<< Пред.           стр. 81 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу

 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - выраженные в конституции конкретного
 государства общие основополагающие начала, определяющие содержание
 общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового
 регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю
 государства в целом (т.н. "основы конституционного строя"), так и к его
 отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система,
 правовой статус человека и гражданина, территориальная организация
 государства, экономическая система и т.д. К.п. подчиняют себе логически и
 юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие за"
 конов. В РФ в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. основы
 конституционного строя составляют следующие К.п.: республиканская форма
 правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость
 прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в ряде государств • один из главных источников
 конституционного права. В одних государствах (страны французского языка,
 Румыния и др.) К.з. - это закон, вносящий изменение в конституцию, в
 других (РФ, Казахстан и др.) К.з. принимаются по вопросам, предусмотренным
 конституцией. В первом случае процедура принятия К.з. совпадает с
 процедурой изменения конституции, во втором случае К.з. принимается в
 специальном усложненном порядке, обычно отличающемся от процедуры
 изменения конституции. В отдельных странах К.з. называются законы,
 составляющие в совокупности конституцию данного государства (например, в
 Швеции - Акт о престолонаследии 1810г.. Форма правления 1974 г.. Акт о
 свободе печати 1949 г.). См. тж. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - см КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - особый вид правоохранительной деятельности в
 государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных
 нормативных актов конституции данного государства. К.н. может
 осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США,
 Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония); б) верховным судом,
 являющимся высшей судебной инстанцией (например, Австралия, Боливия,
 Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария); в) специальными
 конституционными судами, для которых К.н. является их главной функцией
 (РФ, Австрия, ФРГ, Италия, Турция, Кипр); г) особым органом несудебного
 характера (например. Конституционный совет во Франции); Объектами К.н.
 
 могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры,
 регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех
 государствах, где отсутствует система административной юстиции). В
 федеративных государствах к объектам К.н. относятся тж. вопросы
 разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По
 содержанию К.н. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных
 правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или
 материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с
 точки зрения соответствия их смыслу конституции), а тж. абстрактным
 (осуществляется по инициативе к.-л. из уполномоченных субъектов без
 конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с к.-л.
 
 конкретным судебным делом). В практике современных государств применяется
 последующий К.н., когда проверке подвергаются законы, принятые и
 вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ), или предварительный - проверке
 подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (в Швеции,
 Финляндии). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых др. странах К.н.
 
 подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. Орган,
 осуществляющий К.н., может признать противоречащими конституции либо весь
 закон, либо его часть, эти нормы теряют свою юридическую силу и перестают
 применяться судами и другими государственный органами.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПОСЛЕДУЮЩИЙ - см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ - см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС -1) в широком смысле - вся деятельность высших
 органов государственной власти, протекающая в формах, установленных
 нормами конституционного права, а тж. процесс развития и
 усовершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном
 обществе или в мире в целом; 2) в узком смысле - урегулированная
 процессуальными нормами конституционного права деятельность
 конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по
 рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о
 конституционных правонарушениях. В этом случае применим тж. термин
 "конституционно-судебный процесс".
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - см РЕФЕРЕНДУМ.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ - особый квазисудебный орган конституционного
 контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. К. с.
 
 рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона,
 административного акта или иного мероприятия не путем обсуждения по
 правилам судебной процедуры, а посредством обсуждения доклада,
 представленного одним из членов Совета по данному вопросу (т. н. "система
 досье"). К. с., подобно конституционному суду, формируется, как правило,
 на смешанных началах: часть членов назначается президентом республики,
 часть председателями палат парламента или иными органами.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ-представленная в соответствующих структурах
 государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного
 Закона и другими конституционно-правовыми актами система основополагающих
 общественных отношений. К. с. - это единый государственно-правовой
 организм, который базируется на определенной форме общественных отношений,
 закрепленный нормами Конституции. Он характеризуется рядом черт и
 особенностей, которые обусловлены конкретно-историческим стечением
 обстоятельств. Важнейшие из них указаны в преамбуле Конституции 1993 г
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - в ряде государств . особый орган, единственной или
 главной функцией которого является осуществление конституционного надзора.
 
 Впервые был учрежден в Австрии в 1920 г. С тех пор этот институт получил
 широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а тж. был воспринят
 некоторыми странами Азии, Африки и Америки. В отличие от обычных верховных
 судов, К. с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах
 (РФ) К.с. считается судом особой категории и входит соответственно в
 судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) -
 особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К.с. либо
 избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой
 государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентами и другими
 органами власти и юстиции (например, в Италии К.с. в равных долях
 назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с
 осуществлением конституционного надзора К.с. в различных странах имеет
 право толкования конституций, решает вопрос, соответствует ли конституции
 деятельность политических партий, рассматривает споры о компетенции и т.д.
 
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - судебный орган конституционного контроля,
 самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством
 конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. в целях защиты основ
 конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,
 обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей
 территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности К.с. РФ
 определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О
 Конституционном Суде РФ" от 12 июля 1994 г. К.с. РФ разрешает дела о
 соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов
 Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ,
 конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
 относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному
 ведению, договоров между органами государственной власти РФ и субъектов
 РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не
 вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о
 компетенции между федеральными органами государственной власти, между
 органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами
 государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение
 конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет
 конституционность закона, примененного или подлежащего применению в
 конкретном деле; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о
 соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в
 государственной измене или совершении иного тяжкого преступления:
 выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. К.с.
 
 РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом
 Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет.
 
 гневными принципами деятельности К.с. РФ являются: независимость,
 коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОГРАНИЧЕНИЕ - см. ОГРАНИЧЕНИЕ
 КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД.
 
 КОНСТИТУЦИЯ (лат. constitutio - установление, устройство) - Основной Закон
 государства, выражающий в сжато-концентрированной форме волю
 господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы
 общественного и государственного строя, права и свободы человека и
 гражданина. К. - первичный политический и правовой документ государства.
 
 Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую
 форму существования общества, систему государственных органов,
 устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования,
 закрепляющий права и свободы гражданина. Когда цели, намеченные в К.,
 достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда
 возникает необходимость в принятии новой К. К. - наивысшая правовая форма,
 в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы
 конституционного строя, основы государственно-правового регулирования
 качественных общественных связей и отношений государственной власти.
 
 Нередко ее положения имеют прямое действие, т.е. не требуют для реализации
 непременной "расшифровки", конкретизации в соответствующих правовых актах
 (такова нынешняя Конституция РФ). Роль конституции как юридического
 документа весьма велика. Она - основа всего законодательства страны,
 наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства
 принимаются в точном соответствии с ее положениями. Нарушения
 конституционных положений являются очень серьезными правонарушениями. В РФ
 вопросы соответствия тех или иных действий, правовых актов Конституции
 рассматривает Конституционный Суд РФ. Принято различать понятия
 юридической и фактической К. Юридическая К. - это определенная система
 правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений.
 
 Фактическая К. - это сами такие отношения, т.е. то, что реально
 существует. По форме К. делятся на кодифицированные, некодифицированные и
 смешанного типа. Кодифицированной является К., представляющая собой единый
 писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера.
 
 Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К.
 
 является немодифицированной. К. смешанного типа включают в себя не только
 парламентские законы и судебные прецеденты, но тж. обычаи и доктринальные
 толкования, т.е. являются частично писаными. По способу внесения в них
 изменений К. делятся на гибкие и жесткие. Гибкие К. могут быть изменены
 путем принятия обычного закона, а жесткие - только путем специальной
 усложненной процедуры, требующей, как правило, квалифицированного
 большинства голосов членов парламента, а иногда тж. проведения референдума
 для утверждения поправок к К., ратификации этих поправок определенным
 числом субъектов федерации" т.п.
 
 КОНСТИТУЦИЯ НАРОДНАЯ - см НАРОДНАЯ КОНСТИТУЦИЯ.
 
 КОНСТИТУЦИЯ ОКТРОИРОВАННАЯ - см ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ.
 
 КОНСТИТУЦИЯ ПЕРВАЯ В МИРЕ ПИСАНАЯ - см. ПЕРВАЯ В МИРЕ ПИСАНАЯ КОНСТИТУЦИЯ.
 
 
 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. - основной закон Российской
 Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на
 всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137
 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ
 содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского
 общества. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и
 основополагающие устои общества, конституция служит правовой базой для
 текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и
 конкретизируются положения конституции. При этом конституционные нормы
 сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к
 нормам текущего законодательства. Стабильность и долговечность конституции
 как Основного Закона российского государства обусловлены двумя
 обстоятельствами. 1. В силу абстрактного содержания ее положений, она не
 подвержена частым изменениям. 2. Жесткая процедура по внесению в нее
 изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и
 жизнеспособности, (см. КОНСТИТУЦИЯ РФ: ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК). Поэтому все
 текущее законодательство и правовые предписания властных структур
 государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те же
 из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат
 отмене или их действие временно приостанавливается. Конституция 1993 г.
 
 представляет собой нормативно-правовой акт, закрепляющий и определяющий
 основные права и свободы человека и гражданина, основы общественного и
 конституционного строя РФ, национально-государственное устройство и
 административно-территориальное деление страны, систему государственной
 власти и местное самоуправление. Как и всякий правовой акт. Конституция
 обладает его характеристиками. Это содержащиеся в ней нормы права, которые
 носят общеобязательный характер. Как и всякий иной нормативно-правовой
 акт. Конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы
 действуют независимо от их выполнения. Наконец, их действие обеспечивается
 принудительной силой государства. Конституция, будучи Основным Законом
 государства, базируется на государственной воле российского общества.
 
 Поэтому се можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления
 общеобязательной воли народов Российской Федерации. Конституция обладает
 высшей юридической силой, юридическим верховенством. Это означает, что все
 иные нормативно-правовые акты, включая законы и указы президента, должны
 соответствовать Основному Закону (что и закреплено в статье 4 К. РФ 1993
 г.). Конституция является базой всего текущего законодательства и служит
 источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные
 нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует
 основополагающие положения Конституции в соответствующей сфере правовой
 жизни общества, детализируя конституционные нормы лишь и рамках их
 специфического содержания и не выводя свои предписания за границы
 конституционных норм. Конституцию 1993 г. характеризует особый порядок
 принятия и внесения поправок и изменений. Впервые в истории России
 Конституция была принята в результате всенародного голосования
 (референдума) 12 декабря 1993 г. Особый порядок внесения поправок и
 изменений в Конституцию состоит в том, что для принятия федерального
 закона, вносящего изменение или дополнение в текст Основного Закона,
 требуется квалифицированное большинство 2/3 голосов общего числа депутатов
 Государственной Думы и членов Совета федерации -палат
 ФедеральногоСобрания. Для принятия же обычных законов достаточно простого
 большинства (50% плюс один голос) от общего числа депутатов российского
 парламента.
 
 КОНСТИТУЦИЯ РФ: ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК - поправки в Конституцию РФ могут быть
 внесены только в главы 3- 8 в порядке, предусмотренном для принятия
 Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения
 органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РФ.
 
 Положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены
 Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положении глав 1,2 и
 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа
 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в
 соответствии с Федеральным конституционным законом созывается
 Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции
 РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается
 Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов
 или выносится на всенародное голосование, при котором Конституция
 считается принятой, если наберет более половины голосов, принявших участие
 в голосовании, при условии, что на избирательные участки придет более
 половины списочного состава избирателей.
 
 КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ -особая форма вотума недоверия главе
 правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов
 от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно
 правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой
 Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых
 правительственных кризисов.
 
 КОНСТРУКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ - см ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ.
 
 КОНСУЛ (лат. consul) - 1) должностное лицо государства, назначенное в
 какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного
 согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических
 лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных,
 культурных и прочих связей между представляемым и принимающим
 государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и
 социально-политических процессах в районе своего пребывания. Некоторые
 государства наделяют К. функцией по развитию торговых отношений и даже
 предоставляют ему право заключения торговых сделок. Обычно К.
 
 аккредитуется при МИД государства пребывания, хотя повседневные контакты
 поддерживает с местными властями. Он не должен нарушать местный
 правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется
 посольством представляемого государства и, если таковой имеется,

<< Пред.           стр. 81 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу