<< Пред.           стр. 79 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 его возвращения в Египет.
  Затем исследователи пережили самую нервную неделю в своей жизни. Было
 ясно, что они на пороге величайшего археологического открытия века: про-
 должив раскопки, рабочие обнаружили гробницу неизвестного юного фараона.
 Она оказалась нетронутой со дня, когда его бренное тело было погребено
 рабами Древнего Египта.
  Атмосфера благоговейного трепета и суеверного страха вокруг находки
 мешала исследователям. По мере приближения к заветной цели они испытыва-
 ли все больше трудностей в организации раскопок, так как местные рабочие
 толпами уходили в свои деревни.
  Ситуация еще более накалилась, когда перевели зловещую надпись над
 входом в склеп. Она гласила: "Тех, кто потревожит сон фараонов, постиг-
 нет смерть".
  Кульминация наступила 17 февраля 1923 года. Именно в этот день архео-
 логи вошли в склеп юного фараона. С благоговением созерцая сокровища,
 погребенные там, Картер воскликнул: "Какие великолепные вещи!"
  В переднем помещении находились золотые лари и шкатулки, золотые
 стулья, трон, скамьи, статуи, головы животных, золотая змея и алебастро-
 вые базы. Открыли следующее помещение. Когда его осветили факелом, перед
 археологами оказалась стена из золота.
  В этом помещении было три двери. Две были наглухо закрыты. Их иссле-
 дователи пока не тронули. Они вскрыли третью дверь. Она вела в небольшой
 коридор, за которым находилась кладовая с сокровищами. Здесь были сде-
 ланные из золота изображения богов и богинь, сцен из загробной жизни.
  Археологов еще ждало главное чудо древности - то, что находилось за
 одной из двух закрытых дверей, - гроб из чистого золота с мумией молодого
 царя Тутанхамона. Но это потрясающее открытие предстояло сделать нес-
 колько позже.
 
 
  Проклятие действует
 
  При вскрытии гробницы были найдены бесценные сокровища древности. Но,
 похоже, при этом была потревожена таинственная темная сила, дремавшая
 там три тысячи лет.
  Через два месяца умер Карнарвон. Жалуясь на плохое самочувствие, он
 слег в постель в каирском отеле "Континенталь". В последние часы за лор-
 дом ухаживал сын. Жизнь знаменитого археолога, как считали врачи, унесла
 лихорадка от укуса ядовитого москита. В его смертный час в Каире нес-
 колько раз таинственно гас и вновь зажигался свет. А в загородном имении
 лорда в Англии среди ночи жалобно скулила и выла собака. Когда ее вой
 поднял на ноги всю семью и прислугу, собака затихла и испустила дух.
  Картер смог возобновить работу только зимой 1925 года. Сначала вскры-
 ли одну, затем вторую из оставшихся нетронутыми дверей, ведущих к сарко-
 фагу. Сам Картер описал то, что предстало его взору, следующими словами:
  "С необычайным волнением я отодвинул запоры последних дверей. Они тут
 же отворились. Внутри, заполняя почти все пространство, стоял огромный
 саркофаг из желтого кварцита. Особенно поражало вылепленное на крышке
 скульптурное изображение богини с вытянутой вперед рукой, останавливаю-
 щей или предостерегающей входящего".
  Крышка саркофага весила более полутонны, и потребовалось некоторое
 время, чтобы установить подъемные устройства. Саркофаг надо было разоб-
 рать и вынести. Эта сложная задача облегчалась тем, что его восемьдесят
 составных частей были тщательно пронумерованы строителями.
  Когда подъемное приспособление было собрано и крышка саркофага осто-
 рожно поднята, под ней все увидели ворох полуистлевших тканей. Но под
 этим ворохом скрывалось золотое изображение Тутанхамона на крышке гроба
 - то самое знаменитое изображение, которое впоследствии было блестяще
 отреставрировано, и его фотографии обошли весь мир.
  Неудивительно, что Говард Картер так восторженно описывал свою наход-
 ку. Но вскоре его восторг омрачился поразительной чередой трагических
 событий.
  Лорд Карнарвон оказался не единственным, чья жизнь безвременно обор-
 валась вскоре после посещения гробницы царя Тутанхамона. Вслед за ним
 умер археолог Артур Мейс, присутствовавший при вскрытии гробницы. Он
 также заболел и слег в отеле "Континенталь" с жалобами на переутомление.
  Близкий друг Карнарвона Джордж Гоулд приехал в Египет, чтобы отдать
 последние почести покойному. Буквально через несколько часов после посе-
 щения гробницы его свалила лихорадка. Радиолог Арчибальд Рейд, чье обо-
 рудование использовалось для определения возраста гробницы, в связи с
 жалобами на чрезмерную усталость был отправлен в Англию. Он скончался
 сразу после прибытия на родину.
  В течение шести лет после обнаружения гробницы Тутанхамона умерли
 двенадцать человек из тех, что присутствовали при ее вскрытии. А прокля-
 тие продолжало действовать и принимать дань.
  За десять лет из первоначального состава экспедиции в живых остались
 только два человека. Двадцать пять человек, так или иначе связанных с
 раскопками, умерли преждевременно. Затем проклятие, похоже, успокоилось,
 как бы насытившись принесенными ему жертвами.
 
 
  Новые жертвы
 
  В 1966 году, накануне международной выставки археологических находок,
 директор археологического ведомства Египта Мохаммед Ибрагим начал кампа-
 нию против вывоза найденных сокровищ из страны. Он заявил, что скорее
 умрет, чем позволит вывезти их, как планировалось, в Париж.
  С его мнением не посчитались. После решающего совещания в Каире
 Мoxаммед Ибрагим был сбит машиной и умер на месте происшествия.
  Страхи возобновились в 1972 году, когда золотую посмертную маску царя
 Тутанхамона готовили к отправке на выставку в Лондон. За ее отправку из
 Каира отвечал преемник покойного Мохаммеда Ибрагима доктор Гамаль Мех-
 рез.
  Доктор Мехрез, ученый и атеист, не опасался никаких проклятий. Он за-
 явил: "Я более чем кто-либо другой в мире был занят в работах, связан-
 ных с гробницами и мумиями фараонов. И я живой. Я - живое свидетельство
 того, что все трагедии, связанные с фараонами, просто совпадение".
  Все подготовительные работы по подбору золотых вещей из гробницы Ту-
 танхамона прошли без проблем. Коллекции упаковали и погрузили на машины
 для отправки в аэропорт.
  В этот вечер доктор Мехрез наконец-то вздохнул с облегчением. Он уже
 готовился покинуть каирский музей, как вдруг упал замертво от приступа
 сердечной недостаточности.
  Странно, но из всех, кто имел отношение к гробнице фараона, только
 второму руководителю раскопок Говарду Картеру удалось избежать прокля-
 тия. Он умер естественной смертью в 1939 году.
  Относительно проклятия царя Тутанхамона существовало много теорий.
 Некоторые ученые считали, что в гробнице были замурованы ядовитые ве-
 щества. Ученый-атомщик профессор Луис Булгарини высказал предположение,
 что древние египтяне, возможно, использовали для защиты священных захо-
 ронений радиоактивные материалы. Он заявил: "Вполне возможно, что егип-
 тяне использовали атомную радиацию для защиты своих святых мест. Они
 могли покрывать ураном полы в гробницах или отделывать могилы радиоак-
 тивным камнем".
  Однако наиболее зловещей оказалась теория Филиппа Ванденбурга. В сво-
 ей книге "Проклятие фараонов" он писал, что пирамиды и гробницы были
 благодатной почвой для бактерий, образующих фатальный вирус.
  Те, кто вновь открывал гробницу в 1991 году, безусловно, не могли не
 помнить об этой теории, ибо и закрыта гробница была из-за распростране-
 ния вирулентного грибкового образования, порожденного бактериями от ды-
 хания миллионов посетителей.
 
 
  КРОУХЕРСТ: Афера в океане
 
  Изгнанный из ВВС и армии, электронщик и неудавшийся бизнесмен, До-
 нальд Кроухерст решил прославиться и разбогатеть, совершив в одиночку
 морское кругосветное путешествие. Когда оказалось, что его авантюра об-
 речена на провал, он пошел на невиданный подлог, который в конце концов
 привел его к трагедии.
 
  После завершения исторического одиночного кругосветного плавания сэра
 Френсиса Чичестера на его знаменитой "Джипси Мот IV" внимание челове-
 чества было обращено к покорению мирового океана. Никогда со времен Ко-
 лумба и Генриха Мореплавателя воображение обывателей так не волновали
 повествования о похождениях сильных духом людей, осмелившихся в одиночку
 бросить вызов морю и небу.
  Один из мореплавателей-одиночек этого времени, романтик-француз, так
 выразил свои ощущения: "Когда месяцами слышишь только шум ветра и моря,
 вечный язык природы, боишься быть безжалостно брошенным обратно к
 людям..."
  Одни, уповая скорее на везение, чем на умение и сноровку в морских
 делах, забирались в бочку из-под пива или какое-нибудь корыто и, бравируя
 своей смелостью, гребли в открытое море, чтобы при первом же сердитом
 окрике с капитанского мостика спасательного судна повернуть обратно.
  Другие поднимали паруса на роскошных дорогих яхтах, оснащенных самым
 современным морским оборудованием и приборами, и бесследно исчезали. До-
 нальд Кроухерст был одним из них. Но его не назовешь героем-мореходом.
 Плавание Кроухерста было наиболее загадочным из всех, какие когда-либо
 предпринимали путешественники-одиночки.
 
 
  Честолюбивые замыслы
 
  В мае 1967 года Кроухерста не было в толпе поклонников, восторженно
 встречавших в Плимутском порту своего кумира Френсиса Чичестера, который
 на "Джипси Мот IV" возвращался после кругосветного плавания, принесшего
 ему славу, богатство и новый высокий титул. В ту пору Дональду было
 тридцать пять лег, и он сам считался неплохим моряком. Он восхищался Чи-
 честером, прочел все его книги, но на встречу не поехал.
  Вместо того чтобы отправиться в Плимут и приветствовать триумфальное
 возвращение своего кумира, Кроухерст, мучаясь от зависти и ревности,
 провел весь день на борту своей маленькой яхты, бороздя Бристольский за-
 лив.
  Кроухерст раздраженно говорил тогда друзьям, что ему непонятно, из-за
 чего поднята вся эта шумиха вокруг Чичестера. Больше всего Дональда
 раздражало, что плавание принесло Чичестеру кучу денег. Получив после
 своего триумфа от спонсоров и рекламных компаний крупные вознаграждения,
 Чичестер стал весьма богатым человеком.
  А Кроухерст к этому времени оказался банкротом.
  Дональд Кроухерст родился в 1932 году в эмигрантской семье железнодо-
 рожного чиновника. Поступил на военную службу в британские ВВС в качест-
 ве инженера-электронщика. После нескольких дисциплинарных проступков ему
 порекомендовали оставить службу.
  После этого юный Дональд подал заявление в армию. Его опять приняли
 на службу и послали на курсы изучать электронное вооружение. Но и новая
 карьера оказалась недолгой. Однажды, проведя ночь в городе, он угнал чу-
 жую машину, чтобы вернуться в казарму, но был остановлен полицией. Вновь
 пришлось подать рапорт об увольнении.
  Попытав счастья на различных работах, Кроухерст поступил в электрон-
 ную фирму в Бриджуотере главным инженером-конструктором. Женился на оча-
 ровательной и умной ирландской девушке Клер, и уже скоро у них было чет-
 веро детей.
  Но непоседливый бывший офицер все никак не мог остепениться. От при-
 роды обладая пытливым умом, Кроухерст часами возился в своем сарае с
 электронным оборудованием. По выходным дням выходил под парусом на своей
 двадцатифутовой посудине в море, курсируя вдоль побережья.
  Название яхты Кроухерста - "Горшок золота" - как нельзя лучше отража-
 ло его мечту разбогатеть. Открыв собственное дело, он придумал и смасте-
 рил небольшой радиопеленгатор для яхтсменов в виде пистолета.
  Кроухерст уговорил свою вдовую мать продать дом и дать ему денег,
 чтобы укрепить положение своей фирмы, которую он назвал "Электрон утили-
 зейшн". Сначала бизнес пошел хорошо. Кроухерст нанял шестерых сотрудни-
 ков и даже купил новую машину "ягуар". Необузданный, недисциплинирован-
 ный по натуре, он ездил на ней слишком быстро, вскоре попал в аварию и
 получил тяжелую черепно-мозговую травму.
  После аварии Кроухерсту удалось оправиться, но его жена Клер утверж-
 дала, что именно в это время он начал деградировать как личность. Ранее
 мягкий и приветливый, он стал впадать то в бешенство, то в меланхолию,
 часами сидел, угрюмо уставившись в окно.
  Бизнес, конечно, тоже пострадал. В 1967 году Кроухерсту пришлось пой-
 ти с протянутой рукой к местному бизнесмену Стэнли Бесту и попросить у
 него в долг тысячу фунтов стерлингов, чтобы поддержать свою фирму на
 плаву.
  Именно в таком положении находился Дональд Кроухерст в тот день, ког-
 да Френсис Чичестер с триумфом возвратился в Плимут: несостоявшийся ави-
 атор, неудавшийся армейский офицер и без пяти минут прогоревший бизнес-
 мен...
  На следующий день Кроухерст прочитал в газетах хвалебные статьи о Чи-
 честере и решил: вот возможность сделать рекламу себе и своей угасающей
 фирме и наконец обрести вожделенный "горшок золота".
  После возвращения Чичестера десятки яхтсменов стали ломать голову над
 тем, как улучшить его достижение. Самым очевидным и значительным шагом
 вперед могло бы быть непрерывное кругосветное плавание без захода в пор-
 ты. Самым очевидным... но и самым дерзким и опасным.
  Все яхтсмены отдавали себе отчет, что если и удастся выполнить эту
 сверхзадачу, им предстоит бесконечно долгое, десятимесячное одиночество.
 Надо будет вести свое крошечное судно без посторонней помощи по маршруту
 протяженностью в тридцать тысяч миль через все океаны земного шара.
  В одиночку противостоять бесконечным опасностям и лишениям - такое не
 всякому по силам. Но все же нашлись отчаянные головы, готовые бросить
 вызов океану. И среди них оказался Дональд Кроухерст.
  Единственной его проблемой было отсутствие подходящей яхты. На ее
 приобретение у Кроухерста не было средств. Его собственная крохотная ях-
 та "Горшок золота" едва ли была способна пересечь даже Ла-Манш, не гово-
 ря уже о кругосветном плавании. Сам же он в денежном отношении был, мяг-
 ко говоря, на мели. Стэнли Бест уже проклинал тот день, когда согласился
 вложить деньги в бизнес Кроухерста, и требовал вернуть долг.
  Неукротимый оптимист, Кроухерст решил, что знает, где взять нужную
 ему яхту, у которой до сих пор был только один, и очень заботливый, хо-
 зяин.
  Городскими властями Гринвича было принято решение установить "Джипси
 Мот IV" в сухом доке как памятник в честь исторического плавания сэра
 Френсиса Чичестера. Зная об этом, Кроухерст обратился в городское управ-
 ление с просьбой предоставить ему яхту в аренду сроком на один год. С
 письмом ознакомили Чичестера. Он навел справки о Кроухерсте в обществе
 яхтсменов, но когда выяснилось, что о нем почти никто ничего не знает,
 "Джипси Мот" по праву заняла свое место на пьедестале почета, а Дональд
 Кроухерст остался без яхты.
  В марте 1968 года газета "Санди таймс" решила провести безостановоч-
 ную кругосветную гонку на приз "Золотой глобус". Так как правилами пре-
 дусматривалось, что яхтсмены могут стартовать в разное время и из раз-
 личных портов, были учреждены два приза: один за самое быстрое плавание
 и другой - для первой яхты на финише.
  Во избежание курьезов вроде участников, выступающих в корытах, была
 организована комиссия по отбору яхтсменов для участия в гонке. Подал за-
 явку некто Чей Блит. Его, конечно, допустили, ведь он как-никак пересек
 Атлантику на гребном судне. Джон Риджуэй, бывший офицер специальной ави-
 адесантной службы, партнер Блита по переходу через Атлантику, тоже был
 легко допущен к гонке. Опытным моряком был признан двадцативосьмилетний
 офицер торгового флота Робин Нокс-Джонстон. Комиссия, конечно же, не
 могла не удовлетворить заявку Дональда Кроухерста. Разве это не он пы-
 тался, правда безуспешно, вывести в море "Джипси Мот IV"?
  Итак, заявка Кроухерста на участие в гонке удовлетворена. Но у него
 по-прежнему нет ни яхты, ни денег на ее покупку.
  Соискатель чемпионских лавров решил обе проблемы в характерном для
 себя стиле: уговорил своего долготерпеливого благодетеля Стэнли Беста
 дать ему в долг еще 6 тысяч фунтов стерлингов. Он убедил Беета, что для
 него это будет самая выгодная финансовая операция.
  Кроухерст писал Бесту: "Судя по нынешнему составу участников, я смогу
 выиграть оба приза. Идеальной возможностью для меня было бы стартовать
 на тримаране, яхте с тремя корпусами, оснащенной различными средствами
 безопасности, разработанными мною".
  Бест согласился одолжить Кроухерсту нужную сумму. Потом он рассказы-
 вал: "Жена говорила мне, что я, должно быть, сошел с ума. Но Дональд
 умел подойти к человеку и обладал удивительным даром убеждения".
  Положив деньги в банк, Кроухерст быстро нашел две кораблестроительные
 фирмы, которые готовы были взяться за авральную работу. Стоял уже май, а
 по условиям гонки участники должны были принять старт не позднее 31 ок-
 тября.
  В последующие недели, наблюдая за успешной подготовкой к гонке своих
 соперников - Риджуэя, Блита и Нокса-Джонстона, Кроухерст все больше впа-
 дал в отчаяние. Кроме него собирался стартовать на тримаране еще только
 один участник - офицер британских ВМС Наиджел Тетли. Вскоре и его яхта
 была готова к отплытию.
  Кроухерст начал посещать занятия по радиотелеграфии. Он нанял бывшего
 репортера с Флит-стрит Роднея Холлуорта, владельца информационного
 агентства в Тейнмауте, Девоншир. Холлуорт организовал Кроухерсту под-
 держку общественности. Кроухерст назвал свою яхту "Тейнмаутским электро-
 ном".
  Время летело. Яхта еще не была готова, а в поведении Кроухерста нача-
 ли проявляться отклонения от нормы. Он стал излишне раздражительным, то
 и дело устраивал скандалы с друзьями или впадал в уныние. Создавалось
 впечатление, что он вдруг осознал, на что решился. Но будущий мореплава-
 тель зашел уже слишком далеко, отступать было поздно.
  Столкнувшись на тренировке с паромом, Кроухерст повредил один из трех
 корпусов яхты. После этого в ней стали выявляться различные дефекты.
 Например, на определенной скорости ослабевали болтовые и винтовые соеди-
 нения.
  Кроухерст все более отчаивался, местным яхтсменам стало очевидно, что
 путешествие обречено.
  30 октября, в ночь перед отплытием, Кроухерст признался жене: "Я не-
 доволен яхтой, она плохая. И я не готов к гонке". Произнеся эти слова,
 расплакался.
  Позднее Клер говорила: "В ту ночь я вела себя глупо". Она считает,
 что это был обращенный к ней крик о помощи. Услышь она его, Кроухерст
 мог бы использовать последний шанс и отказаться от участия в гонке.
 
 
  Старт

<< Пред.           стр. 79 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу