<< Пред.           стр. 19 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. Нереалистические прогнозы роста. Такие прогнозы на долгосрочную перспективу порождают у инвесторов чувство, что предприниматели или оторвались от реальности, или не знают рынка.
 4. Специальное оборудование или приспособления для каждого индивидуального покупателя. Инвесторы не сторонники иметь дело с продукцией, которую после продажи надо приспосабливать к условиям клиента. Это относится и к гарантийному обслуживанию.
 5. Отсутствие концентрации внимания компании на определенной продукции или направлении. Скорее всего потенциальный инвестор не будет иметь дело с компанией, которая занимается производством слишком разнообразной продукции или работает сразу в нескольких отраслях. Инвесторам необходимо убедиться, что организаторы компании хорошо знают свои сильные стороны и сконцентрируют все свои усилия на том продукте, который они делают лучше других. Всем известно, что компании, которые пытаются сделать слишком много, ничего не делают хорошо. Нужно сосредоточить все свои усилия на чем-то одном и делать это лучше, чем другие. Это тот самый случай, когда «больше» не означает «лучше».
 2. Содержание бизнес-плана
 Составление бизнес-плана должно преследовать две вышеназванные цели:
 1. Тщательно проанализировать современное состояние фирмы и определить ее цели, пути их достижения и ожидаемые результаты.
 2. Представить фирму в привлекательном для внешних инвесторов и партнеров виде.
 Названия разделов бизнес-плана могут изменяться в зависимости от методики его составления, но в обобщенном виде они сводятся к следующим: 1) резюме; 2) фирма; 3) рынки и конкуренция; 4) продукция; 5) сбыт; 6) производство; 7) финансы; 8) инвестиции; 9) дополнительная информация.
 Резюме. Это очень важный раздел, так как содержит краткое изложение сути бизнес-плана (внешние инвесторы обычно его читают в первую очередь). Включает описание нынешнего состояния фирмы, а также информацию о том, какую продукцию она намерена продавать и кто будет эту продукцию покупать. Следует показать экономические и неэкономические выгоды для покупателя, финансовые прогнозы, общие цели фирмы на 3—7 лет вперед и способы достижения этих целей. Здесь же указывается объем капитала, необходимый для осуществления намеченных целей, а также как и когда инвесторы могут получить выгоду от вложения своих капиталов в компанию.
 Фирма. Данный раздел посвящен тому, какие цели ставит перед собой предприятие и как оно предполагает их достичь. В разделе следует описать:
  • нынешний статус фирмы;
  • задачи на ближайшее время (1—3 года);
  • задачи на более отдаленное время (5—7 лет);
  • состав руководящего звена фирмы;
  • задачи руководящего звена.
 Рынки и конкуренция. Здесь нужно дать информацию о том, кто и почему будет покупать продукцию. Необходимо доказать, что фирма сосредоточивает внимание на рынке, который она обслуживает, а не на технической стороне выпуска продукции. Описываются следующие параметры:
 • рынок для продукции в настоящее время;
 • преимущества, которые получают потребители продукции;
 • ожидаемый спрос на продукцию в ближайшем будущем;
 • спрос на продукцию в перспективе;
 • сегмент рынка, который желает занять фирма;
 • во что обойдется фирме выход на рынок;
 • желаемый объем продажи и доля рынка, которую займет продукция фирмы;
 • особые цели на рынке;
 • стратегия сбыта, направленная на достижение поставленных целей;
 • риск на рынке.
 Продукция. Этот раздел должен быть короче, чем раздел, посвященный рынку, чтобы показать потенциальному инвестору, что фирма думает сперва о рынке, а потом уже о своем продукте. Все связанное с разработкой продукта должно быть изложено предельно лаконично. Инвесторы предпочитают, чтобы их деньги шли на производство и продажу продукта, а не на его разработку. Крупные затраты на разработку продукта могут оттолкнуть многих инвесторов.
 Содержание раздела:
 • примеры использования продукта;
 • соответствие продукта принятым стандартам;
 • преимущества, которые имеет данный продукт перед продуктами -аналогами;
 • состояние, в котором продукт находится в настоящее время (на стадии разработки, создания опытных образцов, производства и т.д.);
 • влияние увеличения объема производства на стоимость продукта;
 • патенты и ноу-хау, которым компания обладает по данному продукту.
 Сбыт. Здесь следует обосновать цену продукта и сравнить ее с ценами, существующими в промышленности. Должно содержаться свидетельство того, что подход к сбыту будет способствовать успешному осуществлению плана маркетинга. Содержание раздела:
 • метод сбыта в настоящее время;
 • метод сбыта в ближайшей перспективе;
 • метод сбыта в более отдаленной перспективе;
 • наличие/отсутствие на фирме специализированного отдела по работе с покупателями;
 • затраты на подготовку к заключению контрактов о продаже продукта;
 • стоимость продажи продуктов, изготовленных по индивидуальным заказам;
 • стратегия определения цены и установления гарантийного срока.
 Производство. В данном разделе нужно показать, что процесс производства не требует крупных затрат и является предельно эффективным, вследствие чего можно рассчитывать на получение максимальной прибыли.
 Содержание раздела:
 • необходимые площади и оборудование;
 • элементы продукта, которые можно делать на своем оборудовании, и элементы, которые требуется закупать;
 • гарантии наличия источников сырья и запасных частей, необходимых для выпуска продукта;
 • наличие резервных источников сырья и запасных частей;
 • совершенствование технологии производства с целью повышения качества и снижения себестоимости продукта;
 • обеспечение контроля за качеством продукта на всех этапах производства;
 • необходимый штат сотрудников и предполагаемые изменения в штатном расписании по мере расширения производства.
 Финансы фирмы.
 Содержание раздела:
 • обзор финансового положения компании с момента ее основания;
 • увеличение бюджета по мере расширения фирмы;
 • прогноз финансового состояния фирмы на несколько лет вперед;
 • краткое изложение операций, предшествующих финансированию;
  • количество акционеров, число акций.
 Инвестиции. В этом разделе необходимо указать, сколько капитала хочет получить фирма, форму инвестиций, как будут использоваться полученные фонды и какую долю компании приобретает инвестор. Нужно показать, каким образом по истечении определенного времени (обычно указывается срок в пять 'лет) инвестор сможет получить обратно свой вклад, стоимость которого пропорционально возрастает; как будут использоваться деньги инвестора. Следует описать характер предполагаемых действий.
 Дополнительная информация. В данном разделе приводятся краткие сведения о руководителях фирмы и ведущих сотрудниках, в том числе биографии руководителей; другие важные сведения (деловые, контактные и проч.).
 Приложения (финансовая и бухгалтерская информация, сертификаты качества и т.д.). Бизнес-план должен содержать полную и подробную информацию о деятельности предприятия. Эта информация является строго конфиденциальной. Поэтому, показывая свой бизнес-план потенциальному партнеру или инвестору, необходимо взять с него расписку о неразглашении полученной информации.
 3. Использование консультантов
 Отличительной чертой рыночной экономики является наличие сектора профессиональных деловых услуг для предприятий, оказываемых консалтинговыми, аудиторскими, юридическими, риэлторскими, оценочными, маркетинговыми фирмами. В развитых странах для составления бизнес-плана обычно приглашают профессиональных консультантов по менеджменту. Их деятельность называется консалтингом, так как оказание ими профессиональных услуг происходит преимущественно в форме консультаций (консалтинга—от англ. consulting).
 Выделяют восемь основных разновидностей услуг, входящих в консалтинг:
 1) стратегические вопросы развития: разработка и планирование общей стратегии развития, прогнозирование, организация филиалов, отделений и новых фирм, изменение формы собственности или состава собственников, приобретение имущества, акций или паев, совершенствование организационной структуры;
 2) финансовые вопросы: финансовое планирование и контроль, налоги, бухгалтерский учет, размещение на рынке акций или паев, кредит, страхование, оценка стоимости предприятий или имущества;
 3) управление кадрами: подбор сотрудников, контроль качества кадрового состава, система оплаты труда, повышение квалификации и обучение кадров, организация охраны труда и медицинского обслуживания, психологический климат в коллективе;
 4) текущее управление производством и его обслуживанием: организация и планирование производства, контроль качества продукции, материально-техническое обеспечение, организация ремонта и капитальных вложений, технологические вопросы, организация НИОКР;
 5) маркетинг и сбыт: формирование структурных подразделений по сбыту и маркетингу, подбор надежных партнеров-оптовиков, поиск новых заказчиков и рынков, стимулирование и исследование перспектив сбыта;
 6) информационные технологии и системы: использование компьютеров и информационных систем в управлении;
 7) управление проектом: решение комплекса управленческих проблем, возникающих при создании какого-либо нового объекта, подразделения, фирмы, выпуска нового товара и т.д.;
 8) экономико-экологические вопросы: исследование экологической обстановки,-организация экологических служб и т.д.
 Российские консалтинговые структуры объединены в Ассоциацию консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), являющуюся национальным представителем России в Европейской федерации ассоциаций консультантов по менеджменту (ФЕАКО).
 
 Участие консультантов в составлении бизнес-плана
 Подготовка бизнес-плана требует большой аналитической работы и высокой квалификации ее участников. Необходимы знания в области не только экономики, но и законодательства, психологии, культурологии с тем, чтобы суметь представить информацию в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами.
 В табл. 19.1 приводится схема участия консультантов в разработке бизнес-плана.
 
 
 Таблица 19.1 Участие консультантов в разработке бизнес-плана
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Составление бизнес-планов для привлечения инвестиций получило широкое распространение в России в связи с нехваткой финансовых ресурсов на большинстве предприятий. Однако в последнее время усиливается потребность в оценке эффективности так называемых внутренних инвестиций, которые осуществляются предприятием без специального привлечения дополнительных источников финансирования, т.е. за счет собственных средств.
 Бизнес-план для привлечения инвестиций должен удовлетворять, по меньшей мере, следующим трем требованиям:
 • с описательной точки зрения быть кратким, простым и понятным, чтобы потенциальный инвестор мог быстро разобраться в сути предложения и оценить его привлекательность. Это требование в первую очередь относится к резюме и предпосылкам, на основании которых строится прогноз основных показателей: реализации, параметров внешней среды и т.д.;
 • одновременно с этим содержать подробные финансовые расчеты, которые позволят аналитикам потенциального инвестора оценить справедливость выводов разработчика бизнес-плана и соответствие его общепринятым стандартам;
 • наконец, содержать достаточно широкий спектр возможных вариантов развития ситуации при изменении параметров внешней среды, ситуации на рынке, стоимости производства и т.д.
 В качестве примера структуры бизнес-плана, ориентированной на привлечение внешних инвесторов, приведем перечень разделов типового бизнес-плана венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития, действующих на территории России:
 
 1. Общие сведения.
 2. Предприятие и его история.
 3. Коммерческая идея.
 4. Руководство.
 5. Сбыт.
 6. Технология и продукция.
 7. Экономический прогноз.
 8. Анализ рынка.
 9. Потребитель.
 10. Размер рынка сбыта и его изменения.
 11. Конкуренция на рынке.
 12. Оценка объемов реализации.
 13. План производства.
 14. Помещения.
 15. Инвестиции.
 16. Производственный процесс.
 17. Снабжение.
 18. Рабочая сила.
 19. Первоначальный капитал.
 20. Анализ кассовых потоков.
 21. Прогноз коммерческой деятельности.
 22. Итоговый экономический анализ.
 
 Составление бизнес-плана на основе информационно-компьютерных программ
 Решение всех вышеперечисленных задач в короткие сроки и на высоком качественном уровне невозможно без специализированного программного обеспечения. С начала 90-х гг. в России активно развивается производство компьютерных программных продуктов, которые призваны решать задачи составления бизнес-планов и оценки эффективности инвестиций. Это как самостоятельные специализированные программы, так и составные части глобальных автоматизированных систем управления бизнес-процессами.
 С п е ц и а л и з и р о в а н н ы е п р о г р а м м ы обычно настроены на стандартные процедуры инвестиционного анализа, что позволяет быстро выполнять большие объемы работ и не требует дополнительной настройки под конкретную фирму. Ф и н а н с о в ы е м о д у л и г л о б а л ь н ы х а в т о м а т и з и р о в а н н ы х с и с т е м у п р а в л е н и я п р е д п р и я т и е м могут быть приспособлены для конкретного пользователя, но это требует достаточно долгого процесса настройки системы и больших материальных затрат.
 Специализированные программы, как правило, незаменимы при экспресс-анализе для составления бизнес-планов, особенно если речь идет о необходимости в короткие сроки оценить достаточно большое количество их параметров. По сложным проектам наряду со специализированными программами часто приходится использовать дополнительные расчеты, поскольку ни одна программа заранее не может предусмотреть все ситуации, возникающие в реальной жизни.
 Рассмотрим работу по бизнес-планированию на основе специализированной компьютерной программы «Проект-Эксперт», которая была разработана в России фирмой «Про-инвест-консал-тинг». В программе предусмотрены следующие возможности:
 • разработка детального бизнес-плана на различных уровнях обобщения: как по всей фирме в целом, так и по отдельным ее подразделениям;
 • определение схемы финансирования предприятия, оценка привлекательности различных источников финансирования;
 • сравнение различных сценариев развития предприятия, в том числе с помощью факторного анализа;
 • формирование стандартного пакета финансовой документации, расчет наиболее распространенных финансовых показателей (см. гл. 18), необходимых для всестороннего анализа деятельности фирмы;
 • подготовка текста бизнес-плана, полностью соответствующего международным требованиям (в том числе Всемирного банка и ЮНИДО), как на русском, так и на нескольких европейских языках.
 
 
 Выводы
 1. Бизнес-планирование является важнейшим инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике и необходимым условием привлечения внешних инвесторов.
 2. В России расширяется набор профессиональных услуг по планированию и управлению, к которым относятся прежде всего консалтинг и проверка финансового состояния предприятия (аудит). Эти услуги оказываются независимыми фирмами, а также индивидуальными профессионалами.
 3. Компьютерные программы, разработанные для составления бизнес-планов, позволяют сделать этот процесс более тщательным и детальным, автоматизируя ряд расчетов и формализуя соответствующие процедуры. Однако они не заменяют профессиональных знаний экспертов и аналитиков.
 
 
 Термины и понятия
 Бизнес-план
 Резюме бизнес-плана
 Консалтинг (консультирование)
 Специализированные компьютерные программы по составлению бизнес-плана
 
 
 Вопросы для самопроверки
 1. Что такое бизнес-план?
 2. Для каких четырех категорий участников бизнес-процессов предназначен бизнес-план?
 3. В чем состоит главное назначение бизнес-плана в развитой рыночной экономике?
 4. Какие вопросы надо обязательно включать в бизнес-план, а каких следует избегать при его составлении?
 5. Какие разделы входят в содержание бизнес-плана?
 6. Назовите восемь разновидностей консалтинговых услуг.
 7. В чем состоят главные задачи консультантов при подготовке каждого из разделов бизнес-плана?
 8. В чем сходство и различия обобщенной структуры бизнес-плана и структуры типового бизнес-плана венчурных фондов Европейского банка реконструкции и развития и в чем причина этих различий?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Раздел III
 МАКРОЭКОНОМИКА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 Глава 20. Система национальных счетов и ее показатели
 1. Понятие Системы национальных счетов
 2. Основные макроэкономические показатели
 3. Методы подсчета валового внутреннего продукта
 4. Макроэкономические индикаторы
 Глава 21. Экономическое развитие, рост и структурные изменения
 1. Экономическое развитие и его уровень
 2. Экономический рост, его источники и измерение
 3. Теории экономического роста
 4. Циклические колебания экономического роста. Теории экономических циклов
 5. Структурные изменения в экономическом развитии
 Глава 22. Инфляция
 1. Инфляция как многофакторный процесс
 2. Измерение и показатели инфляции
 3. Регулирование инфляции
 Глава 23. Деньга и кредит
 1. Деньги и денежная система
 2. Кредит и кредитная система
 3. Банковские операции
 4. Денежно-кредитная политика
 Глава 24. Финансовый рынок
 1. Денежный рынок и рынок капиталов
 2. Рынок ценных бумаг
 3. Облигации и акции
 4. Фондовая биржа и внебиржевой рынок
 5. Виды операций на рынке ценных бумаг
 6. Как читать биржевые индексы, котировки и рейтиговые оценки
 Глава 25. Макроэкономическое равновесие
 1. Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия
 2. Модели AD— АS и IS—LM
 Глава 26. Государственное регулирование экономики
 1. Сущность государственного регулирования экономики и его место в хозяйственном механизме современного капитализма
 2. Средства государственного регулирования экономики
 3. Объекты и направления государственного регулирования экономики
 4. Формы государственного регулирования экономики
 5. Возможности и границы государственного регулирования экономики
 Глава 27. Бюджет и налоги
 1. Государственный бюджет
 2. Налоги
 3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
 Глава 28. Доходы населения и социальная политика
 1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов
 2. Государственная политика доходов
 3. Проблема социальной ориентации экономики. Противоречия социальной справедливости и экономической эффективности
 4. Социальная политика государства
 
 РАЗДЕЛ III.МАКРОЭКОНОМИКА
 Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием агрегированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом. В центре ее внимания — разработка таких проблем, как организация экономического регулирования, управление инфляцией, сохранение природных ресурсов, поддержание оптимальных темпов производства товаров и услуг.
 Между микро- и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности — на уровне фирмы (отрасли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально существующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.
 Глава 20. Система национальных счетов и ее показатели
 Для анализа макроэкономики необходима система показателей, дающих полноценную картину хозяйственной жизни.
 1. Понятие Системы национальных счетов
 Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20—30-х гг. ХХ в. В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928—1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929—1933 гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж.М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др. После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 80-х гг. на нее начала переходить и Россия.
 
 Сущность и структура Системы национальных счетов
 Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении). СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики, которая, как уже отмечалось, представляет собой производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения. Более того, она предлагает учитывать даже производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.), а также труд по ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка жилищ, воспитание детей и т.д.), хотя большинство стран мира, в том числе Россия, не готовы включать в свои расчеты оценки этой деятельности.
 Структура Системы национальных счетов исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов. СНС России в настоящее время включает следующие счета.
 Счет товаров и услуг, как и все другие счета СНС, состоит из двух частей. В части «Ресурсы» показываются выпуск и импорт продуктов, причем в так называемых основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС они называются налогами на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части «Использование» отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт (табл. 20.1)
 
 .
 Таблица 20.1. СНС России: счет товаров и услуг в 1997 г., млрд руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Счет производства схож со счетом товаров и услуг, но исключает импорт. Он является базой для определения валового внутреннего продукта по отраслям (табл. 20.2).
 
 
 
 Таблица 20.2. СНС России: счет производства в 1997 г., млрд руб.
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 19 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу