<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  
 2.040
  
  
  
  
 600
    
  
 3.960
  
  
  
 -
  
  
  
  
  
  
  
 2.880
  
  
  
  
 1.080
  
  
 Дочерние и зависимые предприятия
 Понятие дочерних и зависимых предприятий имеет важные правовые последствия в нескольких аспектах. Во-первых, законодательно закреплена солидарная ответственность основного предприятия по сделкам дочернего предприятия, заключенным во исполнение указаний основного предприятия. Кроме того, закреплена субсидиарная ответственность основного предприятия при банкротстве дочернего предприятия.
 Во-вторых, головное предприятие может быть обязано представлять сводную бухгалтерскую отчетность.
 Сводная бухгалтерская отчетность это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций:
 (1) бухгалтерская отчетность головного предприятия;
 (2) бухгалтерская отчетность дочерних (зависимых) предприятий.
 В-третьих, хотя действующим законодательством не предусматривается каких-либо льгот или налоговых вычетов для подобных групп, проект Налогового Кодекса предусматривает возможность создания и регистрации в налоговых органах консолидированной группы налогоплательщиков.
 Консолидированной группой налогоплательщиков признается образованное и зарегистрированное объединение предприятий, которое выступает в качестве единого налогоплательщика в отношении одного или нескольких налогов.
 Это означает, к примеру, что предприятия А, В и С, составляющие консолидированную группу, вправе уплачивать один общий налог на прибыль или налог на добавленную стоимость. Понятно, что в некоторых случаях такое объединение налоговой ответственности может приводить к значительной экономии издержек по составлению, проверке налоговой отчетности и перечислению сумм налога в бюджет (не говоря уже о том, что для крупных предприятий подобная схема организации деятельности может способствовать значительной экономии ресурсов, расходуемых на содержание общих для всех предприятий структур). Более того, операции между участниками консолидированной группы для целей налогообложения приравниваются к операциям между структурными подразделениями предприятия, по крайней мере, в отношении налогов, по которым консолидированная группа выступает в качестве единого налогоплательщика. Использование схемы консолидированных налогоплательщиков широко распространено в странах, где законодательством признается особый режим налогообложения взаимосвязанных налогоплательщиков (т.н. "группы компаний"). Пример: в состав консолидированной группы компаний входят различные предприятия, среди которых есть субъекты малого предпринимательства, т.е. уплачивающие налоги по пониженным ставкам. Передача другим участником группы подобному малому предприятию части своих убытков (surrendering of losses) приводит к уменьшению налогооблагаемой базы и, соответственно, экономии, которая особенно необходима в неблагоприятной экономической ситуации. Кроме того, в некоторых случаях возможен "перенос" на другого участника группы своих прибылей, что не порождает дополнительных налогов и способствует оптимизации финансовых потоков. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что в будущем ожидается развитие "консолидированного законодательства", т.е. порядка налогообложения участников группы и всей консолидированной группы в целом, что открывает значительные возможности для финансового (налогового) менеджера.
 Когда создавать предприятие?
 Немаловажным является момент создания предприятия. Законодательство устанавливает, что правоспособность предприятия (способность иметь права и нести обязанности, в том числе, налоговые) возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому полезным для финансового менеджера предприятия может оказаться правило, в соответствии с которым для предприятий, созданных после 1-го октября, первым отчетным годом является период по 31 декабря следующего года.
 Существенные возможности для финансового планирования открывает статус малого предприятия. Это важный вопрос, поэтому он выделен в отдельную лекцию.
 5. Ответственность предприятия и руководителей
 Поскольку управление предприятием входит в число функций руководителя, он должен нести ответственность за принятие тех или иных решений. Под ответственностью обычно понимается претерпевание тех или иных последствий, а само уже употребление термина "ответственность" подразумевает неблагоприятность этих последствий. Не секрет, что большинство случаев наступления ответственности предприятия и его руководителей связано с нарушениями в налоговой сфере, поэтому далее мы сделаем упор именно на налоговых правонарушениях.
 Несмотря на значительное количество теоретических попыток классифицировать виды ответственности, практика реально признает разграничение ответственности только на два вида - договорную и деликтную.
 Под договорной ответственностью понимается необходимость претерпеть какие - либо (обычно неблагоприятные) последствия нарушения обязательств, принятых перед другим лицом или лицами по соглашению. Под деликтной (т.е. из правонарушения, административной либо уголовной) ответственностью понимается необходимость претерпеть какие-либо (обычно также неблагоприятные) последствия нарушения обязательств, кем-либо возложенных на нарушившее лицо.
 Приведенные определения отнюдь не претендуют на полноту и универсальность и ставят своей целью лишь одно: показать различие между ответственностью по договору и ответственностью по закону. Оно в общем виде представляется следующим: договорная ответственность устанавливается равноправными сторонами и может быть ими относительно легко изменена. Деликтная ответственность, как правило, устанавливается императивными нормами законодательства, относится к правоотношениям, где стороны не равны, и, как правило, не изменяется соглашением этих сторон.
 1. Договорная ответственность
 Для иллюстрации договорной ответственности с точки зрения налогового менеджмента можно привести два примера.
 Первое: два предприятия, заключающие договор, устанавливают, что уплата всех применимых налогов и сборов является обязанностью соответствующей стороны, и что сторона, обязанная по законодательству уплатить определенные налоги и сборы, несет перед контрагентом ответственность за совершение всех необходимых действий по уплате налогов. В данном случае речь не идет о перекладывании налогового бремени либо о договоренности, что налоги предприятия А будут уплачены предприятием Б, а о том, что договорные обязательства одного предприятия перед другим не должны нарушаться в связи с неуплатой (уплатой не в полном объеме либо не в установленные сроки) всех налогов и сборов (кстати, это крайне важно для договорной работы на предприятии: совершенно необходимо, чтобы в договорах содержалась ссылка на то, включают ли цены, указанные в них, НДС или нет). Это также в полной мере относится и к выплате штрафных санкций, установленных сторонами в договоре.
 Второе: руководитель предприятия в соответствии с трудовым договором несет ответственность за качественное исполнение своих служебных обязанностей, в которые, безусловно, входит обеспечение за правильным исчислением и своевременным перечислением в бюджет налоговых платежей.
 2. Деликтная ответственность
 Ответственность предприятия за те или иные виды нарушений налогового законодательства является предметом достаточно подробного законодательного регулирования и внимания специалистов. Ниже будут проанализированы лишь основные моменты ответственности и ее меры применительно к нарушениям налогового законодательства.
 Во-первых, при оптимизации налоговых платежей хозяева (учредители) предприятия могут быть подвергнуты мерам ответственности в соответствии со ст. 56 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает следующее правило:
 "Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам".
 Возлагаются подобные меры ответственности на учредителей в полном соответствии с доктриной "срывания корпоративной маски", суть которой заключается в следующем: учредитель компании несет ответственность за деятельность компании, если фактически руководил ее деятельностью. Необходимо заметить, что Налоговый Кодекс Российской Федерации довольно подробно регулирует вопросы налогообложения предприятий, управляемых учредителями, и налоговую ответственность учредителей.
 Во-вторых, меры ответственности могут применяться к должностным лицам (как правило, это руководители) предприятия. Ниже схематично приведены основания и размеры подобной ответственности.
  
 
 № Основание ответственности Мера ответственности
 1 Сокрытие или занижение прибыли (дохода) Штраф 2-5 МРОТ
 2 Сокрытие (неучет) иных объектов налогообложения Штраф 2-5 МРОТ
 3 Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка Штраф 2-5 МРОТ
 4 Искажение бухгалтерских отчетов Штраф 2-5 МРОТ
 5 Непредставление или несвоевременное представление или представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов  
 Штраф 22-5 МРОТ
 6 Невыполнение требований налоговых органов о представлении документов, касающихся хозяйственной деятельности предприятия и необходимых для правильного налогообложения  
 Штраф, 2,5 - 5 МРОТ
 7 Невыполнение требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности  
 Штраф, 2,5 - 5 МРОТ
 8 Невыполнение требований налоговых органов о допуске должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения  
 Штраф, 2,5 - 5 МРОТ
 9 Невыполнение требований налоговых органов о приостановлении операций по расчетным и другим счетам налогоплательщиков в учреждениях банков  
 Штраф. 2,5 - 5 МРОТ
 10 Нарушение банками и кредитными учреждениями порядка открытия расчетных и иных счетов налогоплательщиков  
 Штраф, 5 МРОТ
 11 Открытие расчетных и иных счетов без предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе Штраф, 5 МРОТ
 12 Несообщение налоговому органу об открытии расчетных и иных счетов налогоплательщиков Штраф, 5 МРОТ
 13 Непредставление банками и кредитными учреждениями налоговым органам данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством Финансов Штраф, 5 МРОТ за каждую неделю просрочки
 14 Неисполнение (задержка) банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджеты и внебюджетные фонды и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов  
 Штраф, 5 МРОТ
 15 Неправильное удержание в бюджет подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам  
 Штраф, 5 МРОТ
 16 Несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам  
 Штраф, 5 МРОТ
 17 Открытие расчетных, текущих, валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа Штраф, 100 МРОТ
 18 Осуществление расчетов наличными деньгами на суммы, превышающие установленный лимит Штраф, 50 МРОТ
 19 Неоприходование в кассу денежной наличности Штраф, 50 МРОТ
 20 Несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассах остатков наличных денег сверх установленных лимитов  
 Штраф, 50 МРОТ
 21 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции о беспрепятственном доступе в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов, для их обследования  
 Штраф, до 100 МРОТ
 22 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции об устранении нарушений законодательства о налогах Штраф, до 100 МРОТ
 23 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции о предъявлении документов, удостоверяющих личность Штраф, до 100 МРОТ
 24 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции о явке для дачи объяснений, справок и сведений по вопросам, относящимся к компетенции органов налоговой полиции  
 Штраф, до 100 МРОТ
 25 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции о безвозмездном предоставлении информации, необходимой для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей  
 Штраф, до 100 МРОТ
 26 Невыполнение требований федеральных органов налоговой полиции о предоставлении средств связи и транспортных средств для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении  
 Штраф, до 1100 МРОТ
 27 Уклонение от уплаты налогов с организаций, совершаемое путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расхода либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере (сума неуплаченного налога составила более 1000 МРОТ) а) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; б) арест на срок от четырех до шести месяцев;
 в) лишение свободы на срок до трех лет.
 Каким образом законодательство и судебная практика относятся к экономике предприятия? Основной задачей руководителя (менеджера) предприятия является достижение все большей и большей прибыли. Но еще лучше - достижение большей прибыльности. Из чего складывается прибыльность? Безусловно, из рентабельности предприятия, о чем вкратце уже говорилось выше. Из накопленных и совершенствуемых знаний и навыков работников и менеджеров предприятия, из увеличения относительного объема средств, направляемых не на текущее потребление, а на расширение бизнеса, введение новых технологий и инновационные разработки. Но ничуть не последним в этом ряду стоит доброе имя предприятия, т.н. гуд вил (goodwill). Вполне возможно, что этот актив пока еще не самый важный для российских традиций бизнеса, однако несомненно, значение имени и деловой репутации у нас возрастает постоянно. Понятно, что в том случае, когда средства массовой информации сообщают о непрерывных тяжбах предприятия с налоговыми органами, акционеры вряд ли будут довольны таким ходом вещей и выскажут это менеджерам на очередном собрании, поскольку от этого страдает деловая репутация предприятия, а значит, снижается стоимость акций и интерес потенциальных инвесторов. Уже только поэтому избежание финансовых санкций должно отвечать интересам руководителей предприятия и оказывать положительное влияние на экономику предприятия.
 Важен и другой аспект: суммы финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, как правило, выплачиваются из чистой прибыли. Следовательно, финансовое состояние предприятия тем лучше (размер чистой прибыли тем больше), чем меньше размер выплачиваемых предприятием финансовых санкций.
 Таким образом, еще одна задача налогового менеджмента может быть сформулирована следующим образом:
 Максимум прибыли (прибыльности) при минимуме санкций
 Исходя из этого, руководителю, финансовому менеджеру, бухгалтеру, иным сотрудникам предприятия, а также его хозяевам (учредителям) для целей управления и планирования необходимо четко осознавать возможные основания и размеры финансовых санкций, которые могут быть наложены на предприятие:
 Dura lex, sed lex (лат.: Закон суров, но он закон)
 
 № Основание наложения санкции Размер санкции
 1. Сокрытие или занижение прибыли (дохода) Взыскание всей суммы сокрытой или заниженной прибыли и штрафа в размере той же суммы
 2. Сокрытие или занижение иного объекта налогообложения Взыскание суммы налога, исчисленного с суммы сокрытого или заниженного объекта налогообложения, и штрафа в размере той же суммы
 3. Отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период Штраф в размере 10% доначисленных сумм налога
 4. Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов Штраф в размере 10% сумм налога, причитающихся к уплате по очередному сроку платежа
 5. Несвоевременная или в неполном размере уплата налогов Взыскание пени в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога
 6. Неудержание, неполное удержание или неперечисление в бюджет сумм подоходного налога с доходов, выплачиваемых физическим лицам Бесспорное списание доначисленных или неперечисленных сумм налога и штраф в размере 10% подлежащих взысканию сумм
 Как и стоит ли спорить с инспектором?
 "В споре рождается истина" - эта древняя поговорка у всех на слуху. Но стоит ли спорить с представителями налоговых органов? Скорее всего, нет; но если уж дело зашло до этого, финансовый менеджер предприятия может расписаться в своей ошибке или оплошности (забыл, недоглядел, пропустил, не проконтролировал должным образом и т.д.). И практика в этом случае переводит разговор уже в иную плоскость: как спорить с налоговым инспектором. Имеется в виду то, что процедурные аспекты подобных взаимоотношений имеют исключительную значимость для предприятия.
 Необходимо иметь в виду и иной аспект: многие специалисты в налоговых вопросах советуют спорить с налоговыми органами и делают это во многих случаях успешно, однако руководителю стоит также помнить и то, что не всегда "отыгранные" денежные средства - благо. Дело в том, что суд может занять позицию против налогоплательщика, мотивируя это положениями части 3 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". В этом случае взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами может не получиться, и предприятие попросту ссудит государство беспроцентным займом.
 Ниже обобщены лишь основные рекомендации по тому, какой линии поведении придерживаться при выявлении, по мнению представителя налогового органа, нарушений налогового законодательства. Все они касаются, прежде всего, процедурных моментов проведения налоговой проверки и наложения санкций:
 1. Оформление акта документальной проверки предприятия / протокола об административном правонарушении
 2. Изъятие документов предприятия
 3. Принятие решения о применении финансовых санкций
 1. Оформление актов проверки, не всегда сопровождается выполнением всех законодательных процедур. Поэтому руководитель предприятия, его работники, уделяющие этому вопросу особое внимание, как правило, остаются в выигрыше. Во-первых, акт проверки предприятия является документом, свидетельствующим о непредставлении предприятием документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Он также служит основанием для наложения финансовых санкций, поэтому должен быть должным образом оформлен. По большей части это касается подписей, стоящих под актом - должностного лица налоговых органов и должностных лиц предприятия. В случае несогласия с результатами проверки должностные лица предприятия обязаны подписать акт с изложением письменных возражений. Необходимо заметить при этом, что установленный порядок проведения проверок предусматривает, что письменные возражения должны сопровождаться приложением документов, поясняющих мотивы возражений.
 В случае составления налоговым инспектором Протокола об административном правонарушении - нарушении налогового законодательства, существуют, как минимум, два требования к форме выносимого на его основании Постановления по делу об административном правонарушении: (1) Постановление должно быть подписано только начальником или заместителем начальника налоговой инспекции, (2) а сам документ должен обязательно содержать ссылку на ст. 15 КоАП.
 2. Изъятие документов предприятия сопровождается составлением описи изъятых документов с фиксацией их содержания, о чем составляется протокол. Этот документ подписывается должностным лицом налогового органа, а его копия вручается руководителю предприятия под расписку. Необходимо также помнить, что перечень документов, которые могут быть изъяты, довольно широк: первичные документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты. Исходя из этого, по-видимому, целесообразно наиболее важные документы хранить в виде копий на бумажных или иных носителях.
 3. Принятие решения о применении к предприятию финансовых санкций является прерогативой только руководителя налогового органа или его заместителя. При этом установлен точный предельный срок принятия подобного решения - 10 дней со дня подписания акта документальной проверки. Некоторые санкции (штрафы за сокрытие или занижение прибыли или другого объекта налогообложения) могут быть применены только по результатам документальной проверки, в то время как штраф за несвоевременное представление документов может быть наложен по служебной записке должностного лица налогового органа.
 Возможны ли ситуации, когда предприятие смягчит либо "отведет" от себя налоговые санкции?
 Да, причем подобные случаи зафиксированы даже в разъяснениях налоговых органов. Так, при оформлении исправлений бухгалтерских документов (отчетов) с предприятия взыскиваются лишь пени за несвоевременную уплату налогов. Ни с руководителя, ни с самого предприятия не взыскиваются штрафы за нарушение налогового законодательства, если сокрытие или занижение прибыли произошло в случае:
 1) завышения размера льгот по налогу на прибыль;
 2) отнесения в установленном порядке на себестоимость продукции (работ, услуг) или финансовые результаты налогов, исчисленных в завышенных размерах;
 3) самостоятельного обнаружения и исправления ошибки до проверки налоговым инспектором;
 4) непредставления или несвоевременного представления в учреждения банка платежного поручения на уплату налогов при своевременном представлении отчетных документов в налоговый орган;
 5) непредставления предприятием справки об авансовых платежах.
 Примеры из арбитражной практики
 Руководитель предприятия вряд ли будет судиться с налоговыми органами и проводить время в арбитражных судах. Его задача - обеспечить четкую и правильную работу подразделений предприятия (прежде всего, бухгалтерии, планового отдела, юридического департамента) с тем, чтобы предприятие в принципе не было наказано финансовыми санкциями. Для этого бывает полезным знать и помнить основные элементы, на которых базируется позиция арбитражных судов при рассмотрении дел о нарушении налогового законодательства. Их можно кратко сформулировать следующим образом:
 1. Формализм.
 2. Переквалификация.
 3. Одностороннее толкование.
 Рассмотрим эти элементы подробнее.
 
 Формализм Переквалификация Одностороннее толкование
 Формализм подхода судов к разбору "налоговых дел" заключается в том, что формальные признаки, т.н. "буква закона", имеют в большинстве случаев безусловный приоритет над сущностью нарушения, степенью вины, соразмерностью наказания и т.д., т.е. над "духом закона". Самым характерным примером, пожалуй, является Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащие указание на то, что "действующим законодательством не установлено, что счетные ошибки при исчислении налогов могут служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности". В другом деле было установлено, что освобождение от штрафа по мотиву несоразмерности наказания допущенному нарушению законодательством также не предусмотрено. Переквалификация налоговыми органами правоотношений, сложившихся между предприятиями - налогоплательщиками, также нередко находит поддержку в суде. Так, договор о совместной деятельности между двумя предприятиями арбитражным судом по иску налоговой инспекции был признан "по своей природе...договором займа", а договор факторинга не был признан судом как приводящий к уменьшению поступлений в бюджет. Безусловно, это свидетельствует о необходимости крайне осторожно подходить к заключаемым предприятием сделкам, имея в виду, что они могут быть признаны налоговыми органами совсем иными по своей сути (при этом для подобной переквалификации отношений существует теоретическая основа).
  
   Одностороннее толкование норм права налоговыми органами составляет одну из серьезнейших проблем для предприятия - налогоплательщика, поскольку признается судами. Так, разъяснения и письма Госналогслужбы, строго говоря, нормативными актами не являющиеся, принимаются судами за основу при вынесении решений. Так, в постановлениях ВАС РФ содержатся прямые ссылки на подобные документы ГНС РФ, признается установление Госналогслужбой ставок и порядка применения налогов и то, что "Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России предоставлено право издания инструкций и методических указаний по применению законодательства о налогах". Это, в частности, означает признание судами приоритета налогового законодательства перед иными отраслями (в первую очередь, гражданским и трудовым).
 Выводом из изложенного выше может быть следующее. Руководитель (финансовый менеджер предприятия, главный бухгалтер) должен придавать вопросам точной и аккуратной работы бухгалтерии, иным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов служб предприятия (касса, подотчетные лица и др.), особое внимание. Предприятие может работать безубыточно, и даже повышать прибыльность бизнеса, однако неточности и несоответствия в первичных документах (в их подготовке, в сроках представления и т.д.) могут повлечь финансовые санкции. Размер этих санкций, как правило, не связан со степенью вины или величиной ущерба.
 При общении с представителями налоговых органов вопросы формы также важны, как и вопросы содержания. Многие проблемы предприятия, его руководителя и работников могут быть сняты или облегчены, если ими в точности соблюдаются все процедурные требования налогового законодательства.
 Профессионализм руководителя и любых руководителей предприятия, связанных с вопросами налогообложения, проявляется не в доведении дела до суда и последующем удачном ведении процесса, не в умелом использовании противоречий процессуального законодательства, обоснованных аргументов и налоговых адвокатов, а в принципе в недопущении спорных и конфликтных налоговых ситуаций.
 
 Тема 4
 Управление основным капиталом предприятия
 1. Понятие и сущность основного капитала предприятия.
 Основной капитал предприятия состоит из следующих элементов:
 
 Основные средства Нематериальные активы Долгосрочные финансовые инвестиции
 Совокупность материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере Различные права пользования. Патенты, а также организационные расходы Инвестиции в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами
 Рассмотрим указанные элементы подробнее.
 1. Основные средства включают:
 здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
 В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Законченные капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.
 2. Нематериальные активы включают права, возникающие:
 из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
 из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
 из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
 из прав на "ноу-хау" и др.
 Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.
 Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. По объектам, по которым проводится погашение стоимости, нематериальные активы равномерно (ежемесячно) переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы переноса стоимости устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации).
 3. Долгосрочные финансовые инвестиции
 Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты у организации, или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
 Акции и паи, не оплаченные полностью, показываются в активе баланса в полной их покупной стоимости, с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве баланса в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим вложениям. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению акций и паев, показываются в активе баланса по статье дебиторов. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, при составлении годового бухгалтерского баланса отражаются на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обеспечение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов у организации или уменьшения финансирования (фондов) у бюджетной организации.
 Необходимо отметить, что к основному капиталу относятся также капитальные вложения в незавершенное строительство. В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно - монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты (проектно - изыскательские, геолого - разведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения.
 Оценка основного капитала предприятия и инфляция
 Основной капитал предприятия (его элементы) имеют определенную стоимость, как правило, это стоимость приобретения (первоначальная стоимость). Однако со временем эта стоимость уменьшается на сумму амортизации (остаточная стоимость), о чем будет сказано ниже.
 Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
 Но существует и другой фактор, определяющий изменение стоимости основного капитала, - инфляция. Для того, чтобы соблюсти основные экономические пропорции предприятиям разрешено производить переоценку, сто приводит к возникновению восстановительной стоимости.
 Переоценке подлежат здания, кроме жилых, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных средств, независимо от их технического состояния (степени износа), как действующие, так и находящиеся в консервации, в резерве или в запасе, в незавершенном строительстве, а также объекты, сданные в аренду или во временное пользование (основные фонды, сданные в аренду, переоцениваются арендодателем).
 Исходными данными для переоценки основных фондов (средств) являются полная балансовая стоимость основных фондов, определенная по результатам инвентаризации, и коэффициенты пересчета балансовой стоимости основных средств в восстановительную стоимость, которая определяется умножением их балансовой стоимости на соответствующий коэффициент пересчета (коэффициенты устанавливаются применительно к каждой группе основных средств). Полная восстановительная стоимость основных фондов, то есть полная стоимость затрат, которые должно было бы осуществить предприятие, ими владеющее, если бы оно должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и т.д. Полная восстановительная стоимость определяется на основе затрат на воспроизводство объектов, аналогичных оцениваемым, из тех же материалов, с соблюдением планов и чертежей и качества выполнения работ, с присущими объекту недостатками конструкции и элементами неэффективности. Полная восстановительная стоимость морально устаревших объектов также осуществляется на основе существующих затрат на их изготовление по ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, исходя из того, что моральное старение объектов отражается на уровнях и темпах изменения соответствующих цен и тарифов. При определении полной восстановительной стоимости объектов, снятых с производства, цены и затраты на изготовление точной копии которых в современных условиях установить практически невозможно, эта стоимость определяется как стоимость замещения, на основе полной восстановительной стоимости функционально аналогичных выпускаемых объектов, скорректированной по соотношению важнейших эксплуатационных характеристик ранее выпускавшихся и современных объектов. Не подлежат переоценке стоимость земельных участков и объектов природопользования.
 Полная восстановительная стоимость основных фондов определяется, по усмотрению организации, либо путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, ("метод прямой оценки"), либо - путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов (коэффициентов).
 При переоценке, наряду с полной восстановительной стоимостью основных фондов, определяется их остаточная восстановительная стоимость. Под остаточной восстановительной стоимостью основных фондов понимается стоимость основных фондов после переоценки с учетом начисленного износа. Остаточная восстановительная стоимость основных фондов определяется самими организациями - собственниками основных фондов самостоятельно. При переоценке основных средств путем индексации числящаяся в бухгалтерском учете сумма износа основных средств (включая объекты, по которым полностью начислен износ) подлежит умножению на соответствующие индексы изменения стоимости основных средств при их пересчете в восстановительную стоимость. При переоценке основных средств методом прямого пересчета числящаяся в бухгалтерском учете сумма износа подлежит индексации по коэффициенту пересчета, исчисляемому соотношением восстановительной стоимости к балансовой стоимости.
 2. Износ и амортизация
 Элементы основного капитала имеют склонность изнашиваться и устаревать. Износ представляет собой устаревание основных средств и утрату ими своих качеств, что в денежной оценке получило название амортизации - постепенного переноса части стоимости основных средств на продукцию, работу и услуги. Отражение амортизации основных средств выбирается самим предприятием, исходя из срока их полезного пользования. У руководителя предприятия существует, как минимум, три альтернативных способа начислять износ (амортизацию) основных средств, которые схематично могут быть представлены следующим образом:
 
   Определение амортизации по утвержденным нормам Определение амортизации по ускоренному методу Определение амортизации малыми предприятиями
 Основание Постановление Совета Министров СССР
 "О единых нормах амортизационных отчислений"
 №1072 от 22.10.1990 Перечень высокотехнологичных отраслей, машин и оборудования
 См. также Постановление Правительства Российской Федерации "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" от 19.08.1994 №967. Федеральный закон Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" №88-ФЗ от 14.06.95
 % В соответствии с установленной классификацией, либо в соответствии с нормами, установленными для аналогичных основных фондов По повышенной норме, но не более, чем вдвое, либо по согласованию с соответствующими финансовыми органами По ставкам, увеличенным вдвое, а также 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет
 Начисление Ежемесячно, в размере 1/12 годовой нормы
 С первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
 Поскольку суммы начисленного износа (амортизации) основных средств включаются в состав издержек предприятия, уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Следовательно, неправильное начисление (отнесение) сумм износа может привести к занижению сумм налога. Поэтому данный аспект деятельности предприятия и выбора его учетной политики должен быть в центре внимания финансового менеджера.
 При этом интересным и полезным может оказаться сравнение двух методов группировки амортизируемого имущества: в соответствии с (1) Указом Президента Российской Федерации №685 и (2) Налоговым Кодексом.
 Указ №685 установил следующие категории амортизируемого имущества:
 
   Категория амортизируемого имущества
   1 2 3 4
   Здания, сооружения и их структурные компоненты Легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных Технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в первую или вторую категории Нематериальные активы
 Годо-вые нормы
 Амортизации 5% 25% 15% Определяются исходя из срока полезного использования (либо 10% - десять лет)
 Нормы для малых предприятий и предпринимателей  
 6%  
 30%  
 18%  
 Не установлено
 Поря-док расчета Стоимость единицы имущества х норму Суммарная стоимость х норму Суммарная стоимость х норму Стоимость единицы имущества х норму
 В Налоговом Кодексе, однако, содержится несколько иная классификация амортизируемого имущества:
 
 Группа Месячная норма амортизации
   основная специальная Для имущества, принятого на баланс до введения в действие НК РФ
 1 Здания 0.65 0.78 0.5
 2 Сооружения, капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения, оборудование, нематериальные объекты и другие объекты, относящиеся к основным средствам 1.5 1.8 1.2
 3 Машины и оборудование 2.0 2.4 1.5
 4 Вычислительная техника и оргтехника 4.0 4.8 3.5
 5 Транспортные средства 3.5 4.2 3.0
 6 Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, иные основные средства 4.5 5.4 3.5
 7 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 25.0 30.0 20.0
 При сравнении двух показателей (нормы амортизации по Указу №685 и по НК РФ) можно сделать вывод о большей либеральности Налогового Кодекса, поскольку, во-первых, установленные им нормы в годовом исчислении выше, во-вторых, финансовый (налоговый) менеджер может предложить закрепить в приказе об учетной политике предприятия пониженные нормы амортизационных отчислений.
 Для предприятий и организаций, реализующих значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, требующие формирования дополнительных финансовых ресурсов, применяются повышающие коэффициенты амортизации (износа) - ускоренная амортизация. Она разрешена также малым предприятиям в качестве государственной поддержки, но об этом будет сказано в соответствующей лекции.
 3. Лизинг
 Представляет собой один из способов пополнения оборотных средств с меньшими, чем при покупке издержками. Кратко повторим суть лизинга: арендатор (лизингополучатель) не просто арендует имущество, но и первоначально указывает лизингодателю, какое именно имущество ему необходимо. Лизингодатель приобретает это имущество (для этого ему может потребоваться кредит) и передает его арендатору, причем часто с правом выкупа.
 Указанная схема предполагает, что лизингополучатель, хотя в итоге и платит общую сумму больше той, по которой он мог бы приобрести оборудование, остается в выигрыше, поскольку для приобретения необходимого оборудования у него не было средств, а прибыль от использования оборудования превышает общие затраты по лизингу.
 Таким образом, одним из ключевых моментов привлекательности лизинга для предприятия является превышение прибыли над лизинговыми платежами; без этого превышения лизинг может оказаться ненужным. Следовательно, руководителю предприятия необходим точный расчет расходов, прежде чем он обратиться к лизинговой компании с предложением заключить договор.
 Как же рассчитать лизинговые платежи?
 Для расчета расходов лизингополучателя может быть использована следующая методика. Во-первых, определяется состав платежей:
 (1) амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга,
 (2) компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства,
 (3) комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга,
 (4) стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов.
 Во-вторых, по методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:
 (1) метод "с фиксированной общей суммой", когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью;
 (2) метод "с авансом", когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении платежей с фиксированной общей суммой;
 (3) метод "минимальных платежей", когда в общую сумму платежей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизингодателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового имущества, если выкуп предусмотрен договором.
 В-третьих, размер платежей рассчитывает следующим образом. В связи с тем, что с уменьшением задолженности по кредиту, полученному лизингодателем для приобретения имущества - предмета договора лизинга, уменьшается и размер платы за используемые кредиты, а также уменьшается и размер комиссионного вознаграждения лизингодателю, если ставка вознаграждения очень часто устанавливается сторонами в процентах к непогашенной (несамортизированной) стоимости имущества, целесообразно осуществлять расчет лизинговых платежей в следующей последовательности:
 1. Рассчитываются размеры лизинговых платежей по годам, охватываемым договором лизинга.
 2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам (месяцам).
 3. Рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты.
 Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:
 ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС, (1)
 где:
 ЛП - общая сумма лизинговых платежей;
 АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;
 ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга;
 КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
 ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга;
 НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.
 Составные части указанной формулы могут быть рассчитаны следующим образом:
 
  
 Амортиза-ционные отчисле-ния АО
    
 Плата за кредитные ресурсы ПК
    
 Комиссионное вознаграждение КВ  
 Дополнительные услуги ДУ  
 НДС
 АО= БС x На/100,
 БС - балансовая стоимость имущества;
 На - норма амортизационных отчислений, процентов.
 Балансовая стоимость имущества определяется в порядке, предусмотренном действующими правилами бухгалтерского учета.
    
 ПК = КР x СТк /100
 ПК - плата за используемые кредитные ресурсы;
 СТк - ставка за кредит, процентов годовых.
 В каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодовой остаточной стоимостью имущества:
  
 КРt = Qx(OCn+OCk) / 2
  
 КРt - кредитные ресурсы для приобретения
 имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году;
 OCn и ОCk - расчетная остаточная стоимость имущества
 Соответственно на начало и конец года;
 Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1  
 Комиссионное вознаграждение может устанавливаться по соглашению сторон в процентах:
 а) от балансовой стоимости имущества;
 б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества.
 В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения осуществляется по формуле:
 КВt = p x БС,
 P - ставка комиссионного вознаграждения, процентов
 годовых от балансовой стоимости имущества;
 БС - балансовая стоимость;
 Или по формуле
 КВt = (ОСн + Оск) / 2 + СТв/100
  
 ОСн и ОСк - то же, что и в формуле выше;
 Ств - ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества -
 предмета договора
    
 Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассчитывается по формуле:
  
 ДУт= (Р + Р + ... Рn) / Т
 ДУт - плата за дополнительные услуги в расчетном году;
 Р, Р ... Рn - расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу;
 Т - срок договора, лет.
    
 Размер НДС рассчитывается по формуле:
  
 НДСt = Вt x СТn/100
  
 НДСt - величина налога, подлежащего уплате в расчетном году;
 Вt - выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году,;
 СТn - ставка НДС, %.

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу