<< Пред.           стр. 43 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 оказалось 705 человек.
 
 
  Подводная могила
 
  Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле
 как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово
 "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, тру-
 сости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации
 спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших
 судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатства-
 ми.
  В 1968 году команда водолазов, возглавляемая американским океаногра-
 фом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что
 под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три
 части.
  Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров.
 Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тя-
 жестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Непо-
 далеку находились развалины средней части корпуса.
  Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы
 материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлеж-
 ностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой су-
 доходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки,
 канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми иг-
 рали маленькие дети...
  Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела ки-
 нокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисаю-
 щая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая
 навсегда останется в списке мировых катастроф.
 
 
  ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО КУВЕЙТА: Месть диктатора
 
  Саддам Хусейн - диктатор с неуемной жаждой власти, вел себя как Гит-
 лер перед своей кончиной. Когда его планы оккупировать Кувейт были сор-
 ваны, Саддам отомстил миру, устроив невообразимую экологическую катаст-
 рофу.
 
  Оккупацию Кувейта Саддам Хусейн задумал как демонстрацию силы, как
 стремление во что бы то ни стало добиться уважения мусульманского мира,
 который смотрел бы на него как на своего признанного лидера. Эта авантю-
 ра закончилась жалким поражением, унесшим жизни десятков тысяч сооте-
 чественников. В результате американских бомбардировок страна оказалась
 разрушенной и отброшенной назад на десятилетия, ее заводы и фабрики
 превратились в горы оплавленного кирпича и искореженного металла. Неис-
 числимые беды принесла иракскому народу экономическая блокада, последо-
 вавшая за военным разгромом.
  Оккупация маленького соседнего Кувейта иракскими войсками длилась ме-
 нее шести месяцев. Затем последовала война на земле и в воздухе. Она не
 добавила славы Саддаму Хусейну, не способствовала созданию привлека-
 тельного образа сильного мусульманского деятеля, который желает мира и
 процветания своему народу.
  Почти год после войны не было солнца на иракском и кувейтском гори-
 зонте - оно утонуло в зловонии и черном дыму от шестисот пылающих нефтя-
 ных скважин.
  Ученые полагали, что понадобится не менее двух лет, прежде чем пожар-
 ным из разных стран мира удастся остановить огонь и выброс нефти, и что
 к этому времени ущерб, нанесенный планете, может стать необратимым. К
 счастью, с катастрофой удалось справиться раньше.
  Экономический ущерб, нанесенный Кувейту иракской оккупацией, как
 подсчитали кувейтские специалисты, составляет миллиарды долларов. Стои-
 мость нефти, сгоревшей в пожарищах и потерянной в песках, выражается
 числом с десятью нулями.
  Ежедневно в самое лучшее телевизионное время люди всех стран мира
 могли видеть преисподнюю, где в полдень огни пожаров заслоняют солнце, а
 дети кашляют, потому что их легкие поражены отравленным воздухом.
  Огненные шары ревут словно мифические драконы, черная сажа устилает
 пески пустыни и все перекрашивает в траурный цвет. Черные липкие дожди
 смешиваются с когда-то кристально чистыми, а теперь загрязненными водами
 Персидского залива. Дымовые облака снижают температуру пустыни на 20
 градусов в полдень и в зависимости от того, куда дует ветер, останавли-
 вают движение во многих районах Кувейта в самые напряженные часы.
 
 
  Горят скважины
 
  Как только армия Саддама Хусейна в августе 1990 года вторглась в Ку-
 вейт, перед саперными и инженерными частями была поставлена главная за-
 дача - захватывать и заминировать нефтяные вышки Бургане, втором по вели-
 чине месторождении нефти в мире, в Вафре, Сабрисе, Ум Гудаире, Ахмади и
 других местах. Взрывчатка, заложенная в скважины, стала достаточно убе-
 дительным подтверждением плана диктатора добиться своих целей с помощью
 угрозы мировой экологической катастрофы.
  Некоторые скважины были взорваны бомбами, сброшенными на позиции
 иракской армии. Остальные же взорвали иракские саперы, когда передовые
 бронированные подразделения коалиции с молниеносной скоростью уничтожили
 оборону Саддама Хусейна.
  Освобождение Кувейта происходило под черным небом и в загрязненном
 воздухе, представляющем опасность для здоровья человека.
  Пожары на скважинах усугублялись огромным давлением, создаваемым под-
 земным нефтяным резервуаром, из-за чего нефть выталкивалась на поверх-
 ность с огромной силой.
  Из-за пожаров на скважинах в атмосферу ежедневно выбрасывалось
 пятьсот тысяч тонн химических загрязняющих веществ - в десять раз
 больше, чем выбрасывали все американские промышленные и энергопроизводя-
 щие предприятия вместе взятые. Нефтяной дым содержал в себе отравляющие
 вещества, включая двуокись серы, угарный газ и углеводород.
 
 
  Угроза атомной зимы
 
  Ученые опасались, что этот дым приведет в движение сценарий ужасной
 экологической катастрофы - атомной зимы. Поднимаясь в атмосферу, он мо-
 жет перекрыть путь солнечным лучам и воздуху. И тогда земля превратится
 в зону вечной мерзлоты.
  На уровне земной поверхности горящие скважины угрожали хрупкой эко-
 системе пустыни. Хотя некоторым пустыня кажется безжизненной, на самом
 деле это не так. Пустыня - это фактически родительский дом для несметно-
 го числа насекомых, скорпионов и змей, а также и для таких крупных жи-
 вотных, как верблюды и газели. Микроорганизмы формируют поверхностный
 слой на пустынных пространствах почти таким же способом, как кораллы - в
 глубинах моря. Этот слой улавливает семена кустарников, предотвращая та-
 ким образом выдувание песка.
  В результате войны свыше 300 квадратных миль пустыни оказались под
 слоем нефти. В некоторых местах толщина этого слоя не превышала нес-
 кольких дюймов, в других образовались огромные озера глубиной в шесть и
 более футов. Их наполнили нефтяные фонтаны, которые не воспламенились,
 когда отступающие иракские войска взрывали скважины.
  Пройдут десятилетия, прежде чем будет оценен полный экономический и
 экологический ущерб от этих нефтяных озер, но уже ясно, что в самом бли-
 жайшем будущем они принесут нежной инфраструктуре пустыни много бед. Там
 же, где поверхность пустыни не покрыта нефтью, она превратилась в "стек-
 лянные поля", образовавшиеся в результате воздействия на песок огромных
 температур.
  Первыми жертвами дыма стали люди. Срочная медицинская помощь понадо-
 билась больным с пораженными дыхательными органами не только в Кувейте,
 но даже в Бахрейне, куда с ветром перемещался смог.
  Но самую большую тревогу вызывает судьба будущих поколений. По мнению
 врачей, из-за высокой плотности содержащихся в дыме возбудителей раковых
 заболеваний могут рождаться дети-уроды, как это происходит в условиях
 радиационного загрязнения от Чернобыльской АЭС.
 
 
  Тушение пожаров
 
  Это была огромная проблема, которую, к счастью, удалось решить срав-
 нительно быстро. В борьбу с огнем вступили пожарные из Америки, Англии,
 Бельгии, затем к ним присоединились коллеги из других стран. Мужествен-
 ные люди упорно гасили одну горящую скважину за другой, используя техни-
 ку, грубую силу и хитроумные приемы, позаимствованные из опыта тушения
 пожаров на нефтяных месторождениях всего мира.
  Прикрываясь от нестерпимой жары заградительными потоками воды и спе-
 циально изготовленными жаростойкими щитами, с помощью подъемных кранов
 они двигались к источнику огня - пылающей скважине. Чтобы сбить или по-
 гасить пламя, использовались взрывные устройства. Затем на раскаленную
 трубу устанавливали клапанный механизм. Этот механизм назывался "ново-
 годняя елка". Одна ошибка - и пожарные вместе со своей "елкой" могли
 взлететь на небеса.
  Техасский пожарный Ред Эдейр, который смело вел своих людей в огнен-
 ное пекло во время катастрофы на буровой в Северном море, унесшей более
 ста жизней, был поражен зрелищем горящих кувейтских скважин. Он сказал:
 "Каждая из них по-своему уже может считаться катастрофой. Но перед нами
 сотни таких скважин, и мы должны с ними справиться. Мы должны рассчиты-
 вать каждый шаг, отыскивая все новые и новые способы борьбы с огнем. Ра-
 бота дьявольски тяжелая, и мы делаем ее семь дней в неделю".
  Потребовалось около двух лет, прежде чем огонь был погашен и скважины
 заглушены. Мир вздохнул с облегчением: угроза атомной зимы была отведе-
 на.
 
 
  Черное пятно
 
  Экологическая катастрофа, подтвердившая готовность иракского диктато-
 ра к любому виду терроризма во имя достижения своих целей, была устроена
 Саддамом Хусейном и в Персидском заливе. Тысячи тонн нерафинированной
 сырой нефти, спущенные в воды залива, служившего домом для всевозможных
 видов рыб и морских птиц, превратили его в гигантское кладбище. Нефтью
 были уничтожены креветочные колонии и навсегда потеряны места кормежки
 редких морских обитателей. Этот ущерб подсчитать невозможно.
  Многие месяцы спустя после завершения войны нефтяное пятно по-прежне-
 му оставалось на месте. Исчезла рыба, погибло более двадцати тысяч чаек.
 Горько, конечно, но их разбухшие тела, черные от нефти, вызывали у мил-
 лионов телезрителей западных стран больше сочувствия, чем трупы погибших
 иракцев, лежавшие в конце войны вдоль дороги на Басру.
  Миллионы литров нефти удалось довольно быстро снять с вод залива, но
 миллионы были выброшены на берег и под горячим солнцем сформировали пос-
 тоянную гудроновую корку.
  Персидский залив в качестве подкормочной базы на пути миграции из Аф-
 рики и Аравии к местам их летних гнездований весной используют сорок
 пять видов перелетных птиц. Многие из них умерли в вонючих отравленных
 водах.
  Климатолог доктор Хасан Насраллах предупреждает, что окончательные
 последствия экологического бедствия в Кувейте невозможно определить в
 ближайшие десятилетия. Он пишет; "Мы говорим о массированном выбросе ве-
 ществ, который раньше никогда не наблюдался. Мир никогда не видел пожа-
 ра, подобного тому, что произошел в Кувейте. Человек сотворил это зло и
 человеку же придется пожинать его плоды и ликвидировать причиненный
 ущерб".
 
 
  "ГИНДЕНБУРГ"
 
  Символ мощи и величия Гигантский дирижабль "Гинденбург" был построен
 в тридцатые годы как символ новой гитлеровской Германии. Вопросам безо-
 пасности его эксплуатации уделялось огромное внимание. И все же в мае
 1937 года он взорвался. Почему?
 
  Дирижабль "Гинденбург" был оборудован намного роскошнее, чем воздуш-
 ные суда, когда-либо существовавшие до него. Это был настоящий летающий
 дворец, где богатая клиентура могла наслаждаться комфортом во время пе-
 релета из Европы в Америку.
  Огромный и величавый, "Гинденбург" играл в авиации такую же роль, как
 могучий "Титаник" в судоходстве. Но по жестокой иронии судьбы, "Гинден-
 бург" тоже был обречен на гибель.
  В мае 1937 года, достигнув военно-морской базы Лэйкхерст в Нью-Джерси,
 огромный воздушный лайнер взорвался, превратившись в колоссальный огнен-
 ный шар. Пламя уничтожило 198 тысяч кубических метров быстровоспламеняю-
 щегося водорода, которым была заполнена внутренняя камера корабля. Через
 тридцать две секунды после взрыва "Гинденбург", более чем в два раза
 превышавший по длине футбольное поле, напоминал фантастический обуглен-
 ный скелет из изогнутого металла. В смертельной агонии этот монстр унес
 с собой тридцать шесть человеческих жизней.
  Что же произошло? Случайность? Небрежность? Саботаж? Даже сегодня,
 более полувека спустя, это остается загадкой.
 
 
  Флагманский корабль Гитлера
 
  Трагическое событие произошло спустя два года после завершения всех
 работ по созданию "Гинденбурга" и менее чем через двенадцать месяцев
 после первого испытательного полета. Символизируя возрождение "третьего
 рейха", дирижабль рассматривался как национальное богатство, как самый
 большой и самый дорогой летательный аппарат, построенный когда-либо ру-
 ками человека. Гитлер рассматривал его как неопровержимое доказательство
 превосходства арийской расы. Однако для создателей дирижабль означал
 нечто большее, чем рекламный символ нацистской Германии. Это было наибо-
 лее безопасное средство дня воздухоплавания, оснащенное самыми современ-
 ными навигационными приборами и оборудованием.
  Меры безопасности на дирижабле были намного строже, чем на других су-
 дах. Команда надевала антистатическую верхнюю одежду и обувь на пенько-
 вой подошве. Все на борту, включая пассажиров, перед посадкой были обя-
 заны сдавать спички, зажигалки и электрические фонарики.
  Механизмы, обеспечивающие безопасность дирижабля, хорошо сочетались с
 великолепием многочисленных технических приспособлений, включая тихие и
 удобные помещения. В баре подавали "изюминку" - охлажденный коктейль
 "Гинденбург". Самые искусные повара Германии готовили еду и подавали ее
 на голубом, покрытом позолотой фарфоре. Чтобы пассажиры не скучали, на
 борту находилось специально сконструированное легкое пианино.
  Однако большинство путешественников предпочитало проводить время в
 куполе, оборудованном большими окнами, или в комнате для наблюдений,
 расположенной в нижней части корабля.
 
 
  Взрыв
 
  Когда 6 мая 1937 года воздушный гигант проплыл над Манхэттеном, каза-
 лось, что все идет как обычно. Из открытых окон обзорного помещения пас-
 сажиры махали руками, приветствуя репортеров и фотографов, забравшихся
 на верхнюю площадку самого высокого здания Нью-Йорка.
  "Гинденбург" благополучно долетел до военно-морской базы Лэйкхерст и
 начал снижаться, завершая одиннадцатый трансатлантический рейс. В это
 время и произошла трагедия. Спустя несколько секунд после спуска при-
 чальных концов над головами зевак, пришедших полюбоваться гигантским ко-
 раблем, прогрохотал адский взрыв. Он был слышен на расстоянии пятнадцати
 миль.
  Известный журналист Герберт Моррисон, который вел на всю Америку ра-
 диорепортаж о прибытии "Гинденбурга", дал самое точное описание катаст-
 рофы.
  Когда огромный дирижабль снизился, он начал: "Веревки уже спущены, и
 их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают
 корабль, чтобы... Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в
 небо на пятьсот футов..."
  Затем, проглотив горький ком, Герберт Моррисон заставил себя продол-
 жить: "Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая ужасная ка-
 тастрофа в мире! Все пассажиры погибли! Я не могу в это поверить!"
  На глазах у репортеров и других объятых ужасом свидетелей "Гинден-
 бург" быстро превращался в кромешный ад: огонь получал непрерывную под-
 питку из огромных трюмов в брюхе корабля, заполненных водородом.
  Пассажиры и члены команды в панике выпрыгивали вниз через окна и две-
 ри, надеясь спастись от огня. Корабль кренился и дрожал. Тошнотворно за-
 пахло горелым мясом, послышались жуткие крики умирающих...
  Но даже в этих трагических обстоятельствах нашлись люди, которые не
 потеряли присутствия духа. Несмотря на возникшее столпотворение, капитан
 "Гинденбурга" Макс Прусс, опытнейший пилот, делал все, чтобы удержать
 корабль, не дать ему камнем рухнуть на землю.
  Благодаря мужеству и самообладанию капитана спаслись не только он сам
 и команда, но и шестьдесят два пассажира.
 
 
  Вопросы без ответов
 
  Что привело самый, казалось бы, безопасный транспортный корабль в за-
 падню смерти?
  Пока репортер и заинтересованные граждане искали ответ на этот воп-
 рос, была создана официальная комиссия для расследования катастрофы и
 объяснения причины возникновения пожара.
  Поначалу комиссия сосредоточила свои усилия на выявлении возможного
 саботажа - статус "Гинденбурга" как рекламного символа ненавистного
 "третьего рейха" допускал такую вероятность. Однако вскоре версия с са-
 ботажем была полностью исключена.
  Тогда комиссия изучила другие возможные многочисленные причины, вклю-
 чая утечку газа через клапаны, статические разряды и искрение двигате-
 лей. Но ни одна из этих версий не получила официального подтверждения.
  В конце концов, несмотря на протесты общественности, дело о крушении
 "Гинденбурга" было закрыто. Восемь долгих лет пролежало оно в архивах, и
 только после окончания второй мировой войны выяснилось, что прикрыли
 расследование сами нацисты.
  Стало известно, что командующий военно-воздушными силами Герман Ге-
 ринг, которого называли преемником Гитлера, приказал комиссии слишком не

<< Пред.           стр. 43 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу