<< Пред.           стр. 14 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  Во-первых, в рассматриваемом случае мы имеем дело с вижу-чувствующим
 пациентом. Ее взрыв явился результатом того, что психотерапевт начал
 проигрывать полярности, чтобы прервать паттерн эскалации, психотерапевт
 имеет в своем распоряжении ряд возможностей. Он может начать играть обратную
 полярность. Это потребует от психотерапевта максимальной конгруэнтности, ибо
 он должен представить себя в качестве более сильного Бламера, чем сама
 пациентка. Психотерапевт может, кроме того, потребовать от пациентки, чтобы
 та закрыла глаза, отсекая тем самым схему вижу-чувствую. Трудность,
 связанная с этим ходом, состоит в том, что пациентка может создать
 визуальный образ в собственном сознании, а этот визуальный образ будет
 переведен в кинестетическую репрезентацию. Чтобы предупредить эту опасность
 (пациент) психотерапевт должен постоянно требовать от пациентки, чтобы та
 глубоко дышала. Он может также, применив какой-нибудь конгруэнтный способ,
 потребовать от нее, чтобы она переключила репрезентативные системы и
 сдвинула то, что она чувствует кинестетически, в визуальную репрезентацию.
 На схеме наглядно показано, что происходило, когда психотерапевт играл
 полярность.
  Если вы сравните две приведенные на этой схеме репрезентации, вы
 заметите, что оба этих выбора, или карты мира, производят впечатление
 довольно неудовлетворительных способов представления опыта Марты, но не
 только это. Они к тому же представляют собой (по критериям, описанным в
 части второй данной книги) плохо отсортированные и плохо отделение друг от
 друга полярности. Чтобы процесс интеграции у Марты мог начаться, она должна
 иметь большие возможности выбора, касающегося ее опыта. В описываемый момент
 времени она может репрезентировать свой опыт мира только в виде чувств.
 Психотерапевтическая цель N1 состоит в том, чтобы создать опыт, который бы
 позволил Марте использовать какую-либо еще из имеющихся у нее
 репрезентативных систем. Цель N2 будет состоять в том, чтобы эта
 репрезентативная система выдавала свой материал через выходной канал,
 позволяющий ей безопасным способом осуществлять деноминализацию себя самой.
  Когда Марта, крича и размахивая кулаками, приближалась к нам, мы оба
 одновременно твердо и конгруэнтно прервали ее взрыв, когда он начал доходить
 до степени неистовства, потребовав от нес тоном Бламера прекратить все это,
 закрыть глаза и сделать так, чтобы то, что она чувствует, оформилось в ее
 воображении в визуальный образ. Она приостановилась, как если бы была
 ошеломлена. Мы с силой и еще более конгруэнтно повторяли свое требование.
 Глаза у нее закрылись, и она начала щуриться. Психотерапевт: Что вы сейчас
 чувствуете? Марта: (с визгом) Ничего (голос ее начал слабеть). К черту...
  Психотерапевт: Смотрите лучше, пока не увидите! Марта: Я не могу. Я не
 могу (с плачем в голосе, но руки по-прежнему сжаты в кулаки).
  Психотерапевт: (он сказал ей дышать глубоко, она подчинилась, так что
 напряжение в ее теле должно было выйти из нее, как визуальный образ. Голос
 его становится мягче, он уговаривал ее до тех пор, пока, наконец, выражение
 ее лица слегка изменилось). Ну, а теперь что вы видите?
  Марта: Да, я не могу сказать, что это... это как в тумане...
 Психотерапевт: Вздохни глубже, пусть картина прояснится, смотри
 внимательнее, пусть она станет четче.
  Марта: (начинает всхлипывать). Дерьмо...о-о-о, дерьмо (она начинает
 сжимать руки в кулаки, похоже, припадок возобновляется).
  Психотерапевт: Нет, сейчас не надо вмешиваться, пусть идет как идет и
 просто смотрите. Вы слишком долго избегали этого, слишком часто испытали
 боли, потерпите на этот раз немного, и вы поймете (мягким голосом).
  Марта: (громко плача) Мой ребенок, о-о-о, мой ребенок... (рыдает).
  Психотерапевт: Расскажите мне, что вы видите, опишите свой образ как
 можно более ясно.
  марта: Он кажется таким испуганным, ему так плохо... (расплакалась, но
 начинает сжимать руки в кулаки).
  Психотерапевт: Нет, просто смотрите и наблюдайте и описывайте. Хотя бы
 только однажды. Вы слишком долго тянули на себе этот груз. Просто смотрите
 на то, что вы видите и описывайте это мне.
  Здесь Марта начала описывать своего сына, каким испуганным он ей
 кажется, каким жалким. Она непрерывно всхлипывала при этом.
  м
  Вход
  Репрезентативная Система
  Выход
  Позиция
  Сейтер
  Семантическая неправильность
  Наиболее частое нарушение правиль
 
  А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ности ло
 
  Р
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Мета-
 
  Т
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  модели
 
 
 
  Визуальный
  Кинестетическая
  Кинесте-тическая
  Плакати-рование
  Номина-
  лиэация
  Причина-Следствие
 
 
 
  V
  К
  К
  К
  Norn
  С-Е
 
  М
  А
  Входной канал
 
 
  Выход
  Категория по Сейтер
  Семантическая
  непра
  Нарушение по Мета-
 
  Р
  Т
 
 
 
 
 
 
 
 
  вильность
  модели
 
  А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  II
  Визуальный
 
 
  Кинестетическая
  Блайми-рование
  Деноми-
  нализация
  Причина-Следствие
 
 
 
  V
  К
  К
  2
  Norn
  С-Е
 
 
  Это лишь начало, но довольно часто, как свидетельствует наш опыт,
 психотерапевты здесь останавливаются и позволяют всей этой энергия исчерпать
 себя. Мы стремились оказать Марте более действенную помощь. У Марты
 произошло обращение процесса: теперь она берет кинестетические репрезентации
 и создает по ним визуальные образы. Вижу-чувствующий цикл, по крайней мере,
 прерван, временно прерван.
  Марта начала процесс изменения. После этого мы попытались
 рассортировать входные каналы в соответствии со связанными с ними
 репрезентативными системами. Осуществляя это, мы предлагали Марте наблюдать
 образ своего ребенка, мы придавали ее телу положение, из которого она ранее
 плакатировала. Манипулируя ее телом, мы просили ее внимательно смотреть на
 образ в своем воображении. Этот образ изменялся. Сначала это ее напугало, но
 мы успокоили ее. Она описала, как она видит себя, по ее словам, она казалась
 сердитой и мерзкой. По ее описанию у нее было злое лицо и напряженный
 взгляд.
  Психотерапевт: Глядя на эту часть себя, посмотрите на нее пристально и
 скажите ей, как вы себя чувствуете при ее виде, постарайтесь, чтобы картина
 была яркой, и внимательно смотрите ей в лицо, высказывая ей все это.
  Эта просьба основывалась на допущении, что пациентка будет выражать
 свои кинестетические ощущения вербально, удерживая одновременно визуальную
 репрезентацию.
  Марта: Пожалуйста, не заставляйте меня...
  Психотерапевт: (перебивая ее) Скажите ей, что вы чувствуете, когда
 видите ее в своем воображении.
  Марта: Я чувствую себя испуганной (Я боюсь).
  Психотерапевт: Скажите ей конкретно.
  Марта: Ты...
  Психотерапевт: Следите за ней, за ее лицом' Что вы видите?... Как она
 выглядит?
  Марта: Видно, что ей противно.
  Психотерапевт: Как конкретно?
  Марта: Она насупила брови, мотает головой из стороны в сторону (Марта
 мотает головой, не соглашаясь)-
  Психотерапевт: Опишите, что вы видите. А этого не надо (психотерапевт
 прекращает движение головы у Марты). Она продолжает мотать головой?
  Марта: Да.
  Психотерапевт: Вы смотрите на нее, слушаете, что она говорит?
  Марта: Я ничего не слышу...
  Психотерапевт: Слушайте внимательно, внимательнее.' Ну, как, слышите?
 Вы видите, как у нее движутся губы? И что же она говорит вам при этом?
  Марта: (склонив голову, как бы прислушиваясь к словам, она глупо
 ухмыляется).
  Психотерапевт: Что она вам сказала? Марта: (Хихикая) Что я дура
 набитая, чтобы перестала ныть и защищалась.
  Психотерапевт: Что здесь смешного? Марта: Ну, это я, но слова те же
 самые, что у моей матери, она все время мне это говорила (хихикание
 переходит в всхлипывание). Я поклялась, что никогда не буду походить на нее.
 К черту, все! (по-прежнему и тихо, и невнятно).
  Психотерапевт: Ну, а теперь, Марта, внимательнее смотри на нее. Смотри
 и скажи ей, что ты не похожа на нее. Внимательно смотри на нее и слушай все
 это время. Скажи: "Марта..."
  Марта: Марта, я не похожа на тебя. Я.-.я.-.ям-м-м хорошо отношусь к
 людям, и вообще мягкая, добрая, не обижаю их...
  Психотерапевт: Вы смотрите на нее, что она вам говорит? Внимательно
 слушайте.
  Марта: ...Она говорит, что я слишком слабая и что люди пользуются этим.
  Психотерапевт: Как она выглядит, когда говорит все это?
  Марта: Теперь она не кажется злой, она кажется озабоченной, похоже,
 беспокоится за меня.
  Психотерапевт: Скажи ей, что ты волнуешься за нее, беспокоишься за нее.
 Смотри при этом и слушай.
  Марта: Ты...Э-э-э...я тревожусь за тебя. Ты обижаешь людей, появляешься
 так неожиданно, так подло... а потом опять остаешься одна. Даже я борюсь с
 тобой, чтобы ты не высовывалась.
  Психотерапевт: Теперь слушай внимательно, как никогда, и хорошенько
 следи за ней.
  Марта: (улыбаясь с озабоченным выражением лица) Она выглядит отважной,
 понимаете, что я хочу сказать. Она говорит, что ей это по плечу... )
  Психотерапевт: Какие чувства вы испытываете к ней теперь, глядя на нее?
  Марта: Да, это пожалуй впервые, чтобы, ..ну-у-у... она мне хоть
 сколько-нибудь нравилась.
  Психотерапевт: Внимательно смотри на нее и спроси, что конкретно она
 хочет.
  Марта: (перебивая его) Чего ты хочешь? Она хочет, чтобы я позволила ей
 помочь мне выпрямиться, чтобы ...м-м-м, чтобы ей не выходить из себя. Она
 хочет, чтобы я поняла, что мне вовсе не обязательно быть такой размазней и
 хлюпиком.
  Психотерапевт; Тебе бы этого хотелось? (Марта кивает головой в знак
 согласия). Скажи ей, скажи ей.
  Марта: Я чувствую, что ты нужна мне не вся сразу, но мне действительно
 надо быть смелее и сильнее. Надо.
  Психотерапевт: Скажи ей, чего ты хочешь для себя. Смотри на нее и скажи
 ей, что ты хочешь для себя.
  Марта: Я хочу от тебя...ну-у...хорошее, но я хочу быть доброй и не
 обижать никого... физически, и не терять полностью власть над собой, ты
 понимаешь?
  Психотерапевт: Марта, вот теперь вы видите, как она улыбается, сильная
 и смелая, она не стремится подчинить вас себе, она знает, что вы можете
 вместить в себя и ее силу, и свою нежность, и то и другое необходимо вам,
 пусть ваши руки подымутся, протяните их вперед, медленно и глядя ей в лицо
 (Марта по-прежнему с закрытыми глазами. Она поднимает руки и хватает что-то
 невидимое в воздухе примерно в 40 сантиметрах от тела). Теперь, медленно
 глядя на неб, ощущая себя саму, медленно потяните ее на себя...
 медленно...пока не почувствуете, как она вошла в вас и стала частью вас, и
 стала видеть то, что вы видите, и чувствовать то, что вы чувствуете. Вот и
 все. (Марта медленно притягивает руки к телу, пока они, наконец, не касаются
 груди. Тут она глубоко вздыхает, делает один вздох, еще один, тело ее
 расслабляется, она улыбается). Что вы чувствуете, чувствуя, что она стала
 вашей частью?
  Марта: Я чувствую, что в груди немного покалывает, какой-то звон...
 хорошее чувства... но...
  Психотерапевт: Пускай это расходится во все стороны, пока не заполнит
 вас целиком. Ну, а пока это происходит, что вы чувствуете?
  Марта: Бобби (ее сын). Мне не хватает его... Психотерапевт: Как вы себя
 чувствуете? Марта: Все еще слегка пощипывает и покалывает, но теперь по
 всему телу.
  Психотерапевт: Теперь, Марта, откройте глаза, медленно ощутите свое
 тело, всматриваясь в то, что вы видите, ощущая себя...медленно...вот так...
 скажите, чТОБЫ видите?
  Марта: Я вижу людей... Они такие яркие... Я хочу сказать, краски, цвета
 такие яркие, я вижу вас (обращаясь к одному из нас).
  Психотерапевт: Как вы чувствуете себя, глядя на меня?
  Марта: Все еще покалывает. Хорошее чувство. Я так расслабилась, но в то
 же время я такая бодрая. Хорошо себя чувствую.
  Психотерапевт: Марта, нередко результат кажется прекрасным, но не
 всегда он такой на самом деле. Можно проверить вас?
  Марта: Что? Нет-нет, я все слышала. Как? Психотерапевт: Может быть

<< Пред.           стр. 14 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу