<< Пред.           стр. 10 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Четырежды торжествует он в своей вечности.
 9. Иезод.
 Четыре девятки.
 Четырьмя основаниями поддерживается его трон.
 10. Мальхут.
 Четыре десятки.
 Его единое царство четырежды то же и соответствует зубцами божьего венца.
 Из этого столь простого расположения видно каббалистическое значение
 каждой пластинки, Так, например, пятерка жезлов (треф) обозначает гебуру
 Йода, т. е. справедливость Творца или гнев человека; семерка чаш (червей)
 - победу милосердия или торжество женщины; восьмерка мечей (пик) -
 столкновение или вечное равновесие и т. д... Можно понять также, как
 поступали древние первосвященники, чтобы заставить говорить этот оракул:
 брошенные по жребию пластинки каждый раз давали новый каббалистический
 смысл, строго верный в своей комбинации, которая одна только и была
 случайной; а так как вера древних ничего не приписывала случаю, то они
 читали ответы Провидения в оракулах Таро, называвшегося у евреев Терафом
 или Терафимами; первым заметил это ученый-каббалист Гаффарель, один из
 магистов, призванных кардиналом Ришелье.
 Что же касается фигур, то вот как объясняет их следующее двустишие:
 Король, Дама, Кавалер, Слуга. Супруг, молодой человек, ребенок, все
 человечество.
 По этим четырем ступеням восходят к единству.
 В конце Ритуала я приведу другие детали и точные данные о чудесной книге
 Таро, и докажу, что эта примитивная книга - ключ ко всем пророчествам и
 учениям, словом, книга, вдохновлявшая вдохновенные книги, а этого не
 заметили ни Курт де Гебелин, несмотря на все свое знание, ни Аллиетт, или
 Эттейлла, несмотря на всю свою удивительную интуицию.
 Десять сефиротов и двадцать две карты Таро составляют то, что каббалисты
 называют 32-мя путями абсолютного знания; отдельные же науки они
 разделяют на пятьдесят глав, называемых 50-ю вратами (как известно, у
 восточных народов врата обозначают правление или авторитет). Раввины
 делят каббалу также на Берешит, или универсальное Бытие, и Меркаву, или
 колесницу Езекииля; затем из двух различных способов толкования
 каббалистических алфавитов они образуют две науки, называемые Гематрией и
 Темурой, и составляют из них искусство знаков; а эта наука, в своей
 основе, - полное знание символов Таро и сложное и разнообразное их
 применение к угадыванию всех секретов, как философии, так и природы и
 даже будущего. Я буду еще говорить об этом в двадцатой главе этой
 работы.
 11. Каф. К.
 МАГИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ
 Manus
 Сила
 Великий магический агент, названный мною астральным светом, другими
 называвшийся душой земли, а древними химиками Азотом и Магнезией - эта
 оккультная сила ключ ко всякой власти, секрет всех сил; это - крылатый
 дракон Медеи, змея райской тайны, универсальное зеркало видений, узел
 симпатий, источник любви, пророчества и славы. Суметь завладеть этим
 агентом - значит стать хранителем силы самого Бога; именно в этом и
 состоит вся реальная, действительная магия, вся истинная тайная сила; и
 цель всех книг истинного знания - доказать это.
 Чтобы завладеть великим магическим агентом, необходимо произвести два
 действия: сосредоточить и выбросить, укрепить и привести в движение.
 Творец всех пещей установил неподвижность, как основу и гарантию
 движения; так само должен поступать и маг.
 Говорят, что энтузиазм заразителен. Почему? - Потому что без твердых
 верований не может быть энтузиазма. Вера вызывает вору; верить - значит
 иметь повод хотеть; желать же разумно - значит хотеть, если и не с
 бесконечной, то, во всяком случае, с неограниченной силой.
 Все, совершающееся в интеллектуальном и моральном мире, с тем большим
 основанием выполняется в мире физическом; и когда Архимед, чтобы
 перевернуть мир, просил точку опоры, он попросту искал великую магическую
 тайну.
 Па одной руке андрогина Генриха Кунрата имеется надпись - "сгущай"
 (coagula), и на другой - "растворяй" (solve).
 Собирать и распространять - два глагола природы; но как собрать, как
 распространить астральный свет, или душу мира?
 Собирают, изолируя себя, и распространяют посредством магической цепи.
 Изолированы мысли - абсолютная независимость, изолированы сердца - полная
 свобода и - чувств - совершенное воздержание.
 Человек с предрассудками, чего-нибудь боящийся, пристрастный и раб своих
 страстей - не в состоянии собирать или сгущать, по выражению Кунрата,
 астральный свет, или душу земли.
 Все истинные адепты были независимы, несмотря даже на муки, умеренны и
 целомудрены до самой смерти; причина этой аномалии заключается в том, что
 если вы хотите располагать какой-нибудь силой, вы никогда не должны ей
 подчиняться.
 Люди, ищущие в магии средства чудесным образом удовлетворять свои
 вожделения, наверное воскликнут: "На что же годится сила, которой нельзя
 пользоваться для доставления себе наслаждений?"
 Жалкие люди, если я даже и объясню вам это, вы, все равно, меня не
 поймете. Разве жемчуг - ничтожество, потому что он не имеет никакой цены
 для стада Эпикура? Разве Курций не предпочитал не иметь самому золота, но
 зато повелевать теми, у кого оно было. Необходимо стать несколько выше
 обыкновенного человека, если имеешь претензию сделаться почти богом.
 Впрочем, мне жаль огорчать или обескураживать вас, но я не выдумываю
 здесь высших наук, я учу им и констатирую строгую их необходимость,
 устанавливая первые и самые непреклонные их условия.
 Пифагор был свободным, воздержанным и умеренным человеком; Аполлоний
 Тианский и император Юлиан были людьми чрезвычайно строгой жизни; даже
 сомневались в поле Парацельса, настолько чужд он был любовным слабостям;
 Раймонд Лулл доводил суровость своей жизни до самого экзальтированного
 аскетизма; Иероним Кардан, если верить преданию, настолько преувеличил
 практику поста, что умер с голоду; Агриппа, бедняк, бежавший из города в
 город, предпочел умереть в нищете, но не подчинился капризам принцессы,
 оскорблявшей свободу науки... В чем же заключалось счастье, всех этих
 людей? В понимании великих тайн и сознании своей силы. Этого было вполне
 достаточно для этих великих душ. Нужно ли по" ступать так, как поступали
 они, чтобы знать то, что они знали? Конечно, нет, и эта написанная мною
 книга, может служить доказательством этого; но для того, чтобы сделать
 то, что совершили они, - абсолютно необходимо употреблять те же средства,
 какие они употребляли.
 Но что же они, действительно, сделали? Они изумили и покорили мир, и
 царствовали более действительно, чем сами цари. Магия - инструмент
 божественной доброты или дьявольской гордости, но, во всяком случае, она
 - смерть земных радостей и удовольствий смертной жизни.
 - Зачем же ее тогда изучать? - скажут люди, ищущие исключительно
 наслаждений.
 - Просто для того, чтобы узнать ее, а затем также, быть может, для того,
 чтобы научиться остерегаться, как тупоумного неверия, так и детской
 доверчивости. Разве не величайшее наслаждение для людей, живущих только
 для удовольствия (мне кажется, большинство их женщины), удовлетворить
 свое любопытство? Итак, читайте безбоязненно, вы не сделаетесь магистами,
 против вашей воли. К тому же, эти предписания абсолютного отречения
 необходимы только для установления универсальных токов и изменения лица
 мира; существуют относительные магические операции, ограниченные
 известным кругом и не требующие столь героических доблестей. Можно
 посредством страстей влиять на страсти, вызывать симпатию или антипатию,
 сокрушать и даже исцелять, не обладая всемогуществом мага-, нужно только
 быть предупрежденным о том, что вы рискуете подвергнуться реакции,
 пропорциональной действию, и легко можете стать ее жертвой. Все это будет
 объяснено в Ритуале.
 Составить магическую цепь, значит, установить магнетический ток, который
 тем сильнее, чем обширнее цепь. Мы увидим в Ритуале способ произведения
 этих токов и различные методы образования цепи. Месмеровская лохань была
 очень несовершенной магической цепью; многие большие кружки иллюминатов в
 различных северных странах обладают более могущественными цепями.
 Общество известных католических священников, знаменитых своим тайным
 могуществом и непопулярностью, установлено по плану и условиям самых
 сильных магических цепей; в этом секрет их силы, которую сами они
 приписывают исключительно милости или. воле Бога; вульгарное и легкое
 решение всех проблем силы влияния и увлечения. Мы рассматриваем в Ритуале
 серию поистине магических церемоний и вызываний, известных под названием
 упражнений святого Игнатия.
 Всякий энтузиазм, распространяемый в обществе сношениями и определенной
 практикой, производит магнетический ток и сохраняется или увеличивается
 посредством токов. Действие тока увлекает и часто чрезмерно экзальтирует
 впечатлительные и слабые натуры, нервные организации, темпераменты,
 предрасположенные к истерии и галлюцинациям. Такие личности быстро
 становятся сильными проводниками магической силы, и с силой выбрасывают
 астральный свет по направлению тока; вздумать тогда воспротивиться
 проявлениям силы - то же, что бороться с судьбой. Когда молодой фарисеи
 Савл, с фанатизмом и упрямством сектанта, вступил в борьбу с овладевавшим
 в то время миром христианства - он, сам того не знал, отдавал себя по
 власть той силы, против которой хотел бороться; поэтому он был внезапно
 поражен страшной магнетической молнией.
 Обращение молодого израильтянина Альфонса Ратисбон - современный нам факт
 такого же рода. Я знаю секту энтузиастов, над которой смеются, находясь
 вдали, и вступают и нее против воли, как только приблизятся, хотя бы и с
 намерением бороться против нее. Скажу больше, магические круги и
 магнетические токи устанавливаются сами собой и, следуя фатальным
 законам, влияют на тех, кто подчиняется их действию. Каждый из нас
 втягивается в свой круг сношений и подчиняется его влиянию. Жан Жак
 Руссо, этот законодатель французской революции, человек, которого самая
 остроумная в мире нация считает воплощением человеческого разума, сделал
 свой самый худший поступок (покинул детей), потому что был увлечен
 магнетическим влиянием кружка распутников к магическим током общего
 стола. Он сам просто и наивно рассказывает об этом в своей "исповеди", и
 этого факта никто не заметил. Большие кружки часто создают великих людей,
 и наоборот. Нет непонятых гениев, есть только "эксцентричные" люди, и,
 по-видимому, слово это изобретено адептом. Гениальный эксцентричный
 человек - тот, кто стремится образовать свой собственный кружок, борясь
 против центральной силы притяжения уже установленных цепей и токов. Он
 будет уничтожен или будет иметь успех. Каково же двойное условие успеха в
 подобном случае? Центральная точка опоры и настойчивое круговое действие
 инициативы. Гениальный человек - тот, кто открыл реальный закон и,
 вследствие этого, обладает непобедимой силой действия и управления. Он
 может умереть, не закончив своего дела; но то, чего он хотел, исполнится,
 несмотря на его смерть, и часто именно благодаря ей, ибо смерть для гения
 - настоящее успенье. Когда я вознесусь, - говорил величайший из
 посвятителей, - я все увлеку за собой.
 Закон, управляющий магнетическими токами, - в то же время - и закон
 движения астрального света. Это движение всегда двойственно и
 увеличивается в противоположном направлении. Великое действие всегда
 подготовляет соответствующую реакцию, и секрет успеха всецело заключается
 в умении предугадать реакцию; так Шатобриан, вдохновленный отвращением к
 революционным сатурналиям, почувствовал и сумел подготовить громадный
 успех своему "Гению христианства". Воспротивиться току, начинающему свой
 круг - значит, хотеть быть уничтоженным, подобно великому и несчастному
 императору Юлиану: воспротивиться же току, уже прошедшему весь круг
 своего действия, - значит, стать во главе противоположного тока. Великий
 человек - тот, кто приходит во время и умеет во время возобновить. Во
 времена апостолов Вольтер не нашел бы сочувствия своим речам и, быть
 может, был бы только гениальным паразитом на пиршествах Тримальциона. В
 наше время, именно вследствие всеобщего разочарования, эгоистического
 позитивизма и общественного цинизма самых грубых интересов, - все готово
 к новой вспышке евангелического энтузиазма и христианского бескорыстия.
 Успех некоторых книг и мистическое направление умов - далеко не
 двусмысленные симптомы этого всеобщего настроения. Восстанавливают
 церкви, строят новые; и чем сильнее чувствуется отсутствие верований, -
 тем более надеются; весь мир снова ожидает Мессию, и, конечно, он не
 замедлит прийти. Пусть, например, найдется высокопоставленный человек, -
 благодаря своему званию или богатству, - папа, король или даже еврей,
 миллионер; пусть этот человек публично и торжественно пожертвует всеми
 своими материальными выгодами для спасения человечества, пусть станет он
 искупителем бедных, распространителем и даже жертвой доктрин
 самоотречения и милосердия, все соберутся около него, и в мире произойдет
 полный моральный переворот. Но прежде всего необходимо высокое положение
 подобного человека, ибо, в наше время нищеты и шарлатанства, всякое
 слово, идущее снизу, непременно будет заподозрено в властолюбии и
 корыстном обмане. Следовательно, если вы не занимаете высокого положения,
 если у вас ничего нет, - вы никогда не будете апостолом. Если у вас есть
 вера, и вы хотите поступать, согласно вашей вере, - приобретите сначала
 нужные для этого средства - влияние высокого положения и очарование
 богатства. Некогда, благодаря науке, делали золото; теперь же посредством
 золота нужно пересоздать науку. Сгущали летучее, теперь же нужно
 улетучить плотное; другими словами, сделали дух материальным, нужно
 одухотворить материю.
 В наше время никто не станет слушать самое возвышенное слово, если оно не
 имеет гарантии имени, т. е. успеха, представляющего собой известную .
 материальную ценность. Сколько стоит эта рукопись? -- Сколько стоит в
 книжной торговле подпись автора. Так, например, товарищеская фирма
 Александр Дюма и Компания в наше время является литературной гарантией;
 но фирма Дюма имеет цену только для своих обычных произведений романов.
 Пусть Дюма напишет великолепную утопию или найдет удивительное решение
 религиозной проблеме, - его открытия сочтут только забавным капризом
 романиста, и никто не примет их всерьез, несмотря на европейскую
 знаменитость Панурга современной литературы. Мы живем в век уже
 приобретенных положений; каждый оценивается сообразно тому, что
 представляет он собой в обществе и коммерции. Ограниченная свобода слова
 производить то, что уже больше не спрашивают: "что он сказал?", но "кто
 это сказал?" Если это - Ротшильд, или его святейшество, Пий IX, или даже
 его высокопреосвященство Дюпанлу, - это нечто. Если же это - Тартемпион,
 - хотя бы Тартемпион (а эти вполне возможно) был пока еще неизвестным
 чудом гения, науки и здравого смысла, - это ничего не стоит.
 Итак, если бы кто-нибудь сказал мне: "если ты обладаешь секретом успеха и
 силой, могущей изменить мир, - почему же сам ты им не пользуешься?", - я
 бы ответил: "эта наука пришла слишком поздно для меня самого; чтобы
 приобрести ее я потерял время и средства, которые, может быть, позволили
 бы мне самому ею воспользоваться; но я предлагаю се тем, кто в состоянии
 ею воспользоваться. Итак, вы, знаменитые люди, богачи, великие мира,
 неудовлетворенные тем, что имеете, чувствующие более благородное и
 обширное честолюбие, - хотите ли вы стать отцами нового мира, царями
 обновленной цивилизации? Бедный и безвестный ученый открыл рычаг Архимеда
 и, не требуя ничего взамен, предлагает вам его единственно для блага
 человечества.
 Недавно взволновавшие Америку и Европу явления (говорящие столы и
 флюидические проявления) - начинающие образовываться магнетические токи и
 просьбы природы, приглашающей нас, для спасения человечества,
 восстановить великие симпатические и религиозные цепи. Действительно,
 приостановка движения астрального света была бы равносильна смерти
 человеческого рода, и оцепенение этого секретного агента уже проявилось
 ужасными симптомами разложения и смерти.
 Например, холера, болезни картофеля и винограда являются результатом
 именно этой причины, как это смутно и символически видели в сновидении
 два салетских пастушка.
 Неожиданная вера, с которой был встречен их рассказ, и необъятное
 стечение пилигримов, вызванное столь исключительным и смутным рассказом
 двух этих детей без всякого образования и почти без нравственности, все
 это - доказательства магнетической реальности факта и флюидического
 стремления земли самой исцелить своих обитателей.
 Суеверия инстинктивны, а все инстинктивное имеет свое основание в самой
 природе вещей; но скептики всех времен никогда не размышляли, как
 следует, над этим.
 Итак, я приписываю все эти странные явления движения столов
 универсальному магнетическому агенту, ищущему цепи вдохновений, чтобы
 образовать новые токи; сам по себе этот агент - слепая сила, но людская
 воля может управлять им, и общественное мнение влияет на него. Этот
 универсальный флюид, если угодно считать его флюидом, будучи общей средой
 всех нервных организмов и проводником всех чувственных вибраций,
 устанавливает между впечатлительными лицами настоящую физическую
 солидарность и передает от одних другим впечатления воображения и мысли.
 Следовательно, движение какой-нибудь инертной вещи, вызванное
 волнообразными колебаниями универсального агента, подчиняется
 преобладающему влиянию и воспроизводит в своих откровениях то всю ясность
 самых чудесных сновидений, то всю причудливость и лож самых несвязных и
 смутных гр з,
 Стуки в мебели, шумное движение посуды, сами собой играющие музыкальные
 инструменты, - все это иллюзии, производимые теми же причинами.
 Сан-медардские конвульсионеры - явления того же рода, часто, казалось,
 нарушавшие законы природы. С одной стороны, преувеличение, производимое
 очарованием, особенным опьянением, причиняемым приливами астрального
 света, и колебания, или реальные движения, сообщаемые инертной массе
 универсальным и тонким агентом движения и жизни, с другой, - вот все, что
 было в основе этих столь чудесных явлений; в этом легко убедиться,
 воспроизводя, когда угодно, способами, указанными в Ритуале, самые
 удивительные из этих чудес и констатируя легко доказуемое отсутствие
 обмана, галлюцинации или ошибки.
 После опытов с магической цепью, производимых с лицами без доброй воли и
 несимпатичными, мне часто случалось внезапно пробуждаться ночью,
 вследствие поистине ужасных впечатлений и прикосновений. Между прочим,
 однажды ночью я ясно почувствовал давление душившей меня руки; я встал,
 зажег лампу и спокойно сел за работу, чтобы использовать бессонницу и
 прогнать призраки сна; тогда книги стали с шумом передвигаться, бумаги
 колебались и терлись одна о другую, панели трещали, как будто собираясь
 расколоться, и глухие удары раздавались в потолке. Я с любопытством, но
 совершенно спокойно наблюдал все эти явления, которые были бы не менее
 чудесны даже и в том случае, если бы они происходили только в моем
 воображении, столько было реальности в Их виде. Впрочем, как я уже
 говорил, А нисколько не испугался и в тот момент, когда они происходили,
 занимался вещами, не имевшими ничего общего с оккультными науками.
 Благодаря повторению подобных явлений я пришел к решению испытать опыты
 вызывания посредством магического церемониала древних и достиг поистине
 изумительных результатов, о которых и буду свидетельствовать в
 тринадцатой главе этой работы,
 12. Ламед. Л.
 ВЕЛИКОЕ ДЕЛО
 Discite
 Crux

<< Пред.           стр. 10 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу