<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 7. Детерминированные и стохастические модели.
 8. Многопериодные и однопериодные модели.
 9. Одноцелевые и многоцелевые модели.
 10. Проблемно-ориентированные модели и модели решения.
 11. Дескриптивные и нормативные модели.
 12. Механистический тип модели развития организации.
 13. Органический тип модели развития организации.
 14. Модель "естественной " организации.
 
 Тема 7
 МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ЦЕЛЕЙ, ДЕРЕВЬЯ ЦЕЛЕЙ
  Основная общая цель организации, причина ее существования, называется миссией организации. Именно миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику.
  Цели - это те направления деятельности организации, реализуя которые она осуществляет свою миссию. Миссия определяет место и значение в обществе, а также характер взаимодействия с внешней средой, внутреннее устройство организации, культуру взаимоотношений внутри организации. Цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей ее высшего руководства, миссией организации и
 реальными условиями, в которых она функционирует.
  Под целью мы понимаем состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Цели подразделяются на стратегические и тактические.
  Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития, а тактические - при решении оперативных задач управления. Наиболее распространены ситуации, когда тактические цели формируются для реализации стратегических целей организации.
  Цели бывают траекторные и точечные.
  Траекторные (направляющие) определяют общее направление, в котором должно измениться состояние управляемого объекта (цель "увеличение прибыли" - лишь направление).
  Точечные цели определяют стремление достичь конкретного результата (например, прибыль в размере ...).
  Цели бывают различных иерархических уровней. Если целью 0-го уровня считать генеральную цель, то целями 1-го уровня будут более мелкие цели, достижение которых позволяет достичь и генеральную цель.
  Цели 2-го уровня, в свою очередь, могут представляться в виде совокупности целей 3-го уровня и т. д. Схематически - это дерево целей.
  Использование дерева целей является основой программно-целевого подхода - метода перспективного планирования.
  Каждому уровню, начиная с 1-го, могут принадлежать несколько целей. Цели, принадлежащие одному уровню, могут быть взаимно нейтральными, кооперироваться или конкурировать.
  Управленческие воздействия, необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга.
  В случае кооперирующихся целей управленческие воздействия, необходимые для реализации, подкрепляют друг друга так, что одно из них способствует и реализации другого. Достижение одной нередко обеспечивает достижение и другой, кооперированной с ней цели.
  В случае конкурирующих целей достижение одной из них может означать отказ от другой. Например, если цели могут быть реализованы только с использованием одного и того же ограниченного ресурса, например, за счет одного и того же объема финансирования.
  Процесс формирования целей может быть организован как в прямом, так и в противоположном направлении.
  При построении дерева целей прямым способом считается нецелесообразным переходить к целям более низкого иерархического уровня до тех пор, пока:
 > не сделано словесное и количественное описание цели;
 > цель не развернута во времени;
 > для всех целей не определены коэффициенты их относительной важности.
  Дерево целей гораздо эффективнее набора мероприятий, построенного традиционными методами.
  Сформулированные при разработке стратегии и тактики цели должны удовлетворять определенным требованиям. Укажем некоторые из них.
  Комплексность - охват всех аспектов проблемной ситуации.
  Системность - учет всех составных элементов системы управления объектов при формировании целей.
  Согласованность - цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.
  Достижимость - цель должна быть реальной при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.
  Конкретность - цель должна предполагать для своей реализации четкие управленческие воздействия.
  Гибкость - цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки при изменении условий.
  Приемлемость - цели должны быть приемлемы для собственников, для работников и для потребителей продукции или услуг, представляемых организацией.
  Целевая ориентация управленческих решений
  Взаимосвязь целей и решений
  Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.
  Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.
  Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следует сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно сформулирована цель, зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологический аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют исполнители при ее реализации.
 
 Таблица 7.1 Типы управленческих процессов
 Тип управленческого процесса Роль цели Особенности управленческих решений Целевое управление Определяющая на всех уровнях управления Специфические решения разового характера Программное управление
  Ориентирующая
  Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий, и сроков их выполнения (сетевые графики) Ситуационное
 управление Постоянство и ясность, неизменность целей Стандартность решений Программно-целевое управление Основополагающая в целевых программах Кардинальные, основополагающие решения При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит сложность решения задачи, количество рассматриваемых альтернатив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их упрощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:
  во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной цели и исключить их из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцелью, средством ее достижения;
  во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не
 отвечающие этому условию цели исключить;
  в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.
  При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить альтернативные варианты действий. Цель, как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров, и решение имеют как сходные признаки, так и отличительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними (табл.7.2).
 
  Таблица 7.2. Взаимосвязь целей и решений
 Признаки сходства целей и решений Признаки различий целей и решений Признаки взаимосвязи целей и решений Направленность на позитивные изменения объекта управления Постановка цели - первооснова организации предприятия Цель - начальный этап выработки решения Ориентация на миссию предприятия Много вариантность решения и однозначность цели Цель - основа контроля за исполнением решения Признаки сходства целей и решений Признаки различий целей и решений Признаки взаимосвязи целей и решений Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления Эффективность целей - ожидаемая в решениях -реальная Цель без решений бесплодна Ресурсное обеспечение Риск в целях предельно элиминирован Решения - механизм реализации целей Временные пределы реализации Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений Цель определяет выбор варианта решения Присутствие фактора риска Финансирование целей ориентировочно, решений - реально Цели определяют критерии оценки эффективности решений Ответственность за выбор целей и реализацию решений Выбор цели - творческое дело человека.
 Выбор решения - возможен с применением человеко-машинной системы.
 Задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает кардинально различно. Если намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели -повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.
  В зависимости от специфики ситуаций величина ограничений варьируется. Она может:
 а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),
 б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,
 в) быть равной этому значению или быть меньше него,
 г) лежать в определенном интервале.
 Альтернативы достижения цели и выбор решения
  Особенности целей (по масштабности, содержанию, временному признаку, объему затрат, ресурсоемкости и др.) диктуют и способ их достижения. Так, могут сложиться ситуации, разрешение которых связано с выбором одного из типов действий:
  1) решение принимать или не принимать (по принципу "делать или не делать"),
  2) решение с двумя вариантами достижения цели,
  3) решение с тремя и более вариантами.
  Цели, типы решений и методы разрешения изложены в таблице 7.3.
  Решения типа "делать - не делать" встречаются в бизнесе достаточно часто. Например: участвовать в ярмарке или нет, принять на работу претендента или нет. В условиях, когда решение следует принять быстро: предпринимать какие-то действия или нет (вы мучаетесь, не зная, что делать), специалист по психологии принятия решений Р. Доусон рекомендует бросить монетку.
  Типичным для людей, живущих на разных континентах, стал ход рассуждений: если выпадет орел, делаю то-то, если решка - нет.
  Если вы не разделяете этого совета, можно прибегнуть к составлению проверочной анкеты.
  Для этого составляется перечень требований (условий) к тому или иному решению и передается исполнителям.
  При отсутствии необходимых требований решение не принимается. Например,
 Характер целей
  Типы решений
  Методы реализации
  Простые
  Решения типа "делать - не делать"
  1) подбросить монету (орел или решка)
 2) анкетный опрос
 3) оценка количественных показателей Умеренно сложные
  Решение с двумя вариантами
  1) 10-бальная рейтинговая система
 2) таблица Б. Франклина
 3) аналитически-цифровой метод Сложные
  Решения с тремя и более вариантами
  сопоставление вариантов на основе оценки приоритета целей и вероятности их достижения Таблица 7.3. Связь целей, типа решений и методов реализации
 
 при подборе кадров определенной специальности анкета может содержать такие требования:
  1. Стаж работы не менее трех лет, причем один год по данной специальности.
  2. Поездки в командировки не менее четырех раз в год.
  3. Согласие на зарплату без претензий к администрации.
  4. Хорошее физическое состояние здоровья.
  Суть метода принятия решений "по оценке количественных показателей" состоит в следующем. В правой стороне таблицы указывается группа положительных факторов принятия решений, в левой - отрицательных. Каждый из факторов оценивается в баллах от 1 до 10. По каждой из групп определяется общая сумма баллов и среднее ее значение. Далее средние величины сравниваются.
  Решение принимается, если среднее значение положительных факторов превосходит, либо наоборот - не принимается, если средняя величина значений отрицательных факторов оказалась выше. В табличной форме это может выглядеть следующим образом (табл. 7.4):
  Аналогичную работу можно выполнять на двух чистых листах бумаги, отдельно по каждой группе факторов, а затем сравнить их. Преобладание положительных факторов определит принятие данного решения, и наоборот - перевес отрицательных факторов снимет необходимость дальнейших действий.
  При решении с двумя альтернативами (они не столь распространены) следует глубоко изучить проблему и, возможно, свести ее к ситуации "делать - не делать", а далее использовать вышеуказанные методы выбора. Но могут применяться и другие
 
  Таблица 7.4. Оценка количественных показателей
 №
 п/п Положительные факторы принятия решения Оценка в баллах №
 п/п Отрицательные факторы принятия решения Оценка в баллах 1.
 2.
 3.
 4.
 
  1.
 2.
 3.
 
 
  5.
  Итого баллов
 (сумма строк) стр. 5
  5.
  Итого баллов
 (сумма строк) стр. 5
  6.
  Среднее значение стр. 5
 4 6. Среднее значение стр. 5
 3
 способы, например, рейтинговая система. Это особенно удобно при недостатке информации. Суть ее заключается в том, что используется тест с десятибалльной системой оценок. Наивысшим баллом (10) оценивается самое положительное отношение, низкая оценка (единица) присваивается, соответственно, отрицательному ответу. К примеру, для решения об открытии магазина в данном пункте может быть поставлен вопрос для оценки покупателями: "Как вы относитесь к открытию магазина ... в данном месте (оценить баллом от 1 до 10)? Почему вы оцениваете таким образом?" Аналогично может звучать вопрос о качестве обслуживания, предлагаемых товарах и др. Полученные оценки являются основанием для анализа и принятия соответствующего решения.
  Существует метод выбора решений, предложенный Бенджамином Франклином. Он характеризуется тем, что на листе бумаги, разделенной пополам, слева пишется "за" (принятие решения), справа - "против".
  В течение трех-четырех дней в результате обдумывания решения заносятся доводы соответственно в левую или правую части. По окончании данного срока анализируются записи.
  Если одному доводу "за" соответствуют два аргумента "против", предложение и аргументы "против" исключаются. Точно также, если двум доводам "за" соответствуют три "против", все пять исключаются. Таким образом, остается количество сбалансированных аргументов.
  Если в дополнительные один - два дня никаких суждений не появляется, решение принимается.
  При наличии альтернативных вариантов применяется для выбора решений и аналитически-цифровой метод.
  Для этого предварительно выделяются наиболее важные признаки решений, которые оцениваются далее по десятибалльной системе в каждом из вариантов. Например, предстоит построить магазин в одном из двух населенных пунктов - А и Б. В каком начать строительство? Чтобы сделать выбор, оценим повариантно состояние ряда признаков в каждом из пунктов. Разница в сумме баллов по каждому из вариантов поможет выбрать наиболее предпочтительный. В нашем примере выбор падает на пункт А, где целесообразнее осуществить намечаемое строительство (39 баллов против 32, таблица 7.5).
 
  Таблица 7.5 Выбор вариантов решений
 №
  п/п Признаки Пункт А Пункт Б 1. Удобство расположения 8 6 2. Состояние дорог 10 8 3. Наличие материально-технической базы 5 5 4 Доходы обслуживаемого населения 6 5 5. Наличие конкурентов 3 3 6. Наличие спонсоров 7 5 Итого 39 32
  Как сделать правильный выбор при наличии нескольких альтернатив? Расчет усложняется, но незначительно, и состоит из следующих этапов:
 1) выделить основную цель решения и частные подцели;
 2) оценить их приоритетность по десятибалльной системе;
 3) установить вероятность достижения каждой из целей ("коэффициент приведения") в каждом варианте;
 4) определить общий результат по каждому из вариантов (путем произведения приоритетов целей и вероятности их достижения);
 5) сопоставить варианты и выбрать вариант с наибольшим значением результата.
 Процедура расчета может оформляться таблицей выбора альтернатив достижения целей (табл. 7.6.):
 
  Таблица 7.6. Выбор альтернатив
 №
 п/п
  Цели
  Приоритетность
 целей Вероятность
 достижения Результат Варианты Варианты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Итого X X X X X
 Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь
  Стратегические решения принимаются для реализации разработанных стратегий достижения целей. В них содержатся способы реализации целей и требуемые для этого ресурсы. Они выполняются посредством комплекса тактических решений для практического осуществления подцелей, предусмотренных стратегией. Стратегические решения представляют собой набор правил, определяющих общие направления функционирования и развития фирм, в частности:
  оценки результатов деятельности фирмы: ориентиры - для качественной, задания - для количественной;
  взаимодействия фирмы с внешней средой (проведение соответствующей конкурентной политики, сохранение доли продаж на рынке товаров по регионам);
  внутрифирменного взаимодействия подразделений;
  оперативного регулирования текущих изменений, происходящих в деятельности фирм.
  С учетом долговременного характера стратегических решений в ходе их реализации возникает необходимость внесения корректировок, связанных с текущими изменениями во внутренней и внешней среде. Это обеспечивается наличием обратной связи между объектами и субъектами управления.
  Фирма, как правило, реализует несколько стратегических решений (4-6), среди которых может выделяться главное (приоритетное). Дальновидные руководители имеют "заготовки" -решения на случай непредвиденных ситуаций. Разработка стратегических решений отличается углубленностью анализа базы стратегических данных (внутренних и внешних факторов: сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды), разработкой альтернатив и выбором оптимального варианта. Организация разработки стратегических решений нередко сопряжена с определенными трудностями. Так, в ряде случаев она вызывает необходимость создания матричной структуры (либо межфункциональной группы), что может нарушать сложившиеся взаимоотношения на предприятии. Сложность может состоять в отсутствии необходимого объема информации, специалистов требуемой квалификации, а также в возможной переориентации политики фирмы, изменении номенклатуры выпускаемых изделий и др. Особенности разработки стратегических решений проиллюстрированы в таблице 7.7 на фоне их сопоставления с тактическими решениями. Однако следует иметь в виду, что стратегические решения сами по себе не решают существующих проблем и намерений.
  Успешная реализация стратегических задач предполагает их тесную увязку с тактическими решениями, которые определяют конкретные способы осуществления стратегий, необходимую линию поведения для их достижения. Рекомендуется уже при разработке стратегий рассматривать возможные варианты тактики. Это диктуется также и тем обстоятельством, что стратегические решения рассчитаны на длительный срок, в течение которого эффективность выполнения тактических решений зависит от изменений как в фирме, так и за ее пределами. Чем длительнее срок стратегического решения, тем менее точен прогноз развития событий. Поэтому при выборе варианта стратегического решения рекомендуется ориентироваться на временную субоптимизацию.
 
 Таблица 7.7. Особенности стратегических и тактических решений
 №
 п/п Признаки решений
  Стратегические решения
  Тактические
 решения 1. Направленность Будущее развитие фирмы Текущее развитие фирмы 2.
  Масштабность
  Общие для фирмы
  Для реализации конкретной цели 3. Временной фактор Долговременные Краткосрочные 4.
  Предметность
  Определение целей и средств их достижения Выбор средств достижения намеченной цели 5.
  Содержательность (причинно-следственная связь) Средство реализации политики фирмы Средство реализации стратегии фирмы 6.
  Условия разработки
  Изменение во внешней среде или требований к деятельности фирмы Инструмент стратегии
  7.
  Существующие ориентиры разработки Политика фирмы
  Разработанная стратегия, существующие правила и процедуры 8. Уровень разработки Высший Средний 9.
  Организация разработки Создание матричных структур Использование традиционных структур 10.
  Оценка эффективности
  Своевременная реакция на конъюнктуру рынка и другие факторы внешней среды Экономическая и социальная эффективность реализации цели Это тем более необходимо в условиях влияния всевозможных факторов и появления альтернатив действий.
  Контрольные вопросы к теме 7
 1. Что называется миссией организации?
 2. Виды и свойства целей.
 3. Особенности построения дерева целей.
 4. Траекторные и точечные цели.
 5. Взаимно-нейтральные и кооперирующиеся цели.
 6. Требования, которым должны удовлетворять цели: комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость, приемлемость.
 7. Особенности построения дерева решений.
 8. Особенности стратегических и тактических решений
 9. Типы управленческих процессов
 10. Стратегические и тактические цели.
 11. Целевая ориентация управленческих решений.
 12. Взаимосвязь целей и решений.
 13. Связь типов целей и методов их достижений.
 
 Тема 8
 АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
  Активизирующие методы
  Методы имеют несколько вариантов реализации. К ним относятся методы психологической активизации и методы подключения новых интеллектуальных источников. К психологическим относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой метод, метод наставничества, работа с консультантами.
 Методы психологической активизации
  Методы конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов широко известны.
  Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем:
 > запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;
 > число участников в диапазоне 4-12;
 > формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи; -
 > время обсуждения ограничивается 30-50 минутами;
 > ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.
  На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.
  Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем.
  Приведем набор активизирующих вопросов для данного метода:
 > Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
 > Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?
 > Можно ли сделать продукт или работу более лёгкими?
 > Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?
 > Можно ли сделать это более приятным?
 > Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?
 > Можно ли сделать это более безопасным?
 > Можно ли сделать это более полезным?
 > Можно ли сделать это более удобным?
 > Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
 > Можно ли сделать это более надежным?
 Теоретико-игровой метод
  Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономических или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Теоретико-игровой метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры.
  Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. После обсуждения участники вводят коррективы, и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение).
  Любая формальная модель компании обедняет содержательный аспект исследуемого объекта и не в полной мере учитывает особенности его развития. Поэтому опыт профессионального руководителя служит дополнительным источником корректировки модели.
 Экспертные методы
  Общие сведения о критериях оценки
  Для выбора наилучшего УР необходим набор критериев эффективности. Каждый критерий такого набора может иметь количественное или качественное выражение, быть простым и понятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными. В набор критериев для выбора УР чаще всего включают следующее: выполнимость, прибыль, время, производительность труда, затраты, использование имеющегося оборудования и производственных фондов, экологическую и техническую безопасность, качество продукции. Каждый критерий характеризуется набором показателей и их значениями.
  Например, критерий "время" может иметь несколько показателей: время реализации, время разработки, время согласования и др. Значения данных показателей задаются в месяцах, днях, часах и т.д. Показатели можно дробить на более мелкие, например, показатель "время согласования УР" можно представить в виде трех подпоказателей - время согласования с заказчиками, время согласования с департаментом экологической безопасности, время согласования с пожарными службами.
  Показатели критериев могут иметь максимальные, минимальные, промежуточные численные или качественные значения. Часто указывают не конкретное значение параметра, а направление, например, максимальная прибыль, наименьшее время, минимальные финансовые затраты. Это не всегда правильно и не всегда нужно. Приоритет максимальной прибыли может привести к криминалу, минимальное время - к низкому качеству продукции или к выходу продукции на неподготовленный рынок, а минимальные финансовые ресурсы для разработки и реализации УР - к возможному прекращению выполнения УР на промежуточных стадиях.
  В набор могут входить один, два или более критериев. Разумность их количества определяется руководителем на базе опыта. С увеличением критериев возрастает правильность выбора УР, однако увеличивается стоимость оценки УР, так как нужно оплачивать труд экспертов, приобретать необходимые для оценки материалы и технику. Руководителю не стоит гнаться за большим количеством критериев. Если критериев достаточно много, их необходимо сгруппировать вокруг основного критерия путем формирования набора коэффициентов приоритета.
  Экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, РУР. Они относятся к субъективным методам. Субъективное не всегда синоним неправильного или неэффективного.
  Основные условия применения экспертных методов:
  • в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области РУР;
  • решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений;
  • области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.
  Экспертные методы применяются преимущественно в социальной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют четыре основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений и метод парных сравнений.
 Метод простой ранжировки
  Метод основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например, время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 - следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики. В качестве примера приведена таблица оценок признаков по четырем решениям (табл. 8.1).
  В таблице нет решения, соответствующего желательному распределению приоритетов признаков. Наиболее приемлемым считается решение № 2, у которого совпадают с желательным приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются небольшие отклонения по остальным.
 
 Таблица 8.1. Таблица оценок признаков по каждому решению
 № п/п
  Признак Фактический приоритет признака в решении № Наименование
  Желательный приоритет 1
  2
  5
  4
  1
 2
 3
 4
 
 5 Время реализации Финансовые затраты Повышение объема сбыта
 Величина дополнительной
 прибыли
 Качество продукции 4
 3
 1
 
 2
 5 1
 3 5
 
 2
 4 3
 2
 1
 
 4
 5 4
 1
 3
 
 2
 5 2
 5
 4
 
 1
 3
 Метод задания весовых коэффициентов
  Метод заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов:
 • сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу, например, для шести признаков решения устанавливаются коэффициенты 0,3; 0,1; 0,2; 0,2; 0,1; 0,1 - в сумме это составляет .1;
 • для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент (например, 8), все остальные коэффициенты равны долям этого числа (например, 1, 2, 4,6).
 Метод последовательных сравнений (сортировки)
 В состав метода входят следующие операции:
 1. Составляется перечень признаков решений.
 2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости.

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу