<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 тывают разочарование, увидев, что они не погружаются сразу в
 транс, будучи глубоко расслабленными, и интерпретируют проис¬
 ходящее как знак того, что "гипноз не работает".
 6. Гипноз является терапией. Это на удивление широко распрост¬
 раненное заблуждение поощряется отдельными гипнотическими
 центрами, в которых гипноз выступает единственной техникой
 для решения многих проблем. Гипноз есть всего лишь вспомога¬
 тельная техника и всегда должен использоваться в контексте про¬
 фессиональной деятельности. По этой причине в клинической
 практике большинство специалистов предпочитают термин гип¬
 нотерапевт. Таким образом, врачи могут прибегать к гипнозу как
 одной из техник лечения, допустим, бородавок или астмы; психо¬
 логи - как к инструменту для коррекции тревоги или депрессии;
 дантисты - для снижения боли при экстракции зубов. Гипноз не
 должен практиковаться вне рамок чьей-либо профессиональной
 компетенции.
 
 48 Часть I Предыстория
 7. Загипнотизировать можно лишь некоторых людей. В этом есть до¬
 ля истины, хотя это один из наиболее спорных вопросов в гипно¬
 терапии. Различным теориям гипноза присущи различные взгля¬
 ды на этот счет. У людей обнаруживаются значительные различия
 в способности к трансу (или гипнотической внушаемости), и эти
 различия образуют нормальное распределение. Некоторые люди
 крайне восприимчивы (гипнотические виртуозы), а некоторые -
 почти нечувствительны; большинство занимают промежуточное
 положение. Несмотря на то что тренинг способен в известной сте¬
 пени повысить индивидуальную восприимчивость к гипнозу, он
 вряд ли окажет большое влияние (Bowers, 1976). На реакцию ин¬
 дивида может оказать огромное влияние ситуационный контекст,
 так что для адекватного определения восприимчивости клиента
 может потребоваться неоднократная оценка. Восприимчивость
 к гипнозу не особенно коррелирует с другими параметрами, хотя
 есть отдельные данные в пользу ее слабой связи (позитивной) с
 интеллектом, умением концентрироваться и самоуважением (Yap-
 ko, 1995), а также (негативной) с возрастом (Bowers, 1976). Она
 коррелирует с результатами лечения лишь таких физических про¬
 явлений, как боль, астма и бородавки. Не обнаружено зависимо¬
 сти между гипнотической восприимчивостью и вредными при¬
 вычками, например наркоманией (Bates, 1993). Восприимчивость
 к гипнозу или способность к трансу может обладать большей кор¬
 реляцией с результатом и в случаях, когда суггестии соответству¬
 ют специфике каждого отдельного клиента, а не даются в рамках
 стандартных процедур (Bates, 1993). Однако основную часть гип¬
 нотической работы можно выполнить в условиях легкого транса,
 так что большинству людей она хоть в какой-то степени пойдет на
 пользу. (Заинтересованным читателям следует обратиться к спе¬
 циальным трудам, чтобы детально ознакомиться с формами гип¬
 ноза, требующими "более глубокого" транса.)
 8. При помощи гипноза можно помочь людям точнее вспомнить
 все, что с ними происходило в прошлом. Это совершенно недав¬
 ний и особо пагубный миф. Хотя гипноз и применялся с этой це¬
 лью в отдельных случаях, о точности восстановленной информации
 нельзя судить без подкрепления ее фактами. Сознание является
 источником как памяти, так и творчества, и отличается способно¬
 стью к созданию несуществующих воспоминаний (см. Dowd and
 Courchaine, 1996). В настоящее время эта проблема особенно ак¬
 туальна и будет подробнее рассмотрена ниже.
 
 Глава 4. Гипнотическая индукция 49
 Традиционная индукция
 В традиционном гипнозе формальная индукция сопровождается фор¬мальной углубляющей техникой, которая призвана помогать индиви¬дам в дальнейшем погружении в транс. Хотя термином углубляющие обозначаются процедуры, помогающие людям переживать явления, ко¬торые требуют большей способности к трансу, на самом деле эта харак¬теристика не точна и аналогична представлению о понятии Небес как "верха". И то и другое - метафоры. Люди переживают большее или меньшее число гипнотических явлений, но не погружаются "глубже" в транс. Я буду пользоваться этим термином, поскольку он применялся почти повсеместно в прошлом и наиболее сжато описывает событие. Для оценки способности индивида переживать необычные гипнотиче¬ские явления часто используют формальные тесты на внушаемость или способность к трансу, такие как Стэнфордские, Гарвардские или Бар-берские (Barber) шкалы.
 Индукция
 Райт и Райт (Wright and Wright, 1987) описали пять общих условий, которые, хотя и не обязательны, фасилитируют трансовую индукцию: доверие к гипнотерапевту, снижение сенсорного восприятия, фиксация внимания, мышечная релаксация и повышенное осознание собствен¬ной внутренней жизни. В литературе представлено широкое много¬образие индукционных процедур, и люди, серьезно изучающие гипно¬терапию, должны разобраться в них, чтобы выбрать подходящие их личному стилю.
 Я особенно люблю одну технику, которая удовлетворяет всем пяти условиям: это индукция фиксации и работа с закрытыми глазами. Хотя она имеет разнообразные версии, основная схема выглядит примерно так (выделенные слова подчеркиваются голосом).
 Я попрошу вас сфокусироваться на пятне, которое вы видите на противо¬положной стене. Когда вы будете смотреть на него, сфокусируйте взор за пятном, вдали от него - так, чт*обы пятно сделалось расплывчатым и нечет¬ким. Когда вы всмотритесь в даль, вы можете ощутить, что в ваших глазах появляется тяжесть. Когда вы ощутите тяжесть в глазах, вы можете позво¬лить им закрыться. [При необходимости сделайте паузу.] Когда ваши гла¬за закроются, вы можете обнаружить, что ваши мышцы становятся все бо¬лее и более расслабленными. И чем дольше вы слушаете мой голос, тем больше могут расслабиться ваши мышцы и тем меньше вам приходится обращать внимание на любые посторонние звуки или ощущения. Вы може¬те слышать [например] шум кондиционера, чувствовать давление вашего тела на кресло, но по ходу того, как я буду продолжать говорить, вы сможе-
 
 50 Часть I Предыстория
 те постепенно позволить этим ощущениям улетучиться из вашего созна¬ния, вы становитесь все более и более расслабленным, чувствуя себя все более и более комфортно. И, по мере того как вы будете продолжать ощу¬щать себя все более комфортно и расслабленно, вы сможете лучше фокуси¬ровать внимание на ваших внутренних ощущениях, осознавая, например, свое дыхание, расслабление мышц, даже ток крови по вашим сосудам. И вы сможете по собственному выбору замечать любые внутренние ощущения, которые оказываются для вас особенно важными прямо сейчас. Итак, чем дольше я продолжаю говорить, тем комфортнее и расслабленнее вы може¬те себя почувствовать.
 Эту речь можно растягивать настолько, насколько необходимо, а гип-нотерапевт должен следить за реакциями, вызываемыми индукцией, и соответственно приноравливать ее скорость. Впоследствии спросите у клиента, правильная ли выдерживалась скорость, чтобы усовершен¬ствовать свои будущие индукции.
 Углубление
 Эти техники призваны способствовать более полному переживанию тех состояний транса, на которые способен клиент. Как правило, те, кто об¬ладает большей способностью к трансу, в состоянии пережить большее количество состояний или (метафорически) достигнуть "более глубо¬кого уровня" гипноза. Опять-таки в литературе представлено широкое многообразие углубляющих техник. Мне особенно нравится лестничная техника за ее простоту и безобидность. Хотя существует несколько ее вариантов, основная схема выглядит приблизительно так:
 Я хотел бы, чтобы вы увидели [или представили] себя стоящим на верши¬не лестницы. Когда я начну считать, вы будете спускаться на одну ступень¬ку, и так до тех пор, пока вы не окажетесь у ее подножия. Раз, все более и более расслабленно; два, глубже и глубже; три, ниже и ниже; четыре, пять, расслабляясь на ходу [и т. д.]. Теперь вы внизу. Я хочу, чтобы вы сели, от¬кинувшись, в кресло с откидной спинкой, которое вы видите справа от себя, и расслабились еще больше.
 Гипнотерапевт может проходить пять, десять или больше ступенек в зависимости от реакции индивида. Однако важно, чтобы число ступе¬нек при спуске равнялось их числу при подъеме. Расхождение может смутить людей с хорошей способностью к трансу. Вариантами здесь являются лифт (когда индивид смотрит на указатели этажей), эскала¬тор (с использованием образа плавно текущей вниз лестницы) и техни¬ка ныряния (погружение в море все глубже и глубже). В моей практике был человек, которому в случае последней техники приходилось наде¬вать дыхательный аппарат. Здесь, как и при индукциях, важно следить
 
 Глава 4. Гипнотическая индукция 51
 за реакцией клиента, чтобы убедиться в адекватности используемой ско¬рости.
 Тесты внушаемости
 Для оценки способности индивида к трансу некоторые гипнотерапевты могут захотеть провести перед индукцией один или несколько тестов внушаемости. В литературе представлено много подобных тестов, но я люблю технику подъема и падения рук. Обычно она выполняется сле¬дующим образом.
 Я хочу, чтобы вы положили руки перед собой, ладонями вниз - вот так [продемонстрировать]. Теперь переверните правую кисть ладонью кверху. Теперь закройте глаза. Сейчас я хочу, чтобы вы представили, что я вложил в вашу правую ладонь тяжелый предмет, а к левой привязал воздушный шарик, наполненный гелием. Ваша правая кисть становится тяжелее и тя¬желее, а ваша левая кисть становится легче и легче. И ваша правая кисть опускается ниже и ниже, в то время как ваша левая кисть поднимается выше и выше. [Повторяйте это до тех пор, пока не достигнете результата, который, на ваш взгляд, свидетельствует о максимальном поднятии и опус¬кании рук.] Теперь пусть ваши кисти и руки застынут, а вы откройте глаза.
 Как правило, чем дальше отстоят друг от друга правая и левая кисти, тем выше способность к трансу. Эта демонстрация особенно впечат¬ляет в групповом формате, когда всем видны индивидуальные различия в степени поднятия и опускания рук. Однако следует подчеркнуть, что любой тест лишь приблизительно свидетельствует о способности к тран¬су, поскольку на восприимчивость могут влиять и другие факторы, на¬пример комфортные ощущения, которые вызывают ситуация и гипно¬тизер. Повторение часто приводит к большей восприимчивости по мере того, как индивид ощущает себя все более и более комфортно.
 Индукция Эриксона
 Индукционные процедуры Эриксона опирались как на беседу, так и на ситуационный контекст. Поэтому гипнотерапевты, придерживающие¬ся данного направления, ратуют за создание условий, способствующих успешному проведению гипноза (Matthews et al., 1993). Это можно сде¬лать путем открытого определения их как гипнотических и восприятия любой реакции клиента как валидной и означающей, что он или она вхо¬дит в транс. Также важны внутренние процессы индивида, включая со¬знательное и бессознательное мышление (Matthews et al., 1993). Эрик-сон предпочитал выстраивать разговорную индукцию, как правило, в откровенно гипнотическом контексте, которая уполномочивала и
 
 52 Часть I. Предыстория
 побуждала индивидов исследовать свои скрытые смысловые значения и ассоциации, а также, возможно, создавать новые смысловые струк¬туры и формы поведения. В индукции часто используются метафоры и аналогии. Поведение клиентов не оспаривается, а принимается и при необходимости изменяется. Гипнотические суггестии часто формулиру¬ются так, что любое действие индивида служит признаком его вхожде¬ния в транс. Хотя на первых этапах работы Эриксон пользовался прямы¬ми суггестиями, он стал все больше опираться на их непрямые варианты, и сегодня последние выступают в качестве отличительного признака его подхода (Matthews et al., 1993).
 Примером такой индукции (хотя и необычно короткой) могла бы быть следующая процедура.
 Одним из первых действий, которые человек делает, когда входит в транс, бывает созерцание какого-нибудь пятна. Ему не нужно двигаться, делать вообще что-либо, а только позволить своему бессознательному мышлению активизироваться и выполнить всю работу. Сознание не должно ни в чем участвовать. И вы, пока я говорил с вами, изменили свое дыхание, у вас изменилось сердцебиение. Я знаю из прошлого опыта, что ваше артериаль¬ное давление изменилось, ваш пульс изменился, ваш мигательный рефлекс изменился. И вам на самом деле не нужно держать глаза открытыми, теперь вы можете их закрыть. Этот слабый трепет есть научение знакомству с са¬мим собой на ином уровне бытия (Lankton and Lankton, p. 158-159).
 Хотя последователи гипнотерапии Эриксона зачастую не отделяют фазу индукции от гипнотической работы, пример, приведенный ниже, касается работы с трансом при использовании гипнотической метафо¬ры. Клиент из этого примера страдал подростковым энурезом, и я вос¬пользовался метафорой "лови и держи", чтобы побудить его удерживать мочу. Эта процедура была специально разработана для клиента, любив¬шего рыбачить с отцом. Выделенные слова подчеркивались голосом.
 Я хочу, чтобы ты представил, что ловишь с отцом рыбу. Ты ведь знаешь, что сначала ты должен поймать рыбу, потом - держать рыбу. Одно без друго¬го бесполезно, согласись! Итак, представь, что ты ловишь рыбу и держишь рыбу, ловишь и держишь, ловишь и держишь, ловишь и держишь. Спустя какое-то время это получается само собой! Лови и держи, лови и держи. И чем больше ты об этом думаешь, тем больше можешь сделать так в дру¬гих случаях жизни. У тебя получается держать и ловить другие вещи (Dowd, 1996, р. 299).
 В дальнейшем при работе с тем же клиентом была использована сле¬дующая метафора с целью побуждения его к прогрессу в отношениях с родителями:
 
 II'!'
 Глава 4. Гипнотическая индукция 53
 Познавая новые способы взросления, ты знакомишься с новыми возмож¬ностями быть так или иначе ближе к людям; продолжая расти и развивать¬ся в различных направлениях, ты познаешь иные, но более глубокие чув¬ства, получая удовольствие от перемен, которые ты производишь, и с инте¬ресом и волнением гадая, к чему это все приведет. И ты чувствуешь себя комфортно на фоне собственных процессов внутреннего роста, зная, что они приведут тебя к новым возможностям. Поэтому ты можешь относить¬ся к окружающим не только иначе, но и лучше (Dowd 1996, р. 299).
 Активный гипноз
 Гипнозом этого типа можно воспользоваться, чтобы зарядить клиента энергией после релаксации. Он применялся во многих случаях, напри¬мер при депрессии и спортивных состязаниях, когда целью является увеличение активности. При активном гипнозе как индукция, так и по¬следующие гипнотические суггестии даются в живой, нежели в убаюки¬вающей, плавной манере. Кроме того, полезно бывает постепенно повы¬шать темп речи по мере продвижения в работе. Хотя начинать индукцию вы можете при закрытых глазах клиента, далее может оказаться уме¬стным попросить его открыть их. Конечно, первичная подготовка, каса¬ющаяся природы гипнотических явлений, остается обязательной, так что¬бы открытию глаз не оказывалось сопротивления, чтобы оно не истолко¬вывалось как отсутствие транса.
 В приведенном ниже примере активной индукции использована ле¬витация руки, аналогичная той, что была представлена ранее. Однако к активному гипнозу можно приспособить любую индукцию.
 Закройте глаза, пусть кисти ваших рук покоятся на бедрах. Представьте нечто, что позволило бы одной из ваших кистей сделаться легкой и невесо¬мой, похожей на воздушные шарики, которые привязаны к пальцам... Обра¬щайте внимание на любые ощущения, которые возникают в вашей кисти... Отметьте разницу в ощущениях между кистями рук. Обратите внимание, как одна кисть начинает казаться легче другой... Почувствуйте, как легкость растекается... растекается в кисти... Ваша кисть становится легче... стано¬вится легче... гораздо легче, чем другая кисть и рука... Скоро она покажется такой легкой, что ваша кисть начнет подниматься... Ощущение такой лег¬кости, что это чувство сродни подъему, похоже на парение... [Повторяйте, пока рука не начнет подниматься.] По мере того как ваша кисть подни¬мается, вы чувствуете себя все более и более энергичным, бодрым, испы¬тывающим приятные ощущения во всем теле. Вам комфортно, но вы бодр¬ствуете. Вы можете чувствовать себя позитивно и уверенно, вы способны контролировать свои чувства. Точно так же, как вы способны контролиро¬вать простые ощущения типа легкости, вы можете контролировать и дру¬гие чувства (Golden et al., 1987, p. 35-36).
 
 54 Часть I. Предыстория
 Прямая и непрямая суггестия
 Прямые суггестии представляют собой гипнотические суггестии, кото¬рые побуждают к устранению или ослаблению определенных ощущений или поведения, а также запрос о конкретной субъективной реакции. Как таковые они применялись еще до Фрейда. Во многих случаях прямые суггестии весьма эффективны, но в то же время гипнотерапевтам не ре¬комендуется прибегать к суггестиям для непосредственного устранения симптомов, хотя в этом может быть известный соблазн. Научные иссле¬дования не представили убедительных доказательств того, что непря¬мые суггестии эффективнее прямых или возбуждают меньшее сопро¬тивление. Прямые суггестии могут сами по себе возбуждать у клиента невыполнимые ожидания. Важно еще раз подчеркнуть, что все сугге¬стии в той или иной степени являются прямыми и непрямыми одновре¬менно. Например, такой крайний вариант прямой суггестии как "Ваша боль исчезнет!", редко когда окажется эффективным. В случае успеха, который, возможно, будет связан с ожиданием и эффектами плацебо, он наверняка окажется временным. В случае неудачи, вполне вероятной в подобных условиях, клиенты часто обвиняют гипнотерапевта в неэф¬фективности, нанесении ущерба вере в лечебный процесс, или обвиня¬ют себя в том, что оказались не на высоте, и приходят в уныние. В лю¬бом случае терапевтическому альянсу может быть причинен ущерб. Лучше внушить, что симптомы могут стать менее явными или умень¬шатся численно. Например, прямая суггестия болевого контроля могла бы звучать так:
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
 
 По мере того как вы будете ощущать все большую и большую расслаблен¬ность, вы сможете почувствовать, что неприятные ощущения в вашем пле¬че становятся все менее и менее заметными. Вы можете представить, как они становятся все меньше и меньше, все менее и менее заметными... они еще есть, но ощущаются теперь как небольшая тяжесть.
 Обратите внимание, что здесь не произносится слово боль, которое заменяется тяжестью, чтобы не напоминать клиенту о его боли.
 Таким же образом прямая суггестия ослабевания тревоги могла бы быть построена так:
 По мере того как вы будете ощущать все большую и большую расслаблен¬ность, вы сможете начать ощущать, что беспокоитесь все меньше и меньше-когда расслабленность охватит все ваше тело, вы почувствуете, что ваш раз¬ум тоже приходит в это состояние... вы можете ощутить, как мысли замед¬ляются по ходу того, как вы испытываете растущую уверенность в своей способности справиться с все большим и большим количеством событий
 
 Глава 4. Гипнотическая индукция 55
 в вашей жизни, тогда как эти события представляются все менее и менее опасными. Вы начинаете чувствовать себя все более спокойным и все бо¬лее расслабленным.
 В этом примере снижение тревоги связано с телесной релаксацией, а также, наряду с большим ощущением личного контроля, упомянута меньшая опасность будущих событий, которая считается индикатором тревоги (Beck and Emery, 1985). Слово тревога снова избегается, заме¬няясь понятием беспокойство.
 Оба примера значительно сокращены из демонстрационных сообра¬жений. В реальной работе с гипнотическим трансом отдельные фразы повторяются, иногда по несколько раз, а основные проиллюстрирован¬ные темы могут подвергаться значительной проработке и расширению. Читатель, наверное, уже догадался, что отличительной чертой гипноте¬рапии является креативность гипнотерапевта.
 Непрямые суггестии были впервые разработаны в рамках гипноте¬рапии Эриксона и до сих пор ассоциируются главным образом с этим направлением. Однако теперь непрямыми суггестиями, по крайней мере от случая к случаю, пользуются и многие традиционные гипнотерапев-ты. При непрямых суггестиях связь между суггестией и реакцией кли¬ента только подразумевается, что является причиной возникновения у него различных вариантов реакций. Например, непрямая суггестия за¬крытия глаз могла бы быть такой:
 Когда вы достигнете того уровня релаксации, которого желаете и который окажется для вас наиболее полезным, вы заметите, что с вашими глазами происходят изменения. Они могут закрыться, закрыться частично или ос¬таваться открытыми. Что бы вы ни выбрали, вы можете еще глубже погру¬зиться в транс.
 Суггестия закрытия глаз могла бы носить еще более непрямой характер:
 Как только вы начнете испытывать растущее чувство комфорта, вы можете почувствовать определенные ощущения в глазах. Возможно, веки станут тяжелее; возможно, они сделаются легче; может быть, возникнут какие-то другие новые ощущения. Разве не интересно наблюдать за этими измене¬ниями и тем, что может произойти дальше? Вы можете наблюдать эти из¬менения и учиться на них...
 Обратите внимание, что во втором примере закрытие глаз вообще не упоминается. Тем не менее в силу того, что для большинства людей кон¬текст гипноза предусматривает закрытие глаз как обычную реакцию, весьма вероятно, что глаза закроются. Поскольку индивид наверняка сочтет это непроизвольным действием (так как оно не упоминалось),
 
 56 Часть I. Предыстория
 постольку он или она интерпретирует это с учетом контекста как при¬знак нарастающего транса. Однако даже если глаза не закроются, дове¬рие к гипнотерапевту сохранится. Кроме того, здесь содержится скрытая, встроенная суггестия того, что будут иметь место реальные изменения; единственный вопрос: какого рода? Встроенные, скрыто ограничиваю¬щие суггестии являются важной составной частью непрямых суггестии. Другие примеры непрямых суггестии были приведены выше, а допол¬нительные будут представлены по ходу дальнейшего изложения.
 Завершение транса
 Хотя при отсутствии формального завершения гипноза люди не "за¬стревают" в нем, важно обеспечить тот или иной выход из гипнотиче¬ского состояния. Завершение предоставляет контекстуальное указание на то, что транс должен закончиться, и потому выступает в качестве сиг¬нала. Без формальной завершающей процедуры отдельные индивиды, особенно те, кто обладает высокой способностью к трансу, могут сме¬шаться и чувствовать дискомфорт. В частности, их рефлексы могут быть поначалу замедленными, и в этом состоянии таким людям нельзя са¬диться за руль. Кроме того, некоторые люди не сразу выходят из транса (хотя, в конце концов, им это удается) и могут нуждаться в содействии "выходу из него". Я видел индивидов, которые поначалу казались пол¬ностью вышедшими из транса, однако вскоре выказывали отдельные признаки, говорившие о том, что они все еще оставались отчасти загип¬нотизированными. Эти признаки могут включать в себя замедленные двигательные реакции и заторможенность, а также затруднения при концентрации внимания на заданиях или других людях.
 Из соображений симметрии я рекомендую проводить процедуру за¬вершения в порядке, обратном процедуре индукции. Например, если индукция включала в себя лестничную углубляющую технику с про¬хождением десяти ступенек, то завершение должно быть связано с их об¬ратным отсчетом. Обычная процедура завершения может выглядеть так:
 И вот настало время выходить из транса. Когда я буду вести обратный от¬счет с пяти до одного [или с десяти до одного], вы постепенно почувствуете [или сможете почувствовать] себя живее и бодрее так, что когда я досчи¬таю до одного, вы откроете глаза и выйдете из транса [или "проснетесь"], чувствуя себя бодрым и освеженным. Пять, бодрее - четыре, начинаете вы¬ходить из транса - три, все бодрее и бодрее - два, почти проснулись - один.
 Другим методом, препоручающим клиенту еще даже больший конт¬роль, является следующий:
 
 Глава 4. Гипнотическая индукция 57
 Сейчас вы начнете так быстро, как сами захотите, возвращаться в совершен¬но осознанное, бодрствующее состояние. Ощутите свободу во времени. Из¬берите темп, который вас больше всего устроит. Не торопитесь. Начинайте процедуру понемногу, очень медленно, в удобном темпе, начиная открывать глаза, возвращаясь в бодрствующее состояние, чувствуя себя расслаблен¬ным, посвежевшим и в полном сознании (Golden et al., 1987, стр. 29).
 Преимущество этой завершающей процедуры состоит в том, что она позволяет клиенту совершить переход от транса к обычному состоянию, выдерживая свой темп, и подтверждает высказывание: "всякий гипноз есть самогипноз". Даже если на первых порах клиенты могут потребо¬вать от гипнотерапевта большего участия в завершении гипноза, после неоднократно проведенных гипнотических процедур они склонны пред¬почитать и готовы использовать процедуру завершения, которая боль¬ше центрирована на клиенте.
 Несмотря на то что выражения "проснуться" или "просыпаться" яв¬ляются метафорами, специалисты часто пользуется ими ввиду отсутст¬вия лучших терминов, а также потому, что большинство людей мыслят гипноз именно таким образом. Однако на подготовительном этапе гипно-терапевт должен подчеркнуть, что эти и похожие на них термины явля¬ются метафорами и не отражают подлинной гипнотической реальности.
 Основные гипнотерапевтические техники
 Гипнотерапия является исключительно творческим делом. Тем не менее здесь вновь и вновь практикуют несколько основных интервенций, кото¬рые можно использовать при построении широкого круга специальных техник. Я опишу те, которые особо близки когнитивной гипнотерапии.
 Гипнотическая релаксация
 Если и существует универсальная техника гипноза, то здесь мы имеем именно такой случай. Релаксация тайно или явно сопутствует прак¬тически любому индуцирующему и углубляющему упражнению, равно как и большинству обычных гипнотических процедур. Релаксации не требует только активный гипноз. Действительно, систематическая де¬сенсибилизация обладает выраженным гипнотическим свойством. При лечении тревоги и фобии гипнотическая релаксация может быть глав¬ным компонентом эффективности; в случае других расстройств она тоже важна. Здесь используется хорошо известная идея о том, что в рас¬слабленном состоянии трудно испытывать тревогу, а когнитивная сис¬тема легче вбирает в себя новые данные.
 
 58 Часть I. Предыстория
 Возрастная регрессия
 Эта техника, по сути, возвращает клиентов в более ранние периоды жиз¬ни. Иногда к ней относятся не слишком уважительно из-за известного сомнительного и спорного мнения, что с ее помощью можно регресси¬ровать к периоду, предшествовавшему рождению, прошлым жизням или восстановить воспоминания о ранней сексуальной травме. Однако воз¬растная регрессия просто помогает индивиду вспомнить события прош¬лого. Вполне возможно, что воспоминания о былых событиях окажутся, по крайней мере, отчасти вымышленными и не обязательно истинными во всех деталях, но в психотерапии важны именно воспоминания, а не их буквальная точность. Люди аффектируются событиями так, как они помнят и интерпретируют их, а не самими событиями. Правда, в судеб¬ных (юридических) ситуациях дело обстоит совсем иначе.
 Гипнотически облегченное восстановление воспоминаний может переживаться поразительно реально, как будто события свершаются вновь. В других случаях они могут переживаться только как воспоми¬нания при малой интенсивности эмоций. Аналогичным образом может варьировать степень новизны. Иногда всплывает совершенно новое вос¬поминание, или же ранее незавершенное, отрывочное воспоминание представляется в больших подробностях. И все же восстановление про¬шлых воспоминаний, образов может обеспечить богатый источник дан¬ных для обозрения памятью былого и последующего его когнитивного переструктурирования (Dowd, 1997b). В той или иной форме возраст¬ная регрессия является часто используемой техникой. Образные техни¬ки Дж. С. Бека (J. S. Beck, 1995), предназначенные для идентификации образов, прослеживания образов вплоть до их завершения и воображае¬мого преодоления, имеют особенности, присущие возрастной регрессии.
 Возрастная прогрессия
 Как следует из названия, возрастная прогрессия предполагает продви¬жение в будущее. Конечно, о будущем нет никаких воспоминаний, ко¬торые можно было бы восстановить, но индивиды вполне могут создать образы желаемого события или желаемого воспоминания о той или иной ситуации. Поэтому клиента, который испытывает тревогу перед публичными выступлениями, можно попросить заглянуть на месяц впе¬ред (когда он будет держать речь) и представить, насколько комфортно он чувствует себя, выступая перед аудиторией. Для будущего можно со¬ставить целый воображаемый сценарий, в котором все будет лучше, чем в прошлом. Образные техники Дж. С. Бека (J. S. Beck, 1995), предна¬значенные для прыжка в будущее и прослеживания образов вплоть до их завершения, имеют особенности, присущие возрастной прогрессии.
 
 Глава 4. Гипнотическая индукция 59
 Дауд (Dowd, 1997b) описал похожую технику, используя понятия вооб¬ражаемого замещения и преодоления. Конечно, как в возрастной регрес¬сии, так и в возрастной прогрессии огромное значение имеют повторы.
 Суггестированная амнезия
 Это пример обывательского понимания гипноза, согласно которому че¬ловек не помнит ничего из происходившего с ним в состоянии транса. Однако существуют два аспекта гипнотической амнезии: амнезия на прошлые события и амнезия на события в состоянии транса (Teitel-baum, 1969). Вторая часто наступает спонтанно, но первой почти нико¬гда не бывает без вмешательства гипнотерапевта. Тем не менее амнезия на прошлые события может принести пользу терапии.
 Важным аспектом когнитивной системы человека является то, что негативные события, в отличие от позитивных, обладают тенденцией со временем забываться. На самом деле, эта тенденция помогает всем нам сохранять оптимизм и чувство благополучия. Мы чувствовали бы себя хуже, если бы помнили обо всех наших неудачах и бедах. Многие при¬скорбные события запоминаются как чрезвычайно болезненные, а вос¬поминания зачастую бывают навязчивыми и постоянно "пережевыва¬ются". В таких случаях может пригодиться даже частичная суггестиро¬ванная амнезия. Конечно, гипнотерапевт должен быть осторожен. Здесь есть опасность внушения слишком широкой амнезии. Лучшими могут быть суггестии типа: "Вы можете постепенно начать забывать или не вспоминать о многих из этих инцидентов". Есть также данные в пользу того, что суггестированная амнезия приводит к лучшим результатам при высокой способности к трансу или выраженной гипнотической внуша¬емости (Teitelbaum, 1969).
 Подстановка воспоминаний
 Все больше подтверждается тот факт, что воспоминания не регистриру¬ются в неизменном виде раз и навсегда, но, по крайней мере отчасти, конструируются с течением времени (Loftus and Pickrell, 1995; Zaragoza and Mitchell, 1996). Флеминг с коллегами (Fleming et al.,1992) предста¬вили данные, указывающие на то, что в памятном переживании участву¬ют три фактора: контекст, внимание и частота, с которой вспоминается эпизод. Контекстуальные особенности включают аспекты окружающей обстановки (например, определение ситуации как гипнотической), внут¬ренние характеристики, такие как настроение или химические препа¬раты, и семантический контекст (используемый язык). Фактор вни¬мания - уровень концентрации внимания, направленного на задачу. Милтон Эриксон, например, обычно прибегал к разделению внимания,
 
 60 Часть I Предыстория
 когда обычное внимание клиента отвлекалось от гипнотического посла¬ния. На память об инциденте влияет и частота, с которой он вспомина¬ется Неоднократно вспоминаемые события припоминаются с большей уверенностью, но меньшей точностью. Часто поддерживается одна из созданных субъективных версий или извне суггестированное направ¬ление. Таким образом, оказывается, что воспоминаниям может прида¬ваться та или иная форма, которая делает их лучше или хуже. Процесс формирования памяти может быть естественным или умышленно сти¬мулированным. Тейтельбаум (Teitelbaum, 1969) постулирует возмож¬ность подстановки совершенно новых воспоминаний, которая была про¬демонстрирована на примере исследований, осуществлявшихся в годы войны, - соображение, которое также высказывается Лофтусом (Loftus, 1993). На сегодняшний день эта тема является весьма спорной, несмот¬ря на интерес, проявляющийся к вытесненным воспоминаниям о сексу¬альных травмах. Независимо от того, могут ли ранние травматические воспоминания быть полностью вытесненными или полностью вымыш¬ленными, очевидно, что с течением времени память о многих событиях претерпевает значительные изменения. Определенные сдвиги памяти могут быть терапевтически благоприятными, и проницательный гипно-терапевт способен их стимулировать.
 Когнитивная репетиция
 Применение этой техники в когнитивной гипнотерапии описал Дауд (Dowd, 1997b). Клиент, находящийся в трансе, в состоянии представить, что по-новому ведет себя в проблемных ситуациях. Кроме того, его мож¬но попросить отметить и идентифицировать чувства, сопровождающие это новое поведение, сопоставив их с привычными чувствами в аналогич¬ных ситуациях. Гипнотический транс позволяет клиенту представить это новое поведение и последующие когниции и чувства с интенсивностью, которая обычно не встречается в воображаемых ситуациях.
 Организация воображаемых диалогов
 Случается, что прямой диалог с другим человеком уже не возможен (на¬пример, если тот умер) или причиняет чрезмерные страдания (напри¬мер, когда этот человек внушает страх). В таких ситуациях может помочь воображаемый диалог в состоянии транса (Dowd, 1997b). Он чем-то на¬поминает технику двух стульев, которая применяется в гештальт-тера-пии. Клиенты могут играть либо себя, либо значимую фигуру из своей жизни, либо чередовать обе роли. Сам терапевт тоже может сыграть одну из ролей. В когнитивной гипнотерапии это очень гибкая техника.
 
 |>Л I I
 Часть II
 Лечение психологических
 расстройств
 
 Глава 5
 Введение
 Наверное, не было в прошлом и не существует сейчас психологического или соматического расстройства, которое кто-то где-то как-то не попы¬тался бы вылечить при помощи гипноза. Более того: гипноз применялся или упоминался как применявшийся в связи с множеством оккультных и сомнительных феноменов, таких как сатанинские обряды и нагово¬ры, регрессия к былым воплощениям и исследование множественно¬сти личности. В общественном сознании гипноз по сей день ассоцииру¬ется с магией и оккультизмом, придавая таким утверждениям оттенок правдоподобия. Несмотря на то что эта чушь обычно является вотчиной сомнительных деятелей, были случаи, когда к признанию этих феноме¬нов склонялись и гипнотизеры более традиционного толка, вместо того чтобы отнестись к ним с соответствующим научным скептицизмом. Та¬кое необдуманное и доверчивое отношение вредит окончательному при¬знанию гипноза уважаемой психологической лечебной техникой. Гип¬ноз - когнитивная техника, которая, при соблюдении соответствующих условий, способна модифицировать когнитивные: содержание, процес¬сы, структуры.
 Бывает также, что отдельные практические работники прибегают к гипнозу, скрыто или явно считая, будто сам по себе он является доста¬точным средством для получения лечебного результата. Это означает, что гипноз превращается в саму терапию, вместо того чтобы быть вспо¬могательной техникой, которая применяется в контексте общих тера¬певтических режимов. Например, рекламой некоторых "центров гип¬ноза" служат обещания того, что клиенты смогут значительно снизить свой вес или навсегда бросить курить в результате одной или двух гип¬нотических сессий, выступающих в роли единственного метода лечения. Такие обещания основываются на вековом стремлении человека найти быстрое (и, конечно, дешевое) решение, которое потребовало бы незна¬чительных усилий по преодолению застарелых проблем. Неизбежное
 
 Глава 5 Введение 63
 разочарование, которым заканчивается неудача, также подрывает дове¬рие к гипнозу как к надежной и валидной технике. Иногда случается, что такой взгляд на гипноз разделяют специалисты общей практики.
 В этом разделе предлагается описание использования гипноза с це¬лью оказания помощи в преодолении множества психологических про¬блем, с которыми обычно сталкиваются клиницисты. Однако сначала мы должны описать различные типы когнитивных явлений, которым может быть адресован гипноз.
 Мейхенбаум и Гилмор (Meichenbaum and Gilmore, 1984) описали три аспекта человеческого когнитивного функционирования, которые обра¬зуют концептуальную основу для интервенций и примеров, представ¬ленных в данной книге. Они предлагают описание различий между ког¬нитивными событиями, когнитивными процессами и когнитивными структурами. Когнитивными событиями являются осознанные, легко доступные мысли, самоутверждения и образы. К когнитивным событи¬ям относятся, например, такие сиюминутные мысли клиентов, как: "Ну и болван же я, что сделал такую глупую ошибку!" или "Я никогда не справлюсь с этой задачей!". Точно так же когнитивным (образным) со¬бытием является собственный образ, когда человек представляет себя глубоко встревоженным, потеющим и забывающим слова во время вы¬ступления перед публикой. Когнитивные события сравнительно легко идентифицируются, к ним легко подобраться с посторонней помощью, и они считаются поверхностными когшщиями. Добраться до когнитив¬ных событий помогают стандартные вопросы: "О чем вы думаете пря¬мо сейчас?" или: "О чем вы думали, когда произошло X?", или: "Опи¬шите, каким вы видите себя в момент выступления".
 Когнитивные процессы лучше всего описать как способы мышления. Примерами дисфункциональных когнитивных процессов являются, на¬пример, когнитивные ошибки, идентифицированные Беком и его колле¬гами (Beck et al., 1979), такие как сверхобобщающее, драматизирующее и дихотомическое ("черно-белое") мышление. Аналогичным образом, иррациональные убеждения, идентифицированные Эллисом и Драйде-ном (Ellis and Dryden, 1997), являются примерами ошибок когнитивных процессов. К таким убеждениям относится "нагнетание страха" (когда ужасным считается простое неудобство), "неизбежность" (когда счита¬ется, что нечто обязано случиться или не случиться, тогда как это собы¬тие всего лишь предпочтительно) и выводы о собственной никчемности, сделанные на основании заурядных ошибок. К другим распространен¬ным примерам относятся преуменьшение хороших событий и преуве-
 
 64 Часть II. Лечение психологических расстройств
 личение плохих. Можно сказать, что дисфункциональные когнитивные процессы подразумевают селективное внимание к негативной информа¬ции и отсев позитивной. Когнитивные ошибки могут совершаться и в сторону положительного настроя, хотя они менее свойственны психо¬логическому страданию. В этом случае индивиды могут интерпретиро¬вать события в излишне позитивном ключе, что приводит к установке Полианны1, что тоже может оказаться проблематичным. Обычно у нас нет непосредственного доступа к нашим собственным когнитивным процессам, хотя мы, как правило, гораздо лучше идентифицируем чу¬жие ошибки. Однако при помощи опытного психотерапевта мы можем научиться распознавать ошибки собственного мышления. В этом состо¬ит один из аспектов когнитивной психотерапии.
 Дж. С. Бек (J. S. Beck, 1995 ) составил следующий перечень главных когнитивных искажений.
 1. Мышление по типу "все или ничего": понимание ситуаций не в
 целом, а с точки зрения "или-или".
 2. Драматизация: предсказание будущего в совершенно негативных
 тонах.
 3. Дискредитация позитивных моментов: позитивные переживания
 не учитываются.
 4. Эмоциональная аргументация: считать нечто верным на том ос¬
 новании, что вы "чувствуете" это верным, не принимая в расчет
 факты, подтверждающие обратное.
 5. Навешивание ярлыков: навешивание общего и постоянного яр¬
 лыка на себя и других людей.
 6. Преувеличение/преуменьшение: преувеличение негативного и
 преуменьшение позитивного событий.
 7. Ментальный фильтр: большее внимание не к позитивной, а к не¬
 гативной информации.
 8. Чтение мыслей: необоснованная вера в знание чужих мыслей.
 9. Сверхобобщение: выведение широких негативных заключений,
 исходя из ограниченного количества данных.
 10. Персонализация: неоправданное видение себя причиной поведе¬ния других людей.
 11. Употребление императивных утверждений: неизменное и необо¬снованное понимание должного поведения для себя и других,
 Имя героини одноименной повести Г. Портера. - Примеч. пер.
 
 Глава 5. Введение 65
 которое отражается во многих утверждениях по типу "должен" и "обязан".
 12. Туннельное видение: способность видеть лишь негативные аспек¬ты ситуации.
 Когнитивные структуры были названы когнитивными схемами и
 представляют собой скрытую систему правил и допущений, зависящую от опыта индивида. Они определяют предрасположенность мыслить, интерпретировать и реагировать определенным образом и находятся вне сознательного осмысления. Когнитивные структуры могут быть весьма адаптивными, что позволяет людям стремительно обрабатывать информацию (Beck and Emery, 1985). Однако результатом такой обра¬ботки могут оказаться укоренившиеся неадекватные структуры. В свя¬зи с тем, что они закладываются в раннем возрасте и являются элемен¬том скрытого знания (Dowd and Courchaine, 1996), индивиду трудно оценить или принять их в случае обсуждения данных структур окружа¬ющими. Обычно люди переживают схемы по типу "так устроен мир и точка!". Попыткам помочь им взглянуть на вещи иначе оказывается, как правило, ожесточенное сопротивление. Они могут быть функциональ¬ными и дисфункциональными и являются основными когнитивными конструктами в том, что обычно называется типом личности. Дисфунк¬циональные схемы прочно привязаны к расстройствам личности. Кто-то, например, может обладать схемой личной некомпетентности, из-за которой его действия постоянно интерпретируются как "недостаточно хорошие". У другого может быть схема недоверия, в силу которой все межличностные инициативы других отвергаются как подозрительные. Третий может носить в себе схему зависимости, из-за которой ощущает в себе неспособность функционировать в одиночку и без посторонней помощи. Четвертый может обладать схемой дефектности и постоянно чувствовать себя нелюбимым. Однажды установленные, эти схемы дей¬ствуют подобно трафарету, который пропускает согласующиеся данные, и отфильтровывает отличные, поддерживая тем самым свою неизмен¬ность. Если принять во внимание раннее происхождение и силу этих долгосрочных схем, то остается удивляться, что люди вообще изменя¬ются!
 Янг (Young, 1994) разработал общую классификацию ранних не¬адекватных схем (РНС), выделив четыре их вида. РНС - стабильные и устойчивые когнитивные темы, которые развиваются в детстве, после чего не претерпевают существенных изменений, а только развиваются. На их основе формируется наш взгляд на себя, мир и наше место в мире. Эти темы не обусловлены убеждениями и сами себя питают. Они ак-
 3 3". 106
 
 66 Часть II. Лечение психологических расстройств
 тивизируются под действием внешних событий, связаны с высокого уровня аффектами и являются результатом ранних дисфункциональ¬ных переживаний из-за опекунов и сверстников. Янг выявил следующие РНС, выделив пять ведущих тем (январь 1994). Разобщение и отвержение
 1. Заброшенность/непостоянство: убежденность в том, что в буду¬
 щем окружающие не смогут продолжать обеспечивать постоян¬
 ную поддержку и защиту.
 2. Недоверие/ущерб: ожидание того, что другие обидят или обманут.
 3. Эмоциональная депривация: убежденность в невозможности по¬
 лучать в будущем от других эмоциональную поддержку, что, в
 свою очередь, подразделяется на лишение заботы, лишение эмпа-
 тии и лишение защиты.
 4. Дефектность/стыд: убежденность в своей дефектности, негодно¬
 сти или несовершенстве в важных отношениях. Изъяны могут
 быть внутренними или наружными.
 5. Социальная изоляция/отчуждение: убежденность в отъединении
 от остального мира или в отличии от других людей.
 Поврежденные автономность и представления
 6. Зависимость/некомпетентность: убежденность в своей неспособ¬
 ности компетентно справиться со своими обязанностями без по¬
 сторонней помощи.
 7. Уязвимость перед лицом опасности: преувеличенный страх ката¬
 строфы, которая может разразиться в любую секунду и которую
 нельзя отвратить.
 8. Запутанность/неразвитое Я: избыточная эмоциональная зависи¬
 мость от значимого окружения в ущерб обретению полной инди¬
 видуальности.
 9. Фиаско: убежденность в прошлой и будущей несостоятельности
 или исходной неадекватности по сравнению с другими людьми.
 Поврежденные ограничения
 10. Право/доминирование: убежденность в своем праве иметь то, что
 хочется и когда хочется, как бы это ни сказалось на окружающих.
 "Я хочу то, что хочу, когда хочу!"
 11. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина: трудности с са¬
 моконтролем или отказ прибегать к нему, плохая переносимость
 фрустрации. Индивид слишком избегает неудобств.
 
 Глава 5. Введение 67
 Направленность на других
 12. Подчинение: чрезмерная передача контроля над собственным по¬
 ведением и чувствами во избежание кары, гнева или отвержения
 со стороны окружающих.
 13. Жертвенность: избыточная сосредоточенность на удовлетворении
 нужд окружающих за свой счет.
 14. Поиски одобрения: избыточный акцент на получение похвалы и
 признания со стороны окружающих в ущерб собственным идеям.
 Может подразумевать переоценку статуса, денежных доходов, до¬
 стижений.
 Сверхбдительность и сдержанность
 15. Уязвимость/негативная настроенность: преувеличенное ожида¬
 ние того, что дела могут пойти плохо в любую секунду; чрезмер¬
 ный страх допустить ошибки, приводящие к этому. "Это обяза¬
 тельно, наверняка плохо кончится!"
 16. Избыточный контроль: чрезмерное торможение спонтанности во
 избежание ошибок, отчуждения других или потери контроля.
 17. Жесткие стандарты: убежденность в необходимости всегда стре¬
 миться к соответствию очень высоким усвоенным стандартам, как
 правило - во избежание критики.
 18. Репрессивность: убежденность в том, что следует выказывать гнев
 и наказывать всех (включая себя), кто не удовлетворяет твоим
 (высоким) требованиям и стандартам.
 Янг утверждает, что люди, как правило, обладают двумя или тремя такими схемами, и для оценки последних разработал Вопросник по схе¬мам (Young, 1994). Очевидно, что в умеренном виде многие эти схемы облегчат жизнь индивида. Они могут стать неадекватными лишь в слу¬чае избытка. Индивидам, обладающим могущественной РНС в той или иной сфере, очень трудно понять, почему она может быть неадекватной. Для них самих она очевидна: "Это так, потому что это должно быть так!"
 Таковы основные когнитивные явления, с которыми работает когни¬тивная психотерапия. Во многих случаях гипноз может значительно способствовать клиницисту в помощи клиентам преодолевать когни¬тивные ошибки, искажения на всех трех уровнях когниции и замещать их более адаптивными когнициями. В следующих главах описывается применение гипноза для модификации дисфункциональных когниции при многих психологических нарушениях.
 
 Глава 6
 Тревога и фобии
 С самого начала важно разграничить понятия тревоги, страха и фобии. Бек и Эмери (Beck and Emery, 1985) заявили, что страх является когни¬тивным процессом, тогда как тревога является эмоциональной реакци¬ей. Если развить эту мысль, то страх есть когнитивная оценка будущей угрожающей ситуации. Фактически Бек и Эмери констатировали, что восприятие будущей опасности является отличительным признаком тревоги. Фобией называется особенно интенсивный и необоснованный страх, который характеризуется избежанием пугающего объекта. Одна¬ко во всех этих состояниях присутствует эмоциональное возбуждение, и потому многие интервенции можно использовать для лечения как тре¬воги, так и фобий.
 Тревога
 Двадцатый век был назван "Веком тревоги", каким он и был в действи¬тельности. Восприятие грядущей опасности редко когда бывало на¬столько устойчивым и продолжительным. В прошлые века тревога обыч¬но возникала при восприятии физической опасности. Сегодня опасность имеет главным образом социальный и межличностный характер.
 Мы окружены социальной опасностью. Ослабление социальных свя¬зей, которые раньше привязывали индивидов к своим общинам, а членов общин - друг к другу, привело к глубинным чувствам одиночества и обособленности. При том что поначалу ослабление социальной крити¬ки часто приводит к животворящему чувству свободы, та же самая сво¬бода в конечном счете может породить тревогу. Как выразился один эмансипированный молодой человек: "С одной стороны, я могу делать, что хочу; с другой - никого не волнует, что я делаю". Свобода позволя¬ет нам по-новому мыслить, действовать и чувствовать, но она же возла¬гает на нас ответственность за последствия. Поэтому неудивительно, что некоторые люди стараются убежать от свободы, как это видно из
 
 Глава 6. Тревога и фобии 69
 примера парадоксальной ностальгии русских по бывшему Советскому Союзу. За свободу приходится платить.
 Люди - это высокосоциальные представители животного мира, и ос¬лабление семейных и общественных связей, проистекающее из новой свободы и мобильности, означает, что мы должны сформировать новые социальные отношения вместо того, чтобы наследовать старые. Расту¬щее число разводов является сразу и причиной и следствием этой тен¬денции. Мы должны постоянно создавать новые связи и, следователь¬но, рискуем быть отвергнутыми и подвергнутыми социальной изоляции так, как еще сто лет назад показалось бы немыслимым. Таким же обра¬зом приходится не наследовать, а выбирать профессии и карьеры, что приводит к тревоге, вызванной возможностью неудачного выбора. Ког¬да юноши занимались тем, что делали их отцы, а девушки - тем, чем занимались их матери, выбор был недоступен, и потому тревога дер¬жалась на низком уровне.
 Кроме того, тревоге присущи индивидуальные различия. Отдельные люди кажутся напряженнее и тревожнее других - факт, известный с древнейших времен. Возможно, что некоторые из этих индивидуальных различий можно проследить вплоть до биохимических факторов и ко¬лебаний общего уровня активности. Однако психологические интервен¬ции, предназначенные для снижения тревоги, могут оказать значитель¬ное воздействие даже на хронически тревожных людей, хотя, вероятно, и не в той степени, как бы хотелось. Кроме того, иногда могут приносить пользу соответствующие медикаментозные средства, призванные сни¬жать уровень возбуждения.
 Гипноз, в известной мере, приспособлен специально для лечения тре¬воги. Эмоциональное возбуждение, присущее всем разновидностям тре¬воги и фобий, можно снизить, если не устранить вообще, при помощи релаксации, которая сопровождает многие формы гипноза. Клиниче¬ские исследования свидетельствуют о неизменной связи лечебного исхо¬да с гипнабельностью (Wadden and Anderton, 1982), поэтому ее оценку следует проводить до начала гипнотерапии. В оставшейся части этой главы проиллюстрировано применение гипноза в отношении когнитив¬ного содержания, процессов и структур, присущих тревоге.
 Когнитивное содержание
 Джим обратился за помощью из-за постоянных навязчивых тревожных мыслей о своей профессиональной деятельности. Они начинались глав¬ным образом со слов "что, если...?" Например: "Что, если я плохо справ-
 
 70 Часть II. Лечение психологических расстройств
 люсь с этим проектом?" и "Что, если я потеряю работу?". Чем больше клиент погружался в эти рассуждения, тем более крайнюю форму они принимали, указывая, что он предавался драматизации ситуации. С этой умственной "жвачкой", стоило ее начать, было трудно покончить, и он чувствовал, как становится все более и более напряженным.
 Терапия началась с обучения его гипнотической релаксации. Гип-нотерапевт воспользовался техникой индукции релаксации, чтобы по¬мочь клиенту расслабить мышцы и определить зоны повышенного на¬пряжения.
 А теперь, Джим, я хочу, чтобы ты откинулся в кресле и закрыл глаза. Хотя сейчас ты можешь не чувствовать большой расслабленности, просто поста¬райся быть настолько расслабленным, насколько сможешь. Важно, чтобы тебе было комфортно ощущать свою способность сделать все, что ты мо¬жешь, прямо сейчас, не беспокоясь о том, что что-то не получается. Пока ты будешь здесь сидеть, я собираюсь перечислить по очереди все группы мышц, и прошу тебя обращать внимание, насколько они напряжены, а по¬том расслаблять их. Одновременно обращай особое внимание на звук мое¬го голоса. Сначала обрати внимание на мышцы твоей головы: за ушами, вокруг глаз, на свою нижнюю челюсть, язык. Обрати особое внимание на малейшую напряженность в твоем языке, так как он часто бывает одной из точек напряженности в теле. Хорошо... теперь дай этим мышцам медленно расслабиться. [Можно получить некоторую информацию о прогрессе путем наблюдения за такими телесными изменениями, как отвисшая нижняя че¬люсть.] Теперь обрати внимание на мышцы шеи и плеч, по ходу дела рас¬слабляя их. Ты чувствуешь, как твои плечи поникают. [Субъект с хорошей гипнабельностью может начать слегка покачивать головой, и гипнотерапев-ту не стоит из-за этого беспокоиться.] Теперь обрати внимание на мышцы предплечий и кистей рук, постепенно расслабляя их. Теперь обрати внима¬ние на мышцы живота и бедер. Ты чувствуешь, что все глубже утопаешь в кресле.
 Гипнотерапевт продолжает перечислять группы мышц, переходя к нижним отделам тела Джима, отмечая и называя телесные изменения и интерпретируя их как прогресс в погружении в транс, соответственным образом приспосабливая скорость релаксации. В качестве альтернати¬вы терапевт мог попросить его ощутить, как напряжение вытекает из его тела по мере все большего и большего расслабления.
 Второй комплекс интервенций был адресован катастрофическим размышлениям клиента из категории "что, если...?". Поскольку Джим не всегда сознавал содержание своих навязчивых мыслей, гипнотера¬певт воспользовался двумя методами их разоблачения. Джима попро¬сили вести журнал мыслей, которые появлялись у него при ощущении
 
 Глава 6. Тревога и фобии 71
 тревоги. Хотя сначала эта обязанность показалась ему трудной, со вре¬менем он, при поддержке со стороны терапевта, приобрел большую точ¬ность в освещении этих мыслей. Находясь в трансе, Джим учился вооб¬ражать себя в проблемной ситуации (идентифицированной заранее) и сообщать, какие мысли пробегали в его сознании. В рамках предгипно-тической подготовки ему было сказано, что разговаривать в состоянии транса - обычное дело для загипнотизированных людей. Гипнотера-певт записывал все эти высказывания. Была использована следующая гипнотическая процедура.
 Гипнотерапевт. Джим, я хотел бы, чтобы ты представил, будто тебя вызва¬ли в офис к шефу для полугодичной аттестации. Когда ты сосредоточишь внимание на этой сцене, позволь себе испытать обычную тревогу. Теперь почувствуй, что ты расслабляешь свое тело так, как мы упражнялись до этого, и ощути, как твоя тревога несколько ослабевает. Теперь расскажи мне, о чем ты думаешь.
 Джим. Я думаю: что, если ему не нравится моя работа, что, если он меня вышвырнет? Если я потеряю работу, то сделаюсь полным неудачником!
 На следующей сессии гипнотерапевт помог Джиму построить пози¬тивные самоутверждения для противодействия любой негативной мыс¬ли. При этом метод двух колонок был использован в следующем виде (табл. 6.1).
 Таблица 6.1
 Негативные и позитивные утверждения Джима
 

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу