<< Пред.           стр. 3 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 реальности ее мужа.
  Возможно, что на самом деле он заметил ее и отреагировал на это
 согласно собственной модели мира (т.е. кинестетически). Во-вторых,
 психотерапевт может приступить к разработке у этой женщины кинестетической
 репрезентации, которая в ряде отношений расширит ее карту мира.
  Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы осознанно
 подбирать предикаты, согласующиеся между собой, а не употреблять наобум
 несогласованные предикаты. Психотерапевт может спросить пациентку:
  В: Что вы чувствуете, когда видите, что ваш муж не замечает вас?
  Задавая вопрос, психотерапевт допускает возможность, что пациентка не
 сумеет ответить на него. Если она, действительно, не может этого сделать,
 психотерапевт может приступить к развитию у нее кинестетической
 репрезентативной системы.
  В: Закройте глаза и представьте мысленно мужа. Вы можете видеть его?
 (Пациентка кивает головой). Хорошо. Теперь вы опишите мне, что вы видите.
  П: Сидит он на стуле и не обращает на меня внимания.
  В: Представляя себе этот образ, обратите внимание на ощущения в желудке
 или на напряжение мышц в спине или мышц рук. Что вы чувствуете, глядя на
 вашего мужа?
  П: Я не могу сказать точно.
  В: Скажите, как получится.
  П: Мне кажется, спина у меня напряжена.
  Позанимавшись таким образом, в течение некоторого времени ваши пациенты
 смогут развить репрезентативные системы, позволяющие им создавать карты. Это
 неизбежно приведет к тому, что они смогут делать новые выборы.
  В течение долгого времени сторонники различных подходов к психотерапии
 навязывали другим свои решения, считая их единственно правильными, одни
 критиковали слуховую репрезентацию за то, что она аналитична, заявляя при
 этом, что необходим тесный контакт, более плотное соприкосновение с
 пациентом. Наш опыт показывает нам, что нам нужен весь наш потенциал без
 всякого изъятия; и кинестетический, и визуальный, и слуховой. Техники и
 формы различных психотерапевтических подходов содержат в себе богатейшие
 ресурсы для достижения этой цели. Во многих психотерапиях предлагаются
 техники, предполагающие более плотное соприкосновение между людьми. Во
 многих других содержатся техники, усвоение которых помогает людям яснее
 видеть происходящее в их жизни... Есть техники, которые помогают лучше
 слышать мир.
  Предполагаемая разновидность использования техник всех имеющихся в
 психотерапии подходов может помочь вам получить более надежные результаты с
 большим числом пациентов.
  II. Переключение с одной репрезентативной системы на другую
  Мы уже не раз отмечали в "Структуре магии I", что, когда к нам приходят
 люди, страдающие, чувствующие свою стесненность, отсутствие достаточных
 выборов, мы открываем, что их мир достаточно богат и разнообразен для того,
 чтобы они могли получить в нем все, что им хочется, однако применяемый ими
 способ репрезентации мира недостаточно богат и разнообразен, чтобы позволить
 им получить в нем то, чего им хочется. Другими словами, как каждый из нас
 представляет собственный опыт -- будет либо причинять ему страдания и боль,
 либо позволит участвовать в живом процессе развития и роста. Конкретно, если
 мы решим (осознанно или нет) представлять определенные разновидности опыта с
 помощью той или иной из имеющихся у нас репрезентативных систем, то мы либо
 будем причинять себе страдания, либо создадим возможность богатого выбора
 действий. Ниже описываются примеры этого процесса. Заметьте, что в каждом из
 описанных случаев мета-тактика переключения с одной репрезентативной системы
 на другую позволяет пациенту преодолеть страдание или устранить препятствие
 на пути к дальнейшему росту и изменению.
  Джордж, молодой человек лет 30 согласился поработать с нами на одном из
 семинаров. Его попросили выйти на середину комнаты, сесть на стул и сказать,
 над чем бы он хотел поработать. Он начал с довольно сумбурного рассказа о
 различных событиях прошедшего дня, а затем, поморщившись от боли, прервал
 свой рассказ и пожаловался на сильную головную боль, беспокоившую его уже
 несколько часов. Он заявил, что из-за головной боли он никак не мог
 сосредоточиться на рассказе. Психотерапевт решил заняться непосредственно
 его физической (кинестетической) репрезентацией, применив для этого
 мета-тактику. Прислушиваясь внимательно к выбору предикатов в речи Джорджа,
 когда тот излагал свои жалобы, психотерапевт пришел к выводу, что ведущей
 репрезентативной системой Джорджа является визуальная система. Об этом
 свидетельствовали, например, такие высказывания:
  Не вижу, каким образом моя головная боль связана с...
  Я стараюсь следить, чтобы...
  Я выражаюсь не слишком ясно. Если бы мне удалось показать вам...
  Затем психотерапевт поставил пустой стул напротив стула, на котором
 сидел Джордж, и сказал:
  П: Джордж, глядите на этот стул перед вами: вы видите, что он сейчас
 пуст. Теперь закройте глаза, сфокусировав в своем представлении яркий и
 четкий образ того пустого стула, расположенного напротив вас. Теперь,
 нарисуйте мне картину своей головной боли, применяя как можно более живые и
 красочные слова. Я хочу, чтобы вы видели в деталях, как ваши мышцы
 переплетаются между собой, вызывая одна в другой напряжение, причиняющее вам
 боль. Вы видите все это четко и ясно?
  Джордж: Да, я все это вижу. (Джордж описывает с помощью визуальных
 терминов, а психотерапевт помогает ему, задавая вопросы, в которых тоже
 применяет визуальные предикаты).
  П: Теперь, Джордж, дышите глубоко и ритмично (с этими словами
 психотерапевт приближается к Джорджу и словесно и кинестетически,
 прикосновениями, помогает выработать глубокое и ритмичное дыхание). Теперь,
 Джордж, я хочу, чтобы вы ясно видели, как с каждым выдохом, сделанным вами,
 вы выдыхаете из себя всю свою головную боль. Я хочу, чтобы вы видели, как
 боль, медленно растворяясь и клубясь, выходит из вашей головы через нос и
 вытекает у вас из ноздрей, с каждым глубоким выдохом, вытесняющим,
 выталкивающим наружу это облако растекающейся, вихрящейся боли,
 устремляющейся к пустому стулу, расположенному напротив вас. Смотрите на
 нее, представляете себе четкий образ боли, сгущающейся на стуле с каждым
 выдохом, вытесняющим ее из вас. Кивните мне головой, когда у вас создастся
 четкий образ облака боли, расположенного на стуле напротив вас.
  Джордж кивнул, сообщив терапевту, что он выполнил требуемое от него.
 После этого психотерапевт помог Джорджу создать из этого клубящегося облака
 боли, расположенного на стуле, образ с лицом и телом. Лицо и тело
 принадлежали человеку, с которым Джордж имел неоконченные и невыясненные
 дела. После того, как Джордж высказал все, что имел сказать этому человеку,
 психотерапевт наклонился к нему и спросил его, как он чувствует себя в
 данный момент. Джордж улыбнулся и с удивлением на лице произнес: "Я чувствую
 себя прекрасно, совершенно собранным, а головная боль совсем прошла!"
  Описанный выше процесс работы с молодым человеком, страдающим от
 головной боли, занял всего несколько минут. Описанный процесс представляет
 собой пример применения, эффективного применения мета-тактики II.
 (Анализируя его, мы отметили, что, когда люди репрезентируют некоторые
 разновидности своего опыта с помощью кинестетической репрезентативной
 системы, они могут причинять себе боль). Если в описанной ситуации
 психотерапевт может определить ведущую репрезентативную систему пациента
 (кроме кинестетической) -- он сможет помочь пациенту в переотображении (или
 перекодировании, или в перерепрезентировании) опыта, причиняющего боль, из
 кинестетической системы в другую ведущую репрезентативную систему. Другими
 словами, психотерапевт предлагает пациенту переключить опыт с
 репрезентативной системы, причиняющей боль, на другую систему, которая боли
 не вызывает. Причем этот опыт будет представлен в такой форме, с которой
 пациент способен справляться более эффективно. Основываясь на описанном
 случае и на многих других, подобных ему, можно сделать вывод, что, когда
 пациент испытывает боль (что равносильно сообщению о том, что он
 представляет какой-то опыт, переживание кинестетически таким образом, что
 это вызывает у него боль), психотерапевт может справиться с болью: а)
 установив, идентифицировав ведущую репрезентативную систему пациента (кроме
 кинестетической);
  б) создав опыт, в котором пациент отображает свою кинестетическую
 репрезентацию средствами другой своей ведущей репрезентативной системы.
 Таким образом:
  Визуальная репрезентация Кинестетическая Аудиальная репрезентация
 репрезентация У Дискретная репрезентация
  Отметим, что саму Метамодель можно рассматривать в качестве функции
 отображения, обеспечивающей перенос опыта из любой репрезентативной системы
 в дискретную репрезентативную систему (словами, словосочетаниями,
 предложениями).
  Таким образом:
  Дискретная репрезентация
  Визуальная репрезентация Метамодель Аудиальная репрезентация
 Кинестетическая репрезентация
  Сьюзен, женщина лет сорока, выразила желание поработать в руководимой
 нами группе психотерапевтов. Ее попросили выйти на середину и сказать всем,
 над чем бы она хотела поработать. Она сказала, что ее беспокоят слишком
 живые образы в ее воображении. Она сказала, что пыталась избавиться от этих
 образов, но они преследуют ее и мешают заниматься другими нужными делами.
 Обратив особое внимание на предикаты, употребляемые пациенткой в речи,
 психотерапевт пришел к выводу, что ведущей репрезентативной системой у нее
 является кинестетическая репрезентативная система. Сьюзен попросили как
 можно более подробно, живо и красочно описать преследующие ее образы. Когда
 она закончила описание, психотерапевт попросил ее повторить все сначала,
 потребовав от нее на этот раз, чтобы она представляла каждую из частей своих
 визуальных образов кинестетически -- то есть, чтобы она сама была частью
 своих зрительных фантазий и испытала их непосредственно своим телом. На весь
 процесс ушло примерно 20 минут, причем в конце инсценизации Сьюзен заявила,
 что мучившие ее визуальные представления исчезли, и она чувствует огромный
 прилив энергии и силы.
  Этот эпизод также свидетельствует о больших возможностях мета-тактики
 II. Женщина, у которой ведущей репрезентативной системой является
 кинестетическая система, испытывала трудности в своих попытках избавиться от
 серии зрительных образов. После того, как психотерапевт помог ей отобразить
 опыт, представленный у нее средствами визуальной системы, ее переживание
 приобрело такую форму, при которой ей легче было справиться с ним, и она
 смогла превратить его в источник собственной силы. Вывод из этого случая
 таков, что, когда пациент испытывает трудности по отношению к какому-либо
 опыту, представленному в репрезентативной системе, отличающейся от ведущей
 репрезентативной системы, отличную службу может сослужить отображение этого
 опыта средствами ведущей системы. В ведущей системе индивид располагает
 наибольшим числом различений, обычно это система, в которой он способен
 справляться со своим опытом наиболее эффективным способом. Таким образом:
  Репрезентативная система Х --> Репрезентативная система У
  где У--это ведущая репрезентативная система (пациента).
  III. Введение новых репрезентативных систем
  Третья мета-тактика, которую может применить терапевт, работающий с
 репрезентативными системами, состоит в дополнении референтной структуры
 пациента еще одной репрезентативной системой. При введений совершение новой
 репрезентативной системы модель мира у пациента резко расширяется, открывая
 перед ним множество новых возможностей.
  Рассмотрим изменение опыта у индивида, который прежде организовывал ее
 целиком в терминах телесных ощущений (кинестетически), когда он вдруг
 обретает способность репрезентировать свой опыт визуально. Это изменение в
 буквальном смысле открывает ему новый взгляд на жизнь, новый способ
 совершать выборы, касающиеся жизненно важных решений. Мата-тактика III
 отличается от мета-тактики II в том отношении, что человек сохраняет свой
 опыт, как он представлен в наличной репрезентативной системе, добавляя при
 этом новую репрезентацию того же опыта.
  В работе группы подготовки психотерапевтов участвовала Мэри Лу, женщина
 примерно 45 лет. Наблюдая за Мэри Лу, когда та рассказывала группе о своих
 трудностях, психотерапевт заметил, что всякий раз, когда она произносила
 критическое замечание о собственном поведении, голос ее (тембр) резко
 менялся. Она в буквальном смысле начинала говорить не своим голосом.
 Психотерапевт попросил Мэри Лу повторить несколько критических замечаний о
 самой себе, когда она делала это, он обратил ее внимание на то, каким
 голосом она при этом их произносила.
  Когда она закончила произносить критические замечания, критические
 самооценки, врач наклонился к ней и спросил, чьим голосом она при этом
 пользовалась. Она сразу же ответила, что это был голос ее отца. Тогда
 психотерапевт попросил ее закрыть глаза и услышать тот голос в голове. Она
 легко справилась с заданием. Затем психотерапевт сказал ей, что слушая голос
 отца, она увидит, как шевелится его рот, увидит движения его губ,
 сопровождающие звучание слов. Когда она сделала это, он сказал ей, чтобы она
 увидела остальные черты его лица.
  В течение некоторого времени психотерапевт работал с Мэри Лу, пользуясь
 голосом ее отца, помогая ей создать полную зрительную репрезентацию,
 согласующуюся с голосом, продолжавшем звучать в ее голове. Скоординировав
 визуальную и аудиальную репрезентации друг с другом, психотерапевт применил
 этот материал в качестве основы для инсценизации, в котором Мэри Лу
 исполняла роль самой себя и своего отца. Таким образом, на завершающем этапе
 в игру включились все три репрезентативные системы -- аудиальная, визуальная
 и кинестетическая. Техника инсценизации, в основу которой первоначально было
 положено использование аудиальной репрезентации, а затем уже добавлялись
 другие репрезентативные системы (визуальная и кинестетическая) -- то есть
 мета-тактика III. Психотерапевт отмечает неожиданные изменения в пациенте, в
 его поведении. Применяя репрезентативную систему, в которой имело место это
 изменение или сдвиг в качестве основы, на которой можно начать возводить
 более (новую репрезентативную систему) референтную структуру (см. "Структуру
 магии I", гл.6), психотерапевт отыскивает точку соприкосновения между
 репрезентативной системой, в которой произошел вышеупомянутый сдвиг, и
 репрезентативной системой, которую психотерапевт стремится добавить. Так как
 в рассматриваемом случае начальной репрезентативной системой была аудиальная
 система (конкретно, это был голос просто другого человека), психотерапевт
 добился сначала от пациентки, чтобы она построила зрительный образ рта, из
 которого слышался этот голос. Создав связь с некоторой частью новой
 репрезентативной системы, психотерапевт может поработать с пациентом над
 тем, чтобы более полно разработать новую репрезентативную систему. В
 результате применения этой мета-тактики у пациента происходит резкое
 увеличение репрезентации опыта, связанного с трудностями. Эта увеличенная
 репрезентация дает пациенту более широкую модель мира, из которой следует
 более богатый набор возможностей, позволяющий пациенту справляться со своими
 жизненными проблемами. В обобщенном виде мета-тактика III может быть
 представлена следующим образом:
  а) идентифицировать опыт, зафиксированный в репрезентативной системе X,
 в связи с которым у пациента возникают трудности;
  б) отыскать точку соприкосновения между репрезентативной системой Х и
 репрезентативной системой Y, относящуюся к этому опыту;
  в) опыт, первоначально представленный в X, разработать полностью
 средствами новой репрезентативной системы Y;
  г) повторить этап б).
  В наглядной форме:
  Репрезентативная система Х Репрезентативная
  Репрезентативная система Y система
  Репрезентативная система
  РЕЗЮМЕ ЧАСТИ 1
  Утверждение Кожибского, что "карта -- это не территория", верно в двух
 весьма существенных отношениях.
  Во-первых, все мы, будучи людьми, создаем модели нашего мира и
 руководствуемся ими в своем поведении.
  Во-вторых, для представления или репрезентации опыта у нас есть целый
 ряд карт, различных карт -- кинестетическая, визуальная, аудиальная,
 естественный язык и т.д. Эти карты нашего опыта репрезентируют не только ту
 информацию, которая поступает по входным каналам органов чувств
 непосредственно в связанные с ними репрезентативные системы. Например, я
 могу описать картину с помощью естественного языка, а другой человек может
 услышать мое описание и представить себе его в образах. Обычно, у людей
 имеется какая-нибудь одна ведущая репрезентативная система, причем другими
 дополнительными репрезентативными системами, которые имеются у нас в
 распоряжении, мы обычно пренебрегаем.
  Как установить ведущую репрезентативную систему того или иного
 человека? Это можно сделать, прислушиваясь к тому, какими предикатами
 естественного языка этот человек пользуется при описании собственного опыта.
 Когда психотерапевт начинает пользоваться репрезентативной системой, которой
 преимущественно пользуется его пациент, т.е. переключается на его набор
 предикатов, он успешнее добивается доверия пациента, ибо этот прием сводится
 к тому, что врач фактически начинает говорить на языке своего пациента
 (доверие, конечно, не достигается только изменениями в употреблении
 предикатов, в нем гораздо больше компонентов, но об этом ниже).
  После того, как вы в качестве психотерапевта поняли, как пациент
 организует свой собственный опыт, какой репрезентативной системой пользуется
 и какая из репрезентативных систем является у этого пациента ведущей, у вас
 появляется возможность строить процесс психотерапии более плодотворно в
 стратегическом отношении. Вы можете более успешно расширить модель мира
 пациента, сделав его самого более свободным, а его жизнь -- богаче.
 
  ПРИМЕЧАНИЕ К ЧАСТИ 1
  1. Мы обсуждаем здесь главные входные каналы. Опыт подсказывает нам,
 что мы постоянно получаем информацию через, по крайней мере, пять
 общепризнанных каналов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Три канала:
  зрение, слух и осязание, мы выделяем в качестве основных, потому что
 именно через них поступает информация, доходящая обычно до нашего сознания.
 Убедительным свидетельством того, что информация поступает в нас и через
 другие каналы, оказывается активация реакций, существенно важных для
 выживания -- например, запах дыма поступает в наше сознание почти мгновенно.
 Так что человек, воспринявший его, начинает поиск источника дыма независимо
 от того, чем именно он занимался до сих пор. Более того, наше исследование,
 проведенное нами как в психотерапии, так и в гипнозе, позволило нам
 установить, что некоторые вкусовые ощущения и запахи способны мгновенно
 вызывать из памяти связанные с ними переживания, относящиеся к самому
 далекому детству. Комплекс нейронов, по которым передается обонятельная
 информация, представляет собой единственный комплекс путей из всех пяти
 чувств, который на пути к коре головного мозга минует таламус.
  Мы убеждены при этом, что информация воспринимается людьми также
 благодаря другим процессам, и не ограничивается пятью общепризнанными
 чувствами.
  2. Под ведущей репрезентативной системой мы имеем в виду систему,
 которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию в свое
 сознание, т.е. такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мир
 и свой опыт самому себе. Как будет подробно показано в части II этого тома,
 у того или иного индивида может быть несколько наиболее часто употребляемых
 систем, причем он пользуется ими попеременно. Это обычное явление у людей с
 инконгруэнтной коммуникацией, для которой характерна игра полярностей. При
 этом ни одну из имеющихся в распоряжении индивида репрезентативных систем
 нельзя считать лучше других, хотя некоторые репрезентативные системы могут
 быть более эффективны для выполнения тех или иных конкретных задач. Общая
 глобальная стратегия, преследуемая нами в этой книге, заключается в том,
 чтобы помочь человеку приобрести возможность самому выбирать то, как он

<< Пред.           стр. 3 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу