<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Грандье был распутником вследствие отсутствия набожности, а, может быть,
 и скептицизма; Жирар же был развращен и сам с энтузиазмом развращал
 других вследствие заблуждений аскетизма и ослепления веры.
 В пятнадцатой главе Ритуала я изложу все способы вызывания дьявола и
 практику черной магии; конечно, не для того, чтобы кто-нибудь ими
 воспользовался, но, - чтобы все ее узнали и осудили и таким образом
 навсегда предохранили себя от подобных заблуждений.
 Евд де Мирвилль, книга которого о вращающихся столах недавно наделала
 столько шума, может быть и доволен и недоволен даваемым мною здесь
 решением проблем черной магии. Действительно, подобно ему, я подтверждаю
 ее реальность и чудесные результаты; также как и он, причиной их я считаю
 древнего змея, князя мира сего; мы не сходимся только в определении
 природы этого слепого агента, который одновременно, смотря по тому, кто
 им управляет, является инструментом всякого добра и зла, слугой пророков
 и вдохновителем колдуний. Словом, для меня дьявол - сила, временно
 служащая заблуждению, так же как смертный грех, по моему мнению, -
 упорство воли в абсурдном. Следовательно, де Мирвилль тысячу раз прав, но
 в то же время один раз и сильно не прав.
 В царстве бытия произвол должен быть совершенно устранен. Ничто не
 совершается ни случайно, ни по прихоти доброй или злой воли. На небе две
 палаты, и палата Сатаны удерживается от заблуждений сенатом божественной
 мудрости.
 16. Аин. П.
 КОЛДОВСТВО
 Fons
 Oculus
 Fulgur
 Человек, смотрящий с нечистым желанием на женщину, оскверняет ее, -
 сказал великий Учитель. Мы выполняем все то, чего настойчиво желаем.
 Каждое реальное желание подтверждается актами; всякое желание,
 подтвержденное поступком, - действие. Каждое действие подчинено суду, и
 суд этот вечен. - Все это - догматы и принципы.
 На основании этих принципов и догматов, добро или зло, которые вы
 желаете, как самим себе, так и другим, непременно исполнится, если вы
 подтверждаете свою волю и проявляете действиями свое решение.
 Действия должны быть аналогичны желанию. Желание повредить кому-нибудь
 или заставить полюбить себя, чтобы быть действительным, должно быть
 подтверждено актами ненависти или любви.
 Все, носящее на себе отпечаток человеческой души, принадлежит этой душе;
 все, что каким бы то ни было образом, человек присвоил себе, становится
 его телом, в самом широком значении этого слова; а все то, что делают с
 телом человека, посредственно или непосредственно ощущается его душой. .
 Поэтому-то моральная теология смотрит на всякое враждебное действие
 против ближнего как на начало человекоубийства.
 Колдовство - человекоубийство, и человекоубийство тем более подлое, что
 оно ускользает от преследования закона, и жертва не может защищаться.
 Установив этот принцип для успокоения собственной совести и
 предостережения слабых, - я смело утверждаю, что колдовство возможно.
 Более того, я утверждаю, что оно не только возможно, но, до некоторой
 степени, необходимо и фатально. Оно беспрестанно совершается без ведома
 лиц, производящих его и подвергающихся ему. Невольное колдовство одна из
 ужаснейших опасностей человеческой жизни.
 Страстная симпатия необходимо подчиняет пламенное желание сильной воле.
 Моральные болезни заразительней болезней физических, и иной успех
 увлечения и моды можно сравнить с проказой или холерой.
 От дурного знакомства умирают также, как и от заразной болезни; ужасная
 болезнь, которая в Европе всего только несколько столетий наказывает за
 профанацию таинств любви, - откровение аналогичных законов природы и
 только слабое изображение морального извращения, ежедневно являющегося
 результатом подозрительной симпатии.
 Рассказывают о ревнивом и подлом человеке, который, чтобы отомстить
 своему сопернику, заразил себя неизлечимой болезнью. Такова ужасная
 история каждого магиста или, вернее, колдуна, занимающегося колдовством.
 Он отравляет себя, чтобы отравлять других; он осуждает себя, чтобы
 мучить: он вдыхает ад, чтоб потом его выдохнуть; он смертельно ранит
 себя, чтоб умерщвлять других; обладая подобной печальной храбростью, он
 может быть вполне уверен, что отравит и убьет одним только стремлением
 своей развращенной воли.
 Существуют страсти, убивающие так же как ненависть, и доброжелательность
 мучить злых. Молитвы, с которыми обращаются к Богу, чтобы обратить
 кого-нибудь, приносят несчастье этому человеку, если он не хочет
 обратиться. Как я уже говорил, утомительно и опасно бороться против
 флюидических токов, производимых цепями объединенных волей.
 Следовательно, существует два рода колдовства: колдовство невольное и
 колдовство произвольное. Можно также различать колдовство физическое от
 колдовства морального.
 Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье притягивает
 здоровье; таков закон природы.
 Если два ребенка живут вместе, а в особенности спят в одной комнате, - и
 один из них слаб, а другой силен, - сильный поглощает слабого, и тот
 погибнет. Поэтому-то необходимо, чтобы дети всегда спали одни.
 В пансионах некоторые ученики поглощают ум других, и в каждом собрании
 скоро находится индивидуум, завладевающий волей других.
 Как я уже заметил, колдовство посредством токов - самая обыкновенная
 вещь; толпа увлекает не только физически, но и морально. Но в этой главе
 мне предстоит главным образом констатировать почти абсолютную власть
 человеческой воли над определением своих поступков и влияние всякого
 внешнего проявления воли даже и на наружные вещи.
 Произвольное колдовство еще и теперь часто наблюдается в наших деревнях,
 так как у невежественных и уединенно живущих лиц природные силы действуют
 совершенно не ослабляясь сомнением и не отклоняясь в сторону. Ненависть,
 откровенная, абсолютная и без всякой примеси отвергнутой страсти или
 личной жадности, - в известных обстоятельствах, смертный приговор для
 предмета этой ненависти. Я говорю "без примеси любовной страсти или
 жадности", потому что всякое желание, будучи в то же время притяжением,
 усовершенствует и уничтожает силу выбрасывания. Так, например, ревнивец
 никогда действительно не околдует своего соперника, и жадный наследник
 силой своей воли не сократит жизни скупого и живучего дядюшки.
 Колдовство, производимое в подобных условиях, падает на того, кто его
 производит, и скорее полезно, чем вредно для лица, против которого оно
 направлено, так как освобождает его от злобы, которая чрезмерно
 возбуждаясь, сама себя уничтожает.
 Слово "колдовство" (envoutement) очень энергичное в своей галльской
 простоте, удивительно точно выражает обозначаемое им понятие:
 "околдовать" (envoulter) - значит взять и окутать кого-нибудь желанием,
 твердо выраженной волей.
 Орудие колдовства - сам великий магический агент, который, повинуясь злой
 воле, становится тогда действительно и положительно демоном.
 Так называемое колдовство, т. е. совершаемая с обрядами операция с целью
 повредить кому-нибудь, - действует только на самого оператора, и цель его
 колдовства - укрепить и подтвердить волю оператора, настойчиво и с силой
 ее формируя; эти два условия делают волю действительной.
 Чем трудней и ужасней операция - тем она действительней, так как тем
 сильнее действует на воображение и подтверждает волю прямо
 пропорционально преодоленному ею сопротивлению.
 Этим объясняются причудливость и даже жестокость черной магии в древности
 и в средние века, черные мессы, причащение гадов, пролитие крови,
 человеческие жертвы и другие чудовищности, являющиеся самой сущностью
 г тии, или нигромантии. Подобные действия во все времена навлекали на
 колдунов справедливую кару законов, В самой основе своей черная
 магия-сочетание святотатства и убийства с целью навсегда развратить
 человеческую волю и в живом человеке создать омерзительный призрак
 дьявола. Следовательно, это, собственно говоря, - религия дьявола, культ
 мрака, ненависть к добру, доведенная до высшей степени, воплощение смерти
 и создание ада.
 Каббалист Боден, которого никоим образом нельзя считать слабым и
 суеверным умом, написал свою "Демономанию" специально для того, чтобы
 предостеречь против слишком опасного неверия. Изучением каббалы
 посвященный в секреты магии он приходил в ужас, думая об опасности,
 которой подвергнется общество, если людской злобе будет позволено
 пользоваться этой силой.
 Поэтому он пытался сделать то же, что пробует сделать в паше время Евд де
 Мирвилль: он собрал массу фактов, не объясняя их, и указал невнимательной
 или занятой другими вещами науке на существование тайных влияний и
 преступных действий злой магии. На Бодена не обратили внимания, также как
 не обратят его в наше время и на Евд де Мирвилля. так как для того, чтобы
 повлиять на серьезных людей недостаточно указать на явления и предугадать
 их причину; нужно изучить эту причину, объяснить ее, доказать ее
 существование а это то и пытаюсь я сделать. Буду ли я иметь больший
 успех?
 От любви некоторых людей можно умереть также, как и от их ненависти:
 существуют страсти настолько поглощающие, что предмет подобной страсти
 умирает, подобно невестам вампиров. не только злые мучат добрых, но и
 добрые, сами того не сознавая, мучат злых. Кротость Авеля была долгим и
 мучительным колдовством для свирепости Каина. У дурных людей ненависть к
 добру происходит от инстинкта самосохранения; впрочем, они не согласны
 признавать добром то, что их мучит, и чтобы быть спокойными, стараются
 обожествить и оправдать зло. По мнению Каина, Авель был лицемером и
 трусом, бесчестившим человеческую гордость своей постыдной покорностью
 божеству. Сколько должен был выстрадать этот первый убийца, прежде чем
 решиться на ужасное преступление против брата?
 Авель пришел бы в ужас, если бы мог его понять.
 Антипатия-предчувствие возможного колдовства, - как любви, так и
 ненависти, - ибо часто антипатия заменяется любовью. Астральный свет
 предупреждает нас о будущих влияниях, действуя на более или менее
 восприимчивую и живую нервную систему. Внезапная симпатия и любовь -
 вспышки астрального света, вполне точно, мотивированные и их можно
 объяснить и доказать так же точно, как и разряды сильных электрических
 батарей. Из этого можно видеть, сколько непредвиденных опасностей
 угрожает профану беспрестанно играющему с огнем на пороховых погребах,
 которых он не видит.
 Мы насыщены астральным светом, и постоянно выбрасываем его и заменяем
 новым. Глаза и руки - нервные аппараты, назначение которых притягивать и
 выбрасывать. Полярность рук сосредоточивается в большом пальце; поэтому,
 следуя магическому преданию, еще сохранившемуся в наших деревнях, если вы
 находитесь в подозрительном обществе, надо держать большой палец согнутым
 и спрятанным в руке и, избегая пристально смотреть на тех, кого вы имеете
 основание бояться, в то же время - постараться первому взглянуть на них,
 чтобы избежать неожиданных флюидических выбрасывании и околдованных
 взглядов.
 Существуют также некоторые животные, обладающие свойством прерывать токи
 астрального света, так как они его поглощают. Все эти животные сильно нам
 антипатичны, и взгляд их производит очаровывающее действие; таковы - жаба
 и ящерица. Эти животные, если их приручить и носить с собой или держать в
 комнатах, гарантируют от галлюцинаций и обольщений астрального опьянения;
 "астральное опьянение", слово в первый раз употребляемое мной здесь и
 объясняющее все явления необузданных страстей, исступления ума и
 безумия.
 Воспитывайте ящериц и жаб, носите их с собой, но только, ради Бога, не
 пишите, скажет мне ученик Вольтера. На это я могу ответить, что серьезно
 об этом подумаю, когда почувствую расположение смеяться над тем, чего я
 не знаю, и считать безумными людей, ни науку, ни мудрость которых не
 понимаю.
 Парацельс, величайший из христианских магов, противопоставляет колдовству
 действия противоположного колдовства. Он составлял симпатические
 лекарства и прикладывал их не к больным органам, но к их изображению.
 Такое лечение сопровождалось чудесным успехом, и ни один врач никогда не
 достигал чудесных излечении Парацельса.
 Но Парацельс открыл магнетизм задолго до Месмера и дошел до последних
 выводов из этого чудного открытия или, скорее посвящения в магию древних,
 которые гораздо лучше нас понимали природу великого магического агента, и
 не считали астральный свет, азот, универсальную магнезию мудрецов,
 особенным животным флюидом, исходящим только из некоторых особенных
 существ.
 В своей оккультной философии Парацельс восстает против церемониальной
 магии; конечно, он знал ее страшную силу, но без сомнения, хотел
 опорочить ее деяния, чтобы дискредитировать черную магию. Он считает, что
 всемогущество мага заключается во внутреннем и тайном "magnes". - Самый
 опытный из современных магнетизеров не мог бы лучше выразиться. - Однако,
 для лечения болезней он рекомендует употребление магических знаков и, в
 особенности, талисманов. В восемнадцатой главе мне придется еще вернуться
 к талисманам Парацельса, излагая, по Гаффарелю, очень важный вопрос об
 оккультных иконографии и нумизматике.
 От колдовства лечат также заменой, если она возможна, и разрывом или
 отвращением астрального тока. Деревенские традиции обо всем этом прямо
 удивительные, и, конечно, существуют много веков - это - остатки учения
 друидов, посвященных в мистерии Египта и Индии путешествующими
 иерофантами. В народной магии известно, что колдовство, т. е.
 определенное и подтвержденное поступками желание творить зло, всегда
 достигает своей цели, и колдун не может отказаться от своего злодеяния,
 не подвергая себя смертельной опасности. Колдун, освобождающий
 кого-нибудь от своих чар, должен иметь какой-нибудь другой предмет для
 своей злобы, иначе он уверен, что сам будет поражен и погибнет жертвой
 своего собственного колдовства. Так как астральное движение совершается
 по кругу, то всякое азотическое или магнетическое испускание, не
 встречающее своего "медиума", с силой возвращается к своей точке
 отправления; этим объясняется одна из самых странных историй священной
 книги - о демонах, посланных в свиней, которые бросились в море. Целью
 этого дела высшего посвящения было разорвать магнетический ток,
 зараженный злыми волями. - Имя мое легион, - говорил инстинктивный голос
 больного, - ибо нас много.
 Одержание бесом - колдовство, и в наше время существует неисчислимое
 множество одержимых. Святому монаху, посвятившему себя служению
 помешанным, Илариону Тиссо, благодаря долгому опыту и практике
 христианских добродетелей, удалось излечить много больных, и, сам того не
 зная, он употребляет магнетизм Парацельса. Он приписывает большинство
 болезней либо расстройству воли самого больного, либо злому влиянию
 посторонней воли; все преступления он считает поступками безумных и хотел
 бы, чтобы злых лечили, как больных, а не раздражали их еще больше и
 делали неизлечимыми под предлогом наказания. Сколько пройдет времени,
 прежде чем монах Иларион будет признан гениальным человеком, и сколько
 серьезных людей, прочтя эту главу, скажет, что я и Иларион Тиссо должны
 лечить друг друга, следуя общим нам идеям и остерегаясь публиковать свои
 теории, если не хотим, чтобы нас приняли за врачей, которых нужно
 поместить в лечебницу для неизлечимо больных.
 - И все таки она вращается! - воскликнул Галилей, топнув ногой. - Вы
 познаете истину, и она сделает вас свободными, - сказал Спаситель
 человечества. Можно было бы добавить: Вы полюбите справедливость, и она
 сделает вас здоровыми. - Порок - яд даже для тела, и истинная добродетель
 залог долгой жизни.
 Методы, сопровождаемого обрядами колдовства, меняются сообразно времени и
 лицам; и все люди, коварные и господствующие над другими, сами открывают
 его секреты. Поступая таким образом, они инстинктивно следуют внушениям
 великого агента, который как я уже говорил, превосходно приспособляется к
 нашим порокам и добродетелям; вообще, можно сказать, что мы подчиняемся
 воле других по аналогии с нашими склонностями и, в особенности,
 недостатками.
 Поощрять чьи-нибудь слабости, - значит, завладеть этим человеком и
 сделать его своим орудием. Когда две аналогичных по своим недостаткам
 натуры подчиняются друг другу, происходит род замены слабого более
 сильным и настоящее одержание одного духа другим. Часто слабый
 сопротивляется, хочет возмутиться, и в результате становится еще более
 рабом. Так, Людовик XIV составлял заговоры против Ришелье, а потом
 получал прощение, выдавая своих соучастников.
 Все мы имеем какой-нибудь преобладающий недостаток, и, влияя на него,
 враг всегда может завладеть нами; тщеславие для одних, лень для других,
 эгоизм для большинства. Если коварный и злой дух завладеет этим рычагом,
 - вы погибли. Вы становитесь тогда не помешанным, не идиотом, но
 отчужденным (aliene), в точном значении этого слова, т. е. подчиненным
 постороннему импульсу. В этом состоянии вы испытываете инстинктивный ужас
 ко всему тому, что может вернуть вам разум, и не хотите даже слышать
 увещаний, противоречащих вашему безумию. Это одна из опаснейших болезней,
 могущих повредить человеческую нравственность.
 Единственное лекарство от этого колдовства - воспользоваться этим
 безумием, чтобы излечить его и заставить больного найти воображаемое
 удовлетворение в делах, противоположных тем, благодаря которым он погубил
 себя. Так, например, вылечить честолюбца, заставить его желать небесной
 славы, - лекарство мистическое; излечить распутника настоящей любовью -
 лекарство естественное; доставить тщеславному почетный успех; учить
 скупцов бескорыстию и доставить им справедливую выгоду посредством
 почетного участия в благородных предприятиях и т. д.
 Реагируя таким образом на мораль, удается излечить большинство физических
 болезней, ибо нравственность влияет на телосложение, в силу магической
 аксиомы: "То, что находится вверху, подобно тому, что находится внизу".
 Поэтому же Учитель, говоря о паралитичкой женщине, сказал: "сатана связал
 ее". Болезнь всегда происходит от недостатка или излишества, и в основе
 физической болезни вы всегда найдете моральное расстройство; это -
 неизменный закон природы.
 17. Пхе. Р.
 АСТРОЛОГИЯ
 Stella
 0s
 Inflexus
 Из всех искусств, происшедших из магизма древних, в настоящее время менее
 всего известна астрология. Не верят более в мировые гармонии природы и
 необходимую связь всех следствий со всеми причинами. Впрочем, настоящая
 астрология, соединенная с единственным универсальным учением каббалы,
 была уже профанирована греками и римлянами времен упадка; учение о семи
 небесах и трех движущих силах, происшедшее сначала из сефиротической
 декады, характер планет, управляемых ангелами, имена которых были
 заменены именами языческих божеств, взаимное влияние сфер друг на друга,
 фатальность, соединенная с числами, лестница пропорции между небесными
 иерархиями, соответствовавшими иерархиям человеческим, - все это было
 материализовано и обращено в суеверие толкователями и составителями
 гороскопов времен падения римской империи и в средние века. Вернуть
 астрологию к ее первобытной чистоте - значило бы, некоторым образом,
 создать совершенно новую науку; я попытаюсь только указать первые ее
 принципы с их самыми непосредственными и ближайшими следствиями.
 Я говорил уже, что астральный свет получает и сохраняет отпечатки видимых
 вещей; из этого следует, что ежедневное расположение неба отражается в

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу