<< Пред.           стр. 14 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

  Выручка от реализации товара А......................... ………..9100
  Переменные издержки на производство товара А......... 7000
  Постоянные издержки фирмы. .......................…………… 2300
  Сумма покрытия...................................... …………………..2100
  Коэффициент покрытия.............................………………….0,23
  Пороговая выручка (точка безубыточности) ...........… 10 000
 
 Из приведенных данных следует, что в случае отказа от производства убыточного товара Б производство товара А также оказывается убыточным (фактическая выручка от реализации товара А меньше пороговой). Вывод: товар Б необходим фирме, его производство следует сохранить.
 
 Эффект производственного рычага
 Производственный (операционный) рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на ее прибыль. Чем выше эффект производственного рычага OL(англ. operating leverage), тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы:
  OL = sPr
  sR
 
 где 5Pr — изменение прибыли в процентах; sR — изменение выручки в процентах.
 Например, если эффект производственного рычага равен 2, то увеличение (снижение) выручки на 1 % приведет к росту (сокращению) прибыли на 2%. Если же этот эффект равен 10, то увеличение (снижение) прибыли составит уже 10% при изменении выручки на 1%.
 Если эффект производственного рычага равен 2, то фирма окажется без прибыли в том случае, если выручка снизится в два раза.
 Если эффект производственного рычага равен 10, то для того, чтобы оказаться без прибыли, достаточно 10%-ного сокращения объема реализации.
  Эффект производственного рычага можно рассчитать также по формулам:
 
 OL = R – VC или OL = FC + Pr = 1+ FC
  Pr Pr Pr
 
 где R — выручка; FC — постоянные издержки; VС—переменные издержки; Рr— прибыль.
 Используя формулу производственного рычага, можно рассчитать, насколько потребуется сократить постоянные или переменные издержки фирмы, с тем чтобы компенсировать данное изменение выручки от реализации.
 
  Для примера 13.6 эффект производственного рычага составляет:
  2700 руб.: 400 руб. = 6,75.
  Это означает, что при снижении выручки на 1% прибыль сократится на 6,75%, а при снижении выручки на 14,8% прибыль станет нулевой.
 Предположим, что выручка сократилась на 10% и составила 14 850 руб. При мой структуре затрат прибыль фирмы сократится на 67,5% и составит 130 руб.
  Если мы хотим, чтобы прибыль осталась в размере 400 руб., необходимо сократить или постоянные, или переменные издержки. Для этого используем выводы из формулы эффекта производственного рычага:
 
 FC=(OL-1)·Pr,
 VC=R-Pr·OL.
 Отсюда:
 FC= (6,75 – 1) ·400 руб. =2300 руб.
 VC= 14 850руб. - 400руб. ·6,75 = 12 150руб.
 Таким образом, чтобы сохранить прибыль в объеме 400 руб. при 10%-ном сокращении выручки от реализации, необходимо сократить переменные издержки до 12150 руб.
 
 
 2. Методы калькуляции. Выбор ассортимента выпускаемой продукции
 
 Методы калькуляции затрат
 Калькуляция — расчет затрат на производство и реализацию единицы товара.
 Метод калькуляции полной себестоимости — это метод, который предусматривает расчет всех издержек (постоянных и переменных), связанных с производством и продажей единицы товара (услуги). Здесь рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия.
 Например, некая фирма занимается пошивом платьев, и ее затраты на пошив одного платья составляют, руб.:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Если цена одного платья 100 руб., то прибыль, получаемая фирмой от реализации одного платья, составит 18 руб. (100—82).
 Метод калькуляции полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет фирма в связи с производством и сбытом одного изделия. Однако этот метод не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска. Если фирма расширяет производство и продажу, себестоимость снижается за счет сокращения средних постоянных затрат; если же фирма сокращает объем выпуска — себестоимость растет.
 Метод калькуляции по величине покрытия предусматривает расчет только переменных издержек, связанных с производством и реализацией единицы товара (услуги). В основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.
 Ниже приводится расчет средней величины покрытия для одного платья; при этом учитываются только переменные издержки на единицу изделия (средние постоянные издержки во внимание не принимаются), руб.:
 
 
 
 
 
 
 
 Средняя величина покрытия составит: 100 руб. — 47 руб. = 53 руб.
  Покажем на примере, каким образом использование метода калькуляции полной себестоимости и метода калькуляции по величине покрытия может способствовать принятию решений по ассортименту выпускаемой продукции.
 
 Пример 13.7. Пусть некая фирма производит и реализует четыре товара: товар А —30 000 шт. по цене 40 руб.; товар Б— 40 000 шт. по цене 50 руб.; товар В — 80000 шт. по цене 30 руб.; товар Г-35 000 шт. по цене 70 руб.
 Переменные издержки на производство и продажу товара А составляют 600 тыс. руб., товара Б— 1160тыс.руб., товара В— 1280тыс. руб., товара Г— 1260тыс.руб.; итого— 4300 тыс. руб. Постоянные издержки фирмы — 3440 тыс. руб.
  Известны также затраты фирмы на производство и реализацию каждого из этих товаров (табл. 13.4).
 
 
 
 
 Таблица 13.4. Издержки фирмы на производство и реализацию единицы изделия, руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Требует пояснения, каким образом постоянные издержки фирмы были распределены между отдельными товарами, как были рассчитаны средние постоянные издержки.
 Существует несколько принципов распределения постоянных затрат:
 1. Постоянные издержки могут быть распределены поровну между всеми выпускаемыми товарами. В рассматриваемом примере производится 185 000 шт. разных товаров. Если постоянные издержки распределим поровну между ними, получим:
 AFC= 3440 тыс. руб. : 185 тыс. шт. = 18,6 руб/шт.
 2. Постоянные издержки можно распределить и пропорционально выручке от реализации.
 Выручка от реализации товара А 40 руб. •30 000 шт. = 1200 тыс. руб., или 15% суммарной выручки фирмы.
 Выручка от продажи товара Б: 50 руб. •40 000 шт. = 2000 тыс. руб., или 25% общей выручки.
 Выручка от продажи товара B: 30 руб. • 80 000 = 2400 тыс. руб., или 30% всей выручки.
 Выручка от реализации товара Г: 70 руб. • 35 000 = 2450 тыс. руб., или 30% всей выручки фирмы.
 Тогда постоянные издержки распределим следующим образом. Постоянные издержки на товар А составляют 15% от всех постоянных издержек фирмы, или 516 тыс. руб. (3440 тыс. руб. • 0,15). Тогда на единицу товара А приходится 17,2 руб. постоянных издержек (516 тыс. руб. : 30 000 шт.).
 Вычисленные аналогичным образом средние постоянные издержки составят: на товар Б— 21,5 руб.; товар В— 12,9 руб. и товар Г— 29,5 руб.
 3. Постоянные издержки можно распределить между отдельными товарами и пропорционально переменным издержкам, необходимым для их производства и реализации.
 В нашем примере соотношение постоянных и переменных издержек фирмы составляет: 3440 тыс. руб. : 4300 тыс. руб. = 0,8, или 80%.
 Для каждого отдельного товара средние постоянные издержки рассчитываются как 80% от средних переменных издержек. Именно этот способ был применен для определения средних постоянных издержек, приведенных в табл. 13.4.
 Возможны также другие способы распределения постоянных издержек. Например, пропорционально прямым переменным затратам или пропорционально какой-либо одной статье переменных затрат.
 В рассматриваемом примере прибыль на единицу товара Б является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить этот товар в ассортименте или отказаться от его производства, рассчитаем прибыль от реализации всех производимых фирмой товаров, точку безубыточности, запас прочности и эффект производственного рычага. Общая выручка от реализации четырех товаров составит:
 1200 тыс. руб. + 2000 тыс. руб. + 2400 тыс. руб. + 2450 тыс. руб. = 8050 тыс. руб.
 Валовые издержки фирмы равны сумме постоянных и переменных издержек:
 3440 тыс. руб. + 4300 тыс. руб. = 7740 тыс. руб.
  Прибыль фирмы составляет:
 8050тыс. руб. — 7740тыс. руб. = 310 тыс. руб.
 Определим выручку фирмы, соответствующую точке безубыточности, а также отклонение от нее фактической выручки:
 
 
 
 
 
 
 
 
 Поскольку фирма имеет в ассортименте товар Б, убыточный по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль фирмы, если отказаться от производства этого товара.
 В случае отказа от производства товара Б выручка фирмы сократится на величину выручки от реализации этого товара:
 8050 тыс, руб. — 2000 тыс. руб. = 6050 тыс. руб.
 При этом издержки фирмы сократятся на сумму переменных издержек, необходимых для производства и реализации товара Б, или на 1160 тыс. руб. Поскольку постоянные издержки не зависят от объема выпуска, отказ от производства товара Б не повлияет на их величину.
 Издержки фирмы без производства товара Б составят:
 7740 тыс. руб. - 1160 тыс. руб. = 6580 тыс. руб.
  Тогда убытки фирмы будут равны:
 6050 тыс. руб. - 6580 тыс. руб. =— 530 тыс. руб.
  Потери фирмы достигнут:
 310 тыс. руб. + 530 тыс. руб. = 840 тыс. руб.
 (здесь 310 тыс. руб. — потерянная прибыль).
  Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от убыточных товаров и потерять прибыль. Использование метода калькуляции средней величины покрытия позволит избежать подобных ошибок (табл .13.5).
 
 
 Таблица 13.5. Расчет средней величины покрытия на единицу товара,руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Как видно, у всех четырех товаров средняя величина покрытия положительная. Если отказаться от производства одной штуки товара Б, фирма теряет 14 руб. из покрытия постоянных затрат. Отказ от 40000 шт. товара Б приведет к потерям в размере:
 21 руб.\шт. i40000 шт. = 840 тыс.руб.
 Вывод : товар Б сохранить в ассортименте.
 Теперь предположим, что фирма имеет возможность производить и продавать новый товар Д в объеме 60 000 шт. по цене 47 руб/шт. Ниже приведен расчет средней величины покрытия на единицу товара Д руб.:
  Сырье и материалы. ................................... 16
  Заработная плата. .................................... 6
  Переменные производственные накладные расходы. . . . . .2
  Переменные сбытовые накладные расходы.............. 1
 
 
 
 
 Итого средние переменные издержки …………….25
  Цена……………………………………………………..47
 Средняя величина покрытия……………………………22
 
 Выпуск и реализация данного товару выгодны фирме. Средняя величина покрытия равна 22 руб/шт. Увеличение прибыли фирмы от данного товара составит 1320 тыс. руб. (22 руб/шт, • 60000 шт.).
 Однако производственные мощности фирмы пригодны для производства только 185 000 шт. товаров. Если фирма собирается наладить производство нового товара Д, ей придется отказаться от выпуска 60 000 шт. других товаров. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новый товар и если да, то производство каких товаров следует сократить?
 Средняя величина покрытия для единицы товара Д составляет 22 руб. Среди всех производимых фирмой товаров наименьшая средняя величина покрытия у товара В (14 руб.). Если отказаться от производства 60 000 шт. товара В, то фирма потеряет 840 тыс. руб. (14 руб/шт. • 60 000 шт.), в то время как от выпуска товара Д фирма получит дополнительно 1320. тыс. руб. Выигрыш фирмы от изменения в ассортименте составит:
 1320 тыс. руб. — 840 тыс. руб. = 480 тыс. руб.
 В табл. 13.6 показано, как изменится прибыль фирмы, когда она начнет выпускать пятый товар, Д.
 
 
 Таблица 13.6. Расчет прибыли фирмы после изменения в ассортименте
 
 
 
 
 
 
 
 Теперь посмотрим, как отразилось изменение в ассортименте на запасе прочности фирмы и эффекте производственного рычага. Ниже приведен расчет точки безубыточности и запаса прочности для фирмы после изменения в ассортименте:
 
 Выручка от реализации, тыс. руб…….9070
 Переменные издержки, тыс. руб……...4840
 Постоянные издержки, тыс. руб. . . . ….3440
 Сумма покрытия, тыс. руб.......... ………4230 (9070 –4840)
 Коэффициент покрытия........... …………0,466 (4230:9070)
 Пороговая выручка,тыс. руб....... ………7382(3440:0,466)
 Запас прочности, %..............………….18,6((9070-7382):9070i100)
 Прибыль, тыс. руб..............…………..790
  Эффект производственного рычага. .5,35(4230:790)
 
 
 
 
 
 Как видно, в результате обновления ассортимента положение фирмы улучшилось: прибыль выросла с 310 тыс. до 790 тыс. руб., запас прочности увеличился с 8,3 до 18,6%, эффект производственного рычага снизился с 12,1 до 5,35.
 
 
 Выводы
 1. Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек фирмы. Чтобы определить, при каком объеме продаж окупятся валовые затраты фирмы, необходимо рассчитать точку безубыточности (выручку и объем продаж, обеспечивающие покрытие всех затрат фирмы и нулевую прибыль).
 2. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию, с тем чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.
 3. Нахождение точки безубыточности имеет важное практическое значение. Начиная производство, всегда необходимо знать, какого объема продаж следует достичь ,с тем чтобы окупить вложенные средства. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
 4. Если выручка предприятия больше той, которая соответствует точке безубыточности, значит, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.
 5. Производственный рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает на ее прибыль. Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы.
 6. При принятии решений по ассортименту выпускаемой продукции целесообразно использовать метод калькуляции по величине покрытия. Калькуляция полной себестоимости не может служить основой для принятия решений, поскольку требуется обязательное распределение постоянных затрат между отдельными товарами, а результаты такого распределения во многой зависят от выбранного принципа. Следует обратить внимание на то, что если бы в рассмотренном выше примере 13.7 постоянные издержки были распределены поровну между всеми товарами, то убыточным оказался бы товар В, а если пропорционально выручке — товар Б.
  7. В случае, когда производственные мощности фирмы ограниченны и для обновления ассортимента приходится отказываться от уже производимых ею товаров, в первую очередь стоит снимать с производства тот товар, который имеет наименьшую среднюю величину покрытия.
 
 
 Термины и понятия
 Сумма покрытия
 Средняя величина покрытия
 Коэффициент покрытия
 Точка безубыточности
 Пороговая выручка
 Пороговый объем производства (продаж)
 Запас прочности
 Производственный рычаг
  Калькуляция
 Метод калькуляции полной себестоимости
 Метод калькуляции по величине покрытия
 
 
 Вопросы для самопроверки
 1. Компания производит и продает один товар, переменные издержки на единицу которого составляют 80 руб. Товар продается по цене 100 руб/шт. Постоянные издержки фирмы составляют 200 тыс. руб. Какое количество товара должна продать фирма, чтобы получить 20 тыс. руб. прибыли?
 2. Фирма производит и продает три товара: А—20000 шт. по цене 40 руб/шт.; Б—25 000 шт. по цене 50 руб/шт. ,В— 30 000 шт. по цене 32 руб/шт.
 Переменные издержки на производство и реализацию единицы каждого товара характеризуются следующими данными, руб.:
 
  А Б В
  Прямые затраты................................……………………20 18 9
  Переменные производственные накладные расходы. . 8 4 5
  Переменные сбытовые накладные расходы........………4 5 6
 
 
 Рассчитайте среднюю величину покрытия для каждого товара. Какую прибыль получает фирма? Как изменится прибыль фирмы, если она будет производить и продавать 21 000 шт. товара , А, 22 000 шт. товара Б,31000 шт. товара В ?
 3. Ежемесячная выручка фирмы составляет 80 тыс. руб.; переменные издержки — 35 тыс. руб.; постоянные издержки — 38 тыс. руб. Найдите сумму покрытия, коэффициент покрытия, рассчитайте пороговую выручку и запас прочности.
  4. Фирма производит 200 тыс. шт. товара А и 400 тыс. шт. товара Б. Ниже приведены цена реализации и затраты на производство каждого из этих товаров, руб.:
 
  А Б
 Цена реализации............…………50 40
 Средние переменные издержки . 30 15
 Средние постоянные издержки. .. 22 10
 Прибыль на единицу изделия ….. -2 +15
 Насколько целесообразно отказаться от выпуска товара А?
  Предположим, что принято решение снять с производства товар А. Рассчитайте полную себестоимость товара Б для этого случая. Как изменится прибыль фирмы?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 14. Трудовые ресурсы
 Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
 Не менее важным компонентом сферы труда является кадровая работа на предприятиях (фирмах), мотивация труда и трудовые отношения. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов страны, осуществляется их вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.
 1. Спрос, предложение и равновесие на рынке труда
 В экономической теории рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.
 
 Неоклассический подход
 В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживались в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие (рис. 14.1).
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 14 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу