<< Пред. стр. 1 (из 9) След. >>
Тема 1Предприятие и рынок
1. Экономические условия хозяйствования имеют важное значение для предприятия, поскольку, без преувеличения, определяют саму "линию поведения" - стратегию и тактику развития бизнеса. Если предприятие функционирует в условиях плановой экономики, то, скорее всего, отсутствуют серьезные стимулы улучшения работы и повышения рентабельности. Соответственно, отсутствуют высокие прибыли, хотя и существует больше гарантий. Что предприятие не окажется на грани или за гранью банкротства и разорения.
Если же предприятию приходится ежедневно заботиться о своем выживании, напряженность работы всех - от уборщицы до директора - гораздо выше, но вместе с тем выше и доход. В настоящее время актуальность приведенного сравнения, быть может, не так высока, как в предыдущие, первые годы перехода к рынку. Однако сейчас, тем не менее, можно проводить различие между предприятиями, которые полностью "окунулись" в рынок (либо были созданы уже в рыночных условиях) и предприятиями, которые во многом сохраняют прежние "госплановские" традиции работы (в худшем их понимании). Имеется в виду то, что, несмотря на общий переход России к условиям рыночной экономики, многие предприятия еще только в начале структурной перестройки своей деятельности, а многие еще пользуются бюджетными ассигнованиями, как правило, безвозмездными, и поэтому расхолаживающими руководителей и работников. Далее речь пойдет только о тех предприятиях, которые полностью ориентированы на рыночные условия хозяйствования, т.е. о тех, кто готов к жесткой и упорной борьбе за выживание и прибыль.
Попробуем выделить основные черты рыночного хозяйствования.
1. Самоокупаемость и самофинансирование, подразумевающие, что предприятие пользуется только собственными источниками средств, а также средствами кредиторов, которые необходимо вернуть с процентами и в срок.
2. Самостоятельность в принятии экономических и иных решений означает, что предприятие само определяет, что, когда, сколько производить и продавать (как правило, это определяют акционеры, еще на этапе учреждения предприятия), с кем заключать договоры и вообще какие осуществлять сделки.
3. Правовая защищенность предприятия, его акционеров и работников от произвольного и необоснованного вмешательства в дела предприятия со стороны других лиц, в том числе, государства. Это означает, что свобода рынка подразумевает обязательства его участников, в том числе, обязательство уважать права и независимость других, что защищается законом (в судебном и ином порядке).
4. Свобода ценообразования и конкуренции означает, что по большей части цены складываются на рынке под воздействием факторов спроса и предложения, а не устанавливаются каким-либо вышестоящим государственным органом, а также, что возможно войти на рынок и выйти с него.
Можно выделить еще многие присущие капитализму черты, однако выполнение хотя бы подавляющей (в экономическом смысле) частью субъектов указанных условий уже, по сути, гарантирует наличие рыночных отношений. Однако то, какой вид рынка сложится, зависит от удельного веса различных, в том числе, перечисленных выше факторов.
2.Виды рынков
Предприятие может быть стопроцентным сторонником рыночных отношений, но вынуждено работать с другими участниками этих отношений, которые могут находиться в иных условиях. От того, каково "соотношение сил" зависит, каков будет результат деятельности каждого участника. В этой связи принято различать множество видов и подвидов, все из которых мы не будем анализировать подробно, а лишь коснемся их основных черт:
Виды рынков
Критерием характеристики является свобода ценообразования и вхождения в рынок/выхода из него
Рынок совершенной конкуренции
Ценообразование свободно. Вхождения в рынок и вход из него, получение информации тоже Рынок несовершенной конкуренции
Количество участников так или иначе ограничено. Ценообразование не свободно
Монополия
Единственный продавец. Цены сравнительно выше, что приводит к его сверхприбылям Олигополия
Крайне ограниченное количество участников рынка. Они и делят рынок, договариваясь о ценах Монопсония
Единственных покупатель, диктующий свои цены и иные условия продавцам
3. Конкуренция
Почему же так важна конкуренция? Из курса макроэкономики известно, что на несовершенных рынках присутствуют монопольные, т.е. завышенные цены. Общество теряет от того, что монополист поставляет меньшее, чем требуется потребителям, количество товаров и услуг, зато для монополиста это ведет к поддержанию повышенного спроса и, следовательно, к сверхприбылям. Из этого можно было бы сделать вывод, что предприятию (если оно и будет этим монополистом) несовершенство рынка как раз выгодно, поскольку сулит повышенную прибыль. Однако вряд ли это правило универсально в смысле сферы применения и, самое главное, срока. Дело в том, что поддерживать монополию постоянно можно без излишних затрат только в ограниченном секторе хозяйства. В большинстве же отраслей экономики монополию неограниченно длительное время поддерживать невозможно, либо для этого необходимо менять политический режим. Но тогда измениться и экономический режим, и тогда, возможно, вообще отпадет необходимость в углубленном изучении экономических законов и взаимосвязей.
Для нас важно следующее: в большинстве секторов нормального рыночного хозяйства предприятие вынуждено сталкиваться с той или иной степенью и напряженностью конкуренции; уже только одно это заставляет рассматривать конкуренцию как неизбежность и, следовательно, стараться работать именно в таких условиях.
Выше указывалось, что чистой конкуренции, как и абсолютно рационального общества, не существует. Однако были выработаны некоторые подходы к определению того, какой должна быть конкуренция или, вернее сказать, какова допустимая доля монополизации. Было определено, что в долгосрочной перспективе средние цены продаж должны примерно равняться или быть чуть выше средней себестоимости продукции, т.е. доход на вложенный в производство рубль не должен быть существенно выше существующей процентной ставки. Кроме того, цены, по общему правилу, должны следовать за сокращением издержек производства и обращения. За некое подобие эталоны цены необходимо в этом случае понимать цены сравнимых техническом плане и по размеру производства предприятий. Эти и некоторые иные критерии могут позволить с той или иной степенью точности определить наличие "приемлемой" конкуренции, которая в долгосрочном плане более прибыльна и для предприятий, и для потребителей, нежели любая форма монополии. В первую очередь это связано с тем. что хозяйствующие в условиях конкуренции предприятия более склонны использовать диверсификацию производства как маркетинговую цель максимизации прибыли, а также скорее внедряют более прогрессивные методы хозяйствования (организации труда, поощрения и наказания персонала, информатизационные системы и т.д.), что существенно повышает их прибыль и благосостояние потребителей.
Итак, способ деловой активности - какое-то время получать сверхприбыли под прикрытием какого-либо нормативного акта, устанавливающего ограниченность конкуренции на данном рынке, но затем оказаться перед угрозой полного поглощения или банкротства, либо сразу ориентироваться на стратегию выживания и получения прибыли не за счет взвинчивания цен, а путем минимизации затрат - выбирает само предприятие. Далее мы будем вести речь преимущественно об экономике тех предприятий, которые выбрали последнее.
4. Общая стратегия предприятия в рыночных условиях рынка
Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий, которые только "на пути к рынку", т.е. проходят период адоптации, необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности и др.
Этой стратегии необходимо учиться, поскольку еще очень сильны административные методы хозяйствования, волевые и не всегда рациональные решения. Весь этот процесс можно назвать реформированием предприятия. Задачами реформы предприятия являются:
(1)защита прав участников (учредителей);
(2)четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
(3)обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
(4)создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
(5)достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
(6)создание эффективного механизма управления предприятием;
(7)использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
(8)повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Основные направления проведения стратегической политики предприятия
Основными направлениями стратегии предприятия являются следующие:
(1)выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
(2)инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
(3)рыночная оценка активов предприятия;
(4)анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
(5)выработка стратегии развития предприятия;
(6)подготовка и переподготовка кадров.
В целях проведения анализа положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и оптимальных путей их решения целесообразно провести следующие основные мероприятия:
а) создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг;
б) проведение маркетинговых исследований (рекомендуется консультирование в организациях, специализирующихся на предоставлении маркетинговых услуг).
При определении положения предприятия на рынке рекомендуется получить следующую информацию о: показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также производстве и импорте продукции - заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичность сложившихся цен, потенциальная и реальная емкость рынка, его насыщенность); географическом распределении товара, его экспортных рынках; конкурентах (объем продаж в целом и по сегментам рынка, общая доля на рынке, цели, поведение на рынке, самооценка и т.д.), их сильных и слабых сторонах (по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку и т.д.); уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию - заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
По результатам маркетинговых исследований составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого из прогнозов рекомендуется: определять фазы и продолжительности жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием; составлять прогноз развития рынка; оценивать потенциальные риски деятельности предприятия;
в) проведение анализа существующих сетей сбыта продукции (анализ эффективности существующей стратегии сбыта; анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьютерская и дилерская схема сбыта и т.п.), в том числе экспорта);
г) проведение анализа существующей системы снабжения (анализ эффективности существующей стратегии снабжения; анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта; анализ развития рынка потребляемых видов продукции, выявление более эффективных поставщиков);
д) проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции (анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции; анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек; подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства);
е) проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления; анализа издержек, их структуры и динамики; анализа выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности; анализа соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики; анализа эффективности ценовой политики; анализа кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов;
ж) проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия с выявлением нарушений взаимодействия между структурными подразделениями;
з) проведение анализа сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:
маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.); производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.); НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу - хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.; финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей; кадровый состав (профессионально - квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.); управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально - культурного и бытового назначения и жилищно - коммунального хозяйства и т.п.);
и) выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
Выработка стратегии развития предприятия позволяет:
обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе - устойчивое положение на рынке; перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:
o -регион или территория, на которую направлен сбыт продукции,
o -степень географической дифференциации этого сбыта;
o -доля рынка, которую предполагается занять;
o -группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
o -связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
o -вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
o -возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.
В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:
снабженческо - сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
производственно - технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);
финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);
кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).
Об основных этих видах политики, являющихся составными частями стратегии рыночного предприятия, пойдет речь в дальнейших лекциях.
Тема 2
Государственное регулирования предпринимательской деятельности
1.Регулирующая функция государства
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:
1.Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.
2.Экономическое регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.
3.Прямое участие в хозяйственной жизни. Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.
Рассмотрим указанные способы осуществления государством регулирующих функций подробнее.
2. Прямое вмешательство
Одним из основных способов является размещением государством ресурсов в предприятия либо оказание инвестиционной поддержки потенциальным субъектам рыночных отношений. Как правило, размещение ресурсов осуществляется на конкурсной основе, что позволяет, во-первых, должным образом разместить непосредственно государственные средства, во-вторых, привлечь средства других инвесторов - отечественных и иностранных. Другими целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.
В случае участия в реализации проекта нескольких инвесторов в конкурсе участвует единое предприятие, которое должно иметь оформленные в установленном порядке уставные документы и самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка может предоставляться указанному претенденту только после внесения в уставный капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.
Для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются:
доля государственной поддержки за счет федерального бюджета устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;
доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта.
Объем долевого участия государства в финансировании инвестиционного проекта устанавливается:
для вновь начинаемого строительства - от сметной стоимости проекта;
для переходящего строительства - от остаточной сметной стоимости проекта.
Не включаются в стоимость инвестиционного проекта ранее произведенные затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных средств и другие расходы, непосредственно не связанные с реализацией проекта.
Источниками собственных средств инвестора, направляемыми на финансирование проекта, являются:
прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;
разница между начисленной и использованной амортизацией (в соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу предприятия - претендента) за отчетный период;
средства от продажи акций в объеме их поступлений на счет инвестора на начало реализации проекта.
Инвестор имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:
а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными коммерческими банками;
б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета.
Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес- планом проекта.
Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов Российской Федерации претенденту в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.
Как указывалось выше, бюджетные средства предоставляются инвестору на контрактной основе. Предприятие для этих целей заключает соответствующий контракт, который должен содержать следующие реквизиты:
o -распределение объемов финансирования, функций управления проектом и сроки вывода производства на заданную мощность;
o -льготы и преимущества, предоставляемые инвестору и вновь построенному предприятию в целом;
o -возможные условия оплаты инвесторами своей доли капитальных затрат ценными бумагами, порядок реализации этих ценных бумаг государством и перечисления вырученных средств на счет финансирования;
o -система взаимоотношений по поводу собственности на вновь создаваемые средства производства и вещных прав вновь построенного предприятия;
o -наименование банка, обслуживающего счет финансирования (ссудный счет) данной стройки, и условия его возможного участия в инвестиционном процессе;
o -система взаимных санкций за несоблюдение условий контракта победителем конкурса, а также иных взаимных обязательств;
o -выпуск закладной на имущество негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта и передача ее госзаказчику до подписания контракта;
o -безусловный переход в государственную собственность активов негосударственного инвестора в объеме государственного финансирования проекта в случае инициирования процедуры банкротства в отношении этого инвестора в установленном законом порядке, а также порядок расторжения контракта и последующего регулирования взаимоотношений сторон.
Необходимо отметить и такую форму прямого вмешательства государства в экономические процессы, как получение государством ценных бумаг (в том числе, контрольного пакета акций) предприятий - несостоятельных должников. Имеется в виду то, что предприятия, имеющие хроническую задолженность перед бюджетом по налоговым платежам, могут погасить эту задолженность, не инициируя процедуры банкротства. Эта процедура получила название реструктуризации задолженности:
Выпуск ценных бумаг в обеспечение погашения основного долга Заключение с налоговым органом договора об отсрочке уплаты налогов
Предприятие в месячный срок после регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, выпускаемых в обеспечение погашения задолженности по платежам, обязана заключить с налоговым органом договор, предусматривающий порядок внесения платежей в федеральный бюджет, и передать уполномоченному органу ценные бумаги, обеспечивающие погашение основного долга. Ценные бумаги находятся у уполномоченного органа до момента исполнения договора о реструктуризации основного долга. Договор о реструктуризации с налоговым органом вступает в силу со дня передачи ценных бумаг уполномоченному органу Договор о внесении суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно до истечения 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации организацией, осуществляющей реструктуризацию задолженности по уплате штрафов и пеней, начисленных на основной долг
Хотя с момента вступления в силу договора о реструктуризации налоговые органы прекращают начисление пеней по основному долгу, право эмиссии ценных бумаг предоставляется предприятиям, полностью осуществляющим текущие платежи в федеральный бюджет. Государство может - в случае неисполнении условий договора о реструктуризации - продать ценные бумаги.
Выпуск ценных бумаг может быть осуществлен в форме акций или облигаций. Количество акций, передаваемых уполномоченному органу в обеспечение погашения основного долга, должно обеспечивать не менее 50 процентов голосов плюс 1 голос на собрании акционеров акционерного общества, осуществляющего реструктуризацию основного долга. Ценные бумаги, принимаемые уполномоченным органом, могут быть специально эмитированы организацией для реструктуризации основного долга, а также могут быть предоставлены владельцами этих ценных бумаг. Договор о реструктуризации, заключаемый организацией и налоговым органом на срок до 5 лет, должен предусматривать в обязательном порядке уплату текущих налоговых платежей, а также внесение организацией ежемесячно равными долями суммы основного долга с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей в соответствии с действующим законодательством по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.
Выпуск облигаций должен быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций. Оценка имущества, вносимого в залог в качестве обеспечения эмиссии, осуществляется независимым оценщиком в порядке, определяемом Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Организации, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), права на выпуск облигаций в обеспечение погашения основного долга не имеют.
Указанная выше возможность для предприятия поправить свои текущие дела путем откладывания неприятной обязанности уплатить налоги, подчеркивает, однако, крайнюю потребность в развитии и совершенствования механизма управления оборотным капиталом предприятия. Об этом речь пойдет в следующих лекциях.
Как отмечалось выше, одной из функций государства является создание здоровой конкуренции на рынке с тем, чтобы не происходило потерь из-за излишней монополизации. Для этих целей государством принимаются многочисленные нормы и правила, которые предписывают хозяйствующим субъектам либо обращаться за предварительным разрешением, либо уведомлять антимонопольные органы о приобретении определенной доли влияния на каком-либо рынке.
Так, в соответствии с законодательством, за деятельностью (созданием, реорганизацией и т.д.) предприятий осуществляется государственный контроль. Критериями необходимости осуществления такого контроля и основными мерами контроля являются следующие:
Создание и реорганизация предприятий
Приобретение долей (акций)
1. Государственный контроль устанавливается за созданием и преобразованием юридических лиц: при сумме активов предприятий, осуществляющих слияние или преобразование, более 100 000 МРОТ; при размере активов более 50 000 МРОТ при ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В случаях, предусмотренных пунктом 1, лица или органы, принимающие решения о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг).
Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении (срок может быть увеличен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней).
3. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1.
4. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 2.
5. Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что создание (слияние, присоединение) организации, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания (слияния, присоединения) коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении. Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2, о чем сообщается заявителю в письменной форме.
6. В случаях, если создание (слияние, присоединение) коммерческой организации может привести к ограничению конкуренции, учредители коммерческой организации, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
7. В случаях, предусмотренных пунктом 4, лица или органы, принимающие решения о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие федерального антимонопольного органа на создание коммерческих организаций, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном пунктом 2.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 1, государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Государственная регистрация коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
9. Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций в нарушение порядка, установленного пунктом 4, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований федерального антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). 1. С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
- приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей);
- получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
- приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
2. Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1, превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
3. Для совершения сделок, указанных в пункте 1, лица обязаны представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
4. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае представления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1.
5. Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после совершения сделок, указанных в пункте 1, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующих субъектов, внесенных в Реестр по одной и той же товарной группе либо внесенных в Реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление федерального антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы. При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3.
6. Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что совершение сделки, о которой его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
7. В случаях, если предусмотренные пунктом 5 действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, лица, осуществляющие указанные действия, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа в установленные им сроки принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 5, лица вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных действий у федерального антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.
9. Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) в случае неисполнения участниками сделок требований федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сроки. Неисполнение решений федерального антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 4 и 7, является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции). Нарушение требований в части получения согласия (уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций.
На этапе планирования деятельности предприятия необходимо уделить внимание следующему обстоятельству: в определенных случаях возможно принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Дело в том, что в случае, когда предприятие, занимает доминирующее положение и совершило два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких предприятий на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Для этого в отношении предприятия необходимо соблюдение всех следующих условий:
1.возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;
2.отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) его структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
3.возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
3. Косвенное вмешательство государства в деятельность предприятий заключается в создании системы регуляторов, которые опосредованно влияют на экономическое состояние хозяйствующих субъектов. Одним из них является кредитно-денежная политика. Так, к примеру, предприятию А необходим кредит для пополнения оборотных средств. Предприятие готово заплатить за кредит десятую часть стоимости самого кредита, причем дороже оно кредит брать не будет, так в таком случае легче будет пополнить средства путем увеличения размера уставного капитала (стоимость обслуживания собственного капитала обычно выше, чем стоимость обслуживания капитала заемного). Однако государство в данный момент желает немного задержать расширение денежной массы, т.к. борется с галлопирующей инфляцией. Для этого ставка рефинансирования ЦБ повышается, что приводит к общему удорожанию кредита в стране (политика "дорогих денег"). При желании поддержать развитие бизнеса, даже при допущении такого последствия как рост инфляции, проводится обратная политика - "дешевых денег". Условно это можно изобразить следующим образом:
Центральный банк
Увеличениеставки
полкадорогихденег
до
Снижениеставкидо
полкадешевыхденег
Коммерческий банк 1.-а Кредит, 42% Предприятие А
- в случае 1.-а от кредита откажется
- в случае 2.-а возьмет кредит
2.-а Кредит, 12%
Конечно, механизм экономических взаимосвязей не всегда настолько прост и прямолинеен, однако приведенный пример отражает главное - логику функционирования этого механизма.
Помимо кредитно-денежной, к методам косвенного вмешательства можно отнести фискальную политику государства, которая заключается в изъятии части средств предприятия в виде налогов и сборов и направлении этих средств в социально значимые сферы. Этим самым происходит перераспределение ресурсов, что представляет из себя суть финансовых отношений. Для предприятия А уплаченные им налоги - это не совсем "потерянные" деньги. Предприятие ведь пользуется системой социальной защиты, судоустройства, прибегает к помощи правоохранительных органов и т.д.; налоги и есть плата за эти услуги. Безусловно, можно поспорить относительно того, насколько получаемые таким образом блага эквивалентны уплаченным в бюджет средствам, однако в идеально функционирующей системе уплаченное должно "воздаваться сторицей". О связи экономики предприятия и налогообложении будет еще многое сказано впоследствии.
Государство также должно поощрять научно-техническое перевооружение производства. Это обычно достигается путем установления различных льгот, а также поддержкой государственных научно-технических институтов, чьи разработки затем внедряются на предприятиях. Кроме того, это может осуществляться при помощи инвестиционной политики государства, о которой говорилось ранее. Если одному предприятию бывает достаточно нелегко "пробить" какое-либо важное решение либо отстоять свои права, то объединение предприятий пользуется уже совсем иными возможностями. Регулирующая функция государства в данном случае заключается в поощрении создания союзов и объединений предпринимателей, а также в придании определенного статуса подобным объединениям. К примеру, при Торгово-промышленной палате Российской Федерации действуют постоянные третейские суды, важность функционирования и основные полномочия которых даже урегулированы в законе.
И, наконец, государство участвует в экономическом регулировании при помощи кадровой политики, т.е. посредством подготовки и обучения сотрудников предприятия, а также установлением для них- определенных условий и предоставлением возможности защиты своих прав.
Тема 3
Юридические и финансовые аспекты хозяйствования
1. Виды предприятий и разница между формами ведения бизнеса
Предпринимательскую деятельность можно осуществлять, используя достаточно большое количество организационно-правовых форм, а также их "подвидов" - видов статуса предприятия. Попробуем разобраться, какую же форму предприятия лучше выбрать для оптимизации бизнеса.
До сих пор употреблялся термин "предприятие". Мы оставляем за рамками данной работы обсуждение вопроса о том, насколько точен этот термин применительно к описываемым явлениям. Однако он явно предпочтительнее "сухих" терминов "юридическое лицо" или "налогоплательщик". Поэтому он, обозначающий единый хозяйственный комплекс, будет использоваться и в дальнейшем, однако с учетом всего того, о чем пойдет речь в этом разделе. Практика показывает, что учредители предприятия, или, точнее, лица, желающие учредить предприятие, сталкиваются с проблемой: какую организационно-правовую форму выбрать?
Под организационно-правовой формой предприятия понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущества, особенностей взаимодействия собственников (хозяев) и их ответственности перед друг другом и третьими лицами.
Однако для финансовых целей указанное определение необходимо несколько расширить, поскольку за его рамками могут остаться такие понятия как "постоянное представительство", "консолидированная группа налогоплательщиков", "контролируемое предприятие", "материнские", "сестринские", "дочерние" предприятия, "холдинг", "личное предприятие", "предприятия с иностранными инвестициями" и т.д. Для всех этих форм ведения бизнеса, которые, строго говоря, не представляют самостоятельных организационно-правовых форм предприятия, существуют определенные особенности исчисления и уплаты налогов, что может быть выгодно использовано налоговым (финансовым) менеджером. Поэтому в дальнейшем речь пойдет не только об отличии хозяйственных товариществ от хозяйственных обществ и иных предприятий, но и об особенностях налогового менеджмента структурных подразделений, дочерних предприятий, консолидированной группы и т.д.
Возможные формы ведения бизнеса
Действующее законодательство предусматривает следующие основные организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды. Мы рассматриваем только коммерческие организации. Условно говоря, их можно обобщенно представить в виде следующей схемы:
Изменение
Коммерческие организации Хозяйственные товарищества Полное товарищество Может быть преобразовано в хозяйственное общество
Товарищество на вере Может быть преобразовано в полное товарищество или в хозяйственное общество
Хозяйственные общества Акционерное общество Открытое акционерное общество Может преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив
Закрытое акционерное общество
Общество с ограниченной ответственностью Может быть преобразовано в акционерное общество или в производственный кооператив
Общество с дополнительной ответственностью
Производственные кооперативы
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Далее рассматриваются только хозяйственные товарищества и общества. Помимо финансовых последствий, выбор той или иной формы целесообразно осуществлять, исходя и из следующих соображений: размер ответственности, легкость и простота смены участников и т.д.. Вместе с тем, на наш взгляд, немаловажен (при равенстве прочих иных условий) следующий аспект: существуют ли различия по формированию себестоимости для указанных организационно-правовых форм? Да, в качестве примеров можно привести, как минимум, два случая "увеличения" себестоимости - оплата услуг сторонних организаций по управлению производством и оплата аудиторских услуг:
В себестоимость включаются:
Затраты, связанные с управлением производством - оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией в определенных случаях Затраты, связанные с управлением производством - оплата аудиторских услуг
Законодательством предусмотрено ведение реестра акционеров общества с числом акционеров более 1000 специализированными учреждениями Законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки хозяйствующих субъектов, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества, а также имеющих в уставном капитале долю, принадлежащую иностранному инвестору
Что означают приведенные выше правила?
В некоторых случаях налоговые последствия выбора организационно-правовой формы ОАО будут заключаться в увеличении расходов по производству и реализации продукции путем включения стоимости услуг держателя реестра акционеров в себестоимость. То же самое можно сказать и о предприятиях с иностранным капиталом: если у руководителя предприятия есть основания желать регулярного (как минимум, ежегодного) проведения независимого контроля и оценки финансовой деятельности предприятия, то учредителям предприятия можно пригласить в качестве совладельца иностранную компанию; при этом стоимость таких регулярных аудиторских услуг (под которыми понимается также выправление бухгалтерской отчетности, оценка пассивов и активов, оказание соответствующих консультаций) будет относится на себестоимость. Безусловно, два совершенно одинаковых во всем остальном предприятия (одно с иностранным акционером, другое - без) будут в таком случае различаться в части, касающейся размера себестоимости и, следовательно, размера чистой прибыли после уплаты налогов:
Показатели
Предприятие с иностранным учредителем (акционером)
Предприятие без иностранного учредителя (акционера)
Валовая прибыль 1000 1000
Себестоимость 700 (в том числе - 100 стоимость обязательного аудита) 600
Налогооблагаемая прибыль 300 400
Налог на прибыль 105 140
Чистая прибыль 195 260 минус 100 (услуги аудиторов) = 160
С другой стороны, акционерные общества не только регистрируют выпуск акций ( в некоторых случаях - проспект эмиссии). Но и в некоторых случаях уплачивают (в отличие от хозяйственных товариществ, по крайней мере, по акциям) налог на операции с ценными бумагами. Как правило, уплата этого налога неизбежна при вторичной эмиссии акций, и при значительных суммах даже при незначительности ставки - 0,8% от заявленной эмитентом суммы выпуска (для вторичной эмиссии - от суммы разницы между планируемым размером акционерного капитала и первоначальным) - может составить существенную сумму. См. об этом далее, в разделе "Экономический статус".
2. Уставный капитал предприятия и интересы кредиторов и инвесторов. Регистрация предприятия
Уставный капитал - это вклады учредителей, первоначальные средства предприятия, за счет которых оно начинает деятельность. Уставный капитал вообще имеет важнейшее финансовое значение, которое может быть продемонстрировано, если мы рассмотрим основное бухгалтерское уравнение:
A = C + L
где
A - активы предприятия;
C - капитал предприятия;
L - обязательства предприятия.
Таким образом, уставный капитал необходим для (1) начала деятельности и (2) защиты интересов кредиторов. Неслучайно поэтому размер уставного капитала банков, страховых и инвестиционных компаний, т.е. всех предприятий, которые имеют дело со значительными средствами, устанавливается на высоком уровне.
Уставный капитал акционерного общества, предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы), государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. Размер уставного капитала (фонда) предприятий других организационно-правовых форм не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Регистрация предприятия представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством для регистрации юридического лица и придания его документам юридической силы. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время вопросы государственной регистрации предприятий урегулированы Указом Президента Российской Федерации №1482 от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", который будет действовать до принятия соответствующего закона.
Для государственной регистрации предприятия необходимо представить следующие документы:
1. заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
2. утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
3. решение о создании предприятия или договор учредителей;
4. документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;
5. свидетельство об уплате государственной пошлины.
Учредительные документы предприятия представляются в регистрирующий орган его учредителем (учредителями) или представителями учредителя (учредителей) либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.
При регистрации предприятия к учредительным документам в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются следующие требования:
а) устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке формирования и компетенции его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия;
б) для государственных и муниципальных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, обязательно указание в их уставах видов деятельности, осуществляемых предприятиями;
в) договор учредителей должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций). В договоре учредителей полного или смешанного товарищества указываются также номера свидетельств о регистрации в качестве предпринимателей граждан, являющихся его действительными членами;
г) размер уставного капитала (фонда) должен быть не менее установленных норм.
д) при представлении для регистрации документов предприятия, размер уставного капитала (фонда) которого превышает величину, установленную антимонопольным законодательством Российской Федерации, учредитель (учредители) обязан представить документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия;
е) при представлении для регистрации документов предприятия, в число учредителей которого входят государственные и (или) муниципальные предприятия, необходимо представление документов, подтверждающих согласование соответствующим комитетом по управлению имуществом или иным уполномоченным органом величины и способа оплаты вкладов государственными и (или) муниципальными предприятиями в уставный капитал (фонд) регистрируемого предприятия, за исключением случаев внесения указанных вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий - учредителей;
ж) решение о создании индивидуального частного предприятия составляется в произвольной форме без обязательного нотариального удостоверения (в случае предъявления документов, удостоверяющих личность учредителя).
Помимо регистрации и внесения предприятий в государственный реестр, требуется еще один важный вид регистрации - в налоговых органах.
Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, районам в городах. При этом налоговыми инспекциями используется не только информация, которая была предоставлена руководителями предприятия при постановке на учет и заполнения соответствующих документов, но и сведения, которые предоставляются банками и регистрирующими органами.
Где становиться на учет?
Предприятия становятся на налоговый учет в налоговой инспекции по месту их нахождения. При этом законодательство устанавливает, что местонахождением юридического лица является место его государственной регистрации. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что указанное правило местонахождения юридического лица установлено гражданским законодательством, а налоговые органы могут признать приоритет иных норм (т.е. местонахождение юридического лица не всегда определяется местом его государственной регистрации). Во-вторых, необходимо помнить о планируемых новеллах налогового законодательства: Налоговый Кодекс, видимо, уточнит указанные и связанные с ними понятия. Наглядно это может быть представлено следующим образом:
Место деятельности предприятия Место управления предприятием
(1) Место государственной или иной аналогичной регистрации предприятия, а при отсутствии такового - место, указанное в учредительных документах (уставе, договоре, положении) предприятия, если иное не предусмотрено ниже.
(2) При отсутствии государственной регистрации и указания на место в учредительных документах (отсутствии учредительных документов) - место осуществления основной деятельности этого предприятия. При этом место осуществления основной деятельности предприятия определяется органом налоговой службы на основе данных, представленных этим предприятием, а при непредставлении таких данных или представлении недостоверных данных - на основе имеющейся информации. При отсутствии достаточной информации и невозможности определить место осуществления основной деятельности предприятия местом деятельности признается место управления предприятием или место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этим предприятием).
(3) Местом деятельности хозяйственного товарищества или налогового партнерства (кроме паевого инвестиционного фонда и крестьянского (фермерского) хозяйства) признается место деятельности (место пребывания) того участника, на которого в соответствии с договором (соглашением) между участниками возложено ведение дел этого товарищества или налогового партнерства. Если одним из участников товарищества или налогового партнерства является российское предприятие или российская организация, ведение учета результатов деятельности такого товарищества или налогового партнерства в целях налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества или налогового партнерства.
(4) Местом деятельности паевого инвестиционного фонда признается место деятельности его управляющей компании (управляющего предприятия). (1) Местом управления предприятием (кроме личного предприятия) признается место осуществления полномочий действующим в соответствии с уставом (иными учредительными документами) высшим органом управления предприятия (совет директоров или иной подобный орган), если иное не предусмотрено ниже.
(2) Местом управления хозяйственным товариществом или налоговым партнерством признается место деятельности этого товарищества или налогового партнерства.
(3) Местом управления личным предприятием признается место пребывания физического лица, являющегося владельцем этого предприятия. Местом управления личным предприятием, единственными участниками которого являются супруги, признается место их пребывания. Если супруги имеют различные места пребывания, местом управления личным предприятием признается место пребывания того из супругов, который фактически управляет этим предприятием.
(4) Если управление предприятием осуществляется управляющим (другим предприятием или физическим лицом), действующим в соответствии с договором или решением о назначении, местом управления предприятием признается соответственно место деятельности управляющего предприятия или место пребывания управляющего физического лица).
(5) При отсутствии высшего органа управления предприятия или постоянного места нахождения высшего органа управления предприятия, а также в случае, если управляющий не осуществляет непосредственного управления предприятием, местом управления предприятием признается место осуществления своих полномочий исполнительным органом управления предприятия (администрацией, дирекцией, правлением, централизованной бухгалтерией или иным подобным органом). В аналогичном порядке определяется место управления предприятием при невозможности определить место осуществления полномочий высшим органом управления.
Необходимо, в частности, обратить внимание на порядок определения местонахождения предприятия в том случае, когда функции исполнительного органа предприятия осуществляет другое юридическое лицо: не исключено, что предприятие с "корпоративным гендиректором" будет признано налогоплательщиком и по месту регистрации, и по месту нахождения управляющей компании.
О порядке учета филиалов и приравненных к ним структурных подразделений говорится ниже в разделе "Экономический статус". Однако здесь можно было бы отметить основное правило: предприятие должно стать на учет там, где создано структурное подразделение; если структурное подразделение создано в виде филиала со своим балансом и счетом, то на учет становится сам филиал.
Когда становится на учет?
Вновь созданное либо возникшее в результате реорганизации предприятие становится на учет в налоговой инспекции не позднее десяти дней после государственной регистрации или перерегистрации. Структурные подразделения становятся на учет не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта о создании либо реорганизации.
Какие представлять документы?
Для постановки на учет предприятие представляет:
1. Заявление по форме согласно Приложению N 1;
2. Карту постановки на учет налогоплательщика - организации с приложениями (3 экз.);
3. Копии заверенных учредительных и других документов, необходимых для государственной регистрации.
Налоговая инспекция не позднее пяти рабочих дней со дня подачи полного пакета документов обязана осуществить процедуру постановки ее на учет. По итогам процедуры предприятию присваивается ИНН - идентификационный номер налогоплательщика и выдается первый экземпляра Карты с подписью начальника или заместителя начальника, скрепленный гербовой печатью госналогинспекции. Советуем обращать внимание на то, чтобы Карты была именно подписана начальником, а не скреплена его факсимиле. Хотя действующие ГОСТы не запрещают использование факсимиле, на практике нотариусы отказываются заверять копии документы, подпись на которых проставлена таким образом. Это означает, что руководителю (либо юристу, осуществляющему постановку на все иные виды учета) придется представлять в фонды не заверенные нотариально копии либо приносить оригинал Карты "для показа" инспектору (выходом может быть заверение копии Карты директором предприятия).
Помимо Карты выдается информационное письмо с указанием ИНН и Справа о постановке на учет, которые необходимы для представления в банк и открытия счета (счетов).
Налоговые инспекции также осуществляют учет изменений сведений о предприятии: сведения об изменении полного и сокращенного наименования предприятия; адреса, указанного в учредительных документах; уставного (складочного) капитала, доли в нем государственного (муниципального) вклада, доли иностранного капитала; состава учредителей; представительств, филиалов и равно других обособленных подразделений юридического лица; сведений о регистрации (перерегистрации). По мере фактического возникновения подлежат учету следующие изменения реквизитов Карты: адрес и телефон постоянно действующего исполнительного органа; данные о кодах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), полное наименование, адрес и ИНН вышестоящей организации (если она имеется), данные об ИНН организаций - учредителей; сведения о руководителе и главном бухгалтере.
Документом, подтверждающим изменения реквизитов Карты: адреса и телефона постоянно действующего исполнительного органа; полного наименования, адреса и ИНН вышестоящей организации (если она имеется), данных об ИНН учредителей; сведений о руководителе и главном бухгалтере, является письмо налогоплательщика, заверенное подписью руководителя и скрепленное печатью организации. Документом, подтверждающим изменение классификационных кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ), является информационное письмо органов государственной статистики.
Как видно из приведенных примеров, вопросы создания предприятия требуют тщательной и вдумчивой проработки, а многие требования достаточно формальны. Однако точное их соблюдение позволяет избежать очень многих проблем и полностью сосредоточиться на планировании деятельности и максимизации прибыли.
3. Структура капитала предприятия и его оптимизация
Выше указывалось, что уставный капитал выполняет важнейшую функцию "стартового" капитала предприятия. А что, если после какого-то срока функционирования предприятия банкиры соглашаются выдавать ему кредит? Что использовать - кредит или увеличивать размер капитала? Сравним два предприятия?
Показатель Предприятие А Предприятие В
Уставный капитал
200 000
(200 акций по 1 000) 90 000
(90 акций по 1000)
Размер кредита - 110 000
Прибыль 100 000 100 000
Рентабельность собственных средств 50% 90%
Приведенное сравнение, конечно, носит идеальный характер, т.е. весьма и весьма приблизителен. Кроме того, предприятие В явно получило очень больший, в сравнении с размером собственного капитала, кредит. Однако оно показывает, что при использовании кредита (несмотря на его платность и возвратность) увеличивается рентабельность собственных средств. Представим, что в указанном выше примере полученная прибыль полностью используется для выплат дивидендов акционерам. Акционеры предприятия А получат каждый по 500, в то время как акционеры предприятия В каждый получит по 1111, т.е. в два раза больше. Уже один этот пример оказывает, что руководитель предприятия В большей степени справился со своей главной задачей - максимизировать прибыль акционеров.
Указанный эффект получил название финансового рычага. Он означает возможность повышения рентабельности собственных средств при использовании средств заемных. Не вдаваясь далее в подробности финансового рычага, отметим, что уже на этапе создания предприятия (а тем более после определенного срока деятельности) имеет смысл задуматься о повышении доли заемных средств в структуре пассива предприятия, поскольку это оказывает благотворное влияние на его экономику.
В целях выработки кредитной политики предприятия необходимо провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. Но об этом подробнее будет сказано в лекции, посвященной управлению оборотными средствами.
Для того, чтобы на предприятии постоянно велась работа по определении финансового рычага (и, соответственно, необходимых объемов финансирования), для финансовой службы могут регулярно составляться соответствующие расчеты.
<< Пред. стр. 1 (из 9) След. >>