<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
Открытое акционерное общество"Пивзавод Оливария"
РЕКОНСТРУКЦИЯ ПИВОВАРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2005-2010
Конфиденциально
Документ содержит сведения, являющиеся
собственностью ОАО "Пивзавод Оливария".
Ознакомление и использование допускается
с разрешения руководства предприятия.
Генеральный директор
ОАО "Пивзавод Оливария" Н.А.Дудко
Г.МИНСК, 2006 ГОД
1. РЕЗЮМЕ 3
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 3
2.1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА 3
2.3. ТЕКУЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
2.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛОЭНЕРГОРЕСУРСОВ 3
2.5. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 3
2.6.ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ И ОБЛАСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3
2.7. БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 3
3. ОЦЕНКА РЫНКОВ СБЫТА И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН 3
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА 3
3.2. СБЫТ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА 3
3.3. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА 3
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 3
4.1. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 3
4.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 3
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
6. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 3
6.1. ОПИСАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ 3
6.2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ (ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ) 3
6.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 3
7. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАН 3
1. РЕЗЮМЕ
ОАО "Пивзавод Оливария" - является одним из лидеров пивоваренного рынка Республики Беларусь. Хорошее качество пива и развитая дистрибьюторская сеть сделали брэнд Алiварыя известным практически каждому жителю Республики Беларусь
Менеджмент ОАО "Пивзавод Оливария" обладает богатым опытом в управлении компанией. Практически все ключевые руководители компании занимают свои должности уже более 5 лет.
Дистрибьюторская сеть ОАО "Пивзавод Оливария" покрывает практически всю территории Республики Беларусь с центром в Минске и соседние регионы России. После 2002 -2003 года компания, одна из первых, развила продажи через открытие складов по всей территории Республики Беларусь. Также ОАО "Пивзавод Оливария" было первым среди предприятий пивоваренной отрасли РБ в приобретении холодильников и установке их в торговых точках.
Дополнительную прибыль предприятию в сумме около 45 тыс. USD в месяц приносит сдача в аренду административных площадей в здании, расположенном в центре города Минска, собственником которого является пивзавод. Это создает стабильный приток денежных средств.
Осуществленные инвестиции позволят предприятию занять одно из лидирующих положений на рынке с долей 15% в 2010 году за счет увеличения качества продукции и замещения на белоруском рынке украинского и российского пива и укрепить позицию брэнда
В 2006-2007 году предприятия планирует увеличить мощность завода до 7 млн.дал пива в год и значительно улучшить качество продукции.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1. Описание предприятия
ОАО "Пивзавод Оливария" - старейшее предприятие пивоварения Беларуси, работающее с 1864 г. Комплекс производственных зданий и сооружений охраняется государством как памятник промышленной архитектуры конца XIX века.
На протяжении всей своей полуторовековой истории предприятие стабильно работало и бережно хранило традиции и рецепты лучших сортов пива. Однако последние два десятилетия для завода оказались крайне тяжелыми. Генеральный план застройки г. Минска предусматривал закрытие предприятия, называвшегося тогда пивзавод "Беларусь", которое с 1976 г. входило в состав производственного объединения "Минскпивпром" и считалось неперспективным. По этой причине ни оборудование, ни технологии на заводе многие годы не обновлялись. Большой вред пивоваренному производству нанесла и непродуманная антиалкогольная кампания второй половины 80-ых годов.
Таким образом, к моменту перехода экономики республики на рыночные отношения позиции предприятия были крайне невыгодными. Только благодаря усилиям возглавившей в этот период завод Тамары Николаевны Дудко предприятие смогло за короткий срок выйти из кризиса и даже укрепить свои позиции, сохранив при этом лучшие традиции белорусского пивоварения.
Четвертого июля 1994 года было получено свидетельство о регистрации ОАО "Пивзавод Оливария", явившегося правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия пивзавод "Беларусь".
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ О ПРЕДПРИЯТИИ Наименование Открытое акционерное общество "Пивзавод Оливария" Юридический адрес 220002, г. Минск, ул. Киселева, 30 Форма собственности Частная Вышестоящая организация Собрание акционеров Представитель собственника государственной доли имущества - ОТВЕТСТВЕННЫЕ КОНТАКТНЫЕ ЛИЦА Должность Ф.И.О. Телефон Факс Генеральный директор генеральный директор Дудко
Николай Аркадьевич (8-017) 234-11-63 (8-017) 234-11-63 Заместитель генерального директора Путрич Владимир Александрович (8-017) 283-14-60 8-017) 283-14-60 Главный инженер Навойчик Леонид Эдуардович (8-017) 234-13-34 (8-017) 234-13-34 Главный бухгалтер Кучерова Инна Ивановна (8-017) 234-00-00 (8-017) 234-00-00
Основными видами деятельности ОАО "Пивзавод Оливария" являются:
* производство и реализация пива;
Исходными позициями, определяющими стратегию предприятия являются:
1. Компактность, небольшой размер, мобильность;
2. Выгодное расположение в центре города;
3. Богатейшая история пивоварения;
4. Квалифицированный производственный и управленческий персонал.
В ассортименте предприятия - темные, светлые и нетрадиционные сорта пива. ОАО "Пивзавод Оливария" выпускает пиво со сроком реализации готовой продукции - 60 дней.
Продукция завода реализуется как на внутреннем рынке республики, так и за ее пределами. Сегодня с ОАО "Пивзавод Оливария" работают более 1000 партнеров со всей республики, а также различных регионов России. Традиционно представленное и хорошо зарекомендовавшее себя в г.Минске, предприятие ежегодно расширяет производство и ассортимент выпускаемой продукции, совершенствует дистрибьюторскую сеть, усиливая свои позиции в других регионах Беларуси и России.
Основной стратегией ОАО "Пивзавод Оливария" является обеспечение населения республики высококачественным пивом, увеличение доли рынка до 15% за счет улучшения качества продукции, увеличения мощности, розлива пива в бутылку, ПЭТ, кеги, замещение на белорусском рынке украинского и российского пива, производство первого нефильтрованного пива сорта премиум. Стать игроком №2 на пивном рынке РБ.
Реализация представленного проекта предусматривает внедрение новых технологий и оборудования производства пива, повышение качества и ценовой конкурентоспособности
В целом необходимый для реализации инвестиционной программы объем финансирования в 2006 году составляет в валютном эквиваленте - около 5,4 млн. долл.США.. Частичное финансирование намеченных работ по реконструкции пивоваренного производства планируется осуществить за счет заемных денежных средств.
Представленные в бизнес-плане расчеты и обоснования подтверждают хорошие показатели экономической эффективности и окупаемости проекта. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций на полномасштабную реконструкцию, рассчитанный при ставке дисконтирования 15 % составляет 60 месяцев. Ожидаемые текущие поступления от реализации продукции позволяют ОАО "Пивзавод Оливария" рассчитываться по текущим обязательствам, а также реинвестировать часть прибыли.
Реализация проекта позволяет существенно повысить устойчивость работы предприятия, улучшить условия труда и уровень оплаты работников. В результате будет создано современное высокоавтоматизированное производство, основанное на применении новых и высоких технологий. Осваиваемая продукция соответствует лучшим мировым аналогам и конкурентоспособна с ними по ценовому фактору.
История ОАО "Пивзавод Оливария"
1864 -основание компании мещанкой Рохлей Фрумкиной
1894 - Граф Чапский - новый владелец пивоварни построил каменное здание и ввел в эксплуатацию паровой двигатель.
1897 - Завод выкупают братья Леккерты и продают пиво по всей территории Бералурси, Литвы и Польши. Компания - входит в состав чешской пивоваренной компании "Богемия"
1918 - 1994 - носила название "Беларусь". Пивзавод № 1
1994 - Компания реорганизована в ОАО"Пивзавод Оливария"
2.2. Направления деятельности общества
Открытое акционерное общество "Пивзавод "Оливария" является одним из крупнейших предприятий республики по производству пива. В состав предприятия входят: основные и вспомогательные участки пивоваренного производства, пивной бар, ресторан, столовая, магазин по продаже пива и приему стеклотары.
Предприятие динамично развивается, обеспечивая рост объемов производства, ввод нового оборудования, освоение новых видов продукции, внедрение ресурсосберегающих технологий. На протяжении последних лет ОАО "Пивзавод Оливария" стабильно удерживало 4-е место по объему производства пива в республике. В 2006 году предприятию удалось увеличить объемы произвосдва и реализации продукции и завоевать место № 2 на пивном рынке Республики Беларусь.
За период с 1994 г. (год регистрации акционерного общества) по 2004 год объем производства и реализации продукции вырос в 2,8 раза.
Экспорт продукции увеличился с 81,4 тыс. дал пива в 1995 году до 290 тыс. дал в 2004г. и составляет 11% от объема производства. Доля экспорта в объеме реализации 2004г. снизилась по сравнению с 2003г. на 3,8%.
Основным видом деятельности ОАО "Пивзавод Оливария" является производство и реализация пива. Пиво производится в бутылочной таре по 0,5 л и в кегах (по 50л и по 30л). В 2003г. установлена линия по упаковке бутылочного пива на трей-поддоны с термоусадочной пленкой (45-50% от объема бутылочного пива). В 2005г. предприятие планирует выпускать пиво в ПЭТ емкостью 1,5л. Также запланирован выпуск пива класса премиум в марте 2005г.
Выпускаемая продукция полностью соответствует отечественным стандартам, имеет высокое качество и пользуется спросом на рынке. Высокое качество продукции неоднократно подтверждалось оценками международных выставок-ярмарок. Достигнут гарантированный срок хранения продукции до 60 дней.
Выпуск солода ячменного прекращен в 2002г. в связи с низкой рентабельностью производства.
Вспомогательными направлениями деятельности является:
* Торговля и общественное питание;
* Деятельность в области промышленной безопасности;
* Перевозка грузов автомобильным транспортом;
* Оптовая торговля;
* Сдача в аренду собственных площадей.
Осуществление хозяйственной деятельности ведется согласно Уставу и полученным лицензиям
2.3. Текущее экономическое и финансовое состояние предприятия
Основным видом продукции ОАО "Пивзавод Оливария" является пиво бутылочное (78% от общего объема производства) и пиво в кегах.
Более 85% продукции в натуральном выражении реализуется на внутреннем рынке и до 15% поставляется на экспорт в Россию.
Предприятие динамично развивается, обеспечивая рост объемов производства и освоение новых видов продукции, ввод нового оборудования, внедрение ресурсосберегающих технологий.
За отчетный 2004 год предприятием обеспечено производство продукции в следующих объемах: пиво всего - 2 563 тыс.дал или 108,9% к фактическому объему производства 2003 года.
Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах за 2004 год составил 19 879,3 млн.рублей (111,0% к прошлому году).
Выпускаемая продукция полностью соответствует отечественным стандартам, имеет стабильное качество и пользуется спросом на рынке.
Стоимость основных производственных фондов предприятия по состоянию на 01.01.2005 года с учетом переоценки составляет 26554 млн.руб. Износ основных производственных фондов снизился с 67% в 2000 году до 30% в 2004 году. Для сравнения, износ основных производственных фондов в 1994 году составлял 85%. Последовательно осуществляется техническое перевооружение производства и ввод новых мощностей в соответствии с Программой развития производственной отрасли на 2003 - 2005 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2003 года № 867. В соответствии с этой Программой в отчетном году производилась замена и установка нового оборудования, что позволило увеличить производственную мощность с 1,68 млн.дал в 1998 году до 3,24 млн.дал в 2004 году. Инвестиции в основной капитал в 2004 году составили 5,3 млрд.руб. Завершены монтажные работы по установке нового варочного порядка (производство Германия)., введены в эксплуатацию два новых ЦКТ для сбраживания и созревания пива объемом 239 куб.м.каждый (производство Дания взамен физически изношенных и морально устаревших ЦКТ отечественного производства, приобретено и смонтировано оборудование дрожжевого отделения для разведения чистой культуры дрожжей (производства Дания), введена в эксплуатацию CIP - станция, компрессоры для варочного отделения. В 2004 году прирост мощности составил 200 тыс.дал или 6,6%.
Активная инвестиционная деятельность, направленная на проведение модернизации производства, внедрение новых технологий, обновление ассортимента выпускаемой продукции, позволила коллективу предприятия в сложных экономических условиях обеспечить динамичное развитие производства, своевременное пополнение оборотных средств.
В 2004 году обеспечена заготовка ячменя для изготовления солода на производство пива в объеме 5000 тонн. Предприятие обеспечено солодом до сезона заготовок и переработки ячменя нового урожая 2005 года.
Предприятием принят ряд действенных мер по снижению дебиторской задолженности за отгруженную покупателям продукцию. Разработана и внедрена программа ограничения отгрузок дебиторам при имеющейся задолженности свыше одного месяца, предъявлено 72 иска на сумму 102 млн.руб. и 811 претензий на сумму 953 млн.руб. В процессе проведения претензионно - исковой работы и исполнительного производства взыскано 425 млн.руб.
Среднесписочная численность за 2004 год составила 443чел., среднемесячная зарплата всего персонала - 621,8 руб.
При темпе роста объемов производства продукции в действующих оптовых ценах (без НДС, акцизов и других налогов из выручки) 128,2%, темп роста среднемесячной зарплаты персонала составил 123,6%.
По результатам работы в 2004 году финансово-экономическая деятельность предприятия характеризуется следующими показателями:
Основные экономические показатели
деятельности ОАО "Пивзавод Оливария" за 2003 - 2004 гг.
№№
п/п Наименование показателя Един. измерен. 2003 2004 Темп, % 1. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг млн.руб. 23721 30324 127,8 2. Себестоимость реализован. продукции (товаров, работ, услуг), включая коммерческ. расходы млн.руб. 13018 19756 151,7 3. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) млн.руб. 3991 1991 49,8 4. Рентабельность всего, в т.ч. от реализации пива млн.руб. 26,9 9,6 - 17,3 5. Общая прибыль (балансовая) млн.руб. 3862 1466 37,9 в т.ч. от реализации пива млн.руб. 1209 3230 37,4 6. Производство продукции в натуральном выражении (пиво) тыс.дал 2353 2563 108,9 7. Объем производства продукции в отпускных ценах (без НДС, акцизов и др. налогов и платежей из выручки в сопоставимых ценах) млн.руб. 17906 19879 111,0 8. Объем производства продукции в отпускных ценах (без НДС, акцизов и др. налогов и платежей из выручки в действующих ценах) Млн. руб. 16137 20698 128,2 9. Объем экспорта (с НДС) тыс. USD 858 690 80,4 10. Объем импорта тыс. USD 3866 1707 44,2 11. Дебиторская задолженность всего (в отп.ценах) млн.руб. 1002 3213 320,7 12. Основные производственные фонды млн.руб. 17733 22505 126,9 13. Коэффициент текущей ликвидности коэфф. 0,5 0,5 0 14. Коэффициент промежуточной ликвидности коэфф. 0,06 0,03 -0,03 15. Коэффициент абсолютной ликвидности коэфф. 0,04 0,01 -0,03 16. Коэффициент движимости
Стр.290/стр.390*100, % коэфф. 24 21 -3 17. Собственные оборотные средства
ф.1, стр.590+690+620-630+720+710+730-190 коэфф. 6856 6353 -503 18. Коэффициент обеспеченности СОС, %
Собст.об.ср./ ф.1, стр.290 коэфф. 0,74 0,72 -0,02 19. Коэффициент деловой активности, ф.2, стр.010/ф.1, стр.390 коэфф. 0,42 0,40 -0,02 20. Коэффициен6т обеспеченности финансовых обязательств активами
ф.1, стр. 790/стр.390 коэфф. 0,53 0,48 -0,05
2.4. Использование теплоэнергоресурсов
В соответствии с планом организационно-технических мероприятий по энергосбережению за 2004 г. осуществлены:
1. Установка пароводяного струйного аппарата ПСА-05ПС для нагрева горячей воды вместо емкостных подогревателей и баков;
2. Внедрение деаэраторной установки системы паровых котлов котельной;
3. Реконструкция системы отопления варочного участка с установкой автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
4. Замена воздушных компрессоров на УЕ-37 с регулирующей системой управления производимости в соответствии с количеством потребляемого воздуха, что обеспечит низкое удельное потребление электроэнергии на 1 м.3 вырабатываемого воздуха;
5. Использование на технические нужды углекислоты вместо сжатого воздуха;
6. Внедрение системы повторного использования горячей воды для технических нужд от охлаждения сусла;
7. Установка современных энергосберегающих конденсатоотводчиков на варочном участке;
8. Внедрение приборов и систем контроля, регулирования и управления процессом и установками;
9. Внедрение системы автоматизированного учета и регулирования потребления тепловой энергии корпусом АБК.
В расчете на годовую производственную программу 2004г. ожидаемая экономия энергоресурсов составляет 357 тонн условного топлива. (7,2%).
Внедрение ресурсосберегающих мероприятий позволило снизить удельный вес ТЭР в себестоимости продукции с 9,3% до 7,6 % за 9 месяцев 2004г.
В результате выполнения мероприятий по энергосбережению в 2004 году и мероприятий, запланированных на 2005 год, экономия энергоресурсов в расчете на годовую производственную программу 2005 года составит более 50 тонн условного топлива.
2.5. Труд и заработная плата
Среднесписочная численность предприятия за 9 месяцев 2004г года составляет 443 человека, в том числе:
1. Промышленно-производственный персонал - 413чел,
из него:
* Рабочие -277 чел;
* Руководители и специалисты - 136 чел.
Среднемесячная заработная плата за отчетный период 2004 года составила 618,3 тыс. рублей. На конец 2004г среднемесячная заработная плата составила 662 тыс. руб.
В результате выполнения мероприятий по автоматизации производства и увеличения численности по вновь вводимым рабочим местам на 2005 год планируется среднесписочная численность работающих 462 человека.
На предприятии применяется для оплаты труда работников - повременная, сдельная, повременно-премиальная и сдельно-премиальная система оплаты труда.
Все вопросы изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, оказания материальной помощи решаются по согласованию с профкомом в пределах заработанных средств, с учетом объемов производства и его эффективности, в соответствии с Положением об оплате труда.
2.6.Описание продукции и области ее использования
Пиво представляет собой игристый, освежающий напиток с характерным хмелевым ароматом и приятным горьковатым вкусом, насыщенный углекислым газом, образовавшимся в процессе брожения. В пиве содержится много ценных для организма человека витаминов. Обладая определенными питательными свойствами и приятным характерным вкусом, пиво имеет весьма широкое распространение.
Качественные и вкусовые показатели готового продукта обуславливаются комплексом физико-химических, биохимических, микробиологических процессов протекающих при его приготовлении. Управление этими процессами и получение напитка высокого качества требует от производителя строгого соблюдения технологии производства, применения современного оборудования и передовых приемов работы.
ОАО "Пивзавод Оливария" - старейшее предприятие пивоварения, имеющее богатые и прочные традиции, бережно хранящее и совершенствующее рецепты приготовления пива и технологию производства.
Пропагандируя здоровое потребление пива, завод предлагает покупателю свой продукт в свежем виде, не обработанный консервантами и пастеризацией, которые делают пиво "мертвым".1 Как следствие, в пиве, производимом ОАО "Пивзавод Оливария" сохраняется больше витаминов группы B, E, азотистых веществ, которые придают ему специфические органолептические свойства. Продукт "Оливарии" - это приятный освежающий напиток, который не только утоляет жажду, но и повышает общий тонус организма, способствует более правильному обмену веществ.
Качество готового пива оценивается по органолептическим (вкус, аромат, прозрачность, пенообразование) и физико-химическим (содержание солода, хмеля, ферментных препаратов, углекислого газа, алкоголя в сусле; цветности, стойкости и др.) показателям.
Наиболее распространенным является деление марок пива на темные и светлые2, а также по плотности3 - на пиво плотностью до 5% (малое содержание алкоголя), до 12% (среднее содержание алкоголя), свыше 14% (крепкое пиво).
За 2001 - 2003гг предприятием было разработано и налажено производство 18 сортов светлого и темного пива. Каждый сорт характеризовался определенным вкусом, ароматом, цветом, наличием питательных веществ и содержанием спирта. Однако наличие такой широкой номенклатуры в течение последних нескольких лет было обусловлено не столько требованиями рынка, сколько стремлением выжить в условиях государственного регулирования цен на пиво. В связи с начавшейся со второй половины 2001 года либерализацией ценообразования на рынке пива Беларуси, руководством предприятия было принято решение сократить количество производимых сортов пива. В 2004г. предприятие выпускало и успешно продавало 7 сортов пива в бутылках и 5 сортов пива в кегах
Выпуск пива в 2004г.
Ассортимент Ср.плотность (%) Ср.сод. алк.(%) Вид Выпуск за 2004г. (дал) Оливария десятка 10,0 4,2 светлое 1 010 091,59 Оливария столичное 11,0 4,8 светлое 237 181,15 Оливария золотое 12,0 5,1 светлое 593 559,32 " Минский бровар 10,0 4,2 светлое 262 525,48 Граф Чапский 13,0 5,4 светлое 185 220,95 Безалкогольное 5,6 0,5 светлое 51 423,65 Крепкое 16,0 7,0 светлое 223 488,05 Всего: 2 563 490,19
ОАО "Пивзавод Оливария" является постоянным участником международных тематических выставок, ярмарок, аукционов проходящих в Минске, Санкт-Петербурге, Сочи. Всего за период 1995-1998 гг. продукция предприятия удостоена 6 золотых, 5 серебряных и 5 бронзовых медалей. -9-ый международный конкурс-дегустация "Пиво-2002", в рамках выставки "Бистро, Пиво. Вина и Напитки". Организатор: УП "Экспофорум".
Десятка - серебряная медаль
Золотое - серебряная медаль
Столичное - бронзовая медаль
Граф Чапский - золотая медаль
- конкурс "Лучшие товары РБ 2002". Организатор: Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ. Пиво "Золотое", "Десятка", "Столичное" - признаны лучшими товарами в номинации "продовольственные товары".
- Брэнд года. Исследования проводил: МАСМИ.
по результатам сравнительных исследований пива отечественных производителей среди городского населения РБ, лучшим товаром в категории "Пиво отечественного производства" признана марка Оливария.
В 2004г. новый сорт пива класса премиум "Дата 1864" признано пивом года на международной выставке в Москве (выпуск этого сорта запланирован на 2005г.). Также в 2005г. планируется выпустить еще один сорт пива класса премиум "Кельт" по совершенно новой для Беларуси технологии.
2.7. Базовые технологические процессы
В настоящее время ОАО "Пивзавод Оливария" выпускает пивную продукцию по следующей технологической схеме:
Производство пива - сложный и длительный процесс. Основными видами сырья являются ячмень, хмель и вода. При этом ячмень сначала превращают в солод, из которого затем получается пивное сусло, сбраживаемое в пиво. Поэтому производственный процесс подразделяется на технологию солода и технологию пива.
Технология солода включает такие технологические операции, как очистка и сортировка ячменя, замачивание ячменя, солодоращение, сушка зелёного солода, освобождение сухого солода от ростков и его полировка. В случае заключения государственных контрактов переработка ячменя осуществляется на ОАО "Белсолод" (г.Иваваново, Брестская область)
Технология пива, или собственно пивоварение, характеризуется большим числом разнообразных последовательно протекающих процессов (этапов), которые можно объединить в такие стадии, как: приготовление пивного сусла, брожение пивного сусла, дображивание и выдержка (созревание пива), фильтрация и розлив готового пива.
Приготовление пивного сусла начинается с измельчения солода на вальцевых дробниках, после чего дробленный солод смешивается с четырёхкратным количеством воды температурой около 50 ?С в заторных чанах.
Эта технологическая операция называется затиранием, а смесь с водой - затором. Температура затора постепенно повышается до 60 - 75 ?С. В результате ферментативного гидролиза большая часть сухих веществ солода переходит в раствор. Аминолитические ферменты осахаривают крахмал, превращая его в сахар - мальтозу и декстрины. Протеолитические ферменты превращают белки в альбулеозы, пентоны, полипентиды, аминокислоты и т. д. Эти растворимые сухие вещества называются экстрактивными веществами, а водный раствор экстрактивных веществ - суслом.
После ферментативного гидролиза затор фильтруется в фильтрационном чане для отделения сусла от нерастворимой части солода (дробины). Полученное прозрачное хмельное сусло кипятится с хмелем в сусловарочном котле, чем достигается его упаривание, ароматизация, стерилизация и осветление.4 Охмелённое пивное сусло отделяется при помощи хмелеотделителей от хмелевой дробины, охлаждается до температуры 5 - 6 ?С в охладителе сусла и далее смешивается с дрожжами, поступающими из специальных дрожжанок 5. В процессе брожения сахар, образовавшийся при ферментативном гидролизе крахмала, превращается в алкоголь и углекислоту.
Брожение в пивоварении протекает в две стадии: главное брожение и дображивание. Первая стадия (характеризуется интенсивностью процесса и сбраживанием большей части сахара) ведётся в бродильном отделении при температуре 5 - 10 ?С.
Молодое пиво, получаемое по окончании главного брожения, довольно мутно, имеет своеобразный аромат, вкус и непригодно к употреблению. Вторая стадия - дображивание производится под абсолютным давлением 1,47 - 1,57 Бар (1,5 - 1,6 атмосфер) при температуре около 1 - 2 ?С. На этой стадии происходит медленное сбраживание некоторого количества сахара и осветление пива. Образующаяся при этом углекислота растворяется в пиве, создавая избыточное давление в лагерном танке, которое поддерживается на требуемом уровне специальным прибором - шпунтаппаратом. Повышенное давление увеличивает растворимость углекислоты, количество которой в пиве к концу выдержки достигает 0,4 %.
Процессы главного брожения и дображивания на ОАО "Пивзавод Оливария" являются совмещенными и происходят в цилиндро-конических танках (ЦКТ). В целом, в зависимости от сорта, в ЦКТ пиво находится от 10 до 14 дней.
По окончании выдержки готовое пиво поступает в фильтрационное отделение, где при помощи фильтр - пресса ВФД-50 (срок амортизации истек в 1994 г.) приобретает полную прозрачность. Отфильтрованное пиво поступает в мерники отфильтрованного пива, из которых подается на розлив в блоки розлива пива в бутылки, кеги, пивовозы.
На автоматической разливочной линии, состоящей из ряда автоматов, бутылки моются, наполняются пивом, укупориваются, этикетируются и укладываются в ящики, которые транспортируются в экспедицию для хранения и отпуска в торговую сеть. 6
Розлив в кеги осуществляется на автоматической линии розлива пива в кеги мощностью 120 кег/час.
3. ОЦЕНКА РЫНКОВ СБЫТА И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
3.1. Характеристика рынка
В настоящее время пивоваренная отрасль страны представлена 30-ю предприятиями различных форм собственности (14 специализированных предприятий и 16 мини-заводов).
В 2004году объем производство пива белорусскими пивзаводами по данным специалистов составило - 22,6млн. дал, к объему производства 2003г.- 110%. На долю основных производителей (ОАО "Криница", ОАО "Пивзавод Оливария", ЗАО "Лидский пивзавод", Брестский завод безалкогольных напитков, ОАО "Речицкое пиво") приходилось около 82% выпускаемого пива в республике в 2003г., и 88% в 2004г. Увеличение доли рынка "Большой пятерки" обусловлено активной инвестиционной деятельностью направленной на улучшение качества и объемов производства.
Лидирующие позиции на рынке по объемам производства занимает ОАО "Криница". ОАО "Пивзавод Оливария" стабильно удерживает 4-е место. Практически все из этих предприятий смогли увеличить объем производство 1,5-2% за 2001 -2003г. ОАО "Пивзавод Оливария" увеличило свою долю в производстве пива с 7,1% в 1995 году до 11,5% в 2003г.
По итогам 2003г. лидером на рынке пива, как видно из нижеприведенной диаграммы, являлось ОАО "Крыница", 2-е место занимала ОАО "Речицкое пиво", 3-е ОАО "Лидский пивзавод", 4-е ОАО "Пивзавод Оливария"
В 2004г., как видно из нижеприведенной диаграммы лидер рынка (ОАО "Крыница") резко увеличило свою долю рынка на 9,6% с 30,8 в 2003 г. до 40,4 в 2004г. за счет снижения доли рынка региональных пивзаводов (не членов "Большой пятрки") и ОАО "Речицкое пиво" которое уступило второе место ОАО "Лидское пиво" (Также см. данные таблицы Производство пива в 2003-2004г.
Таблица. Производство пива в 2003 -2004гг.
2003г. 2004г. Производство пива Производство Производство Темп Доля рынка Доля рынка по регионам роста в 2003г. в 2004г. тыс. дал. % Крыница 6 314 9 128 1,45 30,84 40,45 Лида 2 955 3 190 1,08 14,43 14,14 Речица 3 160 2 937 0,93 15,43 13,01 Оливария 2 353 2 563 1,09 11,49 11,36 Брест 1 979 2 135 1,08 9,66 9,46 Полоцк 910 839 0,92 4,44 3,72 Гродно 786 602 0,77 3,84 2,67 Могилев 450 339 0,75 2,20 1,50 Орша 235 264 1,12 1,15 1,17 Слуцк 414 244 0,59 2,02 1,08 Молодечно 366 175 0,48 1,79 0,78 Витебск 309 145 0,47 1,51 0,64 Бобруйск 180 76 0,42 0,88 0,34 Мозырь 65 20 0,31 0,32 0,09 Всего 20 476,00 22 567,00 1,10 100,00 100,00
В 2002 -2004гг. белорусские заводы освоили новый вид упаковки - пиво в ПЭТ.
2004 год ознаменовался завершением очередной стадии реконструкции ОАО "Крыница" увеличением мощностей, улучшением качества производимой продукции, выпуском первого белорусского сорта премиум.
Основные аналитические данные о состоянии рынка пива белорусского производства приведены ниже в Таблице "Конкуренция и производители". Как видно из таблицы, рынок пива динамично развивается, белорусские пиововаренные заводы имеют достаточный запас можности для удовлетворения спроса белорусских потребителей. 47% мощностей всей белорусской пивоваренной промышленности сосредоточено в г.Минске и Минской области, здесь продается 53% всего производимого в РБ пива (2004г.).
Конкуренция и производители
2001г. 2002г. 2003г. 2004г. Производство пива
по регионам
тыс. дал. Теоретические
произ. мощности Производство Производство
Производство
Производство Per. Минск 2 490,0 1 111,0 872,0 780,0 419,0 Слуцк 1 970,0 738,0 499,0 414,0 244,0 Молодечно 520,0 373,0 373,0 366,0 175,2 Город Минск 17 310,0 8 085,0 7 894,0 8 667,0 11 691,0 Крыница 15 000,0 6 133,0 5 877,0 6 314,0 9128,0 Оливария 2 310,0 1 952,0 2 017,0 2 353,0 2 563,0 Per. Гомель 5 470,0 3 047,0 3 158,0 3 225,0 2 957,0 Речица 3 800,0 2 800,0 2 980,0 3 160,0 2 937,0 Арагаст 1 070,0 - - - Мозырь 600,0 247,0 178,0 65,0 20,0 Per. Гродно 5 270,0 3 785,0 3 574,0 3 741,0 3 792,0 Гродно 1 440,0 933,0 847,0 786,0 602,0 Лида 3 500,0 2 852,0 2 727,0 2 955,0 3 190,0 Новогрудок 330,0 - - - - Per. Могилев 4 540,0 1 622,0 1 256,0 630,0 415,0 Могилев 1 510,0 1 032,0 734,0 450,0 339,0 Бобруйск 3 030,0 590,0 522,0 180,0 76,0 Per. Витебск 4 020,0 1 831,0 1 476,0 1 454,0 1 248,0 Витебск 1 030,0 459,0 266,0 309,0 145,0 Полоцк 1 980,0 1 105,0 980,0 910,0 839,0 Орша 1 010,0 267,0 230,0 235,0 264,0 Per. Брест 2 460,0 1 727,0 1 790,0 1 979,0 2 135,0 Барановичи 320,0 82,0 43,0 - - Пинск 300,0 - - - - Брест 1 840,0 1 645,0 1 747,0 1 979,0 2 135,0 Всего 41 560,0 21 208,0 20 020,0 20 476,0 22 567,0 В ближайшее время ожидается усиление конкуренции на рынке пива и борьбы за доли конкурентов, незанятые ниши рынка и пр.Этому способствует активизация производителей пива в Беларуси и их инвестиционная активность, тенденции увеличения импорта украинских и российских заводов.
ОАО "Пивзавод Оливария" работает на прибыльном рынке г.Минска который отличается сильной покупательской способностью и большим уровнем потребления пива. В 2003г. минчане выпили пива в 2 раза больше чем в среднем по стране. В 2003г. потребление пива на душу населения увеличилось на 31 % по сравнению с 1999г и достигла 29,5 л. В 2004 эта цифра выросла до 32,5 л.(на 10%)
ОАО "Пивзавод Оливария" располагает собственной системой сбыта струтура продаж приведена в нижеследующей таблице.
Структура продаж ОАО "Пивзавод Оливария" в 2004 году
Розничные продажи 56,5 Оптовые продажи 21,5 Кафе, бары, рестораны 22 Всего 100
В сравнении со своими ближайшими конкурентами ОАО "Пивзавод Оливария" выделятся своей активной инвестиционной деятельность и созданием мощной дистрибьюторской сети, являющейся главным фактором к достижению успеха. В настоящее время ОАО "Пивзавод Оливария" располагает 8 складами, которые охватывают практически всю территорию Республики Беларусь.
Сведения об открытых складах ОАО "Пивзавод Оливария"
Склад Аренда/собственность Площадь, м2 Орша аренда 185,62 Витебск аренда 104 Гродно аренда 199,37 Могилев аренда 160 Гомель аренда 130 Брест аренда 95 Барановичи аренда 200 Мозырь аренда 140 Минск собственность 312
Реальная емкость белорусского пивного рынка составляет до 30 млн. дал. На экспорт белорусские производители поставят в текущем году пива до 2,5 млн. дал.
В 2003г. в связи с вводом с июня 2002г. лицензирования импорта пива, ужесточения с февраля 2003г. государственного контроля за оборотом пива и упорядочением оптовой и розничной торговли пивом из стран таможенного союза импорт пива сократился, по официальным данным, более чем в 2 раза.
Импорт пива сократился и в 2004г. В. 2005г. в связи с вступлением в 18 марта 2004г. Указа Президента Республики Беларусь № 444 начата маркировка пива контрольными знаками. Стоимость одного знака составляет 15 руб. и не зависит от объемов маркируемой тары. Поступления акцизного налога от пива в бюджет выросли в 4 раза.
Общий объем реализации на внутреннем рынке в расчете на душу населения составляет в 2004г. 28-30 литров.
Усилилась ценовая конкуренция на рынке пива и борьба за доли конкурентов, незанятые ниши рынка и пр.
В последние годы правительством республики принят ряд мер, позволяющих предприятиям работать более эффективно.
Согласно письму департамента антимонопольной и ценовой политики № 11-08/684 от 13.06.2002г. ОАО "Пивзавод Оливария" исключен из реестра хозяйствующих субъектов, занимаемых доминирующее положение на товарных рынках. В соответствие с решением Управления антимонопольной и ценовой политики № 1 от 26.07.2002г., снято ограничение по уровню рентабельности продукции. Упорядочен ввоз и оборот импортного пива.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2003г. № 208 "Об упорядочении ввоза и оборота на территории Республики Беларусь пива солодового, происходящего из стран таможенного союза, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление" осуществлен переход к прозрачности оборота импортного пива, с момента его ввоза в страну и до реализации конечным потребителям.
С 1 апреля 2003г. весь ввоз пива из-за рубежа осуществляется только через склады временного хранения, определяемые Министерством по налогам и сборам на территории республики. Сопроводительные документы при этом подлежат маркировке контрольными знаками. Обязательным условием их выдачи является предварительная уплата акцизного налога.
Улучшить положение на пивном рынке страны призвана принятая Советом Министров Республики Беларусь Программа развития пивоваренной отрасли на 2003- 2005 годы. (Постановление № 867 от 27.06.2003г).
С 1 октября 2004г. вступило в силу постановление Совета Министров № 836 от 8 июля текущего года, в соответствии с которым отменяется лицензирование импорта пива солодового, происходящего из стран Таможенного союза, с которым упразднены таможенный контроль и таможенное оформление. При этом сохраняется механизм ввоза пива через склады временного хранения с обязательной маркировкой в налоговых органах товарно-транспортных накладных на импортируемое пиво. Кроме того, ужесточаются условия получения контрольных марок для маркировки товарно-транспортных накладных: вводится авансовый платеж в размере 100% сумм акцизов, исчисляемых исходя из минимального объема ввозимой продукции, который не может быть менее 40 тысяч декалитров.
Согласно документу, сопровождение партии ввозимого пива товарно-транспортной накладной с 1 октября т.г. осуществляется до объекта розничной торговли (ранее осуществлялось до оптового звена). Хранение и транспортировка пива на территории республики в объеме более 50 литров будет производиться только при наличии документов, подтверждающих легальность его прибытия.
Эти меры направлены на защиту отечественных производителей и ограничение доступа на внутренний рынок "теневого" пива.
В современных условиях устойчивая работа предприятия все больше зависит от скоординированной работы всех звеньев предприятия, профессионализма управленческого звена, хорошего знания рынка и тенденций его развития, правильно выбранной маркетинговой стратегии.
Основными факторами, определяющими стабильность спроса на продукцию ОАО "Пивзавод Оливария", являются:
1. Уверенность потребителя в стабильном качестве продукции, ее максимальном соответствии заявленным потребительским качествам.
2. Ценовая конкурентоспособность выпускаемой продукции, возможность применения гибкой ценовой политики.
3. Устойчивая репутация предприятия как надежного поставщика, предоставляющего наиболее удобные условия доставки товара, сжатые сроки отгрузки продукции.
4. Активное рекламное продвижение продукции и ее вкусовых достоинств.
5. Развитие собственной дистрибьюторской и сбытовой сети.
Учитывая сложившиеся соотношения производственных возможностей на рынке отечественных производителей пива и исходя из имеющихся и планируемых к вводу производственных мощностей, руководство ОАО "Пивзавод Оливария" придерживается следующей концепции маркетинга - по мере увеличения объемов производства перейти от стратегии специализации (стратегии ниши), то есть концентрации усилий на нуждах одного сегмента рынка, к существенному расширению как внутреннего, так и внешнего рынка.
Стратегически ОАО "Пивзавод Оливария" стремится завоевать порядка 15% внутреннего рынка пива и 30% производимой продукции поставлять на внешний рынок.
Ключевыми направлениями расширения рыночных позиций акционерного общества является совершенствование маркетинга, проведение рекламных компаний среди максимального числа потенциальных покупателей, развитие фирменной торговли и дилерской сети предприятия, совершенствование механизмов работы с оптовыми торговыми базами.
В завоевании и расширении рынков сбыта особая роль отводится расширению рекламной компании, участию в разнообразных выставках и презентациях. Их цель - убедить потребителя в высоком производственном и технологическом потенциале предприятия, показать преимущества, лучшие потребительские качества продукции. Постоянное участие предприятия в специализированных выставках и ярмарках позволяет оперативно и эффективно корректировать маркетинговую и сбытовую политику в соответствии с динамично меняющейся конъюнктурой рынка, предоставляет уникальную возможность укрепить рыночные позиции, придать бизнесу стабильность. В целях достижения максимального эффекта предполагается активизировать участие во всех специализированных выставках и мероприятиях, проводимых в регионе.
Для поддержания репутации надежного и делового партнера ОАО "Пивзавод Оливария" придерживается принципа высокого качества обслуживания клиентов, привлекая для работы с потребителями наиболее квалифицированных специалистов. В качестве одной из важнейших ставиться задача совершенствования работы с потребителями и покупателями, повышение качества их обслуживания.
Одной из задач маркетинговой политики рассматривается активизация деятельности с целью максимального вытеснения с рынка внешних поставщиков. Ставиться задача расширения рынка за счет завоевания устойчивого имиджа по качеству и цене поставляемой продукции. Особое место отводится соблюдению международных стандартов качества и безопасности продукции.
В целом основными методами реализации маркетинговой политики определены:
- переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятия;
- совершенствование системы управления предприятием, расширение применения информационных технологий, повышение эффективности обработки и отслеживания заказов;
- обеспечение оперативности поставок и высокого уровня обслуживания потребителей;
- поиск гибких форм взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, совершенствование политики ценообразования и условий расчетов;
- организация эффективной информационно-рекламной деятельности;
- обеспечение высокого качества продукции в соответствии со стандартами и сертификатами, совершенствование системы управления качеством продукции.
Маркетинговые усилия. Способы рекламы и продвижения бренда.
1. Визуальная реклама
* Реклама на ТВ (каналы ОНТ, НТВ, БТ, РТР) с 1.11.04г. по 15.12.04г.
* Новогодняя реклама на ТВ каналы ОНТ, НТВ, БТ, РТР) с 15.12.04г.
* Реклама на ТВ ролик "Болеем за наших" в период проведения Олимпийских игр в августе 2004г.
Реклама на больших жидкокристаллических экранах, установленных в г. Минске на пл. Октябрьской - 31.12.04г. -01.01.05г. с 0.00. до 7.00.
Размещение растяжки в Ледовом дворце в течении года.
(это автоматически делает Оливарию участником всех проходящих там спортивно-развлекательных мероприятий).
Спонсорские пакеты:
1. Генеральный спонсор трансляции Чемпионата мира и Европы по биатлону в марте 2004г.
2. Официальный спонсор трансляции Евровидения в апреле 2004г.
3. Генеральный партнер серии турниров по профессиональному боксу, которые проходят в клубе "Реактор", атакже выхода телевизионных версий турнира, которые выходят 2 раза в неделю по 20 минут (пятница вечером, суббота утром) в программе "Реактивный бокс" на СТВ ежемесячно в течении 2004г.
4. Предприятие является членом попечительского совета Белорусского КВН.
(Это 22 программы в год по 1,5 часа в субботу в прайм тайм с нашим рекламным присутствием (до 4 минут). Наружная реклама и печатная продукция, реклама за 1-2 недели до каждого мероприятия, рекламное присуствие не менее 120 дней в году.
Прямая реклама - 16 игр Евролиги МС КВН в год КЗ Минск; 4 концетра Школы КВН СНГ в КЗ Минск, вместимость зала 1300 чел. - Вручение приза от члена ПС.
2. Наружная реклама
Реклама на маршрутных такси, которые курсируют по центральному проспекту г.Минска.
с сентября 2004г. по 31.12.04г.
3. PR- компании, посвященной 140-летию предприятия "Главный пивной белорусский юбилей 2004г". Задействовано более 10 региональных и общереспубликанских изданий в августе - сентябре 2004г.
4. Акустическая реклама
Реклама на радио.
Русское радио, Радио Рокс: Участие в интерактивной новогодней программе - декабрь 2004г.
5. BTL
1.Проведение специальных рекламных акций:
* любительских дегустаций пива "Оливария - безалкогольное"
* акции "подарок за покупку" в торговле:
- Минской области: г.Борисов, г. Жодино, г.Молодечно
- Брестской области: г.Барановичи, г.Брест
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>