<< Пред. стр. 4 (из 5) След. >>
Точечной - предполагает рост ценовой эластичности в определенной точке кривой спроса.Дуговой - используется для расчета ценовой эластичности между двумя точками кривой спроса.
Перекрестная эластичность спроса на товар в зависимости от цены на товар рассчитывается для взаимосвязанных товаров.
Совершенно неэластичный спрос имеет место, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. (Товары первой необходимости).
Совершенно эластичный спрос имитирует ситуацию продажи товара на рынке чистой конкуренции, когда большое количество фирм продает одинаковые товары.
Предложение характеризует количество товара, которое производится и предлагается рынку производителями.
Оно зависит от издержек производства, включающих затраты ресурсов, издержки амортизации оборудования, и прибыли.
Шкала предложения показывает кол-во товара, которое производитель мог бы произвести и продать в зависимости от изменяющихся цен в течении определенного времени.
Закон предложения утверждает, что с ростом цены величина предложения возрастает.
Закон убывающей отдачи свидетельствует о том, что с ростом объема производства издержки на производство единицы продукции возрастают при неизменном основном капитале и земельных ресурсах.
Ценовая эластичность предложения определяется как процентное изменение величины предложения при изменении цены на 1%.
Рыночное равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения
Рис. Равновесная цена Рр и равновесное количество продукта Qр на рынке
Таким образом, основными факторами формирования спроса и потребления населения являются: уровень производства товаров и услуг, уровень денежных доходов отдельных категорий населения, уровень и соотношение розничных цен и тарифов, потребление из личного подсобного хозяйства, уровень денежных сбер. населения, уровень запасов предметов потребления и др.
(ЭК) 23. 1. Моделирование процессов спроса и потребления.
Факторы формирования спроса (потребления):
Уровень денежного дохода у разных категорий семей. Уровень денежных сбережений у разных категорий населения. Уровень цен. Потребление из личного подсобного хозяйства.
Структурная модель спроса (потребления).
Модели строятся из того, что для каждой группы населения по статистическим данным может быть рассчитана свойственная ей структура потребления.
Структурные модели по существу рассматривают спрос только как функцию распределения потребителей по уровню дохода.
Общую структуру спроса можно определить по формуле:
C(П) =? C(П) ДWД,
Где C(П) - общая структура спроса;
C(П)Д - структура спроса в группе семей с доходом Д;
WД - частота распределения семей с доходом Д.
Несомненно, увеличение числа факторов в структурных моделях позволяет точнее подойти к определению спроса. Правильна и идея дифференцированного прогнозирования спроса. В основе ее, как и всего дифференцированного баланса доходов, лежит стремление сбалансировать прогноз доходов с прогнозом потребления по отдельным социальным, экономическим и демографическим группам населения.
Функциональные модели спроса (потребления).
В структурной модели спроса используются эмпирические душевые нормы потребления. Они исчисляются по массовым данным и являются обобщенной характеристикой потребления той или иной категории семей, сгруппированных по доходу, половозрастному составу. Однако поскольку эти данные выборочны, им присущи случайные отклонения и ошибки. Поэтому в прогнозировании следует применять выровненные данные, т.е. нормы потребления, вычисленные в виде непрерывной функции от влияющих на них факторов.
Это можно сделать, построив уравнение, где функцией является потребление, а аргументами - факторы, от которых оно зависит. Кроме того, появляется возможность использовать строгие математические критерии для оценки тесноты и существенности связи потребления и факторов - аргументов. Если факторы - переменные величины для данного момента времени, то соответствующая функциональная зависимость может служить основой при построении однофакторных и много факторных функциональных статистических моделей спроса (потребления).
Динамические модели спроса (потребления).
Динамические модели анализа и прогнозирования спроса сложнее статистических. Это связано с большим многообразием факторов, влияющих на потребление в динамике. В динамических моделях, как правило, присутствует специфический фактор времени, или тенденция t.Этот фактор собирательный; он включает всю совокупность не учтенных в модели признаков, влияющих на потребление во времени и образующих некоторую систематическую часть динамического ряда. Основными факторами спроса на товар j в году t , учитываемые в динамических моделях являются:
1.средний уровень денежного дохода ДtД;
2. уровень или индекс розничных цен на товар j (I(i)p);
3.уровень или индекс розничных цен и тарифов на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары j/l (Ip (f/l));
4.общий индекс розничных цен и тарифов (Ip);
5.уровень запасов (Cб(t)j);
6.тенденция (tj).
П(t) j = f (ДtД,I(i)p,Ip (f/l),Ip,Cб(t)j,tj). - потребление(спрос) во времени П(t) j .
Корреляционные динамические модели спроса ( потребления).
Линейная модель, учитывающая цену и время.
(ЭК) 23. 2.
П(t) j = ao+a1p(t)j+a2t,
В более сложной динамической модели учитывается кроме цен и времени величина фонда личного потребления (?j ?(t)j)
loq П(t) j = loq ao + a1loq ?j ?(t)j + a2 loq _I(i)p_
Ip
Где _I(i)p_ - так называемый компаративный индекс цен;
Ip
Модель расчета потребления объемов продуктов питания П(t) п
П(t) п = ао Дд (t)а1 Дд (t-1)а2 I р (П)а3 I р (і)а4 t(t)
Где I р (П) - индекс цен на продукты питания;
I р (і) - индекс цен на все остальные товары;
Динамическая модель с учетом запасов:
С(t) j = ао + a1Cб(t) j+ a2 ДtД, где
С(t) j - спрос на товар j ( не обязательно длительного пользования);
Cб(t) j - запас этого товара или привычка к его потреблению, называемая "психологическим запасом"
(ЭК) 25. Понятие лага. Виды лагов.
Влияние стабилизационной политики на уровень ВНП
t1 - время возникновения нарушения в экономике,
t2 - момент начала стабилизационной политики,
t3 - возвращение системы к уровню ВНП в условиях полной занятости без вмешательства государства,
( t2 , t6) - период дестабилизации экономики.
Проблема, которую иллюстрирует рисунок, может быть решена, если нарушения равновесия определяются без запаздываний и меры принимаются незамедлительно. Однако в реальной практике приходится считаться с существованием временных задержек, или лагов, внутренних и внешних.
К внутренним лагам относятся :
Лаг распознавания ситуации в среднем составляет пять месяцев, причем он является более продолжительным, когда необходима политика сдерживания деловой активности, и более кратким в случае проведения стимулирующей политики.
Лаг принятия решений варьируются при переходе от фискальной политики к монетарной. Проведение фискальной политики, которая требует подготовки правительством нового законодательства и принятия его парламентом, определяет величину лага порядка 2 лет. Лаг в решениях, связанных с монетарной политикой, является значительно меньшим, поэтому к нему прибегают значительно чаще.
Лаг действия при фискальной политике также может быть весьма продолжительным, а при монетарной - практически нулевым; таким образом, лаги сильно меняются в зависимости от проводимой политики.
К сокращению внутренних лагов способствуют автоматические стабилизаторы, встроенные в экономическую систему. Их роль играют ставки подоходного налога, трансфертные платежи и выплаты по безработице, которые автоматически увеличиваются в период спада.
Внешний лаг - характеризует период времени между вводом в действие мер политики стабилизации экономики и воздействием этой политики на экономику. Внешний лаг монетарной политики значительно продолжительнее лага фискальной политики, так как последняя оказывает более оперативное воздействие на доходы. Начальный эффект монетарной политики весьма мал, однако он продолжает возрастать в течение длительного периода времени.
Распределенный лаг учитывается в моделях с помощью динамического мультипликатора. Он показывает распределение изменений во времени; базируется на гипотезе постоянного дохода Фридмена.
(ЭК) 27.1. Теория рыночного равновесия. Модели рынка.
Рыночное равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения
Рис. Равновесная цена Рр и равновесное количество продукта Qр на рынке
При ценах ниже равновесной цены возникает дефицит: величина спроса будет превосходить величину предложения. Эта несбалансированность повлечет за собой рост цены в направлении равновесия.
Когда цены превысят уровень цены равновесия, будет возникать избыток. Величина предложения будет превосходить величину спроса, будет происходить накопление запасов, что в свою очередь, станет сигналом для поставщиков необходимости снижения цен.
C = C+cY, 0<с<1,
где С - минимальный базисный уровень потребления,с - предельная склонность к потреблению, определяется как прирост потребления в результате увеличения доходов Y на единицу: с=?С/?Y
Обозначим:AD - совокупный спрос, А - автономный совокупный спрос, У - выпуск (производство, доходы), Yo - равновесный доход и производство, 1к - непреднамеренные инвестиции, С - потребление, С- автономное потребление, с - предельная склонность к потреблению, /- автономные инвестиции, S - сбережения, s- предельная склонность к сбережениям.
Доходы или сберегаются, или расходуются. Следовательно, предельная склонность к сбережениям (s) представляет собой часть дохода, которая отложена, равна единице минус предельная склонность к потреблению (с):
S=Y-C,
S=Y-(C+cY)=-C+(1-c)Y,
s=?S/?Y=1-c
На рис. 8.23. иллюстрируется положение равновесия для модели с потреблением, связанным с доходами и автономными инвестициями.
Равновесные доходы и производство:
Y0=AD, Y0=C+cY+I, Y-cY=C-I, A=C+I, Y0=(1/1-c)A
Равновесные сбережения и инвестиции:
Y0=AD, Y0-C=AD-C, S=Y0-C, I=AD-C , S = I (при равновесии).
(ЭК) 27.2. Процесс восстановления равновесия зависит от изменения масштабов непреднамеренных инвестиций.
Только в положении равновесия совокупный спрос равен производству. Уровень равновесного производства зависит от объема автономных инвестиций (/), от автономного потребления (С) наряду с предельной склонностью к потреблению (с), которая определяется наклоном кривой совокупного спроса. Автономный совокупный спрос (А) обозначается пресечением линии совокупного спроса с вертикальной осью Y. Чем выше предельная склонность к потреблению, тем выше равновесное производство. Если люди потребляют большую часть своего дохода, равновесное производство должно быть более высоким, так как совокупный спрос (расходы, потребление) определяет уровень производства.
При равновесии сбережения равны плановым инвестициям, которые представляют собой автономные инвестиции (/). Это легко показать математически. Если сбережения не равны инвестициям, это означает, что инвестиции включают непреднамеренное увеличение или уменьшение запасов. При этом, если имеют место непреднамеренные инвестиции, равновесие нарушается. Однако уже действуют силы, смещающие состояние рынка к положению равновесия. Фактические инвестиции состоят из плановых инвестиций плюс непредусмотренные изменения в инвестициях и запасах.
Важное значение в моделях потребления имеет понятие мультипликатора.
Мультипликатор характеризует изменения в равновесном производстве, возникающие при изменении автономного совокупного спроса на одну единицу. Это коэффициент, определяющий изменения в инвестициях, в расходах производства и налогах.
Вычисление мультипликатора:
?Y=?AD=?A+c?Y0
Иначе говоря, совокупный спрос изменяется на величину, соответствующую изменениям в автономных расходах (? А) и изменениям в расходах, определяемых изменением доходов (с- ?YO):
?Y0-c-?Y0=?A, ?Y0=(1/1-c)?A,
Где a=1/1-с - множитель при ?А или мультипликатор.
AD'-C+l'+сУ
cY
Изменения в совокупном спросе происходит в результате прироста ?I (рис.8.24), а изменения в равновесном производстве и доходах иллюстрирует величина Y^0, отличающаяся от Yo на величину прироста ?Ya. Из графика 8.24 видно, что эффект мультипликатора зависит от величины изменений в автономных расходах и мощности мультипликатора, которая зависит от предельной склонности к потреблению с.
Рисунок 8.24 Изменение равновесного производства в результате изменения совокупного спроса. Действие мультипликатора
Примеры мультипликаторов:
с=0,5 ?=1/(1-0,5)=2,0
с=0,75 ?=1/(1-0,75)=4,0
с=0,9 ?=1/(1-0,9)=10,0
(ЭК) 27.3. Максимальная склонность к потреблению, использованная в иллюстрации на рис.8.24, равна 0,75, что показывает наклон кривой совокупного спроса.
Модель с влиянием государственного сектора
Модель с участием государства более сложна, но является более продуктивной для целей анализа, поскольку позволяет учесть влияние налогов и государственных расходов на государственный бюджет и использовать возможности регулирования процессов производства с помощью налоговых рычагов, трансфертных платежей и государственных расходов.
Потребление становится функцией дохода за вычетом налогов. Трансфертные платежи (безвозмездные выплаты членам общества из государственного бюджета, например: пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.) увеличивают потребление, а налоги его сокращают. Кроме того, поскольку налоги являются функцией доходов, изменяется предельная склонность к потреблению.
С=С+сYD, С+c(Y + TR- ТА), С = С + c(Y + TR - tY), tY = TA,, C = C + cTR + c(l-t)Y
где YD - располагаемый доход (после уплаты налога), TR - трансфертные платежи, ТА -налоги, t- налоговая ставка,
c(1-t)=? C/? Y=c? - предельная склонность к потреблению.
Последнее выражение означает, что налоги снижают предельную склонность к потреблению в 1 -t раз. Например, при с = 0,8 и t= 0,2 предельная склонность к потреблению снижается с с = 0,8 до с' = 0,8(1-0,2) = 0,64. Еще одно важное изменение в модели связано с введением понятия государственных закупок G, увеличивающих совокупный спрос.
На рис.8.25 представлены введенные изменения, причем кривая совокупного спроса имеет меньший наклон, так как налоги снижают предельную склонность к потреблению.
Yo=AD
Yo = С + I + G, где G - государственные закупки,
Рисунок 8.25 Иллюстрация к модели рынка с учетом государственного сектора
Уо = (С + cTR) + c(l -t)Y + I + G,
Y-c(l-t)Y = C+cTR+I+G,
Y(1-c(1-t))=A,
Yo=1/(1-c(1-t))
Последнее выражение характеризует равновесное производство: ?=1/(1-c(1-t))
Новый мультипликатор становится меньше: подоходные налоги сокращают прирост потребления, возникающий в результате изменения доходов.
Следующие расчеты показывают, насколько значительно уменьшается величина мультипликатора в результате включения ставки подоходного налога (табл.8.4).Таблица 8.4 - Расчет значений мультипликаторов
Предельная склонность к потреблению с Мультипликаторы
?=1/1-c ?=1/(1-c(1-t)), t=0.2 0,5 1/(1-0,5) = 2,0 1/[1-0,5(1-0,2)]1=1,6 0,75 1/(1-0,75) = 4,0 1/ [1-0,75(1-0,2) ] =2.5 2.2.52,5 0,9 1/(1-0,9)= 10,0 1/[1-0,9(1-0,2) ] = 3,57 (ЭК) 27.4. Подоходный налог является автоматическим стабилизатором, так как он сокращает объем производства в ответ на изменения автономного спроса из-за меньшего мультипликатора. Автоматические стабилизаторы сокращают амплитуду колебаний деловой активности "округ линии тренда. Одной из причин колебаний в цикле деловой активности является изменение спроса на инвестиции. Автоматические стабилизаторы смягчают уровень таких изменений. Прогрессивный подоходный налог, при котором средняя налоговая ставка увеличивается по мере увеличения доходов, действует в качестве дополнительного автоматического стабилизатора. В период спада, когда доходы уменьшаются, налоговая ставка должна снижаться, если подоходный налог является прогрессивным, увеличивая размер мультипликатора и помогая экономике выйти из состояния спада. Во время инфляционного подъема доходы растут, налоговая ставка также должна повышаться, уменьшая мультипликатор, что будет способствовать уменьшению экономических нагрузок.
Другим важным автоматическим стабилизатором являются пособия по безработице.
Рассмотрим особенности мультипликаторов, характерные для различных изменений: в государственных расходах, налогах и трансфертных платежах.
Мультипликатор государственных закупок (а)
Увеличение государственных закупок смещает совокупный спрос вверх на сумму прироста. Изменение равновесного производства должно быть пропорционально изменению в совокупном спросе (увеличению государственных закупок) с коэффициентом пропорциональности а (мультипликатор со ставкой подоходного налога t):
Yu=?(C+cTR+I+G), ?Yo= ?*G
Пусть с = 0,6; t = 0,2, тогда мультипликатор государственных закупок должен быть равен 1,92 Мультипликатор трансфертных платежей (ас)
Если трансфертные платежи увеличиваются, автономный спрос изменяется на сумму их прироста, умноженную на величину "с". Увеличение в автономном спросе меньше, чем полная сумма прироста трансфертных платежей, так как часть этих платежей идет на сбережения.
Потому ?У0 = а • с • ?TR .
При с = 0,6; t = 0,2 мультипликатор трансфертных платежей (ас) будет равным 1,15.
Мультипликатор ставки подоходного налога
При прогрессивном налогообложении изменение налоговой ставки оказывает двоякое воздействие на уровень расходов:
1. изменение в расходах при первоначальном уровне доходов:
Первоначальное потребление будет меняться, потому что доход после вычета налогов изменится в результате изменения налоговой ставки.
Например, если налоговая ставка увеличивается с 0,2 до 0,3, доходы после вычета налогов сократятся на 10%, а потребление - на 10%, умноженные на предельную склонность к потреблению:
С = С + cYD = C + c(Y + TR- tY),
? C s= -c(?tY).
Знак "минус" отражает обратную зависимость между изменениями в налогах и изменениями в потреблении.
2. изменение расходов, вызванное новым уровнем дохода:
Это изменение в расходах связано с новой предельной склонностью к потреблению, вытекающей из новой налоговой ставки (t1). Новая предельная (ЭК) 27.5. склонность к потреблению должна составлять: c(1- t1)
Общим результатом становится первоначальное изменение в расходах, умноженное на новый мультипликатор, основанный на новой налоговой ставке:
?Yo=(1/(1-c(1-t)))cYo ?t
Анализ модели с участием государства показывает, что расходы государства и изменения в налогообложении могут быть использованы для регулирования экономики. По своему влиянию на равновесный доход государственные закупки действуют так же, как и увеличение автономных расходов. Увеличение трансфертных платежей также действует подобно приросту автономных расходов, хотя их начальное воздействие обладает меньшим эффектом, чем при государственных закупках, поскольку часть трансфертных платежей сберегается. Увеличение ставки подоходного налога сокращает часть дополнительного дохода и подобно действию снижения предельной склонности к потреблению. Очевидно, что более низкая ставка подоходного налога действует на рост предельного потребления аналогично увеличению предельной склонности к потреблению. Поэтому становится понятно, что фискальная политика государства, располагающая в качестве инструментов регулиро-
вания государственными расходами и налогами, ориентирована на стабилизацию экономики.
Теоретически увеличение государственных расходов или снижение налогов могут привести к увеличению производствен облегчить достижение состояния равновесия с полной занятостью. Однако если экономика приближается к производству при полной занятости, увеличение государственных закупок или снижение налоговой ставки одновременно с увеличением реального ВНП приведет к росту цен, делая полную занятость труднодостижимой целью. Фискальная политика может вводиться в действие и в связи с другими целями, отличными от целей стабилизации экономики и вступающими в противоречие с целями достижения равновесного производства при полной занятости (оборонные цели, перераспределение доходов, производство общественных благ и др.). Кроме того, следует учитывать влияние лагов в механизме фискальной политики между идентификацией потребностей в фискальной политике и тем моментом, когда политика окажет влияние на экономику, то есть когда наступила уже новая фаза цикла деловой активности, и вмешательство государства уже не нужно.
Исследование последней модели позволяет разобраться с механизмом государственного регулирования экономики, а также с природой дефицита и избытков государственного бюджета, которые являются функцией доходов и зависят, таким образом, от государственной политики расходов и налогообложения, а также от уровня экономической активности.
(ЭК) 28. 1. Фискальная и монетарная политика государства в рыночной экономике и ее учет в моделях рынка.
Фискальная политика - экономическая политика, опирающаяся на изменение налоговых поступлений и государственных расходов, направленная на стабилизацию экономики (безынфляционный рост и полная занятость).
Фискальная политика включает манипулирование государственными расходами и налогами.
Монетарная политика - экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безынфляционного экономического роста и полной занятости.
Монетарная политика позволяет центральному банку изменять количество денежных средств в банковской системе, и тем самым получает возможность изменять процентную ставку и воздействовать на инвестиции и доходы. Увеличение предложения денежной массы снижает процентную ставку, а уменьшение предложения денег ее повышает.
Теория жизненного цикла потребления и сбережений. Она утверждает, что человек планирует свое потребление на протяжении своего жизненного цикла, основываясь на оценке своих доходов и богатства, которыми он располагает в течение всего жизненного цикла.
C= aWR + cYL
Где a-предельная склонность к потреблению богатства;
WR - реальное богатство; с - предельная склонность к потреблению дохода; YL - трудовой доход.
На протяжении каждого года часть богатства в размере 1/(NL - T) будет потребляться, где (NL - T) - предстоящая продолжительность жизни человека. Сущность теории воплощается в модели:
с = (WL - T)
(NL - T)
C=aWЕ + cYL, где NL - количество лет жизни, WL - количество лет работы; Т- определенная точка в жизненном или рабочем цикле
а= __1___
(NL - T)
Выводы: 1.обе склонности к потреблению (а и с) меняются на протяжении жизни человека вполне закономерно.
2. предельная склонность потреблению из богатства (а) связанна с положением, которое человек занимает на протяжении жизни. Чем ближе коней жизненного цикла, тем выше предельная склонность к потреблению из богатств.
3.предельная склонность к потреблению из трудовых доходов (с) также зависит от количества оставшихся лет работы. Удлинение рабочего периода сравнительно с пенсионным должно увеличить потребление.
4.Люди сберегают больше, если их доходы выше среднего дохода на протяжении жизненного цикла, и что они не делают сбережений, если их доходы ниже среднего.
5.Зависимость между потреблением и богатством. Отношение богатства к доходу после вычета налогов примерно одинаковое на протяжении длительного периода времени. Сравнительно постоянное значение АРС = 0,90 состоит из краткосрочного значения с = 0,74., определяемого трудовым доходом, и из а на уровне около 0,045,
(ЭК) 28. 2. источником которого является богатство, превышающее величину дохода в 4-5 раз.
6. На поведение потребителя влияет рынок ценных бумаг. В период финансового бума WR высокое, и потребление увеличивается и наоборот.
Теория постоянного дохода (М. ФРИДМЕН)
Она базируется на положении, что потребление связанно с так называемым постоянным доходом, определяется стабильной нормой потребления, которая сохраняется человеком на протяжении всей его последующей жизни при условии сохранения нынешнего уровня богатства и дохода, получаемого в настоящее время, с учетом того, что человек ожидает получить в будущем.
Модель имеет вид:
C= cYp + cQY +c(1-Q)Yt-1
Где с- долгосрочная предельная склонность к потреблению;
CQ - краткосрочная или текущая, предельная склонность к потреблению,
Yp - постоянных доход;
Yt-1 - доход прошлого года.
Вывод: 1.Существует разница между долгосрочной и краткосрочной предельной склонностью к потреблению. Краткосрочная склонность должна быть низкой, так как люди не могут быть уверенны в том, что текущий прирост дохода сохранится в будущем.
2. величина Q будет различной для различных потребителей. Она будет высокой, если доход стабилен, и низкой, если прошлый доход нестабилен.
Уровень анализа совокупного спроса и совокупного предложения в макроэкономической теории.
Совокупный спрос включает потребление, инвестиции и государственные расходы. Равновесие устанавливается, когда выпуск продукции равен автономным расходам (А) ,умноженным на мультипликатор, который определяется налоговой ставкой (t) и предельной склонностью к потреблению (с):
1
a= 1 - с (1- t) Y= a *A
Исследование влияния, оказываемого монетарной и фискальной политикой государства, производится с помощью более сложных моделей, однако и более реалистичных по сравнению с кейнсианской.
Моделирование рынка товаров и денежного рынка (модель IS - LM)
В этой модели предполагается, что инвестиции являются функцией процентной ставки. Процентная ставка определяется на денежном рынке. Эффективность фискальной политики снижается, так как рост государственных расходов повышает процентную ставку, сокращая объем инвестиций и уменьшая размер мультипликатора. Равновесие этой модели определяется путем установления
(ЭК) 28. 3.
сбалансированности между рынком товаров (кривая IS) и денежным рынком (кривая LM). Параметры, введенные в эту модель, включают эластичности инвестиций по проценту (h) и элластичночти инвестиций по проценту (b), элластичность спроса на деньги по проценту (h) и элластичность спроса на деньги по доходу (k).
Кривая IS: Y= a (A-bi). Кривая LM: i = 1 (kY - M)
h P
B= ?l/ ?i; h= ?L/ ?i; k= ?L/ ? Y где L - спрос на деньги, Равновесие:
где р - мультипликатор фискальной политики, у - мультипликатор монетарной политики.
Поскольку подробно эта модель не анализируется, уточним следующие понятия.
Фискальная политика - экономическая политика, опирающаяся на изменение налоговых поступлений и государственных расходов, направленная на стабилизацию экономики (безынфляционный рост и полная занятость).
Монетарная политика - экономическая политика, предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безынфляционного экономического роста и полной занятости.
Мультипликатор монетарной политики (у) - мультипликатор, показывающий в какой степени изменение предложения денег приведет к изменению равновесного уровня дохода при прочих неизменных факторах.