<< Пред. стр. 82 (из 164) След. >>
генеральным консулам. К. - должностное лицо, когда он возглавляетотдельное консульство, или ранг, когда он входит в персонал генерального
консульства (см. КОНСУЛЬСКИЕ РАНГИ). Во втором случае К. может быть
несколько, а объем и характер их работы определяется главой консульского
учреждения; 2) в Древнем Риме одно из двух высших должностных лиц,
избиравшихся на 1 год. К. обладали высшей гражданской и военной властью. В
эпоху Империи утратили реальное значение, звание К. превратилось в
почетный титул (число К. увеличилось); 3) во Франции в период после
переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) до установления- империи (1804г.)
- титул трех лиц (триумвирата), облеченных неограниченной исполнительной
властью.
КОНСУЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ-см ГЕНЕРАЛЬНЫЙКОН-СУЛ.
КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ - см. НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ.
КОНСУЛ ОТДЕЛЬНЫЙ - см. ОТДЕЛЬНЫЙ КОНСУЛ.
КОНСУЛ ПОЧЕТНЫЙ - см. НЕШТАТНЫЙ КОНСУЛ.
КОНСУЛ ШТАТНЫЙ - см. ШТАТНЫЙ КОНСУЛ.
КОНСУЛАТ - см. КОНСУЛЬСТВО.
КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ - см ЛЕГАЛИЗАЦИЯ.
КОНСУЛЬСКАЯ ФАКТУРА - счет, выписываемый продавцом товара, который
заверяется консульским учреждением государства, на территорию которого
товар направляется: документ, подготовленный экспортером в своей стране и
представляемый в дипломатическое представительство страны-импортера для
утверждения (с уплатой консульского сбора) и затем используемый импортером
в связи с ввозом указанного в счете товара. Оформляется в случае, когда
требуется специальное подтверждение (легализация) страны-импортера на
предмет соответствия импортному лицензированию, для упрощения таможенных
процедур либо в целях сбора средств на содержание местных консульств.
Невыполнение требования о выдаче импортером легализованных К.ф. в странах,
где это принято, может повлечь за собой осложнения при таможенной очистке
товаров либо наложение на импортера крупного штрафа. Требования об
оформлении К.ф. чаше всего предъявляются в странах Латинской Америки.
КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА (от лет exsequor -выполняю) - разрешение
государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних
сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в
пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение ни имело. До
получения К.э. глава консульского учреждения может быть допущен к
выполнению своих обязанностей временно. Государство пребывания может
отказать в выдаче К. э., а тж. в любое время взять ее обратно. При этом
оно не обязано объяснять причины такого действия. К К.э. приравнивается
сообщение в официальном печатном органе о том, что глава консульского
учреждения приступил к исполнению своих обязанностей.
КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения, заключаемые между государствами. Они
содержат нормы консульского права, определяющие порядок учреждения
консульских представительств, назначения и отозвания, круг деятельности,
права, привилегии и иммунитета консульских должностных лиц и сотрудников
консульства. Число их в настоящее время превысило тысячу В принципе,
структура и содержание К. к. совпадают. Имели место попытки разработки
многосторонних К. к. Результатом было принятие Каракасской конвенции о
консульских функциях 1911 г. и Гаванской конвенции о консульских
чиновниках 1928 г. Эти К. к., однако, не являлись универсальными.
Региональный характер носит тж. Европейская конвенция о консульских
функциях 1967 г., заключенная между странами ЕЭС. В 1963 г в рамках ООН
была разработана и 19 марта 1967 г. вступила в силу Венская конвенция о
консульских сношениях. Российская консульская практика идет по пути
заключения двусторонних К. к.
КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ - особые преимущества, предоставляемые в
государстве пребывания консульским представительствам, консульским
должностным лицам и членам их семей на основании правовых норм или правил
международной вежливости. К К.п. относятся: обязанность принимать меры для
защиты от посягательств и оскорблений; право пользоваться государственным
флагом, консульским щитом, эмблемой: право на использование различных
средств связи, в т. ч. курьеров и шифров, право на почетные встречи;
освобождение оттаможенных досмотров, право свободного доступа к самолетам
и судам своей страны и т.п. К.п. предоставляются, как правило, на основе
взаимности для эффективного отправления консульским учреждением
возложенных на него функций.
КОНСУЛЬСКИЕ РАНГИ - звания консульских должностных лиц, связанные с их
служебным положением. К.р. глав консульских учреждений зависят от статуса
этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон
определяется класс консульского учреждения, производным от которого
является ранг его главы (генеральный консул, консул, вице-консул,
консульский агент). Остальной консульский персонал, свободно назначаемый
представляемым государством по своему усмотрению (если по договоренности
численность такового не ограничена), не имеет жесткой
международно-правовой классификации; в своей основе присвоение К.р.
является внутренним делом представляемого государства и регулируется его
законодательством. Таким образом, в рамках генерального консульства могут
быть лишь один генеральный консул - глава учреждения и любое число
сотрудников других консульских рангов. В ряде случаев требуется формальное
признание их статуса со стороны государства пребывания, связанное, однако,
не с присвоением К.р., а с допуском к отправлению тех или иных конкретных
функций (торговых, культурных, научных и т.д.) на территории этого
государства. Глава консульского учреждения через дипломатическое
представительство сообщает в МИД государства пребывания порядок
старшинства между должностными лицами консульства. В отдельных странах
(Франция, Швеция, Швейцария, Эквадор) К.р. еще подразделяются на классы. В
РФ не существует специальных К.р., т. к. все работники российских
консульских учреждений состоят на дипломатической службе и им
присваиваются дипломатические ранги.
КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ - платежи, взимаемые в соответствии с установленным
тарифом за действия, которые консульское учреждение выполняет по просьбе
граждан представляемого ими государства или иностранных граждан. За
действия, совершенные вне консульского учреждения, размер К. с., как
правило, увеличивается. На основе взаимности заинтересованные государства
договариваются об освобождении от К.с. за те или иные действия. Кроме
того, решение освободить от К. с. может быть принято консулом, если к
этому есть основание. Размер К.с. с иностранных граждан одинаковое зависит
от их гражданства, если на основе взаимности компетентным органом
представляемого государства не принято иное решение.
КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ - изъятия из требований законов государства
пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их
семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и
фискальных мер органов государства пребывания, таких, в частности, как
арест, иски, обыск, допрос, налоги, эмбарго, реквизиция, постой. К. и.
носит, как правило, функциональный характер, т.е. связан с отправлением
консульских функций. Он начинается с момента вступления консульского
работника на территорию государства пребывания и кончается по завершении
им консульской миссии.
КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС - оперативный персонал всех консульских учреждений,
находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства
пребывания. Во главе К.к. стоит старшина, старший по рангу и по времени
получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные
функции, в которые входит: представительство всего К.к. при коллективных
выступлениях; защита прав членов К.к. в случае их нарушения властями
страны пребывания; ознакомление вновь прибывших членов К.к. с
особенностями и традициями государства пребывания; разрешение возможных
внутренних проблем в рамках К.к. К.к. не должен использоваться для
каких-либо совместных политических действий в отношении государства
пребывания. В К.к., где это уместно, входят нештатные (почетные) консулы и
работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят
члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются
соответствующие привилегии и иммунитеты.
КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ - определенная территория государства пребывания, на
которой в соответствии с соглашением между договаривающимися государствами
консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В
ряде случаев К.о. может определяться и в силу применения условия о
наибольшем благоприятствовании. В российской практике К.о. определяется на
основе конкретной конвенционной нормы. Выполнение консульских функций вне
пределов К.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское
учреждение должно находиться в своем К.о. Режим пребывания и передвижения
консульских должностных лиц в пределах К.о. устанавливается по соглашению
между заинтересованными государствами.
КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА - уч. рождаемый при посольстве отдел,
ведающий отправлением консульских функций в столице государства пребывания
или в каких-либо иных частях этого государства при отсутствии отдельного
консульского учреждения в этих районах. Для работы в К.о.п. выделяются
дипломатические и административно-технические работники посольства,
которые сохраняют за собой статус, предоставленный им в силу
принадлежности к посольству. При назначении главы К.о.п. делается
сообщение МИД страны пребывания с указанием его личных и должностных
данных. В этом случае, как правило, нет необходимости в представлении
консульского патента или получении экзекватуры. Главы, а обычно и другие
оперативные сотрудники К.о.п. входят в консульский корпус страны
пребывания. Особого разрешения на организацию К.о.п. не требуется, т. к.
установление дипломатических отношений означает тж. установление
консульских отношений. В РФ создание К.о.п. закреплено ныне действующим
Консульским уставом СССР 1976 г.
КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ - документ, подтверждающий, что данное лицо назначается
на должность главы консульского учреждения. К.п. направляется
дипломатическим или иным путем в МИД или другой компетентный орган
государства пребывания. В нем содержится информация о должности владельца
К.п., его полное имя, консульский ранг или класс, консульский округ и
местопребывание консульства. Национальное законодательство определяет,
какой государственный орган (лицо) выдает К.п. В РФ это право
предоставлено министру иностранных дел. Государство пребывания, как
правило, выдавая консульскую экзекватуру, возвращает К.п. главе
консульского представительства, у которого он в дальнейшем хранится.
КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ - свод правил, регулирующих организацию и работу
консульских учреждений, а тж. определяющих функции и порядок их
отправления консульскими должностными лицами. Первым советским К.у был
декрет СНК РСФСР от 18 октября 1918 г. "Об организации консульств". В 1926
г. в СССР был принят новый К.у. Советские консульства были освобождены от
отправления торговых функций, но да ними сохранились обязанности
направлять информацию по экономическим вопросам. В целом этот К.у.
соответствовал мировой консульской практике. 25 июня 1976 г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР бьш утвержден К.у, вступивший в силу 1
сентября того же года. В нем учтены те изменения, которые произошли в
консульской практике в последнее время, особенно после второй мировой
войны. В РФ этот устав продолжает действовать в настоящее время.
КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ - вывеска, как правило металлическая, с изображением герба
своей страны и названием консульского учреждения на языках представляемого
государства и в большинстве случаев государства пребывания. К.щ.
вывешивается на внешней стороне главного входа на территорию консульского
представительства.
КОНСУЛЬСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПЕРСОНАЛ - см. ПЕРСОНАЛ КОНСУЛЬСКОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.
КОНСУЛЬСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФУНКЦИИ - см. ФУНКЦИИ КОНСУЛЬСКОГО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА.
КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО -любое лицо консульского учреждения, включая
его главу, которому поручено выполнение консульских функций и которое
признано в этом качестве государством пребывания. В отдельных случаях,
когда речь идет о сбалансировании числа лиц, обладающих консульскими
привилегиями и иммунитетами, статус К.д.л. может быть распространен и на
технических работников консульства. В соответствии с российской практикой
лица, прикомандированные к консульскому представительству РФ для
подготовки к консульской работе (стажеры), тж. являются К.д.л. Все К.д.л.
российских консульских учреждений состоят на дипломатической службе. В
зависимости от характера консульского учреждения К.д.л. могут быть
штатными или нештатными (почетными). Все российские К. д.л. являются
штатными.
КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - совокупность принципов и норм, регулирующих правовое
положение консульского учреждения, а тж. определяющих порядок назначения
(отзыва), функции, привилегии и иммунитета консульских должностных лиц.
Источниками К.п. являются международный договор, обычай и законодательство
государств. Влияние на становление норм К.п. оказывают постановления
международных органов и национальные правовые доктрины. В 1963 г. на
конференции ООН в Вене была разработана и принята большим числом
государств Конвенция о консульских сношениях. Ряд положений этой
конвенции, однако, излишне ограничивал привилегии и им-мунитеты
консульского учреждения и его должностных лиц, ущемляя, таким образом,
суверенные права государств. В силу этого СССР не стал ее участником.
Консульские отношения РФ с другими государствами, как правило,
регулируются двусторонними консульскими конвенциями. В РФ основным
внутригосударственным актом, относящимся к данной сфере, является
Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных
государств на территории СССР от 23 мая 1966 г. и Консульский устав СССР
1976 г.
КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО -орган внешних сношений государства, который
организуется в результате установления консульских отношений между двумя
государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность
персонала согласуются между представляемым правительством и правительством
государства пребывания. Согласованию подлежит тж. округ, в котором К.п.
отправляет свои функции, атж. режим пребывания и передвижения в нем
консульских должностных лиц. Различаются следующие классы К.п.:
генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское
агентство. Соответственно этому К.п. возглавляются генеральным консулом,
консулам, вице-консулам и консульским агентом. Работа К.п. направляется
МИД и посольством представляемого государства. Она не должна противоречить
законам и правилам государства пребывания. К.п. может быть штатным или
нештатным (почетным). Статус К.п. определяется двусторонним соглашением и
иными действующими нормами международного права (в основном Венской
конвенцией о консульских сношениях 1963 г.). КОНСУЛЬСКОЙ ВАЛИЗЫ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ -
см. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ И КОНСУЛЬСКОЙ ВАЛИЗЫ.
КОНСУЛЬСТВО - 1) то же, что и консульское представительство; 2) звание и
должность консула; 3) в истории Древнего Рима - период управления
консулов; 4) в истории Франции - период от государственного переворота 9
ноября 1799 г. (18 брюмера) до провозглашения Наполеона Бонапарта
императором (18 мая 1804 г.). Номинально власть принадлежала трем
консулам, избранным на 10 лет (с августа 1802 г пожизненно), фактически
одному консулу - Бонапарту
КОНСУЛЬТАНТ - специалист, оказывающий консультационные услуги.
КОНСУЛЬТАНТ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ - см ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНСУЛЬТАНТ.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН - заключения, которые
дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в
соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать
заключения обладают в соответствии с Уставам ООН Совет Безопасности ООН и
Генеральная Ассамблея ООН, атж. другие органы и специализированные
учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое
право предоставлено ЭКО-СОС, некоторым другим органам ООН, всем
специализированным учреждениям ООН, а тж. МАГАТЭ. Вопросы, по которым
испрашивается заключение, представляются Суду в письменном заявлении,
содержащем их точное изложение. К заявлению прилагаются все необходимые
документы. Государствам, имеющим право доступа в Суд, атж. международным
организациям, которые, по мнению Суда, могут дать сведения по
рассматриваемому вопросу, предлагается представить свои письменные или
устные доклады, которые учитываются при вынесении заключений.
Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако, по
некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в
споре (так, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах
Объединенных Наций 1946 г. в случае возникновения разногласий между ООН и
государствами-членами эти заключения имеют решающую силу). За время своего
существования Суд вынес около 20 консультативных заключений по запросам
Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а тж. ЮНЕСКО, ВОЗ, ИМО и
других организаций.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - см РЕФЕРЕНДУМ.
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ФИРМА - хозяйственная организация, задачей которой
является выполнение работ по проведению анализа, обоснованию перспектив