<< Пред. стр. 27 (из 30) След. >>
Интуитивное познание Шопенгауэр считал главным, на немпокоится рефлексивное познание.
Наука, для Шопенгауэра, представляет собой
деятельность, которая служит воле. Интересы воли - это
практические интересы, в удовлетворении этих интересов и
состоит цель науки. Лишь созерцание выступает
совершенным познанием, которое свободно от интересов
воли и не имеет отношения к практике.
Областью созерцания является не наука, а различные
виды искусства, опирающегося на интуицию. Интуиции мир
открывается как "воля", как неустанное стремление, в
котором происходят борьба и раздвоение. Истинное познание
как интуиция, как искусство доступно только гению.
Искусство основывается на незаинтересованном созерцании.
Высшее из искусств - это музыка, которая направлена не на
отражение идей, а на непосредственное выражение самой
воли.
Все высказанное позволяет Шопенгауэру
сформулировать свое учение о свободе и необходимости.
Воля, являясь "вещью-в-себе", свободна, в то время как мир
явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону
достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже
подчиняется закономерностям эмпирического мира. Поэтому
характер человека должен реагировать на мотивы,
побуждающие его к действиям, человек - это раб своего
характера. Однако Шопенгауэр отвергает фаталистические
выводы из этих рассуждений, так как событие
предопределено не само по себе, а цепью причин, которые
предшествуют данному явлению.
Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в
категориях желания и удовлетворения. По своей природе
желание - это страдание, и так как удовлетворение желания
скоро насыщает человека, то он уже не стремится
удовлетворить свое желание и, если достигает его, то это не
дает ему возможности насладиться достижением своей цели.
Таким образом, удовлетворение потребности приводит к
пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье - это не
блаженное состояние, а только избавление от страдания, но
это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание - это постоянная форма проявления жизни,
человек может избавляться от страдания лишь в конкретном
его выражении. Таким образом, в мире господствует мировое
зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание
неотвратимо, оно коренится в самой "воле к жизни".
Поэтому для Шопенгауэра оптимизм - это просто
насмешка над страданиями человека. В свое время Лейбниц
называл существующий мир наилучшим из возможных
миров, сформулировав теорию оптимизма. Шопенгауэр
наоборот называл существующий мир "наихудшим из
возможных".
Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в
аскетизме, который наступает, когда человек приходит к
тому, что наряду с жизнью уничтожается и мировая воля, так
как тело является проявлением воли. Раз уничтожается воля,
то уничтожается и весь остальной мир, так как субъекта без
объекта не существует.
Шопенгауэр был сторонником полицейского
государства, применяющего насилие. Он полагал, что
государственные акции направлены против вредных
следствий, которые проистекают из многих эгоистически
действующих людей.
Пессимистическая философия Шопенгауэра при его
жизни не пользовалась успехом. Когда Шопенгауэр назначил
свою лекцию на то время, в которое читал лекцию Гегель, то
к нему никто не пришел. Воззрения Шопенгауэра получили
распространение только во второй половине XIX в.,
явившись источником формирования философии жизни. В
это время своего рода философской модой становятся
пессимизм и скептицизм. И Шопенгауэр превращается во
властителя дум.
Шопенгауэр оказал влияние на Р. Вагнера. Э.
Гартмана, Ф. Ницше и др. Он стал предшественником
иррационализма, интуитивизма и прагматизма. Но и в
настоящее время его сочинения пользуются успехом,
особенно "Афоризмы житейской мудрости".
Юм
Дэвид Юм (1711-1776) - крупнейший английский
философ, историк, экономист и публицист.
Родился в шотландской дворянской семье, в
Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в
Эдинбургском университете. Основные философские труды:
"Трактат о человеческой природе" (1739^1740),
"Исследование о человеческом познании" (1748),
"Исследование о принципах морали" (1751), "Эссе" (1752),
"Естественная история религии" (1757). Работая
библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, он
подготовил восьмитомную "Историю Англии".
Юм - последний из трех английских эмпиристов после
Локка и Беркли. Он продолжал линию Локка в отношении
сенсуализма и его главный труд по философии
"Исследование о человеческом познании" посвящен
проблематике познания. Сенсуалистически решая вопрос о
природе наших знаний, Юм в вопросе источника наших
знаний занимает позицию, отличную как от позиции Локка,
так и от позиции Беркли. Согласно Юму, опытное познание
состоит из восприятии, которые сходны с "идеями" Локка и
Беркли. Однако он не соглашается с Локком в том, что
внешний мир - источник этих простых идей. В то же время
он не соглашается также и с Беркли, считавшим, что "идеи"
(т.е. ощущения) - это и есть сама реальность, мир, вещи. Юм
утверждает, что мы не можем доказать существование
внешнего мира как источника существования наших
ощущений. Он полагал, что в процессе познания мы имеем
дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их
источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир
объективно существует, ни то, что он не существует.
Все восприятия Юм разделял на два вида:
"впечатления" и "идеи". Впечатления бывают первичными и
вторичными. Первичные - это впечатления внешнего опыта,
вторичные - впечатления внутреннего опыта. Если к первым
относятся ощущения, то ко вторым - желания, страсти и т.д.
Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают
простые идеи, к которым относятся образы памяти и
воображения.
Идеи могут соединяться между собой и, таким
образом, находиться в определенных отношениях. Юм
насчитывает три типа таких отношений, или, как он
называет, ассоциаций. Ассоциации Юм рассматривает
настолько важным свойством, присущим человеческой
природе, что называет их принципом.
Первый вид - это ассоциации по сходству. Например,
портрет друга, который в данный момент отсутствует,
способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот
портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода
ассоциации часто приводят к ошибкам.
Второй вид - это ассоциации по смежности в
пространстве и времени. Например, впечатления и
воспоминания в своем доме более живы, если находишься на
более близком расстоянии от него, чем тогда, когда
находишься на значительном удалении от него.
Третий тип - это ассоциации причинности, которые
чаще всего встречаются в жизни.
Ассоциации для Юма - один из видов отношений,
которых он насчитывает довольно много, но из всех
отношений причинные отношения -основные, и на них он
сосредоточивает свое главное внимание. Учение о
причинности - главный центр его гносеологии.
Юм задается следующими вопросами: имеют ли
объективное существование причинные связи, почему люди
считают причинные связи объективно существующими,
какое значение имеют причинные связи для науки.
Юм полагал, что нельзя доказать наличие в мире
причинной связи, так как следствие не похоже на то, что
называется причиной. Мы обычно заключаем о
существовании причины следующим образом:
сначала фиксируем пространственную смежность
расположения двух событий и их регулярное чередование, а
затем на основании этого заключаем о существовании
причинной связи. В этом случае мы совершаем, по мнению
Юма, логическую ошибку: после этого -значит, по причине
этого (post hoc, ergo propter hoc). На основании такой
ассоциации мы начинаем думать, что подобное следование
событий является устойчивым и имеет тем самым причинную
связь. У нас появляется вера в эту причинную связь.
Свой скептицизм Юм распространял в основном на
философский анализ познания. В обыденной же жизни он
признавал, что мы не сомневаемся в том, что камень упадет
на землю, но здесь мы не руководствуемся философским
мышлением, а ожидаем то, что происходило много раз до
этого.
Юм отвергает понятие субстанции, полагая, что такое
понятие не может существовать. Он рассматривает понятие
субстанции как иллюзию. Иллюзия существования
субстанции возникает потому, что, по мнению Юма, в нашем
сознании одни и те же впечатления возвращаются после того,
как они прерваны при восприятии.
Юм утверждал, что наши доказательства истинности
христианской религии являются более слабыми, чем
доказательства истинности наших чувств. Он не признает
утверждения, что религия основывается на доводах разума
или на том, что в ней очень нуждаются. Он писал:
"Первоначальная религия человечества порождается
главным образом тревожным страхом за будущее" [Соч. Т. 2.
С. 429].
Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку
обыденного сознания верить в установленный порядок, а
также так называемую "естественную религию" - веру в
сверхприродную причину, Юм отвергает доказательства
существования Бога, которые основываются на
несовершенстве человека или на целесообразном устройстве
мира.
Юм исходит из признания неизменной человеческой
природы. Человек, согласно Юму, сформировался как
существо, которое склонно к ошибкам и аффектам, оно мало
руководствуется разумом и строгими понятиями. В
противовес сторонникам этического интеллектуализма Юм
доказывает, что поведение человека не определяется одним
лишь интеллектом, и указывает, что в моральной жизни
человека большую роль играет чувственность. Юм отделяет
разум от нравственности, при этом для него часто пропадает
императивный характер моральных норм. По мнению Юма,
этику должны интересовать прежде всего мотивы поступков,
свидетельствующие о психологических особенностях людей.
Мотивы же наших поступков являются причинами их.
Отсюда следует вывод, что свобода воли не существует.
Исследуя мотивы человеческих действий, Юм
приходит к утилитаризму. "Большинство людей охотно
соглашаются с тем, что полезные качества добродетельны
именно в силу своей полезности. Такой взгляд на дело столь
естествен и так часто встречается, что лишь немногие
задумываются над тем, признать ли его. Но если допустить
его, необходимо следует признать и силу симпатии" [Соч. Т.
1. С. 785].
Вместе с тем утилитаризм Юма сочетался с его
альтруизмом, так как он утверждал, что в межличностных
отношениях господствует чувство симпатии, солидарности,
благожелательности.
Юм стоит на позициях отрицания общественного
договора. Он утверждал, что общество развилось из
семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии.
Потребности и стремления к достижению прибыли -
движущая сила развития общества.
С этими взглядами тесно связаны его воззрения по
политической экономии. Он рассматривал прибыль в
качестве одной из движущих сил развития производства. Его
взгляды в области политической экономии оказали
воздействие на формирование идей Адама Смита.
Виндельбанд
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) прежде всего
известен как историк философии, написавший "Историю
древней философии" и "Историю новой философии" -
всесторонние курсы для изучения истории философии.
Кроме того, им опубликованы труды: "О свободе воли" и
"Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия".
Виндельбанд - один из главных представителей
неокантианства.
В своих работах Виндельбанд рассматривает
философию как научную методологию, занимающуюся
логическим анализом структуры знания и пытается создать
методологию исторического знания. Прежде всего он
проводит деление наук на основе формального характера
познавательных целей наук, т.е. на основе метода познания.
Одни науки отыскивают общие законы, другие - отдельные
исторические •факты. Отсюда возникают различные типы
мышления. Первый тип мышления Виндельбанд называет
номотетическим - законополагающим, второй -
идиографическим, т.е. описывающим особенное. При
номотетическом методе исследования мышление стремится
перейти от частного к пониманию общего, при
идеографическом методе мышление останавливается на
частном. По мнению Виндельбанда, оба эти метода
равноценны по приносимой ими пользе. Целостное познание
.должно, по мнению Виндельбанда, охватывать оба метода:
номотети-чсский и идеографический. В то же время различие
между естествознанием и историей состоит в том, что они
по-разному используют факты: естествознание - это науки о
законах, история - это наука о событиях: "Одни из них - суть
науки о законах, другие - науки о событиях" [Прелюдии.
СПб., 1904. С. 319-320].
Виндельбанд рассматривает философию как науку о
ценностях. Она противостоит опытным наукам, которые
основываются не на оценочных суждениях, а на
теоретических предположениях и эмпирических данных о
сущем. Он выделяет логические, этические, эстетические,
религиозные ценности.
Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн (1889-1951) - наиболее яркий
представитель философии лингвистического анализа. Его
можно считать выдающимся философом XX в.
Он родился в Вене и был самым младшим из восьми
детей. Его 'четыре брата и три сестры все были
талантливыми, в особенности в "музыке. В ранние годы у
Витгенштейна проявился интерес к механике.
Он изучал инженерное искусство в Берлине, а затем в
Манчестере (Англия), куда приехал в 1908 г. Будучи
студентом, спроектировал реактивный двигатель. В то время
он читал "Принципы математики" Б. Рассела и по совету
математика Фреге в 1911 г. решил заниматься вместе с
Расселом, который в то время находился в Тринити
Колледже (Кэмбридж). Был принят в Тринити Колледж в
1912 г. и провел там 'пять семестров, очень часто проводя
время в дискуссиях с Расселом, Муром и Кейнсом
(английским экономистом). В первую мировую войну служил
в австрийской армии, был несколько раз награжден за
храбрость, но в конце концов попал в плен к итальянцам в
южном Тироле. В течение всего этого времени Витгенштейн
вел философские записи, многие из которых уничтожил
незадолго перед смертью, но из [их сформировался "Логико-
философский трактат". Этот трактат он послал Расселу из
лагеря военнопленных в Монта Кассино. После своего
освобождения вернулся в Вену, отдал своим сестрам все
наследсTBO, полученное от отца, и стал школьным, учителем
в одной из австрийских деревень. Вел аскетический образ
жизни и совершенно отказался от занятий философией. В
этот период был глубоко несчастен, иногда на грани
самоубийства и чувствовал полный упадок сил. В 1926 г.
Витгенштейн перестал учительствовать и работал некоторое