<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Естественно полагать, будто одна из форм сама по себе пред почтительнее другой -неверно. Разумеется и границы между отдельными видами чаще всего размыты, и смешанные типы могут встречаться чаще. Речь идет о том, какая или какие из них лучше отвечают местным условиям. Так, например, успехи научных парков в США, без сомнения феноменальны. Но, как показывает опыт европейских стран, необходимо критично относится к призывам форсированного их строительства. Поэтому та или иная организационная форма эффективна только там, где она удачно вписывается в стратегию регионального развития, исходя из целей и возможностей, опираясь преимущественно на местные ресурсы и ини циативу, а не из отвлеченных теоретических установок, какими бы убедительными и заманчивыми они в данный момент не казались. Экономическая поддержка государства также является значительным фактором, оказывающим существенное влияние на создание новых форм и определяющим успех их становления и развития. В сферу государственного регулирования НТП наряду с фундаментальными исследованиями должны попадать и те виды научно-технической деятельности, которые не могут приносить прибыль отдельным предприятиям. Сюда же относится НИОКР дол госрочного характера, связанные с риском и неопределенностью, требующие больших затрат, носящие межведомственный харак тер, а также осуществление крупных мероприятий в области экологии, здравоохранения. Такая поддержка может осуществляться на всех стадиях инновационного цикла прямыми и косвенными методами. Государство должно поощрять межфирменную кооперацию, сотрудничество университетов и других вузов с промыш ленностью, само может входить в состав кооперационных объединений.
  ГЛАВА 10. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ
  Специфика социально-культурной сферы, которая включает образование, культуру, средства массовой информации и здравоохранение, состоит в том, что вследствие ряда объективных причин в ней частный сектор в развитой рыночной экономике занимает незначительное место25. Следовательно, в социально-культурных отраслях сфера действия конкурентно-рыночного механизма и принципа платности ограничена. Социально-культурные услуги представляют собой смешанные блага, им присуща двойственная природа. С одной стороны, они обладают такими чертами частного, индивидуального блага, как делимость, состязательность (конкурентность) и исключаемость, перегружаемость. С другой стороны, им присущи свойства чистого общественного блага - значительный внешний эффект, невозможность и нежелательность исключения отдельных граждан от пользования внешним эффектом и монопольные тендеции.
  По сравнению с другими услугами социально-культурные отрасли отличаются ярко выраженным внешним эффектом. Благодаря этому принято относить социально-культурные услуги к социально значимым благам, т. е. к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет образование, культуру и здравоохранение, -это особая их социальная значимость для развития человека. Затраты на социально-культурные услуги рассматриваются как вложения в "человеческий капитал'. Но внешний эффект социально-культурных отраслей не ограничивается только повышением дееспособности людей как рабочей силы, как факторов производства. Он включает и социальную составляющую - развитие социально-культурных услуг представляет собой сферу самореализации человеческой личности, как средство удовлетворения ее потребностей в нематериальных ценностях. Внешний аспект эффекта по отношению к личности проявляется в том, что всестороннее развитие каждого становится условием всестороннего развития общества в целом. Повышая свой образовательный, культурный уровень и укрепляя свое здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению образовательного, культурного и здравоохраненческого потенциала всего общества. Внешний эффект проявляется в эффекте мультипликативного воздействия, т. е. в эффекте цепной реакции воздействия на все сферы жизни общества и в эффекте синергетического воздействия-в эффекте целого. Кроме того, он проявляется в воздействии социально-культурных услуг на будущее поколение людей через преемственность культурно-национальных традиций воспроизводства генофонда.
  Существует примат внешнего аспекта эффекта по отношению к внутреннему эффекту организаций и учреждений, оказывающих социально-культурные услуги. Мотивы увеличения прибыли в социально-культурной сфере за счет экономии от масштаба, рационализации производства услуг и применения индустриальной массовой технологии не являются решающими, определяющими перспективу развития этой сферы. Они подчинены интересам достижения внешнего эффекта-удовлетворению социально-культурных потребностей людей. Еще классик политэкономии Адам Смит писал, что государство обязано создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не может осуществляться в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они и смогут с лихвой окупиться большому обществу. Особенностью сферы соцально-культурных услуг состоит также в том, что она является сферой применения преимущественно умственного труда, сферой интеллектуальной, познавательной деятельности. Как известно, структура познавательного процесса очень сложна, состоит из нескольких стадий. Нижней стадией является эмоционально-чувственная, а верхней -рационально-абстрактная, понятийная. Все стадии познавательного процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга. На стадии выработки ощущения и формирования эстетических чувств присутствуют рациональные начала, а процесс рационального мышления не лишен чувственно-эмоционального содержания. Более того, творческое воображение, подсознание и сверхсознание стимулируют высшие формы познавательного процесса и способствуют раскрытию врожденных задатков и способностей людей. Вместе с тем в реальной жизни идет процесс отпочковывания стадии познавательной деятельности и ее относительно самостоятельного существования. Большую роль в этом деле играет социально-культурная сфера. Так, искусство, культура и электронные средства массовой информации ориентируются преимущественно на эмоционально-чувственную сторону человеческой природы, а образование и наука -на рационально-рассудочную сторону человеческой деятельности. С одной стороны, глубокая специализация на ощущениях и восприятиях приводит к
  гипертрофированию пассивно-созерцательных, зрелищных начал, с другой стороны,-специализация на рациональном этапе познания ведет к алгоритмизации познавательных процессов и к освобождению человеческой памяти от рутинных информационных операций, и давая также простор для развития творческих начал человеческой деятельности.
  Рациональный этап познавательного процесса включает производство, распространение и получение знаний как информационного ресурса. Здесь приходится иметь дело с длительным циклом формирования людей умственного труда и разными фазами цикла "научные знания -производство". Начиная от фундаментальных, теоретических знании и кончая прикладными исследованиями, конструкторскими разработками и технологическим внедрением в прак тику.
  Фазы научно-производственного цикла отражает процесс перехода от идеального, неосязаемого к материальному, осязаемому. Чем больше в деятельности людей творческих, идеальных начал, тем трудней поддается объективизации внешний эффект такой деятельности. Здесь остается применить систему морально-этических оценочных критериев. Но они трудно совместимы с денежными оценками. Значительный внешний эффект социально-культурных услуг создает так называемую проблему "безбилетного пассажира", то есть возможность извлекать выгоду от производства другими таких благ, не оплачивая расходы на их про-изведство. Трудность включения внешнего эффекта через механизм частной собственности в систему коммерческого расчета де лает весьма рискованными вложения частного капитала в социально-культурную сферу. В тех, случаях, когда некоторые социально-культурные услуги являются объектом частных инвестиций, они часто связаны с гарантийными обязательствами государства и с широким использованием особых методов страхования-например, при производстве нового фильма делается ставка кинозвезд, на получение дохода от непрофильной деятельности, от рекламы.
  Следует иметь в виду, что свободный рынок базируется на рав номерном распределении информации между участниками рыночного процесса, на отсутствие у какого-либо из них монополии на информацию и знание в отношении условий рыночной сделки. Поскольку трудно избежать асимметрию информации и монополии на информацию в социально-культурной сфере, то объективные возможности действия рынка свободной конкуренции ограничены.
  Социально-культурные услуги как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов общества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социальной справедливости в социально-культурной сфере, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности. Люди
  весьма чувствительны к нарушению принципа справедливости в получении социально-культурных услуг.
  Тенденция к социальному равенству людей в сферу социально-культурных услуг обеспечивается путем:
  преобладания государственного сектора в социально-культурной сфере и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и обязательных социальных платежей;бесплатного предоставления важнейших социально-культурных услуг;
  установления обязательного порядка потребления ряда социально-значимых услуг образования и здравоохранения; например в соответствии с конституцией во многих странах введенывсеобщее обязательное образование и обязательная программа медицинского страхования;
  введения социальных нормативов обеспечения населения социально-культурными услугами;
  -. установления государственных социальных заказов на услуги социально-культурных отраслей;
  - гарантирования в законодательном порядке объема финансирования из государственного бюджета (в процентах от национального дохода, от расходной части бюджета, или путем норматива социальных платежей от заработной платы и прибыли предприятий).
  Государственный сектор социально-культурных услуг предполагает приоритет прямого административного управления им над косвенным управлением. Финансирование государственных организаций социально-культурной сферы непосредственно зависит от состояния государственного и местного бюджета. В связи с этим социально-культурную сферу принято называть бюджетной сферой, где рынок практически не действует. Финансовые нормы определяют государственный стандарт потребности в бюджетных средствах, а следовательно, норматив стоимости обучения в расчете на одного учащегося, студента, слушателя не является рыночной ценой. Он определяется расчетным путем на основе агрегирования натуральных норм и нормативов с помощью денежных оценок.
  Вместе с тем существование социально-культурной сферы в рыночной среде приводит к тому, что некоторые виды социально-культурных услуг, которые по своей природе ближе к частному благу и внешние эффекты их не такие большие, что дает возможность их интернализировать в цены и реализовать принцип иск-лючаемости с помощью частной собственности.
  Так, в сфере образования узкопрофессиональные образовательные услуги, услуги по изучению иностранного языка, услуги краткосрочных курсов повышения квалификации, услуги репетиторства, подготовительных курсов для поступления в ВУЗ, консультационные, информационные, экспертные услуги и т. д. могут быть
  платными. В сфере здравоохранения платный коммерческий сектор включает дома сестринского ухода, хосписы, некрупные по размерам лаборатории, а также услуги стоматологических поликлиник и т.д. В сфере культуры и средств массовой информации значительно больше коммерческих зон, ориентированных на платежеспособный спрос населения. В первую очередь сюда относится индустрия массовых зрелищ и книжная торговля дешевыми массовыми изданиями, в расчете на примитивный вкус большого количества потребителей.
  Поскольку образование, здравоохранение и культура представляют собой собирательные отрасли, они включают в свой состав многие непрофильные виды услуг, обеспечивающие функционирование основной деятельности отрасли. Например, такие услуги, как уборка помещений, приготовление пищи, стирка белья, технологическое обслуживание и ремонт оборудования и аппаратуры, а также зданий и сооружений. Они могут функционировать на коммерческой основе путем заключения контрактов бюджетных социально-культурных организаций с частными сервисными предприятиями. Поскольку здравоохранение представляет собой часть медико-индустриального комплекса, а образование-часть научно-образовательного и производственного комплекса, то производство медицинской техники, научно-лабораторного оборудования, учебных материалов, различного рода вспомогательных средств может функционировать на коммерческой основе. Но при этом следует иметь в виду, что малоэластичность медицинских и образовательных услуг придает монопольные черты рынку медицинской техники и лекарственных препаратов, а также рынку учебных компьютеров и учебной литературы. Появился и сильно развивается ры нок продажи человеческих органов.
  Малоэластичность медицинских услуг по отношению к доходам объясняется тем, что речь идет о самом ценном, что имеет человек - о его жизни. У людей существует синдром перестраховки при расходовании средств на медицинские услуги и лекарственные препараты, они предпочитают принести в жертву потребительские расходы ради выделения денег на охрану своего здоровья и здоровья членов семьи. С ростом материального благосостояния людей усиливается личностное осознание ценности и социальной значимости своей жизни и как следствие этого растет спрос на медицинские услуги и медицинские препараты. При этом рост цен не ведет к пропорциональному сокращению спроса на медицинские услуги. Одной из причин сильной монопольной власти на рынке медицинских услуг является значительная асимметрия информации, которая проявляется в гегемонии врача над пациентом, в подавлении потребительского суверенитета. На медицинском рынке роста предложения порождает повышение спроса и ведет к повышению цен.
  На рынке образовательных услуг, хотя и в меньшей степени,
  чем на медицинском рынке, действует монопольная тенденция и проявляется малоэластичность образовательных услуг.
  В условиях современного информационного общества у все большего числа людей усиливается понимание социальной значимости образования для своей личной судьбы и судьбы своих детей. Чем выше уровень образования и квалификации людей, тем больше шансов найти высокооплачиваемую и престижную работу, тем выше социальная и профессиональная мобильность людей. Вложения в образование рассматриваются многими гражданами развитых стран как надежная гарантия от жизненных рисков, как самострахования. Поэтому не случайно ими отдается приоритет расходам на образовательные услуги по сравнению с другими расходами семейного бюджета. А следовательно, рост цен на образование услуги нередко сопровождается не уменьшением, а ростом спроса на них, то есть цены на рынке образовательных услуг, как и цены на медицинском рынке, малочувствительны к доходам потребителей.
  В отличие от рынка обычных товаров на рынках медицинских и образовательных услуг, а также на сопряженных с ними рынках медицинского и учебно-лабораторного оборудования, лекарств и учебников существует тенденция установления высоких монопольных цен и постоянного их роста. Монопольный характер рынка медицинских и образовательных услуг объясняется также сильным монопольным положением в общественной жизни профессиональных объединений (ассоциаций) медицинских и педагогических работников. Все это требует от государства принятия особых мер по регулированию рынка медицинских и образовательных услуг. А, следовательно, коммерческие зоны в сфере образования и здравоохранения находятся в развитой рыночной экономике под жестким государственным контролем. Порой это вызывает сильную оппозицию со стороны объединения медицинских и педагогических работников, фармацевтических фирм и компаний, производящих медицинское и учебное, научное оборудование. Существует объективная причина протеста против усиления бюрократизации и формализации в социально-культурной сфере. Она связана с усилением противоречия между массовым характером производства социально-культурных услуг и творческим характером труда работников. Но природа медицинских и образовательных услуг такова, что без сильного общественного сектора, без жесткого государственного регулирования сферы этих услуг нельзя обойтись.
  Уровень развития рыночных отношении в культуре и средствах массовой информации по сравнению со здравоохранением и образованием намного выше, поскольку здесь не так сильно действуют монопольные тенденции - ассиметрия информации и жесткая императивность расходования средств семейного бюджета на удовлетворение социально-культурных потребностей. Свобода выбора культурных благ у потребителей намного шире, чем медицинских и образовательных услуг. И в сфере культуры нежестко
  действует морально-этический принцип "не навреди". В здравоохранении и образовании сильнее, чем в культуре проявляется эффект обратной связи. Низкий уровень квалификации оказания медицинских услуг непосредственно сказывается на физическом здоровье людей, а некачественная подготовка специалистов и низкий образовательный уровень работников создает препятствия при поиске работы и трудоустройстве, ведет к безработице и невысоким заработкам. Что касается культуры, то она имеет дело с эмоционально-духовной сферой и с нравственным здоровьем людей; Здесь намного труднее по сравнению с здровоохранением соблюсти принцип "не навреди", поскольку духовно нравственные критерии неосязаемы и императивны, они не подчинены кибернетическому принципу "обратной связи". Культура и искусство сильно подвержены диктатуре вкуса и обыденного сознания массового потребителя. Отношение социальной сферы к новаторскому характеру и оригинальности художественной идеи может быть различным, а порой агрессивным. Процесс нормотворчества в сфере культурных ценностей весьма сложен и носит долгосрочный характер. Обществу требуется определенное время, чтобы дать оценку по достоинству тому или иному произведению, особенно если оно выходит за привычные рамки и каноны. И только время может доказать общественную ценность произведения культуры и искусства. Поэтому в сфере культуры и искусства необходимо иметь некоммерческую зону, которая свободна от подчинения вкусам массового потребителя, которая дает возможность существовать и развивать высокое искусство за счет поддержки государства и меценатства.
  Социально-культурная сфера в силу специфики медицинских, образовательных и культурных услуг представляет собой сочетание противоречивых по своей экономической природе общественных и рыночных сектор, границы которых подвижны, и идет процесс их взаимного проникновения. Появляются смешанные зоны, включающие как коммерческие, так и некоммерческие начала. Речь идет о негосударственных некоммерческих организациях, которые отличаются как от государственных бюджетных, так и от коммерческих структур. Одной из важнейших закономерностей современного развития социально-культурной сферы является тенденция конвергенции общественного и рыночного сектора, то есть тенденция развития смешанных зон на стыке двух указанных секторов. Конвергенционный процесс в социально-культурных отраслях идет с двух концов, как со стороны государственного, общественного, так и со стороны частного сектора. В России и в странах Европы, где исторически была сильно развита государственность и общественный сектор занимал доминирующие позиции в социально-культурных отраслях, тенденция к конвергенции идет путем коммерциализации государственного сектора.
  В США, где велика была роль частного сектора и рынка в
  социально-культурной сфере, процесс конвергенции идет путем социализации частного сектора и развития негосударственных не-ксрммерческих форм хозяйствования. Эти процессы не свободны of социальных издержек, ибо роль идет о соединении несоедини-M?IX начал. Еще Э. Кант подчеркивал, что то, что в теории пред-с^авляется несовместимым, в реальной жизни может оказаться со-в^естимым.
  Процесс коммерциализации и разгосударствления общественного сектора социально-культурных услуг в России имел следующие этапы:
  Первым этапом был этап внедрения элементов платности неос новных видов деятельности и непрофильных услуг в государст-В0нных бюджетных организациях, например, выполнение науч-H?ix исследований прикладного характера по договорам с заказчиком с оплатой стоимости выполнения работы. Он начался еще в доперестроечный период.
  Начало второго этапа было положено принятием 23 ноября 1988 года "Основных положений нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы". Был осуществлен переход на многоканальное финансирование государственных бюд-ясетных организаций путем расширения перечня платных услуг и рдбот, выполняемых этими организациями, и сделана ориентация нД увеличение объема доходов от внебюджетной деятельности. Была сделана попытка в сфере социально-культурных услуг разрани-ч^ть по целевой направленности платную внебюджетную деятельность на коммерческую и предпринимательскую. Для некоммерче-с#ой зоны внебюджетной деятельности были установлены ряд налоговых льгот, а на предпринимательскую зоны они не распространялись, она функционировала в соответствии с законом о предприятии и предпринимательстве. Одновременно была расширена хозяйственно-экономическая самостоятельность бюджетных организаций, бюджетное финансирование осуществлялось по укрупненным нормативам и организации получили широкие права в использовании находящихся в их распоряжении финансовых средств. Многие прежние регламентации в управлении деятельностью коллективов были сняты. Шел процесс перехода от опера-TjiBHoro управления к полному хозяйственному ведению, то есть переход к хозяйствованию на основе доверительного управления, подобно тому как в англосаксонских странах была распространена практика хозяйствования на основе доверительной собственности. Речь идет о передаче государством правополномочий на владение независимым самоуправляющимся организациям. Но при этом за государством сохраняется собственность. Расширение самостоятельности прав бюджетных организаций и зарабатывание ими дополнительных внебюджетных средств не предполагало соответствующего сокращения объема бюджетного финансирования. Привлечение внебюджетных источников финансирования не рас-
  сматривалосъ как альтернатива бюджетному финансированиях/Значение введения платности услуг для улучшения финансового положения социально культурных учреждений профессионалами-экономистами не преувеличивалось, хотя в некоторых кругах творческой интеллегенции существовала на первых порах определенная эйфория по поводу широкого внедрения рыночных отношений в социально-культурной сфере, поскольку возлагались большие надежды на преодоление с помощью рынка острого дефицита финансовых средств в социально-культурных отраслях.
  Третий этап был этапом усиления процесса разгосударствления в социально-культурной сфере, особенно большой прогресс был сделан в области разгосударствления в здравоохранении. Была предпринята попытка в рамках государственно-бюджетной модели здравоохранения перевести учреждения здравоохранения на принципы некоммерческого хозяйствования и самоуправления. Они освобождались от жесткой регламентации государственными органами власти и обретали большую свободу маневра финансовыми средствами. Работа стационарных лечебных заведений - больниц становилась в зависимость от количества направляемых поликлиниками в них больных. Поликлинические организации становились держателями государственных фондов и пациенты через них имели возможности выбора больничных услуг. Возникла ситуация "внутренней конкуренции" и "внутреннего рынка", которая отличается от истинно рыночной ситуации тем, что оплата услуг и работ проводится с использованием бюджетных средств, а цены на таком рынке формируются на основе нормативов и не являются рыночно равновесными.
  В России попытка ввести механизм "внутреннего рынка и внутренней конкуренции в рамках государственно-бюджетной системы здравоохранения не увенчалась успехом. Отсутствие рыночной среды и опыта хозяйствования в рыночных условиях, высокий уровень огосударствления системы здравоохранения, а также сложное финансовое положение в России были серьезным препятстви ем на пути реформирования государственной бюджетной модели здравоохранения. А между тем в Великобритании была успешно проведена аналогичная реформа государственного финансирования здравоохранения на основе преобразования государственных госпиталей в самоуправляющиеся независимые организации, работающие на принципах некоммерческого хозяйствования и механизма внутренней конкуренции.
  Россия пошла по пути замены государственно-бюджетной модели здравоохранения на модель медицинского страхования в расчете на выход из финансового кризиса здравоохранения и на широкое развитие внутреннего рынка (внутренней конкуренции) в сфере медицинских услуг.
  Модель медицинского страхования в России предусматривает сохранение традиционно бесплатного медицинского обслуживания на-
  селения. Общественный сектор здравоохранения существует в виде всеобщего обязательного медицинского страхования. Всем гражданам гарантируется общественно необходимый перечень и объем медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования. Страхователями обязательной медицинской помощи выступают государство и предприятия. Они вносят обязательный страховой взнос в фонд медицинского страхования. Предусматривается в рамках обязательного медицинского страхования не только обеспечить бесплатную медицинскую помощь всем гражданам, но и предоставить им свободу выбора медицинских учреждений, врача и страховых организаций. Они получают право предъявлять иск страхователю, страховой организации и учреждению здравоохранения на материальное возмещение, причиненное по их вине. Кроме того, страховые медицинские организации имеют свободный выбор лечебно-профилактических учреждений для заключения договора на оказание медицинской помощи. Иными словами, предусматривается создание условий для развития внутреннего рынка (внутренней конкуренции) в рамках обязательной страховой медицинской помощи. В отличие от рынка как такового внутренний рынок в сфере обязательной медицинской помощи является сильно регулируемым, поскольку тарифы на медицинскую помощь устанавливаются с участием страховых организаций, госорганов и профессиоональных медицинских ассоциаций. Важную роль в государственном и обще ственном регулировании рынка медицинских услуг играет лицензирование и аккредитация медицинских учреждений и медицинских страховых организаций. Российская модель медицинского страхования, учитывая зарубежную практику социального страхования, предусматривает добровольное страхование медицинской помощи. Источником его финансирования являются личные доходы и прибыль страхователей-граждан и коммерческих предприятий.
  Добровольное медицинское страхование формирует подлинный потребительский рынок медицинских услуг, предложение и спрос на котором регулируются рыночными ценами, и он ориентирован преимущественно на платежеспособный спрос потребителей. С введением страховой медицинской помощи в России было положено начало новому этапу коммерциализации в социально-культурной сфере. Суть его состоит в том, что разграничение общественного и частного секторов затронуло основную деятельность социально-культурных отраслей. Возникла двухуровневая (двухярустная) система социально-культурного обслуживания, нижний уровень которой представляет государственный сектор, обеспечивающий бесплатно определенный гарантированный объем социально-культурных услуг всем гражданам общества, а верхний уровень - комер-ческий сектор, который обеспечивает граждан социально-культурными услугами на принципах добровольности и платности.
  Соотношение платных и бесплатных начал в сфере основной, профильной деятельности социально-культурных отраслей приоб-
  рело разное организационно-институциональное оформление. В на стоящее время в России можно наблюдать, как под одной крышей государственной больницы функционируют как платные палаты, так и палаты для бесплатного лечения, а в вузе на одном факультете, на одном курсе и в одной и той же группе учатся как студенты, принятые на условиях платности, так и на обычных условиях, бесплатно. Появились негосударственные учебные заведения, где образовательные услуги полностью оплачиваются населением и ком мерческими структурами. Возникли негосударственные медицинские и санаторно-курортные учреждения и культурные организации, работающие исключительно на принципах платности и коммерческого хозяйствования. Приватизация основной деятельности в социально-культурных отраслях шла преимущественно путем создания негосударственных коммерческих организаций, приватизация действующих государственных образовательных и медицинских учреждений не получила общественной поддержки. Платный сектор в социально-культурной сфере в России в основном ориентирован на спрос богатых и сверхбогатых групп населения, доля которых в российском обществе невелика.
  В условиях сильного подоходного и имущественного расслоения российского общества большая часть российского населения привержена эгалитарным социальным ценностям и очень чувствительна к любым проявлениям социальной несправедливости в социально культурной сфере, когда доступность к социально-культурным благам становится в полную зависимость не от способностей и таланта людей, а от их имущественного положения и платежеспособного спроса. Поэтому неслучайно негосударственные учебные заведения несмотря на выполняемую общественно-полезную функцию тем не менее из-за превращения в заведения для представителей небольшого, но богатого слоя российского общества продолжают рассматриваться как чисто коммерческими структурами. К ним предъявляются жесткие требования при лицензировании и аккредитации. На них не расспространяется до сих пор статус некоммерческих организаций и тем самым они лишены многих налоговых льгот, которые предоставляются государственному бюджетному сектору социально-культурных услуг. Они попадают под скрытую форму прогрессивного налогообложения имущества и наследства.
  С предоставлением статуса некоммерческих организаций негосударственным учебным заведениям они становятся каналом дополнительного перераспределения средств госбюджета в пользу богатых и сверх богатых и фактором социального расслоения общества.
  Начиная с первых этапов экономической реформы в социально культурной сфере в России конвергенция общественного и частного сектора происходила противоречиво и сложно. Как известно, в условиях ухудшения экономического положения в любом
  обществе усиливается конфликт целей и средств. Российское общество переживает беспрецендентный по масштабам и глубине социально-экономический кризис. В этих условиях конфликт общественного и частного секторов в социально-культурных отраслях как двух разных по природе начал приобретает острую форму борьбы, при которой некоммерческая зона сворачивается, а оставшаяся часть сильно деформируется под влиянием чрезмерной коммерциализации. Чем меньше объем национального дохода страны, а следовательно меньше объем бюджетного финансирования общественного сектора социально-культурной сферы, тем сильнее тенденция компенсации бюджетного недофинансирования за счет увеличения объема внебюджетных средств. Необходимость выживания социально-культурных отраслей требует расширения платности социально-культурных услуг. Платные услуги по сравнению с бесплатными имеют ряд преимуществ. Финансирование на основе платности, дает большую свободу маневра ресурсами, децентрализовано и обладает большой гибкостью. Оно не связано непосредственно с ограничениями государственного бюджета, а зависит напрямую от бюджетных ограничений семьи и финансового состояния коммерческих предприятий. В условиях экономического роста страны и повышения материального благосостояния насе ления расширение платности социально-культурных услуг может быть, наряду с финансированием из госбюджета на прежнем уровне или в большем объеме, существенным дополнительным источ ником финансирования социально-культурной сферы. Но даже в странах с развитой рыночной экономикой речь идет не о замещении государственно-бюджетного финансирования социально-культурных отраслей коммерческими, внебюджетным финансированием, а речь идет о долевом и многоканальном финансировании при оптимальных соотношениях между государственной финансовой поддержкой и другими финансовыми источниками.
  В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования", подготовленного в 1995 году известными учеными-экспертами, отмечается, что поддержка, оказываемая государством высшему образованию, продолжает играть важную роль, однако вузы должны вести поиски альтернативных источников финансирования. При этом подчеркивается, что было бы ошибочным счи тать, что альтернативное финансирование может вывести высшее образование из нынешнего кризиса. Они видят опасность того, что курс на отстранение государства от финансирования высшего образования может привести к чрезмерному стремлению возместить расходы за счет альтернативного финансирования и рекомендуют взвешенный подход к использованию платы за обучение для преодоления финансовых трудностей. Эти концептуальные положения ЮНЕСКО актуальны и для других социально-культурных отраслей.
  Особенность финансово-экономического положения России состоит в том, что на фоне резкого спада промышленного произвост-
  ва произошел передел богатства в пользу финансово-банковского капитала, который, оторванный от промышленного, приобрел черты паразитического, спекулятивного капитала, то есть как капитала рантье, ничего не производя, только отбирая.
  В этих условиях расширения платности социально культурных услуг следует рассматривать как продолжение передела богатства в пользу паразитического капитала в социально-культурной сфере. Ее расширение сопровождается сокращением объема государственной финансовой поддержки социально-культурной сферы, поскольку через механизм платности услуг происходит перераспределение бюджетных ресурсов, которые прокручиваются через коммерческие банковские структуры. Многие из них построены по принципу финансовой пирамиды со встроенным механизмом платности социально-культурных услуг. Поэтому не случайным является хроническое недофинансирование из госбюджета социально-культурной сферы, а в последнее время массовым явлением стало несвоевременная выплата заработной платы работникам этой сферы. Почти полностью прекратилось финансирование из госбюджета поддержания материально-технической базы социально-культурных отраслей. Хотя в законодательном порядке установлены нормативы расходов на социально-культурные услуги (доля затрат на образование, здравоохранение в % к национальному доходу, а культуры в % к расходной части бюджета, однако они не соблюдаются в практике бюджетного финансирования. Отставание России от развитых стран в расходах на социально-культурную сферу (как в расчете на душу населения, так и в процентах к национальному доходу) усиливается. Государственные органы России по-прежнему рассматривают финансирование социально-куль турной сферы как нагрузку на госбюджет. Кроме того, не оправдались расчеты на рынок и на внебюджетные источники финансирования в социально-культурной сфере как главное средство преодоления ее финансовых трудностей и выхода из переживаемого финансового кризиса.
  Емкость внутреннего рынка социально-культурных услуг ограничена узким кругом богатых и сверхбогатых людей и она сужается в связи с открытостью внешнего рынка социально-культурных услуг для указанного слоя людей.
  В связи с кризисом бюджетного финансирования социально-культурной сферы и разной выгодностью платных и бесплатных социально-культурных услуг в России не получилось мирного сращивания общественного и частного секторов в социально-культурных отраслях. Процесс формирования в социально-культурной сфере промежуточных, смешанных зон, соединяющих в единое целое два противоречивых начала при примате некоммерческого над коммерческим, то есть процесс формирования "третьего" сектора не может происходить стихийно, требуется определенная государственная поддержка некоммерческой деятельности.
  В России процесс создания третьего сектора идет самотеком, государство практически отстранено от активного, целенаправленного воздействия на этот процесс. Следствием этого в условиях перехода российского общества к рынку было вытеснение бесплатных, профильныхуслуг социально-культурной сферы платными, непрофильными. При этом одновременно ухудшилось качество со-циально-укультурного обслуживания населения. Процесс замещения бесплатных услуг платными, то есть процесс коммерциализа-ции был неодинаковым в разных социально-культурных отраслях. В системе иерархии социальных ценностей внутри социально-культурных услуг по общественной значимости на первом месте стоят медицинские услуги, на втором - образовательные, а третьем-культурные. Население наиболее чувствительно к посягательствам в первую очередь на социальные завоевания прошлого в области бесплатного здравоохранения и бесплатного образования. Коммерциализация наталкивается на массовое общественное сопротивление и она создает социальную напряженность в обществе. Что касается отрасли культуры, то многие ее учреждения отличаются способностью оказывать разнообразные виды услуг. К ним относятся учреждения клубного типа, парки культуры и отдыха, центры культуры и досуга. Здесь наблюдается самый интенсивный процесс коммерциализации, самый высокий уровень замещения профильных услуг непрофильными, который нередко переходит критическую точку и ведет к перепрофилизации, к прекращению существования соответствующего учреждения культуры. Причем процесс диверсификации, стремление к оказанию разнообразных видов услуг имеет кумулятивный характер, то есть приобретает черты ускоренного саморазвития. В связи с этим в социально-культурной сфере возникает "ловушка коммерциализации", когда тенденция к расширению плотности услуг порождает самовоспроизводимую тенденцию дальнейшего расширения платности услуг. Поскольку диверсификация услуг представляет собой тенденцию к монополизации определенных рыночных ниш, то она при отсутствии государственного ценового регулирования порождает раскручивающуюся спираль роста цен в социально-культурной сфере. Форсированности коммерциализации социально-культурных услуг способствует кризисная ситуация в экономике в целом и сокращающаяся доходная часть государственного бюджета. Необходимость выживания диктует учреждениям социально-культурной сферы стремление компенсировать недостающую часть бюджетных средств за счет экстенсивного расширения внебюджетного финансирования, за счет увеличения объема платных услуг. Превращение платы за услуги, например, платы за обучение и медицинские услуги, кассового сбора и т. д. в доминирующий источник получения доходов социально-культурных услуг приводит к сильной зависимости работы социально-культурных учреждений от платежеспособного спроса потребителей. Если для обычно-
  го рынка товаров такая зависимость является положительным фактором, то для социально-культурной сферы полное подчинение потребительских предпочтениям людей имеет далеко идущие негативные последствия. Такое подчинение означало бы преувеличение функции удовлетворения текущего массового спроса на социально-культурные услуги, то есть преувеличение функции массо вой культуры и умоление роли функции, ориентированной на формирование высокого вкуса, на опережение по отношению к текущему платежеспособному спросу. Следует иметь в виду, что даже текущий платежеспособный спрос на рынке массовой культуры отличается от платежеспособного спроса (потребительских предпочтений) на обычном товарном рынке тем, что он имеет дело с особой информацией -имиджем, репутацией и другими нематериальными ценностями. Рынок массовой культуры, будучи специфически рынком имиджей, базируется те только на знаниях, но и на интуиции, вкусе и ощущениях.
  Он ориентируется на субъективную оценку экспертов-авторитетов, но сама экспертиза может стать объектом рыночной сделки и объектом манипулирования с помощью средств массовой инфор мации с целью извлечения больших доходов. Рынок имиджей становится частью торговой рекламы и маркетинговой политики коммерческих структур, а следовательно, массовая культура попадает в порочный круг массового потребления. Но свобода рынка массовой культуры не безгранична, на нее накладываются ограничения, связанные с необходимостью соблюдения морально-этических требований. Что касается социально-значимых функций учреждений культуры, выходящих за рамки текущего платежеспособного спроса (например, сохранение художественных ценностей и традиций, духовно-нравственного и эстетического воспитания и т. д.), они требуют некоммерческого подхода со стороны общества к развитию социально-значимой направленности культуры либо в виде государственной поддержки, либо в виде меценатства и благотворительности со стороны негосударственных структур.
  В современных условиях России коммерциализация в сфере культуры оказала разрушительное воздействие на некоммерческий сектор, свернув его деятельность до неоправданно малых размеров и поставив его на грань полного исчезновения. В кругах творческой интеллигенции происходит переоценка ценностей в отношении спасительной роли рынка в обеспечении их творческой самостоятельности и в определении финансовых трудностей социально-культурных отраслей.
  Желанная свобода творчества как свобода от всякой государственно-бюрократической регламентации и идеологической цензуры обернулась для них в условиях российской действительности видимостью свободы, их полным подчинением рынку и денежному капиталу.
  Криминализация финансово-банковских и коммерческих струк-
  тур в российском обществе поставила в сильную зависимость мировоззренческие и эстетические ценностные установки интеллектуальной элиты от примитивной духовно-нравственной культуры нового предпринимательского класса.
  Не случайно увеличивается количество невостребованных произведении духовного производства. Но резко возрастает продукция массовой культуры, нередко ориентированная на низменные инстинкты-и которая отличается духовно-нравственным убожеством.
  Все это оказывает вредное влияние на нравственное здоровье подрастающего поколения и способствует росту подростковой преступности. Одним из отрицательных проявлений коммерциализации социально-культурной сферы в России стала широкая практика скрытой приватизации государственного сектора социально-культурных отраслей. Она осуществляется в виде присвоения доходов от использования находящихся в распоряжении имущества государственных социально-культурных учреждений. Примером такой приватизации может быть подготовка абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения его же преподавателями-репетиторами и использование компьютерной техники в коммерческих целях без оформления арендных отношений, получение учебно-педагогическими кадрами технических вузов дохода от предоставления исследовательского гранта без оплаты коммунальных услуг. В медицинских учреждениях наблюдается прием неустенных пациентов за плату и использование для их лечения оборудования и техники этого государственного лечебного учреждения. Практика использования государственного имущества в коммерческих целях без оплаты его как форма скрытой приватизации распространена в различных социально-культурных учреждениях. Наблюдается также такая скрытая форма приватизации, как выполнение предпринимательской деятельности под видом неком мерческой под крышей государственной социально-культурной организации и использование системы льгот, которая им представляется как некоммерческим организациям. Но было бы ошибочным представлять, что внедрение рыночного механизма хозяйствова ния в любом случае, даже при благоприятной экономической ситуации, ведет к негативным последствиям. При всей противоречивости взаимодействия двух начал-общественного, некоммерческого и частного, коммерческого в социально-культурной сфере в условиях подъема экономики и при государственной поддержке некоммерческой направленности социально-культурных учреждений существует реальная возможность конвергенции этих начал в виде различных форм негосударственных некоммерческих организаций начиная от общественных организаций, состоящих только из физических лиц, и кончая частных иституциональных структур, выполняющих некоммерческие социально-значимые функции.
  Развитие некоммерческих организаций базируется, с одной сто-
  роны, на широком использовании льготного режима налогообложения с учетом степени социальной значимости некоммерческих функций, а с другой стороны, на привлечении рыночно-конкурен-тного механизма для повышения эффективности и качества социально-культурного обслуживания, на взвешенном подходе к применению маркетинговых исследований в специфических условиях работы социально-культурных учреждений.
  1 "По мнению политической экономии,-писал с иронией видный немецкий ученый XIX века Фридрих Лист,-тот, кто выращивает свиней - производительная сила общества, а кто воспитывает людей -непроизводительный. Врач, спасающий жизнь пациента, не принадлежит к классу производителей, а аптекарский мальчик принадлежит, хотя изготовленные им пилюли существуют лишь несколько минут". Фридрих Лист. Система Национальной Политической экономии. СПБ 1891. С. 194.
  2 Подробная классификация деловых услуг дается в главе 7 § 1 данной книги.
  3 Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве, в семье, в порядке самообслуживания, и не с целью продажи, могут быть не включены в систему рыночных отношений.
  4 Япония. Смена модели экономического роста. М., 1990. С. 148
 
  5 Кр и е А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля. -М.: Прогресс -Универс, 1993, с. 6-7
  6 Использовано: Waarst and Reventlow. Opgvesamling til virksomsiedsKonomi. -
 Udgivet af Udgivervirksomheden FUHU, 1991, p. 112.
  7 Загладина С. М. Капиталистическая торговля сегодня.-М.: Мысль, 1981,
 с. 8
  8 Использовано: Vaile P., Grether E. and Coxr. Marketing in the American Economy.-Nev York, 1952, p. 113
  9 Махотина Л. Ф. Услуги в торговле капиталистических стран. - М., 1986 г., с. 1
  10 Ларин Ю. Ю. Частный капитал в СССР Антология экономической классики. М., 1992 г., т. 2, с. 437
  11 Приказ Комитета РФ по торговле от 20.04.1995 г.//Экономика и жизнь. Ваш партнер, № 27, 1995.
  12 Defert P. Les ressources et les actioites touristigues. Essai d'integration-les Casuirs du Tourisnie-Ai-en-Procence. -1972.
  13 Немоляева М. Э.,Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера,
 сегодня, завтра. -М., 1985. С. 43.
  14 Материалы Всемирной конференции по туризму. Мадрид, 1981. С. 100.
  15 Немоляева М. Э.,Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера,
 сегодня, завтра.- М., 1985. С. 16.
  16 Немоляева М. Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера,
 сегодня, завтра.-М., 1985. С. 50.
  17 О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.1995. № 1284.
  18 О лицензировании международной туристической деятельности. Постановление Правительства РФ от 12.12.1995, № 1222.
  19 Ж у к о в С. В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. -М.: Наука, 1991, с. 20-25.
  20 Экономика транспорта, связи и коммунального хозяйства как экономика монопольных услуг находится на стыке рыночной общественной экономики и в связи с этим трудно избежать дубляжа при анализе экономических проблем этого рода услуг. Они рассматриваются как в курсе рыночной экономики, так и в курсе экономики общественного сектора.
  21 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости. 1922. С. 67.
  22 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. С. 66.
  23 Э н д р ю с Э. США: новейшие технологии под секретом//Деловой мир, 1992, № 130, 9 июля.
  24 Ивашковская И. В. Обмен технологией: зависимость или сотрудничество. М.: Моск. ун-т, 1991. С. 38.
  25 Из-за ограниченности рыночных отношений в социально культурной сфере экономика социально-культурных отраслей рассматривается как часть экономики общественного сектора.
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
 
 
 
  1
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу