<< Пред. стр. 13 (из 43) След. >>
Рис. 12.14. Возможные сочетания двух ресурсов при их одинаковой суммарной стоимости: К— число снегоуборочных машин; L — численность дворников
На рис. 12.14 изображены три графика, соответствующие трем вариантам общих издержек фирмы. Например, график С1 показывает все возможные сочетания машин и ручного труда, которые обходятся в 60 тыс. руб.; С2—в 80 тыс. и С3—в 100 тыс. Наклон графиков зависит от соотношения цены на машину и заработной платы дворника.
Чтобы определить, какие издержки будут минимальными при выполнении заданного объема работ, сравним графики, представленные на рис. 12.13и 12.14(рис. 12.15).
Кривая на рис. 12.15 наглядно показывает, что ни в точке А1, ни в точке А3, издержки фирмы не будут минимальными, они составят 100 тыс. руб., тогда как в точке А2 издержки будут равны 80 тыс. руб. Иными словами, минимум издержек будет достигнут при использовании фирмой двух снегоуборочных машин и найме 40 дворников.
Рис. 12.15. График сочетания двух ресурсов, минимизирующего издержки фирмы
Как фирма может найти эту точку, не прибегая к вычерчиванию графиков? Обратим внимание, что в точке А2 наклон кривой, отражающей различные сочетания числа машин и числа дворников, необходимых для выполнения заданной работы (см. рис. 12.13), и прямой, показывающей эти сочетания, соответствующие данному объему затрат (см. рис. 12.14), совпадают.
Наклон кривой отражает соотношение предельных доходностей используемых факторов производства, а наклон прямой — соотношение цен на эти факторы. Отсюда можно сделать вывод, что фирма будет минимизировать издержки, когда отношения предельной доходности каждого ресурса к его цене будут равны:
где KRPK и KRPL, — предельные доходности машины и дворника; PK и PL— цена машины и заработная плата дворника
Иными словами, фирма будет минимизировать свои издержки, когда затраты на производство дополнительной единицы продукции или на выполнение дополнительного объема работ будут одинаковы, независимо от того, что она использует для этого — новую группу дворников или новую снегоуборочную машину.
Если цена одного из факторов изменится, то фирма будет минимизировать издержки при другом их сочетании.
Выводы
1. Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска.
2. Причинами монополии являются: а) эффект масштаба; б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; в) нечестное поведение и др.
3. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
4. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
5. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. Предметом государственного регулирования являются естественные монополии. В отраслях естественной монополии многие предприятия являются государственной собственностью.
6. В реальной жизни чистая монополия, так же как и совершенная конкуренция, встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, постепенно переходящей в олигополию.
7. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию; вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Легкое вхождение новых фирм в отрасль приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль стремится к нулю.
8. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно и модель изогнутой кривой спроса. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.
9. Со стороны отдельной фирмы спрос на ресурсы определяется их предельной доходностью. Предельная доходность любого переменного ресурса медленно понижается в соответствии с законом убывающей отдачи. Фирма будет расширять использование ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет выше предельных издержек на него, т.е. до момента, когда эти два показателя сравняются.
В условиях, когда спрос фирмы на ресурс составляет малую долю рыночного спроса на него, предельные издержки ресурса для данной фирмы равны его цене.
10. Фирма стремится выбрать такое сочетание используемых ресурсов, которое обеспечивает минимальные издержки. Это возможно, если предельная доходность каждого ресурса пропорциональна его цене.
Термины и понятия
Монопольная (рыночная) власть
Ценовая дискриминация
Предельная доходность ресурса
Предельные издержки ресурса
Вопросы для самопроверки
1. Каковы причины возникновения монополии?
2. Чем определяются цена и объем производства в условиях монополии?
3. Какие факторы оказывают влияние на монопольную власть? Как влияет концентрация производства на монопольную власть? В каком из двух вариантов монопольная власть выше: а) на рынке присутствует пять фирм, каждая из которых имеет равную долю в совокупном объеме продаж; б) доли продаж распределены следующим образом: фирма 1 — 25%, 2—10%, 3- 50%, 4—7%, 5-8%?
4. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной? Как влияет ценовая дискриминация на прибыль монополии?
5. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?
6. Почему можно говорить о тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции?
7. Каковы основные черты олигополии?
8. Почему не существует единой теории, полностью отражающей поведение фирм на рынке? Почему предпочитают неценовую конкуренцию ценовой? В чем состоит равновесие по Курно?
9. К какому типу рынка можно отнести: автомобильную промышленность, черную металлургию, легкую промышленность, сферу услуг?
10. Какие типы рынков формируются в отдельных отраслях экономики России? Часто говорят, что до 80% российского машиностроения монополизировано. Так ли это?
11. От чего зависит количество используемого фирмой ресурса?
12. Что такое предельная доходность ресурса? Чем отличаются предельные доходности ресурса для конкурентной фирмы и фирмы-монополиста на рынке готовой продукции?
13. Предположим, что фирма является монополистом на рынке готовой продукции. Сколько рабочих она наймет при ставке заработной платы 1200 руб.?
Сколько рабочих она наняла бы в условиях совершенной конкуренции на рынке продукции? Необходимые для ответа на вопрос данные указаны ниже:
Что произойдет, если ставка заработной платы удвоится?
Глава 13. Анализ безубыточности
Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема продаж (выручки), при котором валовые затраты фирмы окупаются, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить ее можно только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь. В данной главе рассматривается порядок расчета выручки, окупающей затраты фирмы (точки безубыточности), и приводятся примеры, поясняющие, как он используется на практике.
1. Определение объема выручки, обеспечивающего покрытие всех затрат
Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия дает возможность определить также точку безубыточности.
Сумма покрытия, средняя величина покрытия, коэффициент покрытия
Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому — как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.
Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.
Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.
Использование этих величин помогает быстро решать некоторые задачи, например определение размера прибыли при разных объемах выпуска.
Пример 13.1. Фирма выпускает и продает товар, средние переменные издержки на производство и сбыт которого составляют 100 руб/шт. Товар продается по цене 120 руб. Постоянные затраты фирмы в месяц составляют 60 тыс. руб. Рассчитаем, какую прибыль может получить фирма в месяц, если она продаст данного товара 4000, 5000, 6000 шт.
Поскольку постоянные затраты фирмы не зависят от объема выпуска, найдем сумму покрытия и прибыль (как разность суммы покрытия и постоянных издержек) для всех трех вариантов (табл. 13.1 ).
Таблица 13.1.Прибыль фирмы при различных объемах выпуска, тыс. руб.
Так как средняя величина покрытая одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль фирмы при любом объеме выпуска. Для этого:
1) умножив среднюю величину покрытия на объем выпуска, получим сумму покрытия;
2) от суммы покрытия отнимем постоянные издержки. Например, какую прибыль получит фирма, если произведет и продаст 4560 шт. товара?
Сумма покрытия: 20 руб. • 4560 = 91,2 тыс. руб.
Прибыль: 91,2 тыс. руб. —60 тыс. руб. = 31,2 тыс. руб.
Пример 13.2. Фирма производит и продает одновременно два товара: А и Б. Данные об объемах продаж, ценах и затратах приведены в табл. 13.2.
Таблица 13.2.06ъмы продаж, цены товаров А и Б и издержки производства
Предположим, что требуется определить:
1) размер прибыли, получаемой фирмой за месяц,
2) среднюю величину покрытия для каждого товара;
3) коэффициент покрытия для каждого товара;
5) размер прибыли, который получит фирма, если расширит продажу товара А до 7000 шт., а товара Б — до 4500 шт.
Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в табл. 13.3.
Таблица 13.3. Порядок расчета средней величины и коэффициента покрытия, а также размера прибыли фирмы
Итак, за месяц фирма зарабатывает 10 тыс. руб. прибыли. Средняя величина покрытия для товара А составляет 8 руб. (коэффициент покрытия 0,154), для товара Б—13 руб. (коэффициент покрытия 0,144). При расширении объема продаж фирма получит:
1 ) сумма покрытия от продажи товара А: 8 руб. • 7000 = 56 тыс. руб.:
2) сумма покрытия от продажи товара Б : 13 руб. • 4500 = 58,5 тыс. руб.;
3) сумма покрытия от продажи товаров А и Б: 56 тыс. руб. + 58,5 тыс. руб. = 114,5 тыс. руб.;
4) постоянные издержки фирмы: 90 тыс. руб.;
5) прибыль фирмы: 114,5 тыс. руб. — 90 тыс. руб. =24,5 тыс. руб.
Пример 13.3. Компания производит и реализует один товар, переменные затраты на единицу которого приведены ниже, руб.:
Товар продается по цене 60 руб. за 1 шт., постоянные затраты составляют 136 тыс. руб. Определим, какое количество товара должна продать компания, чтобы обеспечить получение 32 тыс. руб. прибыли?
1. Для решения этой задачи найдем сумму покрытия. Ее можно определить как разницу между валовой выручкой и переменными затратами, а также как сумму постоянных затрат и прибыли:
136 тыс. руб. + 32 тыс. руб. = 168 тыс. руб.
2. Зная сумму покрытия, найдем его среднюю величину как разницу между ценой товара и средними переменными издержками: 60 руб. — 48 руб. = 12 руб.
2. Поскольку производится и продается только один товар, требуемое для получения заданной суммы прибыли его количество можно рассчитать, разделив сумму покрытия на его среднюю величину:
168 тыс. руб. : 12 руб/шт. = 14 тыс. шт.
Пример 13.4. Фирма желает продать 20 тыс. шт. товара. Средние переменные издержки на производство и реализацию составляют 15 руб. Постоянные издержки — 250 тыс. руб. Фирма планирует получить прибыль в размере 50 тыс. руб. По какой цене следует продавать товар?
1. Найдем сумму покрытия, прибавив к постоянным издержкам планируемый объем прибыли:
250 тыс. руб. + 50 тыс. руб. = 300 тыс. руб.
2. Найдем среднюю величину покрытия, разделив сумму покрытия на количество продаваемых товаров: 300 тыс. руб. : 20 тыс. шт. = 15 руб/шт.
3. Найдем цену товара, прибавив к средней величине покрытия средние переменные издержки: 15 руб. +15 руб. == 30 руб.
Точка безубыточности
Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.
3. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться убытке.
Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности является очень простым и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Однако следует остановиться на некоторых допущениях, которые при этом принимаются.
Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предположение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 13.1 выглядит как прямая линия.
Рис. 13.1. График выручки и издержек фирмы: FC — постоянные издержки; VC — переменные издержки; ТС — валовые издержки; ТR — валовая выручка (валовой доход); R' — пороговая выручка; Q' — пороговый объем продаж
Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.
Изображенная на рис. 13.1 точка безубыточности — это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема — получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручке R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.
Как найти точку безубыточности? Рассмотрим этот вопрос на примере.
Пример 13.5. Фирма выпускает и продает один товар. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:
Выручка от реализации ............... 15 000
Переменные издержки ............... 10000
Постоянные издержки,............... 4000
Прибыль............................. 1000
Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна снизиться выручка фирмы, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные издержки, так как при снижении выручки переменные издержки также станут ниже. Поскольку мы предположили, что при снижении валовой выручки переменные издержки будут сокращаться в той же пропорции, можно воспользоваться формулой точки безубыточности:
R'=FC
K
где R' — пороговая выручка; FC — постоянные издержки; К— коэффициент покрытия.
Тогда последовательность расчетов для нахождения пороговой выручки (выручки, соответствующей точке безубыточности) будет следующей:
1. Найдем сумму покрытия:
15 000 руб.-10 000 руб. == 5000 руб.
2.Вычислим коэффициент покрытия (долю суммы покрытия в выручке от реализации): 5000 руб.: 15 000 руб. = 0,33.
3. Определим пороговую выручку: 4000 руб.: 0,33 = 12 121 руб.
Как видно, фактическая выручка фирмы выше пороговой. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности — процентное отклонение фактической выручки от пороговой:
St = R-R' . 100%
R
где St — запас прочности; R — фактическая выручка; R' — пороговая выручка.
Чем больше запас прочности, тем лучше для фирмы. В рассматриваемом примере:
St = 15000 руб. – 12121 руб. .100 = 19 %
15000 руб.
Значение запаса прочности 19% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, ухудшения конкурентоспособности) выручка фирмы сократится менее чем на 19%, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 19% — окажется в убытке.
Пример 13.6. Фирма производит два товара: А и Б. Ниже приведены данные о выручке фирмы, ее издержках и прибыли, руб.:
Товар Товар Всего
А Б
Валовая выручка……………………………………………9100 7400 16500
Переменные издержки……………………………………..7000 6800 13800
Постоянные издержки……………………………………… 2300
Прибыль…………………………………………………….. 400
Требуется оценить положение фирмы, рассчитав пороговую выручку, запас прочности.
Для определения пороговой выручки выполним следующие расчеты:
1. Найдем сумму покрытия: 16 500 руб. -13 800 руб. = 2700 руб.
2. Исчислим коэффициент покрытия: 2700 руб.: 16 500 руб. = 0,16.
3. Пороговую выручку определим путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия: ; 2300 руб.: 0,16 = 14 375 руб.
4. Запас прочности равен:
16500 руб. – 14375 руб. . 100 = 12,88 %
16500 руб.
Как известно, фирма производит два товара: А и Б. Чтобы определить, какой вклад вносит каждый из этих товаров в прибыль фирмы, необходимо распределить постоянные затраты между этими двумя товарами. На практике используются различные принципы распределения постоянных затрат. В данном примере постоянные издержки распределим пропорционально выручке от реализации каждого из двух товаров.
Выручка от реализации товара А составляет 54% суммарной выручки фирмы, товара Б — соответственно 46%.
Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, руб.:
Товар А Товар Б Всего
Валовая выручка……………………………9100 7400 16500
Переменные издержки……………………..7000 6800 13800
Постоянные издержки……………………..1242 1058 2300
Прибыль…………………………………….+858 -458 +400
Как видно, прибыль от реализации товара А частично идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Встает вопрос, насколько необходим товар Б для фирмы и не увеличится ли ее прибыль в случае, если товар Б будет снят с производства.
Предположим, что решили отказаться от выпуска товара Б как убыточного. Тогда все постоянные издержки фирмы будут приходиться на один-единственный товар А. В этом случае значение точки безубыточности изменится следующим образом, руб.: