<< Пред. стр. 26 (из 30) След. >>
собственной выгоде. Добродетель - это всего лишьстремление человека сохранить свое существование.
Спиноза считает, что человек - раб своих страстей,
аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает,
что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать
свободным, если он составит ясную идею о своих страстях,
аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от
познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе,
находятся на разной степени свободы.
Подобно Гоббсу, при объяснении общества Спиноза
исходит из теории естественного права и общественного
договора, т.е. руководствуется законом природы, который
направляет каждого человека по пути самосохранения.
Спиноза исходил из неизменной эгоистической
человеческой природы, обуздать которую может только
государство, возникающее для того, чтобы обеспечить
безопасность граждан и взаимную помощь, когда
эгоистические интересы граждан могут сочетаться с
интересами всего общества.
В отношении форм государства Спиноза выступал
сторонником демократии и в отличие от Гоббса не
признавал монархию как заслуживающую уважения. Самой
лучшей формой государства он считал ту, которая
предоставляет всем гражданам участвовать в управлении
государством. "Государство, - пишет он в "Этике", - которое
стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в
страхе постоянном, будет скорее безошибочным, чем
добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы им
представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле
и что решают свои дела совсем свободно, чтобы
удерживаемы в узде были лишь любовью к свободе,
стремлением увеличить имение и надеждой, что достигнут
почетных мест в государственных делах".
Спиноза в своем "Богословско-политическом трактате"
заложил основы научной критики Библии. Исходя из
концепции "двух истин", Спиноза считал, что для познания
подлинной истины Библия имеет мало цены, так как
авторитетом может быть только разум, а не Священное
писание. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия,
и полагает, что необходимо учитывать исторические
обстоятельства, при которых создавались те или иные
тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором
Пятикнижия. Спиноза также выявил много противоречий,
повторений и разночтений в текстах различных
книг Библии.
Причины религиозных суеверий Спиноза видел в страхе
народа
перед непонятными и таинственными силами природы.
В то же время Спиноза отрицал обвинения в атеизме, так
как полагал, что его критика религии - это критика
невежества и предрассудков. А настоящая религия
равносильна моральности и основывается на достоверном
знании. Между религией и суеверием то различие, писал он,
что суеверие имеет своей основой невежество, а религия -
мудрость.
Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) -
немецкий философ.
Родился в семье пастора; родители хотели, чтобы он
стал священником Окончил семинарию и Тюбингенский
теологический институт. Сокурсником Шеллинга по
институту был Гегель. После окончания института работал
домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига,
одновременно изучал философию, математику, физику. В
1798 г занял кафедру философии в Йенском университете. В
последующие годы был профессором Эрлангенского,
Мюнхенского. Берлинского университетов. Имел
знакомства с Фихте, Ф. Шиллером, Гете с братьями
Шлегель, сиенским кружком романтиков.
В творчестве Шеллинга можно выделить несколько
периодов развития: натурфилософия (90-е годы),
трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества
(первое десятилетие XIX в.), философия
откровения (до конца жизни).
Свои натурфилософские взгляды Шеллинг изложил в
ряде работ: "Идеи философии природы" (1797), "О мировой
душе" (1798), "Первый набросок философии природы"
(1799). "Общая дедукция динамического процесса" (1800).
Период жизни и творчества Шеллинга приходится на
время крупных открытий в естествознании, поэтому он в
своих натурфилософских исследованиях опирался на эти
достижения.
Понимание природы формировалось у Шеллинга под
влиянием Фихте Он рассматривал природу как некое
единство противоположностей, проявляющееся в разных
формах в виде мирового закона: это и полярность полюсов
магнита, и положительный и отрицательный заряды
электричества, и противоположные отношения кислот и
щелочей. Он также распространяет этот принцип
противоположностей и на органическую жизнь. Раздвоение
на противоположности порождается живой силой,
духовным началом, которое бессознательно. Все указанные
противоположности образуют единство.
Духовное бессознательное начало в природе, пройдя
через ряд ступеней, порождает сознание в человеке.
Целостность природы как живого организма создается
мировой душой.
Второй этап философского развития Шеллинга
знаменуется публикацией "Системы трансцендентального
идеализма" (1800), в которой Шеллинг пытается объяснить
превращение субъективного в объективное.
Трансцендентальная философия вовсе не исключает
натурфилософию, а дополняет ее, имея своим предметом
субъективное Я, первичное Я, из которого выводится
объективное.
Шеллинг сам указывал, что его трансцендентальный
идеализм не есть субъективный идеализм, так как
субъективное Шеллинг понимал не как субъективный
процесс чувствования и мышления, а как непосредственное
созерцание разумом предмета, т.е. как особое орудие
познания. Такое познание у Шеллинга называется
"интеллектуальной интуицией".
Объективное или первичное рассматривается в
натурфилософии, поэтому Шеллинг считает, что
натурфилософия и трансцендентальный идеализм связаны
между собой. Развитием понятия интеллектуальной
интуиции явилось у Шеллинга принятие искусства как
высшей формы познания.
Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней:
оно начинается с ощущения, затем через рефлексию
поднимается к акту воли, и здесь начинается практическое Я.
Пройдя еще через ряд ступеней, сознание достигает высшей
ступени развития - нравственного действия, которое имеет
целью самое себя, т.е. сознание одновременно познает себя и
как необходимое, и как свободное.
Через натурфилософскую систему и систему
трансцендентального идеализма Шеллинг приходит к идее
тождества духа и природы, которая стала основной
проблемой его философии. Эту концепцию он представил в
работе "Изложение моей системы философии" (1801).
Шеллинг рассматривает абсолютный разум и полагает, что
кроме него ничего нет. В этом абсолютном разуме субъект и
объект так связаны между собой, что становятся
неразличимыми. Философия достигает истинное "в себе"
сущее, которое выступает тождеством субъективного и
объективного. В Абсолюте все тождественно, раздвоение
тождества происходит как переход от единого ко многому.
Тождественное в Абсолюте обладает вечностью и
совершенным, мир же вещей многообразен, множествен и
развивается во времени. Абсолют самопознает себя как
безусловное тождество. Кроме того. Абсолют в своем
развитии следует целесообразности. Абсолют не является
духом, природой, он есть такое нечто, которое содержит
возможность всего.
Развертывая свои потенции. Абсолют приходит ко
Вселенной. Происходит эманация Вселенной из Абсолюта
наподобие творения ее художником. Шеллинг задается
вопросом: как происходит возникновение Вселенной из
Абсолюта и говорит, что этот процесс может быть объяснен
лишь иррационально как акт воли, а не разума.
Бессознательная воля -а это нечто темное, иррациональное. В
результате самоутверждения этой воли происходит
раздвоение Абсолюта.
Воля не может, по Шеллингу, быть предметом
рассмотрения философии так как она представляет собой
изначально иррациональный акт а философия - это
рациональное понимание процесса развития всего
существующего. Философию, которая рассматривает
иррациональную волю, Шеллинг называет "позитивной
философией" в отличие от рационалистической "негативной
философии". В "позитивной философии"
иррационалистическая воля постигается лишь эмпирически,
в особом опыте, который недоступен рациональному
познанию.
Шеллинг отказывается от философии тождества и
примыкает к
мифологии и религии, создавая свою систему
откровения, задуманную как теософия, которая не
ограничивается рамками христианства. Шеллинг разделяет
"положительную философию" на "философию мифологии" и
"философию откровения", которые объединяют веру и
знание. Если раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то
сейчас он отказывается от какой-либо критики Библии.
Лекции которые читал Шеллинг с проповедью своей
философии откровения", не пользовались популярностью и
даже встретили отпор.
Влияние Шеллинга вскоре упало.
Философия Шеллинга оказала значительное
воздействие на философскую мысль Европы XIX-XX веков,
особенно она повлияла на Гегеля а также на русскую
философию (славянофильство, Чаадаев).
Ироационалистические идеи Шеллинга оказали свое
воздействие на философию жизни. В основном же влияние
Шеллинга сказывалось в распространении некоторых
отдельных диалектических идей, которые
были им высказаны.
Шефтсбери
Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713) -
английский философ-моралист, эстетик.
Написал ряд сочинений, которые были изданы под
общим названием "Характеристики людей, нравов,
мнений, времен (1711). Эта
книга получила большую известность.
Свою концепцию Шефтсбери сформулировал в
следующем принципе: "Красота и благо - это одно и то же"
[Эстетические опыты. С. 209]. Этим принципом он
утверждал единство красоты и добра, красоты и
нравственности. Главными признаками прекрасного
являются гармония, соразмерность, пропорциональность,
которые суть также и главные признаки нравственности.
Нравственная красота - это гармоническое сочетание
душевных проявлений личности.
Шефтсбери утверждает, что эгоистические
стремления и влечения человека подчиняются его
альтруистическим установкам. В результате возникает
гармония души, при которой альтруистические аффекты
контролируют эгоистические влечения и человек избавляется
от противоположных склонностей - злобы, коварства,
мстительности и т.п. влечений, не соответствующих его
природе.
Такую гармонию внутренних, душевных влечений
человека Шефтсбери называет естественным состоянием
человеческой натуры, "моральным чувством" человека.
Хотя Шефтсбери - последователь Локка, но он не
признавал локковского отрицания врожденных моральных
принципов. Наоборот, считал, что добродетель заложена в
самой человеческой природе, что все представления о
прекрасном, справедливом и честном идут только от
природы и ни от чего больше.
Согласно Шефтсбери, нравственность имеет
автономный характер, не зависит от влияния внешней
стороны, хотя она может быть развита, усовершенствована
путем непрерывных упражнений. Добродетельное поведение
определяется, согласно Шефтсбери, не выгодой, не пользой,
не получением какой-либо награды или наказания, а потому,
что наличие добродетели - само по себе вознаграждение
человека, которое делает его счастливым.
Добродетель для Шефтсбери - самое главное и
наиболее привлекательное из всего самого превосходного и
прекрасного. Добродетель по своей природы социальна и
альтруистична.
Шефтсбери выступал также против утилитаристского
подхода к нравственности, который был присущ Локку и
Гоббсу. Он писал, что весь образ мышления человека должен
соответствовать и способствовать благу рода человеческого,
соединяя добродетель и счастье, альтруизм и эвдемонизм.
Шефтсбери полагал, что добродетель дает
возможность соединить личные и общественные интересы.
Добродетель, по мнению Шефтсбери, - это такое
нравственное качество, которое, являясь благодетельным для
общества, одновременно есть также счастье и для отдельного
человека.
Шефтсбери отрицал связь религии и нравственности.
Подобно П. Бейлю, полагал, что религия не является основой
морали. Он выступал против религиозной нетерпимости. В то
же время признавал, что Бог - это своего рода нравственный
идеал, воплощающий в себе совершенную красоту.
Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ,
один из первых представителей иррационализма.
Он родился в Данциге. Его семья переехала в Гамбург
в 1793 г. и его готовили, чтобы он стал коммерсантом, пойдя
по стопам своего отца. Вначале действительно он занимался
коммерческими делами, но после смерти отца отказался от
этой работы и стал заниматься интеллектуальной
деятельностью. В Геттингенском университете изучал
медицину, но потом его привлекла философия. Он закончил
свою докторскую диссертацию "О четверояком корне закона
достаточного основания" в 1813 г. Его главная работа "Мир
как воля и представление" была опубликована в 1818 г.
Шопенгауэр испытал воздействие Канта, Платона,
Шеллинга, особенно Канта, которого очень высоко ценил.
Его философия - своего рода реакция на философию Гегеля.
По мнению Шопенгауэра, сущность личности
составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть
слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а
именно человека. Она представляет собой проявление некой
космической силы, мировой воли, составляющей истинное
содержание всего сущего.
Особенность его учения - волюнтаризм. Шопенгауэр
следует Канту в различении "вещи-в-себе" и явления. Для
Шопенгауэра вещь в себе познаваема, она и представляет
собой волю. "Воля" - это начало любого бытия, она
порождает явления, или "представления". Одновременно
порождаются и "объект" и субъект, которые не могут
существовать друг без друга.
Завершение развития высших форм органической
жизни - человек. Человеческое познание возникает как
вспомогательное орудие действия. "Мир как представление"
возникает вместе с сознанием. Ему присущи все формы:
субъект и объект, пространство и время, множество
отдельных вещей, причинная связь.
Воля, представляя собой "вещь в себе", открывается
субъекту познания, но условием этого выступает наше тело,
представляющее собой проявление воли, в силу чего человек
и имеет индивидуальность. В то же время Шопенгауэр
отвергал солипсизм как философию сумасшедших.
Познание существует, согласно Шопенгауэру, в двух
формах: непосредственное, интуитивное (познание
рассудка) и отвлеченное, рефлексивное (познание разума).