<< Пред. стр. 15 (из 24) След. >>
плохо. Вы мне доверяете? Марта: Да (в смущении откидывает голову назад, нопо-прежнему вся сияющая и с улыбкой на лице, глубоко дыша).
Психотерапевт: (Здесь психотерапевт начинает проигрывать ту же
полярность, которая вызвала столь сильную реакцию, образ обращаясь к Марте в
стойке плакатера и упрашивая ее (скрипучим голосом) не относиться к себе так
строго.
Марта: Марта весело хохочет, а затем с улыбкой смотрит на психиатра и
шутливым тоном произносит: "Вы совершенно невыносимы. Вам определенно нужна
помощь".
Хотя никто из нас с Мартой больше не встречался и хотя в ней имеется
множество частей, которые только выиграли в результате терапевтического
вмешательства, этот случай может служить примером того, как велики
способности людей к изменению. Дважды она звонила нам по телефону, первый
раз, чтобы сообщить, что жива и здорова, и чувствует себя хорошо.
Она была счастлива и стремилась начать новую жизнь. Второй раз она
позвонила нам через полгода и радостно сообщила нам, что сын ее снова с ней,
поблагодарила нас за те два часа, которые мы ей уделили, и пообещала нам
купить нашу книгу. Мы не утверждаем, что пациенту достаточно одного
единственного сеанса психотерапии, мы хотели бы лишь показать, как много
может произойти за очень короткий промежуток времени, если мы,
психотерапевты, принимаем в расчет способность пациента к росту и изменению
при наличии необходимых для этого ресурсов. Самое же важное: мы бы хотели,
чтобы вы поняли то, как они будут представлять свой мир, в особенности, если
у них выработаны жесткие паттерны нечетких функций.
Вернемся теперь к Марте и посмотрим, чему мы можем научиться на примере
данного сеанса психотерапии. В последнем изменении, обсуждаемом нами выше,
Марта репрезентировала мир с помощью следующего процесса (см. таблицу,
строка 1).
Когда психотерапевт придал телу Марты положение, когда она оказалась в
позе плакатера, единственная возможность изменения была связана с
содержанием ее визуального канала, визуальной репрезентации ---она как бы
оказалась на месте своего сына (см. ту же схему, строка 2). Это такой
процесс репрезентации, который деноминализировать уже не опасно.
Психотерапевт помогает пациентке в деноминализации, переводя движения,
действие и процесс в визуальную репрезентацию, одновременно он работает над
созданием кинестетической репрезентативной системы. В итоге он
рассортировывает инконгруэнтности Марты на две конгруэнтных модели мира (см.
строки 3 и 4). Затем эти полярности были интегрированы одновременно как в
визуальной, так и в кинестетической репрезентативной системах. Результат
представлен строками 5 и 6.
Хотя во многих аспектах жизни Марты остались неправильные
репрезентации, тем не менее у нее появилась новая референтная структура
вижу-видеиия и чувствую-чувство-вания, происходящих одновременно. Это сильна
поможет ей в разных ситуациях, когда она решит употребить в дело усвоенное
ею в течение этого занятия. Можно ли требовать большего от пары часов да
случайной встречи.
Вышеописанный случай с Мартой не представляет собой ничего
исключительного Мы обнаружили, что нечеткие функции в основе болезненных и
неадекватных стратегий взаимодействия с миром у многих наших пациентов. В
случае садизма, например, это схемы вижу-чувствую, в некоторых визуальный
канал входной, информация, возникающая при виде боли другого существа,
репрезентировалась, как кинестетическое ощущение наслаждения. В нашей
практике встречались пациенты, у которых астма возникла от того, что их
вижу-чувствующая, слышу-чувствующая репрезентация агрессии, направленной на
них со стороны других лиц, хранилась в их собственных телах (преимущественно
в шее и горле).
Входной
Репрезен
Выходкой
Катего
Семанти
Наруше
канал
тативная
Кана-п
рия по
ческая
нии по
система
Сейтер
непра
Мета-
вильность
модели
1
К
V
А
1
M.R
Ф
2
К
V
Л
!
M.R
Ф
3
К
К
А
1
M.R
Del
Внешний -
Внешний
4
А
V
А
2
СЕ
Del
Внутренний
5
К
к
К
6
V
V
V
Ценность работы с нечеткими функциями состоит в том, что в итоге мы
можем предоставить нашим пациентам выбирать, когда и где им следует
применять эти нечеткие функции -- что само по себе представляет большой
потенциал для психотерапии. Это, однако, не единственный выигрыш от
понимания этих процессов. Очень часто в ходе психотерапии именно тогда,
когда часто что-то начинает происходить, пациент как бы теряет способность
слышать и видеть, или то и другое. Иногда его охватывает какое-то
возбуждение, которое останавливает его продвижение вперед, в развитии и
росте новых возможностей. Мы убедились на практике, что часто для того,
чтобы обратить эти задержки, необходимо всего лишь обратить внимание и
изменить позу наших пациентов. Мы обнаружили, что нечеткие функции часто
тесно связаны с различными положениями тела. Положения эти могут
варьироваться в зависимости от того или иного пациента, однако в каждом
случае они довольно наглядны. В ситуациях напряженности, в стрессовых
ситуациях некоторые пациенты задирают подбородки, другие выставляют их
вперед, третьи подымают плечи, четвертые начинают щуриться и т.д. Все это
типичные явления. Результат во всех случаях один -- такие особенности
помогают идентифицировать функцию. Мы обнаружили, что иногда достаточно лишь
вернуть тело . пациента в прежнее, более расслабленное положение или
попросить его начать часто дышать -- и психотерапевтический сеанс
возвращается на путь, который куда-то ведет. Иногда такой маневр может
вызвать очень сильную реакцию со стороны пациента. Если пациент
видит-чувствует сильное чувство и пытается отсечь эту эмоцию, вытягивая и
напрягая шею, то, когда мы возвращаем его в прежнее положение, он прямо
соприкасается с чувствами, явившимися для него источником больших жизненных
трудностей.
В этой области имеются очень интересные результаты.
Джеральд Шухман и Эрнст Дж.Берджи публиковали в 1971 году статью, в
которой отмечали, что положение нижней челюсти оказывает сильное воздействие
на слух. Изменяя положение нижней челюстной кости, можно увеличить
чувствительность к тональным сигналам. Например, пороговую чувствительность
удавалось увеличить в среднем в 1,5 дБ. Для психотерапевта из сказанного
ясно, что, изменяя положение нижней челюсти пациента, он может улучшить его
способность слышать. Обращая пристальное внимание на положение нижней
челюсти пациента, психотерапевт может определить, когда он нас слышит, а
когда -- нет.
Альтшуллер и Комалли сообщали о результатах, касающихся взаимосвязи
между наклоном тела и способностью к локализации источника звука.
Исследований такого рода произведено множество.
Знакомясь с подобными результатами, мы, психотерапевты, должны пытаться
каждый по-новому взглянуть на собственный опыт. Вот, попробуйте, например,
такое: попросите кого-нибудь, чтобы он вам о чем-нибудь рассказал. Когда
разговор не требует от вас ответа, попытайтесь изменить положение нижней
челюсти, обращая внимание : на то, как это отразится на вашей способности
слышать.
Всем нам довелось испытать чувство, что голос собеседника как бы
затихает. Но обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, каким образом вы
изменили положение собственного тела, чтобы придти к такому результату? Тут
имеется возможность узнать что-либо новое не только о самом себе, но и том,
как ваши пациенты используют различные позы для того, чтобы регулировать
слух- Вы можете испытать различные сочетания движения головы справа налево,
наклонив тело, поднимания плеч -- в общем самые разные сочетания, какие
только придут вам в голову. Вы бы могли испытать, например, позу одного из
ваших пациентов, который как вам кажется, прекрасно вас слышит, и
посмотреть, как изменение позы повлияло на ваш слух.
Изменение способности слышать будет представлено в ваших пациентах в
акцентировании ситуации стрессов или при обсуждении проблем с эмоциональным
зарядом. В этих ситуациях многое может дать ваше вмешательство. Вы можете
помочь им сохранить правильное дыхание, обрести такое положение тела,
которое позволит им хорошо вас слышать. Однажды Вирджиния Сейтер заметила
одному из своих пациентов: "Легко испытывать подавленность, придавливая
собственный взгляд к земле". Рекомендуем вам испытать в течение часа, какова
жизнь с постоянно устремленным в землю взглядом, и вы убедитесь в истинности
ее слов. Имеется множество приемов создания хорошего настроения с помощью
изменения положения тела, которыми мы пользуемся в своей работе. О них мы
подробно и точнее расскажем в одной из своих следующих книг. Большую часть
этих методик вы можете обнаружить при желании сами, занявшись исследованием
на самом себе, как это делаем мы. Люди, привыкшие постоянно щуриться,
жалуются, что у них большие трудности со зрением (слухом). Часто они просто
заявляют: "Я не вижу, что вы говорите".
РЕЗЮМЕ ЧАСТИ III
Нечеткие функции -- это процессы представления мира, лежащие в основе
Семантической неправильности в тех случаях, когда у наших пациентов
отсутствует выбор того, что они видят-чувствуют, слышат-чувствуют и т.д. Так
как семантическая неправильность -- это источник
сильного страдания, которое мы видим и слышим в нашей
психотерапевтической деятельности, мы бы хотели представить в свободном виде
возможности нечетких функций и их результаты.
Вход
Репрезентация
Тип семантической неправильности
Визуальный
Кинестетическая
" Причина-Следствие (Вы делаете меня печальным) (Вы печалите меня)
Аудиальный
Кинестетическая
= Причина-Следствие = С.Е. (пример тот же)
Кинестетический
Визуальная
= Чтение мыслей (Я не могу видеть, когда он боится)
Кинестетический
Аудиальная
=МК (Я знаю, что он думает)
Визуальный
Аудиальная
=MR
Аудиальный
Визуальная
=MR
Все функции, связанные с чтением мыслей
[м] LR Утраченный Перформатив (Он знает, что это неверно)
ПРИМЕЧАНИЕ К ЧАСТИ III
1. В первом томе "Структуры магии" мы идентифицировали три типа
семантической неправильности:
Причина-Следствие
Чтение мыслей
Утраченный Перформатив
В качестве примеров третьего типа (Утраченный Перформатив) можно
привести следующие предложения:
Все курильщики ненормальные.