<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 воспоминание. В течение многих дней я чувствовал боль в руке, и она
 оставалась онемевшей. Видение не говорило со мной, но мне казалось, что
 вопросы, которые я хотел ему задать, сами собой были решены в моем духе.
 На вопрос дамы мой внутренний голос отвечал: "Умер" (дело шло о человеке,
 о котором она хотела иметь известие). Что касается меня самого, - и хотел
 знать, возможны ли прощение и сближение двух лиц, о которых я думал; и
 тоже внутреннее эхо безжалостно отвечало: "Умерли!"
 Я рассказываю это происшествие именно так, как оно произошло. Этот опыт
 произвел на меня совершенно необъяснимое действие: я уже не был прежним
 человеком; что то из того мира вошло в меня; я не был ни весел, ни
 печален; я испытывал странное влечение к смерти, в то же время не
 испытывая ни малейшего желания прибегнуть к самоубийству. Я старательно
 анализировал испытываемые мной ощущения: и, несмотря на испытываемое мной
 нервное отвращение, я дважды повторил, - с короткими промежутками, - тот
 же опыт. Отчет о происшедших явлениях слишком мало отличался бы от только
 что рассказанного мною, - так что мне нечего добавить к этому, и без того
 слишком длинному, повествованию. Результатом этих двух последних
 вызываний было для меня откровение двух каббалистических секретов,
 которые если бы они были всем известны, могли бы в короткое время
 изменить основы и законы всего общества.
 Должен Ли и заключить из этого, что я действительно вызвал, видел и
 осязал великого Аполлония Тианского? Я не настолько подвержен
 галлюцинациям, чтобы верить в это; ни настолько мало искренней, чтобы
 утверждать это. Действие приготовлений, курений, зеркал и пантаклей -
 настоящее опьянение воображения, и должно сильно действовать на уже и без
 этого впечатлительную и нервную личность. Я не объясняю, в силу каких
 физиологических законов я видел и осязал; я только утверждаю, что я
 действительно видел и осязал, что я видел совершенно ясно, без
 сновидений, и этого достаточно, чтобы поверить в реальную
 действительность магических церемоний. Впрочем, я считаю это опасным и
 вредным: здоровье, как физическое, так и моральное, не выдержит подобных
 операций, если они станут обычными. Пожилая дама, о которой я говорил,
 могла служить доказательством этого, так как, хотя она и отрицала это, но
 я уверен, что она привыкла заниматься некромантией и г тией. Иногда она
 молола совершенную бессмыслицу, часто сердилась безо всякого повода. Я
 покинул Лондон, не видевшись больше с ней, и верно выполню свое обещание
 не говорить никому ничего такого, что могло бы дать повод подозревать,
 что она занимается подобными вещами, конечно, без ведома своей семьи,
 которая, как я предполагаю, весьма многочисленна и занимает очень
 почетное положение в обществе.
 Существуют вызывания разума, любви и ненависти, но, опять таки повторяю,
 ничто не доказывает, что духи действительно покидают высшие сферы, чтобы
 разговаривать с нами; и даже противоположное гораздо более вероятно. Мы
 вызываем воспоминания, оставленные ими в астральном свете, общем,
 резервуаре универсального магнетизма. Некогда в этом свете император
 Юлиан увидел богов дряхлыми, больными; новое доказательство влияния
 общественного мнения на отражения того же самого магического агента,
 который заставляет говорить столы, и на вопросы отвечает стуками в стены.
 После вызывания, о котором только что рассказал, я старательно перечел
 жизнь Аполлония, изображаемого историками, как идеал красоты и античного
 изящества. Тогда я припомнил, что в последние дни своей жизни Аполлоний
 был обрит и долго томился в темнице. Это обстоятельство, которое я, без
 сомнения, запомнил, сам того не сознавая, - быть может, и обусловили мало
 привлекательный вид моего видения, которое я рассматриваю исключительно
 как самопроизвольное сновидение человека, находящегося в бодрственном
 состоянии. Таким же образом я видел двух лиц, - называть их нет никакой
 надобности, - и, как костюмом, так и своим видом, они совершенно
 отличались от того, что я рассчитывал увидеть. Впрочем, я рекомендую
 величайшую осторожность лицам, желающим заниматься подобными опытами: в
 результате получается страшная усталость и часто - потрясения настолько
 сильные, что могут вызвать болезнь.
 Прежде чем закончить эту главу, я должен упомянуть о довольно странном
 мнении некоторых каббалистов, отличающих смерть видимую от смерти
 реальной и думающих, что они крайне редко совпадают. По их слонам,
 большинство погребаемых людей живо, и, наоборот, многие люди, которых мы
 считаем живыми, уже умерли.
 Например, по их мнению, неизлечимое помешательство - неполная смерть, и
 земное тело совершенно инстинктивно управляется звездным телом. Когда
 человеческая душа подвергается насилию, перенести которого не может, -
 она отделяется от тела и оставляет вместо себя душу животную, или
 звездное тело, а вследствие этого эти человеческие останки, до известной
 степени, менее живы, чем даже животное. По словам каббалистов, таких
 мертвецов легко распознать, так как у них совершенно угасло моральное и
 сердечное чувство; они - не добры .и не злы: они мертвы. Эти существа,
 ядовитые грибы человеческого рода, насколько могут, поглощают жизнь
 животных: поэтому-то их приближение делает душу бесчувственной и сердце
 холодным.
 Если бы эти похожие на мертвецов существа, действительно существовали, -
 они представляли собой именно то, что некогда рассказывали о вурдалаках и
 вампирах.
 И в самом деле, разве нет людей, находясь около которых мы чувствуем себя
 менее умными, добрыми, а иногда даже и менее честными?
 Разве пет людей, приближение к которым уничтожает веру и энтузиазм, -
 которые привязывают вас к себе благодаря вашим слабостям, господствуют
 над вами благодаря вашим дурным наклонностям, и заставляют вас медленно
 умирать морально в муках, подобных мукам Мезенция?
 Это - мертвецы, которых мы принимаем за живых; это - вампиры, которых мы
 принимаем за друзей!
 14. Нун. Н.
 ПРЕВРАЩЕНИЯ
 Sphera lunae
 Sempiternum
 Auxilium
 Святой Августин серь зно сомневается, могла ли фессалийская колдунья
 превратить в осла Апулея. Теологи пространно разглагольствовали о
 превращении Навуходоносора в дикое животное. Это доказывает только, что
 красноречивый гиппонский отец был совершенно незнаком с магическими
 тайнами, и теологи, о которых идет речь, были не слишком сильны в
 экзегетике. В этой главе нам предстоит исследовать другие, совершенно в
 другом роде невероятные, но однако неоспоримые чудеса. Я буду говорить о
 ликантропии, или о ночном превращении людей в волков, о столь любимой
 теме наших деревенских посиделок, рассказах об оборотнях, историях
 настолько доказанных, что неверующая наука, чтобы объяснить их, вынуждена
 была прибегнуть к неистовому помешательству и переодеваниям в животных.
 Но подобные гипотезы слишком ребячьи и ровно ничего не объясняют. Нам
 придется в другом месте искать объяснения наблюдаемых явлений; пока же мы
 можем констатировать:
 1) Никто никогда не был убит оборотнем, и, если кто-нибудь умирал, и
 смерть его приписывалась оборотню, - умирал он от удушья, без пролития
 крови и без ран;
 2) Когда настигали, преследовали и даже ранили оборотней, - ни один из
 них никогда не был убит во время преследования;
 3) Когда после охоты на оборотня, приходили к лицам, заподозренным в
 Подобных превращениях, - их находили более или менее сильно раненными,
 иногда даже умирающими, но всегда они имели свой естественный вид.
 Упомяну теперь о явлениях совершенно другого рода.
 Редко что-нибудь было так бесспорно удостоверено, как видимое и вполне
 реальное присутствие святого Альфонса де Лигуори около умиравшего папы, и
 в то же время многие видели святого у себя дома, на большом расстоянии от
 Рима, стоящим на молитве и в экстазе.
 Не менее строго доказано также и одновременное присутствие во многих
 местах миссионера Франциска Ксавье.
 Быть может, кто-нибудь скажет, что это чудеса; я же отвечу, что чудеса,
 если они реальны, для науки - простые факты.
 Явления дорогих нам лиц, совпадающие с моментом их смерти, - феномены
 того же рода, и должны быть приписываемы той же причине.
 Я говорил уже о звездном теле, посреднике между душой и материальным
 телом. Это тело часто бодрствует, когда другое спит, и вместе с мыслью
 переносится на громадные расстояния. Тогда оно, не разрывая, удлиняет
 симпатическую цепь, соединяющую его с сердцем и мозгом; поэтому-то
 чрезвычайно опасно будить внезапно лиц, видящих сны. Действительно,
 слишком сильное потрясение может разорвать цепь я внезапно вызвать
 смерть.
 Форма нашего сидерального тела соответствует обычному состоянию наших
 мыслей, и постепенно изменяет черты материального тела. Поэтому-то
 Сведенборг в своих сомнамбулистических интуициях часто видел духов в виде
 различных животных.
 Я утверждаю, что оборотень - сидеральное тело человека, дикие и
 кровожадные инстинкты которого изображает волк; в то время как тень его
 блуждает по полям, этот человек спит в своей постели, и ему снится, что
 он волк.
 Оборотень становится видим благодаря чрезмерному почто-сомнамбулическому
 возбуждению, обусловливаемому испугом видящих его лиц, или присущей
 простым деревенским людям способности приходить в сношение с астральным
 светом, общей средой видений и снов. Удары, наносимые оборотню,
 действительно ранят спящего посредством одического и симпатического
 прилива астрального света и сообщения тела нематериального с телом
 материальным. Многим покажется, что они бредят, читая подобные вещи, и
 они спросят не галлюцинирую ли я; я же, со своей стороны, попрошу только
 людей науки подумать о явлениях беременности и о влиянии воображения
 женщин на форму их плода. Одна женщина, присутствовавшая при казни
 человека, которого колесовали живым, родила ребенка с совершенно
 изломанными членами. Пусть объяснят мне, каким образом впечатление,
 произведенное на мать ужасным зрелищем, могло дойти до ребенка и изломать
 все его члены, и я, в свою очередь, объясню, каким образом удары,
 нанесенные и полученные во время сна, могут тяжело ранить тело лица,
 получающего эти удары в воображении, в особенности, если тело этого
 человека больно и подчинено нервным и магнетическим влияниям,
 К области этих же самых явлений и управляющих ими законов надо отнести
 также колдовство и порчу, о которой я буду еще говорить. Одержание бесом
 и большинство нервных болезней, повреждающих мозг, - раны, нанесенные
 нервному аппарату извращенным астральным светом, т. е. светом,
 поглощенным или выброшенным в анормальном количестве. Все необычайные и
 неестественные напряжения воли располагают к одержимости и нервным
 болезням; вынужденное безбрачье, аскетизм, ненависть, честолюбие,
 отвергнутая любовь, - все это - генераторы адских влияний. Парацельс
 говорит, что женские менструации производят фантомов; с этой точки,
 зрения, монастыри-рассадники кошмаров, и дьяволов можно сравнить с
 головами Лернейской гидры, которые бесконечно возрождались и размножались
 из крови собственных ран.
 Отрицают явления столь фатального для Урбана Грандье беснования Луденских
 Урсулинок; между тем, монахини действительно были одержимы истерией и
 фанатическим подражанием секретным мыслям своих заклинателей, которые
 передавались их нервной системе посредством астрального света. Им
 передавалась ненависть, которую питали заклинатели и многие другие к
 этому несчастному священнику, и это чисто внутреннее сообщение казалось
 им чудесным и дьявольским наваждением. Поэтому в этом несчастном деле все
 были искренни, в том числе и сам Лобардемон, который слепо выполняя
 заранее предрешенный Ришелье приговор, в то же время воображал, что он
 выполняет обязанности настоящего судьи, и совершенно не подозревает, что
 в действительности является слугой Понтия Пилата, так как не мог смотреть
 на этого кюре, вольнодумца и распутника, как на ученика Христа и
 мученика.
 Беснование лувверских монахинь - простая копия с такого же одержания
 луденских Урсулинок: дьяволы не изобретательны и заимствуют друг у друга.
 Процесс Гофриди и Магдалины де Палюд имеет несколько более странный
 характер. Здесь обвиняют себя сами жертвы. Гофриди признает себя виновным
 в том, что посредством простого дуновения он лишил многих женщин
 способности сопротивляться его обольщениям. Молодая, красивая девушка из
 благородной семьи, на которую он подул, рассказывает с мельчайшими
 деталями сцены, в которых разврат смешивается с чудовищным и смешным.
 Таковы обычные галлюцинации ложного мистицизма и плохо выполняемого обета
 целомудрия. Гофриди и его любовница были одержимы обоюдными химерами, и
 голова одного отражала кошмары другой. Разве даже маркиз де Сад не был
 заразителен для некоторых слабых и больных натур?
 Скандальный процесс священника Жирара - новое доказательство сумасбродств
 мистицизма и являющихся его следствием нервных болезней. Обмороки девицы
 Кадиер, ее зкстазы, стигматы - все это было столь же реально, как и
 безрассудный и, быть может, непроизвольный разврат ее духовного отца,
 Когда он хотел ее бросить, - она донесла на него, и обращение этой
 девушки было только местью, ибо нет ничего бессердечнее развратной любви.
 Могущественное общество, вмешавшееся в процесс Грандье, чтобы погубить в
 лице его возможного сектанта, спасло отца Жирара ради спасения чести
 всего общества. Впрочем, Грандье и Жирар, хотя и совершенно различными
 путями, достигли одних и тех же результатов, рассмотрением которых я
 специально займусь в шестнадцатой главе.
 Своим воображением мы действуем на воображение других, нашим сидеральным
 телом - на их тело, нашими органами - на их органы, так что посредством
 симпатии, как очарования, так и одержания, - мы завладеваем друг другом и
 отождествляемся с теми, на кого хотим подействовать. Часто резко
 выраженная антипатия, являясь результатом сопротивления подобной власти,
 заменяет собой самую сильную симпатию. Любовь стремится отождествить
 любящих; отождествляя же, она часто делает их соперниками и,
 следовательно, врагами, если в основе обоих имеется какое-нибудь
 противообщественное свойство, например, гордость: одинаково насытить
 гордостью две соединившихся души -значит разъединить их, сделав
 соперниками. Антагонизм - необходимый результат множества богов.
 Когда мы видим во сне кого-нибудь, - наше сидеральное тело видит его тело
 или, по крайней мере, его отражение в астральном свете и по производимому
 им на нас при этой встрече впечатлению мы часто узнаем тайные намерения
 этого лица относительно нас. Любовь обрабатывает сидеральное тело одного
 по образу и подобию другого, так что астральное тело женщины становится
 похожим на такое же тело мужчины и наоборот. Каббалисты, желая скрытым
 образом выразить этот обмен, говорят, объясняя темное место Бытия: "Бог
 создал любовь, вложив ребро Адама в грудь женщины и тело Евы в грудь
 Адама, так что основа сердца женщины - кость мужчины, и основа сердца
 мужчины - тело женщины". - Глубокая и прекрасная аллегория.
 В предыдущей главе я уже упоминал о том, что каббалисты называют
 "эмбрионатом" душ. Этот эмбрионат, становящийся полным после смерти лица,
 посредством его завладевшего другим, часто начинается еще при жизни либо
 посредством одержания, либо посредством любви. Я знал молодую женщину,
 страшно боявшуюся своих родственников; вдруг она начала совершать против
 личности, никогда ничем ее не обидевшей, именно то враждебные поступки,
 которых она так боялась со стороны своих родственников. Я знал также
 другую, которая, однажды приняв участие в вызывании женщины, виновной в
 некоторых эксцентричных поступках, и вследствие этого страдавшей на том
 свете, без всякого основания стала подражать ее поступкам.
 На счет .этой же тайной силы надо отнести страшное действие родительского
 проклятия, которого так боятся все народы, и серьезную опасность
 магических операций для производящего их лица, если оно не достигло
 изолирования настоящих адептов.
 Этим свойством сидерального превращения, реально существующего в любви,
 объясняются аллегорические чудеса палочки Цирцеи. Апулей рассказывает об
 одной фессалиянке, превращавшейся в птицу; он сделался любовником
 служанки этой женщины, чтобы выведать секреты ее госпожи, и достиг только
 того, что превратился в осла. Эта аллегория объясняет самые скрытые тайны
 любви. Каббалисты говорят, что тот, кто любит элементарную женщину,
 ундину, сильфиду или гномиду, либо делает ее бессмертной, подобно себе,
 либо умирает вместе с ней. Я уже говорил, что элементарные существа -
 несовершенные и еще смертные люди. Откровение, о котором я говорю и на
 которое смотрели, как на басню, - учение о моральной солидарности,
 составляющей самую основу любви и объясняющей всю ее святость и силу.
 Что же представляет собой эта чародейка, превращающая своих обожателей в
 свиней и потерявшая все свои чары, как только сама полюбила? Это -
 античная куртизанка, мраморная дева всех времен. Женщина без любви
 поглощает и унижает все, приближающееся к ней; любящая же женщина
 распространяет вокруг себя энтузиазм, благородство и жизнь.
 В прошлом столетии много говорили об адепте, которого обвиняли в
 шарлатанстве, а при жизни называли божественным Калиостро. Известно, что
 он занимался вызываниями, и в этом искусстве превзошел его только
 иллюминат Шреперер*. Известно, что он хвалился способностью возбуждать
 симпатии и говорил, что обладает секретом великого дела; но знаменитым
 делал его жизненный эликсир, моментально возвращавший старикам энергию и
 силу юности. В состав его входило вино мальвазии, и получался он
 перегонкой семени некоторых животных и сока многих растений. Я обладаю
 его рецептом, и, думаю, вполне понятно, почему я не могу его
 обнародовать.
 *См. в Ритуале секреты и формы вызываний Шреперера,
 15. Самех. О.
 Ч РНАЯ МАГИЯ
 Samael
 Auxiliator
 Приступаю к черной магии. Мы нападем в самом его святилище на черного
 бога Шабаша, на страшного козла Мендеса, Здесь боязливый читатель должен
 закрыть книгу, и лица нервно впечатлительные поступят хорошо,
 воздержавшись от чтения; но я должен выполнить возложенную на себя
 обязанность.
 Прежде всего смело и прямо подойдем к следующему вопросу:
 - Существует ли дьявол?
 - Что такое дьявол?
 На первый вопрос наука не отвечает, философия наобум отрицает, и только
 религия отвечает утвердительно.
 На второй - религия говорит, что дьявол - падший ангел; оккультная
 философия принимает и объясняет это определение.
 Я не буду повторять раньше сказанного, но добавлю здесь новое откровение:
 "В черной магии дьявол - великий магический агент, употребляемый для
 дурных целей злой волей".
 Я говорил уже, что астральный свет вместилище форм. Вызванные разумом эти
 образы являются гармоничными; вызванные же безумием, они приходят
 расстроенными и уродливыми; такова колыбель кошмаров святого Антония и
 призраков Шабаша.
 Древний змей легенды - универсальный агент, вечный огонь земной жизни,
 душа земли живой очаг ада.
 Сопровождаются ли результатом вызывания г тии и демономании?
 - Да, несомненно, - и результатом бесспорным и более ужасным, чем все то,
 что рассказывают об этом легенды.
 Когда вызывают дьявола с соответствующими церемониями, - он является и
 становится видимым.
 Чтобы не умереть пораженным громом при этом виде, не сделаться
 каталептиком или идиотом, - надо заранее быть сумасшедшим.

<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу