<< Пред.           стр. 18 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Пример 18.2. Предположим, что у фирмы есть проект, рассчитанный на семь лет. Как изменится чистый доход фирмы, если она осуществит этот проект и если она от него откажется? Без проекта валовой доход фирмы составит 50 млрд, а затраты — 40 млрд руб. В случае реализации проекта валовой доход возрастет до 90 млрд, а затраты — до 60 млрд руб. Представим эти данные следующим образом:
 
 
  Валовой Затраты Чистый
  доход доход
 
  С проектом 90 60 30
  Без проекта 50 40 10
  Изменения 40 20 20
 
 Таким образом, реализация проекта повысит чистый доход фирмы на 20 млрд руб., несмотря на рост ее затрат из-за проекта.
 
 
 
 На рис. 18.2,а видно, что площадь сектора А превышает площадь сектора Б, т.е. чистый доход фирмы В при варианте выполнения проекта выше, чем при варианте «без проекта». Однако в жизни чаще бывает, что чистые доходы фирмы даже понижаются, если она не реализует проект (проекты) (рис. 18.2,б).
 
 
 
 
 
 
 Рис. 18.2. Метод «с проектом — без проекта»: а — рост чистых доходов при реализации проекта и их неизменность при отказе от него; б — уменьшение чистых доходов в случае отказа от проекта; В — чистый доход; Т— годы
 
 Описанный выше прием и многие другие приемы проектного анализа базируются на принципе денежного соизмерения всех доходов и затрат. А если это затруднительно или невозможно? Особенно часто это относится к выгодам.
 
 Наименьшие затраты
 В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном измерении (в виде дохода) возможно использование приема «наименьшие затраты». Например, руководство крупной фирмы, действующей в одном городе, поставило цель: обеспечить за счет фирмы содержание детей сотрудников в детских садах. Для достижения этой цели и получения тем самым выгоды (но ее очень трудно перевести в деньги) нужно разработать несколько альтернативных проектов. Например, фирма может: а) построить и содержать один крупный детский сад; б) содержать в разных районах города несколько небольших детских садов; в) оплачивать сотрудникам содержание их детей в других детских садах города.
 Таким образом, выгода у всех этих альтернативных проектов одна и та же (считаем, что качество обслуживания детей одинаково во всех проектах), а вот затраты различны, но соизмеримы в денежном выражении.
 Поэтому остается одно: найти наименее дорогостоящий проект, т.е. наиболее эффективный способ осуществления затрат для достижения поставленной цели.
 
 Подход к амортизации и инфляции
 Включать ли в затраты те амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе жизненного цикла проекта, особенно на его последней стадии, т.е. после ввода в действие машин, оборудования, зданий, сооружений и других элементов основного капитала? Нет, этого делать не следует, чтобы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут учтены в цене производимой по проекту продукции, т.е. при определении выгоды от проекта.
 Отметим, что вообще в проектном анализе соблюдается принцип: как выгоды, так и затраты должны учитываться весьма тщательно, но только однажды.
 Инфляция повышает цены на все товары и услуги. В стране, где высокая инфляция, часто стремятся пораньше реализовать проект, так как потом он будет стоить дороже. Но если реализовать проект позже, то возрастут и выгоды от него, так как в дальнейшем цены на продукцию проекта тоже будут намного выше. Поэтому неясно, изменит ли инфляция в будущем баланс между выгодами и затратами, подсчитанный на базе ныне действующих цен. Вследствие этого в странах, где нет гиперинфляции, проекты обычно рассчитывают без учета инфляции, т.е. предполагая, что она одинаково воздействует на выгоды и затраты.
 В тех случаях, когда воздействие на выгоды и затраты неравномерно (а неравномерный рост цен особенно характерен для стран с высокой инфляцией), целесообразно учитывать это. Так, если прогнозируется более быстрый рост цен на энергоносители (скажем, в ближайшие 10 лет, по прогнозу, цены на все товары и услуги в стране возрастут в среднем в 5 раз, а на энергоносители — в 7 раз), то при расчете затрат в проект со сроком жизни 10 лет нужно заложить такой прирост стоимости энергоносителей, который будет равен отношению роста цен на все товары и услуги в стране к росту цен на энергоносители, т.е. в 1,4 раза (7:5). Если же цены на энергоносители будут расти медленнее, чем в общем цены на товары (скажем, вырастут в 3 раза), то надо будет закладывать снижение стоимости энергоносителей в 1,7 раза (5:3).
 
 Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование
 Один из принципов проектного анализа, как уже отмечалось, состоит в том, что необходимо сопоставлять затраты и доходы (выгоды), возникающие в разное время. Так, затраты на осуществление проекта растягиваются во времени, а доходы от проекта, помимо растягивания во времени, обычно возникают после осуществления затрат.
 Представим, что мы вместо того, чтобы истратить 1 руб. сейчас, ссужаем его на один год, получив взамен долговое обязательство. Мы как бы лишаем себя возможности потратить этот рубль на себя сейчас. Это предпосылка для того, чтобы нам вернули через год не 1 руб., а больше: ведь рубль, истраченный сейчас, стоит больше, чем рубль через год. Тому есть три причины:
 1. Инфляция. Если через год на 1 руб. можно купить набор товаров и услуг, который сейчас стоит 50 коп., то и цена долгового обязательства на год в 1 руб. сейчас составляет 50 коп.
 2. Процент. Положенный сегодня в банк на депозит 1 руб. через год превратится в сумму, намного его превышающую (например, в 1 руб. 70 коп., если процентная ставка составляет 70%). Поэтому если кто-то должен выплатить нам через год 1 руб., то сегодня ему для этого нужно положить под проценты 59 коп.
 3. Риск. Всегда есть опасность (большая или ничтожно малая), что тот, кто должен вам выплатить через год 1 руб. по долговому обязательству, не сможет сделать этого (умрет, обанкротится) или же попросит отсрочу. В результате через год долговое обязательство в 1 руб. может быть не погашено.
 Поэтому говорят о таком понятии, как стоимость денег во времени. Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже.
 В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику для измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника (технический прием) называется дисконтированием.
 Дисконтирование является процессом, обратным начислению с л о ж н о г о п р о ц е н т а. Поэтому напомним, как начисляется сложный процент. Процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов называется начислением сложного процента, а сумма, полученная в результате накопления процентов, называется б у д у щ е й с т о и м о ст ь ю суммы вклада по истечении периода, на который осуществляется расчет. Первоначальная сумма вклада называется т е к у щ е й с т о и м о с т ь ю.
 Пример 18.3. Предположим, что мы положили в банк 1 руб. при ставке 10% в год. Таким образом, текущая стоимость составляет 1 руб.
 
 Начисление сложного процента
 ГодБудущая стоимость
 1
 2
 
 31+0,1i1=1,1 1,1+0,1i1,1=
 =21
  1,21+0,1i1,21 = 1,33
 
 
 
 Формализуем эти объяснения, обозначив будущую стоимость FV (англ. future value); текущую стоимость PV (англ. present value); процентную ставку r, число лет n.
 При начислении сложного процента будущую стоимость находим путем умножения текущей стоимости на (1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:
 
  FV= PV(1 + r )n (18.5)
 
 Теперь предположим, что наша задача — определить, каков должен быть первоначальный вклад, чтобы к концу третьего года он составил 1 руб. 33 коп., исходя из процентной ставки 10% в год. Этот неизвестный нам вклад называется текущей стоимостью будущей стоимости в 1 руб. 33 коп. Процесс определения этой текущей стоимости, обратный начислению сложного процента, и будет дисконтированием.
 Таким образом, при дисконтировании находим текущую стоимость путем деления будущей стоимости на ( 1 + процентная ставка) столько раз, на сколько лет делаем расчет:
  PV =FV = FV (1+r)-n (18.6)
  (1+r )n
 
 
 Пример 18.4. Предположим, что в течение двадцати лет ежегодно будут поступать доходы в размере 1 руб. Какова будет текущая стоимость этих рублей?
 
 Дисконтирование
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Для облегчения расчетов при начислении сложного процента и при дисконтировании существуют таблицы, в которых для каждого года и для каждой процентной ставки заранее вычислены величины (1 +r)n и (1 + r) - n . Эти величины называются соответственно фактор сложного процента (множитель наращения) и фактор дисконтирования (дисконтный множитель)'.
 
 
 
 
 
 ' Подробнее см.: Четыркин Е.М., Васильева Н.Е. Финансово-экономические расчеты. М., 1990.
 
 
 
 Дисконтирование, как и начисление сложных процентов, базируется на использовании процентной ставки. Как определить процентную ставку для дисконтирования, так называемую ставку дисконта? В экономическом анализе ее определяют как уровень доходности, который можно получить по разным инвестиционным возможностям. Например, если нашему проекту есть две реальные альтернативы: вложить средства в казначейские (государственные) облигации под 30% годовых или в акции надежных компаний, дающие не менее 50% годовых, или же положить их в банк под 40% годовых, то для экономического анализа ставкой дисконта будет 50%.
 При финансовом анализе поступают проще. За ставку дисконта берут типичный процент, под который данная фирма может занять финансовые средства. Если банки кредитуют нашу фирму по ставке 60%, то это и будет ставкой дисконта. Однако если в проекте уровень риска выше обычного для данной фирмы, то ставка дисконта должна быть выше, так как рискованность проекта влияет на доходность. Фирме нужно получать больший доход, чтобы компенсировать риск, т.е. возможные потери. Соответственно и банк будет давать фирме кредит на рискованный проект под более высокий процент, чем обычно.
 Таким образом, и в экономическом, и в финансовом анализе дисконтирование — это приведение друг к другу потоков доходов/выгод и затрат год за годом на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов/выгод и затрат.
 5. Показатели эффективности в проектном анализе
 
 
 
 Чистая приведенная стоимость
 
 Чистая приведенная стоимость характеризует общий абсолютный результат инвестиционного проекта. Ее определяют как разницу между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционирование проекта во время всего цикла его жизни:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 где NPV— чистая приведенная стоимость (англ. net present value); Вt, — выгода (доход) от проекта в году t; С t— затраты на проект в году t ;i — ставка дисконта; n — число лет цикла жизни проекта.
 Для иллюстрации расчета приведем взятый из практики Всемирного банка реальный ирригационный проект с циклом жизни 30 лет и со ставкой дисконта 10%.
 
 
 Пример 18.5. Расчет чистой приведенной стоимости, млн долл.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1 Эти величины одинаковы для каждого из годов с 10-го по 30-й.
  2 Это величина фактора дисконтирования сразу за 21 год (с 10-го по 30-й), при ставке дисконта 10% (называется текущей стоимостью фактора аннуитета или коэффициентом приведения годовой ренты, берется из специальных таблиц).
  3 Это величина всего равномерного потока чистой выгоды за 21 год (с 10-го по 30-й).
 
 
 Внутренняя норма доходности
 Это второй по важности показатель доходности инвестиционного проекта, IRR (англ. internal rate of return). Внутренняя норма доходности (окупаемости) — это расчетная процентная ставка, при которой получаемые выгоды (доходы) от проекта становятся равными затратам на проект, т.е. ее можно определить как расчетную процентную ставку, при которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. Можно дать еще одно определение — это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений в проект.
 Вычисление внутренней нормы доходности осуществимо только на компьютере со специальной программой или на специальном финансовом калькуляторе. В обычных условиях определить внутреннюю норму доходности можно серией попыток, в которых NPV вычисляется при разных ставках дисконта. Например, NPV положительна при ставке дисконта 10% .и отрицательна при ставке дисконта 20%. Это означает, что внутренняя норма доходности лежит между 10 и 20%. Сделаем еще попытку: NPV все еще положительна при 15%. Это значит, что внутренняя норма доходности лежит между 15 и 20%. Следующие попытки будут все больше сужать этот диапазон, и в конце концов ставка дисконта, при которой NPV= 0, будет найдена. Этот метод расчета называется м е т о д о м и т е р а ц и й.
 Добавим, что Вt - Сt как показатель широко используется при оценке результатов деятельности фирмы (предприятия) и называется д е н е ж н ы м и п о с т у п л е н и я м и (денежным потоком, англ. cash flow). Он имеет более широкое значение, чем поступления наличных денежных средств в кассу фирмы (предприятия): это чистый денежный результат коммерческой деятельности фирмы.
 
 Пример 18.6. Определение внутренней нормы доходности (на основе данных примера 18.5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итак, внутренняя норма доходности нашего инвестиционного проекта равна 18%. Что дает предпринимателю знание этого показателя? Если IRP выше ставки дисконта, то наш проект окупается, он выгоден.
 
 Другие показатели эффективности
 К показателям эффективности (доходности) относятся наименьшие затраты, рентабельность, срок окупаемости.
 Суть приема «наименьшие затраты» была описана выше, показатель наименьших затрат — это величина расходов на проект по наименее дорогостоящему варианту.
 Рентабельность проекта определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными расходами на него. Если эти доходы и расходы рассчитать на базе данных примера 18.5, то они составят соответственно 38,6 и 22,9 млн долл. Тогда показатель рентабельности 38,6 х 22,9 = 1,69, т.е. 69%, и чем он выше, тем более выгоден проект. Но, в сущности, показатель рентабельности больше единицы просто означает, что NPV положительна. Этот показатель эффективности можно использовать, например, для быстрого проигрывания вариантов в случае роста затрат. Если в нашем проекте затраты возрастут на 69%, то он перестанет быть доходным.
 Срок окупаемости проекта показывает, за какой период времени проект окупается; он обычно рассчитывается на базе недисконтированных доходов.
 Этот показатель полезен для быстрой оценки при выборе альтернативных проектов, но он не учитывает фактора времени. Например, проект с затратами в 100 млрд руб., приносящий ежегодно доходы 20 млрд руб., имеет 5-летний срок окупаемости, так же как и проект с затратами в 100 млрд руб., который принесет доход в 1 млрд руб. в первый год и 99 млрд руб в пятый год.
 
 Какой показатель эффективности лучше?
 В сущности, этот вопрос сводится к выбору между NPV и IRR, так как подсчет наименьших затрат используется лишь в определенных случаях, рентабельность является отражением NPV, а срок окупаемости как показатель имеет слишком большие недостатки.
 В большинстве случаев у лучшего проекта обычно и максимальная положительная NPV, и одновременно IRR выше, чем у альтернативных проектов. Но нередки и противоположные ситуации. В этом случае рекомендуется ориентироваться прежде всего на NPV как показатель, дающий возможность наиболее объективно подойти к выбору проекта с точки зрения максимизации выгод (доходов).
 Однако возможны исключения. Если у фирмы ограничен собственный капитал и она не имеет широкого доступа к ссудному капиталу, то тогда главная цель фирмы — получение наибольшего прироста на ее ограниченный капитал. В этом случае для фирмы IRR будет главным показателем доходности проектов.
 
 Пример 18.7. Рассмотрим два проекта, оба со ставкой дисконтирования 10%.
 Проект А. Фирма вкладывает в проект 1 млрд руб. и через год получает доход 2 млрд руб.
 Проект Б. Фирма вкладывает в проект 1000 млрд руб. и через год получает доход 1250 млрд руб.
 Какой проект выбрать? Подсчитаем IRR и NPV. Получим следующие результаты:
 
 
  IRR,% NPV,мрлд руб.
 Проект А…………100 0,909
 Проект Б………… 25 227
 
 
 В принципе проект Б — лучший, так как его NPV больше. Но при сильной ограниченности средств лучшим может считаться проект А.
 
 
 Выводы
 1. Термин «инвестиции» имеет бухгалтерское и экономическое определения. Согласно бухгалтерскому определению инвестициями являются все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность. Согласно экономическому определению инвестиции — это расходы на создание, расширение, реконструкцию техническое перевооружение основного капитала.
  2. Основой инвестиций является сбережение, превращающееся в накопление. Валовое накопление (капиталообразующие инвестиции) расходуется преимущественно на валовое накопление основного капитала, прежде всего на капитальные вложения. Нормой накопления называется соотношение между объемом валового накопления и объемом ВВП страны.
  3. Капитальные вложения осуществляются фирмой для реализации ее капитальных (инвестиционных) проектов, т.е. проектов создания, расширения, реконструкции и технического перевооружения ее основного капитала. Анализ доходности капитального проекта называется проектным анализом. Это сложный и длительный процесс, ставший концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой.
  4. По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит жизненный цикл, состоящий из ряда стадий. На всех стадиях проекта идет анализ:
 1) технический;
 2) коммерческий (маркетинговый);
 3) институциональный;
 4) социальный;
 5) окружающей среды;
 6) экономический;
 7) финансовый. Два последних направления проектного анализа являются ключевыми и рассматриваются особо.
 4. Экономический анализ призван оценить доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый анализ — только с точки зрения фирмы и ее кредитора. Для экономического анализа используются особые, очищенные от искажений цены. Они называются расчетными (теневыми).
 5. Проектный анализ осуществляется на базе ряда приемов, демонстрирующих принципы проектного анализа.
  Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: а) фирма осуществила свой проект; б) фирма не осуществила свой проект. Подобный прием часто называют «с проектом — без проекта».
  В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном выражении, используется прием «наименьшие затраты». Суть его в том, что для достижения цели разрабатываются альтернативные проекты и из них выбирается наименее дорогостоящий.
  При расчете затрат в них не включаются амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе цикла жизни проекта (особенно на его последней стадии), дабы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут включены в цену производимой продукции.
 При подходе к инфляции в проектном анализе рекомендуется осуществлять расчеты на базе текущих цен, если инфляция в стране будет идти равномерно по всем основным группам товаров и услуг. При неравномерной инфляции рекомендуется корректировать текущие цены (уменьшать или увеличивать) в такой степени, в какой рост цен на эти товары и услуги будет меньше или больше общего роста цен.
 7. В проектном анализе, как и в некоторых других областях теоретической и прикладной экономики, используется понятие «стоимость денег во времени», Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже. Тому есть три причины: инфляция, возможность положить деньга под проценты, риск. В результате рубль обладает текущей и будущей стоимостью.
 В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника (технические приемы) называется вычислением сложного процента и дисконтированием. С ее помощью сопоставляются (приводятся) разновременные денежные величины.
 8. За ставку процента (ставку дисконта) в экономическом анализе берут уровень доходности наиболее доходного из альтернативных проектов. В финансовом анализе для этого используют типичный процент, под который фирма может занять финансовые средства.
 9. В проектном анализе эффективность проекта измеряется его доходностью. Главными показателями доходности проекта являются чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.
 Чистая приведенная стоимость определяется как разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат. Она дает абсолютную величину чистых приведенных выгод (доходов) от проекта.
 Внутренняя норма доходности (окупаемости) — это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений проекта. Если внутренняя норма доходности рассматриваемого проекта меньше внутренней нормы доходности альтернативных проектов, то данный проект менее выгоден по сравнению с ними.
 10. К другим показателям эффективности (доходности) проекта относятся наименьшие затраты, рентабельность, срок окупаемости, которые используются реже.
 
 
 Термины и понятия
 Инвестиции
 Капиталообразующие инвестиции
 Капиталовложения
 Инвестиционная деятельность (инвестирование)
 Инвестор
 Капитальное строительство
 Валовое накопление
 Норма валового накопления
 Предельная склонность к сбережению
 Кейнсианская теория инвестиций
 Теория рационирования кредитов
 Модель акселерации инвестиционных процессов
 q-теория инвестиций
 Капитальный (инвестиционный) проект
 Проектный анализ
 Стадии жизненного цикла проекта
 Расчетные (теневые) цены
 «С проектом — без проекта»
 Наименьшие затраты
 Стоимость денег во времени
 Будущая стоимость
 Текущая стоимость
 Сложный процент
 Дисконтирование
 Ставка дисконта
 Фактор сложного процента
 Фактор дисконтирования
 Денежные поступления (денежный поток)
 Чистая приведенная стоимость
 Внутренняя норма доходности
 Рентабельность проекта
 Срок окупаемости проекта
 
 
 Вопросы для самопроверки
 1. Фирма в прошлом году израсходовала 100 млрд руб. на издержки по выпуску продукции: 20 млрд руб. — на сооружение нового корпуса, 5 млрд руб. — на закупку сырья и материалов для производства в будущем корпусе, 8 млрд руб. — на капитальный ремонт старых корпусов. Каков был у этой фирмы объем капиталовложений?
 2. Какая стадия проектного анализа является самой длинной?
  3. Какова главная задача анализа окружающей среды?
  4. Экономический анализ отличается от финансового анализа прежде всего:
  а) использованием расчетных (теневых) цен;
  б) учетом технических аспектов проекта;
  в) учетом результатов маркетинговых исследований?
 5. В 1992 г. розничные цены в России выросли в 26,1 раза. Какова была 1 января1993 г. реальная стоимость 1 руб., положенного 1 января 1992 г. в банк?
 6. На основе данных примера 18.5 рассчитайте приведенную стоимость выгод (доходов) и приведенную стоимость затрат по проекту.
 7. Чем хорош и чем плох показатель срока окупаемости проекта?
 8. Чистая приведенная стоимость проекта - это: а) величина стоимости проекта к моменту его завершения; б) величина абсолютного дохода от проекта; в) процент, характеризующий доходность проекта?
 9. Внутренняя норма доходности проекта позволяет: а) сравнить уровень доходности данного проекта с уровнями доходности альтернативных проектов; определить с помощью расчетных (теневых) цен, какова в реальности, а не по бухгалтерской отчетности доходность проекта; в) сравнивать доходность проекта с точки зрения отдельных подразделений фирмы?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 19. Бизнес-план и консалтинговые услуги
 Бизнес-план представляет собой подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий современное состояние предприятия (фирмы), его цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.
 Бизнес-планирование в современной России часто рассматривается как деятельность, направленная лишь на получение финансовых средств от внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций, партнеров). В странах с развитой рыночной экономикой планирование бизнеса изначально несет другую смысловую нагрузку — осознание ситуации и определение путей наиболее эффективного развития организации. К сожалению, само понятие «планирование» в России было существенно скомпрометировано. Как показывает практика, большинство российских предприятий не имеет не только долгосрочных (на 3—5 лет), но и краткосрочных (на 1 год) планов. Аргументом против планирования у российских менеджеров является представление о том, что оно является атрибутом административно-командной экономики, не свойственным рыночному хозяйству. Такое отношение к планированию является неадекватным. В действительности бизнес-план является инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике.
 Объектом и субъектом бизнес-плана в рыночной экономике выступает сама фирма, и в этом заключается принципиальное отличие бизнес-планирования от централизованного (государственного) планирования в бывшей советской экономике.
 Бизнес-план предназначен в первую очередь для следующих категорий участников экономических процессов:
 1) менеджеров фирм, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования приносит очевидные преимущества,
 2) собственников этих фирм, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов;
 3) внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций и паев), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений;
 4) других деловых партнеров (оптовых покупателей, поставщиков, государственных органов, участников консорциума и т.д.). Главное предназначение бизнес-плана — понять общее состояние организации на данный момент и наметить пути перехода из сходного состояния в желаемое.
 1. Принципы и техника составления бизнес-плана
 Среди вопросов, которые следует обязательно включать в бизнес-план и подробно в нем рассматривать, можно выделить следующие:
  1. П о д т в е р ж д е н и е т о г о , ч т о п о к у п а т е л и о д о б р я ю т д а н н у ю п р о д у к ц и ю и л и в и д у с л у г. Инвесторы всегда желают иметь свидетельство того, что продукция или услуги, которые будет продавать компания, опробованы на потребителях и нашли свое применение, хотя бы в качестве опытных образцов. Чем больше отзывов клиентов, опробовавших продукцию будет представлено, тем лучше.
  2. П о н и м а н и е п о т е н ц и а л ь н ы х п о т р е б н о с т е й и н в е с т о р о в. В странах с развитой экономикой инвесторы обычно хотят вернуть свой капитал с прибылью через три—пять лет после капиталовложения. В бизнес-плане они желают видеть свидетельство того, что бизнесмен подумал, как осуществить эту задачу. Инвесторы хотят знать, что предполагаемый доход от сбыта произведенной продукции (услуг) позволит им получить прибыль на вложенные капиталы соразмерно инвестиционному риску — обычно в пределах от 45 до 60% с учетом инфляции.
  3. П р а в а с о б с т в е н н о ст и — исключительные права на продукцию, вид услуг или процесс производства в виде патента или торгового знака. Во многих странах нельзя получить патент на продукцию, которая уже поступила в широкую продажу. Поэтому, прежде чем предлагать свою продукцию на продажу, необходимо проконсультироваться с опытным юристом-патентоведом.
 
 Вопросы,которых следует избегать при составлении бизнес – плана.
 1. Озабоченность своей продукцией в большей степени, чем рынком дли этой продукции. Бизнес-план должен продемонстрировать, что руководство организации думает в первую очередь не о самом производстве продукции, а о том, что нужно клиентам и какие преимущества они получат от использования этой продукции. Бизнес-план, в котором описание самой продукции занимает больше места, чем детальное изложение того, кто и почему станет ее покупать, вселяет в инвесторов чувство беспокойства.
 2. Проекты и прогнозы, которые чрезмерно отклоняются от норм, существующих в данной отрасли промышленности. В каждой отрасли есть свой диапазон общепринятых финансовых результатов и технических приемов маркетинга. Потенциальный инвестор может определить вероятные прибыли, стоимость сбыта, цену продукта и т.д., изучив информацию, полученную от других компаний, работающих в этой области. Если в бизнес-плане начинающей фирмы содержатся проекты и прогнозы, которые явно входят в противоречие с тем, что, как известно инвесторам, является обычными показателями деятельности других компаний, на пути потенциального сотрудничества «загорается красный свет». Инвесторы начинают подозревать, что компания небрежно провела анализ, предшествующий составлению бизнес-плана, или проявляет чрезмерный оптимизм. В любом случае, это ставит под сомнение весь бизнес-план.

<< Пред.           стр. 18 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу