<< Пред.           стр. 13 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 зрительные стимулы. Большая часть единиц, реагирующих на аудиальную и
 визуальную стимуляцию, реагировали также и на тактильную стимуляцию... Эти
 результаты показывают, что зрительная кора (кора, считающаяся наиболее
 специализированной из областей сенсорной проекции) получает наряду со
 зрительными сигналами входные сигналы из других сенсорных модель-гостей, что
 свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторые из клеток,
 находящиеся в этой области, играют ассоциативную или интегративную роль.
  Бах-И-Рита не только доказывает существование перекрестных связей между
 различными схемами, но и находит способы их использования, как для слепых,
 так и для глухих. Значимость этих схем для психотерапии, возможно, не вполне
 ясна читателю, поэтому вернемся к обсуждению вопроса семантической
 неправильности.
  Применяя технику направленной фантазии, то есть предлагая пациентам
 закрыть глаза и представить в воображении образы того, что описывает
 психотерапевт, он фактически просит пациента пользоваться нечеткой функцией:
 а именно -- взять слова и аудиальные сигналы в качестве входного (канала)
 сигнала и создавать по ним визуальные репрезентации. Когда пациент с ведущей
 визуальной репрезентативной системой говорит:
  Я вижу, что вы говорите, он часто создает себе картину из слов
 психотерапевта. Как говорилось в части I, убедиться в этом можно, просто
 спросив у ваших друзей и знакомых, услышав от них подобные высказывания. Это
 также нечеткие функции. Этот тип активности назван термином "нечеткая
 функция" не потому, что это, якобы, плохая активность -- на самом деле, как
 об этом свидетельствуют результаты Бах-И-Риты применения направленной
 фантазии в психотерапии, -- она может явить собой фантастический ресурс.
 Название "нечеткая функция" дано этому конкретному способу моделирования
 потому, что многие люди не сознают ни наличия данного явления, ни
 возможностей контролировать эти способы создания репрезентаций. Как часто
 нам приходилось слышать, как одни люди упрекают других за то, что у них
 нечеткая функция отличается от собственной. Так, например, однажды авторы -
 читали цикл лекций в одном из колледжей. Перед самым началом одна студентка
 упрекала своего друга за то, что он, якобы, лишен способности чувствовать.
 Она считала его бесчувственным, потому, что ему не было плохо, когда на
 занятиях по биологии он проводил анатомирование кошки (он не
 вижу-чувствовал). Он, в свою очередь, обвинял ее в отсутствии чуткости за
 то, что она не посочувствовала ему, когда он сказал, как глубоко обидело ее
 обвинение в бесчувственности (она не была слышу-чувствующей) . Этот
 межличностный конфликт и был предметом и сосредоточением нашей лекции, пока
 обе стороны не поняли, наконец, что ни одна из этих карт ни была правильным
 способом репрезентировать мир, напротив, каждая из них состояла, фактически,
 из тех именно различий, которые мы постепенно начинаем принимать во внимание
 и ценить в других людях. Оба спорщика узнали, кроме того, что-то новое для
 себя относительно имеющихся у него возможностей выбора того или иного
 способа поведения (способа репрезентировать мир). Мы помогли этой студентке
 усвоить вижу-видение и вижу-чувствование, так что у нее появилась
 возможность пройти курс по биологии, а также выполнять множество других
 задач, которые оказались бы для нее слишком тяжелыми, располагай она только
 возможностью вижу-чувствования. Многие участники наших семинаров, научившись
 пользоваться всеми нашими входными каналами и репрезентативными системами,
 множеством различных способов, высоко оценили приобретенные ими умения и
 возможности выбора. Например, многие психотерапевты, слушая рассказы
 пациентов о своих проблемах и различных мучениях этих людей, испытывают
 сильное страдание. Само по себе это свойство не недостаток: фактически, оно
 может быть очень большим достоинством. Но некоторые психотерапевты,
 участвовавшие в работе нашего семинара, рассказывали, как у них возникает
 чувство страдания, боли и подавленности, доходящее до такой степени, что они
 практически уже не способны оказать им какую-либо помощь. Когда схемы
 вижу-чувствую и слышу-чувствую выходят из под контроля и психотерапевт или
 пациент не имеют возможности выбора, результаты могут быть совершенно
 разрушительными. Мы считаем, что все может закончиться так называемыми
 соматическими заболеваниями.
  В будущем мы планируем исследовать, какие конкретно различия каждой
 сенсорной системы (например, для зрения: цвет, форма, интенсивность, яркость
 и т.д.) могут отображаться на какую репрезентативную систему и какие при
 этом получаются результаты как в поведенческом, так и в психологическом
 аспектах. Мы думаем, что определенные сочетания нечетких функций в случае их
 жесткого употребления могут приводить к конкретным психосоматическим
 заболеваниям. В настоящее же время обратимся к рассмотрению, как нечеткие
 функции могут быть использованы в психотерапии.
  Невозможно переоценить важность понимания нечетких функций и работы с
 ними. Когда психотерапевты впервые сталкиваются с этим подходом к описанию
 человеческого поведения, они часто удивляются : "Прекрасно, но с какой
 стороны это касается меня? Как я-то мог применить все это?" На этот вопрос
 есть несколько ответов.
  Первый ответ: "Необходимо понять, что люди, обращающиеся к
 психотерапевту, -- это не больные, свихнувшиеся с ума, порочные или дурные
 люди, это люди, совершающие выбор из возможностей, имеющихся в их модели
 мира. Возьмем для примера Марту. Это молодая женщина 28 лет была осуждена за
 избиение собственного ребенка. Она была опозорена не только в глазах судей,
 родителей и друзей, но, и что самое главное, в собственных глазах. С ней
 работали несколько клиницистов, много раз беседовал с ней ее священник. И
 тем не менее, она не доверяла самой себе, она не нравилась самой себе.
 Однажды она пришла на семинар, проводившийся под руководством авторов этой
 книги. Ее не приглашали, и она выказывала смущение и стеснительность, в то
 же время помощь ей была жизненно необходима. Когда мы спросили ее, 'как она
 попала к нам, она извинилась и сказала, что сейчас уйдет. Почти одновременно
 оба мы спросили ее, чего бы она хотела. Она сразу же начала плакать и
 рассказала нам свою историю.
  Она рассказала о раннем замужестве, ребенке, мальчике, которого она
 очень любила, и в то же время жестоко избивала, что сама же обратилась к
 властям, единственно, чтобы не потерять сына и получить "законное
 наказание". Она рассказывала:
  "Я чувствую, что на пределе. Я не вижу, как бы я могла чувствовать
 по-другому. Я просто теряю контроль и не могу остановить себя. Я не вижу,
 где выход, чтобы чувствовать себя по-другому. Иногда, когда я вижу сына, я
 чувствую в себе такую гордость, но только он скажет что-нибудь не так, я
 чувствую такой гнев, я начинаю ругать его, а потом он как-нибудь посмотрит
 на меня -- я даже не знаю -- я завожусь все больше и больше, пока не ударю
 его, а потом... Я просто не знаю, что случилось, я теряю контроль и бью его,
 как если бы сошла с ума".
  Авторы немедленно опознали некоторые привычные паттерны, хотя нам еще
 не приходилось работать с женщиной, которая избивает своего ребенка. Мы
 услышали необычное употребление предикатов.
  Я не вижу, как бы я смогла чувствовать по-другому.
  Это один из наиболее четких примеров предикатов видения-чувствования.
 Кроме того, она высказывала такие утверждения:
  Мой сын казался теплым. Судья показался мне холодным человеком. Я не
 вижу, с какого конца взяться за свои проблемы. Ясно, что это било тяжело для
 меня.
  Во всех вышеприведенных утверждениях присутствует пересечение
 предикатов, связанных с кинестетической репрезентацией визуального входного
 сигнала. Эта женщина была вижучувствователем. Мы приступили к исследованию
 ее модели мира с помощью Метамодели. Мы внимательно наблюдали за ней,
 прислушивались к ее речи, стремясь понять, каким образом вижу-чувствующая
 нечеткая функция этой женщины вызвала такой результат, как избиение ребенка,
 ведь у большинства людей такого не происходит. По мере того, как мы выявляли
 полную репрезентацию или модель опыта, процесс, благодаря которому это
 происходило, раскрывался перед нами. Важные параметры. которые мы постепенно
 установили (в терминах информации, которую мы изложили до сих пор в этом
 томе и в томе I) можно представить следующим образом. Главным входным
 каналом этой женщины был визуальный канал. Фактически, она сталкивалась с
 большими трудностями коммуникации, так как не слышала многих из обращенных к
 ней вопросов и просила вас повторять их по много раз. Она легко понимала
 вещи, только если в них применялись кинестетические предикаты: ее ведущей
 репрезентативной системой была кинестетическая система. Большую часть
 времени она плакатировала (от термина "плакатор" в системе В.Сейтер),
 употребляла в своей речи много номинализаций. Главный выходной канал при
 общении у нее был, по-видимому, кинестетический, она легко пользовалась
 жестами, при ответе она пользовалась различными выражениями лица: улыбалась
 или хмурилась. Иногда мы спрашивали ее, какие чувства она испытывает по
 отношению к чему-либо. Вербальные ответы произносились ее скрипучим,
 голосом, причем словами она отвечала только после того, как мы начинали
 требовать от нее именно вербальных ответов. Когда мы просили описать еще
 раз, как она начала бить своего сына, то, по ее описанию, получалось, что ее
 действия во многом совпадали с действиями ее сына (хотя мы не имели
 возможности убедиться в этом).
  Таким образом, вопрос о том, как эта молодая женщина вдруг стала
 человеком, избивающим собственного ребенка, оставался пока без ответа. Тем
 не менее, мы уже располагали определенной информацией, которую можно было бы
 представить следующим образом (см. таблицу, МАРТА I).
  Визуальная информация, поступающая на вход, репрезентатирована как
 телесные ощущения, номинализированное вижу-чувствование, выраженное
 кинестетически как плакатирование. Постепенно мы начали подходить к
 пониманию того, посредством какого процесса эта женщина пришла к
 насильственному поведению. Если вы припомните, что говорилось в разделе о
 проигрывании полярностей, вы вспомните, что проигрывание одной полярности
 выявляет другую непроигрываемую полярность, в случае этой женщины такой
 полярностью является блаймирование (от термина "бламер" в системе В.Сейтер),
 которое также выражалось кинестетически (как правило, блаймирование
 выступает как противоположная позиция плакатированию). Более того,
 кинестетическое блаймирование в его наиболее ярко выраженной форме есть
 насилие. Один из авторов сыграл полярность, которую играла Марта. Он начал
 более конгруэнтно, чем получалось у нее самой. Он обеспечил также
 согласование тона голоса, который она, по-видимому, не замечала. Затем он
 скопировал ее плакатирующую позу, попросив ее же тоном не быть такой строгой
 к самой себе. По-видимому, тон голоса она не услышала, но, пристально глядя
 на него, она сначала скосила глаза в сторону, сжала руки в кулаки, начала
 водить ими вверх и вниз. Затем отведя взгляд до предела в сторону, она резко
 разволновалась, взорвалась, начала что-то невнятно, но пронзительно
 выкрикивать и, приближаясь к насмешнику, с силой размахивала кулаками.
  Отвлекшись от Марты на момент, посмотрим, что мы имеем в результате
 вмешательства.
  Иногда Марта таким образом изменяла некоторые аспекты того, как
 репрезентирует она свой мир, что у нее появлялась возможность совершения
 актов насилия. Когда она с криками приближалась к нам, мы заметили, что в
 качестве входного канала у нее по-прежнему выступает визуальный, а в
 качестве репрезентативной системы -- кинестетическая система. Кроме того, из
 ее речи исчезли номинализаций, щеки покрылись румянцем, и впервые за вес
 время нашего общения с нею она начала дышать глубоко. Семантическая
 неправильность Причина-Следствие сохранялась, но пациентка уже не
 плакатировала. Скорее, она начала с силой блаймировать, причем основным
 выходным каналом у нее был кинестетический канал (см. схему МАРТА 2 в
 таблице).
  Результатом этого процесса репрезентации было физическое насилие.
 Рассмотрим, каким образом возникает этот результат. Обычно визуальная
 информация у Марты поступала внутрь и репрезентировалась в качестве телесных
 ощущений, которые в номинализаций представлены как не-движсние.
 (Номинализация -- это процесс, посредством которого глагол естественного
 языка превращается в событие или вещь, "овеществляется"). Номинализация
 кинестетической репрезентации -- это движение, застывшее в виде положения
 тела. Так как один из авторов начал играть полярность Марты, она
 вижу-почувствовала свою собственную полярность. В результате она была
 деноминизирована следующим образом: контуром обратной биосвязи она
 почувствовала, что именно она делала со своим собственным телом, так как
 психотерапевт представлял ей в этот момент зеркальное отражение се самой,
 поэтому, когда она увидела-почувствовала его. то она почувствовала и то, что
 происходило в ее собственном теле. Кроме того, психотерапевт сыграл ее
 доминирующую полярность более конгруэнтно, поэтому она ответила тем, что
 начала выдавать пара-сообщения, связанные с менее сильно выраженной
 полярностью -- бламированием. В результате происходит кинестетическая
 деноминализация -- сообщения Бламера выдаются кинестетически, что и
 представляет собой прямое насилие. Рассмотрим еще раз ситуацию Марты. Она
 жестко вижу-чувствует, ругает своего сына жестким голосом, скрипучим
 голосом, причем сама не осознает качество своего голоса. Ребенок у нее
 слышу-чувствует, и в ответ плакатирует, как это произошло с одним из
 авторов, причем в ответ на это у нее происходит деноминализация и взрыв
 кинестетического блаймирования она бьет сына, становящегося в ответ еще
 более плакативным. Такая реакция только усиливает токи, проходящие по схеме
 вижу-чувствую Марты, в результате происходит нарастание насильственных
 действий, которые контролировать Марта не может, не располагая для этого
 необходимыми ресурсами.
  Здесь, рискуя создать впечатление излишней скрупулезности, мы бы хотели
 отвлечься от Марты на некоторое время, чтобы подготовить вас к пониманию
 последующего изложения. Прежде чем продолжать обсуждение ее случая, мы бы
 хотели уяснить с вами две вещи. Первая -- это теория разрушения паттерна. По
 опыту мы знаем о том, как важно помочь пациенту разрушить паттерны
 эскалации, особенно паттерны эскалации кинестетического выражения гнева.
 Многие психотерапевты признают опасность неконтролируемой эскалации
 кинестетического выражения гнева, нарастания этого процесса. Чтобы нарушить
 паттерн нарастающего усилия насилия, они либо прибегают к лекарственным
 средствам, либо связывают пациента. Мы считаем такое решение совершенно
 неудовлетворительным. Лекарства не разрушат паттернов вижу-чувствования и
 слышу-чувствования таким образом, который бы давал пациенту новые способы
 репрезентировать мир и общаться в будущем. Кроме того, лекарства и ремни не
 помогают интегрировать в единое целое обе ценные части человеческого
 существа. Они помогают лишь подавлять одну из полярностей, как это Марта
 делала всю жизнь. Но до тех пор, пока она будет продолжать вижу-чувствовать,
 когда-нибудь в будущем она обязательно взорвется, причем весь цикл будет
 повторяться вновь и вновь.
  Пичкай пациентов лекарствами и связывая их, мы не принимаем в расчет
 удивительных способностей человека к усвоению новых способов взаимодействия
 с миром и его репрезентациями. Но самое главное в том, что в подходах
 данного типа не используется вся та динамическая жизненная сила, которая
 представлена взрывом такой природы, а ее можно обратить на пользу, превратив
 в источник интегративного опыта. Мы не собираемся обрушиваться с упреками на
 психотерапевтов, применяющих подобные методы, Мы понимаем, что каждый
 психотерапевт выбирает лучшее решение из имеющихся у него в наличии
 определенных инструментов и умений. Мы понимаем, что психотерапия -- молодая
 область деятельности, что нам еще предстоит много узнать о громадном
 потенциале, которым располагает человек, потенциале, который позволяет ему
 учиться и расти, перестраивать процессы, посредством которых он
 репрезентирует и сообщает свой опыт. Нам еще много предстоит узнать о
 способностях людей изменяться при наличии соответствующих ресурсов. Мы
 уверены, что некоторые психотерапевты, осознавшие природу этого выбора,
 обратились к полярно противоположному решению традиционной психотерапии,
 позволяя своему пациенту доходить в своем взрыве до полного исчерпания
 физических сил, потому что они считают это гневным выражением своих чувств.
 Пациент может разрядиться от них навсегда. К сожалению, как об этом
 свидетельствует наш опыт, все это не разрушает схему вижу-чувствую и
 слышу-чувствую и не помогает интегрировать или перевоспитывать пациентов
 так, чтобы они сумели по-новому представлять или сообщать свой опыт. Хотя
 это, возможно, лучше для пациента, чем лекарства, эффекты которых нам не
 известны, тем не менее, фундаментальный паттерн остается неизменным. Какими
 же другими возможностями располагают психотерапевты в подобных ситуациях?
  Мы хотим подсказать психотерапевтам попытаться испробовать другую
 альтернативу -- прервать взрыв гнева таким образом, который позволит
 пациенту применить для себя разряжаемую в процессе взрыва динамическую
  энергию, жизненную силу, и тем самым интегрировать выражаемые пара
 вообще ни я -- использовать эту энергию, чтобы разрушить схему вижу-чувствую
 и слышу-чувствую таким способом, который создает пациентам новые выборы,
 отличающиеся устойчивостью и позволяющие им организовывать свой опыт
 по-другому. Конечно, легче такое заявить, чем осуществить на деле, хотя и
 это не так трудно, как могло бы показаться на первый взгляд. Рассмотрим нашу
 проблему по этапам.
  Входной канал
  Репрез. система
  Выходной канал
  Категория по Сейтер
  Семантическая неправильность
  ОДИН
  Причина-Следствие
  Нарушение по
  Метамодели
  Результат
  Инконгруэнтная неустойчивая система
 
  Полярное
 
 
 
 
  V
  К
  К
  1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  г
  ПОЛЯРН
  СТЬ ДВА
  Причина-Следствие
 
  Конгруэнтное насилие
 
  V
  К
  К
  2
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 13 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу