<< Пред.           стр. 2 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

  Б. Определить репрезентативную систему или системы, связанные с каждым
 из предикатов.
  В. Обратите внимание на предикаты, применяемые несколькими конкретными
 лицами.
  УПРАЖНЕНИЕ А Предикаты
  Укажите предикаты, присутствующие в каждом из предложений, приведенных
 ниже:
  Глядя, как она держит плачущего ребенка, он чувствовал, что ему
 становится тошно.
  глаголы: глядя
  держит
  становится
  чувствовал
  прилагательное: ползущий
  наречие: тошно
  Ослепительная женщина проследила взглядом за тем, как серебристый
 автомобиль мелькнул мимо мерцающей витрины.
  глаголы: следить
  мелькнуть
  прилагательные: ослепительная
  серебристый
  мерцающая
  Услышав резкий визг шин об асфальт тихой улицы, он громко вскрикнул.
  глаголы: вскрикнул
  услышав
  прилагательное: тихая
  наречие: громко
  Человек коснулся рукой сырого пола отсыревшего здания.
  глаголы: коснуться
  прилагательное: сырой, отсыревший
  УПРАЖНЕНИЕ Б
  Идентификация репрезентативных систем по предикатам
  После того, как вы установили предикаты в вышеприведенных предложениях,
 вернитесь к ним и определите, какая репрезентативная система или системы
 связаны с каждым из них. Обратите внимание на то, что некоторые предикаты не
 связаны однозначно с какой-либо из репрезентативных систем. Например,
 предикат "легкий" может быть связан либо с кинестетической репрезентативной
 системой, либо с визуальной, в зависимости от контекста его употребления, а,
 например, предикат "напрягаться" в таком предложении, как:
  Тело ее напряглось...,
  может относиться к визуальной или кинестетической репрезентации, потому
 что опыт, описанный в данном предложении, можно проверить тактильно или
 визуально, наблюдая за напряжением мышц на теле.
  Чтобы сориентироваться в тех случаях, когда вы не уверены, о какой
 именно репрезентативной системе идет речь в том или ином случае, задайте
 себе вопрос о том, что бы вы сделали для проверки описания, задаваемого
 предикатами в предложении, в котором они присутствуют.
  Здесь мы хотели бы сообщить, что наиболее распространенной реакцией на
 мысль о том, что репрезентативную систему можно установить по применяемым
 предикатам, на наших семинарах была реакция недоверия. Мы хотели бы, чтобы
 вы поняли, что лишь очень малая часть общения на естественном языке
 оказывается на самом деле метафорической. Большинство людей, описывая
 собственный опыт, даже в малозначащем разговоре, обыденном разговоре,
 буквальны в своих выражениях.
  Высказывания вроде: "Я вижу, что вы говорите" чаще всего употребляется
 людьми, организующими свой мир средствами визуальных образов. Это люди, у
 которых ведущей репрезентативной системой является визуальная система. Они в
 буквальном смысле превращают то, что слышат в "картины". Сначала наши
 студенты не верят в это. Затем они начинают по-новому прислушиваться к тому,
 что люди говорят, и поражаются, как много можно, оказывается, узнать таким
 образом о самих себе и о других людях. Наконец, они осознают ценность этого
 знания.
  Мы надеемся, что вы начнете прислушиваться к самим себе и к другим
 людям. Чтобы развить эти навыки, предлагаем вам следующее упражнение.
 
  УПРАЖНЕНИЕ В
  Как определить предикаты какого-либо конкретного человека
  Выбирайте каждый день какого-либо конкретного человека и обращайте
 внимание на предикаты, применяемые этим человеком. Говоря конкретно,
 определите предикаты и репрезентативную систему, с которой они связаны.
 После того, как вы в течение некоторого времени прислушивались к речи этого
 человека и установили, какая репрезентативная система у него ведущая,
 обратитесь к нему с прямым вопросом о том, как он в данный момент времени
 организует свой опыт.
  Если ведущей репрезентативной системой этого человека является
 визуальная система, задайте следующие вопросы:
  -- вызываете ли вы в своем воображении картины, зрительные образы?
  -- Появляются ли в вашем сознании зрительные образы и представления?
  -- Можете ли вы увидеть то, о чем я говорю? Если у такого человека
 ведущая репрезентативная система кинестетическая, задайте ему следующие
 вопросы:
  -- Ощущаете ли вы то, что я говорю?
  -- Чувствуете ли вы то, что я говорю? К человеку с ведущей аудиальной
 репрезентативной системой можно обратиться с вопросами:
  -- Слышите ли вы у себя в голове голоса?
  -- Слышите ли вы то, что я говорю вам, в голове? " Попробуйте выполнить
 эти упражнения. Уверяем вас, что с их помощью вы сможете узнать много
 интересного о самом себе и о других. Настойчиво рекомендуем вам задавать
 разные вопросы разным людям, которые помогут поменять вам природу того, как
 люди организуют свой опыт в этих различных модальностях.
  ВЫХОДНЫЕ КАНАЛЫ
  Люди не только представляют свой опыт средствами различных
 репрезентативных систем. Они, кроме того, строят свое общение, основываясь
 на своих ведущих репрезентативных системах. Общение, или коммуникация,
 осуществляется в различных формах, таких, например, как язык, позы, жесты,
 различные особенности голоса и т.д. Эти различные формы мы называем
 выходными каналами. К обсуждению этих различных форм мы обратимся дальше в
 этой же книге.
  МЕТА -- Что же из этого следует?
  КАК ЗАГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАЦИЕНТА?
  До сих пор мы описывали различные способы, с помощью которых люди
 организуют свой опыт, вырабатывая наиболее часто используемые
 репрезентативные системы, такие как визуальная, кинестетическая и
 аудиальная, а также репрезентативная система естественного языка. Эта
 информация, касающаяся способа, с помощью которого пациенты организуют свои
 миры, если ее понять, может оказаться полезной для вас в целом ряде
 отношений. Во-первых, способность психотерапевта достаточно полно понять,
 каким образом его пациенты испытывают и представляют себе мир, позволит ему
 лучше создавать опыт, который можно применять для того, чтобы изменить
 жизнь.
  В главе 6 "Структуры магии I" мы описали ряд способов, которые должны
 помочь психотерапевту разобраться в том, какая именно методика лучше всего
 подходит в том или ином случае. Если, например, пациента преследуют
 апокалиптические страхи перед каким-либо грядущим событием, по отношению к
 которому у него нет референтной структуры, могут помочь направленная
 фантазия или же спонтанная последовательность снов. При этом вы, возможно,
 догадались уже, что в случае визуализирующих пациентов фантазии окажутся
 более эффективным средством, чем в случае аудиальных пациентов.
  А, во-вторых, рассмотрим, каким образом вы, будучи психотерапевтом,
 могли бы помочь пациенту в инсценизации, т.е. повторном проигрывании
 прошлого опыта. Если пациент организует свой опыт главным образом с помощью
 визуальных средств (с помощью картины), тогда один из способов дать ему
 возможность репрезентировать опыт, создаваемый в процессе инсценизации,
 состоит в том, чтобы позволить ему самому выбрать людей, участвовавших в его
 прошлом опыте, в итоге, пациент действительно сможет видеть инсценизацию.
  Если же пациент организует свой опыт кинестетически (через телесные
 ощущения), тогда активное участие пациента в исполнении ролей людей,
 участвовавших в его прошлом опыте, более эффективно поможет ему воссоздать
 чувства всех участников инсценизации.
  В "Структуре магии I" уже говорилось, что один из способов
 выхолащивания людьми собственного мира -- ограничение собственных
 возможностей, устарение выборов, имеющихся в распоряжении, т.е. в опущении
 некоторой части их опыта.
  Когда человек откладывает в сторону целую репрезентативную систему, его
 модель и его опыт уменьшаются в объеме. Идентифицируя репрезентативные
 системы, применяемые пациентом, психотерапевт начинает понимать, какие
 именно части мира, в состав которых входит сам психотерапевт, доступны его
 пациенту. Если, например, в модели пациента есть какое-либо ограничение,
 способное вызвать у него страдание, причем из паттерна взаимодействия с
 миром, блокирующего изменение пациента, следует, что тот должен уметь
 репрезентировать свой опыт с помощью визуальной репрезентативной системы,
 психотерапевту понятно, какого рода опыт он должен построить, чтобы помочь
 пациенту в его изменении. Помогая пациенту воссоздать старый или создать
 новый способ организации собственного опыта с помощью тактильных ощущений
 или ясного видения или острого слуха, психотерапевт вместе с пациентом
 испытывают мощные воодушевляющие их переживания.
 
  ДОВЕРИЕ
  Вторым, вероятно, самым важным результатом понимания психотерапевтом
 репрезентативной системы пациента, является доверие. Большинство
 психотерапевтов придают доверию пациента очень большое значение, однако,
 мало кто учит, как можно его заслужить, тем более, что непонятно, как это
 можно объяснить в четкой доступной форме.
  Пациент почувствует к вам доверие, когда он уверует, во-первых, в то,
 что вы понимаете его, во-вторых, что вы можете помочь ему взять от жизни
 больше, чем это удавалось до сих пор. Важно понять, в этом случае, что,
 каким образом, благодаря какому конкретному процессу у пациента формируется
 эта вера.
  Ответ на это тесно связан с ответом на вопрос о том, с помощью какой
 репрезентативной системы пациент организует свой опыт. Пусть мы имеем дело с
 пациентом, у которого развита кинестетическая репрезентативная система.
 Сначала мы выслушаем его описание собственного опыта, затем убедимся, что
 правильно понимаем сообщаемое им (его модель мира), и, наконец, будем
 строить свои вопросы к пациенту, т.е. фактически структурировать свое
 общение с ним, применяя в них кинестетические предикаты. Поскольку данный
 конкретный пациент организует свой опыт кинестетически, поскольку употребляя
 в общении с ним кинестетические предикаты, мы облегчаем ему понимание наших
 сообщений и помогаем ему поверить (в данном случае почувствовать), что мы
 понимаем его.
  Этот процесс выбора предикатов, направленный на то, чтобы наши пациенты
 лучше и легче понимали нас, -- основа и начало доверия. Пациент, подобный
 тому, что описан выше, почувствует, что раз психотерапевт понимает его, то
 он может и помочь ему.
 
  УПРАЖНЕНИЕ Согласование предикатов
  Выбирайте себе каждый день какого-либо человека для наблюдения,
 определяйте, внимательно прислушиваясь к его речи, какая репрезентативная
 система у него ведущая. Затем, воспользовавшись таблицей перевода (см.
 ниже), модифицируйте свои языковые реакции так, чтобы они согласовались с
 его языковыми реакциями. Значение: Я (не) понимаю вас кинестетик: Я (не)
 чувствую, что то, что вы говорите правильно. видео: Я (не) вижу, что вы
 говорите. аудио: Я (не) слышу вас достаточно отчетливо. Значение: Я что-то
 хочу сообщить вам кинестетик: Я хочу, чтобы вы что-то почувствовали.
  видео: Я хочу вам что-то показать / показать картину чего-то. аудио: Я
 хочу, чтобы вы внимательно
  выслушали, что я вам скажу.
  Значение: Опишите мне свой опыт в данный момент кинестетик: Позвольте
 мне коснуться того, что вы сейчас чувствуете. видео: Нарисуйте / покажите
 мне ясно картину
  того, что вы сейчас говорите. аудио: Расскажите мне подробнее о том,
  что вы сейчас говорите. Значение: Мне нравится, как я сейчас испытываю
 /
  что я сейчас испытываю от вас и от себя. кинестетик: У меня это
 вызывает хорошие чувства. У меня хорошее ощущение от того, что мы с вами
 делаем.
  видео: Это кажется мне поистине блестящим и ясным, аудио: Я слышу в
 этом действительно что-то хорошее. Значение: Вы понимаете, что я говорю?
 кинестетик: Чувствуете ли вы, что то, к чему вы сейчас прикасаетесь, это
 именно то, что надо?
  видео: Видите ли вы то, что я вам показываю? аудио: Вы хорошо слышите,
 что я вам говорю?
  Применяйте реакции, соответствующие его репрезентативной системе.
 Пользуйтесь этой таблицей следующим образом: в крайнем левом столбце
 содержится значение, которое вы на самом деле хотите сообщить своему
 пациенту. В соседних столбцах даны эквиваленты, представленные средствами
 трех репрезентативных систем.
  Осознанно подбирая предикаты так, чтобы они согласовывались с
 предикатами человека, с которым вы предполагаете общаться, вы сумеете
 добиться большей четкости и непосредственности в общении с ним.
  После того, как вы усвоите идею репрезентативных систем, у вас появится
 основа, на которой вы сможете структурировать опыт общения с пациентами. Это
 позволит вам помочь им начать действовать в трудных ситуациях по-новому,
 обогатит их жизнь, добиться осуществления желаний, способных превратить их
 жизнь в положительный опыт личностного развития и роста.
 
  МЕТА-ТАКТИКА
  I. Согласовывать и не согласовывать предикаты
  Когда вы говорите или задаете своим пациентам вопросы, вы не просто
 обмениваетесь словами. Мы посвятили целый том "Структуры магии I" тому,
 чтобы научить вас задавать вопросы, вытекающие из форм Поверхностных
 Структур (ПС), употребляемых пациентами в речи в процессе общения.
 Репрезентативную систему, связанную с предикатами, применяемую в речи
 пациентов, мы называем Мета-формой. Если вы хотите, чтобы ваш пациент
 понимал вас и доверял вам, вам следует выбирать предикаты, которые
 согласуются с его предикатами. Стремясь получить от пациента нужную
 информацию, стройте свои вопросы, ориентируясь на ведущую систему пациента:
 это позволит ему отвечать вам легче и ясней. Обращаясь с вопросом к
 визуализирующему пациенту, вопросы можно строить таким образом:
  Как вы смотрите на эту ситуацию? В чем вы видите для себя препятствие?
 Применяя нашу Метамодель в разговоре с кинестетиком, мы спросим его:
  Что вы чувствуете в этой ситуации? В чем вы видите для себя
 препятствие? Переключение с одних предикатов на другие указанным образом
 позволит вашим пациентам сообщить в ответах на ваши вопросы значительно
 больший объем информации. В прошлые годы в ходе наших семинаров, мы
 встречались с психотерапевтами, которые задавали своим клиентам вопросы,
 совершенно не подозревая о том, какие именно репрезентативные системы при
 этом применяются. Как правило, они употребляли предикаты, связанные со своей
 собственной репрезентативной системой, ведущей системой. Покажем это на
 примере:
  П (видео): Мой муж не видит во мне человека, представляющего для него
 ценность.
  В (кинестетик): Какие чувства вы испытываете по этому поводу?
  П (видео): Что?
  В (кинестетик): Какие чувства вы испытываете из-за того, что ваш муж не
 чувствует в вас человека?
  П (видео): Это сложный вопрос. Я даже не знаю.
  Разговор между ними длился довольно долго, и они никак не могли
 коснуться сути дела, пока, наконец, психотерапевт не заявил авторам, выйдя
 из кабинета: "Я чувствую себя совершенно разбитым. Она сопротивляется всем
 моим действиям".
  Мы не раз были свидетелями того, как часто час за часом уходили впустую
 а результате этой ошибочной коммуникации психотерапевтов со своими
 пациентами. Психотерапевт, которого мы цитировали выше, старался как мог
 помочь своей пациентке, пациентка стремилась сотрудничать с ним в этом, при
 этом никто из них не чувствовал, что они пользуются различными
 репрезентативными системами. Отношения между людьми в подобных случаях
 становятся обычно сумбурными и утомительными. В итоге, когда общаться друг с
 другом пытаются люди, пользующиеся различными наборами предикатов, это
 заканчивается, как правило, навешиванием ярлыков друг на друга.
  Кинестетики обычно жалуются на аудиальных и визуальных собеседников,
 обвиняя их в бесчувственности. Визуалисты упрекают аудиалистов в том, что те
 не обращают на них внимания, поскольку во время разговора не смотрят им в
 глаза. Аудиалисты жалуются, что кинестетики их не слушают и т.д. В конечном
 итоге всех недоразумений представители одной группы расценивают поведение
 другой группы как намеренно недоброжелательное и патологическое. Вернемся,
 однако, к фундаментальной посылке, сформулированной нами в "Структуре магии
 I":
  "Стремясь понять, каким образом люди продолжают причинять себе
 страдания и неудовлетворенность, важно осознавать, что они не испорчены, не
 слабоумны и не больны. Фактически, они делают лучший выбор из имеющихся в их
 картине мира, модели мира. Иначе говоря, поведение людей, каким бы странным
 оно не казалось, окажется вполне осмысленным, если суметь взглянуть на него
 в контексте выборов, порожденных их моделями мира".
  Если модель какого-либо индивида построена на зрительных впечатлениях,
 то его неумение ответить на вопрос, предполагающий кинестетическую
 репрезентацию, является отнюдь не формой сопротивления, а скорее,
 свидетельством границ его модели. Его неспособность давать ответы на такие
 вопросы психотерапевт может воспринять как определенное достоинство, ибо она
 подсказывает ему, какая именно разновидность опыта поможет пациенту
 раздвинуть границы собственной модели. Поскольку модель данной
 непосредственной пациентки основывалась, главным образом, на зрительных
 впечатлениях, источником ее неудовлетворенности собственным мужем могло быть
 отсутствие кинестетической и аудиальной репрезентации. Так оно в
 действительности и оказалось, когда авторы вместе с психотерапевтом
 вернулись к пациентке и получили от нее в ходе дальнейшего разговора
 следующую информацию:
  Пациентка считала, что муж не видит в ней человека, представляющего для
 него личность.
  В: Откуда вы знаете, что он в вас не видят человека, представляющего
 для него ценность?
  П; Я для него наряжаюсь, а он этого даже не замечает. (Пациентка
 предполагает, что у ее мужа, как и у нее самой, визуальная модель мира).
  В: Откуда вы знаете, что он этого не замечает?
  П: Он облапывает меня и совершенно на меня не смотрит. (Он реагирует
 кинестетически, а не стоит на достаточном удаления от нее, чтобы хорошо
 рассмотреть ее).
  Здесь психотерапевт может начать объяснять женщине, что ее карта
 территории -- это не сама территория в двух отношениях. Во-первых, он может
 рассказать ей о том, что ее муж испытывает мир иначе, не так, как она сама,
 и что ее чтение мыслей (см. "Структуру магии 1", глава 4) вовсе не передает

<< Пред.           стр. 2 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу