<< Пред. стр. 2 (из 9) След. >>
4. Экономический статус предприятияМы уже указывали ранее, что для всего многообразия форм ведения бизнеса (которые, строго говоря, не представляют самостоятельных организационно-правовых форм предприятия) существуют особенности ведения деятельности (исчисления и уплаты налогов, регистрации акций, отнесения затрат на себестоимость и т.д.). Это может и должно использоваться руководителем (финансовым менеджером). Все эти особенности будут именоваться статусом предприятия - совокупностью его организационных, налоговых и иных характеристик, которые предопределяют применимость тех или иных положений законодательства и возможность их использования с максимальной выгодой для предприятия.
Филиалы и структурные подразделения
Основным преимуществом работы предприятия через филиальную сеть является то, что отпадает необходимость трудоемкого процесса расчета доли прибыли, которая приходится на структурное подразделение. Руководитель филиала самостоятельно ведет бухгалтерскую и иную отчетность, филиал сам стоит на учете и уплачивает налоги. Вместе с тем, филиал является отдельным налогоплательщиком, в связи с чем во многих случаях передача между предприятием и филиалом имущества рассматривается как налогооблагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость. В этом смысле передача имущества структурному подразделению, которое не является самостоятельным налогоплательщиком, в перспективе порождает для предприятия меньше проблем.
Однако в то время как законодательство достаточно подробно описывает процесс расчета доли прибыли предприятия, которая приходится на структурное подразделение, четкого определения понятия "структурное подразделение" нет. В связи с этим возможны парадоксальные ситуации, когда местные налоговые органы будут требовать от структурного подразделения не просто уплаты в бюджет налога на прибыль, но и постановки на налоговый учет подразделения с уплатой всех местных налогов и сборов.
Кроме того, при наличии у предприятия разветвленной филиальной сети возникает потребность в совершенствовании всей структуры управления, в первую очередь, управления персоналом.
Весьма трудные вопросы у финансового менеджера возникают при планировании деятельности в том случае, когда у предприятия существуют обособленные подразделения. Законодательство относит к ним филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) счет, и структурные подразделения, не имеющие своего баланса и счета. Первые являются самостоятельными налогоплательщиками, вторые самостоятельными налогоплательщиками не являются, что подразумевает постановку на учет в месте нахождения подобного структурного подразделения самого предприятия и уплату им налога на прибыль в той части, в которой она относится к деятельности структурного подразделения.
Пример расчет налога на структурное подразделение:
"Например, фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за I полугодие 10000 человек, в том числе структурного подразделения - 2000 человек, стоимость основных производственных фондов соответственно - 26000 млн. рублей и 4000 млн. рублей. Исходя из этого удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (2000 : 10000 x 100%), соответственно стоимости основных производственных фондов - 15,38% (4000 : 26000 x 100%), средняя величина удельного веса - 17,69% ((20% + 15,38%) : 2). В случае, если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, средняя величина удельного веса составит 10% ((20% + 0) : 2)".
Если прибыль всего предприятия составила 100 000 рублей, то удельный вес прибыли, приходящейся на структурное подразделение этого предприятия составит 100 000 х 17,69% = 17 690 рублей. Указанная сумма (17 690 рублей) должна быть обложена налогом по местной ставке, а остальная сумма (82 310 рублей) должна быть обложена по ставке, действующей для головного предприятия.
При этом предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по предприятию (без структурных подразделений) и по структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов предприятия и структурных подразделений.
Пример расчета
Налога от фактической прибыли по предприятию, в состав которого входят территориально обособленные структурные подразделения, за отчетный период
(тыс. руб.)
В том числе
По организации, включая структурные подразделения по организации без структурных подразделений по структурному подразделению №1 по структурному подразделению №2
1 2 3 4 5
1. Валовая прибыль - всего
100.00 - - -
2. Из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются суммы, показанные в итоге строки 2 расчета по налогу от фактической прибыли (приложение №4 к Инструкции ГНС РФ от 6 марта 1992 г.)
10.000
-
-
-
3. Суммы отчислений в резервный или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению)
-
-
-
-
4. Льготы по налогу на прибыль (по специальному расчету)
30.000
-
-
-
5. Налогооблагаемая прибыль (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4)
5а. Средняя величина удельного веса - в %
5б. Налогооблагаемая прибыль исходя из средней величины удельного веса
60.000
-
50
30.000
-
20
12.000
-
30
18.000
6. Ставка налога на прибыль -всего в %
в том числе:
а) в федеральный бюджет
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов 13
13
-
- 22
-
15
7 22
-
17
5 22
-
16
6
7. Сумма налога на прибыль - всего
в том числе:
а) в федеральный бюджет (стр. 5 x стр. 6 "а") : 100
б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований (стр. 5 x стр. 6 "б") : 100
в) в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов (стр. 5 x стр. 6 "в") : 100
7.800
7.800
-
-
6.600
-
4.500
2.100
2.640
-