<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 6. Что представляет собой макроэкономическая модель?
 7. Дайте определения ВВП и ВНП, объясните разницу между ними.
 8. В чем заключаются различия между конечным и промежуточным продуктом?
 9. При подсчете ВВП возникает проблема повторного счета. В чем она состоит и как решается?
 10. Что такое добавленная стоимость?
 11. Дайте определение ВВП, используя понятие добавленной стоимости.
 12. Какие существуют методы измерения ВВП?
 13. Назовите основные группы расходов, включаемых в ВВП.
 14. Перечислите первичные доходы, составляющие ВВП.
 15. Что вы понимаете под системой национальных счетов (СНС)?
 16. Как можно посчитать чистый внутренний продукт, национальный доход и располагаемый доход, зная объем ВВП?
 17. Каким образом рассчитываются индексы цен?
 18. Чем отличается индекс потребительских цен от индекса цен производителя?
 19. Что представляет собой дефлятор ВВП?
 20. Дайте определение совокупного спроса. Что входит в его состав?
 21. Как можно объяснить обратную зависимость между уровнем цен в экономике и величиной совокупного спроса? (Используйте график совокупного спроса.)
 22. Покажите на примерах, используя график совокупного спроса, каким образом влияют на совокупный спрос неценовые факторы:
 o а) на стороне потребительских расходов,
 o б) на стороне инвестиционных расходов,
 o в) на стороне государственных расходов,
 o г) на стороне чистого экспорта.
 23. Что такое совокупное предложение?
 24. Чем отличаются различные отрезки кривой совокупного предложения?
 25. Сформулируйте зависимость между уровнем цен в экономике и величиной совокупного предложения. Объясните эту зависимость.
 26. Покажите на примерах, используя график совокупного предложения, каким образом влияют на совокупное предложение различные неценовые факторы.
 27. Что вы понимаете под равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Покажите также на графике.
 28. Если совокупный спрос увеличивается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и равновесным объемом производства? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
 29. Если совокупное предложение уменьшается под воздействием неценовых факторов, что происходит с равновесным уровнем цен и совокупным спросом? Предполагается, что экономика функционирует на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Литература
 Основная
 1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 22-23, с. 169-185.
 2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл. 13, с. 209-223.
 3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.
 Дополнительная
 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 7, с. 131-156, гл. 11, с. 228-250.
 2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 23-24, с. 412-450.
 3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 20, с. 387-398.
 4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук / авт. кол. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 2001. - Гл. 21, с. 230-244, гл. 23, с. 254-261.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 * 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства.
 * 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы.
 * 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор.
 * Важнейшие термины и понятия.
 * Вопросы для повторения и задания.
 * Список рекомендуемой литературы.
 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства
  В предыдущей теме была рассмотрена макроэкономическая модель AD-AS (модель "совокупный спрос - совокупное предложение"). Она объясняла механизм формирования уровня цен в результате взаимодействия факторов совокупного спроса и совокупного предложения, механизм адаптации экономики к изменениям совокупного спроса и совокупного предложения.
  Перейдем к рассмотрению другой макроэкономической модели - простейшей модели формирования уровня национального производства. В этой модели выделяются важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства и в общем виде объясняется механизм воздействия совокупного спроса на уровень ВНП и национального дохода. Она известна также как стандартная кейнсианская модель совокупного спроса.
 * Если коротко суммировать, то основные идеи этой модели совокупного спроса состоят в следующем:
 1. Совокупный спрос рассматривается в качестве наиболее активной и изменчивой макроэкономической переменной. Совокупный спрос непосредственно формируется под воздействием наших потребностей, точнее потребностей субъектов рыночной экономики. В свою очередь, масштабы совокупного спроса формируют уровень национального производства. Уровень национального производства определяет уровень национального дохода (рис. 8.1).
 
 Рис. 8.1
 2. Важнейшим положением кейнсианской модели совокупного спроса является положение о необходимости государственного макроэкономического регулирования. Доказывается, что с помощью мер государственного регулирования, в частности с помощью государственных расходов, можно стимулировать или тормозить расширение совокупного спроса и тем самым воздействовать на уровень национального производства.
 3. Предполагается, что экономика функционирует на кейнсианском отрезке кривой совокупного спроса. Это означает, что в экономике имеются неиспользуемые ресурсы, в частности существуют безработица и незагруженные производственные мощности.
 4. С изменением совокупного спроса цены не меняются, являются постоянными. Это означает также, что в модели совокупного спроса анализируется короткий период. В макроэкономическом смысле коротким считается период, когда цены негибкие, т.е. не меняются.
 5. Структура совокупного спроса - это структура совокупных расходов. В открытой экономике с участием государства совокупные расходы включают потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные закупки (G), чистый экспорт (NX):
 AD = C + I + G + NX.
 6. В данной модели, которая является краткосрочной макроэкономической моделью, инвестиционный спрос рассматривается как автономный, то есть независимый от уровня дохода, формирующегося в экономике.
 7. Модель совокупного спроса исходит из того, что существует тождество совокупных расходов (AD), объема производства (GDP), совокупного дохода (Y). В частности, это означает, что мы будем использовать понятия продукт и доход как взаимозаменяемые. Это тождество вытекает из модели экономического кругооборота, рассмотренной нами в теме 2. (Упрощенная модель экономического кругооборота представлена на рис. 8.1.)
 AD = Y = GDP
  Одна из важнейших целей данной темы - ознакомиться более подробно с кейнсианской моделью совокупного спроса, выделив отдельно роль каждого элемента совокупного спроса. Для начала выделим в составе совокупного спроса два важнейших элемента, потребительский спрос и инвестиционный спрос, то есть рассмотрим закрытую экономику (без внешней торговли) и без участия государства (без государственных расходов и доходов).
 AD = C + I
  Это означает, что мы абстрагируемся от государственных расходов (G) и чистого экспорта (NX). Исключение последних двух элементов совокупного спроса на начальном этапе анализа мало что меняет. Потребительские и инвестиционные расходы составляют 75-85% совокупного спроса в развитых рыночных экономиках, то есть его большую долю. Впоследствии мы усложним модель совокупного спроса, включим в анализ государство и внешнеэкономический сектор.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
 * Потребительский спрос.
 * Инвестиционный спрос.
 * Совокупный спрос.
 Потребительский спрос
  Важнейшим элементом совокупного спроса является потребительский спрос.
  Потребительский спрос (С) представляет собой запланированные совокупные расходы населения, домашних хозяйств, на покупку предметов потребления и потребительских услуг, то есть таких товаров и услуг, которые удовлетворяют личные потребности человека.
  Потребительские расходы населения многочисленны и разнообразны, люди покупают продукты питания, дома, машины, одежду, ходят в театр и на футбол, повышают свою квалификацию на курсах иностранного языка и т.д.
  Большую часть своих доходов люди тратят на потребление, но не все доходы идут на потребление. Часть доходов сберегается населением; эта часть представляет собой сбережения. Люди откладывают средства по разным причинам. Одни копят средства для покупки квартиры, другие откладывают деньги для поездки на море в очередной отпуск, третьи покупают облигации и акции предприятий. Итак, весь доход общества (Y) используется на потребление (С) и сбережения (S), а потребительские расходы - это разница между доходом и сбережениями.
 Y = C + S, C = Y - S.
  Очевидно, что в масштабах экономики потребительские расходы меньше национального дохода и ВВП. Например, в России в 1998 г. расходы на конечное потребление измерялись суммой в 2048 трлн. руб., что составляло 79,8% ВВП страны. Соответственно остальные 518 трлн. руб., или 20,1% ВВП, представляли собой сбережения (S). В 1990-е гг. доля потребления в ВВП России увеличивалась, а доля сбережений уменьшалась (рис. 8.2).
 
 Рис.8.2
  Рассматривая масштабы потребления, необходимо иметь в виду, что в конечном потреблении потребительские расходы домашних хозяйств, то есть те расходы, которые в модели совокупного спроса представляют собой собственно потребительский спрос (С), составляли меньшую сумму. Дело в том, что в конечное потребление входят также расходы государственных учреждений на потребление. Таким образом, собственно потребительский спрос (С) в России в 1998 г. измерялся суммой в 1507 трлн. рублей, что составляло 59% ВВП.
 * Из предыдущей темы мы знаем, что важнейшими факторами, влияющими на масштабы потребительского спроса, являются:
 o уровень доходов населения, его благосостояние;
 o ожидания потребителей;
 o задолженность потребителей;
 o изменения в налогообложении.
  С учетом того, что было сказано об использовании доходов населения на потребление и сбережения, мы можем выделить еще один важный фактор, влияющий на масштабы потребительских расходов, - это пропорция деления доходов на потребление и сбережения. В экономической теории вводятся специальные коэффициенты, отражающие это деление, - предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
  Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
  Рассчитывается предельная склонность к потреблению путем деления прироста потребительских расходов на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а потребительские расходы выросли при этом на 75 млрд. руб., то предельная склонность к потреблению (с) будет равна 0,75. Очевидно, что (с) больше нуля, но меньше единицы (0 < c < 1).
  Предельная склонность к сбережениям (s) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение сбережений. Другими словами, это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.
  Рассчитывается предельная склонность к сбережениям путем деления прироста сбережений на прирост дохода. Например, если доход в экономике увеличился на 100 млрд. руб., а сбережения выросли при этом на 25 млрд. руб., то предельная склонность к сбережениям (s) будет равна 0,25. Поскольку дополнительный доход используется только на потребление и сбережения, то можно утверждать, что предельная склонность к сбережениям представляет собой разницу между единицей и предельной склонностью к потреблению (s = 1 - 0,75 = 0,25).
 s = 1 - c, c = 1 - s
  Главным фактором, влияющим на масштабы потребительских расходов, является уровень дохода домашних хозяйств. Чем больше доход, тем больше потребительский спрос. Вместе с тем, мы помним о том, что не весь доход идет на потребление. Доля дохода, идущая на потребление, зависит также от предельной склонности к потреблению. С учетом этого фактора можно утверждать, что потребительские расходы равны доходу, умноженному на предельную склонность к потреблению. Если с = 0,75, тогда С = 0,25 х Y:
 C = c x Y.
  Данная зависимость потребительских расходов от уровня личного располагаемого дохода представляет собой функцию потребления. Графически эта функция изображена на рис. 8.3.
 
 Рис. 8.3
  На горизонтальной оси координат располагаются значения дохода, на вертикальной оси - потребительские расходы. С увеличением дохода потребительские расходы также увеличиваются, но в меньшей степени, так как из каждой единицы дополнительного дохода лишь 0,75 идет на прирост потребления, оставшаяся часть 0,25 дохода идет на сбережения. Например при доходе в 300 трлн. руб. потребительский спрос составит 225 трлн. рублей, а при доходе в 500 трлн. руб. - 375 трлн. руб. (Для простоты изложения в дальнейшем наименование денежных единиц и "трлн." будем опускать.)
  НАЗАД
 Инвестиционный спрос
  После потребительских расходов важнейшим элементом совокупного спроса выступает инвестиционный спрос. Что такое инвестиции, в том числе валовые и чистые инвестиции, было рассмотрено в предыдущей теме, когда мы знакомились со структурой совокупного спроса.
  Инвестиционный спрос - это запланированные совокупные расходы предприятий, связанные с заменой и увеличением своего физического капитала, как основного, так и оборотного.
  Физический капитал предприятий представляет собой средства производства, в частности - станки, оборудование, здания, сырье, материалы. Предприятия заменяют устаревшее и изношенное оборудование, ремонтируют здания и производственную инфраструктуру. Для этого они закупают новое оборудование и материалы. Расширяя масштабы производства в связи с возросшим спросом на продукцию, предприятия планируют и закупают также и дополнительные средства производства. Эти запланированные расходы на замену и увеличение средств производства и представляют собой инвестиционный спроса.
  Факторы, влияющие на масштабы инвестиционного спроса, были рассмотрены в предыдущей теме, где анализировалась структура совокупного спрос
 * К ним относятся следующие факторы:
 o ставка процента по кредитам;
 o уровень доходов предприятий;
 o ожидания прибыли от инвестиций;
 o масштабы текущего совокупного спроса;
 o ожидания изменений деловой активности;
 o интенсивность нововведений в результате научно-технического прогресса;
 o уровень налогообложения предприятий;
 o масштабы недогрузки производственных мощностей.
  Масштабы инвестиционных расходов в экономике России в 1990-е гг. представлены на рис. 8.4. В целом наблюдалось снижение доли инвестиций в ВВП в 1990-е гг. Этому есть много объяснений, главное из которых состоит в том, что в этот период снижался уровень реальных доходов населения в связи с длительным спадом производства. Соответственно, это вело к тому, что доля сбережений уменьшалась, сокращались инвестиции в материальное производство. В 1999 году объем инвестиций был равен 741 трлн. руб., что составляло 15,5% ВВП страны. Валовые инвестиции частного сектора (I) меньше 741 трлн. руб., так как в эту сумму включены и инвестиции государственного сектора.
 
 Рис. 8.4
  В реальной действительности величина инвестиционного спроса чрезвычайно изменчива, особенно в коротком периоде. Ее изменчивость связана с множеством взаимосвязанных между собой перечисленных выше факторов. Главными факторами, определяющими уровень инвестиционных расходов, выступают ставка процента по кредитам, предоставляемым предприятиям для финансирования инвестиций, изменения совокупного спроса и дохода. В дальнейшем мы введем функцию инвестиций, то есть зависимость инвестиций от ставки процента. Но в рассматриваемой нами стандартной кейнсианской модели совокупного спроса для упрощения временно абстрагируемся от ставки процента и уровня дохода.
  Примем масштабы инвестиционного спроса независимыми от ставки процента и дохода и неизменными, то есть находящимися на прежнем уровне при изменении совокупного дохода в экономике. Такого рода инвестиционный спрос называют автономным инвестиционным спросом, а инвестиции - автономными инвестициями. На графике автономные инвестиции выглядят как горизонтальная линия, параллельная линии доходов (см. рис. 8.4). С увеличением уровня дохода с Y1 до Y2 инвестиционные расходы остаются неизменными. Например, если уровень выпуска продукции (дохода) в точке А составляет 300 (Y1), а инвестиции при этом равны 100 (I), то в точке В при выпуске, равном 500 (Y2), масштабы инвестиционного спроса останутся на том же уровне, равном 100.
 
 Рис. 8.5
  Таким образом, автономные инвестиции - это запланированные совокупные инвестиционные расходы, независимые от уровня дохода в экономике.
  НАЗАД
 Совокупный спрос
  Напомним, что совокупный спрос - это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом. Он состоит их запланированных домашними хозяйствами расходов на потребление и запланированных предприятиями расходов на инвестиции.
  В нашей простейшей модели совокупного спроса выражение AD = C + I мы можем несколько изменить, учитывая вышеизложенное. То есть учитывая то, что потребительские расходы зависят от уровня дохода и предельной склонности к потреблению (C = c x Y), а инвестиционные расходы являются автономными (I),
 AD = c x Y + I.
  Зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем доходов представляет собой функцию совокупного спроса.
 
 Рис. 8.6
  Графически эта функция представлена на рис. 8.6. Инвестиции автономны, то есть неизменны и постоянны, представляют собой одну и ту же величину. С изменением уровня доходов изменяется только инвестиционный спрос. Прямая C = c x Y является функцией потребительского спроса. Спрос на инвестиции добавляется к величине потребительского спроса, и мы получаем величину совокупного спроса. Функция совокупного спроса представлена прямой AD = c x Y + I. Если, например, потребительские расходы равны нулю, то совокупный спрос состоит только из инвестиционных расходов. Предположим, что инвестиционные расходы равны 100, а предельная склонность к потреблению равна 0,75. Тогда при уровне доходов, равных 800 (Y1), совокупный спрос будет равен 700 (AD = 800 х 0,75 + 100). А при уровне доходов 1600 (Y2) совокупный спрос составит 1300 (AD = 1600 x 0,75 + 100).
  В рамках экономического анализа наибольший интерес представляют совокупный спрос и объем национального производства в условиях равновесия.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор
 * Равновесный объем производства.
 * Изменение равновесного ВВП и мультипликатор.
 Равновесный объем производства
  Проблема равновесия в национальной экономике уже рассматривалась ранее в теме 7, когда речь шла о макроэкономической модели "совокупный спрос - совокупное предложение" (модель AD-AS). Равновесию в экономике соответствует равновесный объем национального производства (или совокупное предложение), равновесный уровень совокупных расходов (или совокупный спрос) и равновесный уровень цен.
  Равновесие в экономике означает, что внутренний рынок товаров и услуг находится в состоянии, когда объем национального производства (или совокупное предложение) при данном уровне цен равен совокупным расходам (или совокупному спросу).
  Состояние равновесия является важным понятием в экономической теории. Это своеобразная точка отсчета для анализа изменений в совокупном спросе и совокупном предложении. В этом состоянии нет явно выраженной тенденции в сторону увеличения или уменьшения ВВП (GDP) или дохода. В принципе равновесный объем производства выявляется при сопоставлении объема выпуска продукции и совокупных расходов.
  Равновесный объем производства (выпуска) - это такой объем производства, при котором совокупное предложение равно совокупному спросу, или это объем производства, обеспечивающий расходы, достаточные для закупки данного объема производства.
 AS (GDP) = Y = AD.
  При рассмотрении модели "совокупный спрос - совокупное предложение" (модель AD-AS) равновесный объем производства графически определялся в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. В рассматриваемой нами стандартной кейнсианской модели совокупного спроса цены предполагаются неизменными, поэтому нет необходимости включать их в график равновесного выпуска продукции.
  Используется другой способ изображения равновесного объема производства, так называемый кейнсианский крест. Это способ с применением биссектрисы, то есть линии под углом 450 (см. рис. 8.6). Особенность этой прямой состоит в том, что любая точка на ней предполагает равенство значений переменных, расположенных на горизонтальной и вертикальной осях координат. В точке пересечения линии совокупного спроса с биссектрисой и будет определен равновесный объем производства, так как именно этому объему соответствует такой же уровень совокупного спроса. Это точка Е (Equilibrium - равновесие). Равенство выпуска и совокупных расходов в точке Е выполняется.
 
 Рис. 8.7
  Предположим, что в точке А масштабы выпуска (Y1) равны 300. При значении предельной склонности к потреблению (с) 0,75 и объеме инвестиционных расходов в 100 совокупный спрос будет равен 335 (AD = 300 х 0,75 + 100). Масштабы совокупного спроса явно превосходят уровень производства на 35. Это избыточный совокупный спрос (AD > Y).
  В точке В уровень выпуска (Y2) составляет 500, а совокупный спрос равен 475 (AD = 500 х 0,75 + 100). Совокупный спрос меньше совокупного выпуска на 25. В экономике наблюдается избыточное совокупное предложение (AD < Y).
  В точке Е при уровне выпуска, равном 400, совокупный спрос равен также 400 ( AD = 400 x 0,75 + 100). Имеет место равновесный объем производства, так как выполняется условие макроэкономического равновесия, равенство выпуска и совокупных расходов, (400 = 400).
 Первое условие макроэкономического равновесия: AD = Y
 * Как экономика приспосабливается к ситуации, когда имеет место избыточный спрос или избыточное предложение? Как происходит восстановление равновесия (адаптация)?
 o Если имеет место избыточный спрос (в нашем примере это точка А на рис. 8.6, или любые другие точки, расположенные ниже точки Е с объемами выпуска меньше 400), то предприятия сначала реализуют имеющиеся у них запасы готовой продукции, не увеличивая объемы производства. При реализации всех запасов и сохранении избыточного спроса фирмы начнут расширять масштабы производства, чтобы удовлетворить запросы покупателей. Объем национального производства увеличивается и возвращается к равновесному уровню.
 o Если имеет место избыточное предложение (в нашем примере это точка В на рис. 8.6, или любые другие точки, расположенные выше точки Е с объемами выпуска больше 400), то у предприятий сначала накапливаются нежелательные запасы готовой продукции. При продолжающемся накоплении этих запасов и сохранении избыточного предложения фирмы начнут сокращать масштабы производства, чтобы прекратить прирост нежелательных запасов. Объем национального производства сокращается и возвращается к равновесному уровню.
  Мы рассмотрели равновесный объем производства в кейнсианской модели совокупного спроса, сопоставляя совокупные расходы (AD) и общий объем производства (Y). Равновесие имеет место в том случае, если AD = Y (GDP). Но к условиям равновесия можно подойти и с других позиций, с позиций сопоставления инвестиций и сбережений в экономике в целом. Равновесный объем производства имеет место тогда, когда инвестиции (I) равны сбережениям (S).
 Второе условие макроэкономического равновесия: I = S
  Наглядно это условие равновесия можно представить, если мы сравним экономику и экономический кругооборот с ванной, куда вливается вода из крана и одновременно часть воды вытекает через нижнее отверстие ванны. Разумно предположить, что для того, чтобы уровень воды в ванной оставался неизменным, необходимо равенство количества вновь поступающей воды и количества воды вытекающей. В этом смысле инвестиции можно сравнить с "вливаниями" в экономику, которые увеличивают совокупный спрос и объем производства, а сбережения - с "утечками" из экономики, уменьшающими совокупный спрос и выпуск продукции (см. рис. 8.7). Такой подход к равновесному объему национального производства называют также подходом с позиций "вливаний - утечек".
 
 Рис. 8.8
  Экономический смысл данного условия равновесия состоит в том, что все инвестиции в закрытой экономике могут инвестироваться в конечном итоге только из сбережений. Сбережения населения аккумулируются в денежно-кредитной системе и через эту систему различными способами перераспределяются между предприятиями в целях финансирования инвестиций, осуществляемых предприятиями. Масштабы инвестиций ограничены масштабами сбережений.
  НАЗАД
 Изменение равновесного ВВП и мультипликатор
  Важнейшей целью настоящей темы является анализ факторов, влияющих на масштабы национального производства. Эти факторы мы рассматриваем в рамках макроэкономической модели совокупного спроса. Основополагающим положением этой модели выступает положение о том, что масштабы совокупного спроса определяют уровень национального производства. В нашей простейшей модели закрытой экономики без участия государства совокупный спрос состоит из потребительского и инвестиционного спроса. Предполагается, что если, например, увеличится инвестиционный спрос, то это приведет к росту объема производства в экономике в целом. В настоящем разделе нас будет интересовать вопрос о том, в какой степени измениться объем производства при изменении совокупного спроса на определенную величину.
  На рис. 8.6 графически изображен равновесный объем производства, сформированный под воздействием совокупного спроса. В нашем примере он был равен 400. Масштабы потребительского и инвестиционного спроса соответственно были равны 300 и 100. Предположим, что в связи с экономическим подъемом инвестиционные расходы предприятий увеличились на 50. Линия совокупного спроса должна сдвинуться вверх, масштабы национального производства увеличатся, увеличится и равновесный объем производства.
 
 Рис. 8.9
  Сдвиг линии совокупного спроса вверх и изменение равновесного ВВП изображены на рис. 8.8. При увеличении масштабов инвестиций на величину ^ I совокупный спрос AD1 увеличился до уровня AD2, равновесный объем производства также увеличился до величины Y2. Важно отметить, что масштабы производства увеличились в большей степени по сравнению с увеличением инвестиционных расходов. Дело в том, что рост производства на величину дополнительных инвестиций привел к такому же приросту доходов, а дополнительный доход вызывает прирост потребительских расходов, но с учетом деления дополнительного дохода на потребление и сбережения. Предприятия будут увеличивать производство и на величину возросших потребительских расходов.
  Если мы вернемся к нашему цифровому примеру и предположим, что дополнительные инвестиции составили 50, тогда прирост производства составит сначала 50, а потом еще на величину прироста потребительских расходов, равных 37,5 (50 х 0,75). В первом кругообороте прирост совокупного спроса на 50 вызвал прирост производства на 87,5 (50 + 37,5), то есть в большей степени по сравнению с приростом совокупного спроса, который произошел при увеличении инвестиций. Общий объем производства в первом кругообороте составит 487,5.
  Но на этом процесс увеличения производства не заканчивается. Начинается второй кругооборот. При тех же масштабах инвестиций возрос потребительский спрос, который вызывает рост производства и доходов. Созданные дополнительные доходы ведут к новому приросту потребительского спроса. Начинается третий кругооборот и т.д.
  Таким образом, непрерывность экономического кругооборота ведет к тому, что прирост инвестиций вызывает больший прирост производства. Прирост инвестиционного спроса обладает так называемым множительным эффектом по отношению к объему производства. Прирост производства происходит с коэффициентом MP, который называют мультипликатором (MP, multiplier - множитель). Расчеты показывают, что в нашем примере прирост инвестиций на 50 вызовет увеличение общего объема производства на 200. Величина мультипликатора будет равной 4 (200/50). Понятие мультипликатора - одно из важнейших понятий теории формирования уровня национального производства.
  Мультипликатор - это коэффициент, показывающий степень прироста ВВП в результате прироста инвестиций. Он рассчитывается как отношение прироста ВВП к приросту инвестиционного спроса, вызвавшего увеличение ВВП.
  ^ Y
 MP = ------------.
  ^ I
  На рис. 8.9. наглядно показано действие мультипликатора. На вертикальной оси отмечен прирост инвестиций (^ I), а на горизонтальной оси - прирост ВВП (^ Y), который представляет собой разницу между Y2 и Y1. Отмеченный на графике фигурной скобкой прирост ВВП в несколько раз превышает прирост инвестиций.
  Математическая формула мультипликатора представляет собой следующее выражение:
  1
 MP = ------------,
  1 - c
 где с - предельная склонность к потреблению
  Мультипликатор больше единицы, так как прирост производства больше изменения инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост. Величина мультипликатора связана с предельной склонностью к потреблению (с). Если предельная склонность к потреблению составляет 0,75, то величина мультипликатора будет равной 4. Это означает, что единица прироста инвестиционного спроса вызовет 4 единицы прироста выпуска продукции. Если предельная склонность к потреблению составляет 0,5, то величина мультипликатора будет равной 2. Это происходит потому, что при большей величине предельной склонности к потреблению имеет место больший прирост потребительских расходов в процессе кругооборота.
  Каков же будет новый равновесный уровень национального производства в нашем цифровом примере? Прежний уровень был равен 400, дополнительные инвестиции составили 50, мультипликатор равен 4. При этих условиях новый равновесный уровень национального производства составит 600 (4 х 50 + 400). Используя формулу мультипликатора, можно в общем виде сформулировать, от чего зависит прирост выпуска продукции (^ Y):
 1
 ^ Y = ------------ x ^ I
 1 - c
  Подводя итоги, выделим важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства в рамках макроэкономической модели совокупного спроса.
 * К ним относятся:
 o во-первых, масштабы инвестиций в экономику;
 o во-вторых, уровень предельной склонности к потреблению.
  Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше величина мультипликатора, а значит, и прирост ВВП при данном приросте инвестиций. И, с другой стороны, чем больше дополнительные сбережения, тем меньше величина мультипликатора, а значит, и прирост ВВП при данном приросте инвестиций. Анализ показывает, что инвестиции оказывают самое активное воздействие на масштабы национального производства. Этот вывод служит основанием для государственной политики стимулирования экономической активности через поощрение частных инвестиций.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Важнейшие термины и понятия
 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства
 модель совокупного спроса короткий период в макроэкономике 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
 потребительский спрос функция потребления сбережения инвестиционный спрос предельная склонность к потреблению автономные инвестиции предельная склонность к сбережениям функция совокупного спроса 8.3. Равновесный объем производства. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор
 равновесие в экономике условия макроэкономического равновесия равновесный объем производства мультипликатор кейнсианский крест К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Вопросы для повторения и задания
 1. Что объясняла рассмотренная в предыдущей теме модель АD-AS?
 2. Какую роль играет совокупный спрос в стандартной кейнсианской модели совокупного спроса?
 3. Какой период рассматривается в модели совокупного спроса? В чем особенность этого периода?
 4. Назовите составные части совокупного спроса.
 5. В модели совокупного спроса понятия "продукт" и "доход" используются как взаимозаменяемые. Объясните, опираясь на схему общего кругооборота.
 6. Что предполагает термин "закрытая экономика"?
 7. Дайте определение потребительского спроса.
 8. Как рассчитывается величина сбережений?
 9. Какие факторы влияют на потребительские расходы? Объясните, каким образом они влияют.
 10. Что понимается под предельной склонностью к потреблению? Как она рассчитывается?
 11. Что понимается под предельной склонностью к сбережениям?
 12. Изобразите графически функцию потребления.
 13. Дайте определение инвестиционного спроса.
 14. Вспомните, что входит в состав физического капитала.
 15. Перечислите факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Объясните, каким образом они влияют.
 16. Какие инвестиции называются автономными?
 17. Изобразите графически функцию совокупного спроса.
 18. Что вы понимаете под равновесным объемом производства?
 19. Изобразите графически равновесный объем производства в модели совокупного спроса с помощью кейнсианского креста.
 20. Как экономика приспосабливается к ситуации, когда имеет место избыточный совокупный спрос?
 21. Как экономика приспосабливается к ситуации, когда имеет место избыточное совокупное предложение?
 22. Назовите условия макроэкономического равновесия в модели совокупного спроса.
 23. Как вы можете объяснить тот факт, что прирост инвестиций в экономику вызывает больший прирост выпуска продукции?
 24. Что такое мультипликатор? Как он рассчитывается?
 25. Как влияет коэффициент предельной склонности к потреблению на величину мультипликатора?
 26. Выделите важнейшие факторы, влияющие на уровень национального производства в модели совокупного спроса.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Литература
 Основная
 1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 24, с. 187-198.
 2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 13, с. 223-237.
 3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 11, с. 273-285.
 4. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория" Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2001. - Тема 22-24, с. 185-205.
 Дополнительная
 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 9-10, с. 181-211.
 2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 199. - Гл. 25, с. 451-470.
 3. Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 1997. - Гл. 24, с. 267-276.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
 * 9.1. Государство в экономическом кругообороте. Государственные финансы.
 * 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и ВНП.
 * 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике.
 * Важнейшие термины и понятия.
 * Вопросы для повторения и задания.
 * Список рекомендуемой литературы.
 9.1. Государство в экономическом кругообороте. Государственные финансы
  Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.
  Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры. Главные цели государственной политики были сформулированы в теме 2, когда рассматривалась роль государства в рыночной экономике.
  Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малоимущим слоям населения.
  Формы вмешательства государства в экономический кругооборот бывают прямыми и косвенными (см. рис 9.1).
 
 Рис. 9.1
 * Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
 o Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.
  Госсектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным. Поэтому ему выделяются дотации. В разных странах доля производства госсектора существенно различается (даже в одной стране она не остается постоянной в зависимости от экономической конъюнктуры, а также от целей и задач конкретного курса правительства).
 o При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.
 o Через третью форму своего прямого вмешательства различные экономические программы государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.
 * Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
 o Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования (см. тему 10).
 o Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулирования с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
  В настоящем разделе учебного пособия рассматривается влияние на экономику государственных финансов, то есть совокупности денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
  Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.
  Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж". Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства. На рис. 9.2 представлены важнейшие функции государственных финансов.
 
 Рис. 9.2
 * Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).
 * Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
 * Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
 * И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.
  Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис 9.3. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.
  Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью государство оказывает воздействие на многие хозяйственные процессы. За счет госбюджета содержатся армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды.
  Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.
 
 Рис. 9.3
  Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например бюджет военных предприятий (см. на рис. 9.3 стрелка вниз), либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет (стрелка вверх на рис. 9.3)
  Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти.
  Государственный бюджет - это доходы и расходы государства, или иными словами, это финансовый план формирования и использования денежного фонда государства.
  Государственный бюджет утверждает высшая законодательная власть страны, а за его выполнение отвечает центральное (федеральное) правительство, то есть исполнительная власть.
 * Структура госбюджета показана на рис. 9.4:
 o Доходная часть бюджета (или - государственные доходы) показывает, откуда поступают денежные ресурсы для финансирования расходов государства.
 o Расходная часть бюджета (или государственные расходы) показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
  Доходы и расходы государства распределяются соответственно по бюджетам разного уровня: центральных (федеральных) властей - самые крупные доходы и расходы, региональных и местных. Каждый из них имеет свои источники доходов и сферы их использования.
  Доходная часть госбюджета формируется в основном из налогов (рис. 9.4). В большинстве стран сегодня они составляют до 80-90% всех доходов государства. Определенную роль в доходах также играют и два других источника - государственные займы и эмиссия бумажных и кредитных денег (см. подробнее тему 10). Займы осуществляются в форме выпуска государственных ценных бумаг, приносящих процент. Их доля в государственном бюджете, как правило, не превышает 10-20% всех доходов. К эмиссии бумажных и кредитных денег государство прибегает, когда его доходы не покрывают расходов.
 
 Рис. 9.4
  С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач.
  Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица.
  Налоги разделяют на прямые, которые взимают непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.
  Данные по распределению прямых и косвенных налогов приводятся в табл. 9.1.
 Таблица 9.1. Прямые и косвенные налоги (% ко всем налоговым поступлениям, 1998 г.) Страна Прямые Косвенные США 95,5 4,5 Япония 59,6 40,4 Великобритания 59,4 40,6 Германия 42,5 57,5 Франция 37,3 61,9 Основные виды прямых и косвенных налогов в зависимости от источников изъятия отражены на рис. 9.4.
  Как правило, в бюджет центрального (федерального) правительства поступают налоги на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, подоходный налог на физических лиц и на прибыль предприятий. В местные бюджеты республик, краев, областей в России, например, собираются налоги на имущество предприятий, за использование природных ресурсов, на имущество физических лиц, за право торговли, земельный налог, курортный сбор и ряд других.
 * К главным налогам по российскому законодательству, пересмотр которого происходил в 2000 г., отнесены:
 o налог на прибыль предприятий,
 o налог на добавленную стоимость (НДС),
 o подоходный налог с физических лиц.
 o таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары,
 o фискальные монопольные налоги - на товары массового спроса, а также транспортные, коммунальные и культурные услуги.
  Основные направления использования государственных расходов приведены на рис. 9.4.
 * Расходы на экономику и социальные потребности производятся путем государственных закупок и трансфертных платежей.
 o Закупая товары и услуги, государство осуществляет перераспределение ресурсов от частного к общественному потреблению.
 o Используя другой вид расходов - трансфертные платежи (трансферт означает в переводе с английского "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары. Этим же целям служат и дотации (субсидии).
  Идеальное состояние государственного бюджета, когда достигается баланс доходной и расходной части, бывает довольно редко. В большинстве стран на практике расходы государственного бюджета превышают доходы (то есть бюджет сводится с дефицитом).
  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.
  Дефицит обычно бывает обусловлен либо общим спадом производства, либо завышенными расходами на социальные программы, либо возросшими расходами на оборону, либо выполнением государством других функций. Снижение бюджетного дефицита стало для правительства большинства стран необходимым инструментом регулирования экономики.
  Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. В среднем в государственных бюджетах они составляют 10-20% от общего объема государственных бюджетов. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают. Так, например, в Японии в 1999/2000 финансовом году дефицит вырос до 43%.
  Значительно реже бюджетные доходы превосходят расходы, то есть имеют место излишки денег в бюджете, и тогда он становится профицитным.

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу