<< Пред. стр. 5 (из 6) След. >>
где: П - прибыль, млн. руб.ВД - валовой доход (выручка, поступления), млн. руб.
3 - затраты на производство и функционирование хозяйствующих субъектов (расходы), млн. руб.
Валовой доход формируется из выручки от реализации продукции (услуг, работ), включая всю ее стоимость в текущих ценах - овеществленный и живой труд.
ВД = М + ФОТ + П,
где: М - овеществленный труд (материальные затраты, амортизация)
ФОТ - фонд оплаты труда (зарплата и др.)
П - прибыль.
Доход складывается из прибыли и оплаты труда (П + ФОТ). Общая (валовая, балансовая) прибыль на предприятии отрасли складывается из прибыли от реализации продукции основного производства, прочей реализации и внереализационной прибыли:
где: - общая (балансовая) прибыль, млн. руб.
- прибыль от реализации по основной деятельности, млн.руб.
- прибыль от прочей реализации, млн. руб.
- внереализационная прибыль, млн. руб.
При нормально функционирующей экономике преобладающую долю (более 90%) представляет прибыль от реализации по основной деятельности (в дальнейшем прибыль от реализации, Пр). Поэтому в отраслевой экономике правомерно этому уделяется основное внимание.
Прибыль от реализации - это совокупность разности цены и себестоимости различных товаров (услуг, работ) на объем их реализации в натуре:
где: - объем от реализации, млн. руб.
Ц - цена единицы продукции, руб.
- объем реализованной продукции в натуре (т, шт.).
Объем реализации, как известно, определяется как:
где: - остаток продукции на начало года
- объем произведенной продукции за год
- остаток продукции на конец года. Как видно из формулы прибыли от реализации основными факторами ее роста будут следующие.
1. Размер объема реализации.
2. Цена реализации.
3. Себестоимость единицы продукции с учетом транспортных расходов.
4. Ассортиментные сдвиги в сторону увеличения доли более рентабельных (прибыльных) видов изделий и соответственно сокращения менее рентабельных изделий.
Таким образом, чем больше объема реализации, цены реализации, прогрессивнее ассортиментные сдвиги в смысле роста доли более рентабельных видов изделий, тем выше сумма прибыли. И чем ниже себестоимость единицы продукции, тем при прочих равных условиях будет выше масса прибыли.
Из факторов роста прибыли следуют и конкретные пути ее увеличения.
Пути роста прибыли в отраслях промышленности в самом общем виде будут следующие.
1. Всемерное увеличение объема реализации и производства продукции на основе хорошо поставленного маркетинга, максимального использования наличных производственных мощностей, а при необходимости ее расширения, рационального использования производственного потенциала и всех ресурсов.
2. Снижение себестоимости продукции по всем элементам затрат и статьям калькуляции.
3. Проведение грамотной, научно-обоснованной ценовой политики в условиях рынка.
4. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сторону увеличения доли более рентабельных, прибыльных видов продукции при наличии спроса на них и хорошо поставленном маркетинге.
Как было отмечено, преобладающая часть прибыли предприятия отрасли при нормально функционирующей экономике получается от реализации продукции от основной деятельности. Однако общая прибыль в любом случае складывается из прибыли от реализации основной продукции, на которую специализируется отрасль, прибыли от прочей реализации и внереализационной прибыли. Поэтому, разрабатывая меры по увеличению прибыли как конечной цели предпринимательской деятельности следует, безусловно, увеличивать все составляющие общей, балансовой прибыли. Необходимо как можно больше извлечь прибыли из общей реализации, действуя аналогично как с мерами по росту прибыли от основной деятельности с использованием тех же факторов и путей, а также рационально использовать все возможности от получения прочей, внереализационной прибыли.
В современный период особенно важно эффективно и масштабно заняться инвестиционной, финансовой и прочей деятельностью, памятуя, что деньги не пахнут, а должны служить благому делу -финансовой устойчивости отрасли и ее предприятий, государству, обществу, каждому работнику и жителю страны. Прибыль - это процветание.
Полученная на предприятиях отрасли прибыль распределяется между предприятием, государством и муниципальными органами.
Из общей суммы, полученной на предприятии отрасли прибыли, выделяется та ее часть, которая освобождена от налогов и сборов. Затем из оставшейся суммы (гораздо большей части) изымаются налоги и сборы в госбюджет, муниципальные бюджеты, целевые перечисления в соответствии с законодательством и решениями местных органов власти. Оставшаяся часть прибыли называется чистой прибылью, направляемой в распоряжение самого предприятия. Предприятие в меру экономической потребности и целесообразности само распределяет свою прибыль. Оптимальным считается такое распределение прибыли, когда устанавливается соответственно оптимальная пропорция между фондом накопления (развития) и фондом потребления. Кроме этого, целесообразно создавать и приумножать для добывающих и перерабатывающих предприятий фонд риска, резервный фонд. В акционерных обществах в установленном порядке распределяются дивиденды среди акционеров. Снижение налогового бремени позволит значительно свободнее и целесообразнее распределить полученную предприятием промышленности прибыль. При этом важно соблюдать приоритетность потребности, удовлетворяемую из прибыли.
§2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Как отмечено выше, прибыль является итоговым показателем деятельности предприятий отрасли. Это также важнейший экономический показатель. Однако прибыль не показывает, не характеризует, какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли не виден размер производственного потенциала, с помощью которого она получена.
Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.
Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.
Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:
где: Р - рентабельность производства, %
П - сумма прибыли, млн. руб.
ОФ - стоимость основных фондов, млн. руб.
ОС - стоимость оборотных средств, млн. руб. Период функционирования предприятия может быть разным -месяц,
квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность
производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы
знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она
исчисляется за квартал, а чаще за год.
В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определенной рентабельностью:
Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а стоимость оборотных средств до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборотных средств - собственных и заемных.
Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчетной (чистой) суммы прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств за минусом льготных фондов (освобожденных от платы за имущество):
Расчетная рентабельность как показатель эффективности потеряла смысл, и по существу не имеет какого-либо практического значения. Она может только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
Гораздо больший интерес представляет показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:
где: Ри - рентабельность конкретного изделия, % П - прибыль от изделия, руб. Сп - полная себестоимость продукции, руб. Если изделие одно, то формула принимает вид:
где: Ц - цена единицы изделия
- полная себестоимость единицы данного изделия.
А рентабельность всей реализованной продукции исчисляется как отношение всей полученной прибыли от реализации продукции к полной себестоимости всей реализованной продукции.
Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, с помощью маркетинга увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятий промышленности.
Как видно из общей формулы рентабельности производства
факторами роста будут:
1. Величина прибыли.
2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.
3. Стоимость и эффективность использования оборотных средств.
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути ее повышения.
В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства с учетом всего вышеизложенного будут следующие.
1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
2. Все пути, улучшающие эффективность использования основных фондов.
3. Все пути, улучшающие эффективность использования оборотных средств, ускоряющие их оборачиваемость.
В экономической литературе, в том числе по финансам, экономике предприятий, анализе хозяйственной деятельности и других используется множество специфических показателей рентабельности. Все они играют в экономике определенную роль. Однако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономические процессы, изложенные здесь показатели вполне достаточны и верны.
При нормально функционирующей экономике уровень рентабельности в промышленности находится в пределах 20-25%, а в сельском хозяйстве - 40-50%. При регулировании цен государством используется фиксируемая рентабельность.
§3. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Как известно, цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена - сложнейшая экономическая категория. Она изучается в специальной дисциплине. Для отраслевой экономики цена изучается с точки зрения ее влияния на эффективность производства, сопряженные с ней показатели - прибыль, рентабельность, себестоимость продукции через затраты на средства производства, а также эффективность функционирования промышленности.
В экономике переходного периода действует несколько видов цен, а значит и ценообразования. Однако наиболее распространенной является свободная рыночная цена, та, что устанавливается на рынке на основе спроса и предложения. Как бы то ни было, несмотря на кажущуюся внешне стихийность, все же имеется нижний, убыточный уровень, за пределами которого в нормальной экономике не может быть массовой реализации товаров (услуг, работ).
К ценообразующим составляющим относятся следующие.
1. Среднеотраслевая себестоимость продукции.
2. Прибыль.
3. Акциз.
4. Налог на добавленную стоимость.
5. Снабженческо-сбытовая наценка.
6. Торговая надбавка.
В розничной цене присутствуют эти составляющие. В зависимости же от того, что включает цена, она бывает оптовой ценой предприятия без акциза и НДС, оптово-отпускной, заготовительной, розничной и т.д.
Чему должна удовлетворять разумная цена реализации? Цена реализации должна дать возможность хозяйствующему субъекту покрыть все затраты по себестоимости продукции и получить прибыль, достаточную для расчетов по всем платежам и обеспечить нормально работающему предприятию расширенное воспроизводство, а работникам приемлемые условия жизни, удерживающие их на данном предприятии промышленности.
При нынешней системе ценообразования - без наличия акциза - конечная розничная цена более чем удваивается, а при наличии акциза и НДС в полном размере - еще более. При этом совокупный доход - разность между конечной ценой и себестоимостью - распределяется крайне неравномерно. Предприятию достается не более 10%, 20% - торговле, более половины - бюджетам разных уровней, даже посредник получает больше производителя. Поэтому ценообразование должно улучшаться на основе радикальной перестройки налогообложения и совершенствования организации торговли в пользу производителя.
Совершенно необходимо существенно сократить посреднические услуги, звенность торговой цепи, доведя до уровня "завод - магазин" или прямо иметь торговую точку на предприятии. Посреднические услуги следует сократить в несколько раз. НДС и акцизы необходимо снизить в рамках налоговой реформы.
Ценовая политика - сложная система и изучается шире и глубже в специальном курсе, но она даже с позиции отраслевой экономики должна быть достаточно гибкой, стимулирующей как производителя, так и потребителя, ускоряющей кругооборот средств, эффективное использование производственного потенциала на основе интенсификации. В целом необходимо создание экономической системы, неизбежно влияющей на поведение цен в сторону разумного регулирования, а не стихийных взлетов и падений, отрицательно влияющих на общество и отрасли национальной экономики.
Цена и ценообразование, как видно, являются важнейшим фактором эффективного функционирования отраслей промышленности, конкурентоспособной работы предприятий.
РАЗДЕЛ 5. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Глава 9. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
§1. Формы организации общественного производства как фактор эффективного функционирования промышленности.
§2. Экономическая сущность, показатели и формы концентрации производства. Особенности концентрации производства в промышленности.
§3. Экономические преимущества крупных предприятий. Оптимальные размеры промышленных предприятий.
§1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Любая отрасль возникает и функционирует в соответствии с законом разделения и обобществления труда. Сам закон разделения и обобществления труда конкретно проявляется в сфере производства через формы организации общественного производства - специализацию, концентрацию, кооперацию и комбинирование производства. Каждая из них - самостоятельная форма организации производства, хотя они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На первом этапе развития общественного производства (а любое производство в рынке носит общественный характер независимо от формы собственности и хозяйствования) специализация производства в постадийной или подетальной форме создает условия для высокопроизводительного труда и роста масштаба производства. Такая специализация производства также создает предпосылки для применения техники, что еще более увеличивает масштабы производства, то есть концентрацию производства. Концентрированное и специализированное производство в меру экономической целесообразности формирует новые отрасли, профилирующиеся на изготовлении отдельных деталей, узлов, стадий общего готового продукта. А это предполагает возникновение специфических кооперированных связей между ними для сборки, окончательного изготовления готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Это порождает кооперирование производства как выражение обобществления труда. Кооперирование, таким образом, появляется как следствие, порождение, производное специализации производства.
На известном этапе развития специализации, концентрации и кооперирования под воздействием научно-технического прогресса и размещения производительных сил становится экономически выгодным и целесообразным слияние в рамках одного предприятия технологически и экономически взаимосвязанных производств, то есть появление комбинирования производства.
Это новый этап обобществления труда. При этом комбинирование не только не противопоставляется специализации, а наоборот, развивает ее на более высокой основе. Комбинирование, тесно объединяя разно отраслевые, но технологически взаимосвязанные производства, профилируется само, а внутри крупномасштабного производства, каким является комбинат, четко формирует специализированные производства в соответствующих цехах и участках. Комбинирование, таким образом, еще более повышает уровень концентрации, специализации и кооперирования производства. Все эти сложные процессы дополняются развитием научно-технического прогресса, масштабным внедрением его достижений в производство, рационализацией размещения производительных сил с минимальными затратами средств. При этом оптимальный уровень всех форм организации производства - специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования определяется уровнем развития производительных сил, обусловленных, в свою очередь, достижением научно-технического прогресса и требованиями размещения.
Появление, функционирование и даже исчезновение отрасли обусловлено экономической целесообразностью под воздействием этих сложных процессов. Поэтому реально отрасль эффективно функционирует в форме концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, акцентируя свою деятельность в силу отраслевой специфики и целесообразности преимущественно на те или иные формы, а то всей совокупности форм.
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства - формы организации отрасли, важнейшие факторы ее эффективного функционирования.
Оптимальный уровень концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства является мощным фактором развития производства и повышения его эффективности. Любое отклонение от оптимума - потеря для национальной экономики.
§2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Концентрация производства является важнейшей формой общественной организации производства. Как указывалось выше, любое товарное производство носит общественный характер. Концентрация производства - закон развития общественного производства, хотя ее проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей, однако в длительной перспективе это, несомненно, так.
Концентрация производства - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Из определения концентрации производства следует ее экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс:
1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.
2. Рост размеров самих крупных предприятий.
Следовательно, не правы будут те, кто толкует концентрацию производства как односторонний процесс: либо увеличение доли крупных предприятий в производстве продукции, либо рост размеров предприятий. Это - и то, и другое относительно конкретной отрасли промышленности или производства в целом.
Понятие крупного предприятия динамичное. Так за последнее полстолетие средние размеры промышленных предприятий выросли в несколько раз, а крупные предприятия довоенного периода ныне входят в группу мелких.
До распада СССР и его народнохозяйственного комплекса промышленность страны была с самым высоким уровнем концентрации производства в мире. Промышленность имела чрезмерно высокий уровень концентрации, не соответствующий достигнутому уровню производительных сил и научно-технического прогресса. Распад народнохозяйственного комплекса с образованием независимых государств и сложившихся связей во взаимосвязанных отраслях существенно снизил уровень концентрации производства в России. Ныне, однако, на основе концентрации и централизации капитала начинает интенсивно восстанавливаться ранее достигнутый уровень концентрации в отдельных отраслях - нефтяной, газовой, металлургической и др. В пищевой же промышленности распад сырьевой базы, основанной на крупных колхозах и совхозах и административно-централизованной и жестко плановой системе, концентрация производства закономерно снижается. Рынок объективно оптимизирует ее уровень, исходя из его емкости, потребности и новой специфики сырьевой базы. Однако со временем и в пищевой промышленности будут доминировать крупные предприятия в оптимальном сочетании со средними и небольшими, но технически оснащенными хозяйствующими субъектами. Закон есть закон.
Концентрация производства, как процесс, имеет определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производства полно и всесторонне характеризуется системой показателей.
Основным показателем уровня концентрации производства является удельный вес крупных предприятий в общем объеме производства отрасли:
где: - уровень концентрации, %
- объем производства крупных предприятий
- общий объем производства.
В зависимости от отрасли и производимой на ее предприятиях продукции объем производства может исчисляться в натуральном, условно-натуральном и денежном измерении. Для промышленности в целом применяется денежная оценка продукции.
Этот основной показатель дополняется показателем доли крупных предприятий в элементах производства - средствах труда (основных фондах), предметах труда (оборотных фондах), численности персонала, в суммарной мощности отрасли и др.
Процесс концентрации производства в динамике достаточно точно характеризует показатель роста средних размеров предприятий.
Концентрация производства осуществляется в двух формах: отраслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продукции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное, как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований рынка. Ведь в рынке значимость концентрации производства существенно возрастает. В жестокой конкурентной борьбе при прочих равных условиях, в том числе технических, более масштабное производство удешевляет производимый продукт, а значит это крупное предприятие будет более конкурентоспособным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут крупные предприятия, а остальные так или иначе приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития общественного (товарного) производства.
Концентрация производства осуществляется в каждой отрасли промышленности в своеобразных условиях, обусловленных спецификой самой отрасли. Процесс концентрации производства действительно меняется во времени, пространстве и от отрасли к отрасли.
Существенными особенностями, определяющими характер процесса концентрации в отраслях промышленности, являются следующие.
1. Особенности перерабатываемого сырья, во многих случаях физически и экономически нетранспортабельного, ограничивающего радиус его доставки, а значит и размер предприятия.
2. Сезонный характер производства ряда видов сырья и необходимость его переработки на месте в оптимальный срок с наличием соответствующих хранилищ.
3. Сложный состав перерабатываемого сырья, позволяющий на месте утилизировать вторичные ресурсы этого сырья - отходы и отбросы, что путем комбинирования наращивает объем производства.
4. Массовый и повсеместный характер потребления промышленной продукции и необходимость его ежедневного производства.
5. Специфический характер размещения промышленных предприятий. Однородные предприятия размещены на известном расстоянии друг от друга, своеобразно отталкиваясь. Это по закону концентрации предполагает межотраслевую ее форму.
6. Скоропортящийся характер многих видов производимых продуктов, а значит их физическая нетранспортабельность.
7. Экономическая нетранспортабельность ряда промышленных продуктов.
Все это делает своеобразным осуществление концентрации производства в промышленности.
Простая форма концентрации производства промышленных продуктов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах с массовым потреблением - крупных и крупнейших городах, густонаселенных территориях. Во всех остальных случаях закон концентрации производства в промышленности реализуется в межотраслевой форме.
§3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОПТИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Концентрация производства - сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Стремление производства сосредоточиться на крупных предприятиях обусловлено экономическими преимуществами крупных предприятий.
Экономические преимущества крупных предприятий следующие.
1. На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими из этого преимуществами.
2. Крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом. Следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются оперативнее и эффективнее.
3. Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. По закону агрегатной концентрации с удвоением мощности оборудования, аппаратов, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. Всегда 20-этажное здание дешевле 20 одноэтажных зданий.
4. С укрупнением предприятий, производства производительность труда возрастает за счет условно-постоянной части численности персонала. Исследования показывают, а практика подтверждает, что с удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза.
5. С увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет условно-постоянных (постоянных) расходов. Ведь снижение фондоемкости приводит также к снижению амортизационных расходов, затрат на ремонт и обслуживание основных фондов в расчете на единицу продукции. Снижается также зарплата на единицу изделия с ростом производительности труда. Вот почему снижается себестоимость единицы продукции с укрупнением масштабов производства и самого предприятия.
6. В силу вышеизложенного на крупных предприятиях выше прибыль, рентабельность производства, фондоотдача, производительность труда, ниже себестоимость единицы производимой продукции, стоимость обработки и лучше другие основные экономические показатели эффективности производства (таблица 5).
Таблица 5. Эффективность концентрации в сахарной промышленности (в % к мелким)
Размеры предприятия, (суточная мощность переработки свеклы,тонн в сутки) Производительность труда Стоимость переработки Удельные капзатра-ты Фондоотдача Рентабельность производства
Мелкие (1500) 100 100 100 100 100
Средние (3000) 150 81 75 150 150
Крупные (6000) 200 70 70 300 175
7. Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а вместе с более благоприятными экономическими возможностями они конкурентоспособнее в рынке. В рынке, по большому счету, при прочих равных условиях верх берет то1, у кого более масштабное производство.
Все сказанное ярко иллюстрирует таблица по сравнению экономических показателей крупных, средних и небольших свеклосахарных заводов (табл. 5).
Однако экономические преимущества крупных предприятий не безграничны. С ростом размеров предприятий, с увеличением масштабов производства прогрессирующе возрастают и транспортные затраты. Экономия, достигнутая на текущих и других расходах, поглощается возрастающими транспортными затратами по доставке сырья и сбыту продукции, а затем с определенного объема ее и вовсе недостаточна. Таким образом, дальнейшее укрупнение предприятия, увеличение масштаба производства становится невыгодным или вовсе убыточным.
Оптимальный размер предприятия - это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты.
Минимальный размер производства, а значит и предприятия определяется по порогу безубыточности, то есть когда производство осуществляется без убытков.
Максимальный размер также должен быть безубыточным. На линии кривой суммарных затрат минимальный и максимальный размеры находятся на одном уровне затрат. Предприятие может функционировать только в границах минимального и максимального размера. Это и называется границей оптимальности, а оптимальный размер предприятия, разумеется, находится между минимальным и максимальным. При этом любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру - это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.
Оптимальные, минимальные, максимальные размеры, границы оптимальности будут разными в разных отраслях перерабатывающей промышленности. Для промышленных предприятий важное значение имеет и характер сырьевой зоны и района потребления с точки зрения плотности заготовки и плотности потребления.
Имеет также существенное значение и время производства -сезонное или нет, пик завоза сырья или сбыта продукции (потребления). Это еще раз подтверждает непреложную истину, что условия концентрации производства меняются во времени, пространстве и от отрасли к отрасли.
Плотность заготовки сырья - это заготовка сырья для данного перерабатывающего предприятия в расчете на один квадратный километр площади.
Плотность потребления - это количество потребляемого данного вида продукта в единицу времени (сутки, год) в расчете на один квадратный километр территории.
Сырьевые зоны пищевой отрасли, например, в громадной по территории и поясам России существенно отличаются, а значит и плотность заготовки различная. Следовательно, при одном и том же оптимальном радиусе доставки сырья в разных зонах оптимальные размеры предприятий перерабатывающей отрасли будут неодинаковыми. Точно так же, плотность потребления в разных районах различна. А значит, при одном и том же оптимальном радиусе доставки готовой продукции в этих районах потребления оптимальные размеры предприятий будут тоже разными. Таким образом, в отраслях перерабатывающей промышленности понятие оптимального размера трансформируется в понятие оптимальные размеры для разных сырьевых зон и районов потребления одной и той же отрасли.
Естественно, что в каждой сырьевой зоне и районе потребления надо стремиться иметь оптимальные размеры предприятия или вести производство в оптимальном размере.
В реальной жизни, таким образом, в промышленности в целом следует иметь в оптимальном сочетании крупные, средние и небольшие, но хорошо технически оснащенные предприятия. Для разных зон и районов они будут приближаться в процессе функционирования к оптимальному размеру.
Как было отмечено, с укрупнением предприятий из таких составляющих суммарных затрат, как удельные капитальные затраты в расчете на год от его амортизационного периода, материальные затраты, стоимость обработки и транспортные расходы возрастают только последние. А удельная фондоемкость на год, как и стоимость обработки в расчете на единицу продукции, снижается. Точка с наименьшими суммарными затратами и есть точка оптимальности, то есть такой размер производства и предприятия обеспечивает оптимальную эффективность. При этом размере достигаются наименьшие суммарные затраты в расчете на год, наиболее низкая себестоимость продукции, а значит наибольшая прибыль, рентабельность производства. Другие основные технико-экономические показатели также приближаются к максимуму.
min,
пост.
где: Ук - удельные капитальные затраты на год (фондоемкость в
расчете на год).
М - материальные затраты на единицу продукции
Со - стоимость обработки единицы продукции
Тз - транспортные затраты на единицу продукции.
Графически вся эта зависимость иллюстрируется рисунком 6.
1,5 3,0 4,5 6,0 7,5 9,0
Рисунок 6. Экономическая эффективность концентрации производства
Глава 10. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
§1. Специализация производства и ее экономическая эффективность.
§2. Кооперирование производства и его экономическая эффективность.
§1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Специализация производства является одной из форм организации производства.
Специализация производства - это сосредоточение деятельности предприятия отрасли на выпуск ограниченной номенклатуры изделий или технологически однородной продукции.
Развитие специализации также беспредельно, как беспредельно само развитие техники, отмечали экономисты-классики. И это верно. Со временем лишь усиливаются те или иные формы специализации, видоизменяются их конкретные проявления.
В промышленности четко проявляются отрасли, акцентирующиеся на специализации, а значит последующее кооперирование (машиностроение, деревообработка и др.) и тяготеющие к комбинированию производства (пищевая, химическая, металлургия и др.).
В современной промышленности четко различаются три формы специализации, хотя конкретных видов множество.
К формам специализации относятся следующие.
1. Предметная.
2. Подетальная(поузловая).
3. Технологическая (постадийная).
При предметной форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на отдельных предметах, годных к самостоятельному потреблению - хлеб, вино, масло, машины, мебель и др. На основе предметной формы специализации в основном сформировались отрасли пищевой, машиностроительной, мебельной промышленности - сахарная, кондитерская, станкостроительная, автомобильная и др.
При подетальней (поузловой) форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на производство отдельных деталей или узлов готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Подетальная (поузловая) форма специализации применяется и довольно развита в отраслях промышленности, производящих конструктивно Сложную продукцию - машиностроение, приборостроение, автомобильная, инструментальная промышленность.
Классическим видом подетальней формы специализации является шарикоподшипниковая промышленность, производящая одну деталь - подшипники.
Технологическая (поузловая) форма специализации предполагает сосредоточение деятельности предприятий на производстве одной или нескольких фаз производства готового продукта, годного к самостоятельному потреблению. Эта форма специализации позволяет рациональнее рассредоточить отрасли промышленности, приближая одних к источникам сырья, других - к районам потребления. Классическим примером технологической (постадийной) специализации может служить добыча и производство на отдельных предприятиях отрасли руды (добыча и обогащение), чугуна из руды, стали из чугуна, проката из стали, машин из проката или болванок. В пищевой промышленности технологическая (постадийная) форма специализации весьма развита: сахаропесочные и сахарорафинадные предприятия соответствующих отраслей; первичное, вторичное виноделие и предприятия по розливу готового вина;
производство зерна - хранение и обработка зерна на элеваторах -мука - хлеб, макароны, кондитерские изделия и др.
Технологическая форма специализации в промышленности обеспечивает существенную экономию средств на транспорте, но в условиях первоначального рынка она несколько ослабла. Ведь на этой
стадии рынка каждый хозяйствующий субъект ищет максимум прибыли. А это достигается сосредоточением у себя всех возможных переделов. Но это временно. Закон специализации, равно как и закон свободного и экономического размещения производительных сил, все выпрямит. Сами хозяйствующие субъекты с большой выгодой для себя и конкурентоспособностью разместят свои предприятия в соответствии с законом специализации и размещения.
Процесс специализации имеет определенный уровень. Уровень специализации производства характеризуется для различных ее форм и разнообразных сочетаний следующими показателями.
1. Удельный вес произведенной продукции специализированными предприятиями в общем объеме производства продукции отрасли:
2. Удельный вес специализированных предприятий в общем числе предприятий отрасли.
3. Количество производимых видов продукции на предприятии отрасли (номенклатура).
4. Количество и доля технологически однородных групп продукции в общем объеме производства.
5. Удельный вес специализированного оборудования в общем парке машин.
Экономическая эффективность специализации весьма высока. Достижения современной промышленности во многом обеспечены специализацией производства.
Экономическая эффективность при специализации производства достигается использованием высокопроизводительного и экономичного специализированного оборудования, существенным снижением потерь рабочего времени из-за отсутствия или минимума переналадок, работой высококвалифицированных специализированных кадров, обеспечивающих высокую производительность труда на специализированных операциях. Так, на специализированных инструментальных предприятиях стоимость инструментов, метизов в несколько раз дешевле, а производительность труда гораздо выше, чем их производство на каждом машиностроительном или другом универсальном предприятии. То же самое можно сказать о расфасовочных предприятиях пищевой промышленности.
§2. КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Кооперирование производства - одна из форм общественной организации производства, тесно связанная со специализацией и комбинированием.
Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.
Кооперирование по экономической сути - это порождение, производная от специализации производства. Специализация производства логично ведет к созданию специализированных предприятий и отраслей как высшее проявление закона разделения труда. Специализированные предприятия, как отмечалось выше, занимаются изготовлением отдельных предметов, узлов, деталей, производством части, стадии, фазы общей технологии изготовления продукта. Создание же самого готового продукта, годного к самостоятельному потреблению, требует специфических взаимосвязей, объединения общих усилий, позволяющих собрать этот готовый продукт. Кооперирование, таким образом, развивается в меру развития специализации и за ее пределами оно становится не рациональным, а просто ненужной самоцелью.
Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответствии с классическими формами специализации известны три формы:
1. Предметная.
2. Подетальная (поузловая).
3. Технологическая (постадийная).
В соответствии с территориальным расположением кооперирующихся предприятий различают:
1. Внутрирайонное.
2. Межрайонное.
Если кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом районе, - это внутрирайонная форма кооперирования. В случае же, если эти предприятия размещены в разных экономических районах, то такое кооперирование приобретает межрайонную форму.
По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевые и межотраслевые формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия относятся к одной и той же отрасли (машиностроение, приборостроение и т. п.), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятий разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму.
В промышленности известны следующие показатели кооперирования.
1. Удельный вес кооперированных поставок в общей себестоимости или стоимости произведенной предприятием продукции:
где: - объем кооперированных поставок, млн. руб.
- себестоимость или стоимость всей товарной продукции, млн.руб.
2.Количество кооперирующихся между собой предприятий. Экономическая эффективность классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности специализации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие из самостоятельных предприятий, чем производить их в небольших количествах для собственного потребления каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного специализированного производства.
Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную продукцию или требующих ее особую техническую характеристику, параметры.
В промышленности появилась особая и весьма эффективная форма кооперирования, основанная на совместном использовании близлежащими предприятиями объектов вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств с наибольшей полнотой, загрузкой в течение всего года. Эффект и экономическая целесообразность этой специфической формы кооперирования дополняется возможностью смягчения сезонного характера деятельности многих отраслей и усилением взаимосвязи объективно родственно размещенных предприятий в зоне переработки сырья или районе потребления.
Если в межсезонье, когда работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое оборудование и площади этих технологических цехов, то объекты вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные средства, общие производственные площади, территория, утильхозяйства и др.
В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо
производство осуществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному производству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобретаются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного
производства и обслуживающего хозяйства получает эффект концентрации производства, преимущество крупномасштабного производства.
Впервые проект кооперированного строительства родственных по характеру размещения пищевых предприятий был разработан Краснодарским проектным институтом "Севкавгипропищепром" для двух десятков комплексов, включавших свеклосахарные, винодельческие, мясные, молочные предприятия в зоне сырья (Усть-Лабинский комплекс и др.), и набора соответствующих производств на единой промплощадке в районе потребления (Геленджикский комплекс, Новосибирский комплекс и др.).
Экономический эффект от строительства и совместной эксплуатации составляет по капитальным вложениям 19-20%, а на эксплуатационных затратах - до 24-25%.
Такое кооперированное строительство пищевых предприятий было принято в свое время как типовое и обязательное, что является важным резервом развития не только пищевых и перерабатывающих, но и других отраслей промышленности России.
Глава 11. КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
§1. Сущность, признаки, формы и показатели комбинирования производства.
§2. Предпосылки комбинирования производства в отраслях промышленности.
§3. Экономическая эффективность комбинирования производства.
§1. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Комбинирование как самостоятельная форма организации общественного производства возникла позже остальных, на рубеже 19-го — 20-го веков, когда уровень концентрации, специализации, кооперации и научно-технический прогресс достигли достаточно высокого развития. Комбинирование - не только важнейшая, но и эффективнейшая форма организации производства. В комбинировании производства наиболее ярко проявляется закон обобществления труда.
Комбинирование производства обстоятельно исследовано основоположниками различных экономических школ и, в первую очередь, К. Марксом при анализе товарного производства. Научное определение комбинирования, признанное всеми экономистами, дано В.И. Лениным, исследуя высококонцентрированное товарное производство и возникшие крупные монополии и монополистические объединения.
Теории и практике комбинирования производства серьезное внимание уделили Блюмин И.Н., Некрасов Н.Н., Левин Н.П. В отдельных отраслях промышленности существенный вклад в разработку теории комбинирования и практику его осуществления в специфических условиях этих отраслей внесли Филатов К.Е., Землянский Ф.Т. и кафедра экономики, финансов и учета Кубанского государственного технологического университета.
В По проблеме комбинирования производства в общегосударственном масштабе проведены несколько научно-практических конференций. На заре индустриализации страны было даже принято 1 решение развивать промышленность преимущественно путем комбинирования производства. Однако впоследствии ряд объективных и субъективных причин не позволили реализовать это в достаточной мере, что приводит к потерям и по настоящее время. Конкурентоспособность наших хозяйствующих субъектов рынка и производимая ими продукция были бы несравненно выше, если бы в современных условиях переходного периода и даже полновесного рынка диверсификация осуществлялась на основе и путем комбинирования производства во всех его формах и всевозможных вариантах. Это также говорит о значительных неиспользованных резервах российской промышленности и других отраслей национальной экономики. Ведь только в пищевой промышленности и АПК в целом в России ежегодно теряется до 40% сырьевых ресурсов. А это дополнительный объем, удешевление и новые виды изделий, востребованные рынком. Все это весьма эффективно можно реализовать путем или на основе комбинирования производства. В этом важная и народнохозяйственная значимость масштабного использования преимуществ комбинирования производства.
Комбинирование производства - это соединение в рамке одного предприятия производства продукции различных отраслей промышленности, основанное на последовательности стадии переработки сырья, или одно, играющее по отношению к другому вспомогательную роль. По установившейся практике эта вспомогательная роль ограничивается частичной переработкой отходов основного производства или комплексным использованием сырья.
Из определения и сложившейся экономической практики следует, что существенными признаками комбинирования производства являются следующие.
1. Ограниченность производств рамками одного предприятия.
2. Соединение в рамках одного предприятия разнородных производств, то есть производств различных отраслей промышленности или народного хозяйства.
3. Соединение этих разнородных производств на основе:
а) последовательности стадий переработки сырья;
б) переработки отдельных отходов основного производства;
в) комплексной переработки сырья, то есть переработки всех отходов.
Любая иная форма организации производства, лишенная хотя бы одного из этих существенных признаков, не может называться комбинированием.
Формы комбинирования следуют из третьего существенного признака. Вариантов сочетаний разнообразных производств, экономически и технологически тесно соединенных, множество, типов комбинатов много, а форм комбинирования три.
К формам комбинирования относятся:
1. Комбинирование, основанное на последовательности соединения стадий переработки сырья (вертикальная форма).
2. Комбинирование, основанное на использовании отдельных отходов основного производства (горизонтальная форма).
3. Комбинирование, основанное на полном использовании всех отходов основного производства (горизонтальная форма).
Нетрудно заметить, что экономическая суть второй и третьей форм комбинирования совпадают, различаются они только степенью охвата промышленной переработкой образующихся отходов основного производства. Поэтому они относятся к горизонтальной форме. Таким образом, вторая и третья формы комбинирования экономически однородны, а различаются лишь степенью охвата переработки отходов и отбросов. Поэтому в дальнейшем при выявлении источников экономической эффективности комбинирования производства формы будут сгруппированы на вертикальную и горизонтальную.
К показателям уровня комбинирования производства относятся следующие.
1. Удельный вес продукции комбинатов в общем объеме произведенной продукции отрасли:
где: - уровень комбинирования
- объем продукции, произведенный комбинатами
- общий объем продукции отрасли.
2. Доля комбинатов в общем числе предприятий отрасли.
3. Число производств (стадий фаз, производства), объединенных одним комбинатом.
§2. ПРЕДПОСЫЛКИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Такие отрасли промышленности, как химическая, лесотехническая, металлургическая, пищевая и другие имеют благоприятные предпосылки для комбинирования производства.
К важнейшим из них относятся: