<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 где: П - прибыль, млн. руб.
 ВД - валовой доход (выручка, поступления), млн. руб.
  3 - затраты на производство и функционирование хозяйству­ющих субъектов (расходы), млн. руб.
 Валовой доход формируется из выручки от реализации продук­ции (услуг, работ), включая всю ее стоимость в текущих ценах - ове­ществленный и живой труд.
  ВД = М + ФОТ + П,
 где: М - овеществленный труд (материальные затраты, амортиза­ция)
 ФОТ - фонд оплаты труда (зарплата и др.)
  П - прибыль.
 Доход складывается из прибыли и оплаты труда (П + ФОТ). Общая (валовая, балансовая) прибыль на предприятии отрас­ли складывается из прибыли от реализации продукции основного производства, прочей реализации и внереализационной прибыли:
 
 где: - общая (балансовая) прибыль, млн. руб.
  - прибыль от реализации по основной деятельности, млн.руб.
  - прибыль от прочей реализации, млн. руб.
  - внереализационная прибыль, млн. руб.
 При нормально функционирующей экономике преобладающую долю (более 90%) представляет прибыль от реализации по ос­новной деятельности (в дальнейшем прибыль от реализации, Пр). Поэтому в отраслевой экономике правомерно этому уделяется основное внимание.
 Прибыль от реализации - это совокупность разности цены и себестоимости различных товаров (услуг, работ) на объем их ре­ализации в натуре:
 
 где: - объем от реализации, млн. руб.
  Ц - цена единицы продукции, руб.
  - объем реализованной продукции в натуре (т, шт.).
 Объем реализации, как известно, определяется как:
 
 где: - остаток продукции на начало года
  - объем произведенной продукции за год
  - остаток продукции на конец года. Как видно из формулы прибыли от реализации основными фак­торами ее роста будут следующие.
 1. Размер объема реализации.
 2. Цена реализации.
 3. Себестоимость единицы продукции с учетом транспортных расходов.
 4. Ассортиментные сдвиги в сторону увеличения доли более рентабельных (прибыльных) видов изделий и соответственно со­кращения менее рентабельных изделий.
 Таким образом, чем больше объема реализации, цены реализации, прогрессивнее ассортиментные сдвиги в смысле роста доли более рентабельных видов изделий, тем выше сумма прибыли. И чем ниже себестоимость единицы продукции, тем при прочих рав­ных условиях будет выше масса прибыли.
 Из факторов роста прибыли следуют и конкретные пути ее уве­личения.
 Пути роста прибыли в отраслях промышленности в самом об­щем виде будут следующие.
 1. Всемерное увеличение объема реализации и производства продукции на основе хорошо поставленного маркетинга, максималь­ного использования наличных производственных мощностей, а при необходимости ее расширения, рационального использования про­изводственного потенциала и всех ресурсов.
 2. Снижение себестоимости продукции по всем элементам за­трат и статьям калькуляции.
 3. Проведение грамотной, научно-обоснованной ценовой поли­тики в условиях рынка.
 4. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сторо­ну увеличения доли более рентабельных, прибыльных видов про­дукции при наличии спроса на них и хорошо поставленном марке­тинге.
 Как было отмечено, преобладающая часть прибыли предприя­тия отрасли при нормально функционирующей экономике получа­ется от реализации продукции от основной деятельности. Однако общая прибыль в любом случае складывается из прибыли от реа­лизации основной продукции, на которую специализируется от­расль, прибыли от прочей реализации и внереализационной при­были. Поэтому, разрабатывая меры по увеличению прибыли как ко­нечной цели предпринимательской деятельности следует, безус­ловно, увеличивать все составляющие общей, балансовой прибы­ли. Необходимо как можно больше извлечь прибыли из общей ре­ализации, действуя аналогично как с мерами по росту прибыли от основной деятельности с использованием тех же факторов и путей, а также рационально использовать все возможности от получения прочей, внереализационной прибыли.
 В современный период особенно важно эффективно и масш­табно заняться инвестиционной, финансовой и прочей деятельнос­тью, памятуя, что деньги не пахнут, а должны служить благому делу -финансовой устойчивости отрасли и ее предприятий, государству, обществу, каждому работнику и жителю страны. Прибыль - это про­цветание.
 Полученная на предприятиях отрасли прибыль распределяется между предприятием, государством и муниципальными органами.
 Из общей суммы, полученной на предприятии отрасли прибы­ли, выделяется та ее часть, которая освобождена от налогов и сбо­ров. Затем из оставшейся суммы (гораздо большей части) изыма­ются налоги и сборы в госбюджет, муниципальные бюджеты, целе­вые перечисления в соответствии с законодательством и решения­ми местных органов власти. Оставшаяся часть прибыли называет­ся чистой прибылью, направляемой в распоряжение самого пред­приятия. Предприятие в меру экономической потребности и целе­сообразности само распределяет свою прибыль. Оптимальным счи­тается такое распределение прибыли, когда устанавливается соот­ветственно оптимальная пропорция между фондом накопления (раз­вития) и фондом потребления. Кроме этого, целесообразно созда­вать и приумножать для добывающих и перерабатывающих пред­приятий фонд риска, резервный фонд. В акционерных обществах в установленном порядке распределяются дивиденды среди акцио­неров. Снижение налогового бремени позволит значительно сво­боднее и целесообразнее распределить полученную предприятием промышленности прибыль. При этом важно соблюдать приоритет­ность потребности, удовлетворяемую из прибыли.
 §2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
 Как отмечено выше, прибыль является итоговым показателем деятельности предприятий отрасли. Это также важнейший эконо­мический показатель. Однако прибыль не показывает, не характе­ризует, какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли не виден размер производственного потенциала, с помо­щью которого она получена.
 Для соизмерения размера прибыли и величины использован­ных средств для ее достижения в отраслевой экономике использу­ется показатель рентабельности производства.
 Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности произ­водства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полу­ченной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Эти исполь­зованные в производстве средства для получения известной при­были являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем мень­ше затребованных средств при той же величине полученной при­были, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.
 Рентабельность производства в самом общем виде в отрасле­вой экономике определяют как:
 
 где: Р - рентабельность производства, %
  П - сумма прибыли, млн. руб.
  ОФ - стоимость основных фондов, млн. руб.
  ОС - стоимость оборотных средств, млн. руб. Период функционирования предприятия может быть разным -месяц,
 квартал, год, а посему стоимость основных фондов и обо­ротных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность
 про­изводства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы
 знать эффек­тивность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она
 исчисляется за квартал, а чаще за год.
 В отраслевой экономике различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически со­впадает с ранее определенной рентабельностью:
 
 Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а сто­имость оборотных средств до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчет всю использованную стоимость оборот­ных средств - собственных и заемных.
 Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчет­ной (чистой) суммы прибыли к стоимости основных фондов и нор­мируемых оборотных средств за минусом льготных фондов (осво­божденных от платы за имущество):
 
 Расчетная рентабельность как показатель эффективности поте­ряла смысл, и по существу не имеет какого-либо практического зна­чения. Она может только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия.
 Гораздо больший интерес представляет показатель рентабель­ности продукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:
 
 где: Ри - рентабельность конкретного изделия, % П - прибыль от изделия, руб. Сп - полная себестоимость продукции, руб. Если изделие одно, то формула принимает вид:
 
 где: Ц - цена единицы изделия
  - полная себестоимость единицы данного изделия.
 А рентабельность всей реализованной продукции исчис­ляется как отношение всей полученной прибыли от реали­зации продукции к полной себестоимости всей реализован­ной продукции.
 Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратеги­ческих решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринима­тельской деятельности - получение максимума прибыли, предпри­ятие после такого анализа должно принять соответствующее реше­ние - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, с помощью маркетинга увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные из­делия дотируются, то следует сделать определенные корректиров­ки.
 Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы сни­жения себестоимости продукции, пути повышения качества про­дукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улуч­шит финансовое, социально-экономическое положение предприя­тий промышленности.
 Как видно из общей формулы рентабельности производства
 
 факторами роста будут:
 1. Величина прибыли.
 2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.
 3. Стоимость и эффективность использования оборотных средств.
 Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фон­дов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли.
 Таким образом, из факторов рентабельности производства сле­дуют и основные пути ее повышения.
 В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям по­вышения рентабельности производства с учетом всего вышеиз­ложенного будут следующие.
 1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
 2. Все пути, улучшающие эффективность использования ос­новных фондов.
 3. Все пути, улучшающие эффективность использования обо­ротных средств, ускоряющие их оборачиваемость.
 В экономической литературе, в том числе по финансам, эко­номике предприятий, анализе хозяйственной деятельности и дру­гих используется множество специфических показателей рента­бельности. Все они играют в экономике определенную роль. Од­нако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономи­ческие процессы, изложенные здесь показатели вполне доста­точны и верны.
 При нормально функционирующей экономике уровень рентабель­ности в промышленности находится в пределах 20-25%, а в сельс­ком хозяйстве - 40-50%. При регулировании цен государством ис­пользуется фиксируемая рентабельность.
 §3. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
 ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 Как известно, цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена - сложнейшая экономическая категория. Она изуча­ется в специальной дисциплине. Для отраслевой экономики цена изучается с точки зрения ее влияния на эффективность производства, сопряженные с ней показатели - прибыль, рентабельность, себестоимость продукции через затраты на средства производства, а также эффективность функционирования промышленности.
 В экономике переходного периода действует несколько ви­дов цен, а значит и ценообразования. Однако наиболее распрос­траненной является свободная рыночная цена, та, что устанавли­вается на рынке на основе спроса и предложения. Как бы то ни было, несмотря на кажущуюся внешне стихийность, все же име­ется нижний, убыточный уровень, за пределами которого в нор­мальной экономике не может быть массовой реализации товаров (услуг, работ).
 К ценообразующим составляющим относятся следующие.
 1. Среднеотраслевая себестоимость продукции.
 2. Прибыль.
 3. Акциз.
 4. Налог на добавленную стоимость.
 5. Снабженческо-сбытовая наценка.
 6. Торговая надбавка.
 В розничной цене присутствуют эти составляющие. В зависи­мости же от того, что включает цена, она бывает оптовой ценой предприятия без акциза и НДС, оптово-отпускной, заготовитель­ной, розничной и т.д.
 Чему должна удовлетворять разумная цена реализации? Цена реализации должна дать возможность хозяйствующему субъекту покрыть все затраты по себестоимости продукции и получить при­быль, достаточную для расчетов по всем платежам и обеспечить нормально работающему предприятию расширенное воспроиз­водство, а работникам приемлемые условия жизни, удерживаю­щие их на данном предприятии промышленности.
 При нынешней системе ценообразования - без наличия акци­за - конечная розничная цена более чем удваивается, а при нали­чии акциза и НДС в полном размере - еще более. При этом сово­купный доход - разность между конечной ценой и себестоимостью - распределяется крайне неравномерно. Предприятию доста­ется не более 10%, 20% - торговле, более половины - бюджетам разных уровней, даже посредник получает больше производителя. Поэтому ценообразование должно улучшаться на основе радикаль­ной перестройки налогообложения и совершенствования органи­зации торговли в пользу производителя.
 Совершенно необходимо существенно сократить посредни­ческие услуги, звенность торговой цепи, доведя до уровня "завод - магазин" или прямо иметь торговую точку на предприятии. По­среднические услуги следует сократить в несколько раз. НДС и акцизы необходимо снизить в рамках налоговой реформы.
 Ценовая политика - сложная система и изучается шире и глуб­же в специальном курсе, но она даже с позиции отраслевой эко­номики должна быть достаточно гибкой, стимулирующей как про­изводителя, так и потребителя, ускоряющей кругооборот средств, эффективное использование производственного потенциала на основе интенсификации. В целом необходимо создание эконо­мической системы, неизбежно влияющей на поведение цен в сто­рону разумного регулирования, а не стихийных взлетов и паде­ний, отрицательно влияющих на общество и отрасли националь­ной экономики.
 Цена и ценообразование, как видно, являются важнейшим фак­тором эффективного функционирования отраслей промышленнос­ти, конкурентоспособной работы предприятий.
 РАЗДЕЛ 5. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
 Глава 9. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
 §1. Формы организации общественного производства как фактор эффективного функционирования промышленности.
 §2. Экономическая сущность, показатели и формы кон­центрации производства. Особенности концентрации произ­водства в промышленности.
 §3. Экономические преимущества крупных предприятий. Оптимальные размеры промышленных предприятий.
 §1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 Любая отрасль возникает и функционирует в соответствии с законом разделения и обобществления труда. Сам закон разде­ления и обобществления труда конкретно проявляется в сфере производства через формы организации общественного произ­водства - специализацию, концентрацию, кооперацию и комби­нирование производства. Каждая из них - самостоятельная фор­ма организации производства, хотя они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
 На первом этапе развития общественного производства (а любое производство в рынке носит общественный характер не­зависимо от формы собственности и хозяйствования) специализа­ция производства в постадийной или подетальной форме создает условия для высокопроизводительного труда и роста масштаба производства. Такая специализация производства также создает предпосылки для применения техники, что еще более увеличивает масштабы производства, то есть концентрацию производства. Кон­центрированное и специализированное производство в меру эко­номической целесообразности формирует новые отрасли, профи­лирующиеся на изготовлении отдельных деталей, узлов, стадий общего готового продукта. А это предполагает возникновение спе­цифических кооперированных связей между ними для сборки, окон­чательного изготовления готового продукта, годного к самостоятель­ному потреблению. Это порождает кооперирование производства как выражение обобществления труда. Кооперирование, таким об­разом, появляется как следствие, порождение, производное спе­циализации производства.
 На известном этапе развития специализации, концентрации и кооперирования под воздействием научно-технического прогресса и размещения производительных сил становится экономически выгодным и целесообразным слияние в рамках одного предпри­ятия технологически и экономически взаимосвязанных произ­водств, то есть появление комбинирования производства.
 Это новый этап обобществления труда. При этом комбиниро­вание не только не противопоставляется специализации, а на­оборот, развивает ее на более высокой основе. Комбинирова­ние, тесно объединяя разно отраслевые, но технологически взаи­мосвязанные производства, профилируется само, а внутри крупно­масштабного производства, каким является комбинат, четко фор­мирует специализированные производства в соответствующих це­хах и участках. Комбинирование, таким образом, еще более повы­шает уровень концентрации, специализации и кооперирования производства. Все эти сложные процессы дополняются развитием научно-технического прогресса, масштабным внедрением его дос­тижений в производство, рационализацией размещения произво­дительных сил с минимальными затратами средств. При этом оп­тимальный уровень всех форм организации производства - специализации, концентрации, кооперирования и комбинирования определяется уровнем развития производительных сил, обуслов­ленных, в свою очередь, достижением научно-технического прогрес­са и требованиями размещения.
 Появление, функционирование и даже исчезновение отрасли обусловлено экономической целесообразностью под воздействи­ем этих сложных процессов. Поэтому реально отрасль эффек­тивно функционирует в форме концентрации, специализации, ко­оперирования и комбинирования производства, акцентируя свою деятельность в силу отраслевой специфики и целесообразности преимущественно на те или иные формы, а то всей совокупности форм.
 Концентрация, специализация, кооперирование и комбиниро­вание производства - формы организации отрасли, важнейшие факторы ее эффективного функционирования.
 Оптимальный уровень концентрации, специализации, коопе­рирования и комбинирования производства является мощным фак­тором развития производства и повышения его эффективности. Любое отклонение от оптимума - потеря для национальной экономики.
 §2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 Концентрация производства является важнейшей формой об­щественной организации производства. Как указывалось выше, любое товарное производство носит общественный характер. Кон­центрация производства - закон развития общественного произ­водства, хотя ее проявление не столь прямолинейно в отдельные периоды времени и ряде отраслей, однако в длительной перс­пективе это, несомненно, так.
 Концентрация производства - это сосредоточение про­изводства во все более крупных предприятиях. Из определе­ния концентрации производства следует ее экономическая сущность, которая представляет двусторонний процесс:
 1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производ­ства отрасли.
 2. Рост размеров самих крупных предприятий.
 Следовательно, не правы будут те, кто толкует концентрацию производства как односторонний процесс: либо увеличение доли крупных предприятий в производстве продукции, либо рост раз­меров предприятий. Это - и то, и другое относительно конкретной отрасли промышленности или производства в целом.
 Понятие крупного предприятия динамичное. Так за последнее полстолетие средние размеры промышленных предприятий вырос­ли в несколько раз, а крупные предприятия довоенного периода ныне входят в группу мелких.
 До распада СССР и его народнохозяйственного комплекса про­мышленность страны была с самым высоким уровнем концентра­ции производства в мире. Промышленность имела чрезмерно вы­сокий уровень концентрации, не соответствующий достигнутому уровню производительных сил и научно-технического прогресса. Распад народнохозяйственного комплекса с образованием незави­симых государств и сложившихся связей во взаимосвязанных от­раслях существенно снизил уровень концентрации производства в России. Ныне, однако, на основе концентрации и централизации капитала начинает интенсивно восстанавливаться ранее достигну­тый уровень концентрации в отдельных отраслях - нефтяной, газо­вой, металлургической и др. В пищевой же промышленности рас­пад сырьевой базы, основанной на крупных колхозах и совхозах и административно-централизованной и жестко плановой системе, концентрация производства закономерно снижается. Рынок объек­тивно оптимизирует ее уровень, исходя из его емкости, потребнос­ти и новой специфики сырьевой базы. Однако со временем и в пищевой промышленности будут доминировать крупные предприя­тия в оптимальном сочетании со средними и небольшими, но технически оснащенными хозяйствующими субъектами. Закон есть закон.
 Концентрация производства, как процесс, имеет определенный уровень и динамику. Уровень и динамика концентрации производ­ства полно и всесторонне характеризуется системой показателей.
 Основным показателем уровня концентрации производства яв­ляется удельный вес крупных предприятий в общем объеме произ­водства отрасли:
 
 где: - уровень концентрации, %
  - объем производства крупных предприятий
  - общий объем производства.
 В зависимости от отрасли и производимой на ее предприятиях продукции объем производства может исчисляться в натуральном, условно-натуральном и денежном измерении. Для промышленнос­ти в целом применяется денежная оценка продукции.
 Этот основной показатель дополняется показателем доли круп­ных предприятий в элементах производства - средствах труда (ос­новных фондах), предметах труда (оборотных фондах), численнос­ти персонала, в суммарной мощности отрасли и др.
 Процесс концентрации производства в динамике достаточно точно характеризует показатель роста средних размеров предпри­ятий.
 Концентрация производства осуществляется в двух формах: от­раслевой и межотраслевой. При отраслевой концентрации произ­водства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции дан­ной отрасли. Межотраслевая концентрация - это сосредоточение производства во все более крупных предприятиях за счет продук­ции разных отраслей. Рост размеров предприятий происходит за счет увеличения продукции других отраслей. Соответственно доля этих предприятий в общем объеме производства растет. Это - не что иное, как вариант диверсификации производства в условиях жестких требований рынка. Ведь в рынке значимость концентра­ции производства существенно возрастает. В жестокой конкурент­ной борьбе при прочих равных условиях, в том числе технических, более масштабное производство удешевляет производимый про­дукт, а значит это крупное предприятие будет более конкурентоспо­собным. Вот почему в развитом рынке превалировать будут круп­ные предприятия, а остальные так или иначе приспосабливаться к ним, обслуживая их, занимая свои ниши, но будучи зависимыми от крупных. Закон есть закон. А концентрация производства - закон развития общественного (товарного) производства.
 Концентрация производства осуществляется в каждой отрасли промышленности в своеобразных условиях, обусловленных специ­фикой самой отрасли. Процесс концентрации производства дей­ствительно меняется во времени, пространстве и от отрасли к отрасли.
 Существенными особенностями, определяющими характер про­цесса концентрации в отраслях промышленности, являются следу­ющие.
 1. Особенности перерабатываемого сырья, во многих случаях физически и экономически нетранспортабельного, ограничивающе­го радиус его доставки, а значит и размер предприятия.
 2. Сезонный характер производства ряда видов сырья и необ­ходимость его переработки на месте в оптимальный срок с наличи­ем соответствующих хранилищ.
 3. Сложный состав перерабатываемого сырья, позволяющий на месте утилизировать вторичные ресурсы этого сырья - отходы и отбросы, что путем комбинирования наращивает объем производ­ства.
 4. Массовый и повсеместный характер потребления промыш­ленной продукции и необходимость его ежедневного производства.
 5. Специфический характер размещения промышленных пред­приятий. Однородные предприятия размещены на известном рас­стоянии друг от друга, своеобразно отталкиваясь. Это по закону концентрации предполагает межотраслевую ее форму.
 6. Скоропортящийся характер многих видов производимых про­дуктов, а значит их физическая нетранспортабельность.
 7. Экономическая нетранспортабельность ряда промышленных продуктов.
 Все это делает своеобразным осуществление концентрации про­изводства в промышленности.
 Простая форма концентрации производства промышленных про­дуктов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах с массовым потреблением - крупных и крупнейших городах, густона­селенных территориях. Во всех остальных случаях закон концентра­ции производства в промышленности реализуется в межотрасле­вой форме.
 §3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ОПТИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 Концентрация производства - сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Стремление производства сосре­доточиться на крупных предприятиях обусловлено экономическими преимуществами крупных предприятий.
 Экономические преимущества крупных предприятий сле­дующие.
 1. На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогрес­са со всеми вытекающими из этого преимуществами.
 2. Крупное предприятие располагает более мощным, концент­рированным и централизованным капиталом. Следовательно, мно­гие производственные и финансовые вопросы решаются оператив­нее и эффективнее.
 3. Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. По закону агрегатной концентрации с удвое­нием мощности оборудования, аппаратов, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. Всегда 20-этажное здание дешевле 20 одноэтажных зданий.
 4. С укрупнением предприятий, производства производитель­ность труда возрастает за счет условно-постоянной части числен­ности персонала. Исследования показывают, а практика подтверж­дает, что с удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза.
 5. С увеличением масштабов производства снижается и себес­тоимость единицы продукции за счет условно-постоянных (посто­янных) расходов. Ведь снижение фондоемкости приводит также к снижению амортизационных расходов, затрат на ремонт и обслу­живание основных фондов в расчете на единицу продукции. Сни­жается также зарплата на единицу изделия с ростом производи­тельности труда. Вот почему снижается себестоимость единицы продукции с укрупнением масштабов производства и самого пред­приятия.
 6. В силу вышеизложенного на крупных предприятиях выше при­быль, рентабельность производства, фондоотдача, производитель­ность труда, ниже себестоимость единицы производимой продук­ции, стоимость обработки и лучше другие основные экономичес­кие показатели эффективности производства (таблица 5).
 Таблица 5. Эффективность концентрации в сахарной промышлен­ности (в % к мелким)
 
 Размеры предприятия, (суточная мощ­ность переработки свеклы,тонн в сутки) Произво­дитель­ность труда Стоимость перера­ботки Удельные капзатра-ты Фондоот­дача Рента­бельность произ­водства
 Мелкие (1500) 100 100 100 100 100
 Средние (3000) 150 81 75 150 150
 Крупные (6000) 200 70 70 300 175
 
 7. Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а вместе с более благоприятными экономи­ческими возможностями они конкурентоспособнее в рынке. В рын­ке, по большому счету, при прочих равных условиях верх берет то1, у кого более масштабное производство.
 Все сказанное ярко иллюстрирует таблица по сравнению эко­номических показателей крупных, средних и небольших свекло­сахарных заводов (табл. 5).
 Однако экономические преимущества крупных предприятий не безграничны. С ростом размеров предприятий, с увеличением масштабов производства прогрессирующе возрастают и транс­портные затраты. Экономия, достигнутая на текущих и других расходах, поглощается возрастающими транспортными затрата­ми по доставке сырья и сбыту продукции, а затем с определенно­го объема ее и вовсе недостаточна. Таким образом, дальнейшее укрупнение предприятия, увеличение масштаба производства ста­новится невыгодным или вовсе убыточным.
 Оптимальный размер предприятия - это тот размер пред­приятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наи­меньшие суммарные затраты.
 Минимальный размер производства, а значит и предприя­тия определяется по порогу безубыточности, то есть когда произ­водство осуществляется без убытков.
 Максимальный размер также должен быть безубыточным. На линии кривой суммарных затрат минимальный и максимальный размеры находятся на одном уровне затрат. Предприятие может функционировать только в границах минимального и максималь­ного размера. Это и называется границей оптимальности, а опти­мальный размер предприятия, разумеется, находится между ми­нимальным и максимальным. При этом любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру - это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.
 Оптимальные, минимальные, максимальные размеры, грани­цы оптимальности будут разными в разных отраслях перерабатывающей промышленности. Для промышленных предприятий важ­ное значение имеет и характер сырьевой зоны и района потребле­ния с точки зрения плотности заготовки и плотности потребления.
 Имеет также существенное значение и время производства -сезонное или нет, пик завоза сырья или сбыта продукции (потреб­ления). Это еще раз подтверждает непреложную истину, что усло­вия концентрации производства меняются во времени, простран­стве и от отрасли к отрасли.
 Плотность заготовки сырья - это заготовка сырья для данного перерабатывающего предприятия в расчете на один квадратный километр площади.
 Плотность потребления - это количество потребляемого данно­го вида продукта в единицу времени (сутки, год) в расчете на один квадратный километр территории.
 Сырьевые зоны пищевой отрасли, например, в громадной по территории и поясам России существенно отличаются, а значит и плотность заготовки различная. Следовательно, при одном и том же оптимальном радиусе доставки сырья в разных зонах оптималь­ные размеры предприятий перерабатывающей отрасли будут нео­динаковыми. Точно так же, плотность потребления в разных райо­нах различна. А значит, при одном и том же оптимальном радиусе доставки готовой продукции в этих районах потребления оптималь­ные размеры предприятий будут тоже разными. Таким образом, в отраслях перерабатывающей промышленности понятие оптималь­ного размера трансформируется в понятие оптимальные размеры для разных сырьевых зон и районов потребления одной и той же отрасли.
 Естественно, что в каждой сырьевой зоне и районе потребле­ния надо стремиться иметь оптимальные размеры предприятия или вести производство в оптимальном размере.
 В реальной жизни, таким образом, в промышленности в целом следует иметь в оптимальном сочетании крупные, средние и не­большие, но хорошо технически оснащенные предприятия. Для раз­ных зон и районов они будут приближаться в процессе функциони­рования к оптимальному размеру.
 Как было отмечено, с укрупнением предприятий из таких со­ставляющих суммарных затрат, как удельные капитальные затраты в расчете на год от его амортизационного периода, материальные затраты, стоимость обработки и транспортные расходы возраста­ют только последние. А удельная фондоемкость на год, как и сто­имость обработки в расчете на единицу продукции, снижается. Точка с наименьшими суммарными затратами и есть точка оптимальнос­ти, то есть такой размер производства и предприятия обеспечива­ет оптимальную эффективность. При этом размере достигаются наименьшие суммарные затраты в расчете на год, наиболее низкая себестоимость продукции, а значит наибольшая прибыль, рента­бельность производства. Другие основные технико-экономические показатели также приближаются к максимуму.
 
 
  min,
  пост.
 где: Ук - удельные капитальные затраты на год (фондоемкость в
 расчете на год).
 М - материальные затраты на единицу продукции
 Со - стоимость обработки единицы продукции
 Тз - транспортные затраты на единицу продукции.
 Графически вся эта зависимость иллюстрируется рисунком 6.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1,5 3,0 4,5 6,0 7,5 9,0
 Рисунок 6. Экономическая эффективность концентрации производства
 
 Глава 10. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
 §1. Специализация производства и ее экономическая эф­фективность.
 §2. Кооперирование производства и его экономическая эффективность.
 §1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
 И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
 Специализация производства является одной из форм органи­зации производства.
 Специализация производства - это сосредоточение дея­тельности предприятия отрасли на выпуск ограниченной но­менклатуры изделий или технологически однородной про­дукции.
 Развитие специализации также беспредельно, как беспредель­но само развитие техники, отмечали экономисты-классики. И это верно. Со временем лишь усиливаются те или иные формы специ­ализации, видоизменяются их конкретные проявления.
 В промышленности четко проявляются отрасли, акцентирующи­еся на специализации, а значит последующее кооперирование (ма­шиностроение, деревообработка и др.) и тяготеющие к комбини­рованию производства (пищевая, химическая, металлургия и др.).
 В современной промышленности четко различаются три формы специализации, хотя конкретных видов множество.
 К формам спе­циализации относятся следующие.
 1. Предметная.
 2. Подетальная(поузловая).
 3. Технологическая (постадийная).
 При предметной форме специализации предприятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на отдельных предметах, годных к самостоятельному потреблению - хлеб, вино, масло, маши­ны, мебель и др. На основе предметной формы специализации в основном сформировались отрасли пищевой, машиностроительной, мебельной промышленности - сахарная, кондитерская, станко­строительная, автомобильная и др.
 При подетальней (поузловой) форме специализации предпри­ятия отрасли сосредоточивают свою деятельность на производство отдельных деталей или узлов готового продукта, годного к само­стоятельному потреблению. Подетальная (поузловая) форма спе­циализации применяется и довольно развита в отраслях промыш­ленности, производящих конструктивно Сложную продукцию - ма­шиностроение, приборостроение, автомобильная, инструменталь­ная промышленность.
 Классическим видом подетальней формы специализации явля­ется шарикоподшипниковая промышленность, производящая одну деталь - подшипники.
 Технологическая (поузловая) форма специализации предпола­гает сосредоточение деятельности предприятий на производстве одной или нескольких фаз производства готового продукта, годно­го к самостоятельному потреблению. Эта форма специализации по­зволяет рациональнее рассредоточить отрасли промышленности, приближая одних к источникам сырья, других - к районам потреб­ления. Классическим примером технологической (постадийной) специализации может служить добыча и производство на отдель­ных предприятиях отрасли руды (добыча и обогащение), чугуна из руды, стали из чугуна, проката из стали, машин из проката или болванок. В пищевой промышленности технологическая (постадийная) форма специализации весьма развита: сахаропесочные и сахарорафинадные предприятия соответствующих отраслей; первич­ное, вторичное виноделие и предприятия по розливу готового вина;
 производство зерна - хранение и обработка зерна на элеваторах -мука - хлеб, макароны, кондитерские изделия и др.
 Технологическая форма специализации в промышленности обес­печивает существенную экономию средств на транспорте, но в ус­ловиях первоначального рынка она несколько ослабла. Ведь на этой
  стадии рынка каждый хозяйствующий субъект ищет максимум при­были. А это достигается сосредоточением у себя всех возможных переделов. Но это временно. Закон специализации, равно как и закон свободного и экономического размещения производительных сил, все выпрямит. Сами хозяйствующие субъекты с большой выгодой для себя и конкурентоспособностью разместят свои предприятия в соответствии с законом специализации и размещения.
 Процесс специализации имеет определенный уровень. Уровень специализации производства характеризуется для различных ее форм и разнообразных сочетаний следующими показателями.
 1. Удельный вес произведенной продукции специализирован­ными предприятиями в общем объеме производства продукции отрасли:
 
 2. Удельный вес специализированных предприятий в общем числе предприятий отрасли.
 3. Количество производимых видов продукции на предприятии отрасли (номенклатура).
 4. Количество и доля технологически однородных групп продук­ции в общем объеме производства.
 5. Удельный вес специализированного оборудования в общем парке машин.
 Экономическая эффективность специализации весьма высока. Достижения современной промышленности во многом обеспечены специализацией производства.
 Экономическая эффективность при специализации производ­ства достигается использованием высокопроизводительного и эко­номичного специализированного оборудования, существенным сни­жением потерь рабочего времени из-за отсутствия или минимума переналадок, работой высококвалифицированных специализиро­ванных кадров, обеспечивающих высокую производительность труда на специализированных операциях. Так, на специализированных инструментальных предприятиях стоимость инструментов, метизов в несколько раз дешевле, а производительность труда гораздо выше, чем их производство на каждом машиностроительном или другом универсальном предприятии. То же самое можно сказать о расфасовочных предприятиях пищевой промышленности.
 §2. КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
 Кооперирование производства - одна из форм общественной организации производства, тесно связанная со специализацией и комбинированием.
 Кооперирование производства - это длительные, устой­чивые связи между самостоятельными предприятиями (хо­зяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к са­мостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей меж­ду производителями и поставщиками, различными хозяйствующи­ми субъектами рынка кооперирование отличается особыми техни­ко-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совме­стным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.
 Кооперирование по экономической сути - это порождение, про­изводная от специализации производства. Специализация произ­водства логично ведет к созданию специализированных предприя­тий и отраслей как высшее проявление закона разделения труда. Специализированные предприятия, как отмечалось выше, занима­ются изготовлением отдельных предметов, узлов, деталей, произ­водством части, стадии, фазы общей технологии изготовления про­дукта. Создание же самого готового продукта, годного к самостоя­тельному потреблению, требует специфических взаимосвязей, объе­динения общих усилий, позволяющих собрать этот готовый про­дукт. Кооперирование, таким образом, развивается в меру разви­тия специализации и за ее пределами оно становится не рацио­нальным, а просто ненужной самоцелью.
 Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответ­ствии с классическими формами специализации известны три фор­мы:
 1. Предметная.
 2. Подетальная (поузловая).
 3. Технологическая (постадийная).
 В соответствии с территориальным расположением коопериру­ющихся предприятий различают:
 1. Внутрирайонное.
 2. Межрайонное.
 Если кооперируются предприятия, расположенные в одном эко­номическом районе, - это внутрирайонная форма кооперирования. В случае же, если эти предприятия размещены в разных экономи­ческих районах, то такое кооперирование приобретает межрайон­ную форму.
 По отношению к отраслевой принадлежности известны внутри­отраслевые и межотраслевые формы кооперирования. Если коопе­рирующие предприятия относятся к одной и той же отрасли (ма­шиностроение, приборостроение и т. п.), то это будет внутриот­раслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования пред­приятий разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму.
 В промышленности известны следующие показатели коопе­рирования.
 1. Удельный вес кооперированных поставок в общей себестои­мости или стоимости произведенной предприятием продукции:
 
 где: - объем кооперированных поставок, млн. руб.
  - себестоимость или стоимость всей товарной продукции, млн.руб.
 2.Количество кооперирующихся между собой предприятий. Экономическая эффективность классических форм коопериро­вания складывается из экономической эффективности специали­зации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие из самостоятельных предприятий, чем про­изводить их в небольших количествах для собственного потребле­ния каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их про­изводство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безуслов­но, эффект крупномасштабного специализированного производства.
 Кооперирование производства, как правило, развито в отрас­лях, производящих конструктивно сложную продукцию или требую­щих ее особую техническую характеристику, параметры.
 В промышленности появилась особая и весьма эффективная форма кооперирования, основанная на совместном использовании близлежащими предприятиями объектов вспомогательного произ­водства и обслуживающих хозяйств с наибольшей полнотой, заг­рузкой в течение всего года. Эффект и экономическая целесооб­разность этой специфической формы кооперирования дополняет­ся возможностью смягчения сезонного характера деятельности мно­гих отраслей и усилением взаимосвязи объективно родственно размещенных предприятий в зоне переработки сырья или районе потребления.
 Если в межсезонье, когда работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое оборудование и пло­щади этих технологических цехов, то объекты вспомогательного про­изводства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные сред­ства, общие производственные площади, территория, утильхозяйства и др.
 В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо
 производство осу­ществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному произ­водству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобрета­ются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производ­ство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного
 производства и обслуживающего хозяйства получает эффект кон­центрации производства, преимущество крупномасштабного про­изводства.
 Впервые проект кооперированного строительства родственных по характеру размещения пищевых предприятий был разработан Краснодарским проектным институтом "Севкавгипропищепром" для двух десятков комплексов, включавших свеклосахарные, винодель­ческие, мясные, молочные предприятия в зоне сырья (Усть-Лабинский комплекс и др.), и набора соответствующих производств на единой промплощадке в районе потребления (Геленджикский ком­плекс, Новосибирский комплекс и др.).
 Экономический эффект от строительства и совместной эксплу­атации составляет по капитальным вложениям 19-20%, а на экс­плуатационных затратах - до 24-25%.
 Такое кооперированное строительство пищевых предприятий было принято в свое время как типовое и обязательное, что являет­ся важным резервом развития не только пищевых и перерабатыва­ющих, но и других отраслей промышленности России.
 Глава 11. КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
 И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
 §1. Сущность, признаки, формы и показатели комбини­рования производства.
 §2. Предпосылки комбинирования производства в отрас­лях промышленности.
 §3. Экономическая эффективность комбинирования про­изводства.
 §1. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
 Комбинирование как самостоятельная форма организации об­щественного производства возникла позже остальных, на рубеже 19-го — 20-го веков, когда уровень концентрации, специализации, кооперации и научно-технический прогресс достигли достаточно вы­сокого развития. Комбинирование - не только важнейшая, но и эффективнейшая форма организации производства. В комбинирова­нии производства наиболее ярко проявляется закон обобществле­ния труда.
 Комбинирование производства обстоятельно исследовано ос­новоположниками различных экономических школ и, в первую оче­редь, К. Марксом при анализе товарного производства. Научное определение комбинирования, признанное всеми экономистами, дано В.И. Лениным, исследуя высококонцентрированное товарное производство и возникшие крупные монополии и монополистичес­кие объединения.
 Теории и практике комбинирования производства серьезное внимание уделили Блюмин И.Н., Некрасов Н.Н., Левин Н.П. В от­дельных отраслях промышленности существенный вклад в разра­ботку теории комбинирования и практику его осуществления в спе­цифических условиях этих отраслей внесли Филатов К.Е., Землянский Ф.Т. и кафедра экономики, финансов и учета Кубанского госу­дарственного технологического университета.
 В По проблеме комбинирования производства в общегосударственном масштабе проведены несколько научно-практических конференций. На заре индустриализации страны было даже принято 1 решение развивать промышленность преимущественно путем комбинирования производства. Однако впоследствии ряд объектив­ных и субъективных причин не позволили реализовать это в доста­точной мере, что приводит к потерям и по настоящее время. Конкурентоспособность наших хозяйствующих субъектов рынка и произ­водимая ими продукция были бы несравненно выше, если бы в со­временных условиях переходного периода и даже полновесного рынка диверсификация осуществлялась на основе и путем комбинирова­ния производства во всех его формах и всевозможных вариантах. Это также говорит о значительных неиспользованных резервах рос­сийской промышленности и других отраслей национальной эконо­мики. Ведь только в пищевой промышленности и АПК в целом в России ежегодно теряется до 40% сырьевых ресурсов. А это до­полнительный объем, удешевление и новые виды изделий, востре­бованные рынком. Все это весьма эффективно можно реализовать путем или на основе комбинирования производства. В этом важная и народнохозяйственная значимость масштабного использования преимуществ комбинирования производства.
 Комбинирование производства - это соединение в рам­ке одного предприятия производства продукции различных отраслей промышленности, основанное на последователь­ности стадии переработки сырья, или одно, играющее по отношению к другому вспомогательную роль. По установив­шейся практике эта вспомогательная роль ограничивается частич­ной переработкой отходов основного производства или комплекс­ным использованием сырья.
 Из определения и сложившейся экономической практики сле­дует, что существенными признаками комбинирования производ­ства являются следующие.
 1. Ограниченность производств рамками одного предприятия.
 2. Соединение в рамках одного предприятия разнородных производств, то есть производств различных отраслей промышленности или народного хозяйства.
  3. Соединение этих разнородных производств на основе:
  а) последовательности стадий переработки сырья;
  б) переработки отдельных отходов основного производства;
  в) комплексной переработки сырья, то есть переработки всех отходов.
 Любая иная форма организации производства, лишенная хотя бы одного из этих существенных признаков, не может называться комбинированием.
 Формы комбинирования следуют из третьего существенного при­знака. Вариантов сочетаний разнообразных производств, экономи­чески и технологически тесно соединенных, множество, типов ком­бинатов много, а форм комбинирования три.
 К формам комбинирования относятся:
 1. Комбинирование, основанное на последовательности соеди­нения стадий переработки сырья (вертикальная форма).
 2. Комбинирование, основанное на использовании отдельных отходов основного производства (горизонтальная форма).
 3. Комбинирование, основанное на полном использовании всех отходов основного производства (горизонтальная форма).
 Нетрудно заметить, что экономическая суть второй и третьей форм комбинирования совпадают, различаются они только степе­нью охвата промышленной переработкой образующихся отходов ос­новного производства. Поэтому они относятся к горизонтальной фор­ме. Таким образом, вторая и третья формы комбинирования эконо­мически однородны, а различаются лишь степенью охвата перера­ботки отходов и отбросов. Поэтому в дальнейшем при выявлении источников экономической эффективности комбинирования произ­водства формы будут сгруппированы на вертикальную и горизон­тальную.
 К показателям уровня комбинирования производства относят­ся следующие.
 1. Удельный вес продукции комбинатов в общем объеме произ­веденной продукции отрасли:
 
 где: - уровень комбинирования
  - объем продукции, произведенный комбинатами
  - общий объем продукции отрасли.
 2. Доля комбинатов в общем числе предприятий отрасли.
 3. Число производств (стадий фаз, производства), объединен­ных одним комбинатом.
 §2. ПРЕДПОСЫЛКИ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
 Такие отрасли промышленности, как химическая, лесотехничес­кая, металлургическая, пищевая и другие имеют благоприятные предпосылки для комбинирования производства.
 К важнейшим из них относятся:

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу