<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Великое дело - прежде всего само создание человека, т. е. полное
 завоевание своих способностей и будущего; в особенности же это -
 совершенная эмансипация воли, утверждающей за ним мировое царство Азота и
 область Магнезии, т. е. полную власть над универсальным магическим
 агентом.
 Этот магический агент, который древние философы-герметисты скрывали под
 именем nepвой материн, определяет формы могущей изменяться субстанции, и,
 посредством его действительно, можно достигнуть превращения металлов и
 всеобъемлющей врачебной науки. Это - не гипотеза, а уже испытанный и
 строго доказуемый научный факт.
 Николай Фламель и Раймонд Лулл, оба бедняки, явно раздавали несметные
 богатства. Агриппа же достиг только первой части великого дела и умер в
 нужде, единственно стараясь овладеть самим собой и укрепить свою
 независимость.
 Следовательно, существуют дне зависящих одна от другой герметических
 операции: одна духовная, другая материальная.
 Впрочем, вся герметическая наука содержится в учении Гермеса, как
 говорят, первоначально вырезанном на изумрудной таблице; я объяснил уже
 первые ее параграфы, теперь же привожу остальные, относящиеся к процессу
 великого дела:
 - "Ты отделишь землю от огня, тонкое от плотного, - осторожно, с большим
 искусством.
 Он восходит от земли к небу и снова опускается па землю, и получает силу,
 как от вещей высших, так и от низших.
 Посредством его ты получишь славу всего мира, и всякая неясность уйдет от
 тебя.
 Это - сильное могущество всякой силы, ибо она победит все тонкое и
 проникнет все плотное.
 Так создан был мир".
 Отделить тонкое от плотного в первой, чисто внутренней, операции -
 значит, освободить свою душу ото всех предрассудков и пороков, а это
 достигается употреблением философской соли, т. е. мудрости, ртути, т. е.
 личной ловкости и работы, и, наконец, серы, изображающей жизненную
 энергию и пыл воли. Этим способом превращаются в духовное золото наименее
 драгоценные предметы и даже нечистоты земли. В этом смысле нужно понимать
 притчи "собрания философов", Бернарда де Тревизан, Василия Валентина,
 Марии Египетской и других пророков алхимии. Но в их сочинениях, также как
 и в великом деле, нужно искусно отделять тонкое от плотного, мистическое
 от положительного, аллегорию от теории.
 Если вы хотите прочесть с удовольствием и понять их, - нужно сначала
 понять их аллегорически, затем перейти от аллегорий к реальностям
 посредством соответствий, или аналогий, указанных в единственном догмате:
 Все, находящееся вверху, подобно находящемуся внизу, и наоборот. Слово
 "ART", обороченное, или прочтенное по методу священных первобытных
 писаний, т. е. справа налево, выражает своими тремя начальными буквами
 различные степени великого дела. Т обозначает тройное, теорию и работу, R
 реализацию и А - применение. В двенадцатой главе Ритуала я дам нужные для
 приспособления рецепты великих учителей и, главным образом, тот, который
 находится в герметической крепости Генриха Кунрата.
 Теперь же я предлагаю моим читателям заняться изучением дивного трактата,
 приписываемого Гермесу Тримегисту и называющегося "Минерва мира" (Minerva
 mundi). Трактат этот находится только в некоторых изданиях произведений
 Гермеса и содержит в себе под аллегориями, полными поэзии и глубины,
 учение о самосоздании существ или о законе творения, являющегося
 результатом согласия двух сил, называвшихся алхимиками "постоянным"
 (fixe) и "летучим" (volatil); в абсолюте эти силы называются
 необходимостью и свободой. В этом сочинении разнообразие форм,
 распространенных в природе, объясняется различием духов, и уродливости -
 расхождением усилий. Чтение и размышление над этим сочинением необходимы
 для каждого адепта, желающего исследовать тайны природы и серьезно
 взяться за исследование великого дела.
 Когда учителя алхимии говорят, что для выполнения дел науки нужно мало
 времени и денег, в особенности, когда они утверждают, что необходим
 только один сосуд, когда они говорят о великом и единственном атаноре,
 которым все могут пользоваться, который у всех под руками... что люди,
 сами того не зная, обладают им - они намекают на философскую и моральную
 алхимию. Действительно, твердая и решительная воля в короткое время может
 достигнуть абсолютной независимости, и все мы обладаем химическим
 инструментом, великим и единственным атанором, который служит для
 отделения тонкого от толстого и постоянного от летучего. Этот инструмент,
 совершенный, как мир, и точный, как сама математика, изображается
 мудрецами символом пентаграммы, или пятиконечной звезды, абсолютного
 знака человеческого разума. Я последую примеру мудрецов, и не назову его:
 слишком легко угадать это.
 Соответствующая этой главе фигура Таро была плохо понята Куртом де
 Гебелин и Эттейлла, видевшими в ней только ошибку, сделанную немецким
 карточником. Эта фигура изображает человека со связанными за спиной
 руками, с двумя мешками денег, привязанными к подмышкам, и повешенного за
 ногу на виселице, составленной из двух древесных стволов, - каждый с
 шестью обрубленными ветвями - и перекладины, дополняющие изображение
 еврейского Taу; ноги его скрещены, и локти с головой образуют -
 треугольник. В алхимии треугольник с крестом наверху обозначает окончание
 и совершенство великого дела, т.е. тождественен по значению с Тау,
 последней буквой священной азбуки.
 Следовательно, этот повешенный - адепт, связанный своими обязательствами,
 одухотворенный - с ногами, обращенными к небу; это - также античный
 Прометей, в бессмертных муках подвергающийся наказанию за свою славную
 кражу. Вульгарно это -- Иуда, предатель, и казнь его - угроза всякому,
 кто откроет великую тайну. Наконец, для еврейских каббалистов, этот
 повешенный, соответствующий их двенадцатому догмату, учению ii об
 обещанном Мессии - протест против признаваемого христианами Спасителя; и
 они как бы продолжают говорить ему.
 - Как можешь спасти других, ты, не сумевший спасти самого себя?
 В Сефер-Тольдос-Иешу (Sepher-Toldos-leschu), антихристианской
 раввинической компиляции, находится странная притча: "Иешу, -
 рассказывает раввин, автор легенды, - путешествовал с Симоном Баржоной и
 Иудой Искариотом. Поздно и утомленные пришли они в уединенный дом. Им
 очень хотелось есть: нашли же они только молодую, очень маленькую и худую
 гуску. Для трех это было слишком мало; разделить ее значило раздразнить
 только голод. Решили бросить жребий, но так как им страшно хотелось
 спать, "заснем, пока нам приготовят ужин, - сказал Иешу, - проснувшись мы
 расскажем свои сны, и тот, кому приснится наилучший сон, съест маленькую
 гуску". Так и сделали. Наконец они встали. Мне снилось, - сказал святой
 Петр, - что я был наместником Бога. Мне, - что я был самим Богом, сказал
 Иешу. А мне, - лицемерно возразил Иуда, - снилось, что я став лунатиком,
 встал, тихо спустился вниз, снял гуску с вертела и съел. Сошли вниз; но
 гуска действительно исчезла: Иуда видел сон наяву.*
 * Этот анекдот находится не в самом тексте Сефер-Тольдос-Иешу, но в
 раввинических комментариях к этому сочинению,
 Эта легенда - протест еврейского позитивизма против христианского
 мистицизма. Действительно, в то время, как верующие предавались
 прекрасным мечтам, осужденный израильтянин, Иуда христианской
 цивилизации, работал, продавал, занимался ажиотажем, становился богатым,
 завладевал реальностями настоящей жизни и был в состоянии одолжать
 средства существования тем самым культам, которые так долго его осуждали.
 Древние обожатели ковчега, оставшись верными культу туго набитого
 сундука, имеют теперь храмом биржу и оттуда управляют христианским миром.
 Действительно, Иуда может смеяться и радоваться, что он не спал, подобно
 святому Петру.
 В древних, предшествовавших плену, писаниях еврейское Тау имеет вид
 креста, а это подтверждает мое толкование двенадцатой пластинки
 каббалистического Таро. Крест, производящий четыре треугольника, - также
 священный знак двенадцатерного, поэтому египтяне называли его ключом
 неба. Эттейлла, запутавшись в своих долгих исследованиях, желая примирить
 аналогические необходимости изображения со своим личным мнением (в этом
 он подчинился влиянию ученого Куртаде де Гибелин), вложил в руку своего
 выпрямленного повешенного, из которого он сделал "Благоразумие",
 герметический кадуцей, состоящий из двух змей и греческого Тау. По поняв
 необходимость Тау, или креста, на двенадцатый странице книги Тота, он
 должен был бы также понять и многосложный и великолепный символ
 герметического повешенного, Прометея науки, живого человека, касающегося
 земли только мыслью, имеющего своим основанием небо, свободного и
 принесенного в жертву адепта, открывателя, которому угрожает смерть,
 заговор Иудейства против Христа, который кажется невольным признанием
 сокровенного божества Распятого,--наконец, знак выполненного дела,
 законченного цикла, промежуточное Тау, в первый раз резюмирующее, перед
 последним десятерным, знаки священного алфавита.
 13. Мем. М.
 НЕКРОМАНТИЯ
 Eх ipsis
 Mors
 Я говорил уже, что в астральном свете сохраняются изображения лиц и
 вещей. В этом же свете можно вызвать образы тех, кого уже нот больше в
 нашем мире и посредством его же совершаются столь же оспариваемые, как и
 реальные таинства некромантии.
 Каббалисты, говорившие о мире духов, попросту рассказывали о том, что
 видели в своих вызываниях.
 Элифас Леви Загед,* пишущий эту книгу, вызывал и видел.
 * Перевод на французский язык этих еврейских имен обозначает - Альфонс
 Луи Констан (Alphonce Louis Constant).
 Расскажу сначала то, что писали учителя о своих видениях или интуициях в
 том, что они называли "светом славы".
 Из еврейской книги о "Круговороте душ" мы узнаем, что души бывают трех
 родов: дочери Адама, дочери ангелов и дочери греха. По учению той же
 книги - три рода духов: духи пленные, духи блуждающие и духи свободные.
 Души посылаются парами. Существуют, однако, души мужчин, родящихся
 вдовцами, так как жены их удерживаются в плену Лилит и Нагемой, царицами
 стрижей; эти души должны искупить безумие обета безбрачия. Поэтому, когда
 человек с детства отказывается от любви женщин, он делает рабой демонов
 разврата предназначенную ему супругу. Души растут и размножаются на небе
 также, как тела на земле. Безгрешные души-дочери поцелуев ангелов.
 Взойти на небо может только то, что сошло с него. Поэтому, после смерти
 один только божественный дух, оживлявший человека, возвращается на небо и
 оставляет на земле и в атмосфере два трупа: один земной и элементарный,
 другой- воздушный и звездный; один уже инертный, другой - еще оживленный
 мировым движением души мира; судьба его - медленно умереть и быть
 поглощенным произведшими его астральными силами. Земной труп видим;
 другой - невидим телесными и живыми глазами и может быть замечен только
 посредством применения астрального света к "прозрачному", которой
 сообщает свои впечатления нервной системе и таким образом влияет на орган
 зрения, позволяя ему видеть формы и читать слова, сохранившиеся и
 записанные в книге жизненного света.
 Если человек жил хорошо, астральный труп испаряется как чистый фимиам,
 восходя к высшим областям; но если человек был преступник, - его
 астральный труп, удерживающий его в плену, продолжает стремиться к
 объектам своих страстей и хочет вернуться к жизни. Он беспокоит сны
 молодых девушек, купается в парах пролитой крови, кружится вокруг мест,
 где протекали удовольствия его жизни, стережет зарытые им сокровища,
 изнуряет себя болезненными усилиями, стараясь создать себе материальные
 органы и ожить. Но звезды вдыхают и пьют его; он чувствует, как слабеет
 его разум, как медленно гаснет его память, как уничтожается все его
 существо... Под видом чудовищ являются его пороки и преследуют его; они
 нападают па него, пожирают... Таким образом, несчастный последовательно
 теряет все члены, служившие его беззакониям; затем он умирает во второй
 раз и навсегда, ибо тогда он теряет свои личность и память. Души, которые
 должны жить, но еще не совершенно очистились, остаются более или менее
 долго пленницами астрального трупа или сжигаются одическим светом,
 стремящимся ассимилировать и уничтожить их. Чтобы освободиться от этого
 трупа, страждущие души входят иногда в живых и живут там в состоянии,
 называемом каббалистами "эмбрионатом".
 Эти-то воздушные трупы и вызываются посредством некромантии. При
 вызывании вы приходите в сношение с ларвами, мертвыми или умирающими
 субстанциями; обыкновенно они могут говорить только посредством шума в
 наших ушах, производимого нервным потрясением, и рассуждая обыкновенно
 отражают наши мысли или мечты.
 Но, чтобы видеть эти странные формы, нужно привести себя в особенное
 состояние, граничащее со сном и смертью, т. е. нужно намагнетизировать
 самого себя и прийти в особенное состояние ясновидящего - сомнамбулизма в
 бодрственном состоянии. Следователно, некромантия достигает реальных
 результатов, и вызывания магии могут произвести истинные видения. Я
 говорил уже, что в великом магическом агенте, астральном свете,
 сохраняются все отпечатки вещей, все изображения, образованные, как
 лучами, так и отражениями; в этом же свете являются нам сновидения; этот
 же счет опьяняет помешанных и заставляет их уснувший рассудок
 преследовать самые странные химеры. Чтобы видеть без иллюзий в этом
 свете, нужно силой воли отстранить отражения и притягивать к себе только
 лучи. Грезить наяву, - значит, видеть в астральном свете: и оргии шабаша,
 о которых рассказывало столько колдунов, во время судебных процессов,
 представлялись им именно таким образом. Часто подготовка и вещества,
 употреблявшиеся для достижения этого результата, были ужасны, как мы
 увидим это в Ритуале: но в результате нельзя сомневаться. Они видели,
 слышали, прикасались к самым омерзительным, фантастическим, невозможным
 вещам. Я вернусь еще к этому предмету в пятнадцатой главе; теперь же мы
 занимаемся только вызыванием мертвецов.
 Весной 1854-го года я отправился в Лондон, чтобы избавиться от
 неприятностей и без помехи отдаться науке. У меня были рекомендательные
 письма к знаменитым людям, интересовавшимся откровениями
 сверхъестественного мира. Я виделся со многими из них и нашел в них много
 любезности и столько же безразличия и легкомысленности. Прежде всего от
 меня, как от шарлатана, требовали чудес. Я был слегка обескуражен, так
 как, по правде говоря, не имея ничего против того, чтобы посвятить других
 в тайны церемониальной магии, для себя самого я всегда боялся иллюзий и
 утомления; к тому же эти церемонии требуют очень дорогого материала и его
 трудно найти. Итак, я занялся изучением высшей каббалы, и совершенно не
 думал об английских адептах, когда однажды, вернувшись в свою гостиницу,
 нашел адресованное на мое имя письмо. В конверте были - половина поперек
 перерезанной карточки, на которой находился знак печати Соломона, и
 маленький клочок бумаги, на котором карандашом было написано:
 "Завтра, в три часа, около Вестминстерского аббатства вам предъявят
 другую половину этой карточки". Я отправился на это странное свидание. На
 назначенном месте стояла карета. Я непринужденно держал в руке свой
 обрывок карточки; ко мне приблизился слуга и подмигнул, открывая мне
 дверцу кареты. В карете сидела дама в черном; шляпа ее была покрыта
 густой вуалью; она жестом пригласила меня сесть возле себя, показывая в
 то же время другую половину полученной мной карточки. Дверца закрылась,
 карета покатилась, и, когда дама подняла свой вуаль, я увидел, что имею
 дело с пожилой особой, с чрезвычайно живыми и странно пристальными
 глазами под серыми бровями. "Сэр, сказала мне она, с ясно выраженным
 английским акцентом, - я знаю, что закон секрета строго соблюдается
 адептами; приятельница г. Б*** Л***, видевшая вас, знает, что у вас
 просили опытов, и вы отказались удовлетворить это любопытство. Быть
 может, у вас нет необходимых предметов; я покажу вам полный магический
 кабинет; но прежде всего я требую от вас ненарушения секрета. Если вы не
 дадите мне этого обещания, - я прикажу проводить вас домой". Я дал
 требуемое от меня обещание, и верен ему, не называя ни имени, ни звания,
 ни местожительства этой дамы, которая, как я узнал позже, была
 посвященной, хотя и не первой, но все же очень высокой степени. Мы часто
 и долго разговаривали, и постоянно она настаивала на необходимости
 практики, чтобы дополнить посвящение. Она показала мне магическую
 коллекцию одеяний и инструментов; даже одолжила мне несколько редких, не
 доставшихся мне книг; короче говоря, она побудила меня попробовать
 произвести у нее опыт полного вызывания, к которому я приготовлялся в
 течение двадцати одного дня, добросовестно выполняя все обряды, указанные
 в 13-й главе Ритуала.
 Все было закончено 24-го июля. Нужно было вызвать призрак божественного
 Аполлония и спросить его о двух секретах: одном, касавшемся лично меня, и
 другом, интересовавшем эту даму. Сначала она рассчитывала присутствовать
 при вызывании с благонадежным человеком; но в последний момент эта особа
 испугалась, и, так как тройное или единство безусловно необходимо при
 выполнении магических обрядов, - я остался один. Кабинет, приготовленный
 для вызывания, находился в небольшой башне; в нем были расположены четыре
 вогнутых зеркала, род алтаря, верхняя часть которого из белого мрамора
 была окружена цепью из намагниченного железа. На белом мраморе был
 выгравирован и вызолочен знак пентаграммы в том виде, как она изображена
 в начале 5-й главы этого сочинения; тот же знак был нарисован различными
 красками на белой и новой коже ягненка, распростертой перед алтарем. В
 центре мраморного стола стояла маленькая медная жаровня с углями из ольхи
 и лаврового дерева; другая жаровня была помещена передо мной на
 треножнике. Я был одет в белое платье, похожее на одеяние наших
 католических священников, по более просторное и длинное; на голове у меня
 был венок из листьев вербены, вплетенных в золотую цепь. В одной руке я
 держал новую шпагу, в другой - Ритуал, я зажег огни и начал, - сначала
 тихо, затем постепенно повышая голос, - произносить призывания Ритуала.
 Дым подымался, пламя сначала заставляло колебаться псе освещаемые им
 предметы, затем потухло. Белый дым медленно подымался над мраморным
 алтарем; мне казалось, что земля дрожит; шумело в ушах; сердце сильно
 билось. Я подкинул в жаровни несколько веток и ароматов, и, когда огонь
 разгорелся, я ясно увидел перед алтарем разлагавшуюся и исчезавшую фигуру
 человека. Я снова начал произносить вызывания и стал в круг, заранее
 начерченный мною между алтарем и треножником; мало помалу осветилось
 стоявшее передо мной, позади алтаря, зеркало, и в нем обрисовалась
 беловатая форма, постепенно увеличивавшаяся и, казалось, понемногу
 приближавшаяся.
 Закрыв глаза, я трижды призвал Аполлония, - и, когда открыл их, - передо
 мной стоял человек, совершенно закутанный в нечто вроде савана, который
 показался мне скорее серым, чем белым; лицо его было худощаво, печально и
 безбородо, а это совершенно не соответствовало моему представлению об
 Аполлонии. Я испытал ощущение чрезвычайного холода и, когда открыл рот,
 чтобы обратиться с вопросом к призраку, - не был в состоянии произнести
 ни единого звука.
 Тогда я положил руку на знак пентаграммы и направил на него острие шпаги,
 мысленно приказывая ему не пугать меня и повиноваться.
 Тогда образ стал менее ясным и внезапно исчез. Я приказал ему вернуться;
 тогда я почувствовал около себя нечто вроде дуновения, и что-то коснулось
 моей руки, державшей шпагу; тотчас же онемела вся рука. Мне казалось, что
 шпага оскорбляет духа, и я воткнул ее в круг около меня. Тотчас же вновь
 появилась человеческая фигура; но я чувствовал такую слабость во всех
 членах, так быстро слабел, что вынужден был сделать два шага и сесть.
 Тотчас же я впал в глубокую дремоту, сопровождавшуюся видениями, о
 которых, когда я пришел в себя, у меня осталось только смутное

<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу