<< Пред. стр. 20 (из 25) След. >>
подруги я (пациентка) я (пациентка) подруги(85) Б.: ummmmmmm... I guess you're right. М-м-м (пауза), я думаю, вы
правы.
Пациентка колеблется, затем подтверждает вымышленную ситуацию. В ее
Поверхностной Структуре имеется опущение именного аргумента, связанного со
словом "правы" (то есть правы в чем?)
(88) В.: About what? В чем?
Психотерапевт просит сообщить ему опущенный именной аргумент.
(87) В.: If I let them know when I feel pushed around or want
something, then maybe they would be more sensitive.
Если я дам им знать, когда я чувствую, что мною помыкают, или
чего-нибудь захочу, тогда они, может быть, будут более чуткими ко мне.
Пациентка сообщает недостающий материал, показывая тем самым, что она
понимает, как разрушение ее генерализации может помочь ей самой и ее
подругам.
Здесь психотерапевт переходит к применению одной из техник, яе
связанных с Метамоделью, стремясь создать для Бэт возможность интегрировать
то новое, чему она научилась, и связать новые репрезентации с собственным
опытом. Дальнейшая работа с Бэт позволила психотерапевту увидеть,
имеется ля что-либо еще, что препятствует Бэт сообщить о своих желаниях и
нуждах своим подругам.
В данной главе мы дали два транскрипта, по которым можно увидеть, как
психотерапевты применяют в своей работе техники Метамодели, причем показано
было применение только 208 этих техник. Однако и при этих искусственных
ограничениях очевидны богатые возможности техник Метамодели. Метамодель
представляет в распоряжение психотерапевта богатый выбор в любой момент
психотерапевтического сеанса. Глобальным следствием этого является четкая и
ясная стратегия психотерапевтического вмешательства: обогащение и расширение
ограничительных частей модели пациента.
Метамодель не предназначена для использования в качестве
самостоятельного метода: скорее, это инструмент, который следует сочетать с
другими мощными как вербальными, так и невербальными техниками,
разработанными в разнообразных формах психотерапии. К рассмотрению этой темы
мы обратимся в следующей главе.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 5
1. Это та же мысль, которую мы обсуждали ранее. Модели, в том числе и
Метамодели, описываемые нами в данной книге, отнюдь не являются
утверждениями, касающимися того, что происходит на самом деле в моделируемых
индивиде, людях, процессах и т.д. Скорее, это четкие репрезентации поведения
этих вещей, которые позволяют увидеть подчиняющуюся правилам природу
моделируемого индивида, людей, процессов. В таких моделях представлены части
процесса, обладающие системным характером, например, в Метамодели
отсутствует репрезентация расстояния между пациентом и башней Тауэр,
расположенной в Лондоне, для каждого момента времени: мы сомневаемся, что
для поведения пациента характерна системность в этом аспекте. Назначение
некоторых моделей состоит отчасти в том, чтобы репрезентировать моделируемые
внутренние события, связанные с процессами вывода в индивидах, людях и
процессах. Такие модели называются имитационными.
2. Слово ^они", у которого в данном предложении отсутствует референтный
индекс, может фактически отсылать именно к именному аргументу "женщины",
встретившемуся в предыдущей Поверхностной Структуре. Отметим, однако, что у
именного аргумента "женщины" референтный индекс отсутствует.
3. Опытные психотерапевты сумеют распознать в том, как пациент
отвечает, или, напротив, не дает ответа в том или ином контексте,
определенные паттерны (повторяющиеся регулярно). В данном случае, пациент
несколько раз подряд не сумел ответить на вопросы психотерапевта. В
настоящее время мы готовим к выходу работу, посвященную четкой модели
психотерапевтических техник по разрушению паттернов (см. "Структура магии
II")
4. У слова "это" отсутствует референтный индекс -- он может отсылать к
первому предложению "Я тоже человек".
5. Глагол "do" (делать) лингвисты называют протоглаголом. По отношению
к глаголам он функционирует точно так же как слово "it" (это) функционирует
по отношению к именам, будучи в такой же мере лишен конкретного значения,
как и местоимение "it".
6. Применение референтного сдвига особенно эффективно в случае, когда
пациент увлекается чтением мыслей. Обсуждению вопросов, связанных с
применением этих более подвинутых методик, основывающихся на обмене
словесным" высказываниями, будет посвящена одна из частей работы "Структура
магии II".
Г л а в а 6
КАК СТАНОВЯТСЯ УЧЕНИКОМ ЧАЮДЕЯ
В той или иной мере эффективны различные формы психотерапии, хотя
большинству наблюдателей они кажутся совершенно разными. В течение ряда лет
то обстоятельство, что все эти разные с виду подходы психотерапевтического
вмешательства оказываются в определенной степени действенными, представляло
собой трудную загадку. В те годы как практики, так и теоретики много сил
положили на то, чтобы доказать преимущество одной формы психотерапии по
сравнению с другими. В последние годы эти споры, к счастью, начали затихать,
а психотерапевты начали живо интересоваться методами других школ подходов к
психотерапии. По словам Хейли, "последние десятилетия многие психиатры
повернулись лицом к идее о поисках новых методов, что привело к таким
нововведениям, как бихевиоральная психотерапия, кондиционирование,
супружеская психотерапия и психотерапия семьи. Мы наблюдали отход от
подчеркивания важности ритуалов и переход к тому, чтобы судить о
психотерапевтических процедурах, основываясь на полученных результатах, а не
по приверженности к той или иной конкретной школе. Хорошим тоном стало
работать по-разному с разными пациентами (Хейли цитирует Эриксона):
"Что касается техники, то важно помнить одну важную вещь... важно,
чтобы вы стремились усвоить ту технику, другую технику и чтобы помнили, что
вы, являясь человеком, обладающим определенной индивидуальностью, совершенно
отличаетесь от своих учителей, преподававших вам ту или иную конкретную
технику. Из различных техник вам следует извлечь конкретные элементы,
позволяющие вам выразить себя самого как личность. Вторая важная вещь,
касающаяся техники -- это осознание вами того факта, что каждый пациент,
приходящий к вам, представляет собой ИНУЮ личность. ... ... ...
Не хватает 2 страницы, их просто не удалось отсканить- физическое
повреждения.
... ... ...
ВТОРАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ:
РЕФЕРЕНТНЫЕ СТРУКТУРЫ
Одна из особенностей нашего опыта, позволившая нам разработать
эксплицитную Метамодель для языка, употребляемого в психиатрии, состоит в
том, что каждый из нас, будучи прирожденным носителем родного языка,
располагает устойчивыми и непротиворечивыми иитуициями в том, что
представляет собой полные языковые репрезентации -- Глубинные Структуры --
каждого предложения, или воспринимаемые нами Поверхностные Структуры.
Выступая в роли психотерапевта, мы можем точно определить, что именно
отсутствует в Поверхностной Структуре, для этого достаточно сравнить се с
Глубинной Структурой, из которой, как нам известно, она выведена. Вот таким
образом задавая вопросы о том, чего недостает, мы начинаем процесс
восстановления и расширения модели пациента -- процесс изменения.
Глубинную Структуру мы будем называть референтной Структурой
предложения, или Поверхностной Структуры, высказанной нам пациентом. Она
является референтной структурой в том смысле, что представляет собой
источник, из которого выведена Поверхностная Структура. Глубинная Структура
-- это самая полная языковая репрезентация мира, но это не сам мир. Но
Глубинная Структура сама производна от еще более полного и богатого
источника. Референтной Структурой Глубинной Структуры является суммарный
опыт пациента. Процессы, конкретизирующие, что именно происходит между
Глубинной Структурой и опытом, -- это три универсальных процесса
моделирования, сами правила репрезентации. Генерализация, Опущение и
Искажение. Мота-модель, которую мы создали, воспользовавшись понятиями и
механизмами, подсказанными нам трансформационной грамматикой языка, эти
общие процессы обозначены конкретными названиями и существуют в конкретных
формах. Например, референтные индексы, трансформация опущения и условия
семантической правильности. Эти же три общих процесса моделирования
Определяют и то, каким образом Глубинные Структуры выводятся из своего
источника -- опыта пациента и его взаимодействия с миром.
Мы полагаем, что тот же комплекс конкретных понятий и механизмов
окажется полезен нам и при восстановлении референтной структуры Глубинной
Структуры:[1]
Метамодель психотерапии, разработанная нами и представленная в данной
книге, представляет собой, как мы уже неоднократно говорили, формальную
модель. Конкретно Метамодель формальна в двух смыслах этого слова:
1. Это эксплицитная модель, то есть структура процесса психотерапии
описывается в ней поэтапно.
2. Это модель, в которой речь идет о форме, а не о содержании. Другими
словами. Метамодель нейтральна по отношению к тому, что представляет собой
тот или иной психотерапевтический сеанс в содержательном отношении.
Первый смысл, в котором наша Метамодель формальна, дает гарантию того,
что она доступна любому, кто пожелает обучиться ей -- то есть, представляя
собой эксплицитное, то есть точное и (яркое), ясное описание определенного
процесса, она поддается усвоению. Второй смысл, в котором Метамодель
формальна, обеспечивает ее универсальное применение:[2] каким бы
ни был конкретный предмет, или содержание того или иного конкретного
психотерапевтического сеанса, взаимодействие между психотерапевтом не
обойдется без Поверхностных Структур.
Эти Поверхностные Структуры представляют собой материал, подлежащий
обработке посредством Метамодели.
Отметим, что, поскольку Метамодель не зависит от содержания, она не
содержит в себе ничего, что могло бы позволить отличить Поверхностную
Структуру, выведенную пациентом, рассказывающим о своей последней поездке в
штат Аризона, от Поверхностной Структуры пациента, поделившегося своими
впечатлениями о каком-либо насыщенном эмоциями радостном или болезненном
опыте, связанном с близким другом. Именно в этом пункте содержания
конкретного психотерапевтического взаимодействия подсказывается выбором
конкретной формы психотерапии. В нашем случае, например, если кто-то
приходит к ; нам за терапевтической помощью, мы чувствуем, что этот : приход
связан с какой-то болью, какой-то неудовлетворенностью нынешним положением,
в котором находится обратившийся человек: поэтому мы начинаем с вопроса о
том, что они надеются получить, обратившись к нам, другими словами: чего они
хотят. Из их ответа неважно, что 'он собой представляет (даже если это: я не
знаю), который дан в форме Поверхностной Структуры, позволяет нам приступить
к процессу психотерапии с применением техник Метамодели.
Исходный вопрос, заданный нами пациенту, не является, как мы показали,
вопросом, постановки которого требует Метамодель. Скорее, это вопрос,
который мы сформулировали в результате практического опыта, приобретенного
нами в ходе занятий психотерапией. Наш опыт подсказывает нам, что наше
знание о том, что именно привело нашего пациента к нам, является одним из
необходимых компонентов психотерапевтического опыта.
Референтной Структурой полной языковой репрезентации Глубинной
Структуры является опыт данного человека во всей его полноте. Будучи людьми,
мы можем с уверенностью констатировать, что каждый испытанный нами опыт
будет содержать в себе некоторые определенные элементы или составные части.
Чтобы лучше понять эти составные части референтной структуры Глубинной
Структуры, мы можем распределить их по двум категориям: это ощущения,
источник которых находится в мире, а также некий вклад, совершаемый нашей
нервной системой в эти ощущения в процессе нашего восприятия и обработки,
направленного на то, чтобы организовать их в референтные структуры Глубинных
Структур нашего языка. Точную природу ощущений, возникающих в мире, прямо
узнать нельзя, потому что для моделирования мира мы применяем собственную
нервную систему. Наши рецепторные системы, устремленные к миру, сами
настроены и откалиброваны в соответствии с ожиданиями, производными от
имеющейся у нас в настоящее время модели мира (см. понятие опережающей
обратной связи -- если моя модель слишком далеко отходит от мира, она не
может служить мне в качестве адекватного средства, направляющего мое
поведение в этом мире. При этом применяемые нами способы формирования модели
будут отличаться от мира благодаря тем выборам (обычно неосознаваемым),
которые мы совершаем, применяя три названных принципа моделирования. Это
позволяет нам всем придерживаться различных моделей мира и жить, тем не
менее, в одном и том же действительном мире. Подобно тому, как в Глубинной
Структуре имеются некоторые необходимые элементы, имеются такие элементы
также и в референтной структуре Глубинных Структур. Например, мы
воспринимаем ощущение через пять (как минимум) чувств: зрение, слух,
осязание, вкус, обоняние.
Таким образом, один из компонентов референтной структуры, наличие
которого мы, в качестве психотерапевтов, можем проверить, -- это то, что
содержится в Глубинных Структурах описания ощущений, поступающих по каждому
из пяти органов чувств, то есть содержатся в пол
ной языковой репрезентации описания, репрезентирующие способность
пациента видеть, слышать, осязать, обонять и иметь вкусовые ощущения. Если
одно из этих чувств не репрезентировано, мы можем поставить репрезентацию
под вопрос и потребовать от пациента, чтобы тот восстановил связь своей
Глубинной Структуры со своей референтной структурой и восстановил в итоге
(пропущенные) опущенные ощущения, расширив и обогатив пациента.
Хотя эксплицитная структура для всего объема человеческого опыта у нас
не разработана, мы можем высказать некоторые мысли о том, какие компоненты
референтной структуры являются необходимыми. Целесообразно применять набор
категорий, разработанных Вирджинией Сейтер в ее исследованиях семейных
систем и коммуникации. В референтной структуре Сейтер выделяет три составные
части:
1. Контекст -- это то, что происходит в мире (то есть в репрезентации
мира пациентом);
2. Чувства пациента относительно происходящего в мире (согласно
имеющейся у пациента репрезентации мира);
3. Восприятия пациента, относящиеся к тому, что чувствуют другие люди
относительно происходящего в мире (согласно репрезентации мира пациентом).
Мы признаем, что, хотя сообщения пациента о чувствах, относящихся к
происходящему, будут оформлены в Поверхностные Структуры, которые можно
исследовать с помощью техник Метамодели, мы не выделяли их в качестве
необходимого компонента правильной Глубинной Структуры. Между тем чувства
пациента относительно происходящего в мире представляют собой необходимый
компонент любой референтной структуры. Другими словами, если чувства
пациента не репрезентированы в референтной структуре, психотерапевт может
быть уверен, что эта референтная структура неполна, или, пользуясь
терминами, принятыми в данной книге, неправильна- Все это равносильно
утверждению, что человеческие эмоции представляют собой необходимый
компонент человеческого опыта.
Упоминая об этом совершенно очевидном факте, мы вовсе не хотим сказать,
будто вы, будучи психотерапевтом, без нашей подсказки, не знали бы, что у
людей есть чувства; просто мы надеемся, что теперь вы будете четко
осознавать, что, когда вы спрашиваете пациента: "Какие чувства возникают у
вас по отношению к этому?" (что бы собой не представляло "это"), вы
фактически просите его сообщить вам более полную репрезентацию (чем даже
Глубинная Структура) своего опыта взаимодействия с миром. Причем, задавая
этот вопрос, вы спрашиваете о том, что, как вам известно, представляет
необходимый компонент референтной структуры пациента. Этот конкретный
компонент референтной структуры выделяется в большей части различных
психотерапевтических подходов, ибо он представляет собой очень полезную для
вас информацию, когда мы выступаем в роли психотерапевта. Чего, однако, не
принимают во внимание в большинстве психотерапий и что может придавать этому
вопросу дополнительный потенциал, -- это то, что ответ пациента представляет
собой Поверхностную Структуру, которую можно рассматривать с точки зрения ее
соответствия условиям психотерапевтической правильности. Это обстоятельство
дает вам возможность глубже познакомиться с моделью пациента, восстановив
один из необходимых компонентов референтной структуры, одновременно
подвергнув эту модель пациента сомнению и расширив ее. Если взглянуть на
этот общий вопрос с точки зрения Метамодели, то возникает еще один вопрос,
причем очень действенный вопрос. Это дополнительный вопрос, характерный для
работы Сейтер:
"Какие чувства возникают у вас относительно чувств, относящихся к
происходящему?" Взглянем на этот вопрос в свете Метамодели. По сути дела он
представляет собой просьбу со стороны психотерапевта, обращенную к пациенту,
высказаться о своих чувствах по отношению к собственной референтной
структуре -- своей модели мира, -- просьба, которая сфокусирована конкретно
на его чувствах относительно того образа, который он составил в своей модели
о самом себе. Это следовательно, ясный и четкий способ приблизиться к тому,
что в большинстве психотерапевтических направлений известно как самооценка
пациента -- чрезвычайно весомая область референтной структуры пациента,
которая тесно связана с возможностями изменения данного человека.
В следующем отрывке из диалога между пациентом и психотерапевтом виден
тот способ, посредством которого психотерапевт доходит до этого аспекта
референтной структуры пациента:
(1) С.: Пола совершенно не заботит уборка в доме.
В Поверхностной Структуре имеется заявление о знании ею внутреннего
состояния другого человека, причем
не сообщается, каким образом она приобрела это знание:
нарушение семантической терапевтической правильности типа "чтение
мыслей".
(2) В.: Как вы знаете, что его это не заботит?
Психотерапевт ставит это семантическое нарушение под вопрос, обращаясь
к пациентке с просьбой более конкретизировать этот процесс.
(3) С.: Он сказал мне.
Пациентка сообщает запрошенную информацию. В ее Поверхностной Структуре
имеется, однако, опущение, связанное с предикатом "сказать что?"
(4) В.: Что конкретно он сказал вам?
Психотерапевт просит сообщить отсутствующий материал.
(5) С.: Он сказал: "Меня не заботит, чисто в доме или нет".
Пациентка сообщает запрошенный материал.
(б) В.: Какие вы испытываете чувства из-за того, что он сказал, что его
не заботит, чисто в доме или нет?
Основываясь на знании, что референтная структура пациентки должна
содержать в себе чувства, относящиеся к поведению Пола, в качестве
необходимой составной части психотерапевтических правильностей референтной
структуры психотерапевт просит пациентку сообщить ему эту составную часть.
(7) С.: Я злюсь, фактически это просто бесит меня... из-за этого у нас
происходят все время сильные ссоры.
Пациентка сообщает свои чувства, относящиеся к поведению Пола. В ее
новой Поверхностной Структуре имеется -квантор общности "все", указывающий
на генерализации, которую психотерапевт может поставить под сомнение.
(8) В.: Какое чувство вы испытываете к собственному чувству злости?
Психотерапевт игнорирует нарушение психотерапевтической правильности,
касающееся генерализации; вместо этого он решает осуществить сдвиг уровней и
обращается ic ней с вопросом об ее чувствах, относящихся к ее образу самой