<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Бюджетный профицит представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов над расходами.
  При недостатке средств (от сбора налогов и эмиссии бумажных денег) для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к заимствованию - внутреннему (то есть деньги одалживаются у граждан и организаций своей страны) или внешнему (то есть деньги берутся в долг у иностранных государств и финансовых организаций). Помимо основной суммы по долгам выплачиваются проценты. И крупные долги, и избыточная денежная эмиссия ведут к негативным последствиям: в результате дополнительного выпуска в оборот бумажных денег усиливается инфляция (см. тему 10), а внутренние и внешние заимствования ведут к наращиванию государственного долга.
  Государственный долг - общая сумма задолженности правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.
 * В зависимости от сроков, на которые предоставляются денежные средства, долговые обязательства подразделяются на:
 o краткосрочные (до одного года);
 o среднесрочные (от одного года до пяти лет);
 o долгосрочные (от пяти до тридцати лет).
  В настоящее время в большинстве стран растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Например, это может быть уменьшение расходов на военные нужды, конверсия в оборонной промышленности, сворачивание социальных программ, приватизация низкорентабельных предприятий госсектора.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и ВНП
  Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).
  Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью: либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.
  В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Оно показано на рис. 9.5. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы, с тем чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.
 
 Рис.9.5
  В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, сокращая таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.
 * Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются:
 o расширение круга налогоплательщиков;
 o увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги;
 o повышение ставок налогов.
  В период спада налоги снижают, увеличивая возможность активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке.
  Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.
  ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.
  Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов:
 .
  Мультипликатор государственных расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:
  1
 MPG = ------------ ,
  1 - c
 где MPG - мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.
  С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.
 GDP = MPG x G,
 где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.
  Вторым главным компонентом госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.
  Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.
 * Например, к данной функции относятся:
 o предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности),
 o снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники,
 o установление более высоких налогов на сверхприбыль.
  Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства - в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.
 * По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам:
 
 o прогрессивный налог,
 o пропорциональный налог,
 o регрессивный налог.
  Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).
  Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.
  При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.
  Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.
  При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.
  Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.
  Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное - в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС).
  Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.
 * В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:
 o подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
 o деформирование и торможение процесса производства,
 o снижение трудовой активности,
 o рост теневой экономики,
 o массовая практика уклонения от налогов,
 o сокращение поступлений в госбюджет.
  Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х гг., когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.
  Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.
  Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис. 9.6).
 
 Рис. 9.6
  Значение налоговой ставки Х0 таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умах. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Х0 - не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны - ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства.
  Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
  Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.
  Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями. Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной по основным инструментам, с помощью которых она воздействует на хозяйственную ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной (фиск - латинское олово, оно означает корзину, в которой хранили деньги древнеримского легиона).
  Бюджетно-финансовая политика - это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.
  Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
 * Оно делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном изменяя государственные расходы и налоги.
 * Например, путем уменьшения сбора налогов с населения можно повысить такой компонент совокупного спроса, как потребительские расходы.
 * Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного спроса.
 * Третий компонент совокупного спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты бюджетно-финансовой политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.
  Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики - дискреционной и недискреционной (автоматической). Они показаны на рис. 9.7.
 
 Рис. 9.7
  Первая - дискреционная форма бюджетно-финансовой политики - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.
  Дискреционная бюджетно-финансовая политика - сознательное изменение налогов и расходов, осуществляемое правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики.
  Вторая - недискреционная форма бюджетно-финансовой политики - имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов", к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий. Так, в период процветания экономики вследствие роста доходов налоговые поступления автоматически возрастают (при прежних ставках), что, в свою очередь, сдерживает экономический подъем. В период спада при сокращении ВНП налоговые поступления автоматически сокращаются, и эти сокращения удерживают спад.
  Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов - ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.
  Недискреционная бюджетно-финансовая политика основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер.
  Встроенные стабилизаторы - экономические механизмы, такие как подоходный налог, пособия по безработице, которые являются частью системы государственных финансов и которые автоматически смягчают реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.
  Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов.
  Первый вариант исходит из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без дефицита. При этой сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. Использование этого варианта, однако, ограничивает возможности бюджетного регулирования как составной части государственного воздействия на экономические процессы.
  На практике использование принципа сбалансированности бюджета может способствовать углублению экономических противоречий. Так, в условиях экономического спада в связи со снижением уровня производства и доходов обостряется проблема бюджетного финансирования. Это вызвано тем, что налоговые поступления обнаруживают тенденции к падению. В подобной ситуации власти должны либо повысить налог, либо понизить государственные расходы, либо прибегнуть к сочетанию обеих этих мер. В результате их действия совокупный спрос сократился бы, что неизбежно повлекло бы за собой дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Обеспечение сбалансированного бюджета с помощью финансирования его дефицита за счет денежной эмиссии изоляционного характера привело бы лишь к номинальному росту налоговых и других поступлений в бюджет. Они были бы "съедены" инфляционным ростом цен. А реальные доходы государства понизились бы и, как следствие, усугубились финансовые трудности экономики в целом.
  Второй вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в первом варианте), а за любой определенный отрезок времени, например в течение экономического цикла. При использовании этого концептуального подхода происходит увязка государственной бюджетно-финансовой политики с политикой антикризисного регулирования. Taк, для расширения рыночного спроса в условиях спада правительство принимает меры по снижению налогов и одновременно увеличивает бюджетные инвестиционные расходы. Сознательно расширяя дефицит бюджета, власти используют инфляционные методы. В условиях подъема они, наоборот, повышают налоги и снижают бюджетные расходы (прежде всего, на инвестиции), тем самым противодействуя выходу инвестиций за рамки платежеспособного спроса. Подобный подход также имеет свои минусы, поскольку продолжительность и интенсивность подъемов и спадов, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, мешает оптимальному согласованию бюджетно-финансовой политики государства и антикризисного регулирования.
  В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.
  Подобная трактовка исходит из того, что макроэкономическая стабильность означает устойчивый экономический рост, который сопровождается автоматическим увеличением налоговых поступлений. И как его следствие происходит самоликвидация бюджетных дефицитов. Согласно принципам третьего варианта, при возникновении дефицитов их можно ликвидировать путем повышения налогов или привлечения займов. Однако в этом случае долг будет возрастать. Но в условиях опережающего накопления кредитных ресурсов для финансирования бюджета макроэкономическую стабильность удается сохранить.
  В развитых рыночных экономиках сегодня преобладает использование второго и третьего вариантов бюджетно-финансовой политики. Это значит, что большинство государств проводят курс на допущение финансовых дефицитов. Так, во многих западных странах с 1970-х гг. проводится политика таргетирования (от английского "таргет" - цель). Ее суть сводится к установлению максимально допустимых размеров бюджетных дефицитов по отношению к валовому внутреннему продукту не выше 3%. В отличие от стран Европейского сообщества США с 1998 г. перешли к профицитному бюджету.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Важнейшие термины и понятия
 9.1. Государство в экономическом кругообороте. Государственные финансы
 государственные финансы косвенные налоги государственный бюджет бюджетный дефицит налоги бюджетный профицит прямые налоги государственный долг 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и ВНП
 мультипликатор государственных расходов регрессивный налог прогрессивный налог кривая Лаффера пропорциональный налог 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
 бюджетно-финансовая политика дискреционная бюджетно-финансовая политика недискреционная бюджетно-финансовая политика встроенные стабилизаторы К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Вопросы для повторения и задания
 1. Что такое государственный бюджет?
 2. По каким показателям можно судить о бюджете страны?
 3. Какова структура расходов государственного бюджета?
 4. Объясните понятие мультипликатора государственных расходов.
 5. Каковы основные виды бюджетных доходов?
 6. Что такое налоги?
 7. Назовите основные виды прямых и косвенных налогов.
 8. Что показывает кривая А. Лаффера?
 9. Объясните понятия бюджетного дефицита и профицита.
 10. Как возникает государственный долг и каковы формы его покрытия?
 11. Охарактеризуйте основные варианты формирования бюджетно-финансовой политики.
 12. Какое воздействие оказывают государственные финансы на формирование рыночного спроса?
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Литература
 Основная
 1. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 32, с. 288-301, гл. 28, с. 246-247.
 2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 16, с. 271-290.
 3. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 10, с. 258-269.
 4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 16, с. 369-413.
 5. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - Гл. ХIII, с. 239-257.
 Дополнительная
 1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 10, с. 214-219, гл. 12, с. 251-272, гл. 18, с. 391-410.
 2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 21, с. 377-395, гл. 28, с. 512-540.
 3. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 27, с. 578-605.
 4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 1997. - Гл. 25, с. 271-279.
 5. Курс экономики. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М: ИНФРА-М, 1997, сс. 389-410. 431-482.
 6. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Д.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - с. 59-121, 146-175, 199-223.
 7. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: БЕК, 1997. - с. 3-7, 12-16, 147-207.
 8. Балабанов А.К. Финансы: Краткий курс. - СПб., 2000.
 9. Ковалева А.Н. Финансы: Учебное пособие - М., 2000.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 ТЕМА 10. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
 * 10.1. Сущность и функции денег.
 * 10.2. Количество денег, необходимое для обращения.
 * 10.3. Виды денег и показатели денежной массы.
 * 10.4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор.
 * 10.5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги.
 * 10.6. Денежно-кредитная политика.
 * Важнейшие термины и понятия.
 * Вопросы для повторения и задания.
 * Список рекомендуемой литературы.
 10.1. Сущность и функции денег
  Деньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмениваться на все другие товары.
  Деньги появились в глубокой древности в результате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделения труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в нем.
  Роль всеобщего эквивалента долгое время выполняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины XIX в. - только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах - металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой современной форме электронных денег.
  Бумажные деньги появились в ходе длительного процесса. Изначально их выпуск был связан с естественным стиранием металлических монет и преднамеренной их порчей государственной властью. Впоследствии бумажные деньги в качестве денежных знаков стали широко использоваться государством для покрытия своих расходов (бюджетных дефицитов). Причина обесценивания бумажных денег заключалась в том, что их количество не регулировалось и не ограничивалось реальными потребностями товарооборота.
  Кредитные деньги возникли в период развитого капитализма. Они стали обслуживать не только обмен товаров, но и функционирование (движение) капитала.
  Сущность денег находит свое непосредственное выражение в выполняемых пяти функциях, представленных на рис. 10.1.
 
 Рис. 10.1
  1. Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. На рынке цены могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложения).
  2. В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Участие денег в обмене составляет лишь момент обращения (оно мимолетно). Поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.
  3. Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.
  4. Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой функция деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накопление и сбережение денежных средств как капитала стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму можно употребить на инвестиции (то есть ее капитализировать). Предприниматель любой эпохи заинтересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их накопление в виде золота, иностранной валюты, недвижимости, ценных бумаг.
  5. В функции мировых денег (то есть в качестве международных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как покупательное средство деньги используются при покупке товаров с их оплатой наличными.
 * Таким образом, деньги воплощают в себе часть общественного богатства, переносимую из одной страны в другую.
 o Для расчетов между странами сегодня применяется система резервных валют и валютных клирингов. Резервные валюты представлены теми национальными денежными единицами, которые выполняют роль мировых денег (например, доллар США, марка Германии, иена Японии). Для безналичных расчетов между странами на основе взаимного зачета требований используются валютные клиринги.
 o В качестве мировых денег выступают и расчетные денежные единицы, например учрежденные Международным валютным фондом (МВФ) специальные права заимствования (СДР) или ЭКЮ - региональная расчетная единица в Европейском экономическом союзе. В 1999 г. в ЕС была введена новая денежная единица - евро, переход на которую осуществлен до 2002 г. Стоимость расчетных единиц исчисляется на основе корзины валют как их средневзвешенная величина.
  В современной рыночной экономике функции денег претерпели видоизменения. Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий и глобальный характер. Таким образом, все без исключения товары, услуги, природные и интеллектуальные ресурсы, а также труд и способности людей оцениваются сегодня в денежной форме.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 10.2. Количество денег, необходимое для обращения
  Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций.
  Форма организации денежного обращения в той или иной стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, представлена денежной системой.
 * Денежная система включает в себя следующие элементы:
 o денежную единицу;
 o эмиссионную систему;
 o виды денег;
 o институты регулирования денежной системы.
  Денежной единицей является денежный знак, принятый в качестве меры стоимости (например, рубль или доллар).
  Эмиссионная система - это учреждение, регулирующее выпуск денег в обращение, то есть Центральный банк. В регулировании денежного обращения участвуют также Министерство финансов и кредитно-банковские учреждения страны. Например, в России право выпуска денег (денежной эмиссия) принадлежит Центральному банку РФ.
 * Видами денег, выступающими как законное средство платежа, являются:
 o наличные деньги - банкноты и металлические монеты;
 o безналичные деньги - то есть средства на счетах в кредитно-банковских учреждениях.
  В обращении РФ находятся банкноты достоинством в 5, 10, 50, 100 , 500 и 1000 руб.
  В экономически развитых странах наблюдается тенденция к постоянному росту масштабов безналичных расчетов. Так, в США в 1991-1999 гг. они увеличились в 1,8 раза, в Японии - в 1,5 раза. В России в те же годы сложилась иная ситуация - размеры безналичных расчетов сократились более чем вдвое. Главной причиной послужил экономический кризис и упадок товарного производства и обращения.
  Количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и платежа, определяется законом денежного обращения.
  Согласно этому закону, количество денег в обращении должно обеспечить соблюдение баланса между ним и стоимостью товаров и услуг, подлежащих реализации (с учетом их цен).
  Условия поддержания денежного обращения определяются взаимодействием двух факторов: потребностью экономики в деньгах и фактическим поступлением денег в оборот. Если в обращении будет больше денег, чем реально требуется хозяйству, то тогда деньги начнут обесцениваться, или иными словами, покупательная способность денежной единицы будет снижаться. Далее мы приводим общую формулу, определяющую количество денег в обращении (уравнение обмена) (рис. 10.2).
 
 Рис. 10.2
  Итак, на количество денег в обращения влияют разнообразные факторы, которые, в свою очередь, зависят от условий развития производства товаров и услуг. Потребность народного хозяйства в деньгах определяется изменением количества обращающихся товаров и услуг, а также уровнем и общей суммой цен товарной массы.
  Обратное влияние на количество денег, необходимых для обращения, оказывает степень развитости кредита: чем больше продают в кредит, тем меньше требуется денег в обращении. Такое же влияние на количество денег в обращении оказывает и размер безналичных (взаимопогашающихся) расчетов, или клирингов.
  Кроме того, количество денег в обращении обратно пропорционально скорости оборота денег. На практике скорость обращения среднегодовой денежной массы рассчитывают как отношение ВВП к среднегодовой денежной массе. Чем выше скорость оборота денег, тем меньше их надо для стабильного обращения, и наоборот. Значительному ускорению обращения денег способствуют информационные технологии в банковском деле, применение электронных платежей.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 10.3. Виды денег и показатели денежной массы
  У денег чрезвычайно много разновидностей. Они различаются и типом денежного материала, и способами обращения, и использованием, и учетом денежной массы, и возможностями превращения одних видов денег в другие. Выше мы уже говорили о наличных и безналичных формах денежных расчетов.
  Наличные деньги - те, что находятся на руках у населения и обслуживают розничный товарооборот, а также личные платежно-расчетные операции. Таким образом, наличность - это металлические и бумажные деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде. Наличность в монетной форме удобна в виде денежной мелочи, а также для использования в кассовых аппаратах и автоматах. Доля монетных денег в общей денежной массе постоянно снижается.
 
 Рис. 10.3
  Бумажные деньги обслуживают денежное обращение в форме банкнот (банковских билетов, выпускаемых Центральным банком страны) и казначейских билетов (они выпускаются государственным казначейством). Обе формы представляют собой государственные бумажные деньги. Бумажные деньги, как и разменная монета, постепенно теряют свое значение.
  Вторым видом денег являются безналичные деньги - это основная масса денежных средств на банковских счетах. Безналичные деньги также называют депозитными, или кредитными деньгами безналичного расчета. Они обслуживают оптовый товарооборот и платежно-расчетные операции между предприятиями, корпорациями и банками. Поскольку оптовый товарооборот в 3-3,5 раза превышает розничный, то депозитные деньги доминируют в общей денежной массе в обращении. Внедрение в банковскую практику компьютерной техники и новейших средств связи сопровождается дальнейшим сокращением сферы использования наличных денег. Так, например, наличными деньгами получают заработную плату в Англии всего 10% занятых, во Франции - менее 10, в Германии - около 5, в США - 1%.
  Наибольшее распространение среди средств безналичного денежного расчета имеют денежные чеки, а в последнее время - электронные деньги и их разновидность - кредитные карточки. Чек - это денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Основой чекового обращения служат депозитные вклады (отсюда и название - депозитные деньги). Таким образом, безналичные деньги на текущих счетах в банке с помощью чека легко превращаются в средство платежа.
  Электронные деньги - наиболее удобная и современная форма денежных расчетов. Она появилась благодаря внедрению новых технических средств в кредитно-банковскую систему. Компьютерная техника и новые системы связи быстро ускорили расчетные операции - например начисление и списание средств, переводы со счета на счет, начисление процентов и др. Они же внедрили новые носители информации посредством электронных сигналов, то есть без бумажных носителей. Электронные деньги постепенно вытесняют чеки и заменяют их кредитными карточками - средством расчетов, замещающим наличные деньги, а также средством получения краткосрочных ссуд в банках.
 * В целом, прогресс денежной системы той или иной страны проявляется двояко:
 o в виде сокращения доли налично-денежных расчетов в пользу увеличения доли безналичного оборота (наиболее показательным в этом отношении является американский финансовый рынок);
 o в форме развития самой системы - в направлении объединения в единое целое каналов обращения наличных и безналичных платежных средств (при котором право выбора способа расчетов остается за самим пользователем).
  В развитых странах на практике в настоящее время четко проявилась общая тенденция к переводу денежных расчетов на систему безналичных платежей. Например, в США около 90% всей стоимости сделок и товарно-денежного оборота охватывают расчеты без использования наличных денег.
 * В структуре денежного обращения России прослеживаются обратные тенденции:
 o удельный вес наличных денег увеличивается;
 o доля депозитных денег снижается.
  Так, в 1999 г. в массе денег, находящихся в обращении, на долю наличных денег приходилось 46% депозитных, соответственно 54%. Это связано со значительным сокращением общей суммы кредитных ресурсов (ссудного капитала) в результате инфляционного обесценивания, экономического кризиса и массовой утечки капитала за границу. Подобному соотношению наличных и депозитных денег способствовала и денежная эмиссия Центрального банка РФ. С ее помощью власти, финансируя бюджетные дефициты (особенно в период до 1997 г.), стремились пополнить массу наличных денежных средств в обращении в условиях нехватки депозитных денег. Отсюда недостаток средств обращения и платежа привел к развитию бартерной (обменной) торговли и кризису неплатежей.
  Денежная масса, или совокупность всех имеющихся в обращении денег, является важнейшим количественным показателем денежного обращения. Она включает несколько компонентов, которые выделяются на основании критерия их ликвидности.
  Под ликвидностью понимается та степень, в которой возможно (или невозможно) использовать денежные средства в качестве средства платежа. Денежное средство считается высоколиквидным, если его можно непосредственно использовать для платежей и расчетов или легко обратить в средство платежа. В соответствии с присущим им уровнем ликвидности отдельные виды денежных средств, образующих часть денежной массы, которая обращается в стране, объединяются в денежные агрегаты.
  Денежные агрегаты дают возможность анализировать количественные изменения денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также регулировать темпы роста и объем денежной массы. Каждый агрегат характеризуется определенными показателями состава и количества денежной массы. Наибольшее распространение получили денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4 и L. Их структура показана на рис. 10.4.
 
 Рис. 10.4
 * По мере возрастания индекса агрегата (агрегаты М0, М1, М2, ...) степень ликвидности входящих в данный агрегат компонентов убывает при возрастании их роли как средства сохранения ценности.
 o Агрегат М0 представляет собой наличные деньги - банкноты, разменную монету.
 o М1 включает агрегат M0 и средства на текущих счетах банков, то есть чековые вклады без указания сроков хранения.
 o Агрегат М2 объединяет М1 и срочные бесчековые сберегательные вклады в коммерческих банках (то есть вклада на определенный срок), а также краткосрочные государственные (казначейские) ценные бумаги (долговые обязательства со сроком хранения до года),
 o Агрегат М3 состоит из М2 плюс сберегательные вклады в специальных кредитных институтах и ценные бумаги - акции, облигации всех видов, обращавшиеся на денежном рынке.
 o В М4 входят М3, депозитные сертификаты в кредитных учреждениях (свидетельства о депонировании денежных средств) и другие долгосрочные кредитные обязательства.
 o В состав пятого денежного агрегата L (он был сформирован в США в 1980 г.) включены агрегат М3 плюс различные высоколиквидные средства, то есть легко превращаемые в наличные деньги - коммерческие ценные бумаги высокой степени надежности, краткосрочные государственные облигации и др.
  Агрегаты М0 и М1 измеряют массу денег в их функции средства обращения и средства платежа, агрегаты М2, М3, М4 и L - в их функции средства накопления.
  В разных странах для расчета совокупной денежной массы в обращении используется разное число денежных агрегатов. В США Федеральная резервная система использует четыре агрегата - М1, М2, М3 и L. В Японии и Италии также применяют четыре агрегата, в Германии - три, в Великобритании - пять, во Франции - 10.
  В России в практике финансового анализа и статистики только с началом рыночных реформ в 1990 г. стало применяться разделение денежной массы на агрегаты. Ныне учитывается около 20 компонентов денежной массы, которые объединяют в М0, М1, М2 и М3. М0 - это наличные деньги в обращении. М1, кроме М0, включает в РФ средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, а также депозиты населения в сберегательных банках до востребования и средства страховых компаний. М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация. М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 10.4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор
  Современная кредитно-банковская система является основным элементом рынка ссудного капитала. Ее развитие сопровождалось расширяющимся использованием кредитных денег как всеобщего эквивалента и замещением ими наличных денег. Уже в начале ХХ в. в структуре денежного обращения развитых стран доминировали кредитные (или депозитные) деньги, а со второй половины ХХ в. появились электронные деньги, использование которых расширяется с каждым годом (табл. 10.1).
 Таблица 10.1. Использование кредитных (депозитных) денег в структуре денежного обращения развитых стран, в % к итогу Виды денег 1815 г. 1872 г. 1913 г. 1970 г. 1998 г. Кредитные (депозитные) деньги (текущие счета в банках) 6 27 68 74 72 Наличные деньги (золото, серебро, банкноты, разменная монета) 94 73 32 26* 28* ИТОГО 100 100 100 100 100 Примечание. * только банкноты и разменная монета.
  Данные табл. 10.1 по наличным и депозитным деньгам (то есть средствам на текущих счетах в банках или вкладам без указания сроков хранения) развитых стран исчислялись по денежном агрегату М1. При расчете по агрегату M2, включающему кроме депозитных денег срочные сберегательные депозиты (то есть вклады на определенный срок), доля депозитных денег в 1998 г. была еще выше: она составляла 98%. В развитых странах доля агрегата М2 по отношению к ВВП была равна 75% (в том числе на депозитные деньги приходилось 68%).
  Денежное обращение в экономике тесно связано с функционированием кредитно-банковской системы. В целом, функция кредита в экономике состоит в том, что он разрешает противоречие между накоплением свободных денежных средств и их эффективным использованием. "Бездействие" денег противоречит законам рынка, поскольку означает омертвление части капитала. Кредит же дает возможность решить это противоречие. Он аккумулирует свободные средства и сбережения предприятий, населения и государства, которые затем используются в качестве ссудного капитала для развития хозяйства. Кроме того, в функцию кредита входит обслуживание государства и населения для покрытия части государственных и потребительских расходов. Кредит также ускоряет процессы концентрации и централизации капитала в различных формах, в том числе в современных условиях - в форме финансово-промышленных групп и сверхмощных банковских монополий.
  Кредит представляет собой движение денежного капитала, отдаваемого в ссуду на условиях его возврата за плату в виде процента.
  Он является частью совокупного общественного капитала. Сегодня кредит выступает как решающий источник финансирования процесса воспроизводства и экономического роста. В капитале современных корпораций происходят изменения в структуре - доля заемных средств (ссудного капитал) быстро растет за счет снижения удельного веса собственного капитала.
  Развитие кредитных денег сопровождается ростом и совершенствованием кредитно-банковской системы. Роль банковских учреждений в экономике, особенно современной, трудно переоценить. Они регулируют денежное обращение через количество наличных и безналичных денег и ускоряют своим посредничеством оборот капитала. Они также влияют на процентную ставку, предложение денег и деловую активность в стране. Современные банки - это финансовые посредники, извлекающие прибыль на денежном рынке. На рис. 10.5 показаны основные институциональные сектора современной кредитно-банковской системы.
 
 Рис. 10.5
  Такая структура типична для стран с развитой экономикой. Основная часть операций приходится на коммерческие банки - половина и более. Кроме того, отмечается значительное повышение в последние полстолетия роли страховых и пенсионных фондов, инвестиционных банков и финансовых компаний.
  В России система коммерческих банков находится в процессе становления. На конец 1990 г. насчитывалось всего около 1,3 тыс. банков (из-за разрушительного влияния кризиса, особенно после 17 августа 1998 г.), а количество предоставляемых ими услуг исчислялось в 30-35 против 110-130 в западных странах. Таким образом, в России многие сектора кредитно-банковской системы или недостаточно развиты, или вовсе отсутствуют, в том числе практически нет инвестиционных и ипотечных банков, трастовых институтов, благотворительных фондов.
  Функции различных секторов кредитно-банковской системы существенно специализированы. Основными в этой системе являются Центральный банк (ЦБ) и сеть коммерческих банков.
  Центральный банк - это "банк банков". Он организуется правительством и имеет дело не с населением, а с коммерческими банками. Основная функция ЦБ - функция предохранения кредитно-банковской системы от кризисов и регулирование (через предложение денег) общей экономической ситуации в стране.
 * В другие функции ЦБ входят:
 o ведение операций правительства (ЦБ как банкир правительства),
 o эмиссия денег,
 o контроль за деятельностью коммерческих банков,
 o регулирование количества денег в стране,
 o поддержание стабильности национальной валюты,
 o управление государственным долгом.
  Коммерческие банки по специальной лицензии от ЦБ принимают вклады от населения и предприятий, а также предоставляют кредиты своим заемщикам. Главная цель коммерческих банков - получение прибыли, поэтому они стремятся к расширению спектра своих услуг. Основным источником прибыли является разница между получаемым и выплачиваемым процентом.
  Помимо кредитных операций коммерческие банки осуществляют платежно-расчетные операции, которые по своим масштабам явно доминируют в их деятельности. Немалую роль играют также так называемые забалансовые операции: управление пакетами акций, консультирование, бюджетное и налоговое планирование и ряд других операций, которые приносят банкам солидные доходы.
  Операции кредитно-банковских учреждений можно охарактеризовать на примере баланса коммерческих банков.
 * Их баланс состоит из двух частей:
 o активов (кредит), находящихся в левой части и показывающих, как именно банки используют полученные средства;
 o пассивов (дебет), расположенных в правой части баланса, в которые вносятся привлеченные банками денежные средства.
  Активы состоят из кассовой наличности, учета и ссуд, межбанковских депозитов, инвестиций и ценных бумаг, недвижимости и других объектов вложения средств.
  Пассивы (то есть обязательства банка перед вкладчиками) представлены всеми денежными требованиями клиентуры к банку, главным образом в форме депозитов (вкладов), а также эмиссией и размещением ценных бумаг (банковских облигаций) и межбанковским кредитом.
  Если в развитых странах 50-60% ссудного капитала функционирует в сфере материального производства, то в России положение иное. Здесь основная масса кредитных ресурсов банков направляется в сферу обращения, покупку государственных ценных бумаг (облигаций, сертификатов) и т.п. В активных операциях банков доминирует краткосрочный кредит, а на долгосрочные займы приходится всего 13-15%. Развитие российской кредитно-банковской системы серьезно сдерживается отсутствием законов о гарантиях банковских вкладов, возврата кредита.
  Функционирование кредитно-банковской системы связано с действием денежного мультипликатора, который показывает возможности увеличения банками кредитных ресурсов, а значит и увеличения денежной массы. Суть операций по созданию новых денег заключается в том, что прирост депозитов в одном банке открывает возможности выдачи за их счет новых кредитов в другом банке (за вычетом обязательных резервов). Получатели этих новых кредитов, в свою очередь, могут поместить их в следующий банк, который, повторив те же операции, также получит возможность выдавать новые кредиты (за вычетом обязательных резервов) и т.д. В табл. 10.2 продемонстрирована цепь создания депозитных денег (в единицах). Прежде чем объяснить, как банк создает деньги, рассмотрим основные понятия. Фактические резервы (сумма средств внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредита) или обязательства банка (в табл. 10.2 - это 1) представлены обязательными (2) и избыточными резервами (3).
 Таблица 10.2. Как банки создают деньги Банки 1. Обязательства 2. Обязательные резервы (при норме обязательных резервов в 20%) 3. Избыточные резервы (прирост кредитных ресурсов (1.-2) 4. Деньги, которые могут быть отданы в ссуду (=3) А 100000 20000 80000 80000 Б 80000 16000 64000 64000 В 64000 12800 51200 51200 Г 51200 10240 40960 40960 Другие банки 204800 40960 163840 163840 Общее количество созданных денег 400000 Обязательные резервы - это минимальный размер вклада, который по законодательству коммерческий банк должен держать в ЦБ. Центральный банк также устанавливает норму обязательных резервов, или резервную норму (в табл. 10.2 она составляет 20%).
  Избыточные резервы представляют собой кассовую наличность банка, которую банк может отдать в ссуду (4). Таким образом, обязательные резервы коммерческого банка - это лишь частичные резервы. Они значительно меньше обязательств (I) и избыточных резервов (3). Обязательные резервы служат средством, с помощью которого ЦБ может контролировать коммерческие банки и воздействовать на их способность к кредитованию. Естественно, что обязательные резервы не являются фондом ликвидности коммерческих банков, на которые те могли бы опереться в критической ситуации.
  Вернемся к табл. 10.2 100000 денежных единиц депозитов (вкладов) в виде наличных сверх установленной Центральным банком нормы резервов в банке А приводят к многократному увеличению депозитов во всей банковской системе. При норме резервов в 20%, указанной в табл. 10.2, депозиты расширяются в отношении 5:1. Таким образом, банковская система может мультиплицировать (множить) предложение денег в стране.
  Формула денежного мультипликатора выражается следующим образом:
  1
 денежный мультипликатор = ------------------------------------------------.
  требуемая резервная норма
  Способность банков создавать депозитные деньги используется для управления денежной массой в стране и для влияния на деловую активность. С помощью денежного мультипликатора можно рассчитать общую сумму денежной массы при изменении нормы обязательных резервов. Для того чтобы определить максимальное количество денег на текущем счету, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов, следует умножить избыточные резервы на денежный мультипликатор:
 максимальное увеличение денег на текущих счетах = избыточные резервы х денежный мультипликатор.
  Прибыль банков складывается как разница между доходами (от учетно-ссудных операций, инвестиций в ценные бумаги, расчетных и забалансовых операций) и расходами (по депозитам, полученным кредитам, операционным и административным издержкам).
  О величине банковской прибыли можно судить по данным об отношении чистой прибыли (то есть после уплаты налогов) к активам. В конце 1990 гг. оно составляло в США 3,42%, в - Японии 1,51, в Германии - 1,95%. В России из-за относительной нехватки ссудного капитала и повышенного спроса на него ссудный процент был много выше (ставка рефинансирования ЦБ - до 33%. Этим объясняется более высокая норма банковской прибыли по сравнению о зарубежными банками. Для стабильности кредитно-банковской системы первостепенное значение имеет проблема ликвидности, то есть способности банков своевременно и в полном объеме покрывать свои обязательства перед кредиторами. Для этого активы и пассивы банков должны быть четко сбалансированы, что обеспечивает соблюдение оптимального соотношения между ними.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 10.5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
 * Состояние денежного рынка определяется двумя факторами:
 o 1) потребностью экономики в деньгах (то есть спросом на них) и
 o 2) фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением).
  Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведет к обесцениванию денег - понижению их покупательной способности.
  Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства.
 * В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта:
 o Центральный банк,
 o система коммерческих банков,
 o население.
  Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных). Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения и сокращая предложение при его повышении. Таким образом, изменение процентной ставки влияет на капиталовложения и инвестиционную активность в целом. Аналогичным образом на предложение денег влияют операции по купле-продаже ценных бумаг: скупая их, банк увеличивает количество денег в обращении, и наоборот.
  Если для краткости изложения всю денежную массу представить как сумму наличных денег и депозитов (не делая различия между разными вкладами), то модель денежного предложения будет выглядеть следующим образом. В реальной экономике помимо наличных денег часть доходов экономические субъекты переводят во вклады (депозиты) коммерческим банкам. Те же (как было показано в разд. 10.4) получают возможность выдавать кредиты, вызывая таким образом процесс мультипликативного (нарастающего) расширения денежной массы.
  В предложении денег важную роль играет денежная база - та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк.
 * Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются:
 o золотовалютные резервы,
 o ценные бумаги,
 o кредиты коммерческим банкам.
  Входящие в денежную базу обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами называют деньгами высокой эффективности.
  Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной - от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Коэффициент депонирования и норма резервирования (избыточных резервов) являются убывающими функциями от ставки процента (поскольку рост процентной ставки вызывает снижение величины избыточных резервов в силу привлекательности кредита для коммерческих банков). Для населения рост процентной ставки повышает привлекательность депозитов и приводит к уменьшению доли наличных денег.
 * Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием:
 o размера денежной базы;
 o соотношения резервы - депозиты;
 o соотношения наличность - депозиты.
  Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину денег (в соответствия со своими возможностями). Значит, спрос на деньги - величина достаточно строго фиксированная.
  В экономической науке анализ денежного спроса отдельными экономистами и их последователями проводится в соответствии с их концепциями спроса на деньги.
 * Наиболее известны:
 o классическая концепция (выделяет только трансакционный спрос на деньги, то есть спрос со стороны сделок),
 o теория Дж. М. Кейнса,
 o модели У. Баумоля - Дж. Тобина.
  В двух последних спрос на деньги рассматривается с точки зрения оптимизации денежного запаса экономического субъекта.
  В портфельных теориях (учитывая, что деньги являются одним из важнейших видов активов) спрос на деньги увязан со спросом на остальные важнейшие активы. Среди этого направления анализа спроса - монетаризм. Одним из первых функцию денежного спроса, в которой деньги выступают как вид среди широкого набора активов, предложил М. Фридман. По Фридману, спрос на деньги есть функция пяти переменных: уровня цен, доходности по акциям и облигациям минус инфляция, инфляции, совокупного богатства, исчисленного в соответствии с концепцией перманентного дохода. Характер влияния на денежный спрос очевиден: рост уровня цен ведет к росту спроса на реальные денежные остатки, и наоборот. Рост инфляции ведет к снижению реальной ценности денег и росту ценности реальных благ, что порождает "бегство от денег".
 * Как правило, в настоящее время различают три вида спроса на деньги:
 o спрос на деньги со стороны сделок,
 o спрос на деньги со стороны активов,
 o общий спрос на деньги (объединяющий два первых вида).
  Спрос на деньги со стороны сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий - для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей.
 * Это количество денег определяется стоимостью ВНП. Спрос на деньги со стороны сделок, таким образом, изменяется пропорционально стоимости ВНП.
 * На количество денег, необходимых для сделок, также влияет скорость их оборота: чем быстрее деньги оборачиваются, тем большее количество сделок они успевают обслужить, и тем меньше их потребуется для сделок. Например, при трех оборотах в год каждой денежной единицы количество денег для сделок будет втрое меньше, чем сумма товаров и услуг по стоимости. Отсюда формула денежного обращения, определяющая количество денег в обращении:
 .
  Итак, денег в обороте должно быть не больше, но и не меньше необходимого количества.

<< Пред.           стр. 8 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу