<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Отнесение на издержки производства и обращения
 Предположим, руководителю предприятия советуют покупать материальные ценности не у других предприятий по безналичному расчету, а, к примеру, у индивидуальных частных предпринимателей, мотивируя это тем, что платеж за наличные всегда лучше (к примеру, потому, что при этом можно получить у продавца определенные скидки). Иванов, сотрудник отдела снабжения наделяется средствами для приобретения необходимых товаров.
 
 № Содержание операции Корреспондирующие счета
     Дебет Кредит
 1 Оплачены из кассы материалы 10 50
 2 Материалы отпущены в производство 20, 23, 29 10
   ...    
 4 Отражена стоимость отгруженной продукции 62, 76 46
 5 Отражена задолженность перед бюджетом по НДС (по отгрузке) 46 68
 6 Отражен НДС, поступивший в составе выручки (реализация по оплате) 46 76
 7 Отражен НДС, поступивший в составе выручки и подлежащий перечислению в бюджет при учетной политике по оплате 76 68
 8 Поступили денежные средства 51 62
 9 Перечислен НДС 68 51
 Что означает вышеприведенная таблица?
 Предположим, что стоимость приобретенных Ивановым материальных ценностей равнялась 120 руб., а цена реализации составляла 600 руб., в том числе НДС 100 руб. Это означает, что в этом случае финансовый результат составил 500-120=380, а в бюджет было перечислено 100 рублей налога на добавленную стоимость. Если бы материальные ценности были приобретены не Ивановым за наличные у индивидуального частного предпринимателя, а по безналичному расчету у поставщика-плательщика НДС, картина была бы следующей: себестоимость 100 рублей, уплаченный поставщику НДС 20 рублей; финансовый результат - 500-100=400, а в бюджет было бы уплачено не 100, а 80 рублей налога на добавленную стоимость. Сравнение двух финансовых результатов (380 и 400) заставляет задуматься о том, так ли выгодно не платить НДС.
 Цена реализации товаров, работ, услуг для целей расчета и уплаты НДС также имеет важное значение. Дело в том, что в указанном вопросе нагляднее всего проявляется различие между двумя видами учета - налоговым и бухгалтерским. Иными словами, даже в том случае, когда по данным бухгалтерского учета предприятие получило убыток, налоговый учет может потребовать показа "прибыли", точнее - рассчитать налогооблагаемую базу по налогу (в том числе, по НДС), исходя из несуществующей прибыли. Выше указывалось, что в некоторых случаях предприятие вынуждено продавать либо обменивать продукцию (товары, услуги) по цене себестоимости либо ниже себестоимости (в обоих случаях - по цене ниже рыночной).
 Несмотря на то, что определение цены является выражением свободы договора и воли сторон, налоговое законодательство предписывает сделать определенный расчет налога на добавленную стоимость и уплатить его так, как если бы продукция (товары, работы, услуги) были проданы по более высокой цене. Технически это осуществляется путем указания рыночных цен на продукцию в строке 3 декларации по НДС:
 
 
 
 
 3. Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, включая материальные ценности, отпущенные на непроизводственные нужды, которые оплачиваются за счет соответствующих источников финансирования (кроме межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятия и организаций), а также материальные ценности, реализуемые на сторону, - всего Указывается рыночная стоимость Х  
 Соответственно, разница между рыночной стоимостью и ценой фактической продажи относится предприятием на финансовый результат. Этот важный момент исчисления суммы НДС должен быть под неустанным вниманием менеджера, иначе предприятию не избежать неприятностей со стороны налоговой инспекции или налоговой полиции. При этом стандартными фразами, которыми оперируют налоговые органы, составляя акт документальной проверки, будут следующие (даны выдержки из типичного акта):
 "...Проверкой установлено:
 ____________[название и реквизиты предприятия] расчеты по осуществлению прямого обмена или реализации продукции (товаров) по ценам не выше себестоимости за период с ____ по _____ в налоговую инспекцию не предоставлял, в расчет налога от фактической прибыли за __ этим предприятием была включена в состав налогооблагаемой прибыли сумма ______ руб.
 При осуществлении реализации (обмена) по ценам не выше себестоимости продукции, предприятие не производило и не предоставляло в налоговую инспекцию расчеты налогооблагаемой базы, вследствие чего не был уплачен налога на прибыль на сумму ______ руб., налога на добавленную стоимость - на сумму _________ руб.
 Расчет налогооблагаемой базы проверяющими был произведен с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию, сложившихся на момент исполнения данных сделок (см. приложение №___ с расчетами средних рыночных цен).
 В соответствии со ст. 13 п.1 "в" Закона РФ от 27.212.1991 проверяющими произведено начисление пени по налогам на общую сумму __________ руб., в т.ч.:
 по налогу на добавленную стоимость - ______ руб.;
 по налогу на прибыль - _________ руб."
 Приведенный выше пример показывает, что (1) составление расчета и (2) представление его в налоговые органы, равно как (3) уплата "недостающих" сумм налога могли бы избавить предприятие от финансовых санкций. Не исключено и то, что подобные (не по рыночным ценам) продажи и товарообменные операции вообще осуществлялись без ведома финансового (налогового) менеджера (бухгалтера предприятия).
 Вместе с тем, специалистами верно подмечается, что форма подобного специального расчета не установлена, поэтому налоговому менеджеру предприятия нелишним будет заблаговременно обратиться в свою налоговую инспекцию за согласованием формы расчета (в том числе из-за обычно практикуемого формализма в подходе налоговых органов ко всем вопросам исчисления и уплаты налогов).
 Продолжая разговор о том, когда и по какой же цене продавать, рассмотрим теперь три налога: налог на прибыль, налог на имущество и НДС.
 Налог на имущество
 Формула подсчета налога на имущество проста: среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. К этому показатели применяется соответствующая ставка (до двух процентов). Иными словами:
 
 Среднегодовая
 Стоимость
 Имущества = 01.01./2 + 01.04. + 01.07. + 01.10 + 01.01./2
  4
 Х 2% = сумма налога на имущество
 Из приведенной формулы следует, что уменьшение остатков запасов на любое из чисел, используемых для подсчета стоимости имущества, позволит сократить суммы налога на имущество. Возьмем для упрощения стоимость облагаемого имущества предприятия равной 1000 рублей на каждое число, используемое для подсчета стоимости имущества. Среднегодовая стоимость окажется равной 1000:
 
 Среднегодовая
 Стоимость
 Имущества = 500 + 1000 + 1000 + 1000 + 500
  4
 = 1000
 Налог на имущество равен 2%(1000) = 20
 Предположим теперь, что ни первого апреля, ни первого июля облагаемого имущества не было. Среднегодовая стоимость имущества окажется равной 500. А сумма налога на имущества сократиться до 10.
 Так когда и по какой цене продавать?
 Представим теперь, что в начале апреля (а затем в начале июля) на основе расчетов за предыдущие два месяца начальник маркетинговой службы пришел к выводу о необходимости увеличения объема продаж, в том числе путем сокращения цен (см. выше, где говорилось о возможности немного "сдвинуть" продажи по времени). При этом имущество, имеющее рыночную цену 1000 рублей, было продано в обоих случаях по 995 рублей (2-го апреля и 2-го июля соответственно). Финансовому менеджеру (см. выше) пришлось проследить, чтобы был сделан перерасчет, и в бюджет были доплачены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с суммы в 5 рублей (1000-995), всего 35%(5) + 20% (5) = 1,75 + 1 = 2,75 рублей. Если эти 2,75 рублей классифицировать как "потери" предприятия, то в данном примере к ним нужно было бы добавить еще и 20 (сумму налога на имущество), что в итоге дало бы 22,75 руб.
 Если бы даты продаж были немного скорректированы и "перенесены" на более ранние сроки (к примеру, на 29 марта и 29 июня соответственно), потери предприятия в размере 2,75 (+20) могли бы быть компенсированы тем, что стоимость имущества, облагаемого налогом на имущества, сократилась, и, следовательно, сократилась сумма налога на имущества - с 20 до 10. Финансовый (налоговый) менеджер мог бы констатировать, что потери предприятия составили 2,75 (+10 = 12,75) вместо 2,75 (+20 = 22,75) руб.
 Вывод: "ускорение" продаж всего на три-четыре дня принесло бы почти двукратную экономию налоговых потерь.
 Сходный пример можно привести для различных методов определения выручки для целей налогообложения - по оплате либо по отгрузке. Не ставя в принципе под сомнение неизбежность применения кассового метода в нынешних российских условиях, необходимо, тем не менее, заметить, что в период с момента отгрузки до получения средств предприятие продолжает числить продукцию на счете 45, показатели которого используются для исчисления налога на имущество.
  
 Тема 8
 Понятие и оценка финансового результата
 1. Финансовый результат и его составляющие
 Финансовый результат (прибыль или убыток) слагается от финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
 Рассмотрим составляющие финансового результата подробнее.
 Прибыль (убыток) организации
 Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчетного года. Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей как доходы будущих периодов. Эти доходы подлежат отнесению на финансовые результаты при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.
 Балансовая прибыль (убыток) отчетного периода и ее использование отражается в балансе отдельно: в пассиве баланса - полученная прибыль и ее авансовое использование, нераспределенная прибыль, а в активе баланса - фактически полученный убыток. В валюту баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного периода и прошлых лет.
 Доход от реализации имущества
 При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
 По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества. Отрицательный результат от их реализации и от безвозмездной передачи в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
 В случае, если остаточная (первоначальная) стоимость основных фондов и иного имущества, скорректированная на индекс инфляции, равна продажной цене или превышает ее, прибыль предприятия для целей налогообложения уменьшается на сумму фактически полученной прибыли от реализации этих основных фондов и иного имущества и не увеличивается на сумму превышения остаточной (первоначальной) стоимости основных фондов и иного имущества, пересчитанной на индекс инфляции, над их продажной ценой.
 Индекс инфляции не применяется в случае реализации основных фондов и иного имущества по цене равной или ниже их остаточной, первоначальной стоимости.
 По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
 В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
 Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально - и административно - территориальных, национально - государственных образований.
 Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало (реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.
 При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц - исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.
 Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию (основные средства, производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости (балансовой стоимости).
 В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сумма выручки, полученная от таких видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.
 Внереализационные доходы и расходы
 Внереализационные доходы и расходы - это денежные средства, которые получены либо истрачены предприятиям не при осуществлении основной деятельности (отсюда и их название), которые могут быть представлены следующим образом:
 В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
 В состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).
 Суммы, внесенные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
 Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в учете как целевое финансирование на кредите счета "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов).
 Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
 При увеличении уставного капитала в связи с переоценкой основных фондов акционерного общества, произведенной на основании постановлений Правительства Российской Федерации, стоимость дополнительно полученных акционерами - юридическими лицами акций по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ранее акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных акций без изменения доли (удельного веса) акционеров в уставном капитале акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую базу акционера.
 2. Рентабельность и другие показатели
 Для оценки качества работы предприятия и ее руководства используются различные показатели. Их число в отдельных странах доходит до 80, что понятно: чем более всесторонний анализ проводится, тем больше информации (или тем больше объективности будет у информации) получат потенциальные инвесторы и кредиторы.
 Мы ограничимся только несколькими показателями, которые можно использовать для оценки эффективности управления.
 
 Наименование показателя Что показывает Как рассчитывается Комментарий
 Показатели ликвидности
 Общий коэффициент покрытия Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы ей для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании
 Коэффициент срочной ликвидности Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками
 Коэффициент ликвидности при мобилизации средств Степень зависимости платежеспособности компании от материально - производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение материально - производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств 0,5 - 0,7
 Показатели финансовой устойчивости
 Соотношение заемных и собственных средств Сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу) Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)
 Коэффициент маневренности собственных оборотных средств Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия 0,2 - 0,5. Чем ближе значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей финансового маневра у предприятия
 Интенсивность использования ресурсов
 Рентабельность чистых активов по чистой прибыли Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров
 Рентабельность реализован- ной продукции Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции
 Другие показатели рентабельности фондо-, энерго-, материалоем- кости и т.п.      
 Показатели деловой активности
 Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов Отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг Нормативного значения нет, однако усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности
 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, то есть свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости
 Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия. Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. Этой работой, как правило, занимается специальная служба предприятия (помимо ее аудиторов), о чем будет сказано далее, в Лекции 8.
 Несколько слов необходимо сказать о ликвидации и структуре баланса предприятия. Ликвидация предприятия может быть осуществлена по различным причинам. Далее рассматриваются некоторые. Особенно важные с точки зрения экономики, аспекты ликвидации.
 Ликвидация предприятия представляет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
 В десятидневный срок с даты принятия решения о ликвидации предприятие должно известить об этом свою налоговую инспекцию с представлением следующих документов:
 1) заявления о снятии с учета;
 2) копии документа о ликвидации;
 3) копии документа о назначении ликвидационной комиссии;
 4) промежуточного ликвидационного баланса.
 После проведения документальной проверки представителям ликвидационной комиссии предоставляется информационное письмо о снятии предприятия с учета. С точки зрения налоговых последствий ликвидации для контрагентов предприятия можно отметить следующее. В соответствии с законодательством обязательства должника по общему правилу погашаются при его ликвидации; указанная норма означает то, что при ликвидации контрагента предприятия дебиторская задолженность этого предприятия также прекращается. Суммы такой дебиторской задолженности могут быть отнесены предприятием-кредитором на финансовые результаты деятельности и включены в состав внереализационных расходов (соответственно, уменьшат налогооблагаемую прибыль).
 Что касается возможности государственных органов предъявить иск о признании предприятия банкротом (и, в том числе, инициировать процедуру ликвидации), то необходимо учитывать тот факт, основанием признания предприятия несостоятельным должником может быть неспособность обеспечить налоговые платежи в двух случаях: (1) при превышении обязательств над имуществом или (2) в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Во втором случае полезными могут оказаться, как минимум, три финансовых коэффициента, при помощи которых подобная неудовлетворительная структура баланса может быть заблаговременно выявлена: коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.
 
   Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент обеспеченности собственными средствами Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности
 Элементы (Оборотные активы - расходы будущих периодов) / (кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы) Величина собственных оборотных средств / Стоимость запасов 0,5 х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода + Период восстановления (утраты) платежеспособности / (Продолжительность отчетного периода х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода - Коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода))
 Норматив >, = 2 >, = 0,1 1
 Суть Степень обеспеченности срочных обязательств предприятия оборотными средствами Обеспеченность финансовой устойчивости собственными оборотными средствами Скорость восстановления устойчивого финансового положения
 Если из бухгалтерской отчетности следует, что какой-либо из нормативов не выполнен, структура баланса является неудовлетворительной, а у налоговой инспекции предприятия появляется формальное основание инициировать процедуру признания предприятия банкротом.
 3. Использование прибыли. Дивидендная политика
 Прибыль предприятия может использоваться на различные нужды: развитие бизнеса, поощрительные выплаты, инвестиции и т.д. Однако все эти направления использования могут быть условно разделены на два потока: накопление и потребление. Именно соотношение между размером потребления и размером накопления (реинвестирования) средств определяет то, будет ли предприятие развиваться и какими темпами.
 Несмотря на очевидную необходимость расширения бизнеса (ведь это принесет дополнительные доходы), хозяева предприятия зачастую склонны расходовать прибыль предприятия после уплаты налогов на собственные нужды, т.е. получать дивиденды; в то же время руководители предприятия, как правило, склонны увеличивать инвестиционные расходы. Это противоречие получило название противоречия менеджеры - акционеры.
 Оно связано, во-первых, с различием интересов: акционеры стремятся получать высокие дивиденды, а менеджеры - развивать и расширять деятельность, для чего, помимо прочего, необходимо не отвлекать средства предприятия (в виде дивидендных выплат). Во-вторых, акционерам может быть необходимо, чтобы предприятие осуществляло проекты с низким уровнем риска: это, как правило, снижает их доходы, но увеличивает вероятность получения доходов (если предприятие осуществляет рискованные виды деятельности, прибыли может не образоваться). В то же время менеджеры, получающие фиксированные зарплаты, склонны рисковать и осуществлять вложения (виды деятельности), приносящие высокие доходы.
 Насколько нам известно, ни экономической наукой, ни практикой не дано безусловных и однозначных рекомендаций по преодолению указанных противоречий между руководителями и владельцами предприятия. Одним из предложений могло бы быть установление "процентной" заработной платы менеджерам: увязывание размера чистой прибыли предприятия и заработной платы руководителей. В этом случае менеджер будет стремиться максимизировать прибыль предприятия, поскольку соответственно возрастет и его личный доход.
 Возможен и другой подход: часть заработной платы менеджера может выплачиваться ему в виде акций предприятия. В этом случае результат сходен с установлением "процентной" заработной платы: руководитель любого звена, являющийся еще и акционером, будет стремиться к увеличению чистой прибыли предприятия. Однако и в первом, и во втором случаях менеджеры, получающие проценты либо акции, могут в какой-то момент ощутить потребность не в расширении бизнеса и рискованных, но высокодоходных, проектах, а в получении стабильных и гарантированных выплат. Это может привести к обратному эффекту (рассматривавшемуся выше): менеджер становится консервативным и осторожным инвестором, действующему по принципу "лучше синица в руке, чем журавль в небе".
 Однако если рассматривать совокупность указанных выше факторов, мы приходим к мнению, что та или иная форма участия менеджеров предприятия в распределении прибылей в целом выгоднее для акционеров, так как несет в себе стимулирующий эффект и ставит доходы руководства в зависимость от прибыли предприятия.
 Итак, как же выбрать дивидендную политику?
 Для определения подходов к выбору дивидендной политики, необходимо определить понятия дивиденда.
 Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, которая распределяется между акционерами согласно уставу, количеству, виду и классу принадлежащих им акций.
 Как следует из приведенного выше определения, акционеры вправе изъять часть (либо все сто процентов) чистой прибыли предприятия, т.е. прибыли, которая осталась после уплаты налогов. Однако начисление и выплата дивидендов из чистой прибыли предприятия отнюдь не означает отсутствие дальнейших налогов. Дело в том, что, по общему правилу, выплаты дивидендов приводят к образованию у акционеров (физических либо юридических лиц) дохода, который облагается налогом на доходы. Таким образом, выплата дивидендов имеет, как минимум, два последствия: (1) выплачивающее дивиденды предприятие лишается необходимых для дальнейшего развития средств и (2) акционеры получают доход не в полной сумме начисленных дивидендов, а уменьшенный на сумму соответствующего налога.
 Средства, необходимые для развития предприятия
 Большинство предприятий, осуществляя деятельность, испытывают потребность в оборотных средствах. Особенно остро подобная потребность ощущается при необходимости расширения бизнеса, завоевания новых рынков, привлечения новых сотрудников, приобретения дополнительного оборудования и т.д. К примеру, в рекламных целях предприятие решает продать определенную партию товара по сниженным ценам. При этом менеджеры предприятия сознательно идут на это, ведь подобная продажа приведет к необходимости доплаты налога на прибыль, НДС и налога на пользователей автодорог из чистой прибыли. Однако проведенный анализ рынка и совершенные расчеты показали, что подобные налоговые потери будут компенсированы приростом числа новых клиентов, расширением рынка, проведенной рекламой и т.д.
 Итак, мы уже отметили, что в этом случае между интересами менеджеров и акционеров может возникнуть конфликт: первые пойдут на использование чистой прибыли на доплату налогов, в то время как вторые захотят получить свои дивиденды вовремя и в полном объеме. Как быть в этом случае? Ведь, с одной стороны, желания акционеров - это желания хозяев, с другой стороны, уменьшение (или отсутствие) выплат дивидендов в первом периоде (из-за использования чистой прибыли на расширение бизнеса) может привести к значительному увеличению дивидендов в следующем периоде. Вряд ли можно дать универсальные рекомендации для таких случаев, однако руководителям предприятия, на наш взгляд, необходимо будет представить акционерам подробный расчет, который должен включать размер чистой прибыли, направления ее возможного использования и их денежную оценку, а также оценку потребности предприятия в денежных ресурсах.
 Предположим, отношение собственных оборотных средств к кредиторской задолженности предприятия определяется как 2 500 руб./ 1 000 руб. При этом сумма чистой прибыли (денежных средств на расчетном счете) составляет 600 руб. Принятие акционерами решения о выплате дивидендов не только лишит предприятие значительной части оборотных активов, но и приведет к неудовлетворительной структуре баланса, т.к. коэффициент текущей ликвидности уменьшится с 2,5 до 1,9.
 При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.
 Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций. Ниже даны характеристики существующих методик дивидендных выплат.
 Выплата дивидендов: основные методики
 
 Название методики Основной принцип Преимущества методики Недостатки методики Примечания
 1. Методика постоянного процентного распределения прибыли Соблюдение постоянства показателя "дивидендного выхода" Простота Снижение суммы дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций Методика довольно часта в практике, несмотря на предостережения теоретиков
 2. Методика фиксированных дивидендных выплат Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат 1. Простота 2. Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия  
 3. Методика выплаты гарантированного минимума и "Экстра" дивидендов 1. Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда
 2. В зависимости от успешности работы предприятия - выплата чрезвычайного дивиденда ("Экстра") как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций "Экстра" - дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций "Экстра" - дивиденды не должны выплачиваться слишком часто
 4. Методика выплаты дивидендов акциями Вместо денежного дивиденда акционеры получают дополнительные акции 1. Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении
 2. Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие
 3. Появляется большая свобода маневра структурой источников средств
 4. Появляется возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции Расчет на то, что большинство акционеров устроит получение акций, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность
 Рассмотрим вкратце и налоговые аспекты дивидендной политики.
 Как указывалось выше, выплата дивидендов, как правило, облагается налогом на доходы. Однако существуют случаи, когда налог можно (1) уменьшить либо (2) отсрочить его выплату.
 Налог на доходы представляет собой обязательный платеж в бюджет, базой для которого служат пассивные источники средств предприятия. Они в основном представлены выплатами дивидендов или процентов по ценным бумагам.
 Первый случай относится к реинвестированию средств внутри предприятия: такие доходы акционера не облагаются налогом на доходы. Кроме того, акционерами предприятия не обязательно становится российским физическим или юридическим лицам - ими могут быть иностранные компании. В этих случаях возможно существенное сокращение сумм уплачиваемых налогов на прирост капитала (дивиденды) благодаря международному налоговому планированию.
 Во втором случае акционеры по действующему законодательству могут выбрать такой режим выплаты дивидендов, который наиболее приемлемым для них способом поможет отложить уплату налога на дивиденды.
 При этом финансовому менеджеру при определении дивидендной политики предприятия необходимо помнить, что указанные доходы включаются в состав доходов от внереализационных операций, однако не учитываются для расчета прибыли, облагаемой налогом на прибыль. Это, в частности, означает, что указанные доходы отражаются по строке 2 Расчета налога от фактической прибыли. В бухгалтерии предприятия это оформляется в общем виде следующим образом:
 
 № Операция Корреспонденция счетов
     Дебет Кредит
 1 Передан вклад в уставный капитал иного предприятия 06, 46, 47, 48 46, 47, 48, 50, 51, 52
 2 Начислена сумма дохода от долевого участия 76 80
 3 Доход от долевого участия получен 01, 04, 10, 11, 12, 41, 50, 51, 52 76
 При этом желательно, чтобы предприятие - плательщик дохода (и, соответственно, налога) указало в платежных документах сумму удержанного и перечисленного в бюджет налога. Тогда у финансового менеджера не должно возникнуть проблем с объяснением проверяющим органам того, что налога уже уплачен и предприятие не должно платить еще раз и т.д.
 Когда необходимо платить налог на доходы?
 Законодательство устанавливает, что расчет и уплата налога связаны с выплатой дивидендов:
 
 Действие Срок
   Дивиденды Проценты
 Представление расчета налога Не позже 10 дней с Объявления уполномоченным органом предприятия о выплате дивидендов Не позже 10 дней с Окончания месяца, в котором были выплачены доходы
   В пятидневный срок Со дня начисления доходов акционерам  
 Уплата налога В пятидневный срок со дня представления расчета В пятидневный срок со дня представления расчета
 Следовательно, срок уплаты налога на доходы в виде дивидендов (либо иных выплат в связи с долевым участием) зависит от того, когда уполномоченным органом предприятия-плательщика дохода принято решение о выплате таких дивидендов. К примеру, акционерное законодательство предусматривает, что по рекомендации совета директоров определяется размер дивиденда, который утверждается общим собранием акционеров. Однако решение о выплате промежуточных (квартальных или полугодовых) дивидендов принимается советом директоров, при этом дата выплаты не может быть ранее 30 дней со дня принятия решения. Соответственно, если по итогам первого квартала совет директоров 1-го апреля решает выплатить дивиденды, не позднее 11-го апреля должен быть представлен расчет налога на доходы и не позднее 16-го апреля сумма налога должна быть уплачена.
 Предположим, что в уставе предприятия зафиксирован срок принятия решения о выплате годовых дивидендов - 1 февраля года, следующего за отчетным. Это значит, что срок представления расчета налога и его уплаты отодвигается до 11-го и 16-го февраля соответственно.
 Таким образом, налога на доходы в виде дивидендов (размер и сроки уплаты) зависят от акционеров (которые либо принимают соответствующее решение, действуя через своих представителей в совете директоров, либо вносят изменение в устав), поскольку они вправе получать дивиденды не ежеквартально, а раз в полгода либо даже ежегодно. Естественно, удлинение сроков выплаты дивидендов предоставляет отсрочку в уплате налога на доходы.
  
  
  
 
 
 
 Тема 9
 Основы анализа хозяйственной деятельности предприятия
 1. Экономический и финансовый анализ
 Значение анализа финансово - экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа финансово - экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.
 Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности целесообразно провести аудиторскую проверку специализированной организацией. В некоторых случаях аудиторская проверка является обязательной. Каковы эти случаи?
 Законодательство выделяет четыре критерия обязательности подобной проверки:
 
 Структура капитала Вид деятельности Организационно-правовая форма Экономические показатели
 Предприятия с иностранным капиталом Деятельность, связанная с повышенным риском или с большими финансовыми вложениями: банки, страховые компании, внебюджетные и благотворительные фонды, инвестиционные институты Открытые акционерные общества Объем выручки превышает 500 000 МРОТ
 Сумма активов превышает 200 000 МРОТ
 Результаты аудиторской проверки следует учитывать при проведении анализа финансово - экономического состояния предприятия. В то же время следует постоянно повышать квалификацию работников, ответственных за принятие управленческих решений как в области финансового планирования и формирования бюджетов предприятия и его структурных подразделений, так и в других областях деятельности предприятия.
 Основными компонентами финансово - экономического анализа деятельности предприятия являются:
 анализ бухгалтерской отчетности;
 горизонтальный анализ;
 вертикальный анализ;
 трендовый анализ;
 расчет финансовых коэффициентов.
 Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.
 При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
 Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений и анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
 Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
 Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.
 Особое значение имеет финансовый анализ в ходе осуществления инвестиционных проектов. Финансовый анализ предполагаемого объекта инвестиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса на всех его стадиях.
 Методы диагностики финансового состояния предприятия могут рассматриваться в двух аспектах:
 (1) методы, связанные с определением обобщающих показателей, относящихся к обследуемому предприятию;
 (2) методы, дающие возможность оценить финансовое положение на основе вычисляемых интегральных критериев, позволяющих определить место, которое данное предприятие занимает в ряду других.
 При проведении анализа финансового состояния устанавливается дееспособность предприятия в отношении ссуд, (по прошлому опыту, а также вероятность возврата инвестиционных кредитов), т.е. репутация заемщика, способность получать доход, формы и размеры активов, а также отношение к ним и состояние экономической конъюнктуры.
 Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют:
 ликвидность;
 привлечение заемных средств;
 оборачиваемость капитала;
 прибыльность.
 Конкретный набор локальных показателей может варьироваться в зависимости от специфики отрасли, целей проекта и прочих факторов. Однако, можно выделить следующие наиболее важные показатели:
 Ликвидность оборотных активов
 
 Привлечение заемных средств
 
 Оборачиваемость
 (коэффициент деловой активности)
 
 Прибыльность
 
 2. Учетная и налоговая политика предприятия
 Ранее уже указывалось на то, обстоятельство, что, несмотря на строгость (и противоречивость) законодательства, у руководителя предприятия (равно как и у его хозяев) существуют широкие возможности выбора способа учета тех или иных финансово-экономических показателей, наиболее приемлемых сроков, способа расчета и уплаты налогов, учеты иных показателей, имеющих значение для определения суммы налоговых обязательств предприятия. В этом разделе будет подведен кратко проанализирована способность финансового менеджера влиять на эффективность деятельности предприятия, а также будут рассмотрены основные моменты, так или иначе связанные с учетной (а, следовательно, и налоговой) политикой предприятия.
 Основным документом, регулирующим порядок выбора предприятием указанных элементов учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.94 №100.
 Основные элементы учетной политики предприятия перечислены в самом определении:
 (1) методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
 (2) методы погашения стоимости активов;
 (3) приемы организации документооборота;
 (4) методы организации инвентаризации;
 (5) способы применения счетов бухгалтерского учета;
 (6) системы учетных регистров;
 (7) способы обработки информации.
 Кратко рассмотрим основные из них, в первую очередь, с точки зрения прямой связи с налогообложением предприятия.
 1. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия означает, что в бухгалтерском учете - в отличие от учета для целей налогообложения - применяется один метод определения прибыли - по отгрузке. Данный вопрос длительное время обсуждался с точки зрения удобства и целесообразности, в том числе, применимости в нынешних российских условиях. Безусловно, переход на определение прибыли по отгрузке (а не оплате), воспринимается болезненно, но он является правильным с методологической точки зрения. Кроме того, он полностью соответствует общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP), хотя в документах по их кодификации подчеркивается существование указанных различий:
 "Различие между законодательными положениями и GAAP
 .108 Законодательные положения (правила) могут противоречить GAAP...примером может служить требование законодательства определять выручку по мере поступления средств предприятию, в то время как в соответствии с GAAP для определения финансового состояния и результатов деятельности предприятия совершенно необходимо применять метод начислений (accrual basis)".
 Так, к примеру, План счетов Бухгалтерского учета предусматривает возможность использования двух вариантов определения выручки от реализации: (1) по мере оплаты покупателем расчетных документов (стоимости отгруженной продукции) и (2) по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Однако известный Указ Президента №685 ввел новое положение, заключающееся в том, что с 1 октября 1996 года выручка от реализации продукции всеми организациями, за исключением малых предприятий, начисляется в момент отгрузки продукции (товаров), выполнения работ или оказания услуг, либо при получении средств в качестве предоплаты (аванса), т.е. еще до отгрузки товара. Понятно, что указанное правило, по мысли законодателя, должно было обеспечить более полную собираемость налогов и других обязательных платежей в бюджет. Однако в нынешней ситуации подобный переход к методу начислений был бы едва ли не ударом по многим предприятиям в России. Видимо поэтому указанный порядок (п. 7 Указа №685) был приостановлен. Первый вариант (учет по оплате) способен потенциально сокращать подлежащие уплате налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.), однако "это временное явление и неизбежно применение этого метода для целей налогообложения будет резко ограничено". При втором варианте (методе начислений) предприятие может оказаться в ситуации, когда налоговые органы будут требовать уплаты налогов с сумм, еще фактически на расчетный счет предприятия не поступивших. Рассмотрим на конкретном примере корреспонденцию счетов при использовании указанных двух методов:
 
 № Содержание операции Корреспонденция счетов
     Метод по отгрузке Метод по оплате
     Дебет Кредит Дебет Кредит
 1 Отгружена продукция, товары, работы, услуги по фактической себестоимости  
  
 45  
  
 40, 20  
  
 46  
  
 40,20
 2 Начислена задолженность покупателя по договорной цене      
 62  
 46
 3 Поступили денежные средства за реализованную продукцию (товары, работы, услуги)  
 51, 50, 52  
 46  
 50, 51, 52  
 62
 4 Начислен НДС, причитающийся к уплате в бюджет  
 46  
 68  
 46  
 68
 5 Списана фактическая себестоимость реализованной продукции  
 46  
 45    
 6 Списан результат от реализации:
 1) Прибыль
 2) Убыток  
  
 46
 80  
  
 80
 46  
  
 46
 80  
  
 80
 46
 Вместе с тем, пока у предприятий сохраняется право выбрать метод исчисления выручки для целей налогообложения (по кассовому методу либо по методу начислений), такой выбор следует закреплять в учетной политике.
 2. Об отражении амортизации говорилось ранее, и необходимо помнить, что это один из важнейших элементов учетной и налоговой политики.
 3. Необходимо отметить также формирование резервов предприятия, которые являются важным звеном финансового планирования. Дело в том, что понятие себестоимости для предприятия является одним из важнейших в смысле рентабельности деятельности. Излишне высокая себестоимость может привести к необходимости реализации товаров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных, либо даже ниже себестоимости. Поскольку увеличивать себестоимость выше определенных (допустимых с финансовой точки зрения) пределов могут различные расходы (ремонт, выплата вознаграждений и оплата отпусков и др.) в некоторых случаях финансовому (налоговому) менеджеру необходимо проанализировать размер подобных "сезонных" расходов и предложить включить в приказ об учетной политике положение, которое предусмотрит создание резерва предстоящих расходов и платежей. При этом рекомендуется оформить создание и расходование средств подобного резерва следующими проводками:
 
 № Содержание операции Корреспонденция счетов
     Дебет Кредит
 1 Отчисления в резерв расходов на ремонт, оплату отпусков, выплату вознаграждений за счет капитальных вложений 08 89
 2 То же работникам, занятым заготовлением материалов 10 89
 3 То же работникам, занятым в производстве 20, 23, 25, 26, 29 89
 4 То же по работникам, занятым сбытом продукции 43 89
  
 5 То же в торговых предприятиях 44 89
 6 Списаны материалы, приобретенные за счет резервов 89 10
 7 Списана стоимость ремонта 89 23, 29
 8 Произведены затраты по возведению временных зданий и сооружений 89 30
 9 Списана стоимость товаров, которые были использованы за счет резерва 41 89
 10 Начислены социальные выплаты по вознаграждению работникам за счет резерва 89 69
 11 Начислены суммы вознаграждений работникам 89 70
 12 Отражена стоимость услуг, в т.ч. ремонт 89 76
 При этом необходимо помнить, что сумма резерва должна время от времени учитываться для целей налогообложения (обращаться в доход предприятия). Это оформляется проводкой: Дт89 - Кт80.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу