<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Глава 24
 СМЫСЛ ЖИЗНИ
 Можно задать три философских вопроса о смысле жизни. Имеет ли человеческая жизнь смысл, некую цель? Является ли человеческая жизнь в целом счастливой? Кто прав - пессимисты или оптимисты?
 Ценна ли человеческая жизнь как таковая?
 Время, вечность и цель
 Герой романа Достоевского "Братья Карамазовы" Иван, будучи атеистом, говорит, что если человек не бессмертен, то человеческая жизнь лишена смысла. Ведь если вечная жизнь невозможна, если нет божественного воздаяния и наказания, то все дозволено. Иван думает, что смысл и цель связаны с нравственностью и ценностью, а нравственность и ценность невозможны без вечной жизни. Поэтому он думает, что конечность жизни равносильна ее бесцельности.
  Однако некоторые мыслители доказывали, что и вечная жизнь была бы бесцельна. В "Логико-философском трактате" Витгенш-тейн спрашивает: "Разве вечная жизнь не такая же загадка, как наша реальная жизнь?"
  Как связаны время и вечность с целью? Разве время, вечность и цель - не совершенно разные вещи? Есть ли у нас основания полагать, что вечное более целесообразно, чем конечное? Насколько нам известно, вселенная, материя и энергия могут быть вечными, но мы не знаем, имеют ли они цель и в чем может заключаться эта цель. Размышления о цели жизни, о причине божественного творения жизни равносильны размышлениям о причине существования материи и энергии. Хотя некоторые люди и заявляют, будто они могут ответить на эти вопросы, мы все же оставим их в стороне как слишком трудные.
  Возможные цели творца и известные нам цели человечества - разные вещи. Даже если бы мы достоверно знали, что жизнь не была создана творцом, имевшим собственные цели, человечество могло бы иметь и действительно имеет свои цели.
  Может ли единичная человеческая жизнь, взятая как целое, иметь одну цель, один смысл? Взрослый индивид вполне может иметь одну большую, основную цель жизни. Так, жизнь индивида, несомненно, может быть посвящена религии. Вероятно, жизнь Шуберта была всецело отдана музыке. Впрочем, большинство людей имеют разные цели в разные периоды жизни.
 Может ли иметь цель жизни человеческий род в целом? Трудно представить, какой могла бы быть такая цель. Конечно, человеческие существа имеют общие цели - стараются сохранить жизнь, быть счастливыми и т.д. Они могут иметь также общественные цели, например строительство городов.
  Остановимся здесь на индивидуальных человеческих целях, помня о разнице между целями и осмысленными целями. Иметь цель и иметь осмысленную цель не всегда одно и то же. Некоторые человеческие цели тривиальны до бессмысленности. Придать смысл жизни могут только нетривиальные, значимые цели и намерения - будь они серьезными или игровыми. Что же такое нетривиальная цель? Что такое осмысленная цель? В применении к целям и намерениям термин "осмысленный" имеет значение "достойный".
  (Нужны ли примеры? Несомненно, большинство людей согласятся с тем, что помогать бедным и угнетенным - достойная цель, а помогать жестоким деспотам - цель презренная. Готовить пищу для семьи - осмысленная задача, коллекционировать же билеты на поезд - просто игра, подобающая детям. Больше смысла в обучении чтению и письму, меньше - в обучении карточной игре, и т.д.)
  Иван Карамазов думает, что вся мораль, все ценности исходят I от Бога, а потому если Бога нет, то нет и по-настоящему достойной цели. Если Бога нет, то помощь бедным и угнетенным ничем не от- личается от помощи жестоким угнетателям.
  Достоевский показывает, как моральный нигилизм приводит Ивана к помешательству, а его сводного брата Смердякова - к убийству и самоубийству. Поэтому может казаться, что образом Ивана Достоевский хочет сказать, что только вера в Бога делает жизнь осмысленной.
  И все же можно истолковать роман двояко. С одной стороны, роман показывает, что смерть Бога неминуемо приводит к смерти ценностей. С другой стороны, можно подумать, что даже последняя катастрофа, "смерть Бога", не уничтожает ценностей. Ценности живы, пока жив человеческий род, даже если человеческие существа не верят в Бога. Эту вторую интерпретацию подсказывает сам Достоевский, искусно подталкивая читателей (равно верующих и неверующих) задуматься о последствиях нигилизма Ивана. Читатель осуждает Ивана и его гордыню, сочувствуя его несчастью. Да и судьба Смердякова просто не может не вызвать ужаса и жалости. Описания последнего разговора Смердякова с Иваном и самоубийства Смердякова обладают почти библейской силой, отчасти, конечно, из-за смутного сходства с историей Иуды. Иуда здесь - не Смердяков, а Иван, который предает человечность, предавая своего жалкого, слабого, страдающего эпилепсией брата.
  Смысл второй интерпретации романа Достоевского для неверующих определяется тем, что, в отличие от Ивана, большинству из них неведомо отчаяние из-за смерти Бога. В отличие от Ивана Карамазова, неверующие (наравне с верующими), как правило, любят справедливость, ненавидят жестокость, уважают человеческое начало и верят в святость жизни. Немногие буддисты верят в Бога, но все они верят в святость жизни. Не все представители современной медицины верят в Бога, но в большинстве своем они, можно надеяться, уважают человеческую личность и ее автономию и не считают, что с моральной точки зрения доброта не отличается от жестокости.
  Жизнь и счастье: пессимизм
 Утверждать, что жизнь в принципе не может быть счастливой, значит стоять на позициях философского пессимизма. Наиболее известный пессимист в философии - Артур Шопенгауэр. В своей большой книге "Мир как воля и представление" он проводит мысль, что было бы лучше, если бы мир никогда не существовал. Он исходит при этом из метафизических и эмпирических оснований.
  Главное метафизическое основание, развиваемое в первом томе его книги, состоит в том, что основой существования является Воля. Многочисленные хотения и желания, одолевающие животных и человеческих существ, суть проявления Воли, и эти хотения и желания - источник вечного несчастья. Ведь вечное и неудовлетворенное желание таит в себе несчастье, желания же удовлетворенные неминуемо и немедленно заменяются другими желаниями, которые, возможно, не будут удовлетворены. Жизнь сама по себе есть своего рода постоянное и непреодолимое желание, состояние вечной фру-страции.
  Эмпирическое основание пессимизма, рассматриваемое Шопенгауэром во втором томе, состоит в том, что, насколько хватает нашего взгляда, везде мы видим страдания и несчастье. Шопенгауэр подробно разбирает все те многочисленные ужасные вещи, что заставляют страдать человеческие существа и других животных. Мудрец, заключает он, признает, что жизнь полна чудовищных несчастий. Мудрец старается избавиться от всех желаний, поскольку желания - источник фрустрации и других зол. Мудрый человек не должен желать даже смерти, хотя и знает, что смерть лучше жизни. Мудрый приучает себя жить и воспринимать смерть спокойно.
  Эмпирический пессимизм, развиваемый Шопенгауэром во втором томе его книги, предполагает, видимо, что можно абстрактным образом сравнить не только возможное и действительное, но также существование и не существование некоторых или всех человеческих существ, причем с разных точек зрения. Корректны ли эти допущения?
  Здесь мы должны ответить на пять вопросов.
 1. Можно ли вообразить миры, которые лишь возможны?
 2. Можно-ли вообразить собственное не-существование?
 3. Можно ли сравнить действительное с возможным?
 4. Можно ли сравнить существование индивида с его возможным не-существованием с его собственной точки зрения) Например, может ли индивид сравнить собственное существование с собственным не-существованием с собственной точки зрения?
 5. Можно ли сравнить действительное существование с возможным абстрактно, как бы с ничьей точки зрения?
 1. Возможные ситуации вполне можно вообразить. Так, легко вообразить возможный мир, в котором не существует некая личность, скажем президент Соединенных Штатов.
 2. Можно также вообразить такое положение дел, когда индивид не существует. Представляя себе землю в далеком прошлом или далеком будущем, я воображаю положение дел без меня самого.
 3. Мы можем также произвести воображаемое сравнение действительного с возможным. Например, можно в воображении сравнить действительный мир с возможным, в котором отсутствует вирус иммунодефицита, и решить, что действительный мир хуже возможного.
  Индивид может вообразить существование и не-существование (в том числе собственное) с точки зрения других людей. Например, люди иногда говорят, что если бы какой-то жестокий диктатор вроде Сталина никогда не родился, то мир был бы куда лучше. Лучше не для самого Сталина, но для других людей.
 4. Но иногда говорят (об очень несчастливых людях), что для них же самих лучше было бы не родиться. Имеет ли это смысл?
  Данное утверждение не может быть результатом сравнения двух состояний личности, ведь не-существование не есть состояние личности. В этом случае употребление сравнительного оборота лучше для самого индивида - просто /facon de parler [форма речи].
  И все же разве я не могу считать, что лучше бы мне никогда не родиться?
  Для кого, в таком случае, это было бы лучше?
  Как мы видели, человек может произвести воображаемое сравнение - с точки зрения какого-то другого человека - мира, в котором он присутствует, с миром, где его нет. Однако индивид, который жалуется: "Лучше бы мне не родиться", обычно не думает о благе других.
  Должны ли мы заключить отсюда, что эта жалоба иррациональна или что ее смысл скрыт от нас? На самом деле, ее смысл не скрыт, поскольку можно высказывать пожелания, не производя сравнение. Желание реально, сравнение - нет. Если предполагается, что это желание выражает сравнение двух моих состояний, то оно свидетельствует о каше в моей голове.
 5. Желание, чтобы (например) Сталин никогда не родился, может основываться на проведенном в воображении сравнении действительного положения дел (мир, где есть Сталин) и отличного от него возможного положения дел (мир, где нет Сталина). Это сравнение - не чисто абстрактное, оно произведено с точки зрения жертв Сталина.
  Можно ли сравнить реальный мир с возможным миром с ничьей точки зрения, как бы чисто абстрактно? Например, имеет ли смысл утверждать, что мир, в котором нет жизни, был бы, мысля абстрактно, лучше мира, где есть жизнь? Видимо, абстрактное сравнение, не зависящее ни от каких возможных точек зрения, внутренне бессмысленно. Жизнь хороша для живущих. Если жизнь вообще имеет ценность как таковая, то она ценна как таковая для живущих.
  Жизнь и счастье: оптимизм
 Немногие философы отстаивают оптимизм как собственное кредо, хотя это, безусловно, не означает, что все философы - пессимисты.
  Бертран Рассел защищает оптимизм в книге "Завоевание счастья". Он^согласен, что человеческая жизнь часто несчастлива, но доказывает, что она может быть счастливой, поскольку метафизических возражений против этой возможности не существует. В большинстве случаев несчастья можно избежать, говорит он, поскольку оно порождено глупой жадностью или просто неумением людей быть счастливыми. Огромное количество обычных людей несчастно просто и единственно потому, что они не знают, как быть счастливыми. Рассел пишет: "В толпе трудящегося люда вы увидите обеспокоенность, излишнюю сосредоточенность, несварение, отсутствие интереса ко всему, кроме борьбы, неспособность к игре, глухоту по отношению к собратьям". О богатых он говорит так: "Считается, что напитки и развлечения распахивают врата к радости, поэтому люди спешат напиться и стараются не замечать, какое отвращение вызывают в них их товарищи". Даже цари несчастны. Рассел цитирует царя Соломона: "Все реки текут в море, но море не переполняется... нет ничего нового под солнцем... Нет памяти о прежнем... И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня".
  Рассел замечает, что приведенные факты не являются достаточным основанием для тотального пессимизма. Например, с точки зрения сына Соломона, насаженные последним "всякие плодовитые деревья" - совсем не повод чувствовать себя несчастным.
  Рассел советует, как быть счастливым. "Источники счастья многочисленны, говорит он, - таковы вкус к жизни, привязанности, семья, работа, бескорыстные интересы (например, археология, театр или книги), умение найти золотую середину между усилиями и смирением. Чтобы избежать несчастья, надо постараться освободить себя от зависти, конкурентной гонки, мании преследования и боязни общественного мнения".
  Возможно, советы Рассела покажутся банальными, однако же по большей части они вполне разумны, и, может быть, эта маленькая книжка Рассела и впрямь помогла некоторым несчастливым людям почувствовать себя более счастливыми.
 Ценность жизни как таковой
 Видимо, и оптимисты и пессимисты согласны с теорией утилитаризма, в соответствии с которой счастье является конечной целью, сообщающей ценность человеческой жизни. Действительно, некоторые современные философы доказывали, что, когда человеческое существо не надеется на счастье и не в состоянии сделать счастливыми других, надо помочь ему умереть.
  Классический утилитаризм (см. гл. 9) основывается на положении, что всякий человек желает счастья больше всего остального. Однако обычное поведение обычных людей противоречит этому тезису. Обычные люди жаждут жить, даже если они несчастливы. В реальной жизни обычные люди ведут себя так, словно сама жизнь есть самая большая ценность.
  Такое поведение вполне может быть инстинктивным, но это не свидетельствует о его неразумности. Желание благополучия, здоровья и счастья тоже инстинктивно. Усматривая предельную ценность в счастье, утилитаризм ставит повозку впереди лошади. Инстинктивно мы хотим жить не для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми, скорее мы инстинктивно хотим быть здоровыми и счастливыми, потому что это помогает нам сохранить жизнь.
  Филиппа Фут - одна из немногих философов, которые, обсуждая вопрос о ценности жизни как таковой, вопреки утилитаристам отстаивают полную осмысленность веры в то, что несчастливая жизнь все же достойна того, чтобы ее прожить. Лишь в крайних ситуациях смерть предпочтительнее жизни, но в любом случае никто не вправе рекомендовать другому такой выбор. В статье "Эйтана-зия" Фут разъясняет, как и почему можно считать ценной даже несчастливую жизнь.
  Ее основополагающий тезис таков: положение "Жизнь достойна того, чтобы жить" означает "Жизнь достойна того, чтобы жить, для человека, который живет этой жизнью^. Что бы ни думал о ценности жизни конкретного человека кто-то другой (государство, например), постороннее мнение не должно разубеждать в ценности вашей жизни вас, человека, живущего этой жизнью. (Мы могли бы также заметить, что мысль, будто ценность каждой индивидуальной жизни состоит только в ее полезности для кого-то другого, ведет к бесконечному регрессу и потому крайне абсурдна.)
  Что делает жизнь достойной того, чтобы жить? Филиппа Фут справедливо полагает, что люди обычно хотят жить, даже когда несчастье в их жизни куда более весомо, чем счастье. Она рассматривает соответствующие конкретные ситуации.
  Жизнь в заточении хороша по сравнению с преждевременной смертью; жизнь человека, страдающего тяжелой болезнью, лучше преждевременной смерти; жизнь в постоянном недостатке (пищи, жилья, медицинской помощи) для тех, кто живет такой жизнью, лучше преждевременной смерти. Она пишет: "А как же тяжелобольные? Хороша ли жизнь для них? Очевидно, жизнь может быть хороша даже для человека... живущего благодаря аппарату искусственной вентиляции легких... мы не можем считать его исключением, если он говорит, что какой-то благодетель спас его жизнь" [курсив авт.]. И далее: "То же самое можно сказать и о психически больных. Ведь для многих тяжелобольных людей (например, страдающих болезнью Дауна) возможна простая жизнь, питаемая привязанностями". Филиппа Фут приходит к выводу, что жизнь хороша как таковая. Тем не менее жизнь некоторых людей столь ужасна, что разумнее было бы умереть. Поэтому хотя можно сказать, что жизнь как таковая хороша, необходимо добавить, что она должна быть в известном смысле подлинно человеческой жизнью. Она должна быть обычной человеческой жизнью в минимальном смысле. Обычную человеческую жизнь она понимает так: "Нам нужна идея обычной человеческой жизни, предполагающая, что человек располагает минимумом основных человеческих благ. Обычная - даже самая тяжелая - человеческая жизнь означает, что человека не принуждают работать больше, чем он может, что он пользуется поддержкой семьи или общества, что у него есть какая-то надежда утолить голод и надежда на будущее, что он может восстановить силы ночью".
  Фут доказывает, что такая идея обычной человеческой жизни предполагает связь между понятием жизни и понятием блага. Обычная человеческая жизнь в разъясненном смысле слова хороша сама по себе, и ее ценность не зависит от счастья. Пожалуй, следует отметить, что данное понимание слова "обычная" несколько необычно. Такое понятие обычной жизни распространяется на человеческие жизни, которые с другой точки зрения совершенно не обычны. Например, жизнь Бетховена была во многих отношениях экстраординарна, однако, по мнению Фут, она вписывается в понятие обычной человеческой жизни. То же самое можно сказать о жизни человека, всецело зависящего от аппарата искусственной вентиляции легких.
  Выводы Филиппы Фут о ценности жизни как таковой близки жизненному восприятию большинства людей. Таким образом, разъясняя понятийную связь между жизнью и благом, точка зрения Фут соответствует здравому смыслу, а это никак нельзя считать недостатком для философа.
  Подведем итоги.
  Понятие цели не имеет особой связи с понятием вечности.
  Если Бог существует, его цели отличны от наших, и не верно, что без Бога невозможны ни человеческая цель, ни нравственность. Смерть Бога не есть смерть ценностей.
  Пессимизм основывается частью на посылке, что мы можем сравнить лучшее и худшее с ничьей точки зрения, частью - на идее о возможности сравнить существование и не-существование индивида с его собственной точки зрения, частью же - на допущении, что счастье является единственной абсолютной ценностью. Третья из этих посылок в лучшем случае не доказана, первые же две явно ложны.
  Оптимизм Рассела основан не столько на философии, сколько на здравом смысле, но некоторые его советы несчастливым людям весьма полезны.
  Наконец, имеет смысл думать, что жизнь как таковая ценна, даже если в ней мало счастья. Именно так люди обычно и воспринимают собственную жизнь.
 
 Глава 25
  ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ЖИЗНЬ
  Имеет ля философия отношение к проблемам реальной жизни?
  Да, имеет.
  Философия помогает четко сформулировать проблему, а ясное понимание проблемы полезно, когда человек стоит перед реальным жизненным выбором.
  Философия анализирует сложные идеи, а ясное понимание сложных идей зачастую является необходимым предварительным условием принятия грамотных и разумных решений.
  Философия рассматривает возможные объяснения многочисленных абстрактных вещей - таких, как правильное и неправильное рассуждение, справедливость и несправедливость, значение и ценность. Более четкое понимание такого рода абстрактных понятий позволяет лучше понять жизнь и жизненные возможности.
  Философия рассматривает старые забытые вопросы и новые проблемы, прежде не обсуждавшиеся. Иначе было бы невозможно решить заранее, имеют ли они отношение к реальной жизни.
 Широкое и узкое понимание философии
 В некоторые исторические эпохи философы понимали свой предмет широко, в другие - узко. В первой половине XX столетия философы в основном придерживались узкой точки зрения на философию. Сторонниками такой точки зрения были теоретики позитивистского Венского кружка, сторонники методов лингвистического анализа и представители так называемой оксфордской философии. Возможно, в какой-то мере их позиция была реакцией на расцвет науки в XIX в., который мог породить в душах некоторых профессиональных философов неосознанный интеллектуальный страх.
  Время от времени некоторые философы начинают испытывать естественную неудовлетворенность узким пониманием философии. В 1959 г. такого рода серьезное разочарование нашло выражение в негативной, деструктивной, но весьма занятной книге Эрнста Гелл-нера "Слова и вещи". Геллнер заявил, что профессиональные философы в Оксфорде более не воспринимают свой предмет как имеющий отношение к фундаментальным метафизическим проблемам или жизненным решениям в области морали и политики. Согласно Геллнеру, эти академические мыслители, так называемые философы, впустую тратят силы на бесконечный анализ в сущности неинтересных высказываний обычного языка.
 Прикладная философия
 Во времена выхода книги казалось, что осуждения Геллнера исчезают в вакууме. Однако в последнее время философы-аналитики вернулись к традиционным большим проблемам метафизики, а некоторые из них стали размышлять и писать о проблемах реальной жизни.
  В 70-е годы австралиец Питер Сингер опубликовал работу "Освобождение животных", посвященную защите прав животных. Вероятно, это первая философская работа, в которой имеются фотографии скотобойни, не говоря уже о перечне вегетарианских рецептов; она немедленно обратила некоторых читателей в вегетарианство. На прикладные темы писали и другие философы - Дж.Э.М. Энскомб (о контрацепции), Сизела Бок (о лжи и тайне в общественной и частной жизни), Стивен Кларк (о правах животных), Филиппа Фут (об эйтаназии), Юдит Джарвис Томсон (об абортах), Мэри Миджли (о животных, порочности, феминизме и об эволюционной теории), Роджер Скратон (о политике консерваторов и проблемах секса), Амар-тия Сен (о философии и экономике) и Бернард Уилльямс (о непристойности). Были основаны новые философские журналы, открывшие свои страницы для обсуждения проблем реальной жизни, например американский журнал "Philosophy and Public Affairs". В 80-е годы были учреждены Британское общество прикладной философии и его печатный орган - "The Journal of Applied Philosophy".
 Философия и общественная жизнь
 Время от времени философам предлагают сотрудничество в организациях, занимающихся выработкой моральных ориентиров, необходимых в деятельности законодателей. Нельзя сказать, что продукция философов неизменно безукоризненна, поскольку философы не всегда свободны от неясности и тумана, а иногда и от социальных предрассудков и психологических установок, в особенности скептических, которые чужды здравому смыслу. Мыслители XX столетия еще не избавились от влияния Юма, и некоторые современные философы сознательно или бессознательно проводят скептицизм Юма относительно причинности (см. гл. 17). Столкнувшись с социальными проблемами, такие философы встают "с ног на голову", заявляя, что никто не знает, приводит ли, скажем, расистская или сексистская пропаганда к дурным последствиям, поскольку (молчаливо предполагают они) никто на самом деле не знает, является ли что-либо действительной причиной чего-либо.
  Что важнее, слишком часто перед органами, созданными государством для исследования моральных проблем, ставят невозможные задачи и невозможные вопросы. Например, философов могут пригласить по существу для подсчета последствий, какие будет иметь переформулировка частей законодательства, воплощающих древние этические принципы. Или от них могут ждать разработки аргументов в защиту упразднения основополагающих табу. Философы не особо сильны по части оценки практических последствий (например, практических последствий снятия запрета на грубую порнографию), и отнюдь не факт, что они лучше других знают, какими должны быть наши фундаментальные табу.
  При всех оговорках философы могут сослужить полезную службу обществу. Публичная прикладная философия сильнее всего там, где может отталкиваться от некоторого главного принципа, принятого более или менее цивилизованным обществом, например от принципов Хартии ООН о правах человека. Исходя из такого рода основополагающего принципа, философски мыслящий орган может разъяснить, какие понятия значимы и важны с точки зрения обсуждаемого вопроса, а возможно, и начать разработку практических способов воплощения решений в жизнь.
  Хорошим примером является опубликованный в 1989 г. Проект документа о согласии на основе полной информации, который был подготовлен рабочей группой Новозеландского совета здравоохранения. Этот документ - реальный пример того, какое полезное применение может найти философия в принятии общественных и государственных решений, касающихся множества людей. Обратимся к нему.
  В рабочую группу вошли врачи, медсестры, юристы, а также ряд непрофессионалов, в том числе пациенты, представители общины маори и др. Одним из таких непрофессионалов оказался ушедший на пенсию профессиональный философ, не очень известный за пределами Новой Зеландии, но не страдающий отсутствием головы.
  Проект документа построен на простых и естественных переходах от философского анализа и прояснения понятий к практическим методам и средствам и обратно. Он посвящен четырем главным темам.
 1. Прежде всего в документе разъясняется важность темы: "Согласие на основе полной информации - основополагающая правовая и этическая проблема. Оно предполагает автономию индивида, право индивида на принятие решений о касающихся его действиях, методы, согласующиеся с целями и ценностями индивидов и их право на свободу и защиту от вмешательства извне.
  Современный поворот к согласию на основе полной информации возник после Нюрнбергского кодекса 1947 г. (появившегося в результате судов над нацистами после Второй мировой войны) и Хельсинкского соглашения 1964 г. В данном проекте ясно сформулирована обязанность получить согласие личности на участие в терапевтическом и нетерапевтическом обследовании... Основополагающая принцип состоит в том, что телесная целостность личности должна быть защищена от несанкционированного прикосновения и вторжения".
 2. После установления фундаментальных принципов в документе приводится перечень и классификация разных оснований, по которым согласие на основе полной информации укрепляет контроль людей над собственной жизнью. Согласие на основе полной информации укрепляет доверие между медиками и пациентами; способствует разумному принятию решений врачами и пациентами; защищает людей от ненужного лечения и не обязательных медицинских процедур; содействует успеху лечения, увеличивая вероятность того, что пациенты будут участвовать в лечении добровольно и активно; гарантирует, что пациентов не будут специально обрабатывать с целью принудить к участию в коммерчески выгодных экспериментальных проектах. Согласие на основе полной информации также гарантирует, что ценности профессиональных медицинских работников останутся общечеловеческими и согласными с желаниями пациентов и ценностями всего общества, включая ценности меньшинств; наконец, в случае необходимости оно обеспечивает защиту медиков.
 3. Далее в проекте документа содержится анализ многочисленных вспомогательых понятий, имеющих отношение к делу. В этой части находит применение философия, способствующая лучшему пониманию важных практических вопросов. Рассматриваемые здесь идеи могут показаться банальными, но, до тех пор пока они не осознаны и не разъяснены, декларированные высокие принципы не обретут практического наполнения. Эти важные и необходимые понятия таковы: эксплицитное согласие, предполагаемое согласие, общее согласие, особое согласие, письменное согласие, устное согласие; тяжелое состояние и нетяжелое состояние; риск, большой риск, незначительный риск, побочные эффекты; правомочность (например, право решать), ответственность, информация; языковые различия, культурные различия.
 4. Наконец, в документе рассматриваются методы и средства его практического осуществления. Здесь содержится ответ на вопросы о надежных гарантиях того, чтобы пациентов (которые различаются по языку, возрасту, умственным способностям и т.д.) на деле всегда должным образом информировали о лечении, включая его побочные эффекты и сопряженный с ним риск. Эта часть документа ясно свидетельствует о таких достоинствах рабочей группы, как практицизм, отсутствие помпезности и философская проницательность.
  Влияние философии
 В начале этой главы был задан вопрос о том, имеет ли философия отношение к реальной жизни. Некоторые ответы уже были даны, сначала в общей форме, а затем в форме конкретных примеров применения философии к современным проблемам реальной жизни. Но влияние философии на жизнь - не что-то прежде неслыханное. Философские идеи часто оказывали глубокое и долговременное воздействие на человеческие общества, даже если общества и не понимали этого. Иногда влияние философии благотворно, иногда дурно;
 но это уже другой вопрос.
  Современные общества находятся под большим влиянием философских идей, исходящих из самых разных источников. Несколько исторических примеров сразу же расставят все по местам.
 Примеры из древности: евреи и греки
 Часто говорили - и в данном случае повторение оправданно, - что вся западная цивилизация зиждется на этике древних евреев и науке и метафизике древних греков.
  Ни книжники и мудрецы Иерусалима, записавшие Десять заповедей .и создавшие литературу еврейского народа, ни Иисус из Назарета не были просто философами. Эти великие учители учили не только философии. (Прежде всего, тогда никто не разграничивал теологию и философию или этику и метафизику. Однако это отнюдь не главное.)
  Нет никакого сомнения относительно широкого распространения фундаментальных моральных законов, сформулированных в Ветхом Завете, и огромного влияния личности и учения Иисуса, который вновь истолковал и разъяснил, часто иносказательно, эти этические законы. Учения иудаизма и христианства, философские в широком смысле слова, составляют основание национальных и международных законов, вообще - морального мышления, западной цивилизации. Хотя народы и их правительства часто отклоняются от этих критериев, это не отменяет общего признания их теоретической правильности.
  Если говорить о греках, то общепризнанно, что греческая философия и наука заложили основы интеллектуальной методологии не только философии и науки, но и многих других форм исследования. Греки дали нам первые и в некоторых отношениях самые важные представления о том, как следует философствовать, изучать природу и общество, строить науку - короче говоря, мыслить.
  Здесь имеет смысл упомянуть Аристотеля, поскольку он, несомненно, является самым влиятельным учителем профессиональной философии в истории. Он также один из самых влиятельных мыслителей всех времен. Кратко изложить мысли Аристотеля невозможно ввиду широты и многообразия занимавших его предметов, и мы можем лишь дать некоторое представление об этой широте и многообразии. Аристотель не только (как мы видели) создал логику, он также написал основополагающие труды по метафизике, этике и многим другим предметам, которые сегодня относятся к науке, включая механику, биологию и психологию. И он создал важные трактаты о политике, религии и литературе.
  В XIII в. Фома Аквинский ставил целью согласовать ставшие тогда известными сочинения Аристотеля с христианской теологией. К радости церковных властей он выполнил свою цель, и аристоте-лизм стал официальной философией Церкви. Поэтому он продолжает влиять на европейскую мысль и идеологию вплоть до наших дней.
  Джон Стюарт Милль
 Граждане англоговорящих стран, отстаивающие принципы свободы печати и свободы слова, рано или поздно обращаются к идеям Джона Стюарта Милля. Феминистки тоже обязаны некоторыми своими идеями Миллю и его жене Гарриет.
  Логический позитивизм
 В 20-х годах XIX в. логические позитивисты Венского кружка возвышали науку над всеми другими человеческими поисками. Нынешние правительства тоже признают чрезвычайно важную роль науки в современной жизни, не в последнюю очередь потому, что видят в ней источник богатства. Позитивизм предоставляет профессиональным и правительственным защитникам научного идеала своего рода теоретическое обоснование, поэтому искаженные или аутентичные версии позитивистских принципов иногда можно услышать на публичных дискуссиях о науке и ее финансировании.
 Логика и компьютерная индустрия
  Читатели, разбирающиеся в компьютерах, вероятно, посчитали гл. 22 этой книги удивительно знакомой. Это объясняется тем, что некоторые изобретатели компьютера были математиками и изучали современную формальную логику. Бинарная система, применяемая в компьютере, - это по сути та же бинарная система (истинный/ложный), на основе которой, как мы видели, построены таблицы истинности в пропозициональном исчислении. Гигантская компьютерная индустрия стала возможна благодаря идеям математиков и инженеров - и философов.
 Воздействует ли философия на реальную жизнь? Безусловно, воздействует. Это одна из причин, в силу которых она достойна изучения.
 
 
 
 
 
 Приложение I
 ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ
  Сократ и Платон
 Сократ (469-399 гг. до н.э.) родился и был казнен в Афинах. Он не писал книг, и практически все, что известно о его жизни, учении и личности, мы знаем из сочинений его ученика Платона.
  Платон (427-347 гг. до н.э.) написал около тридцати пяти философских работ; все они имеют форму диалога. Главный герой большинства диалогов - Сократ. Он предстает физически безобразным человеком, который тем не менее уважаем и любим за храбрость, скромность, мудрость, остроумие, оптимизм и интеллектуальную честность.
  Принято считать, что ранние диалоги Платона по манере и содержанию предельно близки к философствованию Сократа. Они посвящены главным образом природе и возможности знания, особенно знания о добродетели, душе.
  В позднейших диалогах Платона усматривают его собственную философию. В числе разбираемых в них тем - знание, восприятие, грамматика, парадоксы, бессмертие и учения других философов. Платон строит теорию форм, с помощью которой разъясняет множество вещей, включая возможность знания, значение блага и различие между конкретным и общим. Два наиболее пространных его диалога - "Государство" и "Законы" - посвящены политической философии и описывают идеальные государства. В первом из них Платон доказывает, что хорошее правление невозможно, пока правители не станут философами или философы - правителями.
  В возрасте семидесяти лет Сократ предстал перед афинским судом по обвинению в порче афинских юношей. Он был осужден и приговорен к смерти. Он отклонил помощь друзей, пытавшихся вызволить его из заключения. Во исполнение смертного приговора испил чашу с ядом. Платон, которому было тогда двадцать восемь
 217
 лет, видимо, не присутствовал при казни; но он оставил волнующее описание этого события. После смерти Сократа основал в Афинах школу, названную Академией, где одним из его учеников был Аристотель. Платон умер восьмидесяти лет от роду во время встречи с друзьями.
  Зенон из Элеи
 Жил в V в. до н.э. Сформулировал ряд парадоксов, которые до сих пор вспоминают при обучении математике. Наиболее известные парадоксы Зенона - "Ахилл" и "Стрела".
  Зенон Стоик
 Этот позднейший Зенон (335-262 гг. до н.э.) учил: если предметы земных желаний и являются благом, то лишь относительным, и человек должен, насколько это возможно, избавиться от своих желаний. Он совершил самоубийство в возрасте семидесяти двух лет.
  Аристотель
 Аристотель родился в 384 г. до н.э. в Стагире (Македония). Его отец состоял придворным врачом при правителе Македонии. Когда ему было семнадцать лет, Аристотель пришел в Афины, где оставался в течение двадцати лет как ученик и коллега Платона. После смерти .Платона в 347 г. до н.э. был одним из трех претендентов на пост главы Академии, однако не стал им: удача улыбнулась племяннику Платона Спевсиппу. Тогда Аристотель с несколькими своими учениками оставил Афины; несколько лет он провел в Малой Азии и Македонии. Непродолжительное время состоял наставником при Александре Македонском, которому было тогда четырнадцать лет. В 335 г. до н.э. вернулся в Афины и основал здесь школу, названную Ликеем. В 323 г. в Афинах произошли антимакедонские бунты, Аристотель был обвинен. В отличие от Сократа, не стал дожидаться суда и бежал из Афин. Шестидесяти двух лет умер на острове Эвбея.
  Аристотеля считают создателем логики, он читал лекции на темы, отнесенные впоследствии к метафизике, этике и психологии, а также исследовал вопросы, ставшие позднее предметом механики, биологии и политической науки. Он просил своих ликейских учеников собирать для него материалы, а потому может быть назван отцом идеи исследовательской программы.
 218
  Аристотелю посвящены сотни комментариев, включая обширные работы Аверроэса, Маймонида и Аквината (см. ниже). Через много столетий после его смерти христианская церковь положила его учение в основание собственной философии. На некоторое время возобладала антиаристотелевская установка, но конец XX столетия стал свидетелем возобновления интереса к Аристотелю.
  Евклид
 Евклид (ок. 365 - 300 гг. до н.э.) - греческий математик, живший в Александрии. Его геометрический метод оказал значительное влияние на философскую мысль.
  Цицерон
 Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - римский государственный деятель и писатель. Автор нескольких философских трактатов, включая очерки о природе богов, о долге и дружбе.
  Андроник
 Андроник Родосский - греческий философ, жил в Риме ок. 60 г. до н.э. Систематизировал и издал сочинения Аристотеля.
  Августин
 Философ и теолог Августин родился на территории нынешнего Алжира в 354 г. и умер в Гиппоне (Северная Африка) в 430 г. Мать воспитала его в христианском духе.
 В возрасте 17 лет св. Августин уехал из дома; жил сначала в Карфагене, потом в Риме и Милане, где изучал Библию и сочинения Платона. После нескольких лет жизни в Италии он вернулся в Африку и основал здесь монашескую общину; впоследствии стал , епископом Гиппона.
  Августин жил во времена, когда Римская империя переживала набеги готов, гуннов и вандалов. Когда готы вторглись в Рим, он предсказал, что новая, христианская империя ("Божий град") однажды придет на смену язычеству и ересям варваров-завоевателей. Своими сочинениями внес вклад в формирование идеологии христианской формы правления, которая в конце концов обрела реальное существование.
 В течение примерно 800 лет Августин оставался главным авторитетом в вопросах христианского вероучения; в результате сочинения
 219
 Аристотеля, вновь открытые в XII столетии, были запрещены в Парижском университете. Однако Аквинату удалось создать своеобразный синтез философии Аристотеля и теологии Августина, и запрет на распространение сочинений и идей Аристотеля ушел в прошлое.
  В 430 г. вандалы осадили Гиппон, и во время осады Августин умер.
 Боэций (ок. 480-524)
 В годы жизни римского философа Боэция Римской империей правили готы. Он поссорился с королем-готом, который посадил его в тюрьму, а потом казнил. В заключении Боэций написал свой наиболее известный трактат "Утешение философией". Он знал греческий язык и перевел на латынь некоторые работы Аристотеля.
 Ансельм (1033-1109)
 Св. Ансельм родился в Пьемонте и стал архиепископом Кентербе-рийским во времена правления Вильгельма Рыжего и Генриха I. Среди историков известен своими спорами с этими королями, а среди философов - сформулированы ьм им онтологическим доказательством существования Бога (см. гл. 2).
 Абеляр (1079-1142)
 Пьера Абеляра, родившегося в знатной бретонской семье, и по сей день вспоминают главным образом в связи с широко известной историей его любви к Элоизе - любви, которая имела для него тяжкие последствия.
  Абеляр писал на теологические, логические, этические и метафизические темы. При жизни считался одним из величайших мыслителей своей эпохи. Однако его теологические взгляды были многократно осуждены, в том числе св. Бернаром Клервоским, основателем монастырей и сторонником крестоносцев. В 1142 г. Абеляр умер на пути в Рим, куда отправился, чтобы отразить обвинения в ереси.
 Аверроэс (1126-1198)
 Аверроэс родился в Кордове; сын кади (мусульманского судьи), сам был кади в Кордове, Севилье и Марокко.
  Аверроэс создал комментарии к Аристотелю и изложил Коран в терминах аристотелевской философии; за это его прозвали Коммен-
 220
 татором. Его философия повлияла на развитие средневековой христианской теологии, а также стала основанием некоторых мусульманских ересей.
 Маймонид (1135-1204)
 Маймонид родился в Испании и умер в Египте. По словам его биографа Гешеля (A.J. Heschel), "Маймонид был весьма влиятельным политиком [как глава иудейской общины]; его считали наиболее выдающимся врачом своего времени, самым великим знатоком Талмуда нынешнего тысячелетия, философом эпохальной значимости, выдающимся математиком, ученым и юристом; он вызывал восхищение масс, его прославляла знать и превозносили ученые".
  Маймонид написал комментарии к Аристотелю, которые, наряду с комментариями Аверроэса, в конечном счете определили характер синтеза аристотелизма с христианской философией и западной философией вообще. Его книгу "Путеводитель колеблющихся" читают и сегодня, 850 лет спустя.
 Аквинат (1225-1274)
 Св. Фома Аквинский родился в Италии в знатной семье. Его отец не разрешил ему вступить в доминиканский орден, но он нарушил волю отца, был схвачен своими братьями и на два года заточен в фамильном замке. В конце концов ему удалось бежать, и он отправился во Францию, где стал преподавать философию. Среди его многочисленных сочинений - "Сумма теологии", задуманная как полный свод теологии. Римская католическая церковь по сей день считает ее основополагающим теологическим сочинением.
 Дунс Скот (1265-1308)
 Иоанн Дунс Скот, или Джон Дан из Шотландии, был монахом-францисканцем. Учился, а впоследствии преподавал философию в Оксфорде. Скот написал комментарии к Аристотелю и Библии, а также возражал Аквинату.
 Оккам (ок. 1285-1349)
 Уильям Оккам родился в Суррее. Вступил во францисканский орден, учился в Оксфорде и Париже. Поссорился с Папой, который призвал его в Авиньон, и бежал в Баварию, где был благосклонно принят королем. Он доказывал, что мирские правители имеют бо-
 221
 жественную власть независимо от власти, даруемой им Папой. Автор логических трактатов и комментариев к Аристотелю. Его знаменитое изречение, названное бритвой Оккама, гласит: "Без необходимости не следует постулировать многого".
 Гроций (1583-1645)
 Гуго Гроций - голландский юрист, теолог и автор важной книги о философии права De Jure Belli et Pacis ("О праве войны и мира"). Слово право в ее названии указывает на естественный закон или моральный закон, а не на закон, созданный человеком. Гоббс и Локк испытали влияние Греция.
 Гоббс (1588-1679)
 Английский философ Томас Гоббс родился в год разгрома Испанской Армады, во время Гражданской войны жил в Англии, и этот опыт в значительной степени повлиял на его политическую философию.
  Гоббсова теория правления включает тезис о том, что король (глава государства) должен обладать абсолютной властью, поскольку разделенная власть может привести к гражданской войне. Идеи Гоббса, естественно, противоречили взглядам людей, которые несут ответственность за казнь Карла I. В начале конфликта между королем и парламентом (1640 г.) бежал в Париж. Пробыл во Франции 12 лет и имел возможность дискутировать и спорить с Декартом. Некоторое время был наставником юного Карла II, также в изгнании. После реставрации монархии получил пенсию от Карла II.
  Наиболее влиятельная книга Гоббса - "Левиафан" - была опубликована в 1651 г.
 Декарт (1596-1650)
 Метод сомнения, или методологический скептицизм, Рене Декарта, описанный им в "Размышлениях о первой философии", оказал глубокое влияние на современную мысль. В той же книге он сформулировал несколько доказательств существования Бога, включая собственную версию онтологического аргумента (см. гл. 2). Декарт является также создателем аналитической геометрии.
 Локк (1632-1704)
 Английский философ Джон Локк значительную часть жизни провел в Оксфорде. Является основоположником британского эмпи-
 222
 ризма - философии, основывающей всякую теорию на опыте. Локк утверждает, что человеческий ум есть tabula rasa или чистый лист бумаги, которую опыт как бы заполняет информацией.
  "Два трактата о правлении Локка оказали влияние на творцов американской конституции, однако ученые спорят, был ли сам Локк сторонником демократических идей. Его главная работа - Опыт о человеческом разумении".
 Спиноза (1632-1677)
 Барух Спиноза родился в Амстердаме в семье испанских евреев-эмигрантов. В возрасте двадцати четырех лет был исключен из иудейской общины, вероятно, из-за чрезмерного интереса к исследованиям, далеким от Талмуда, - астрономии и оптике.
  Был человеком не от мира сего и зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.
  "Этика Спинозы по форме повторяет "Начало" Евклида. Как и "Начало", она начинается с аксиом, на основании которых формулируются теоремы. Среди других его сочинений - комментарии к Декартовой геометрии и Трактат о Боге и человеке".
 
 Лейбниц (1646-1716)
 Готфрид Вильгельм Лейбниц, сын профессора философии Лейпциг-ского университета, был одним из великих эрудитов. Среди его замыслов - вычислительная машина, план французского вторжения в Египет (им 100 лет спустя интересовался Наполеон), план примирения католической и протестантской церквей. Автор многочисленных философских работ. Лейбниц был не только философом, но и математиком, считается, что он открыл дифференциальное исчисление независимо от Ньютона. Его изречение об этом лучшем из возможных миров высмеял Вольтер в "Кандиде".
 Беркли (1685-1753)
 Джордж Беркли (епископ Беркли) родился в Килкени и был ирландским единомышленником британских эмпиристов; два других сторонника эмпиризма - Джон Локк (см. выше) и шотландец Дэвид Юм (см. ниже).
  Беркли утверждает, что мир состоит из духов (людей и Бога) и идей. Человеческие идеи текучи и непостоянны, идеи Бога постоянны и упорядоченны. Беркли выражает свою доктрину в форме ло-
 223
 зунга "esse est percipi" ("существовать - значит быть воспринимаемым"). Его важнейшие философские сочинения - Новая теория зрения", "Трактат о принципах человеческого знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом".
 Юм (1711-1776)
 Давид Юм опубликовал работы по британской истории, в которых выступил на стороне королей династии Стюартов. Однако известен прежде всего как философ.
  В молодости Юм зарабатывал на жизнь сначала как дипломат на вторых ролях, потом - как наставник взбалмошного юного аристократа, а впоследствии - в качестве библиотекаря. Юм копил и вкладывал свои деньги, что позволило ему остаток жизни посвятить работе над сочинениями.
  Скептическое разъяснение природы причинности (см. гл. 17) Юм развертывает в Трактате о человеческой природе и, далее, в первом из трех Исследований. В "Диалогах о естественной религии" обсуждает и критикует известное доказательство существования Бога от замысла (см. гл. 2). Его Опыты охватывают широкий круг тем (философских, исторических), представляющих интерес для широкой публики.
 
 Кант (1724-1804)
 Иммануил Кант родился в Кенигсберге (Германия). Говорят, что за всю свою жизнь он ни разу не отъезжал от родного города более чем на десять миль.
  Кант говорил, что чтение Юма пробудило его от догматической дремоты, и с тех пор он пытался найти способ защитить представления, которым, казалось, угрожал скептицизм Юма. Так, он стремится доказать, что причинная необходимость правит в эмпирическом мире, а свобода и нравственность - в мире человеческой воли. Он рассматривает все традиционные доказательства существования Бога и приходит к выводу, что человеческий разум слаб и не может уразуметь идеи Бога, вечности и бесконечности. Его основные работы - "Критика чистого разума" (по метафизике) и "Критика практического разума" (по этике).
 Уоллстоункрафт (1759-1797)
 Мэри Уоллстоункрафт - политический философ и феминистка;
 одна из современниц назвала ее "гиеной в юбке". Она вызывает
 224
 ярость и поныне, а историк Ричард Кобб даже придрался к ее своеобразной фамилии.
  Уоллстоункрафт начала свою писательскую карьеру в 1790 г. публикацией "Защиты прав мужчины". В сущности, эта книга представляет собой радикальный ответ на далеко не радикальные "Размышления о Французской революции" Эдмунда Бёрка. В 1792 г. она издает Защиту прав женщины - важнейшую работу, которая снискала ей и известность, и дурную славу. Она начинает ее с опровержения Руссо, чья система образования (описанная в "Эмиле" и "Эмиле и Софии") открыто нацелена на подчинение женщины мужчине с самого раннего детства. Среди других сочинений Уоллстоункрафт - "Взгляд на Французскую революцию" (рассказ очевидицы) и том коротких историй из жизни.
  Умерла в родах.
 Гегель (1770-1831)
 Георг Вильгельм Фридрих Гегель, пожалуй, самый известный сис-темосозидатель в истории философии. По его мнению, все знание может быть систематизировано в три раздела - логика, философия природы и философия духа. Гегель предлагает также новое понимание диалектики. Он говорит, что история есть прогресс, движимый диалектическим столкновением тезиса и антитезиса, примиряемых затем в синтезе. Элементы этого прогресса - духовные или интеллектуальные, а не материальные.
  В молодости Гегель был сторонником Великой французской революции и Наполеона, но со временем в нем выработались ненависть ко всем демократическим институтам и настоящее преклонение перед авторитарным прусским государством. По Гегелю, государство есть шествие Бога по земле. Его главные работы - "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и "Основы философии права".
 Рикардо (1772-1823)
 Дэвид Рикардо - английский экономист. Сын лондонского биржевого маклера, к сорока двум годам своими силами приобрел большое состояние. Пятью годами позже, в 1819 г., был избран в парламент от радикалов.
  Его главная работа, принесшая ему славу и оказавшая значительное влияние на Маркса, - "Принципы политической экономии и налогообложения". Содержит глубокий анализ таких экономических понятий, как стоимость, заработная плата и рента.
 225
 Шопенгауэр (1788-1860)
 Артур Шопенгауэр считал Гегеля настоящим мошенником, а гегельянство - глупейшим и бессмысленным обманом: он много рассуждает об этом во 2-м томе книги "Мир как воля и представление". В молодости читал лекции в те же часы, что и Гегель, но не преуспел в переманивании студентов этого философского диктатора. В 1821 г. Шопенгауэр оставил преподавание и посвятил остаток жизни сочинительству.
  Шопенгауэр одним из первых в Европе начал изучать религии Индии, и его идеи обнаруживают их влияние. Для Шопенгауэра разум и воля реальны, в отличие от материальной вселенной, которая является в некотором смысле фантасмагорией. Реальность дурна, поскольку желания и воля заставляют лишь страдать. Пессимизм - единственно разумная философия жизни.
  Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль
 Джеймс Милль (1773-1836), отец Джона Стюарта Милля, был писателем и журналистом, впоследствии служащим Ост-Индской компании. Его главные сочинения посвящены юриспруденции и политической философии; придерживался радикальных политических взглядов. Руководил образованием своего сына, который пишет в "Автобиографии", что начал учиться, в том числе изучать греческий язык, в трехлетнем возрасте.
  Джон Стюарт Милль (1806-1873) жил на жалованье чиновника департамента по делам Индии. Его наиболее известные философские работы - "Утилитаризм", "Система логики", "Подчинение женщин" и очерк "О свободе".
  Философ и государственный служащий, Милль был активным политическим реформатором. В 1824 г. его арестовали за распространение среди бедных литературы о контроле над рождаемостью. Был сторонником всеобщего образования и расширения избирательного права (в том числе предоставления права голоса женщинам). Участвовал в основании Ныохэм-Колледжа в Кембридже, одного из первых женских колледжей в Англии. В 1805 г. избран в парламент от избирательного округа Вестминстера как кандидат рабочих. В парламенте главньм образом боролся за предоставление права голоса женщинам и, поскольку такого рода деятельность не пользовалась популярностью среди избирателей, на следующих выборах проиграл.
 Маркс (1818-1883)
 Карл Маркс родился в семье адвоката. Основатель современного международного коммунизма. Учился в Бонне и Берлине. Заинте-
 226
 ресовавшись философией Гегеля, понял, что гегельянство может быть применено к экономической истории и в целях радикальной политики.
  Став политическим беженцем, Маркс перебрался в Лондон, где его и всю его семью материально поддерживал богатый фабрикант Фридрих Энгельс.
  философия Маркса - своего рода гегельянство, поставленное с ног на голову. Так, Гегель говорит, что государство есть шествие Бога по земле, Маркс же видит в государствах и правителях лишь инструменты подавления. Гегель говорит, что диалектические силы истории - столкновение идей, Маркс же заявляет, что эти диалектические силы материальны.
  Марксова философия значима не как таковая, но скорее из-за ее огромного влияния на политическую историю XX в. Маркс был бы удовлетворен таким положением дел, поскольку писал: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
 Джеймс (1842-1910)
 Уильям Джеймс, американский психолог и философ, брат писателя Генри Джеймса, учился сначала в Нью-Йорке, а потом в Гарварде, где изучал медицину.
  В психологии Джеймс был бихевиористом; утверждал, что эмоции суть восприятия физиологических изменений. В философии был прагматистом; по его мнению, истинно то, что обеспечивает практический успех действия.
 Ницше (1844-1900)
 Фридрих Ницше родился в семье лютеранского пастора, учился в Бонне и Лейпциге. Его способности считали столь блестящими, что еще до окончания учебы ему предложили кафедру классической филологии в Базеле, и он принял предложение. Ему было тогда 24 года. В молодости чрезвычайно восхищался Шопенгауэром (с которым не был знаком) и Рихардом Вагнером (с которым дружил), но в конечном счете разочаровался в обоих.
  Ницше оставил академическую работу во время франко-прусской войны и отправился служить санитаром в госпиталь. Но очень скоро оставил и эту службу и повел жизнь, полную скитаний; она стала возможна благодаря пенсии по болезни, которую выплачивал университет. Говорят, что, находясь в прусской армии, он заразил-
 227
 ся сифилисом. Последние двенадцать лет жизни страдал психическим расстройством.
  Ницше стремится опровергнуть традиционные моральные ценности и заменить их своего рода аристократическим эгоизмом (см. гл. 7 и 8). Но его проект еще более широк - подорвать не только нравственность, но и метафизику, логику и, видимо, даже рациональность. Он часто пишет в том духе, что религия, философия, наука, да фактически и все системы мысли, суть не что иное, как мошеннические попытки профессионалов захватить власть.
  Теории Ницше были с энтузиазмом восприняты нацистами, поощряемыми сестрой Ницше Элизабет, которая дружила с Гитлером.
 Фреге (1848-1925)
 Готлоб Фреге - немецкий математик и логик, преподавал в Йене. Некоторые ученые считают его самым крупным логиком после Аристотеля. В 1879 г. изложил полную систему символической логики; однако она содержала противоречие (парадокс классов), замеченное Расселом, который попытался его разрешить.
  Фреге проводит различение между смыслом и предметным значением (референцией), - различение, которое сыграло важную роль в современной философии. Его лучше всего разъяснить на ^примерах. Например, два выражения - "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" - имеют одно и то же предметное значение (поскольку указывают на одну и ту же планету - Венеру), но разные смыслы.
 
 Приложение II
 ФИЛОСОФИЯ В XX СТОЛЕТИИ
 Гуссерль (1859-1938)
 Эдмунд Гуссерль стал профессором Фрайбургского университета в 1916 г. Он заложил основы феноменологии - теории или школы мысли, получившей сегодня признание во многих университетах континентальной Европы, Индии и Японии. Гуссерль вновь ввел в философию термин ЕРОСНЕ, обозначив им процесс, составляющий важную часть феноменологического метода. Термин ЕРОСНЕ, заимствованный из философии древнегреческих стоиков, означает воздержание от суждения. Первый принцип феноменологии суммирован в тезисе: открытие истины о некоторых вещах предполагает воздержание от суждения о других вещах.
 Дьюи (1859-1952)
 Джон Дьюи стал профессором Колумбийского университета (Нью-Йорк) в 1904 г. Оказал значительное влияние на идеологию образования в Соединенных Штатах; по его мнению, главной целью образования должно быть социальное и психологическое развитие, приспособление ребенка к условиям жизни в сообществе.
  Создал также десятичную систему, используемую для классификации библиотечных книг.
 Рассел (1872-1970)
 Бертран Рассел оспаривает у Фреге титул крупнейшего логика после Аристотеля. Изучал математику и философию в Кембридже, экономику - в Берлине, переписывался с Фреге. В 1910 г. опубликовал (в соавторстве с А.Н. Уайтхедом) большую книгу Principia
 229
 Mathematica, которая считается краеугольным камнем математической логики. Так же расценивается и его теория дескрипций.
  Во второй половине жизни Рассел написал множество популярных книг и очерков, в том числе "Завоевание счастья", "Брак и мораль", "Почему я не христианин" и "Об образовании".
  Рассел был широко известен как политический полемист. В 1907 г. он безуспешно баллотировался в парламент, выступая за предоставление женщинам права голоса. Во время Первой мировой войны стоял на позициях пацифизма и был заключен в тюрьму за распространение памфлетов против призыва на военную службу. После Второй мировой войны написал ряд писем мировым лидерам, предупреждая их об опасностях ядерной войны. Уже в старости снова оказался в тюрьме - за блокировку автомагистрали перед министерством обороны в Лондоне.
 Витгенштейн (1889-1951)
 Людвиг Витгенштейн родился в Вене, учился инженерному делу в Берлине и Манчестере, потом заинтересовался математической логикой. Он нанес визит Фреге, который рекомендовал ему обратиться к Расселу. В 1912 г. Витгенштейн прибыл в Кембридж и стал учеником Рассела. Молодой Витгенштейн произвел сильное впечатление на Рассела, который во многом способствовал установлению его философской репутации.
  Во время Первой мировой войны Витгенштейн служил офицером в австрийской артиллерии. Попал в плен к итальянцам, где написал свою первую книгу, "Логико-философский трактат" (опубликована в 1921 г.), в которой излагалась теория, названная Расселом "логическим атомизмом".
  В 30-е годы идеи Витгенштейна коренным образом изменились. Он пришел к убеждению, что философские вопросы и проблемы возникают в результате неверного понимания языка или порождаются языком. Однако, как он отмечает в предисловии [к "Философским исследованиям"], он оказался не способен написать книгу, в которой были бы последовательно изложены его новые взгляды. После смерти Витгенштейна его рукописи были отредактированы и переведены Дж.Э.М. Энскомб, Г.Х. фон Вригтом и Рашем Рисом. Среди них - "Голубая и коричневая книги", "Философские исследования", "Замечания по основаниям математики" и "О достоверности".
  Логические позитивисты, или Венский кружок
 Венский кружок, образованный в начале 20-х годов, представлял собой группу ученых, математиков и философов, регулярно соби-
 230
 равшихся для обсуждения логических и философских вопросов. Его членами были, в частности, Морис Шлик (основатель), Курт Гёдель, Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Герберт Фейгль, Фридрих Вайсман и Филип Франк.
  В 1929 г. участники Венского кружка опубликовали своего рода манифест, где перечислялись те мыслители прошлого и современности, которые, по мнению авторов, стояли на позитивистских позициях. Были названы имена Юма, Милля, Эйнштейна, Рассела и Витгенштейна. Позитивисты полагали, что развивают научную философию, и считали, видимо, что философия как таковая призвана обеспечить науку надежными основаниями.
  Группа распалась в 30-е годы после убийства Шлика (1936) и прихода к власти нацистов.
 Маркузе (1898-1979)
 Герберт Маркузе родился в Берлине, учился в университетах Берлина и Фрайбурга, был одним из основателей Франкфуртского института социальных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти нацистов уехал в США и стал профессором философии в Массачусетсе, а затем в Калифорнийском университете. Его философия сводится главным образом к детальной критике современного общества и современной культуры.
 Хайдеггер (1889-1976)
 Немецкий философ Мартин Хайдеггер, проявивший лояльность к нацизму, сменил Эдмунда Гуссерля в должности профессора философии во Фрайбурге. Был смещен с академического поста в 1945 г. из-за соглашательства с гитлеровским режимом.
  Учение Хайдеггера представляет собой главным образом размышления о существовании или бытии, которое он мыслит как своего рода сверхкачество. Таким образом, его философия прямо противо-, речит расселовскому анализу существования, в соответствии с которым существование отнюдь не является качеством (см. гл. 1).
  Сочинения Хайдеггера трудны для понимания и перевода на другие языки. В английском переводе некоторые его высказывания, например утверждение "Ничто ничтойствует", кажутся невразумительными.
 Адорно (1903-1965)
 Теодор Адорно был сотрудником Франкфуртского института социальных исследований. После закрытия института в связи с приходом к власти Гитлера оказался сначала в Оксфорде, а потом в США.
 231
  Он был замечательным преподавателем, среди его учеников - несколько крупных представителей немецкой философии. Основные интересы Адорно сосредоточивались в области критики культуры и эстетики, особенно эстетики музыки. Изучал теорию композицию под руководством Арнольда Шёнберга и создал множество музыкальных произведений.
 Поппер (1902-1994)
 Карл Поппер, бывший профессор Лондонской школы экономики, снискал наибольшую известность как философ науки. Автор "Логики научного открытия", содержащей, в частности, критику логического позитивизма. Написал также важную книгу по политической философии "Открытое общество и его враги".
 Сартр (1905-1980) и Симона де Бовуар (1908-1986)
 Жан-Поль Сартр и его подруга Симона де Бовуар - выдающиеся представители французской школы экзистенциализма и леворади-кальной парижской интеллигенции.
  Сартр, начинавший как ученик Хайдеггера, утверждал, что человек есть ничто помимо совокупности осуществляемых им выборов, которые одновременно могут быть ошибочными и свободными. Он настаивал на том, что важно избежать дурной веры, которая есть род двойного мышления. В течение многих лет был близок к Французской коммунистической партии, хотя и не состоял ее членом.
  Де Бовуар изучала философию в Сорбонне, где вскоре стала профессором. В 1949 г. опубликовала сочинение, излагающее феминистскую философию; в 1956 г. оно было переведено на английский язык под названием "Второй пол". Среди других ее сочинений - романы и воспоминания.
  До недавнего прошлого Сартр считался куда более значительным философом, чем де Бовуар. Однако в ходе современных дискуссий философов феминистской ориентации и других мыслителей это ставится под сомнение. С другой стороны, строго говоря, Сартра нельзя сравнивать с де Бовуар. Его философия коренится в хайдеггерианской метафизике, тогда как работы де Бовуар очерчивают новое направление, закладывая основы современного философского феминизма.
 Райл (1900-1976)
 Взрослая жизнь Гилберта Райла, если не считать нескольких лет службы в армии во время Второй мировой войны, прошла в Оксфорде, где он преподавал и писал на философские темы. Его книга
 232
 "Понятие сознания", опубликованная в 1949 г., стала бестселлером, выдержавшим несколько изданий. Райл был учителем ряда известных философов, включая А.Дж. Айера.
 Рэнд (1905-1982)
 Эйн Рэнд родилась в России. Эмигрировала в Америку, где изучала философию. Писала популярные книги, а также издавала периодический журнал ("Ayn Rand's Newsletter"), в котором выражала свои философские и политические идеи.
  Эйн Рэнд была жесткой защитницей капитализма и, по всей видимости, оказала определенное влияние на политический климат Соединенных Штатов. Будучи профессиональным философом и обладая, кроме того, ясным и иногда остроумным литературным стилем, она сумела обеспечить правых американских бизнесменов теоретическим оправданием их деятельности.
  Метафизические сочинения Рэнд отличаются изрядным здравым смыслом, базирующимся отчасти на взглядах Аристотеля. Она придерживается своеобразного дуализма здравого смысла, называя идеалистов (вроде Беркли) мистиками духа, а современных материалистов - мистиками мускулов. Ее философия морали представляет собой обоснование глубокой веры в этическое превосходство капитализма.
 Айер (1910-1989)
 Алфред Джулс Айер изучал философию в Оксфорде под руководством Гилберта Райла, который в 1932 г. посоветовал ему отправиться в Вену и познакомиться с логическими позитивистами. В результате появилась широко известная книга Айера "Язык, истина и логика" - введение в идеи Венского кружка, понятное английскому читателю. Сегодня философия логического позитивизма до некоторой степени уступила путь другим идеям, но "Язык, истина и логика" остается одной из знаменитейших философских работ XX столетия.
  Главная идея книги - принцип верификации, согласно которому ни одно высказывание не имеет значения, если оно (1) не принадлежит к математике или логике, (2) не может быть верифицировано методами науки, которые базируются на непосредственном чувственном опыте.
  Айер, став профессором философии сначала в Лондонском университете, а потом в Оксфорде, написал много других книг, оставшись верным традиции широко понимаемого британского эмпиризма; считал себя наследником Дэвида Юма и Бертрана Рассела.
 233
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу