<< Пред.           стр. 23 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 семьи, семья располагает общей для всех членов моделью мира и самих себя в
 качестве семьи, а также определенным способом взаимодействия. В рамках своих
 моделей каждый из членов семьи располагает моделью модели общей для всей
 семьи, моделью самих себя как части семейного целого. Чтобы составить ясное
 представление о том, насколько сложна даже семья, состоящая из трех человек,
 рассмотрим следующее:
  Предположим, что мы обозначили членов семьи буквами А, Б и В. В такой
 семейной системе имеются следующие перцепции или модели (минимальное число:
  модель члена А о самом себе; модель члена Б о самом себе; модель члена
 В о самом себе; модель члена А о самом себе и Б вместе; модель члена А о
 самом себе и В вместе;
  модель члена А о самом себе и о Б и В вместе; модель члена А о Б и В
 вместе; модель члена Б о самом себе и А вместе;
  модель члена Б о самом себе и В вместе; модель члена Б об А и В вместе;
 модель члена В о самом себе вместе с А;
  модель члена В о самом себе вместе с Б; модель члена В об А и Б вместе;
 модель члена В о самом себе вместе с А и Б.
  Проблема, связанная с выбором стратегии психотерапевта, заключается в
 выявлении ложных и истинных моделей. Мера конгруэнтности моделей семейной
 системы, которые, по мнению каждого из членов семьи, являются общими для
 остальных членов семьи, -- все это сложности, не встречающиеся в
 индивидуальной психотерапии.
  В настоящее время мы работаем над эксплицитной расширенной Метамоделью
 для работы с семейными системами, в которой названные осложнения принимаются
 в расчет.
 
  РЕЗЮМЕ
  В данной главе мы описали ряд техник, взятых нами из различных
 признанных форм психотерапии. У людей есть целый ряд репрезентативных
 систем, одна из которых -- язык. Каждая из этих систем производив от полной
 совокупности опыта, которым располагает индивид, -- его референтной
 структуры. Благодаря тому, что эти техники позволяют восстановить старые или
 создавать новые референтные структуры, каждая из них представляет собой
 вызов существующей модели мирз у пациента, а значит, и расширение и
 обогащение этой модели. Далее, мы показали, что каждый из этих инструментов
 можно интегрировать с техниками Метамодели, в результате чего вырабатывается
 эксплицитная стратегия психотерапии. Одна из целей, которые мы ставим перед
 собой, состояла в том, чтобы показать, каким образом интеграция техник
 Метамодели и конкретных техник различных направлений психотерапии придает
 тем и другим непосредственность, а следовательно, и действенность.
 Предлагаем вам подумать над тем, каким образом инструменты Метамодели могут
 помочь вам улучшить, расширить и обогатить свои навыки человека, идущего на
 помощь другому человеку, и помогут тем самым двинуться вперед по дороге,
 ожидающей любого ученика чародея.
  ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 6
  1. Более полное и подробное описание референтных структур и конкретных
 механизмов, отображающих их в различных репрезентативных системах,
 используемых людьми (например, в Глубинных Структурах), мы предполагаем дать
 в "Структуре магии II".
  2. Описываемая нами Метамодель представляет собой универсальную модель
 для психотерапии, проводимой на английском языке. Мы убеждены в том, что ее
 легко можно
  адаптировать для других языков, так как они все построены на тех же
 формальных принципах.
  3. Техника инсценизации неизбежно дает репрезентацию, которая ближе к
 референтному источнику -- изначальному опыту, чем лингвистическая
 репрезентация, взятая самостоятельно, так как инсценизация связана с
 лингвистической репрезентацией плюс другие репрезентативные системы
 (например, семантико-физическая репрезентативная система). Здесь очень важно
 умение психотерапевта помочь пациенту вспомнить и воплотить в игре исходный
 опыт.
  4. Четкий случай реализации этого принципа решения проблемы с помощью
 метафоры описан в книге М.Эриксона "Продвинутые техники гипноза в
 психотерапии" (стр. 299--311).
  5. Этот опыт выравнивания или конгруэнтности представляет собой
 компонент мер предосторожности, охраняющих целостность пациента. Как
 говорилось в главе 3, если пациент опускает часть своей Поверхностной
 Структуры, или какой-либо элемент в его Поверхностной Структуре не имеет
 референтного индекса, психотерапевт имеет выбор из нескольких возможностей.
 Психотерапевт может располагать четкой интуицией о том, что именно
 представляет собой опущенная часть, или каков референтный индекс опущенного
 упомянутого элемента. Психотерапевт может предпочесть действия,
 основывающиеся на этой интуиции, или спрашивать о недостающей информации.
 Мера предосторожности для пациента заключается в том, что психотерапевт
 предлагает пациенту произнести Поверхностную Структуру, в которую он ввел
 свою интуицию:
  Пациент: Я боюсь.
  Психотерапевт: Я хотел бы, чтобы вы произнесли за мной одно предложение
 и при этом обратили внимание, какое чувство возникает в вас, когда вы
 произносите его: "Я боюсь своего отца".
  После этого пациент произносит Поверхностную Структуру, предложенную
 психотерапевтом, обращает внимание на то, испытывает ли при этом он чувство
 конгруэнтности. Бели результат конгруэнтен, интуиция психотерапевта
 подтверждена- Если нет, психотерапевт может обратиться к технике Метамодели
 и спросить об отсутствующем материале.
 
  3аключение
  СТРУКТУРА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЗАКЛИНАНИЯ КНИГИ 1
  В этой книге мы не ставили себе целью отрицать магическое свойство
 психотерапевтических чародеев, с которыми мы имели опыт общения. Мы, скорее,
 хотели показать, что магия, как и другие виды сложной человеческой
 деятельности, обладает структурой, а значит, при наличии соответствующих
 ресурсов, ее можно изучить. Эта книга, как и описываемая магия, обладает
 структурой.
  Люди живут в реальном мире. Однако, прямо или непосредственно мы имеем
 дело не с самим миром, а, скорее, с картой или серией карт, которыми мы
 руководствуемся в своем поведении. Эти карты или репрезентативные системы,
 по необходимости отличаются от моделируемой имя территории благодаря трем
 универсальным процессам, характеризующим человеческое моделирование:
 Генерализации, Опущению и Искажению. Когда к нам, психотерапевтам, приходят
 люди со своей болью или неудовлетворенностью, обычно обнаруживается, что
 испытываемы" ими ограничения -- это ограничения их репрезентации мира, а не
 самого мира.
  Наиболее тщательно изученной и полно понятой из всех репрезентативных
 систем является человеческий язык. Наиболее полно и четко выраженной моделью
 естественного языка является трансформационная грамматика. Трансформационная
 грамматика представляет собой, таким образом. Метамодель -- репрезентацию
 структуры человеческого языка, который сам является репрезентацией мира
 опыта.
  Человеческие языковые системы сами суть репрезентации более полной
 модели -- полной совокупности опыта, накопленного тем или иным конкретным
 индивидом за всю его жизнь. Исследователи в области трансформационной
 грамматики разработали ряд понятий и механизмов, описывающих, каким образом
 то, что люди на самом деле произносят -- их Поверхностные Структуры --
 выводится из полных языковых репрезентаций, Глубинных Структур.
  В трансформационной модели содержится эксплицитное описание этих
 понятий и механизмов, представляющих собой частный случай общих моделирующих
 процессов Генерализации, Опущения и Искажения.
  Перерабатывая понятия и механизмы трансформационной модели, описывающей
 человеческую языковую ре-презентационную модель, для психотерапии, мы
 разработали формальную Метамодель Психотерапии. Эта Метамодель формальна,
 потому что:
  (а) Она эксплицитна, то есть процесс психотерапии описывается в ней
 поэтапно, что гарантирует возможность ее изучения. В итоге мы имеем
 эксплицитную, то есть ясную и четкую, стратегию психотерапии.
  (б) она не зависит от содержания, ибо имеет дело только с формой
 процесса; следовательно, она отличается универсальной применимостью.
  Наша Метамодель основана лишь на таких ситуациях, которыми располагает
 каждый носитель данного родного языка. Глобальное следствие, вытекающее из
 модели психотерапии, -- это понятие психотерапевтической правильности. Речь
 идет в данном случае о наборе условий, которым должны удовлетворять
 Поверхностные Структуры, применяемые пациентом в процессе
 психотерапевтического воздействия; приемлемыми в психотерапии считаются
 только такие Поверхностные Структуры, которые соответствуют этим условиям.
 Применяя эту грамматику, соответствующую целям психотерапии, мы, выступая
 как психотерапевты, можем помочь нашим пациентам расширить части их
 репрезентаций, которые обедняют в ограничивают их. В результате их жизнь
 становится богаче, они начинают видеть большее богатство выборов в своей
 жизни, больше возможностей испытать радость и обилие впечатлений, которые
 может предложить им жизнь. Будучи интегрирована с другими навыками, которыми
 вы, в качестве психотерапевта уже располагаете, Метамодель позволяет
 значительно усилить процесс изменения и роста. Этот язык роста оказывается
 подлинной СТРУКТУРОЙ МАГИИ. Мы рады сказать вам в нашем последнем заклинании
 роста и потенциала, что вы можете применять этот язык роста, чтобы обогатить
 собственные навыки человека, стремящегося помочь другим, и, кроме того, вы
 можете применить этот язык роста, чтобы обогатить свой собственный потенциал
 и свою собственную жизнь.
  Продолжение следует в "Структуре магии II"
 
  Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ А
  Краткий очерк трансформационной грамматики
  В данном приложении нам хотелось бы в общих чертах представить
 структуру языковых систем, применяемых людьми. Предлагаемый очерк основан на
 формальной теории языка, известной как трансформационная грамматика, и
 содержит лишь самые общие сведения из этой теории I).
  Назначение трансформационной грамматики как теории состоит в том, чтобы
 в явном виде описать повторяющиеся модели, паттерны, характерные для
 языковых систем. Все мы, являясь людьми, обладаем устойчивыми интуициями
 относительно структуры нашего языка и относительно его трансформационной
 грамматики, выступающей в качестве формального описания этих интуиции. Так,
 например, все, для кого английский язык является родным, согласятся, что
 последовательность слов (А) представляет собой предложение, а
 последовательность слов (Б) предложением не является.
  (A) Мать Ганса вызвала Зигмунда к себе домой. (Б)' Вызвала мать Зигмунд
 Ганс к себе домой. Более того, интуиции показывают вам, что между словами
 "Ганс" и "мать" существует какое-то отношение, которого нет между словами
 "мать" и "вызвала". Далее, обратившись к предложению (В), носитель
 английского языка почувствует, что это предложение особым образом связано с
 (А)
  (B) Мать Ганса вызвала к себе домой Зигмунда. Он скажет, что в этом
 предложении говорится о том же, "что оно имеет же значение". Наконец,
 предложение (Г) будет осознано им как член особого множества предложений
  (Г) Убийство крестьян может быть опасным, а Именно, множества
 неоднозначных предложений английского языка. Эти различные классы интуиции,
 которыми мы с вами обладаем в качестве носителей английского языка, можно
 описать так:
  1. Интуиции, которые позволяют мне последовательно выносить решения о
 том, какие именно последовательности слов представляют собой предложения (то
 есть правильные последовательности) этого языка. В этом случае можно
 говорить о правильности.
  2. Интуиции, которые позволяют непоследовательна выносить решения о
 том, какие слова в предложении, объединяясь, образуют единицу более высокого
 уровня, или составляющую. В этом случае принято говорить о структуре
 составляющих.
  3. Интуиции, которые позволяют мне последовательно выносить решения о
 том, какие предложения связаны друг с другом и какими именно разновидностями
 логико-семантических отношений. В связи с отношениями, предполагающими ответ
 на вопрос: "Какие предложения, обладающие различной структурой и формой,
 имеют одно и то же значение?", мы будем говорить о синонимии, а в связи с
 отношениями, связанными с ответом на вопрос: "Какие предложения имеют более
 одного значения?", мы будем говорить о неоднозначности.
  4. Грамматика естественного языка должна описывать все три класса и
 названных интуиции. Главное, что должно быть системно описано в
 трансформационной грамматике, -- это интуиции, которыми носители языка,
 вроде нас с вами, обладают относительно структуры родного языка.
  Говоря о последовательном вынесении решений, .мы имеем в виду как то,
 что столкнувшись с одним и тем же предложением в различные моменты времени,
 мы выскажем о структуре этого предложения одинаковые интуиции, так и то, что
 интуиция других носителей данного языка о структуре данного предложения
 совпадут с нашими собственными. Подобное поведение, характерное для людей,
 говорящих на одном и том же языке, основано на подчинении правилам. Это
 значит, что, хотя, мы не всегда осознаем и не всегда можем четко
 сформулировать правила, исходя из которых высказываем интуитивные суждения,
 касающиеся структурного родного языка, тем не менее, наше поведение можно
 описать с помощью некоторого множества четко сформулированных правил-
 Выявляя эта системы правил, лингвисты формулируют грамматики
  различных языков. Один из процессов, на который грамматики дают
 конкретный ответ, касается того, какие последовательности слов в данном
 языке являются правильными, то есть представляют собой предложения. Таким
 образом, первый вопрос, на который отвечает описание систем правил, -- это
 вопрос о членстве, о вхождении. В последующем изложении приводится
 различение между компонентами системы и механикой компонентов этой системы.
 Ни основные компоненты, ни сама система не связаны с обращением к понятиям,
 представляющим особые сложности для понимания. Мы бы хотели предостеречь
 читателя, чтобы он не увяз в подробностях механики системы, и, стремясь
 помочь ему избежать этой опасности, рассматриваем эти вопросы отдельно от
 вопросов, относящихся к собственно системе.
 
  Правильность и структура составляющих
  Обсуждая функционирование языковых грамматик в аспекте грамматической
 правильности, представим себе ситуацию с корзиной, наполненной до краев
 небольшими полосками бумаги. На каждой из полосок написано какое-нибудь
 слово английского языка. Здесь же находится и наш друг Атико, представитель
 племени из Юго-Восточной Эфиопии, который не разговаривает на английском
 языке и не понимает его. Каждый раз он вытягивает из корзины по десять
 полосок бумаги, а затем раскладывает их перед собой направо в той
 последовательности, в какой они были извлечены из корзины. Его задача
 состоит в том, чтобы решить, является ли полученная последовательность из
 десяти слов грамматически правильным предложением английского языка. Мы
 можем помогать ему, только подсказывая ему грамматику, или систему правил, с
 помощью которых он должен решить, является ли данная последовательность
 грамматически правильной. При таком подходе грамматика оказывается
 процедурой принятия решений, разбивающей множество всех возможных
 последовательностей слов из английского языка на множество грамматически
 правильных последовательностей и множество грамматически неправильных
 последовательностей.
  Так как Атико не знает правил английского языка, правила должны быть
 заданы ему эксплицитно; примеры даны в словаре, не включающем в себя
 переменных, а правила транса широко применяют переменные. Наконец, правила
 транса могут изменять одновременно более одного символа, а правила глубинной
 этого не могут. В общем, правила транса гораздо сильнее правил глубинной. С
 помощью репрезентаций в виде дерева ниже показано, что получается в
 результате пассивной трансформации:
 
  Лингвисты выявили в грамматике английского языка целый ряд
 трансформаций. Здесь же мне хотелось бы упомянуть одну дополнительную
 трансформацию -- подъем (raising)
  х v s(NP Y)s Z X V NPs(Y)s Z
  Следствие вывода то же, что и следствие вывода в формальной системе:
 посредством правил вывода аксиомы системы переводятся в теоремы или
 правильные последовательности (в данном случае в структуры типа дерева)
 символов системы. Если вы сравните теорему, для которой мы только что дали
 вывод, с представлением в виде дерева (4), вы обнаружите, что за исключением
 незначительных трансформаций английского языка эти два дерева тождественны
 друг другу. Каким же образом это может служить объяснением интуиции
 правильности и синонимии. Во-первых, мы показали, что система глубинная не
 дает объяснения, по крайней мере, одного правильного предложения, а именно
 предложения (4). Здесь отметим, что глубинная + транс фактически дают
 объяснение этому предложению. Для того, чтобы объяснить, как решается вопрос
 синонимии, необходимо ввести дополнительные термины.
 
  Полная модель
  В рамках теории трансформационной грамматики каждое предложение
 анализируется двояким образом: во-первых, проводится анализ структуры
 составляющих или того, что с чем объединяется; во-вторых, дается анализ
 семантических или логических отношений. Согласно трансформационной
 грамматике для того, чтобы уловить устойчивые непротиворечивые интуиции,
 которыми мы с вами располагаем в качестве людей, для которых английский язык
 является родным, необходимо выявить два различных уровня структуры. Они
 называются Глубинной Структурой и Поверхностной Структурой. Глубинная
 Структура -- это такой уровень структуры, на котором содержится информация о
 значении или отношениях анализируемого предложения. Поверхностная Структура
 -- это такой уровень структуры, на котором находит выражение информация о
 структуре составляющих предложения. Поверхностная Структура -- это
 действительная форма предложения, как оно употребляется мною или вами,
 людьми, для которых язык, на котором высказана эта Поверхностная Структура,
 является родным. Глубинная Структура никогда прямо не проявляется в
 употреблении языка, хотя носители языка обладают устойчивыми интуициями о
 том, какие отношения связывают между собой элементы Глубинной Структуры. В
 терминах вышеописанных систем Глубинная Структура английского языка -- это
 множества теорем для системы глубинная. Теоремы транса -- это множество
 Поверхностных Структур английского языка.
  Глубинные Структуры английского языка -- семантические отношения
 (теоремы глубинной)
  Поверхностные Структуры английского языка -- отношения структуры
 составляющих (теоремы транса)
  Рассмотрим теперь отношения синонимии. Считается, что две Поверхностные
 Структуры английского языка связаны между собой отношением синонимии, если
 они выведены из одной и той же Глубинной Структуры. Так как семантическое
 отношение предложений английского языка относится к уровню Глубинной
 Структуры, трансформации, изменяющие форму предложения при его выводе,
 который завершается появлением Поверхностной Структуры, ничего к значению
 предложения не добавляют. Другими словами, значение предложения не зависит
 от формы, которую оно приобретает после формы Глубинной Структуры в
 результате трансформаций, отображающих ее в Поверхностную Структуру. Иначе
 об этом можно сказать, заявив, что две теоремы системы транс имеют одно и то
 же значение (то есть синонимичны) лишь в том случае, если они выведены из
 одной и той же аксиомы.
  Таким образом, каждая Поверхностная Структура, выведенная из одной и
 той же Глубинной Структуры, синонимична каждой другой Поверхностной

<< Пред.           стр. 23 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу