<< Пред. стр. 6 (из 18) След. >>
* 7.5. Совокупный спрос* 7.6. Совокупное предложение
* 7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
* Важнейшие термины и понятия
* Вопросы для повторения
* Список рекомендуемой литературы
* ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также ее крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.
В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 1990-е гг., от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI в. Этот перечень можно продолжать. Если в микроэкономике, например, изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике - уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции. При сравнении микроэ- и макроэкономики часто проводят аналогию между деревом и лесом.
* На микроуровне исследуется строение дерева, от чего зависит его плодородие и срок жизни.
* На макроуровне исследователей интересует, как возник лес, каким образом уживаются между собой разные породы деревьев, почему при осушении ближайшего болота лес стал исчезать, какую роль играют в развитии леса протекающие по нему ручьи.
Знание макроэкономики необходимо для любого человека. Оно дает возможность ориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят на уровне национальной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действия правительства в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы и принимать решения в соответствии с этой оценкой. Простейший пример. Правительство заявляет о том, что темпы роста экономики повысились. Что это значит для вашей семьи? Во-первых, возможно увеличение доходов, во-вторых, увеличиваются шансы для ваших детей найти более высокооплачиваемую работу, в-третьих, можно будет позволить себе, не уменьшая ваших сбережений, купить что-то, о чем вы давно мечтали. Список этот можно продолжить. А что вы должны предпринять при планировании расходов и сбережений в семье, если вы вдруг прочитали о том, что инфляция в стране уменьшается, а курс рубля по отношению к доллару продолжает оставаться стабильным?
Особенно знания макроэкономики необходимы для экономистов и менеджеров. Оценка общей экономической ситуации, прогноз важнейших макроэкономических показателей требуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимая решение о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимо знать прогноз общей экономической активности, возможных изменений ставок процента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлять себе, как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.
Милтон Кайерс, президент "Star Sprinkler Corporation" (США, г. Милуоки), лекция для слушателей Программы МВА в Российском университете дружбы народов: "Значение макроэкономики для менеджера растет по мере его служебного роста в рамках компании, а также по мере расширения масштабов ее деятельности, тем более, когда компания начинает действовать за рубежом".
* Важнейшими задачами изучения макроэкономической теории являются:
o во-первых, знакомство с основными макроэкономическими показателями и проблемами;
o во-вторых, выявление и объяснение важнейших связей и зависимостей между макроэкономическими проблемами и между макроэкономическими показателями, другими словами, знакомство с макроэкономическими моделями;
o в-третьих, формулировка основных направлений макроэкономической политики на основе макроэкономической теории, выявление механизма, то есть методов и инструментов, реализации макроэкономической политики.
Главная цель экономического развития - это рост уровня и качества жизни всех членов общества. Для этого требуется рост масштабов общественного производства товаров и услуг на основе повышения общественной производительности труда. С точки зрения макроэкономики, это означает необходимость поддержания положительных темпов экономического роста. Должны расти занятость и эффективность использования всех ресурсов общества, его рабочей силы, капитала и природных ресурсов.
Вместе с тем в рыночной экономике ресурсы общества не используются в полной мере. В условиях рыночной экономики существует безработица, недогрузка производственных мощностей. Причем масштабы недоиспользования ресурсов меняются в силу колебаний деловой активности, то есть в силу существования экономических циклов. Доходы членов общества, их уровень жизни также могут меняться в зависимости от уровня деловой активности. В дополнение к этому нестабильным и изменяющимся является уровень цен, как правило, они растут, имеет место инфляция. Колеблется курс национальной валюты, меняются масштабы экспорта и импорта, увеличиваются или уменьшаются поступления иностранной валюты. Может увеличиваться внешний и внутренний долг страны под влиянием сокращения экспорта и дефицита государственного бюджета. Все это и есть макроэкономические проблемы рыночной системы.
Обобщающей макроэкономической проблемой является проблема макроэкономической нестабильности, главное выражение которой - экономический цикл. Дело в том, что в рыночной экономике периодически наблюдаются экономические кризисы, характеризующиеся спадом производства и ростом безработицы. Экономический спад сменяется подъемом экономики, ростом производства и сокращением безработицы. (Подробно причины экономических кризисов будут рассмотрены в теме 11 настоящего учебника.) Например, за последние 40 лет в экономике США наблюдались 6 экономических кризисов (см. Рис. 7.1.). Макроэкономическая нестабильность связана с большими потерями в производстве ВВП, с недоиспользованием ресурсов общества. Колебания деловой активности создают атмосферу неуверенности и неопределенности, в целом ведут к снижению эффективности рыночной экономики.
Рис. 7.1
Из перечисленных выше проблем можно выделить основные макроэкономические проблемы.
* К ним относятся как внутриэкономические, так и внешнеэкономические проблемы, в частности проблема:
1. масштабов национального производства и темпов экономического роста;
2. накопления и масштабов инвестиций;
3. занятости и безработицы;
4. недогрузки производственных мощностей;
5. инфляции;
6. дефицита государственного бюджета;
7. стабильности курса национальной валюты;
8. дефицита внешней торговли;
9. дефицита платежного баланса;
10. макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла).
О состоянии экономики в целом, ее макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели, как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.
* Для наших целей достаточно выделить следующие важнейшие макроэкономические показатели:
o объем и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
o объем потребления,
o масштабы накопления,
o валовые инвестиции,
o государственные расходы и доходы,
o размеры экспорта и импорта,
o число занятых и норма безработицы,
o индексы цен,
o денежная масса (денежные агрегаты),
o ставка процента (ставка рефинансирования),
o курс национальной валюты
o сальдо платежного баланса.
Некоторые из этих показателей вам знакомы, с некоторыми вы познакомитесь в процессе изучения макроэкономической теории. Главным среди них является показатель ВВП. Интерес представляют, прежде всего, показатели развития российской экономики, но в целях сравнения интересно знать и показатели экономического развития других стран, главным образом стран с развитой рыночной экономикой. Самый распространенный статистический сборник, ежегодно издаваемый Государственным комитетом по статистике РФ, это "Россия в цифрах. Краткий статистический сборник". Часть макроэкономических показателей по экономике России в 1996-2001 гг. приведена в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Основные макроэкономические показатели экономики России (1996-2001 гг.) 1996 1997 1998 1999 2000 2001 1 ВВП, всего (млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.)
ВВП на душу населения (руб., до 1998 - тыс. руб.)
Индекс ВВП (в сопоставимых ценах, % к предыдущему году) 2146 2479 2741 4767 7302 9041 14523 16826 18659 32581 50168 62457 96,6 100,9 95,1 105,4 109,0 105,0 2 Расходы на конечное потребление (млрд. руб., до 199 - трлн. руб.) 1545 1892 2001 3280 4499 5898 3 Валовое накопление (млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.) 529 564 444 701 1361 1994 4 Инвестиции в основной капитал (млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.) 376 409 407 670 1165 1599 5 Расходы государственного бюджета (млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.) 653 840 842 1258 1960 2408 6 Дефицит (профицит) бюджета (млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.) -94 -128 -155 -44 +138 +267 7 Внешнеторговый оборот (млрд. долл. США) 159 161 133 115 150 156 8 Чистый экспорт (млрд. долл. США) 23 17 17 36 61 50 9 Численность занятых (тыс. чел.) 65950 64693 63812 63963 64327 65000 10 Численность безработных (тыс. чел.) 6732 8058 8902 9094 6999 6303 11 Норма безработицы (% к экономически активному населению) 9,7 11,8 13,2 12,6 9,8 8,9 12 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (руб., до 1998 - тыс. руб.) 790 950 1051 1522 2223 3282 13 Денежная масса М2 (на конец года, млрд. руб., до 1998 - трлн. руб.) 295 385 448 705 1144 1603 14 Индекс потребительских цен (%, к декабрю предыдущего года) 122 111 184 137 120 119 15 Индекс цен производителей в промышленности (%, к декабрю предыдущего года) 127 108 123 167 137 111 16 Дефлятор ВВП (% к предыдущему году) 144,1 114,5 116,2 164,6 137,1 ... 17 Курс национальной валюты (руб. на конец года, к доллару США) 5560 5960 20,65 27,00 28,16 30,14 18 Сальдо платежного баланса - счет текущих операций (млрд. долл. США) 11,7 2,1 0,7 24,7 46,3 28,6 Источник: Россия в цифрах, 2002. Краткий статистический сборник - М.: Госкомстат, 2002. Макроэкономическая теория объясняет, откуда возникают общие экономические проблемы, как они развиваются и как их можно решить. Главным методом для этого служат макроэкономические модели.
В экономике одновременно действуют многочисленные макроэкономические процессы, часто в противоположных направлениях. Очень трудно охватить и понять все это многообразие экономических явлений и процессов, тем более установить зависимости между ними. Для этого используется моделирование макроэкономических процессов, то есть построение макроэкономических моделей. При этом приходится отвлекаться, абстрагироваться, от многих несущественных экономических явлений и процессов. В модели отражается определенная зависимость между макроэкономическими переменными, другими словами, формулируется макроэкономическая закономерность.
Макроэкономическая модель в упрощенной форме представляет важнейшие особенности и наиболее существенные черты исследуемых макроэкономических процессов, формулирует важнейшие зависимости между ними.
Необходимо заметить, что макроэкономическая модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств, графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка. В дальнейшем нам представится возможность продемонстрировать это при анализе макроэкономических закономерностей развития рыночной экономики.
Примером макроэкономической зависимости может служить важнейшая зависимость между изменением масштабов национального производства (уровнем ВВП), нормой безработицы и инфляцией, действующая в развитой рыночной экономике. В условиях экономического спада, когда ВВП сокращается, норма безработицы увеличивается, темпы инфляции снижаются. Другим примером макроэкономической зависимости может служить зависимость между денежной массой в обращении и уровнем цен. При прочих равных условиях увеличение денежной массы ведет к росту цен, увеличению темпов инфляции.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.2. Валовой внутренний продукт
Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product.)
Валовой внутренний продукт (GDP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.
ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведенных, например, в экономике России, в том числе и продукцию, произведенную на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведенной в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, будет входить в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России и расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав российского ВВП.
Другим показателем, отражающим масштабы национального производства, является показатель валового национального продукта (ВНП, или по-английски GNP, от Gross National Product).
Валовой национальный продукт (GNP) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведенной на предприятиях, принадлежащих иностранцам.
Например, стоимость продукции, произведенной в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, не будет входить в состав российского ВНП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России и расположенном в одной из стран СНГ, будет включена в состав российского ВНП.
Таким образом, разница между ВВП и ВНП небольшая - это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории России с помощью ресурсов, принадлежащих иностранцам. Чистый доход рассчитывается как разница между доходом от факторов производства, поступившим в Россию извне, и дохода от факторов производства, выплачиваемого Россией остальному миру.
Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счета и добавленной стоимости.
Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.
Промежуточное потребление товаров и услуг - это дальнейшее использование приобретенных товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.
Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.
При подсчете ВВП возникают различные проблемы. Главная из них - это проблема повторного счета. Дело в том, что многие произведенные продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведенных продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный валовой продукт будет меньше на сумму повторного счета, тот есть меньше на 4 млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд. руб. (4 + 6 = 10).
Точно так же проблема повторного счета решается при подсчете ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счета, из стоимости произведенной продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остается стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.
На практике стоимость конечного продукта называют добавленной стоимостью. В нашем примере стоимость автомобилей (10 млрд. руб.) включает стоимость металла, из которого они изготовлены (4 млрд. руб.). Эти 4 млрд. руб. составляют стоимость промежуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшиеся 6 млрд. руб. - это стоимость конечного продукта, или добавленная стоимость.
Добавленная стоимость - это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведенной продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.
Более подробно расчет добавленной стоимости при определении ВВП можно проиллюстрировать на другом примере, приведенном в табл. 7.2.
Таблица 7.2. Добавленная стоимость Производство (орасли народного хозяйства) Объем продаж Стоимость использованных предметов труда Добавленная стоимость 1 2 3 4 Пшеница (сельское хозяйство) 8 0 8 Мука (мукомольная промышленность) 11 8 3 Хлеб (хлебопекарная промышленность) 20 11 9 Доставленный из магазина хлеб (розничная торговля) 30 20 10 69 39 30 Представим себе экономику, состоящую из четырех отраслей: сельское хозяйство, мукомольная промышленность, хлебопекарная промышленность и розничная торговля. В каждой отрасли производятся определенные товары или услуги: пшеница, мука, хлеб, доставка потребителям хлеба. Заметьте, что розничная торговля - это не материальное производство, а производство услуг. Стоимость всей произведенной продукции отражена в колонке 2 табл. 7.2. В каждой отрасли используется определенное сырье, то есть предметы труда. Их стоимость отражена в колонке 3. (При производстве пшеницы для простоты стоимость сырья принята равной 0.) Добавленная стоимость, созданная в каждой отрасли, будет равняться стоимости произведенных в отрасли продуктов, это стоимость продаж, минус стоимость использованных предметов труда (колонка 4).
* Итоговые данные таблицы 7.2.:
o объем продаж = 69,
o оромежуточный продукт (промежуточное потребление) = 39,
o конечный продукт (добавленная стоимость) = 30.
Сумма всех добавленных стоимостей, произведенных в экономике, и будет представлять собой валовой внутренний продукт (ВВП). В общем виде точно так же рассчитывается и валовой национальный продукт (ВНП).
ВВП, ВНП = стоимость всех произведенных продуктов и услуг - промежуточный продукт
ВВП, ВНП = сумма произведенных добавленных стоимостей.
* В принципе существуют три метода измерения ВВП и ВНП:
1. по добавленной стоимости (производственный метод);
2. по расходам (метод конечного использования);
3. по доходам (распределительный метод).
Чтобы понять, почему ВВП измеряется тремя способами и почему они дают один и тот же результат, вспомним простую модель экономического кругооборота, рассмотренную в теме 2 (рис.2.9). Повторим эту модель на рис. 7.2 в несколько измененном виде.
Рис. 7.2
В верхней части рисунка показано движение произведенных товаров от предприятий к домашним хозяйствам и движение факторов производства от домашних хозяйств, собственников ресурсов, к предприятиям. В нижней части диаграммы отражены финансовые потоки: доходы домашних хозяйств и их расходы.
* Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике в целом:
o расходы домашних хозяйств равны их доходам,
o расходы домашних хозяйств равны доходам предприятий,
o доходы домашних хозяйств равны расходам предприятий,
o доходы равны расходам и объему производства.
Подобные тождества указывают на принципиальную возможность измерения объема произведенной продукции в обществе (ВВП) разными способами.
При расчете ВВП производственным методом суммируются добавленные стоимости, произведенные на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства. При этом, как мы видели выше, из стоимости продаж вычитается промежуточный продукт, то есть стоимость использованных предметов труда. Производственный метод называют также методом определения ВВП по добавленной стоимости. ВВП, рассчитанный производственным методом, дает представление об отраслевой структуре народного хозяйства. Данные о ВВП России по отраслям приведены в табл. 7.3.
Таблица 7.3. ВВП России в 2000 г. по отраслям производства (в текущих ценах, млрд. руб.) Отрасли Объем производства (выпуск) Промежуточное потребление Добавленная стоимость Производство таваров 6477 3529 2948 в том числе: промышленность 4763 2722 2041 сельское хозяйство 845 395 449 Производство услуг 5126 1786 3342 в том числе: транспорт 717 289 428 связь 159 59 99 торговля 1868 549 1318 Налоги на продукты - - 943 Субсидии на продукты (-) - - 127 Внутренний валовый продукт - - 7063 Подсчет ВВП методом конечного использования - это, по существу, определение ВВП по расходам. ВВП используется членами общества лишь тогда, когда осуществлены расходы на приобретение товаров и услуг. В принципе все расходы можно сгруппировать в зависимости от того, кто их осуществляет, - домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранцы.
* Поэтому все расходы в экономике делятся на четыре группы:
o потребительские расходы домашних хозяйств (С),
o инвестиционные расходы предприятий (I),
o государственные расходы (G),
o расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).
Разница между этими частям ВВП определяется тем, кто покупает. Например, автомобиль, приобретенный вашей семьей, включается в состав потребительских расходов (С), но автомобиль, приобретенный предприятием, включается в состав его инвестиционных расходов (I). Исключение составляют расходы на приобретение жилья. Они включаются в инвестиционные расходы независимо от того, кто приобретает жилье - домашние хозяйства, предприятия или муниципалитет (государство). Впоследствии в этой же теме, анализируя состав совокупного спроса, мы более подробно рассмотрим каждую группу расходов.
Таким образом, ВВП по расходам можно представить следующим образом:
GDP = C + I + G + NX.
Данные о российском ВВП по расходам представлены в табл. 7.4, а структура ВВП России в 2000 г. изображена на рис. 7.3.
Рис. 7.3
Таблица 7.4. ВВП России в 2000 г. по расходам Группы расходов млрд. руб., в текущих ценах Расходы на конечное потребление 4506 в том числе: домашних хозяйств 3324 госсударственных учереждений 1035 Инвестиционные расходы (валовое накопление) 1246 Чистый экспорт товаров и услуг 1471 Статическое расхождение -160 Внутренний валовый продукт 7063
Определение ВВП по доходам, то есть распределительным методом, осуществляется путем суммирования всех видов первичных доходов.
* Первичные доходы включают:
o заработную плату наемных работников;
o доход самостоятельно занятых;
o прибыль предприятий (в ней выделяются дивиденды, нераспределенная прибыль, налоги на прибыль);
o процент;
o рентные доходы.
К ним добавляются две величины, которые не являются доходами. Это амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги (налоги минус субсидии).
Расчет российского ВВП по доходам представлен в табл. 7.5, а структура ВВП России в 2000 г. по доходам изображена на рис. 7.4.
Рис. 7.4
Таблица 7.5. ВВП России по доходам в 2000 г. Виды доходов млрд. руб., в текущих ценах Оплата труда наемных работников 2821 Валовая прибыль и смешанные доходы 3033 Налоги на производсто и импорт 1348 Субсидии на производство и импорт (-) 1394 Валовый внутренный продукт 7063
Из рассмотренных методов определения валового национального продукта в наибольшей степени используются производственный метод и метод конечного использования.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
Важнейшие макроэкономические показатели произведенного продукта, доходов и расходов тесно связаны между собой. Это видно из рассмотренной выше модели экономического кругооборота (рис.2.9 и 7.2). Принципиальная идея о связи макроэкономических показателей отражена в системе национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.
Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.
Показатели СНС используются для описания, анализа и прогнозирования макроэкономических процессов. Система национальных счетов была разработана в середине прошлого века и введена в действие в рамках Организации объединенных наций (ООН). Система постоянно совершенствуется. В настоящее время в мире действует СНС ООН, принятая в 1993 г. На рубеже 1990-х г. российская национальная статистика начала переход на международную систему национальных счетов.
Важнейшими разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования валового внутреннего продукта, счет образования доходов. В самой общей форме содержание этих четов отражено в таблицах 7.3-7.5. Данные системы национальных счетов России ежегодно публикуются Государственным комитетом по статистике РФ в книге "Национальные счета России. Статистический сборник".
Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, были нами рассмотрены в предыдущем разделе.
* Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:
o чистый внутренний продукт,
o национальный доход,
o располагаемый доход.
Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом. Поэтому, чтобы перейти к показателю национального дохода, необходимо вычесть из ВВП величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес. В результате мы получим сначала показатель чистого внутреннего продукта, а затем показатель национального дохода.
Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве.
Вычтя из стоимости чистого внутреннего продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, мы получим более реальную величину национального дохода, созданного в стране. Кроме этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги - это, если можно так выразиться, искусственный доход, возникающий в результате государственного вмешательства в экономику. Они не являются платой за использование того или иного фактора производства и не входят в состав произведенного национального дохода. В результате в составе национального дохода остаются: заработная плата наемных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент, рентные доходы.
Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Если представить, что национальный доход распределен между домашними хозяйствами - владельцами ресурсов, то они будут выплачивать индивидуальные налоги. Вычтя индивидуальные налоги из национального дохода и добавив трансфертные платежи, то есть различные социальные выплаты, мы получим макроэкономический показатель располагаемого дохода. (Разницу между индивидуальными налогами и трансфертными платежами называют чистыми налогами.) Остающийся располагаемый доход в свою очередь используется на потребление и сбережения.
Располагаемый доход - это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.
В схематической форме рассмотренные макроэкономические показатели СНС и соотношения между ними представлены на рис. 7.5. В табл. 7.6 приведен пример показателей валового внутреннего продукта, чистого внутреннего продукта, национального дохода и располагаемого дохода в экономике США в 1999 г.
Рис. 7.5
Таблица 7.6. Соотношение между показателями национальных счетов США (1999 г., млрд. долл.) Показатели СНС млрд. долл. 1 Валовый внутренний продукт, GDP 8800 плюс: доходы американских граждан за рубежом +270 минус: доходы иностранных факторов производства в США -293 2 Валовый национальный продукт, GNP 8777 минус: потребление капитала (амортизация) -932 3 Чистый национальный продукт, NNP 7251 минус: косвенные налоги на бизнес -594 4 Национальный доход, NI 7251 плюс: транфертные платежи +2215 минус: нераспределенная прибыль и налоги на прибыль -2115 минус: индивидуальные налоги -1136 5 Располагаемый доход, YD 6215 * Соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:
1. GDP = C + I + G + NX.
2. GNP = GDP + чистый доход из-за рубежа.
3. NDP = GDP - амортизация.
4. NI = NDP - косвенные налоги.
5. YD = NI - T.
6. T = TA - TR.
7. NX = экспорт - импорт,
* где: GDP - валовый внутренний продукт,
* GNP - валовый национальный продукт,
* NDP - чистый внутренний продукт,
* NI - национальный доход,
* YD - располагаемый доход,
* T - чистые налоги,
* TA - налоги,
* TR - трансфертные платежи,
* NX - чистый экспорт.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.4. Уровень цен и его измерение
В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объемы всех товаров и услуг измеряются в ценах. Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объем ВВП, но и реальный объем ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.
* В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:
o индекс цен потребительских товаров (CPI, Consumer Price Index),
o индекс цен производителей (PPI, Producer Price Index),
o дефлятор ВВП (GDP deflator).
Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
стоимость рыночного набора в текущем году
Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100.
стоимость рыночного набора в базисном году
Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за 1 кг, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году, который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132. Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит, цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%). Данные для расчета индекса цен по нашему потребительскому набору приводятся в табл. 7.7. В принципе ничего не изменится, если вместо потребительских товаров мы возьмем товары производственного назначения, например цветные металлы, нефть, хлопок, токарный станок.
Таблица 7.7. Расчет индекса цен Потребительский набор Кол-во Цены (руб.) базисный год текущий год Яблоки 1 кг. 20 15 Мужские рубашки 3 шт. 300 400 Стоимость потребительского набора - 920 1215 Индекс цен - 100 132 Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс потребительских цен - это наиболее распространенный индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране. Расчеты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.
Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.
Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
номинальный ВВП
Дефлятор ВВП = -------------------------------- х 100.
реальный ВВП
Это более емкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения. Рыночная корзина, используемая для расчета дефлятора ВВП, включает и продукты питания, и транспорт, и фабричные здания, и услуги парикмахерской, и стоимость образования и т.д. Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.
Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.
Номинальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объема, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объема произведенных товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объема производства по сравнению с прошлым годом. Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объем текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.
Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.5. Совокупный спрос
До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен. В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.
Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.
В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.
* В разделе курса, посвященном макроэкономике, мы рассмотрим, по крайней мере, еще две макроэкономические модели:
1. общую модель совокупного спроса - совокупного предложения (модель AD-AS);
2. стандартную кейнсианскую модель совокупного спроса (модель AD).
В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков. Теперь мы перейдем к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.
Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply), мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объемов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями. Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.
Совокупный спрос (AD) - это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.
В предыдущем разделе, рассматривая ВВП по расходам, мы выделили несколько групп расходов в экономике в целом. Эти группы расходов также входят в состав совокупного спроса. Таким образом, мы можем утверждать, что важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).
AD = C + I + G + NX.
Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис. 7.6).
Рис. 7.6
При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастет в точке В до уровня Y2. Так же как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэкономике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.
Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода (тема 3). На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.
* Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:
o эффект богатства,
o эффект процентной ставки,
o эффект импортных закупок.
Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.
Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.
Эффект богатства:покупательная способность богатства.
Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведет к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.
При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счет банковских кредитов. Объем инвестиционных расходов снижается, это ведет к уменьшению совокупного спроса.
Эффект процентной ставки:,
* где L - спрос на деньги,
* r - ставка процента.
Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.
При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Все это ведет к тому, что спрос на импортные товары растет, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт как разница между экспортом и импортом уменьшается, что ведет к сокращению совокупного спроса.
Эффект импортных закупок:.
Таким образом, мы объяснили, почему величина совокупного спроса меняется в противоположном направлении при изменении уровня цен. Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражен на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD, в частности от точки А к точке В.
Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют четыре группы, которые соответствуют четырем частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт. Большинство неценовых факторов совокупного спроса приведены в табл. 7.8.
Таблица 7.8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD) I. Инзменения потребительских расходов (С) 1 Благосостояние потребителей (доход) 2 Ожидания потребителей 3 Задолженности потребителей 4 Налоги II. Изменения ивистиционных расходов (I) 1 Ставка процента 2 Ожидаемые прибыли от инвестиций 3 Налоги на предприятия 4 Изменения в технологии 5 Избыточные мощности III. Изменение государственных расходов (G) 1 Содержание государственного аппарата 2 Оборона 3 Здравоохранение 4 Образование 5 Социальное страхование 6 Проценты по государственному долгу IV. Изменения расходов на чистый экспорт (NX) 1 Национальный доход в других странах - торговых партнерах 2 Курс национальной валюты I. Потребительские расходы (C). Обратимся вновь к рис. 7.6, где приведена кривая совокупного спроса. Графически изменение совокупного спроса под воздействием неценовых факторов изображается сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево. Например, возьмем такой фактор, как изменение благосостояния потребителей, их дохода. При росте доходов домашних хозяйств увеличиваются их расходы на приобретение предметов потребления. Это вызывает рост совокупного спроса. Такое изменение в совокупном спросе на графике выглядит как смещение кривой AD вправо в положение AD'. При прежних уровнях цен Р1 и Р2 величина совокупного спроса увеличилась до уровней Y1' и Y2'.
Потребительские расходы могут изменяться в результате определенных ожиданий потребителей. Например, в связи с ожидаемым ростом цен на бензин в следующем квартале резко увеличились расходы автолюбителей на покупку бензина в текущем квартале. Это привело к росту совокупного спроса, что означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.
Многие семьи покупают крупные вещи особенно долгосрочного пользования в кредит. При росте задолженности потребителей они начинают сокращать свои текущие расходы, чтобы расплатиться с долгами. Сокращение потребительских расходов ведет к уменьшению совокупного спроса, что графически изображается сдвигом кривой AD влево.
В 2001 г. в России была введена единая ставка подоходного налога в 13%, что означало снижение подоходного налога для получающих высокие доходы. В целом это привело к увеличению реальных доходов населения и росту потребительских расходов. Таким образом, изменения в налогообложении потребителей вызывает изменение совокупного спроса. В данном случае это было увеличение совокупного спроса (на графике это сдвиг кривой совокупного спроса вправо).
II. Инвестиционные расходы (I). Важнейшим неценовым фактором, влияющим на инвестиционные расходы, является изменение ставки процента. В результате финансовой стабилизации в России в начале нового века ставки процента по кредитам существенно снизились, что было одним из факторов, вызвавшим рост инвестиций в экономику страны и тем самым повлиявшим на расширение совокупного спроса.
Ожидания производителей, например ожидаемый рост прибылей от инвестиций, может привести к росту инвестиционных расходов производителей и увеличению совокупного спроса, сдвигу кривой AD вправо.
Снижение налогов на бизнес, например снижение налогов на прибыль предприятий, вызывает рост их накоплений, что в дальнейшем приведет к увеличению инвестиций предприятий в дополнительное оборудование, к расширению производства. Таким образом, изменение налогообложения предприятий вызывает изменение совокупного спроса, в случае с уменьшением налогов на прибыль это означает рост совокупного спроса и сдвиг кривой AD вправо.
Изменения в технологии - это фундаментальный фактор, влияющий на увеличение инвестиционных расходов в экономике. Предприятия заинтересованы в этих инвестициях, так как новые технологии сокращают издержки производства, повышают его эффективность, что ведет к увеличению прибыли компаний.
Одной из макроэкономических проблем рыночной экономики является проблема недогрузки, то есть недоиспользования производственных мощностей предприятий. Недогрузка мощностей не позволяет предприятиям осуществлять новые инвестиции. В условиях недогрузки расширение производства возможно за счет использования прежнего производственного аппарата. Существенное сокращение недогрузки производственных мощностей вызывает необходимость в расширении мощностей, а значит и в дополнительных инвестициях. Изменение уровня недогрузки производственных мощностей в экономике вызывает изменение инвестиционных расходов и совокупного спроса.
III. Государственные расходы (G). Государственные расходы включают расходы на содержание государственного аппарата, оборону, здравоохранение, образование, социальное страхование, выплату процентов по государственному долгу. В большинстве случаев увеличение государственных расходов ведет к увеличению совокупного спроса. Например, российское правительство приняло решение об увеличении государственных расходов на образование. Это решение вызывает рост расходов на приобретение учебного оборудования, строительство новых учебных корпусов и общежитий и т.д. Расширение государственных заказов частному сектору ведет к увеличению совокупного спроса.
IV. Чистый экспорт (NX). К неценовым факторам совокупного спроса со стороны чистого экспорта относятся, во-первых, изменение национального дохода в других странах - наших торговых партнерах, и, во-вторых, изменение курса национальной валюты. Например, при прочих равных условиях увеличение национального дохода в странах СНГ вызывает рост спроса на российские товары, ведет к увеличению нашего экспорта, тем самым и к увеличению совокупного спроса в российской экономике.
Изменение курса национальной валюты по-разному влияет на совокупный спрос. В частности, при снижении курса рубля по отношению к доллару спрос на нашу продукцию со стороны иностранцев увеличивается. Им выгодней покупать нашу продукцию при низком курсе рубля, так как цены на нашу продукцию в их валюте снизились. Все это означает, что при снижении курса национальной валюты наш экспорт увеличивается, а импорт сокращается. Импорт сокращается, поскольку импортные товары у нас дорожают при снижении курса национальной валюты. Таким образом, при снижении курса национальной валюты сокращение импорта и увеличение экспорта вызывает рост чистого экспорта, а значит и увеличение совокупного спроса. На графике кривой совокупного спроса это выглядит как сдвиг кривой AD вправо. Противоположный эффект имеет место в случае увеличения курса национальной валюты.
Итак, мы рассмотрели сущность совокупного спроса, объяснили обратную связь уровня цен в экономике и величины совокупного спроса, показали влияние неценовых факторов на совокупный спрос.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.6. Совокупное предложение
Второй определяющей частью в модели AD-AS является совокупное предложение. Так же как и в случае с совокупным спросом, мы определим сущность совокупного предложения, факторы, влияющие на его величину.
Совокупное предложение - это объем товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.
Совокупное предложение и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного предложения. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного предложения AS (см. рис.7.7).
Рис. 7.7
При уровне цен Р1 величина совокупного предложения в точке А и В будет равна Y1, при повышении цен до уровня Р2 величина совокупного предложения возрастет в точке С до уровня Y2, а при повышении цен до уровня Р3 величина совокупного предложения возрастет в точке С до уровня Y3. Так же как на микроуровне, существует прямая связь между ценой товара и величиной его предложения, так и в макроэкономике в принципе существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Ее форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема валового внутреннего продукта.
* Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:
o горизонтальный отрезок (кейнсианский),
o вертикальный отрезок (классический),
o промежуточный отрезок (восходящий).
На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остается неизменным даже при увеличении объема национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объема. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведет к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.
Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским, по имени крупнейшего английского экономиста ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.
По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведет к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растет и цены на ресурсы повышаются, что ведет к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Все это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.
На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остается неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.
Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.
Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.
* К важнейшим неценовым фактором совокупного предложения относятся:
o изменение цен на ресурсы;
o изменение производительности;
o изменение правовых норм.
Графически воздействие неценовых факторов на совокупное предложение изображается сдвигом кривой совокупного предложения влево или вправо (см. рис. 7.8).
Рис. 7.8
I. Изменение цен на ресурсы. При увеличении цен на ресурсы - заработной платы, ставки процента, стоимости сырья и оборудования, арендной платы и т.д. - увеличиваются издержки производства. При этом прибыль фирм уменьшается, производство становится невыгодным, снижаются стимулы к поддержанию масштабов производства на прежнем уровне. В результате совокупное предложение начинает сокращаться. В свою очередь, цены на ресурсы также зависят от многих факторов, в том числе от доступности внутренних ресурсов, от цен на импортные ресурсы, от степени господства на рынках ресурсов тех или иных поставщиков ресурсов. Сокращение совокупного предложения в результате роста цен на ресурсы на графике отражается в виде сдвига кривой совокупного предложения влево.
II. Изменение производительности. Производительность труда - это важнейший фактор, влияющий на издержки производства, а значит и на величину совокупного предложения. Повышение производительности труда происходит в результате более высокой квалификации работников, лучшей организации производства, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств производства. При повышении производительности труда сокращаются издержки производства, что ведет к увеличению прибыли предприятий и увеличению стимулов к расширению масштабов производства. В конечном итоге совокупное предложение увеличивается под воздействием роста производительности труда. На графике это изображается как сдвиг кривой совокупного предложения вправо.
III. Изменение правовых норм происходит тогда, когда меняются налоги, изменяются направления и масштабы государственного регулирования экономики. Например, субсидии частному сектору снижают издержки производства. Это ведет к увеличению прибыли и расширению масштабов производства. В результате величина совокупного предложения растет и кривая совокупного предложения сдвигается вправо.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Мы подошли к завершающей стадии анализа модели совокупного спроса - совокупного предложения. Выяснив сущность этих понятий и определив факторы, влияющие на масштабы совокупного спроса и совокупного предложения, рассмотрим их взаимодействие. При этом мы в самом общем виде должны понять механизм формирования уровня цен в экономике. Это механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Иллюстрация этого механизма дана на рис. 7.9-7.12.
Прежде всего, необходимо отметить, что уровень цен в экономике стремится к равновесному уровню, а масштабы производства тяготеют к равновесному уровню производства. Графически равновесный уровень цен и равновесный объем производства определяются в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения. В этой точке покупатели готовы купить столько, сколько продавцы готовы продать.
Равновесный уровень цен - это уровень, определяемый взаимодействием совокупного спроса и совокупного предложения, когда величина совокупного спроса равна величине совокупного предложения.
Равновесный объем производства представляет собой такой объем ВВП, при котором произведенный продукт равен объему потребленных товаров и услуг, то есть совокупным расходам.
Итак, равновесный уровень цен определяется равенством совокупного спроса и предложения. Но фактический уровень цен может быть выше или ниже этого уровня в зависимости от изменения факторов на стороне совокупного спроса и совокупного предложения. При изменении факторов на стороне совокупного спроса кривая AD сдвигается влево или вправо. Например, хорошие перспективы развития экономики, рост доходов ведут к тому, что потребители увеличивают расходы на приобретение товаров длительного пользования. Это вызывает рост совокупного спроса. При этом уровень цен может повышаться или оставаться неизменным. Многое зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения функционирует экономика, - на горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Другими словами, в какой степени используются ресурсы. Есть ли резервы или их нет. И в зависимости от этого поведение цен под влиянием факторов совокупного спроса будет отличаться.
Рост совокупного спроса в условиях высокой безработицы, то есть на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, не приведет к росту цен, но вызовет увеличение совокупного предложения и формирование нового уровня равновесного ВНП (рис. 7.9).
Рис. 7.9
Увеличение совокупного спроса в условиях полного использования ресурсов, то есть на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения, вызовет рост цен, но величина совокупного предложения и равновесный ВНП не изменятся. В этой ситуации равновесный ВНП и потенциальный ВНП совпадают (рис. 7.10).
Рис. 7.10
При росте совокупного спроса в условиях обычной безработицы, то есть на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, уровень цен повышается и величина совокупного предложения также повышается (рис.7.11.).
Рис. 7.11
Необходимо также рассмотреть, что происходит, если изменяются факторы на стороне совокупного предложения и кривая AS сдвигается влево или вправо. В частности, если существенно выросли цены на нефть и нефтепродукты, то издержки производства начинают увеличиваться. Что при этом происходит? Повышение цен на ресурсы ведет к общему росту цен, падению производства и сокращению совокупного спроса. Кривая совокупного предложения сдвигается влево. Эта ситуация изображена на рис. 7.12. При сдвиге кривой AS1 влево в положение AS2 уровень цен повышается с уровня Р1 до Р2, совокупный спрос сокращается. Формируется новый равновесный объем производства Y2.
Может ли экономика вернуться к первоначальному равновесию? Может, но постепенно, в течение определенного периода времени. В примере с изменением цен на ресурсы падение производства и рост цен приведут к росту безработицы и формированию избыточных запасов нереализованной продукции. Для реализации этих запасов может быть предпринято снижение цен на эту продукцию, а также сокращение издержек производства различными способами. Например, снижение заработной платы, переход к другим энергоносителям, экономия ресурсов. Снижение издержек и новые более низкие цены приведут к сокращению нежелательных запасов, увеличению прибыли, расширению производства. Кривая совокупного предложения сдвигается вправо, происходит возвращение к первоначальному уровню равновесного объема производства.
Рассмотренные нами примеры иллюстрируют процесс адаптации экономики к изменениям в совокупном спросе и совокупном предложении, формирование нового уровня цен и нового равновесного объема производства (нового экономического равновесия). В этих процессах необходимо различать сами изменения в совокупном спросе и предложении и механизм адаптации экономики к новым условиям, механизм формирования нового равновесия.
Таким образом, модель совокупного спроса и совокупного предложения объясняет механизм формирования уровня цен в экономике в целом, изменение этого уровня под воздействием различных факторов. Это механизм взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Важнейшие термины и понятия
предмет макроэкономики важнейшие макроэкономические показатели основные макроэкономические проблемы макроэкономическая модель 7.2. Валовый внутренний продукт
валовый внутренний продукт промежуточный продукт валовый национальный продукт добавленная стоимость конечный продукт методы измерения ВВП 7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
система национальных счетов национальный доход чистый внутренний продукт располагаемый доход 7.4. Уровень цен и его измерение
индекс цен дефлятор ВВП индекс потребительских цен номинальный ВВП индекс цен производителя реальный ВВП 7.5. Совокупный спрос
совокупный спрос эффект импортных закупок эффект богатства неценовые факторы совокупного спроса эффект процентной ставки 7.6. Совокупное предложение
совокупное предложение промежуточный отрезок кривой совокупного предложения горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения неценовые факторы совокупного предложения вертикальный отрезок кривой совокупного предложения 7.7 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
равновесный уровень цен равновесный объем производства К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Вопросы для повторения
1. В чем состоит предмет макроэкономической теории?
2. Какие задачи выдвигаются при изучении макроэкономики?
3. Приведите примеры макроэкономических проблем вообще и в экономике России в частности.
4. Проблема макроэкономической нестабильности - это, в том числе, и проблема экономического цикла. Какие негативные моменты связаны с экономическим циклом?
5. Назовите несколько важнейших макроэкономических показателей.