<< Пред.           стр. 45 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 расположенной в непосредственной близости от поврежденного реактора, бы-
 ла снята группа пожарных с симптомами радиационного облучения. Когда я
 подошел к пяти своим парням и попросил их разведать ситуацию, они
 стремглав бросились на крышу. Сегодня никого из них нет в живых".
  У самого Телятникова рвота началась уже тогда, когда он гасил пламя.
 Потом, как и тысячи других, отважный пожарный долго и мужественно сра-
 жался с тяжелой болезнью, и это сражение, к глубокому сожалению, проиг-
 рал...
  Раскаленная добела графитовая сердцевина реактора выбрасывала в ат-
 мосферу миллионы кубических метров радиоактивных газов.
  Через сорок восемь часов после того как радиоактивная тревога прозву-
 чала в Форсмарке, на столе президента США Рональда Рейгана лежали сним-
 ки, сделанные искусственным спутником ЦРУ с высоты четырехсот миль. На
 них был изображен кромешный ад, о котором умалчивали поставленные в глу-
 пое положение партийными запретами советские специалисты.
  Научный советник шведского посольства в Москве, вооружившись информа-
 цией из Форсмарка, в первые же часы после катастрофы вступил в контакт с
 официальными лицами, ответственными за проведение советской ядерной
 программы. Но получил краткий ответ, что они не располагают соответству-
 ющей информацией.
  Несколько дней спустя, поставив задачу скорректировать позицию прави-
 тельства по отношению к чернобыльской катастрофе и успокоить мировую об-
 щественность, сделал заявление набирающий очки советский политик Борис
 Ельцин. Он сказал: "Все это очень серьезно. Причина, очевидно, заключа-
 ется в ошибке человека. Мы принимаем все меры для того, чтобы подобное
 не совершилось снова".
  Из зоны радиусом в тридцать километров от взорвавшегося реактора была
 произведена полная эвакуация. Проживание в ней запрещено. Скот, питьевая
 вода и растительность объявлены вредными дня здоровья и непригодными к
 употреблению.
 
 
  В преисподней
 
  Специалисты по ядерной физике начали теоретические дискуссии о том,
 что случилось с чернобыльским реактором, и построили вероятный сценарий
 катастрофы. В реакторе сгорают урановые топливные стержни и дают тепло-
 ту, с помощью которой нагревается вода, превращаясь в пар. В свою оче-
 редь пар подается на турбогенераторы, вырабатывающие электроэнергию. В
 этой системе существенную роль играет охлажденная вода. Она предотвраща-
 ет перегрев стержней, которые могут расплавиться или загореться, что ав-
 томатически превратит ядро реактора в атомную бомбу.
  Было похоже, что циркуляционная система водоснабжения, обеспечивающая
 охлаждение реактора, дала сбой. В результате температура в реакторе рез-
 ко поднялась. Урановые стержни начали плавиться и выделять радиоактивный
 пар, который вступил в реакцию с циркониевой оболочкой стержней, выделяя
 взрывоопасный водород.
  Советские официальные лица явно не хотели обращаться за иностранной
 помощью. Стараясь ввести в заблуждение мировое общественное мнение, они
 утверждали, что ничего страшного не произошло. Но все же научный сотруд-
 ник советского посольства в Бонне посетил министерство ядерной энергети-
 ки Западной Германии и запросил информацию о борьбе с пожаром на графи-
 товой сердцевине реактора. С аналогичным запросом в тот же день диплома-
 ты обратились к шведским властям, а известный калифорнийский эксперт
 доктор Роберт Гейл был приглашен в Советский Союз, чтобы оказать жертвам
 Чернобыля медицинскую помощь.
  Москва пыталась удержать пламя с помощью армии рабочих и солдат - се-
 годня большинство из них в могиле, а живущие продолжают страдать от пос-
 ледствий продолжительного массированного радиационного облучения.
 
 
  Все еще впереди...
 
  К концу недели пожар был ликвидирован, но в окружающий мир вырвалось
 огромное, неисчислимое количество радиации, накрыв ядовитым одеялом Ев-
 ропу и западную часть Советского Союза. В районах, прилегающих к стан-
 ции, уже через некоторое время люда начали умирать от кровоизлияний и
 апоплексических ударов. Их можно считать по-своему счастливыми - медлен-
 ное, мучительное умирание, мертворожденные дети-мутанты, дети, болеющие
 раком, - все еще было впереди.
  Стремясь избавиться от радиоактивных осколков, возле АЭС выкопали ог-
 ромный ров и заполнили его раздробленными остатками реактора, изогнутым
 металлом, кусками бетонных стен и защитной одеждой рабочих, в которой
 они устраняли последствия катастрофы. В течение последующих шести недель
 на реактор, намертво запечатав его, и в тоннель под реактор были уложены
 сотни тысяч кубометров бетона.
  По мере того как проводились спасательные работы, президент Рейган
 выражал все большее недовольство политикой Москвы. В своей субботней ре-
 чи по национальному радио он сказал: "Советы должны дать миру полный от-
 чет о том, что произошло в Чернобыле, что происходит теперь и что должно
 ожидать мировое сообщество в ближайшем будущем".
  Ученые-ядерщики объявили реакторы на других советских атомных элект-
 ростанциях, устаревшими. Наиболее вопиющим фактом, констатировали экс-
 перты, является то, что русские пренебрегли безопасностью и не построили
 над реактором защитный бетонный колпак, который мог бы задержать пожар и
 последующее распространение радиации.
  После нескольких лет бюрократических проволочек началась публикация
 статистических материалов. Она безрадостна и свидетельствует о возраста-
 нии онкологических заболеваний и заболеваний крови не только в тридцати-
 километровой зоне, но и за ее пределами.
  Доктор Гейл, проводивший медицинскую экспертизу, предсказывал, что в
 последующие десять лет лавина онкологических заболеваний, вызванных вы-
 падением радиоактивных осадков Чернобыля, будет нарастать. Только в
 Минске за пять лет после катастрофы количество больных лейкемией увели-
 чилось в два раза.
  Глубокий экономический кризис, поразивший Россию, Украину и Белорус-
 сию после распада СССР, привел к тому, что лишь часть этих больных полу-
 чит необходимое лечение.
 
 
  Наследие
 
  Самое стойкое наследие Чернобыля - не отравленные радионуклидами на
 долгие годы поля и леса, заброшенные деревни, обездоленные люди, лишив-
 шиеся родных очагов. Это - недоверие, которое испытали жители бывшего
 Советского Союза к своим руководителям высшего ранга: никто из них так и
 не был наказан за сокрытие от народа информации о катастрофе. И, конечно
 же, это страх снова быть обманутыми.
  За случившуюся трагедию, как обычно, расплатились "стрелочники".
 "Козлами отпущения" стали бывший директор станции Виктор Брюханов и
 главный инженер Анатолий Дятлов: когда отказала система охлаждения и ре-
 актор взорвался, оба сладко спали в своих постелях.
  Двое других руководителей рангом пониже получили по три года тюремно-
 го заключения, а еще двое были осуждены условно.
 
 
  Безумная экскурсия
 
  В качестве ужасного послесловия к чернобыльской трагедии нынешние ки-
 евские власти предлагают организовать для желающих туристические маршру-
 ты на разрушенный атомный реактор. Местные руководители из туристических
 бюро, испытывающие постоянный валютный голод, надеясь заманить туристов
 из западных стран в мертвую зону, предлагают:
  похолодеть от ужаса, пройдя по мертвым улицам города-призрака Припя-
 ти, покинутого его жителями;
  застыть в благоговейном молчании возле саркофага расплавленного реак-
 тора;
  испытать шок при виде сельскохозяйственных животных, родившихся с
 ужасающими отклонениями в результате воздействия радиации на генетичес-
 кий код.
  Часть тура стоимостью до 200 фунтов стерлингов за один день включает
 посещение деревень, в которые хозяева вернулись, несмотря на запрет
 властей и реальную угрозу своей жизни и жизни своих детей.
  Потеряв город энергетиков Припять, оказавшийся в эпицентре катастрофы
 на Чернобыльской АЭС, власти Украины вынуждены были построить для сотен
 рабочих и инженеров, обслуживающих два работающих блока, небольшой горо-
 док Славутач. Городок удобный, зеленый, хорошо спланированный. Излюблен-
 ная шутка жителей Славутича: "Жизнь прекрасна, но уж очень коротка!"
 Горькая шутка...
  Опасаясь повторения трагедии, люди во всем мире требуют закрыть рабо-
 тающие блоки Чернобыльской АЭС. Но Украине, задыхающейся в тисках кризи-
 са, трудно, а вернее, просто невозможно отказаться от миллиардов кило-
 ватт дешевой электроэнергии. Чтобы остановить все реакторы Чернобыля,
 чтобы навеки обезопасить человечество от возможности повторения катаст-
 рофы в еще больших масштабах, Украине нужна помощь, и немалая, всего ми-
 рового сообщества. Похоже, что развитые в экономическом отношении страны
 готовы ее оказать. Но пока они не торопятся. Реакторы не заглушены.
 Опасность апокалипсиса продолжает существовать. Отвратить ее - святой
 долг нынешних поколений перед будущими, перед завтрашним днем челове-
 чества.
 
 
  ПАРОМ ЗЕБРЮГГЕ: Смерть в ночи.
 
  Короткий переход по проливу, что-то вроде приятной морской прогулки,
 превратился для команды и пассажиров парома "Геральд оф Фри Энтерпрайз"
 в настоящий кошмар. В марте 1987 года, вскоре после выхода из порта, па-
 ром затонул.
 
  Пролив Ла-Манш - самый напряженный в мире морской путь. Каждый день
 эту узкую полоску воды, отделяющую Британию от континентальной Европы,
 пересекают тысячи судов, принадлежащих разным странам. Для отдыхающих
 паромы, курсирующие между портами Британии, Франции, Бельгии и Голлан-
 дии, выглядят как неуклюжие автобусы, совершающие регулярные рейсы. Лег-
 кость и доступность путешествия заставляют забыть, что Ла-Манш - мо-
 гильник бесчисленного множества кораблей, затонувших в его опасных и хо-
 лодных водах.
  Несомненно, что главную роль в гибели обреченных кораблей играла по-
 года. Но не менее важное значение имели ошибки и просчеты экипажей. Ужа-
 сающая цепь человеческих ошибок была зафиксирована и в случае с паромом
 "Геральд оф Фри Энтерпрайз". Позже в официальном расследовании эта цепь
 ошибок была определена как "болезнь разгильдяйства".
  Люди, страдавшие "болезнью разгильдяйства", умудрились совершить, ка-
 залось бы, невозможное: оставили открытыми носовые шлюзы на пароме, ког-
 да он выходил ночью в море. Вода беспрепятственно поступала на автомо-
 бильные палубы, пока крен корабля не достиг критической отметки.
  Паром лег на борт и не затонул лишь потому, что находился в это время
 над песчаной отмелью. Но в последующей суматохе и хаосе погибли 193 че-
 ловека.
  Страдания этой ночи так и не стали надлежащим уроком разгильдяям.
 Семь лет спустя при схожих обстоятельствах произошла трагедия парома
 "Эстония", на котором погибло свыше тысячи человек.
 
 
  "Он определенно переворачивается!"
 
  Длина парома "Геральд оф Фри Энтерпрай" составляла 132 метра, водоиз-
 мещение - 7951 тонна. Он являлся составной частью флота, управляемого
 компанией "Таунсенд". Паром пересекал пролив за рекордное время. Как вы-
 яснилось позднее, время для боссов "Таунсенд" было решающим оперативным
 фактором. В условиях высокой конкуренции на судоходных линиях Ла-Манша
 именно количество рейсов судна и скорость хода в море либо приносили
 прибыль компании, либо пожрали ее. О безопасности людей не думали. В
 ночь, когда паром вышел из Зебрюгге, на капитанском мостике находился
 капитан Дэвид Льюри. Опытный шкипер и один из старейших работников ком-
 пании, он прекрасно знал маршрут и не ожидал от плавания никаких сюрпри-
 зов.
  На борту находились 436 пассажиров. Многие из них во время отплытия
 были на палубе, любовались исчезающими вдали огнями Зебрюгге.
  На грузовых палубах стояло около сорока грузовиков и свыше 80 легко-
 вых автомобилей. Для корабля, который мог разместить с комфортом в своих
 каютах 1000 пассажиров и 80 человек команды, загрузка составляла всего
 лишь половину его грузоподъемности.
  Спустя каких-то двадцать минут корабль резко накренился и лег на
 борт, словно гигантский кит. В наполненных пассажирами барах, рестора-
 нах, беспошлинном магазине, каютах и палубах началась паника.
  Тех, кто находился у открытых иллюминаторов, просто выбросило в море.
  Водитель грузовика из Ирландии Ларри О'Брайан в это время сидел в
 ресторане. Внезапно со столов полетела посуда. "Через сорок пять секунд,
 - рассказывал он, - корабль, наполовину залитый водой, лежал на боку. Лю-
 дей высасывало через иллюминаторы, как при воздушных катастрофах, кото-
 рые мы видели в кино. У них не было никаких шансов спастись. Когда меня
 сняли с парома и я посмотрел на него, он выглядел как корабль времен
 второй мировой войны, пораженный торпедой".
  На пароме было много пассажиров, принявших приглашение популярной ан-
 глийской газеты "Сан" совершить путешествие на материк и обратно всего
 за один фунт стерлингов.
  Один из них, тридцатилетний Эндрю Симмонс, житель городка Буши, вспо-
 минал: "Мы попали в ловушку всего через двадцать или тридцать минут пос-
 ле отплытия. В течение одной минуты корабль лег на бок, и вода хлынула
 внутрь. Мой друг и я помогли девочке двух-трех лет и ее отцу выбраться
 из воды. Только мы и спаслись..."
 
 
  Герои
 
  В эту ночь многие люди на терпевшем катастрофу судне проявили настоя-
 щий героизм. Среди них нужно назвать жителя Лондона Эндрю Паркера. В
 кромешной тьме, в водоворотах поднимавшейся черной холодной воды, кото-
 рая несла с собой обломки мебели, пустые бутылки, брошенные спасательные
 жилеты, этот храбрец превратил себя в живой мостик, перекрыв своим телом
 пропасть над водой. По нему в безопасное место прошли 120 человек. Позже
 Эндрю Паркера за проявленное мужество наградили медалью.
  Ночной кошмар пережитого на пароме по сей день вспоминается ему, не
 давая покоя.
  Незаурядное мужество проявил водолаз военно-морского флота Бельгии
 лейтенант Гвидо Кауэнберг.
  Организовав спасательные работы, он вытащил из воды более сорока уто-
 пающих. Водолаз получил медаль королевы за храбрость.
  Кауэнберг и его коллеги прилетели на место бедствия на вертолетах во-
 енно-морских сил. Шум их винтов слился с криками тонущих внизу, во мраке
 ночи.
  Началось беспримерное соревнование со временем...
  В эту ночь, как и семьдесят пять лет назад во время катастрофы "Тита-
 ника", море угрожало смертью от переохлаждения даже искусным пловцам.
  Молодая девушка из Хертфордшира Никол Симпсон, после того как ее вы-
 тащил из воды бельгийский ныряльщик Пит Лагаст, находилась в состоянии
 клинической смерти. Температура ее тела была значительно ниже нор-
 мальной. Девушку доставили в бельгийский госпиталь. Благодаря стараниям
 врачей и медсестер, которые не отходили от нее всю ночь, Никол Симпсон
 выжила.
  Никол и шесть ее спутников оказались в западне, отделенные от выхода
 толстым дверным стеклом. Лагаст разбил его своим ножом, сильно порезав
 при этом руки. Он также получил медаль за храбрость.
  Корпус поверженного корабля освещался светом дуговых натриевых ламп.
  Слухи о происшествии тут же разнеслись по всем газетам и телекомпани-
 ям мира. В порту отплытия разъяренные родственники осадили офис компании
 "Таунсенд Торесен".
  Сотрудников компании атаковали газетчики, которые слетелись сюда,
 чтобы получить информацию о самой ужасной трагедии в истории британского
 мореплавания за последние десятилетия.
  Командование королевского военно-морского флота немедленно направило к
 месту катастрофы с военно-морской базы в Калдроузе корабли "Глазго" и
 "Диомед" в сопровождении вертолетов.
  Позже пилот одного вертолета, кружившего над морем, в котором плавали
 и живые, и мертвые, сказал: "Я видел застывшие на воде черные тела. Они
 раскинули руки, подобно щупальцам медузы. Я знал, что они уже мертвы".
 
 
  С открытыми шлюзами
 
  Уже назавтра буксиры и мощные плавучие краны выпрямили неповоротливое
 тело парома.
  Он стоял на песчаной косе, и морская вода достигала всего лишь до се-
 редины его бортов. В носовой части корабля виднелись открытые шлюзы, ве-
 дущие на грузовые палубы, - явная причина катастрофы.
  В конечном счете всю вину за нее взял на себя капитан Дэвид Льюри как
 хозяин корабля.
  Но последовавшее затем общественное расследование доказало, что в ги-
 бели парома повинен не один человек, а вся команда и руководство компа-
 нии.
  Расследование выявило, что система управления графиком ежедневного
 движения судов часто давала сбои, а команда небрежно выполняла свои обя-
 занности.
  В июле 1987 года, после нескольких месяцев расследования, глава ко-
 миссии судья Шин заявил: "Корабль от киля до верхушки был пронизан "бо-
 лезнью разгильдяйства".
  Четыре человека, включая капитана Льюри, могли совершить фатальные
 ошибки, которые привели к трагедии. Это старший механик Джон Керби, боц-
 ман Марк Стэнли и старший помощник капитана Лесли Сэйбел.
  Судья Шин точно указал на причину аварии: "Геральд" затонул потому,
 что вышел в море с открытыми внешними и внутренними носовыми шлюзами.
 Полное исследование обстоятельств трагедии неизбежно ведет к заключению,
 что основная вина возлагается на компанию".
  Известно, что Марк Стэнли, в обязанности которого входило закрывать
 шлюзы перед выходом в море, в это время спал. Он проснулся лишь тогда,
 когда корабль лег на бок и боцмана выбросило из кровати.
  Лесли Сэйбела критиковали за то, что не проверил, закрыты ли шлюзы.
 Оказалось, что многие капитаны уже выражали озабоченность практикой ком-
 пании "Таунсенд", разрешавшей выход в море с открытыми носовыми шлюзами.

<< Пред.           стр. 45 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу