<< Пред. стр. 10 (из 16) След. >>
Четырежды торжествует он в своей вечности.9. Иезод.
Четыре девятки.
Четырьмя основаниями поддерживается его трон.
10. Мальхут.
Четыре десятки.
Его единое царство четырежды то же и соответствует зубцами божьего венца.
Из этого столь простого расположения видно каббалистическое значение
каждой пластинки, Так, например, пятерка жезлов (треф) обозначает гебуру
Йода, т. е. справедливость Творца или гнев человека; семерка чаш (червей)
- победу милосердия или торжество женщины; восьмерка мечей (пик) -
столкновение или вечное равновесие и т. д... Можно понять также, как
поступали древние первосвященники, чтобы заставить говорить этот оракул:
брошенные по жребию пластинки каждый раз давали новый каббалистический
смысл, строго верный в своей комбинации, которая одна только и была
случайной; а так как вера древних ничего не приписывала случаю, то они
читали ответы Провидения в оракулах Таро, называвшегося у евреев Терафом
или Терафимами; первым заметил это ученый-каббалист Гаффарель, один из
магистов, призванных кардиналом Ришелье.
Что же касается фигур, то вот как объясняет их следующее двустишие:
Король, Дама, Кавалер, Слуга. Супруг, молодой человек, ребенок, все
человечество.
По этим четырем ступеням восходят к единству.
В конце Ритуала я приведу другие детали и точные данные о чудесной книге
Таро, и докажу, что эта примитивная книга - ключ ко всем пророчествам и
учениям, словом, книга, вдохновлявшая вдохновенные книги, а этого не
заметили ни Курт де Гебелин, несмотря на все свое знание, ни Аллиетт, или
Эттейлла, несмотря на всю свою удивительную интуицию.
Десять сефиротов и двадцать две карты Таро составляют то, что каббалисты
называют 32-мя путями абсолютного знания; отдельные же науки они
разделяют на пятьдесят глав, называемых 50-ю вратами (как известно, у
восточных народов врата обозначают правление или авторитет). Раввины
делят каббалу также на Берешит, или универсальное Бытие, и Меркаву, или
колесницу Езекииля; затем из двух различных способов толкования
каббалистических алфавитов они образуют две науки, называемые Гематрией и
Темурой, и составляют из них искусство знаков; а эта наука, в своей
основе, - полное знание символов Таро и сложное и разнообразное их
применение к угадыванию всех секретов, как философии, так и природы и
даже будущего. Я буду еще говорить об этом в двадцатой главе этой
работы.
11. Каф. К.
МАГИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ
Manus
Сила
Великий магический агент, названный мною астральным светом, другими
называвшийся душой земли, а древними химиками Азотом и Магнезией - эта
оккультная сила ключ ко всякой власти, секрет всех сил; это - крылатый
дракон Медеи, змея райской тайны, универсальное зеркало видений, узел
симпатий, источник любви, пророчества и славы. Суметь завладеть этим
агентом - значит стать хранителем силы самого Бога; именно в этом и
состоит вся реальная, действительная магия, вся истинная тайная сила; и
цель всех книг истинного знания - доказать это.
Чтобы завладеть великим магическим агентом, необходимо произвести два
действия: сосредоточить и выбросить, укрепить и привести в движение.
Творец всех пещей установил неподвижность, как основу и гарантию
движения; так само должен поступать и маг.
Говорят, что энтузиазм заразителен. Почему? - Потому что без твердых
верований не может быть энтузиазма. Вера вызывает вору; верить - значит
иметь повод хотеть; желать же разумно - значит хотеть, если и не с
бесконечной, то, во всяком случае, с неограниченной силой.
Все, совершающееся в интеллектуальном и моральном мире, с тем большим
основанием выполняется в мире физическом; и когда Архимед, чтобы
перевернуть мир, просил точку опоры, он попросту искал великую магическую
тайну.
Па одной руке андрогина Генриха Кунрата имеется надпись - "сгущай"
(coagula), и на другой - "растворяй" (solve).
Собирать и распространять - два глагола природы; но как собрать, как
распространить астральный свет, или душу мира?
Собирают, изолируя себя, и распространяют посредством магической цепи.
Изолированы мысли - абсолютная независимость, изолированы сердца - полная
свобода и - чувств - совершенное воздержание.
Человек с предрассудками, чего-нибудь боящийся, пристрастный и раб своих
страстей - не в состоянии собирать или сгущать, по выражению Кунрата,
астральный свет, или душу земли.
Все истинные адепты были независимы, несмотря даже на муки, умеренны и
целомудрены до самой смерти; причина этой аномалии заключается в том, что
если вы хотите располагать какой-нибудь силой, вы никогда не должны ей
подчиняться.
Люди, ищущие в магии средства чудесным образом удовлетворять свои
вожделения, наверное воскликнут: "На что же годится сила, которой нельзя
пользоваться для доставления себе наслаждений?"
Жалкие люди, если я даже и объясню вам это, вы, все равно, меня не
поймете. Разве жемчуг - ничтожество, потому что он не имеет никакой цены
для стада Эпикура? Разве Курций не предпочитал не иметь самому золота, но
зато повелевать теми, у кого оно было. Необходимо стать несколько выше
обыкновенного человека, если имеешь претензию сделаться почти богом.
Впрочем, мне жаль огорчать или обескураживать вас, но я не выдумываю
здесь высших наук, я учу им и констатирую строгую их необходимость,
устанавливая первые и самые непреклонные их условия.
Пифагор был свободным, воздержанным и умеренным человеком; Аполлоний
Тианский и император Юлиан были людьми чрезвычайно строгой жизни; даже
сомневались в поле Парацельса, настолько чужд он был любовным слабостям;
Раймонд Лулл доводил суровость своей жизни до самого экзальтированного
аскетизма; Иероним Кардан, если верить преданию, настолько преувеличил
практику поста, что умер с голоду; Агриппа, бедняк, бежавший из города в
город, предпочел умереть в нищете, но не подчинился капризам принцессы,
оскорблявшей свободу науки... В чем же заключалось счастье, всех этих
людей? В понимании великих тайн и сознании своей силы. Этого было вполне
достаточно для этих великих душ. Нужно ли по" ступать так, как поступали
они, чтобы знать то, что они знали? Конечно, нет, и эта написанная мною
книга, может служить доказательством этого; но для того, чтобы сделать
то, что совершили они, - абсолютно необходимо употреблять те же средства,
какие они употребляли.
Но что же они, действительно, сделали? Они изумили и покорили мир, и
царствовали более действительно, чем сами цари. Магия - инструмент
божественной доброты или дьявольской гордости, но, во всяком случае, она
- смерть земных радостей и удовольствий смертной жизни.
- Зачем же ее тогда изучать? - скажут люди, ищущие исключительно
наслаждений.
- Просто для того, чтобы узнать ее, а затем также, быть может, для того,
чтобы научиться остерегаться, как тупоумного неверия, так и детской
доверчивости. Разве не величайшее наслаждение для людей, живущих только
для удовольствия (мне кажется, большинство их женщины), удовлетворить
свое любопытство? Итак, читайте безбоязненно, вы не сделаетесь магистами,
против вашей воли. К тому же, эти предписания абсолютного отречения
необходимы только для установления универсальных токов и изменения лица
мира; существуют относительные магические операции, ограниченные
известным кругом и не требующие столь героических доблестей. Можно
посредством страстей влиять на страсти, вызывать симпатию или антипатию,
сокрушать и даже исцелять, не обладая всемогуществом мага-, нужно только
быть предупрежденным о том, что вы рискуете подвергнуться реакции,
пропорциональной действию, и легко можете стать ее жертвой. Все это будет
объяснено в Ритуале.
Составить магическую цепь, значит, установить магнетический ток, который
тем сильнее, чем обширнее цепь. Мы увидим в Ритуале способ произведения
этих токов и различные методы образования цепи. Месмеровская лохань была
очень несовершенной магической цепью; многие большие кружки иллюминатов в
различных северных странах обладают более могущественными цепями.
Общество известных католических священников, знаменитых своим тайным
могуществом и непопулярностью, установлено по плану и условиям самых
сильных магических цепей; в этом секрет их силы, которую сами они
приписывают исключительно милости или. воле Бога; вульгарное и легкое
решение всех проблем силы влияния и увлечения. Мы рассматриваем в Ритуале
серию поистине магических церемоний и вызываний, известных под названием
упражнений святого Игнатия.
Всякий энтузиазм, распространяемый в обществе сношениями и определенной
практикой, производит магнетический ток и сохраняется или увеличивается
посредством токов. Действие тока увлекает и часто чрезмерно экзальтирует
впечатлительные и слабые натуры, нервные организации, темпераменты,
предрасположенные к истерии и галлюцинациям. Такие личности быстро
становятся сильными проводниками магической силы, и с силой выбрасывают
астральный свет по направлению тока; вздумать тогда воспротивиться
проявлениям силы - то же, что бороться с судьбой. Когда молодой фарисеи
Савл, с фанатизмом и упрямством сектанта, вступил в борьбу с овладевавшим
в то время миром христианства - он, сам того не знал, отдавал себя по
власть той силы, против которой хотел бороться; поэтому он был внезапно
поражен страшной магнетической молнией.
Обращение молодого израильтянина Альфонса Ратисбон - современный нам факт
такого же рода. Я знаю секту энтузиастов, над которой смеются, находясь
вдали, и вступают и нее против воли, как только приблизятся, хотя бы и с
намерением бороться против нее. Скажу больше, магические круги и
магнетические токи устанавливаются сами собой и, следуя фатальным
законам, влияют на тех, кто подчиняется их действию. Каждый из нас
втягивается в свой круг сношений и подчиняется его влиянию. Жан Жак
Руссо, этот законодатель французской революции, человек, которого самая
остроумная в мире нация считает воплощением человеческого разума, сделал
свой самый худший поступок (покинул детей), потому что был увлечен
магнетическим влиянием кружка распутников к магическим током общего
стола. Он сам просто и наивно рассказывает об этом в своей "исповеди", и
этого факта никто не заметил. Большие кружки часто создают великих людей,
и наоборот. Нет непонятых гениев, есть только "эксцентричные" люди, и,
по-видимому, слово это изобретено адептом. Гениальный эксцентричный
человек - тот, кто стремится образовать свой собственный кружок, борясь
против центральной силы притяжения уже установленных цепей и токов. Он
будет уничтожен или будет иметь успех. Каково же двойное условие успеха в
подобном случае? Центральная точка опоры и настойчивое круговое действие
инициативы. Гениальный человек - тот, кто открыл реальный закон и,
вследствие этого, обладает непобедимой силой действия и управления. Он
может умереть, не закончив своего дела; но то, чего он хотел, исполнится,
несмотря на его смерть, и часто именно благодаря ей, ибо смерть для гения
- настоящее успенье. Когда я вознесусь, - говорил величайший из
посвятителей, - я все увлеку за собой.
Закон, управляющий магнетическими токами, - в то же время - и закон
движения астрального света. Это движение всегда двойственно и
увеличивается в противоположном направлении. Великое действие всегда
подготовляет соответствующую реакцию, и секрет успеха всецело заключается
в умении предугадать реакцию; так Шатобриан, вдохновленный отвращением к
революционным сатурналиям, почувствовал и сумел подготовить громадный
успех своему "Гению христианства". Воспротивиться току, начинающему свой
круг - значит, хотеть быть уничтоженным, подобно великому и несчастному
императору Юлиану: воспротивиться же току, уже прошедшему весь круг
своего действия, - значит, стать во главе противоположного тока. Великий
человек - тот, кто приходит во время и умеет во время возобновить. Во
времена апостолов Вольтер не нашел бы сочувствия своим речам и, быть
может, был бы только гениальным паразитом на пиршествах Тримальциона. В
наше время, именно вследствие всеобщего разочарования, эгоистического
позитивизма и общественного цинизма самых грубых интересов, - все готово
к новой вспышке евангелического энтузиазма и христианского бескорыстия.
Успех некоторых книг и мистическое направление умов - далеко не
двусмысленные симптомы этого всеобщего настроения. Восстанавливают
церкви, строят новые; и чем сильнее чувствуется отсутствие верований, -
тем более надеются; весь мир снова ожидает Мессию, и, конечно, он не
замедлит прийти. Пусть, например, найдется высокопоставленный человек, -
благодаря своему званию или богатству, - папа, король или даже еврей,
миллионер; пусть этот человек публично и торжественно пожертвует всеми
своими материальными выгодами для спасения человечества, пусть станет он
искупителем бедных, распространителем и даже жертвой доктрин
самоотречения и милосердия, все соберутся около него, и в мире произойдет
полный моральный переворот. Но прежде всего необходимо высокое положение
подобного человека, ибо, в наше время нищеты и шарлатанства, всякое
слово, идущее снизу, непременно будет заподозрено в властолюбии и
корыстном обмане. Следовательно, если вы не занимаете высокого положения,
если у вас ничего нет, - вы никогда не будете апостолом. Если у вас есть
вера, и вы хотите поступать, согласно вашей вере, - приобретите сначала
нужные для этого средства - влияние высокого положения и очарование
богатства. Некогда, благодаря науке, делали золото; теперь же посредством
золота нужно пересоздать науку. Сгущали летучее, теперь же нужно
улетучить плотное; другими словами, сделали дух материальным, нужно
одухотворить материю.
В наше время никто не станет слушать самое возвышенное слово, если оно не
имеет гарантии имени, т. е. успеха, представляющего собой известную .
материальную ценность. Сколько стоит эта рукопись? -- Сколько стоит в
книжной торговле подпись автора. Так, например, товарищеская фирма
Александр Дюма и Компания в наше время является литературной гарантией;
но фирма Дюма имеет цену только для своих обычных произведений романов.
Пусть Дюма напишет великолепную утопию или найдет удивительное решение
религиозной проблеме, - его открытия сочтут только забавным капризом
романиста, и никто не примет их всерьез, несмотря на европейскую
знаменитость Панурга современной литературы. Мы живем в век уже
приобретенных положений; каждый оценивается сообразно тому, что
представляет он собой в обществе и коммерции. Ограниченная свобода слова
производить то, что уже больше не спрашивают: "что он сказал?", но "кто
это сказал?" Если это - Ротшильд, или его святейшество, Пий IX, или даже
его высокопреосвященство Дюпанлу, - это нечто. Если же это - Тартемпион,
- хотя бы Тартемпион (а эти вполне возможно) был пока еще неизвестным
чудом гения, науки и здравого смысла, - это ничего не стоит.
Итак, если бы кто-нибудь сказал мне: "если ты обладаешь секретом успеха и
силой, могущей изменить мир, - почему же сам ты им не пользуешься?", - я
бы ответил: "эта наука пришла слишком поздно для меня самого; чтобы
приобрести ее я потерял время и средства, которые, может быть, позволили
бы мне самому ею воспользоваться; но я предлагаю се тем, кто в состоянии
ею воспользоваться. Итак, вы, знаменитые люди, богачи, великие мира,
неудовлетворенные тем, что имеете, чувствующие более благородное и
обширное честолюбие, - хотите ли вы стать отцами нового мира, царями
обновленной цивилизации? Бедный и безвестный ученый открыл рычаг Архимеда
и, не требуя ничего взамен, предлагает вам его единственно для блага
человечества.
Недавно взволновавшие Америку и Европу явления (говорящие столы и
флюидические проявления) - начинающие образовываться магнетические токи и
просьбы природы, приглашающей нас, для спасения человечества,
восстановить великие симпатические и религиозные цепи. Действительно,
приостановка движения астрального света была бы равносильна смерти
человеческого рода, и оцепенение этого секретного агента уже проявилось
ужасными симптомами разложения и смерти.
Например, холера, болезни картофеля и винограда являются результатом
именно этой причины, как это смутно и символически видели в сновидении
два салетских пастушка.
Неожиданная вера, с которой был встречен их рассказ, и необъятное
стечение пилигримов, вызванное столь исключительным и смутным рассказом
двух этих детей без всякого образования и почти без нравственности, все
это - доказательства магнетической реальности факта и флюидического
стремления земли самой исцелить своих обитателей.
Суеверия инстинктивны, а все инстинктивное имеет свое основание в самой
природе вещей; но скептики всех времен никогда не размышляли, как
следует, над этим.
Итак, я приписываю все эти странные явления движения столов
универсальному магнетическому агенту, ищущему цепи вдохновений, чтобы
образовать новые токи; сам по себе этот агент - слепая сила, но людская
воля может управлять им, и общественное мнение влияет на него. Этот
универсальный флюид, если угодно считать его флюидом, будучи общей средой
всех нервных организмов и проводником всех чувственных вибраций,
устанавливает между впечатлительными лицами настоящую физическую
солидарность и передает от одних другим впечатления воображения и мысли.
Следовательно, движение какой-нибудь инертной вещи, вызванное
волнообразными колебаниями универсального агента, подчиняется
преобладающему влиянию и воспроизводит в своих откровениях то всю ясность
самых чудесных сновидений, то всю причудливость и лож самых несвязных и
смутных гр з,
Стуки в мебели, шумное движение посуды, сами собой играющие музыкальные
инструменты, - все это иллюзии, производимые теми же причинами.
Сан-медардские конвульсионеры - явления того же рода, часто, казалось,
нарушавшие законы природы. С одной стороны, преувеличение, производимое
очарованием, особенным опьянением, причиняемым приливами астрального
света, и колебания, или реальные движения, сообщаемые инертной массе
универсальным и тонким агентом движения и жизни, с другой, - вот все, что
было в основе этих столь чудесных явлений; в этом легко убедиться,
воспроизводя, когда угодно, способами, указанными в Ритуале, самые
удивительные из этих чудес и констатируя легко доказуемое отсутствие
обмана, галлюцинации или ошибки.
После опытов с магической цепью, производимых с лицами без доброй воли и
несимпатичными, мне часто случалось внезапно пробуждаться ночью,
вследствие поистине ужасных впечатлений и прикосновений. Между прочим,
однажды ночью я ясно почувствовал давление душившей меня руки; я встал,
зажег лампу и спокойно сел за работу, чтобы использовать бессонницу и
прогнать призраки сна; тогда книги стали с шумом передвигаться, бумаги
колебались и терлись одна о другую, панели трещали, как будто собираясь
расколоться, и глухие удары раздавались в потолке. Я с любопытством, но
совершенно спокойно наблюдал все эти явления, которые были бы не менее
чудесны даже и в том случае, если бы они происходили только в моем
воображении, столько было реальности в Их виде. Впрочем, как я уже
говорил, А нисколько не испугался и в тот момент, когда они происходили,
занимался вещами, не имевшими ничего общего с оккультными науками.
Благодаря повторению подобных явлений я пришел к решению испытать опыты
вызывания посредством магического церемониала древних и достиг поистине
изумительных результатов, о которых и буду свидетельствовать в
тринадцатой главе этой работы,
12. Ламед. Л.
ВЕЛИКОЕ ДЕЛО
Discite
Crux