<< Пред.           стр. 21 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 себя в ее модели мира (ее референтной структуре).
  (9) С.: Какое чувство я испытываю по отношению к чувству злости?
  Пациентка, по-видимому, несколько растерялась сначала, услышав вопрос,
 требующий от нее перехода на другой уровень. Согласно нашему опыту, это
 обычная реакция на подобные переходы на другой уровень. Тем не менее,
 пациенты располагают ресурсами, необходимыми для подобного маневра.
  (10) В.: Да, какое чувство вы испытываете по отношению к собственному
 чувству злости?
  Психотерапевт повторяет вопрос.
  (11) С.: Н-да, не очень хорошее чувство у меня к этому.
  Пациентка сообщает свои чувства, относящиеся к собственным чувствам --
 собственную самооценку.
  Психотерапевт начинает исследовать модель пациентки уже на новом
 уровне, обращаясь к ней с просьбой более полно конкретизировать
 употребленный ею глагол. Изменения на этом уровне -- условие самооценки --
 чрезвычайно важны, потому что представление пациентки о самой себе оказывает
 действие на то, каким образом индивид организует весь свой опыт, или
 референтную структуру. Следовательно, изменения на этом уровне структуры
 распространяются и на всю модель пациентки.
  Эти конкретные категории и методики Сейтер задают исходный пункт для
 определения множества минимально необходимых компонентов, обеспечивающих
 полноту психотерапевтически правильных референтных структур. Наблюдая работу
 других психотерапевтов, добивающихся в своей практике поразительно
 эффективных результатов, мы установили и другие типы категорий, которые
 предлагаем в качестве частей минимально необходимого набора, наличие которых
 необходимо для того, чтобы референтная структура была правильной в аспекте
 полноты, что представляют собой еще один способ проверки референтных
 структур пациента на полноту. В число этих категорий входят:
  (а) Способ, которым пациент репрезентирует свой, прошлый опыт в
 настоящем: он описывается обычно в виде правил, направляющих его поведение;
  (б) Способ, каким пациент репрезентирует свой настоящий сиюминутный
 опыт, то есть "здесь и сейчас" -- это и есть гештальт;
  (в) Способ, каким пациент репрезентирует свой возможный будущий опыт --
 то есть его ожидания, касающиеся возможных исходов его поведения.
  Заметим, что четыре исходных компонента, представленных в работе Сейтер
 (чувства пациента, чувства других, контекст, чувства пациента по поводу
 собственных чувств) будут встречаться в качестве компонентов в каждой из
 трех вышеперечисленных репрезентаций -- прошлого, настоящего и будущего --
 как они репрезентированы сейчас. Опыт показывает, что эти категории
 чрезвычайно полезны для организации моделей, наших моделей и поведения в
 ходе психотерапевтического взаимодействия, когда мы стремимся помочь нашим
 пациентам выработать полные референтные структуры. Как вы, должно быть, уже
 заметили по эксплицитным техникам Метамодели, представленным нами в главах
 3, 4 и 5, Метамодель содержит в себе техники восстановления и изменения
 описанных здесь категорий референтной структуры. Правило, основанное на
 опыте в том виде, как он представлен в настоящем, -- это всего лишь иное
 название для генерализаций, основывающихся на опыте пациента, точно также,
 как и его ожидания. В каждом случае материал, запрошенный психотерапевтом,
 когда он ставит модель пациента под сомнение и обогащает ее, предъявляется
 пациентом в форме Поверхностных Структур, подчиненных условиям
 психотерапевтической правильности, конкретизированных в Метамодели. Описывая
 эти категории, мы хотим предложить вам ряд четких идей относительно того,
 что может входить в число необходимых компонентов полной правильной
 референтной структуры для языковой Глубинной Структуры. Дополнительные мысли
 относительно того, что должно было бы входить в качестве необходимых
 компонент в полную референтную структуру, содержатся , в работах различных
 философов (любого из известных западных философов, работающих над проблемой
 познания;
  - например, в эмпирической традиции это Локк Беркли-Юм, а в
 идеалистической -- Кант, Гегель, Вайхнгер и .т.д.), а также семантика,
 логика лингвистов (например, Кожибского, Гумбольта, Карнапа, Тарского,
 Хомского,
  Катца и т.д.). В оставшейся части данной главы мы обсудим ряд техник,
 разработанных в различных школах психиатрии. В наши намерения не входит
 обучение читателя этим техникам. Скорее, в каждом из рассматриваемых случаев
 мы покажем, как та или иная техника в том виде, как она в настоящее время
 применяется, неявно ставит под сомнение репрезентацию мира пациента, и как
 каждая их этих техник может быть интегрирована с Метамоделью. Мы выбрали для
 обсуждения именно эти техники только потому, что мы хорошо знаем их по
 собственному опыту и знаем, что они представляют собой мощные
 психотерапевтические инструменты. Мы сразу же хотели подчеркнуть, что никоим
 образом не утверждаем, будто бы они сколько-нибудь сильнее, чем другие, или,
 что их легче интегрировать с Метамоделью. Просто мы хотим представить
 некоторый срез различных техник, выбирая при этом те, что нам хорошо
 известны.
  ИНСЦЕНИРОВКА:
  НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ ОПЫТА
  Под инсценировкой мы имеем в виду такие техники, которые вовлекают
 пациента в проигрывание действительного или вымышленного опыта
 драматического материала, драматургического материала. В инсценировке могут
 участвовать либо один пациент, либо группа.
  "Воспринимая слово как некий абсолют, без исследования его личного
 значения, мы приходим к тому результату, что слово начинает жить своей
 собственной жизнью. В итоге подобного овеществления слова оно отрывается от
 практической функции выступать в качестве более или менее эффективного
 способа связи с процессом, который остается живым и референты которого
 постоянно изменяются. Техника инсценировки представляет собой один из
 способов поддержания жизни в словах, которыми человек пользуется, чтобы
 охарактеризовать самого себя или кого-либо другого.
  Сохраняя связь своего языка с действием, мы претендуем на сохранение
 ощущения изменения и роста".
  (1. and M. Pointer, Gerstoll Therapy Integration, p. 100).
  Решение (вопроса о том, что должно входить в набор необходимых
 компонентов полной референтной структуры) сложно. К счастью, для
 психотерапии это решение не является необходимым, для того, чтобы она могла
 развиваться. Один из способов уйти от этой трудности так, чтобы в то же
 время получить доступ к чему-то, расположенному ближе к референтной
 структуре, состоит в том, чтобы дать пациенту возможность представить тот
 опыт, из которого выведена эта полная языковая репрезентация. Пусть,
 например, у пациентки имеются трудности, связанные с выражением гнева по
 отношению к собственному мужу. Нам это известно в результате того, что
 вначале она предъявила нам серию Поверхностных Структур, проверенных нами на
 соответствие требованиям психотерапевтической правильности. И в конечном
 итоге мы пришли в результате этой работы к полной языковой репрезентации.
 Для того, чтобы определить, что представляет собой референтная структура, из
 которой выведена данная полная языковая репрезентация, мы можем попросить
 пациентку инсценировать какой-нибудь конкретный эпизод, когда она не смогла
 выразить свой гнев по отношению к мужу. Помимо того, что техники
 инсценировки воссоединяют Глубинные Структуры пациента с более полной
 аппроксимацией их референтных структур, с их помощью достигаются еще две
 вещи:
  1. Воссоздавая свой опыт, пациент осознает, какие части своей
 референтной структуры или опыта не репрезентированы им в Глубинной
 Структуре.
  2. Инсценировка дает психотерапевту доступ и к двум важным параметрам
 процесса:
  (а) к близкой интерпретации самой референтной структуры -- опыта
 пациента, что предоставляет в распоряжение психотерапевта большой объем
 точного материала, который можно использовать в ходе психотерапевтического
 воздействия;
  (б) возможность непосредственно наблюдать, как пациент осуществляет
 моделирование.
  Другими словами: благодаря инсценировке психотерапевт получает в свое
 распоряжение доступ к референтной структуре пациента. Сравнивая ее с
 вербальным описанием этого опыта, который дан пациентом, психотерапевт
 получает в свое распоряжение пример типичных для данного пациента
 генерализаций, опущений и искажений. В процессе проигрывания собственного
 опыта на сцене пациентом происходит целый ряд важных вещей. Во-первых,
 нынешний опыт пациент сам начинает ставить под вопрос и расширять его модель
 мира, так как в ходе инсценировки он реализует такие возможности, которые
 раньше были опущены. В результате чего некоторые из отсутствовавших частей
 репрезентации восстановились. Во-вторых, те части модели пациента, которые
 были расплывчатыми и нечеткими, начинают понемногу проясняться, так как
 инсценировка -- это конкретный опыт, эквивалентный тому, когда пациент
 сообщает референтные индексы. Но в данном случае это реализуется методом
 предъявления и показа, в отличие от предыдущего, основанного на языковых
 паттернах. Инсценировка представляет собой драматизацию того, что пациент
 репрезентировал в своей модели как событие: следовательно, инсценировка сама
 по себе приводит к деноминализации репрезентации, то есть к обратному
 превращению события в процесс, причем в ходе этого появляется гораздо более
 конкретный и насыщенный образ данного процесса (все это эквивалентно более
 полной конкретизации глагола в результате применения техник Метамодели.) Все
 эти четыре аспекта инсценировки, взятые вместе, имеют своим результатом
 опыт, который отчасти лежит за пределами исходной языковой репрезентации
 пациента. Так как техника инсценировки благодаря четырем названным аспектам
 неявно ставит под сомнение модель мира пациента, интеграция этой техники с
 техниками Метамодели приводит к тому, что сама техника инсценировки
 выигрывает в силе и непосредственности, так как она сочетается с явно
 выраженным вызовом, обращенным к языковой репрезентации пациента.
  В любой психотерапевтической ситуации, в которой техника инсценировки
 полностью интегрирована Метамоделью, психотерапевт имеет чрезвычайно богатый
 набор возможностей. Во всех этих ситуациях рекомендуется, чтобы пациент по
 требованию психотерапевта описывал то, что он непрерывно испытывает во время
 драматизации.
  Это текущее описание, как, впрочем, и любой другой вид вербальной
 коммуникации пациента с другими участниками спектакля будет представлять
 собой, разумеется, последовательность Поверхностных Структур. Применяя
 способ постановки вопросов, описанный в Метамодели, психотерапевт проверяет
 эти Поверхностные Структуры на психотерапевтическую правильность. Благодаря
 этому материал, который техника инсценировки предоставляется в распоряжение
 психотерапевта неявно, в данном случае реализуется явно, эксплицитно.
 Назначение техники инсценировки состоит в том, чтобы обеспечить близкое
 приближение к референтной структуре, из которой выведена обедненная часть
 языковой репрезентации пациента. Более богатое приближение к референтной
 структуре заключает в себе как вербальные, так и аналоговые формы
 коммуникации.
  Психотерапевт проверяет сообщения пациента о текущем опыте и его
 реплики в процессе коммуникации с другими участниками на соответствие
 требованиям психотерапевтической правильности; кроме того, психотерапевт
 располагает более полной репрезентацией -- опытом инсценировки, который
 можно использовать в качестве приближенной референтной структуры, для
 прямого сравнения с вербальными описаниями пациента.
  У психотерапевта может возникнуть желание использовать некоторые из
 необходимых компонентов полной референтной структуры, о которой речь шла
 выше. Психотерапевт может, например, добиться с помощью вопроса, чтобы
 пациент явно репрезентировал свои чувства, относящиеся к опыту инсценировки,
 прямо спрашивая его об этих чувствах. Или же, например, психотерапевт может
 обратить особое внимание на то, репрезентированы ли у пациента ощущения,
 получаемые им через посредство каждого из пяти чувств; то есть психотерапевт
 может устроить соответствующую проверку, чтобы убедиться в том, что пациент
 смотрит на действия других участников драматизации и ясно видит их (имеет
 доступ по всем каналам). Он может устроить проверку, чтобы убедиться в том,
 насколько хорошо пациент слышит и чувствует вещи, о которых говорит сам или
 о которых ему сообщают другие участники драматизации.
 
  НАПРАВЛЕННАЯ ФАНТАЗИЯ -- ПУТЕШЕСТВИЕ В НЕИЗВЕСТНОЕ
  Под направленной фантазией мы имеем в виду процесс, в котором пациенты
 пользуются своим воображением для того, чтобы создать себе новый опыт.
  "Фантазия в жизни человека представляет собой силу, направленную вовне
 -- она простирается за пределами непосредственного окружения человека или
 события, которое бы иначе могло удержать его в своих границах... Иногда эти
 выход вовне (фантазии) могут обретать такую огромную силу и пронзительность,
 что превосходят по своей
  жизненной притягательности действительные ситуации... Когда подобные
 фантазии возникают в психотерапевтическом опыте, обновление может быть
 огромным, граничить с невозможностью усвоения, знаменуя собой новый этап
 самосознания личности".
  (Polster & Polsfer, gestalt Therapy inlergrated, 225). Назначение
 направленной фантазии состоит в том, чтобы создать для пациента опыт,
 который, по крайней мере, отчасти, если не целиком, ранее не был представлен
 в его модели. Таким образом, направленные фантазии с наибольшим эффектом
 применяются в ситуациях, когда репрезентация пациента слишком бедна и
 неспособна предложить ему адекватное число выборов, позволяющих успешно
 действовать в данной области. Обычно это происходит в случаях, когда пациент
 либо находится в ситуации, либо ему кажется, что он находится в такой
 ситуации, для которой он в своей модели не располагает достаточным
 богатствам репрезентации, позволяющей ему реагировать так, как он считает
 адекватным. Часто пациент испытывает значительную неуверенность и опасения
 относительно того, каким образом разрешаются подобные ситуации. Например,
 пациент чувствует, что что-то мешает ему в выражении чувства теплоты и
 нежности по отношению к собственному сыну. Он никогда не выражал этих чувств
 и настороженно относится к тому, что может случиться, если он сделает это,
 хотя и не представляет четко, что, собственно, может произойти. Здесь мы
 можем использовать технику направленной фантазии: пациент с помощью
 воображения создает опыт, который для него одновременно желателен и вызывает
 страх. Этот опыт будет служить пациенту в качестве референтной структуры,
 помогая ему преодолеть свой страх, и в конечном итоге, давая ему более
 богатый выбор в данной области жизни. Таким образом, направленная фантазия
 служит орудием, позволяющим психотерапевту совершить две вещи:
  1. Она дает пациенту определенный опыт, представляющий собой основу
 репрезентации в тех частях его модели, где ранее репрезентация либо
 совершенно отсутствовала, либо была неадекватна. В свою очередь, это
 обеспечивает его ориентирами для будущего поведения и решения проблем в
 данной области.
  2. Она дает психотерапевту опыт, которым тот может воспользоваться,
 чтобы поставить под сомнение обедненную в данный момент модель пациента.
  Помимо этих двух достоинств направленной фантазии для психотерапевта и
 пациента, она создает для психотерапевта возможность наблюдать, как пациент
 создает для себя не только новый опыт, но и репрезентацию этого опыта. В
 процессе создания этого нового воображаемого опыта психотерапевт видит,
 каким образом пациент использует универсальные процессы моделирования;
 Генерализацию, Опущение, Искажение. Использование опыта направленной
 фантазии сходно с техникой восстановления Опущений по Метамодели, связанных
 с использованием модальных операторов. От процесса инсценизации эта техника
 отличается тем, что в инсценизации происходит восстановление и привнесение в
 нынешний опыт пациента чего-то, находящегося в непосредственной близости от
 референтной структуры из прошлого этого пациента, а направленная фантазия
 создает референтную структуру пациента в настоящем.
  Так как направленная фантазия (в настоящем) -- это создание референтной
 структуры, психотерапевт, направляя так или иначе фантазию пациента, может
 использовать для ориентира необходимые компоненты полной референтной
 структуры, описанной выше. Конкретно говоря, психотерапевт с помощью
 вопросов может попросить пациента сообщить ему о чувствах, испытываемых им в
 различные моменты фантазирования; он может обратить внимание пациента на
 одно или более из пяти чувств, добиваясь, чтобы в результате фантазирования
 у него появилась полная референтная структура.
  По опыту мы обнаружили, что направленные фантазии часто принимают
 форму, скорее, метафоры, а не прямой репрезентации "проблемы", первоначально
 идентифицированной пациентом. Например, пациентка приходит к психотерапевту,
 жалуясь, что не может рассердиться ; на кого-то, с кем вместе она работает.
 С помощью техник? Метамодели мы обнаруживаем, что пациентка чувствует свою
 неспособность выразить гнев и по отношению к своему отцу и мужу; фактически
 она не могла назвать ни одного человека, по отношению к которому она могла
 бы чувствовать себя способной выразить гнев. В Метамодели имеется целый ряд
 приемов, позволяющих поставить под g сомнение и разрушить эту генерализацию;
 однако в ситуации, когда у пациента в его модели недостаточно репрезентаций
 того или иного рода опыта или такие репрезентации отсутствуют, особо уместно
 применение направленной фантазии. Пациенту в своем воображении удается
 выразить гнев по отношению к кому-либо (неважно к кому), он создаст новую
 референтную структуру, которая противоречит генерализации, имеющейся в его
 модели. Часто пациенту достаточно создать референтные структуры,
 противоречащие имеющейся в его модели генерализации, как эта генерализация
 исчезает, а проблемы, являющиеся ее следствием, также исчезают либо
 утрачивают свою значимость и вес.
  Например, однажды на семинаре, на котором шло обучение техникам
 Метамодели, появилась одна женщина. Еще до начала семинара наблюдали, как
 она в припадке кричала, что ей страшно, что ей кажется, что она сходит с
 ума. С помощью техник Метамодели преподаватель установил, что эта женщина
 чувствует, как она теряет контроль над своими действиями, не понимая при
 этом, что именно с ней происходит, жизнь для нее была сплошным хаосом,
 будущее страшило мрачной неизвестностью. Преподаватель семинара предложил ей
 закрыть глаза и рассказать ему, что она видит. Преодолев некоторые трудности
 вначале, она рассказала, что ей видится, будто она стоит на краю ущелья с
 крутыми склонами, вызывающего в ней мрачные предчувствия. Преподаватель
 предложил ей медленно и осторожно спуститься в ущелье и исследовать его, все
 время рассказывая ему о том, что она испытывает, сообщая различные
 подробности, воспринимаемые зрением, слухом, через внутренние ощущения и
 обоняние. Он непрерывно подбадривал ее, уверяя, что она сможет преодолеть
 любое, возникшее на пути препятствие. Наконец, она вернулась наверх,
 заметив, что, когда она снова оказалась наверху, день по-прежнему был
 пасмурно мрачным, но она чувствовала себя несколько лучше. Когда она открыла
 глаза, ее страх прошел, она чувствовала, что может справиться с тем, что
 ждет ее впереди. В результате этого опыта новая референтная структура, в
 которой она, молодая женщина могла встретиться лицом к лицу с новым опытом,
 (кроме того, эта новая референтная структура раздвинула границы ее новой
 модели таким образом, что теперь она уже была убеждена, что сможет пережить
 все, чтобы с ней не приключилось в этой жизни).
  Говоря о решения или разрешении "проблемы" с помощью метафоры в
 направленной фантазии, мы имеем в виду ситуацию, когда пациент использует
 направленную фантазию для того, чтобы создать новую структуру или опыт, в
 котором он добивается того, что ранее для него было невозможным. Как только
 новая ситуация -- то есть ситуация, созданная в воображении, -- успешно
 разрешается, "проблема", с которой столкнулся пациент, либо исчезает, либо
 утрачивает свою громадность, и пациент чувствует, что он способен справиться
 с ней. Созданная проблема и "первоначальная" проблема должны
 характеризоваться структурным подобием -- обе они должны быть проблемами,
 относящимися к одной и той же обещающей генерализации в модели мира
 пациента.[4]
 
  ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ СВЯЗИ

<< Пред.           стр. 21 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу