<< Пред. стр. 4 (из 9) След. >>
В сумму выручки включаются: амортизационные отчисления, плата за использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма вознаграждениялизингодателю (КВ) и плата за дополнительные услуги лизингодателя,
предусмотренные договором (ДУ):
Вт = АОt + ПКt + КВt + ДУt
Расчет размера ежегодного лизингового взноса, если договором предусмотрена ежегодная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВг = ЛП : Т
где: ЛВг - размер ежегодного взноса, млн. руб.;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей, млн. руб.;
Т - срок договора лизинга, лет.
Расчет размера ежеквартального лизингового взноса, если договором лизинга предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВк = ЛП : Т :4
где: ЛВк - размер ежеквартального лизингового взноса, руб.;
ЛП и Т - то же, что и в формуле выше.
Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если договором предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВм = ЛП : Т : 12
где: ЛВм - размер ежемесячного лизингового взноса, руб.;
ЛП и Т - то же, что и в формуле выше.
Пример. Расчет лизинговых платежей по договору финансового лизинга с полной амортизацией
Условия договора:
Стоимость имущества - предмета договора - 160,0 млн. руб.;
Срок договора - 10 лет;
Норма амортизационных отчислений на полное восстановление - 10% годовых;
Процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества - 40% годовых;
Величина использованных кредитных ресурсов - 160 млн. руб.;
Процент комиссионного вознаграждения - 10% годовых;
Дополнительные услуги лизингодателя:
Командировочные расходы - 3,6 млн. руб.;
Консалтинговые услуги - 2,0 млн. руб.;
Обучение персонала - 4,0 млн. руб.;
Ставка налога на добавленную стоимость - 20%;
Лизинговые взносы осуществляются ежегодно равными долями, начиная с 1-го года.
1. Расчет среднегодовой стоимости имущества
Стоимость имущества на начало года Сумма амортизационных отчислений Стоимость имущества на конец года Среднегодовая стоимость имущества
Год 1-й 160,0 16,0 144,0 152,0
Год 2-й 144,0 16,0 128,0 136,0
Год 3-й 128,0 16,0 112,0 120,0
Год 4-й 112,0 16,0 96,0 104,0
Год 5-й 96,0 16,0 80,0 88,0
Год 6-й 80,0 16,0 64,0 72,0
Год 7-й 64,0 16,0 48,0 56,0
Год 8-й 48,0 16,0 32,0 40,0
Год 9-й 32,0 16,0 16,0 24,0
Год 10-й 16,0 16,0 0 8,0
Расчет общей суммы лизинговых платежей
1-й год
АО = 160,0 x 10 : 100 = 16,0 руб.
ПК = 152,0 x 40 : 100 = 60,8 руб.
КВ = 152,0 x 10 : 100 = 15,2 руб.
ДУ = (36, + 2,0 + 4,0) : 10 = 0,96 руб.
В = 16,0 + 60,8 + 15,2 + 0,96 = 92,96 руб.
НДС = 92,96 x 20 : 100 = 18,592 руб.
ЛП = 16,0 + 60,8 + 15,2 + 0,96 + 18,592 = 111,552 руб.
2-й год
АО = 160,0 x 10 : 100 = 16,0 руб.
ПК = 136,0 x 40 : 100 = 54,4 руб.
КВ = 136,0 x 10 : 100 = 13,6 руб.
ДУ = (3,6 + 2,0 + 4,0) : 10 = 0,96 руб.
В = 16,0 + 54,4 + 13,6 + 0,96 = 84,96 руб.
НДС = 84,96 x 20 : 100 = 16,992 руб.
ЛП = 16,0 + 54,4 + 13,6 + 0,96 + 16,992 = 101,952 руб.
В такой же последовательности выполнены расчеты за 3-10 годы. Результаты расчетов сведены в таблицу:
Годы АО ПК КВ ДУ В НДС ЛП
1 16,0 60,8 15,2 0,96 92,96 18,592 111,552
2 16,0 54,4 13,6 0,96 84,96 16,992 101,952
3 16,0 48,0 12,0 0,96 76,96 15,392 92,352
4 16,0 41,6 10,4 0,96 68,96 13,792 82,752
5 16,0 35,2 8,8 0,96 60,96 12,192 73,152
6 16,0 28,8 7,2 0,96 52,96 10,592 63,552
7 16,0 22,4 5,6 0,96 44,96 8,992 53,552
8 16,0 16,0 4,0 0,96 36,96 7,392 44,352
9 16,0 9,6 2,4 0,96 28,96 5,792 34,752
10 16,0 3,2 0,8 0,96 20,96 4,192 25,152
Всего 160,0 320,0 80,0 9,6 569,6 113,92 638,52
В % 23,4 46,82 11,71 1,4 - 16,67 100,0
Размер лизинговых вносов 683,52 : 10 = 68,352 руб.
График уплаты лизинговых взносов:
Дата Сумма, руб.
1 01.07.99 68,352
2 01.07.00 68,352
3 01.07.01 68,352
4 01.07.02 68,352
5 01.07.03 68,352
6 01.07.04 68,352
7 01.07.05 68,352
8 01.07.06 68,352
9 01.07.07 68,352
10 01.07.08 68,352
Тема 5
Управление оборотным капиталом предприятия
1. Понятие, сущность и место оборотного капитала. Его классификация
Предприятию в ходе осуществления деятельности требуются средства, которые полностью потребляются в течение одного периода. Эти средства и получили название оборотного капитала (оборотных средств), т.е. его роль заключается в обслуживании производства (процесса обращения), это роль своеобразной кровеносной системы в теле предприятия. Классифицировать оборотные средства можно следующим образом:
Оборотные средства
предприятия
Оборотные фонды
(связаны с производством) Фонды обращения
(связаны с обращением)
Запасы
Сырье. Материалы, полуфабрикаты
МБП Средства в производстве
Незавершенное производство, расходы будущих периодов Готовая продукция (неоплачен.)
На складе и отгруженная Деньги
Р/с, касса, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность
Дадим более оборотным средствам более подробную характеристику.
Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте:
а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;
в) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие), независимо от их стоимости и срока службы;
г) бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т.д.);
д) специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.), независимо от их стоимости;
е) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
ж) форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам организации; одежда и обувь в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других, состоящих на бюджете, независимо от их стоимости и срока службы;
з) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительных работ в составе накладных расходов;
и) тара для хранения товарно - материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного в подпункте "б" по цене приобретения или изготовления;
к) предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
л) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
м) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
Стоимость находящихся в эксплуатации средств труда может погашаться предприятием путем начисления износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за непригодностью, или путем начисления износа в размере 100 процентов при передаче указанных выше средств труда и предметов в эксплуатацию.
Стоимость специальных инструментов, специальных приспособлений и сменного оборудования погашается в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и запланированного выпуска продукции с помощью этих инструментов и приспособлений. Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов или используемых в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство соответствующих инструментов и приспособлений. Стоимость предметов проката погашается путем начисления износа исходя из сроков их полезного использования.
Предметы и ценности, предусмотренные выше, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения или изготовления. Сумма износа этих предметов и ценностей отражается в учете и отчетности отдельно.
2. Учет и оценка оборотного капитала. Оптимизация его структуры
Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Готовая продукция отражается в балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям расходов.
Товары в организациях торговли, снабжения и сбыта отражаются по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. При учете товаров по розничным (продажным) ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в отчетности отдельной статьей. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по полной фактической (или нормативной (плановой)) себестоимости, включая расходы по сбыту, подлежащие возмещению покупателями (заказчиками) сверх договорной (контрактной) цены, если организация отражает реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документов.
Незавершенное производство и расходы будущих периодов
Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства или обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.
Расчеты с дебиторами и кредиторами, другие статьи.
Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам задолженность разрешается показывать с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам, уполномоченным разрешать соответствующие споры. Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, банками должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в отчетности в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на последнее число отчетного периода.
Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относятся на финансовые результаты у предприятия и до их получения или уплаты отражаются в отчетности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, может производиться различными методами, выбор которых обусловлен все тем же планированием себестоимости и налогооблагаемой базы. Законодательство напрямую предоставляет финансовому менеджеру выбор одного из трех методов, сравнение которых представлено ниже.
№ Содержание операции, показатели Метод средней себестоимости Метод себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) Метод себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО)
1 Остаток на начало отчетного периода 1000 1000 1000
Цена/ед. (тыс. руб.) 900 900 900
Итого, тыс. руб. 900 000 900 000 900 000
2 Поступило в отчетном периоде (кол-во/цена) 200 200 200
950 950 950
Поступило в отчетном периоде (кол-во/цена) 100 100 100
970 970 970
Итого 1 187 000 1 187 000 1 187 000
3 Реализовано в отчетном периоде, кол-во 1100 1100 1100
4 Остаток на конец отчетного периода, ед. 200 200 200
5 Себестоимость ед. 1000х900 + 200х950 + 100х970 / (1000+200+100) =
1 187 000/1300 = (1 187 000 - 192 000) / 1100 =
995 000 / 1100 = (1 187 000 - 180 000) / 1100 =
1 007 000 / 1100
913 904,5 915,4
6 Списано в производство 1100 х 913 = 1 187 000 - 192 000 = 1 187 000 - 180 000 =
1 004 300 995 000 1 007 000
7 Остаток на складе, тыс. руб. 200 х 913 = 100х970 + 100х950 = 200х900=
182 600 192 000 180 000
Возможно, при проведении подобного сопоставления налоговый менеджер сделает вывод о том, что метод средней себестоимости более точен (в том числе, потому что "нивелирует" разницу цен), но метод ЛИФО дает большую себестоимость, что в итоге может вести к меньшей сумме налога на прибыль. Однако далее для подтверждения этого вывода и принятие окончательного решения полезно сравнить "конечные" показатели:
№ Показатели Себестоимость определена по методу средней себестоимости Себестоимость определена по методу ФИФО Себестоимость определена по методу ЛИФО
1 Валовая выручка от реализации (1100 ед. по 1000 тыс. руб.) 1 100 000
тыс. руб. 1 100 000
тыс. руб. 1 100 000
тыс. руб.
2 Минус себестоимость 1100 х 913=
1 004 300 1100 х 904,5=
995 000 1100 х 915,4=
1 007 000
3 Налогооблагаемая прибыль 95 700 105 000 93 000
4 Минус налог по ставке 35% 33 495 36 750 32 550
5 Чистая прибыль 62 205 68 250 60 450
Как следует из приведенной таблицы, метод ЛИФО действительно дал наибольшую себестоимость, и, соответственно, наименьшую налогооблагаемую прибыль. Однако размер чистой прибыли (прибыли после уплаты налога) выше при использовании метода ФИФО. Возможно, показатель, отраженный по строке 5 указанной таблицы, заставит финансового менеджера принять в качестве элемента учетной политики метод ФИФО (с учетом, однако, влияния инфляции на подобный выбор).
Все указанные выше примеры носят информативный характер и не претендуют на полноту изложения. Главное понять то, что в условиях рынка предприятию необходимо избавляться от ненужных средств, сокращать объемы незавершенного строительства, а также максимально ускорять оборот по реализации продукции (работ, услуг) - речь об этом пойдет далее.
Здесь же необходимо вкратце остановить внимание на некоторых организационных аспектах политики оптимизации структуры оборотного капитала предприятия.
Выше указывалось, что в некоторых случаях рентабельность может быть существенно повышена, если предприятие активно использует заемные средства, т.е. оптимизирует структура своего капитала путем кредитной политики. В целях выработки такой кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке (речь идет о необходимости принять решение о привлечении заемных средств, для чего просчитывается эффективность различных вариантов).
Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.
Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту. Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств.
Финансовой службе предприятия необходимо для этого:
(1) рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения);
(2) правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
(3) составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:
- хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
- финансирование по краткосрочным ссудам;
- финансирование по долгосрочным ссудам;
- финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика);
- финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).
В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами: (1) увеличение доли ликвидных активов; (2) удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию. Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности:
в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы;
во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.
Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей. В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:
- принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;
- составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности);
- рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.
В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.
При этом предприятию рекомендуется делать анализ влияния курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень налогообложения в том случае, если имеется задолженность в валюте, причем при выработке налоговой политики и учетной политики предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности различна.
Финансовым службам целесообразно рассмотреть и задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами (как правило, руководит этой работой финансовый менеджер).
3. Управление оборотными средствами (снабженческо-сбытовая политика)
Как ни сложен современный бизнес, а все-таки его можно представить достаточно просто: купить за дешево и продать за дорого. Увеличение цены происходит либо за счет переработки и производства, либо за счет доставки потребителю и каких-либо дополнительных услуг. Поэтому эффективность работы предприятия зависит не только от нормы рентабельности, но и от скорости оборота: от того, насколько быстро предприятие продает то, что производит или закупает. Даже при одинаковых показателях рентабельности прибыльнее будет работать то предприятие, которому удается продать продукцию (работы, услуги) быстрее. Поэтому скорость оборота играет в экономике предприятия колоссальную роль; ее мы рассмотрим с позиции политики снабжения и сбыта.
Снабженческо - сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально - техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.
Снабженческо - сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.
Проведение снабженческо - сбытовой политики опирается прежде всего на определение ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту. Предприятие обеспечивает проведение снабженческо - сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.
При осуществлении своей снабженческо - сбытовой политики предприятию целесообразно взаимодействовать с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использовать услуги консалтинговых структур, маркетинговых фирм и научных организаций.
Одной из задач управления деятельностью предприятия является осуществление мероприятий по повышению культуры управления маркетингом, обучению работников предприятия методам анализа и прогноза рыночной конъюнктуры, по совершенствованию и освоению эффективного использования инфраструктуры товарных рынков, а также по привлечению для этих целей современных организационно - технических средств.
Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки, по другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов. Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов, и для достижения успеха от предприятия требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства.
Эффективная снабженческо - сбытовая политика проводится на основе маркетинга. Цель маркетинга - изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли предприятия от сбыта произведенной им продукции. В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:
- анализ состояния и прогнозирование развития рынка;
- организация покупки материалов, сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции;
- организация продажи продукции предприятия;
- развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в иных типах услуг со стороны предприятия;
- организация эффективной обратной связи от потребителей к производству, включая рассмотрение претензий потребителей.
В современных условиях функция маркетинга становится основой деятельности предприятия. В связи с этим рекомендуется не ограничивать функцию маркетинга исключительно специализированными подразделениями внутри предприятий. Задача руководства предприятия - создать у каждого работника ясное представление о потребителе, его запросах; вовлечь максимальное количество работников в непосредственные контакты с потребителем; создать условия, заставляющие каждого работника заботиться о расширении сбыта продукции своего предприятия.
Построение функции маркетинга зависит от размеров предприятия, разнообразия производимой им продукции, а также рынков, на которых оно оперирует. Для средних и крупных предприятий рекомендуется применение следующих форм маркетинга: стратегический, оперативный и тотальный маркетинг.
Стратегический маркетинг включает:
(1) анализ положения предприятия на рынке;
(2) выявление и анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов;
(3) составление прогнозов развития рынка;
(4) анализ существующих сбытовых сетей;
(5) анализ существующей системы снабжения;
(6) формирование перспективных задач для финансовых, технических, производственных, сбытовых, научно - исследовательских и конструкторских подразделений по улучшению положения предприятия на рынке;
(7) составление бизнес - плана деятельности предприятия.
Организационно для данной деятельности целесообразно создать отдельное постоянно действующее структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю предприятия или его заместителю. К работе этого подразделения рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов всех основных функциональных подразделений предприятия.
Функциями оперативного маркетинга являются:
заключение договоров на поставку продукции и/или контроль дилерской и дистрибьютерской сети;
определение структурными подразделениями планирования и производства ассортимента и графика выпуска продукции;
еженедельный прогноз сбыта продукции и проработка на его основе совместно со структурными подразделениями предприятия, связанными с его финансово - экономической и производственной видами деятельности, объема минимально необходимого запаса готовой продукции на складах предприятия;
еженедельный анализ совместно со структурными подразделениями, отвечающими за снабжение, необходимого переходящего запаса сырья основных и вспомогательных материалов, тары и упаковочных материалов, обеспечивающих удовлетворение постоянного и спонтанного спроса покупателей;
периодическое определение совместно с соответствующими структурными подразделениями, связанными с финансово - экономической деятельностью предприятия, диапазона цен на продукцию;
периодическое определение совместно с соответствующими структурными подразделениями, связанными с его финансово - экономической деятельностью и бухгалтерией, критериев оценки платежеспособности основных клиентов;
установление рациональных условий оплаты продукции исходя из финансового состояния предприятия и его клиентов;
определение структурным подразделениям, обеспечивающим производственный процесс, заданий по требованиям покупателя, в том числе по улучшению качества продукции;
определение средств, направляемых на рекламу, а также форм рекламной деятельности, периодический контроль эффективности расходов на рекламу.
Проведение оперативного маркетинга может осуществляться в едином структурном подразделении предприятия, включающем в себя подразделения по сбыту продукции, по претензионно - правовой работе, по связям с общественностью, внешнеэкономической деятельности и т.д.
Тотальный маркетинг
Цель тотального маркетинга состоит в привлечении максимального количества работников предприятий к маркетинговой деятельности. Функциями тотального маркетинга являются:
привлечение к работе подразделений, отвечающих за сбыт продукции или за связи с общественностью, работников подразделений, выполняющих иные функции;
создание системы мер материального и морального поощрений работников предприятия за привлечение новых заказчиков;
мелкооптовая либо розничная реализация продукции своего предприятия во внерабочее время его работниками.
При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться системный подход, который базируется на объективности и точности.
Процесс маркетингового исследования включает следующие операции:
- определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
- получение первичной информации;
- проведение анализа вторичной информации (внутренней и внешней);
- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;
- формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;
- использование результатов маркетингового исследования.
Основными методами сбора первичных данных являются наблюдение, эксперимент, имитация.
Анализ состояния предпринимательской деятельности предприятия и эффективности управления им включает:
- анализ издержек обращения, их структуры, уровня и динамики;
- анализ производственных и сбытовых запасов, их уровня, структуры и динамики;
- анализ ценовой политики предприятия, его кредиторской и дебиторской задолженности;
- анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия и нарушений во взаимодействии его подразделений;
- анализ резервов совершенствования предпринимательской деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений.
Результаты анализа деятельности предприятия определяют возможности привлечения новых заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции и оказываемых услуг, расширения сфер деятельности предприятия по закупкам, реализации продукции и предоставлению сервисных услуг.
При анализе состояния предпринимательской деятельности предприятия рекомендуется учитывать положение предприятия на товарном рынке, конъюнктуру рынка, выявлять новые каналы закупки продукции и наиболее эффективные формы товародвижения.
Анализ результатов реализации функций маркетинга целесообразно осуществлять в целом по предприятию и в отдельности по каждому из его структурных подразделений, связанных с выработкой и проведением снабженческо - сбытовой политики. Анализ в зависимости от особенностей объектов (финансовые показатели, равномерность закупки и реализации продукции, ритмичность завоза и отгрузки, уровень механизации и автоматизации работ по хранению, складированию продукции, погрузочно - разгрузочных работ и т.д.) производится за год, по кварталам, месяцам, и в случае необходимости принимается решение по результатам деятельности предприятия.
По результатам анализа подготавливаются предложения о направлениях снабженческо - сбытовой политики и изменении функций маркетинга предприятия. Эти функции отражаются в бизнес - планах, которые разрабатываются по основным направлениям предпринимательской деятельности. Бизнес - план по каждому направлению деятельности включает в себя целевые мероприятия, необходимые для его выполнения. Все бизнес - планы подразделений предприятия взаимоувязываются между собой по срокам выполнения. В бизнес - планах целесообразно сформулировать и аргументировать требования структурного подразделения, осуществляющего маркетинг, к другим структурным подразделениям предприятия, связанным с его предпринимательской деятельностью, а также дать рекомендации по их выполнению и отразить ожидаемые показатели экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
При организации снабженческо - сбытовой политики целесообразно четко определить задачи, функции, подфункции и операции, возлагаемые на отдельные структурные подразделения, зафиксировав их в соответствующих положениях и должностных инструкциях. При этом регулирующие функции по осуществлению снабженческо - сбытовой политики предприятия целесообразно делегировать руководителям структурных подразделений предприятия или ведущим специалистам, непосредственно занимающимся указанными вопросами, а контрольные функции возложить на подразделения предприятия, отвечающие за финансовые и договорно-правовые вопросы, или на привлеченные аудиторские организации.
В числе важнейших направлений снабженческо-сбытовой политики предприятия является избавление его от угрозы:
- полной зависимости от покупателя;
- полной зависимости от поставщика;
- зависимости от банка.
Чтобы не допустить полной зависимости снабженческо-бытовой политики предприятия от покупателя, рекомендуется избегать появления эксклюзивных трейдеров (покупателей, имеющих исключительное право на приобретение всей продукции, выпускаемой предприятием), строго контролировать поведение дилеров (дистрибьютеров) продукции, их цены и условия оплаты продукции, максимально развивать прямые поставки конечным потребителям. Это объясняется тем, что в случае, если покупатель - эксклюзивный трейдер, он получает возможность полного контроля за реализацией продукции, производимой предприятием, что заканчивается полным подчинением предприятия трейдеру, который навязывает цены, условия оплаты, в конечном итоге, минимизирует прибыль предприятия.
В связи с этим рекомендуется иметь несколько поставщиков по всем типам сырья, материалов и комплектующих изделий. Желательно знать линии снабжения поставщиков и, при возможности, кооперироваться с организациями, поставляющими основные (ключевые) ресурсы для поставщиков. При наличии у предприятия достаточных средств рекомендуется использовать условия "давальческого сырья" для поставщиков, а при хороших перспективах расширения сбыта продукции - рассматривать вопрос о приобретении предприятием значительной доли в капитале поставщиков, дающей возможность влиять на политику поставщика. При этом рекомендуется использовать сочетание минимальных бартерных сделок, безналичных переводов и сделок за наличный расчет, что позволяет добиться гибкости снабжения.
При создании сети по сбыту продукции предприятию рекомендуется придерживаться следующих правил:
- при поставках продукции независимым организациям - посредникам учитывать, что эти организации могут реализовывать также и продукцию предприятий - конкурентов;
- при расширении производства и освоении рынка рекомендуется избавляться от сотрудничества с независимыми организациями - посредниками и максимально переходить на прямые поставки;
- в отношении зарубежных поставок наиболее цивилизованный путь - создание за рубежом представительств совместно с предприятиями - производителями аналогичной продукции, сотрудничество с зарубежными производителями аналогичной продукции и использование их дилерской сети, создание собственной дилерской сети, достигающей контакта с мелкооптовыми или розничными зарубежными потребителями;
- в отношении дилерской сети рекомендуется поддерживать необходимую конкуренцию между дилерами, а также между дилерами и производителями. В случае, когда предприятие осуществляет самостоятельную реализацию продукции, рекомендуется придерживаться правила: цены непосредственного производителя продукции должны быть всегда ниже цен организации - посредника, а условия поставки - лучше.
Ограничительными стратегиями маркетинга в отношении конкурентов являются кооперация либо полное вытеснение. В современных условиях выбор той либо другой стратегии зависит прежде всего от относительной силы поставщиков и потребителей. Общее правило заключается в следующем: чем выше относительная сила поставщиков / потребителей относительно предприятий отрасли, тем выше должен быть уровень кооперации между производителями аналогичной продукции.
Необходимо отметить также, что снабженческо-сбытовая политика предприятия теснейшим образом увязана с налогообложением. Поэтому при осуществлении маркетинга необходимо иметь четкое представление о том, какие налоговые последствия будет иметь та или активность предприятия. Об этом речь пойдет далее.