные банки переведено более 300 млн. долл. При этом 90% общей выручки остается за рубежом.14
  Рост зарегистрированных в 1996 г. экономических преступлений (13%) наглядно отражает общую тенденцию усиления криминализации хозяйственного комплекса. Продолжаются масштабные действия по незаконному завладению государственной собственностью в ходе ее разгосударствления и приватизации, многочисленные корыстные злоупотребления при управлении ею, уклонение от налогообложения. Заключаются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж, активизируется перевод экспортной валютной выручки на счета наших бизнесменов в иностранных банках. За последние годы вывоз капитала за рубеж по разным оценкам составил от 120 до 300 млрд. американских долларов, а накопление частных сбережений "в чулках" российских граждан, занимающихся нелегальной экономической деятельностью, по мнению некоторых экспертов достигает 60 млрд. долл.15 До августовского 1998 г. финансового кризиса российские торговцы -"челноки" обеспечивали 20-25% импорта. Так, в 1995 г. ими было ввезено в страну товаров на сумму более 10 млрд.долл.(для сравнения: экспорт нефтепродуктов дал 12,3 млрд.долл.). По оценкам итальянских специалистов, вклад русских "челноков" в экономику Италии составил 10% ВВП.16
  Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. Вывод о ее существовании в СССР был сделан в начале 80-х гг. Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности ВНИИ МВД СССР, Омской высшей школой милиции, проводившими криминологические исследования независимо друг от друга. А с 1987 г. работа по анализу организованной преступности стала проводиться координировано органами Прокуратуры МВД, КГБ и их научными учреждениями. В результате этого анализа изучены данные уголовной статистики за последние 25 лет: материалы более 500 уголовных дел о преступлениях организованных групп в легкой, лесной и хлопковой промышленности, торговле, сфере бытового обслуживания населения и других отраслях, дела о бандитизме, вымогательстве и т.п., материалы о нескольких сотнях устойчивых преступных групп; проинтервьюированы более 200 преступных "авторитетов" и коррумпированных должностных лиц, свыше 600 сотрудников правоохранительных органов различных регионов страны.
  По итогам проделанной работы в 1989 г. состоялся "круглый стол", посвященный проблеме организованной преступности. На нем юристы, экономисты и практические работники правоохранительных органов рассматривали проблемы теоретической разработки понятия организованной преступности, стратегии и тактики борьбы с ней.17 В ходе дискуссии обсуждались вопросы соотношения организованной преступности с профессиональной и экономической преступностью, а также причины их порождающие. Впервые были сформулированы признаки, характеризующие организованную преступность. Это:
  1) выраженная организационно-управленческая структура, четкое распределение ролей в группе, строгая иерархия самих групп, наличие единых для их членов норм поведения и ответственности, системы санкций и поощрений, их практическая реализация;
  2) устойчивый, планируемый, законспирированный характер преступной деятельности, особенно хищений, подкупа должностных лиц и крупных краж, наличие общих целей, ориентация на получение максимально высоких доходов при минимальном риске;
  3) система планомерной нейтрализации всех форм социального контроля с использованием разведки и контрразведки: выведывание планов органов по борьбе с преступностью, целенаправленная разработка мер противодействия и защиты от разоблачения (подкуп сотрудников правоохранительных, контролирующих органов, внедрение в государственный аппарат);
  4) наличие значительных денежных фондов, инвестируемых в различных сферах преступной деятельности, помогает увеличивать масштабы хищений, коррумпированности полезных чиновников, материального поощрения членов сообщества. Оплата услуг уголовников приводит к сращиванию общеуголовной и корыстно-хозяйственной преступности;
  5) расширение сферы деятельности - кооперация преступных группировок в различных отраслях народного хозяйства, внедрение на "черный рынок" товаров и услуг, контроль над изготовлением и организация сбыта наркотиков, патронаж порнобизнеса и проституции;
  6) активное распространение членами преступных сообществ антиобщественной идеологии, в первую очередь, в местах лишения свободы. Моральная и материальная поддержка осужденных преступников (при условии "правильного" поведения на следствии и суде) и их семей.18
  Также были выделены 3 уровня организованности в преступности. На первом уровне преступные группировки структурно не оформлены, в них нет сложной иерархии, четкого разделения функций и ролей. Попытки вступить в контакт с представителями власти и силовых ведомств носят единичный, ситуативный характер.
  Второй уровень предполагает иерархическое построение групп, иногда их конгломерат. Особенностью преступных объединений второго уровня (за рубежом их называют "преступные синдикаты") является активное внедрение в официальные структуры общества и использование их в своих целях. На этой стадии уголовно наказуемые деяния являются лишь операциями более сложной и широкой криминальной деятельности, которую направляют и координируют лидеры преступного мира. Практическую реализацию их идей и планов осуществляют непосредственные исполнители, имеются также группы прикрытия, разведки.
  Качественное отличие третьего уровня организации преступной деятельности состоит в формировании преступной среды и консолидации ее лидеров. На этой стадии завершается отделение функции организации и руководства преступной деятельностью от непосредственного участия в ней, вычленяется руководящее организаторское ядро - мозговой центр, практически недоступный для правоохранительных органов. Криминальные авторитеты координируют свою деятельность не эпизодически, по поводу отдельных операций, а в рамках сотрудничества на долговременной основе. Вырабатываются стратегия и тактика деятельности, разграничиваются сферы влияния, утверждаются принципы взаимной поддержки и общая линия поведения.19 Намечаются следующие виды деятельности:
  а) постоянная разведка и сбор информации о выгодных сферах криминального внедрения, об оптимальных способах проведения операций и возможных путях провала. Планирование преступных акций в рамках данного вида деятельности носит прогностический и профилактический характер;
  б) коррумпирование, нейтрализация и последующее привлечение к сотрудничеству государственных и правоохранительных органов. Оплачиваемые услуги состоят как правило в передаче конфиденциальной информации и консультативной помощи при решении кадровых вопросов, определении прибыльных направлений деятельности, обеспечении защиты;
  в) легальное использование социально-экономических институтов и условий, имеющихся в стране, для придания внешней законности своей преступной деятельности;
  г) нагнетание атмосферы страха и бессилия перед криминалитетом в целях деморализации потерпевших и свидетелей. Слухи о могуществе мафии и беспомощности правоохранительных органов в борьбе с нею создают благоприятный фон для совершения преступлений и защиты от разоблачения;
  д) создание сложной иерархо-управленческой цепочки руководства преступной деятельностью, которая избавляет криминальных авторитетов от непосредственного участия в противоправных деяниях и, следовательно, от уголовной ответственности. Таким образом, верхушка криминальной пирамиды, ее интеллектуально-организационный потенциал, всегда сохраняется, обеспечивая постоянную регенерацию преступного сообщества, что выгодно всем его членам - от "шестерки"-карманника до "крестного отца";
  е) собственно преступная деятельность, т.е. совершение конкретных преступлений, должностных, насильственных, имущественных при доминирующей корыстной мотивации. Стремление к власти и контролю над всем и вся тоже обусловлено корыстными целями.20
  Было дано определение понятия "организованная преступность" как негативного социального явления, которое характеризуется организацией и консолидацией криминальной среды на уровне региона, страны, мирового сообщества (транснациональная преступность), наличием сложной иерархической структуры и руководящей верхушки, осуществляющей организаторские, управленческие, идеологические функции; коррумпированием, вовлечением в противоправную деятельность работников госаппарата и правоохранительных органов; монополизацией и расширением сфер антизаконной деятельности для получения максимальных доходов при минимальном риске для криминальной элиты.21(Там же, с.31).
  Далее участники дискуссии отметили ряд новых признаков, появившихся в организованной преступности, таких как:
  - монополизация сфер асоциальной деятельности,
  - создание условий, провоцирующих дефицит в экономике,
  - использование легальных каналов для отмывания денег,
  - отвлечение сил общества и общественного мнения на второстепенные проблемы.
  Если десятилетие назад криминологи еще спорили, есть ли у нас организованная преступность или мы имеем дело с организованностью в преступности, то в настоящее время доказано, что уже с середины восьмидесятых организованная преступность в России приобрела характер реальной угрозы экономической и политической безопасности страны. Несмотря на все меры, принимаемые правоохранительными органами, не удается пресечь попытки криминальных группировок взять под контроль финансовые и коммерческие структуры, остановить повсеместную коррумпированность госчиновников.
  О масштабах организованной преступной деятельности говорят следующие цифры, представленные отделом статистики и анализа организационно-контрольного управления Генеральной прокуратуры РФ:
 Количество преступлений, совершенных организованной
 группой или преступным сообществом в 1997 году22
  Численность населения Количество преступлений Всего по России
 г.Санкт-Петербург
 г.Москва
 Челябинская обл.
 Ростовская обл.
 Свердловская обл.
 Нижегородская обл.
 Пермская обл.
 Воронежская обл.
 Красноярский край
 Новосибирская обл.
 Архангельская обл.
 Псковская обл.
 Ставропольский край
 Саратовская обл.
 Ярославская обл.
 Волгоградская обл.
 Кемеровская обл.
 Ленинградская обл.
 Омская обл.
 Респ. Башкортостан
 Московская обл.
 Самарская обл.
 Иркутская обл.
 Тульская обл.
 Вологодская обл.
 Приморский край
 Респ. Коми
 Ульяновская обл.
 Краснодарский край
 Белгородская обл.
 Новгородская обл.
 Пензенская обл.
 Липецкая обл.
 Алтайский край
 Оренбурская обл.
 Курская обл.
 Читинская обл.
 Мурманская обл.
 Чувашская респ.
 Курганская обл.
 Удмуртская респ.
 Владимирская обл.
 Кировская обл.
 Костромская обл.
 Респ. Татарстан
 Мордовская респ.
 Калининградская обл.
 Орловская обл.
 Смоленская обл. 146.976.000
 4.800.000
 11.000.000
 3.600.000
 4.400.000
 4.600.000
 3.727.000
 3.000.000
 2.500.000
 3.100.000
 2.700.000
 1.521.000
 832.000
 2.600.000
 2.739.000
 1.451.000
 2.700.000
 3.000.000
 1.676.000
 2.100.000
 4.000.000
 6.597.000
 3.300.000
 2.795.000
 1.815.000
 1.350.000
 2.255.000
 1.200.000
 1.500.000
 5.000.000
 1.469.000
 750.000
 1.500.000
 1.250.000
 2.600.000
 2.200.000
 1.347.000
 1.295.000
 1.048.000
 500.000
 1.100.000
 1.600.000
 1.645.000
 1.634.000
 806.000
 3.700.000
 956.000
 1.000.000
 914.000
 1.172.000 28497
 2164
 1955
 979
 970
 950
 815
 774
 764
 746
 727
 670
 644
 612
 581
 574
 551
 500
 498
 485
 479
 478
 458
 440
 410
 405
 386
 380
 339
 335
 317
 315
 306
 305
 262
 258
 252
 248
 244
 243
 231
 220
 219
 198
 194
 166
 165
 165
 162
 160
  Чрезвычайно опасными являются международные операции и связи российской организованной преступности. По данным ФБР, русская мафия установила рабочие контакты с партнерами в 50 странах мира. Для сравнения - в 1994 г. такие связи были только с 29 странами.
  Международная организованная преступность - это качественно новое криминогенное явление, характеризуемое рядом признаков, которые в своей сумме, сложности сочетания, результативности, высоком уровне интеллектуальной проработки преступных сценариев, многоэтажной системе защиты превосходят все ранее известные формы организованной преступности.
  ООН разделила все транснациональные преступления на 17 групп. Одним из авторов классификации международной мафии является Герхард Мюллер - один из ведущих криминологов мира, крупный специалист по борьбе с организованной преступностью, более 20 лет возглавляющий подразделение ООН по борьбе с преступностью и международному уголовному праву. Им приводится принятое в мировом сообществе определение транснациональной преступности как криминальной деятельности, нарушающей законы более чем одной страны, и характеристики ее видов:
  1. Отмывание денег
  предпринимается для того, чтобы незаконно полученные капиталы представить финансовым органам как законные. Каковы же нелегальные источники грязных денег? Это взяточничество и коррупция, черный рынок, уклонение от налогов, контрабанда оружия, сбыт краденого, произведений искусства и наркотиков. Известно, что ежегодно в мире продается наркотиков на сумму 300-500 млрд.долл. Но пользоваться ими в цивилизованных странах невозможно. Стандартная процедура отмывания денег выглядит так: происходит переброска наличности за рубеж (самолетом, пароходом, в грузовике с двойным дном) и вложение на банковские счета при помощи многократных международных переводов, после которых источник происхождения денег выяснить уже невозможно. В результате деньги выглядят чистыми и легально вкладываются в экономику, хотя и находятся под контролем организованной преступности. Существуют и другие способы легализации криминальных доходов, но об этом позже.
  Истинные масштабы отмывания денег неизвестны, особенно в тех странах, где тайна банковских вкладов охраняется законом.
  2. Терроризм.
  Правительства всех стран, кроме тех, кто поддерживает международный терроризм, долгое время надеялись, что проблема может быть разрешена путем переговоров и договоренностей. Однако несмотря на все случаи согласования и урегулирования, террористические акты продолжаются, а современные средства передвижения и связи в значительной мере облегчили их подготовку и осуществление. Больше всего от терроризма страдают те страны, чьи правительства занимают жесткую позицию в отношении террористов. Международный механизм ареста и выдачи террористов еще только формируется, а криминологические исследования этой проблемы, перешагнувшей государственные границы, пока в самом начале.
  3. Кражи произведений искусства и предметов культуры.
  Этот вид преступности угрожает культурному наследию народов. Хотя гробницы и памятники разорялись со времен египетских фараонов, но тогда этот промысел не был международным бизнесом. В настоящее время совершенствование орудий преступления и высокий спрос на произведения искусства, а также простота их транспортировки позволили грабителям разработать целую систему, с помощью которой можно лишить культурного наследия хоть регион, хоть даже страну. Установлено, что ежегодно похищается произведений искусства на сумму 4,5 млрд.долл. для продажи их на мировом рынке. Сейчас в розыске находятся 45 тыс. произведений искусства, причем ежемесячно этот список пополняют 2 тыс.новых предметов.
  4. Кража интеллектуальной собственности.
  Понятие "кража интеллектуальной собственности" означает нарушение прав авторов и исполнителей, а также незаконное использование знаков охраны авторского права и торговых марок. Практика незаконного воспроизводства защищенных товаров для продажи их по дешевке или за ту же цену довольно распространена, особенно в странах с неразвитой экономикой. Масштабы ущерба стран-производителей трудно поддаются измерению. Только от нелегального использования программного обеспечения, по подсчетам Ассоциации американских издателей программного обеспечения, ущерб составляет 7,5 млрд.долл. ежегодно. Подделку знаков охраны авторского права не могут осуществлять мелкие предприятия или предприниматели-одиночки, так как здесь необходимы умелая координация и налаженная система сбыта, что часто требует сговора на правительственном уровне.
  5. Незаконная торговля оружием.
  Вооруженные конфликты в различных точках земного шара нельзя представить без международной сети производителей и поставщиков оружия. Масштаб их деятельности - вне статистических оценок. В этой опасной игре совсем немного действующих лиц, а те, кто расписывает роли и продумывает хитроумные комбинации преступных сценариев, действуют в союзе с правительственными органами. Достоверная информация о незаконной торговле вооружением отсутствует, хотя происхождение оружия и военного снаряжения можно отследить. Самым опасным моментом в этих преступлениях стала нелегальная перевозка радиоактивных материалов, несмотря на то что в ряде случаев похитители и перевозчики сами были облучены. Пока что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом и смертоносный груз не дошел до адресата.
  По рекомендации международных организаций многие страны уже приняли ответные меры, установив межправительственный контроль за источниками радиоактивных материалов.
  6. Угон самолетов.
  Авиация страдала от угонов самолетов и в 70-е, и в 80-е годы. Только в редких случаях действовали одиночки, требовавшие выкуп; в большинстве случаев угонщики выдвигали политические требования, характерные для террористов.
  Ответные меры на угон самолетов были быстрыми и результативными, в результате чего частота подобных инцидентов снизилась, хотя возможность захвата самолетов с заложниками существует и сегодня.
  7. Морское пиратство.
  Этот средневековый вид преступной деятельности возродился в середине 70-х годов при нелегальной перевозке наркотиков из Южной и Центральной Америки в США на яхтах или рыболовных судах. Захватив в открытом море или в порту судно, преступники уничтожают его владельцев и экипаж. От рук пиратов пострадало уже несколько тысяч судов.
  Есть версии, что пиратство в Юго-Восточной Азии контролируется организованными преступными группами, связанными с вооруженными силами. Криминологи склоняются к выводу, что одновременные пиратские нападения в разных частях мира вовсе не случайны, их следы ведут в один центр.
  Сейчас этот вид преступлений пошел на спад.
  8. Захват наземного транспорта.
  Включение этого вида преступлений в классификацию ООН не случайно. Угон грузовика в пределах одной страны считается кражей. По мере развития мировой экономики следование грузовиков на огромные расстояния из Восточной Европы в Западную или из Средней Азии в страны Балтии стало повседневной реальностью и число исчезнувших грузовиков растет пропорционально росту товарооборота.
  Точные масштабы этого криминального бизнеса неизвестны. Только 4 государства ответили на анкету ООН по этой теме. Можно прогнозировать обострение этой проблемы в ближайшем будущем из-за возрастающей прозрачности границ и роста организованной преступности, особенно в странах Восточной Европы.
  9. Мошенничество со страховкой.
  Поскольку страховая индустрия стала международной, то преступления в этой сфере, в какой бы стране они не совершались, теперь затрагивают всех. Совокупный ущерб от этого вида криминальной деятельности не подсчитан, хотя известно, что например потери Австралии от страховых мошенничеств составляют 1,7 млрд. австралийских долларов, а в США ежегодные убытки равняются 100 млрд.долл.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу