<< Пред.           стр. 9 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

  Высящаяся у города Шхем гора Гризим высотой 881 м является святыней
 самаритян на протяжении 2300 лет. На вершине горы, кроме современного
 здания синагоги, есть огороженный забором камень, на котором, как
 утверждают предания самаритян, Авраам собирался принести в жертву сына
 своего Исаака; руины восьмигранной византийской церкви; гробница шейха
 Ганема (XII в.)
  На этой горе самаритяне приносят жертву Всевышнему, как это было при
 Иисусе Навине.
  Одной из интереснейших самаритянских традиций является празднование
 Пасхи. Накануне праздника вся община поднимается на священную гору и
 разбивает шатры, так как проводит там целую неделю. На вершине горы -
 алтарь, сложенный из мощных каменных глыб. На нем приносится пасхальная
 жертва. Семь агнцев лежат у алтаря, приготовленные в закланию. Их убивают
 по установленному обряду и жарят на вертелах. Потом происходит
 традиционная трапеза.
  В Шхеме в старинной синагоге хранится тысячелетний свиток Торы. По
 субботам за утренней службой читается глава из Торы.
  Иудаизм всегда отвергал веру самаритян, как религиозную ересь, но
 сами самаритяне считают себя единственными настоящими сынами Израиля.
  Район вокруг современного Шхема связан с жизнью и деятельностью
 патриархов. Здесь Авраам воздвиг алтарь после того, как Бог завещал эту
 землю потомкам Авраама. Здесь же Яаков, купив землю у хананеян, поставил
 шатер и вырыл колодец, водой из которого поил свои стада. Сейчас в этом
 месте стоит греко-православная церковь, построенная в начале этого века.
  К северу от монастыря находится гробница Иосифа, тело которого было
 привезено из Египта и похоронено на участке земли, принадлежавшем Яакову.
  В древнем Шхеме (Сихеме) в эпоху судей был провозглашен царем Израиля
 Авимелех. (В период, когда страна разделилась на два царства: Иудею и
 Израиль).
  В VIII веке до н. э. Шхем был разрушен ассирийцами. Город снова
 восстал из пепла в IV в. до н. э., когда здесь обосновались самаритяне.
 Владели городом и крестоносцы.
  Руины библейского города сохранились к западу от гробницы Иосифа. Это
 остатки оборонительных стен эпохи патриархов; остатки 3600-летнего храма
 гиксосов, следы эпохи судей и царей Израилевых.
  Евреи жили в городе в разные периоды его истории, но оставили город
 после арабских бесчинств 1929 года. Сейчас этот город населяет
 преимущественно арабское население.
  В 10 километрах от Шхема находится город Себастия (Самария).
  СЕБАСТИЯ (САМАРИЯ). Руины древней Самарии, или Шомрона на иврите,
 лежат на холме, рядом с арабской деревней того же названия. В начале IX
 века до н. э. израильский царь Омри купил этот холм, на котором первые
 поселения появились уже в бронзовом веке, за два таланта серебром у некого
 Шемера. Как сказано в Библии :"Он укрепил холм и дал название городу,
 который построил", - Шомрон, по имени Шемера, бывшего владельца холма".
  Легко понять царя Израиля, основавшего в этом месте свою столицу.
 Холм возвышается на 100 метров среди плодородной долины. С него хорошо
 просматриваются Шаронская и Израэльская долины.
  Укрепленный дворец, построенный Омри и его сыном Ахавом, являлся
 важным стратегическим пунктом.
  В 722 г. до н. э. ассирийцы после трехлетней осады овладели Самарией
 и увели в плен большинство из оставшихся в живых жителей. Прищельцы
 постепенно перемешались с немногими уцелевшими аборигенами и впоследствии,
 по распространенному мнению, дали начало самаритянскому народу. Впрочем,
 это отрицают сами самаритяне.
  Во II веке до н. э. город заселили македоняне. Впоследствии город был
 разрушен и восстановлен только при царе Ироде. Ирод назвал город Себастией
 в честь римского императора Августа (Себатус - греческий вариант Августа).
 Окончательно город был разрушен при нашествии персов. На территории
 раскопок древней Себастии можно увидеть живописные развалины византийской
 церкви св. Иоанна Крестителя, построенной еще императрицей Еленой и
 обновленной крестоносцами. Сохранившиеся остатки стен церкви достигают
 четырех метров высоты. Сейчас в этом месте стоит мечеть.
  Представляют интерес остатки римского Форума, хорошо сохранившиеся
 колонны которого построены при царе Ироде.
  Недалеко - остатки круглой эллинской башни, датируемой четвертым
 веком до н. э. Башня сложена из огромных каменных блоков. Неподалеку -
 остатки ворот и стен периода Израильских царей (IX в. до н. э.).
  Очень интересны остатки сооружений римского периода: римский
 амфитеатр (Iв. н. э.); римская базилика с уцелевшими колоннами (III в. н.
 э.); храм, посвященный Иродом императору Августу. К храму ведут огромные,
 хорошо сохранившиеся ступени.
  Раскопана главная улица города времен Ирода, с установленными вдоль
 улицы колоннами.
  На выезде из Себастии сворачиваем влево, мимо танка, оставшегося
 здесь в память боев июня 1967 года.
  В 33 километрах от Себастии находится впечатляющий мемориал в память
 бойцов Армии Обороны Израиля, павших во время происходивших в этих местах
 ожесточенных танковых боев в дни Шестидневной войны. Комплекс мемориала
 включает иорданский танк модели "Паттон", орудие которого опущено как бы в
 знак поражения, понесенного в боях с противником, воевавшим в худших
 танках модели "Шерман". Возле танка уложена 51 каменная глыба в память
 пятидесяти одного бойца из танковой бригады, павших в Самарии и на
 Голанах.
  Еще несколько километров, и мы в Дженине.
  ДЖЕНИН. С библейских времен это место пользуется скверной репутацией.
 Здесь Христос столкнулся с людской неблагодарностью. Именно здесь, как
 утверждают, он исцелил десять прокаженных, из которых только один вернулся
 поблагодарить его. А значительно раньше здесь дети праотца Яакова продали
 египетским купцам брата своего Иосифа. Во время Шестидневной войны тут
 происходили особенно тяжелые бои с иорданской армией.
  Уже в наши дни именно в этом небольшом городке, населенном
 преимущественно арабским населением, чаще всего возникают беспорядки.
  В одиннадцати километрах от Дженина дорога раздваивается. Поворот
 влево выводит на шоссе к Тель-Авиву, направо шоссе ведет в Бейт Шеан и
 Тверию. В 7 км по прямой мы въедем в город Афула.
  * * *
  Побывав в памятных местах северных окрестностей Иерусалима, приступим
 к знакомству с окрестностями к западу от столицы.
  ЛИФТА - КАСТЕЛЬ - АБУ ГОШ -
  КИРЬЯТ АНАВИМ - МААЛЕЙ А'ХАМИША -
  АКВА БЕЛЛА
 
 
  При выезде из Иерусалима в направлении Тель-Авива, справа от шоссе, у
 речушки Нефтоах, окруженная дичающими садами находится заброшенная
 арабская деревушка Лифта (Нефтоах). В центре деревни - источник, дающий 45
 куб. м воды в сутки. Возможно, это упоминаемый в Танахе источник,
 находившийся на границе земель колен Вениамина и Иуды.
  Справа от дороги остаются дома поселка Мевасерет Цион, название
 которого заимствовано из изречения пророка Исайи. В этом поселке находится
 один из крупнейших центров абсорбации репатриантов. Далее, слева - одиноко
 стоящий холм Кастель, на вершине которого руины римской крепости. Название
 этого холма происходит от латинского "кастеллум" - форт. В этом районе
 происходили ожесточенные бои во время войны за Независимость. В честь
 героизма израильтян, участвовавших в боях, в 1951 году была выпущена
 почтовая марка с изображением холма Кастель.
  Дорога поднимается в гору. Через несколько километров мы сворачиваем
 вправо, в поселок Абу Гош, расположенный в очень живописном месте. В
 поселке проживают преимущественно арабы, которые во время войны за
 Независимость сотрудничали с Армией Обороны Израиля.
  Ниже селения, в небольшой ложбине, излюбленное место пикников жителей
 Иерусалима - так называемая "Аква Белла" (чудесная вода). На иврите - Эйн
 Хемед. В парке, у ручья - остатки крепости крестоносцев.
  Селение Абу Гош получило свое название по имени арабского шейха,
 жившего здесь в XVII веке и взимавшего очень высокие пошлины с путников,
 направлявшихся в Иерусалим.
  Абу Гош находится на месте библейского города Кирьят Яарим (городок
 деревьев). В Кирьят Яарим в доме Аминадава нашел в свое время пристанище
 Ковчег Завета на пути в Иерусалим. В 1924 году на предполагаемом месте
 расположения этого дома построен монастырь Ковчега. Монастырь стоит на
 холме, господствующем над местностью и хорошо виден издали.
  Через Абу Гош на пути в Иерусалим проходили и крестоносцы. Они
 ошибочно считали, что здесь находился легендарный Эммаус - первое место, в
 котором явился Христос после своего воскрешения. В честь этого события
 крестоносцы воздвигли около 1142 года одну из самых красивых церквей в
 стране. Церковь находится слева у въезда в Абу Гош. В 1187 г. мусульмане
 превратили церковь в мечеть. В конце XIX века церковь использовалась как
 конюшня. В 1899 году при помощи французских властей здание церкви было
 передано ордену бенедиктинцев. В 1907 г. церковь восстановлена и освящена.
 
  Она стоит над водным резервуаром, построенным солдатами Х римского
 легиона у местного источника. Остатки этого резервуара можно увидеть в
 крипте церкви.
  Неширокая асфальтированная дорога ведет от Абу Гош вправо вверх к
 киббуцу Маалей а'Хамиша, основанному в 1938 году. Киббуц назван в память
 пятерых евреев, убитых арабами при посадке леса.
  В киббуце прекрасный бассейн, очень популярный у жителей Иерусалима.
 Благодаря обширным тенистым лужайкам вокруг него и особому микроклимату
 здесь никогда не бывает жарко. Недалеко от бассейна находится дом отдыха,
 принадлежащий киббуцу. У дороги, ведущей к дому отдыха, памятник жертвам
 Катастрофы.
  От Маалей а'Хамиша отходит дорога направо вниз к киббуцу Кирьят
 Анавим (городок винограда). Это процветающий киббуц, основанный в 1920
 году. В нем есть комфортабельный отель с бассейном. В отеле часто
 проводятся различные международные симпозиумы и другие мероприятия.
 Нередко здесь организуются различными общественными организациями
 одно-двухдневные семинары с полным бесплатным пансионом для репатриантов.
  В Кирьят Анавим сооружен мемориал в память бойцов, погибших в этих
 местах во время войны за Независимость.
  Этот район с покрытыми лесом холмами является одним из самых
 живописных в пригородной зоне Иерусалима.
  Из Кирьят Анавим узкая петляющая дорога выводит нас на главное шоссе
 Иерусалим - Тель-Авив.
  Проезжаем мошав Шорем (слева от шоссе). В мошаве есть бассейн,
 пользующийся большой популярностью у иерусалимцев и у жителей Тель-Авива.
  По ходу движения на холме по правую сторону виден памятник отдавшим
 жизнь в попытке прорвать осаду Иерусалима во время войны за Независимость.
  Через пять километров мы сворачиваем влево к городу Бейт Шемеш.
  БЕЙТ ШЕМЕШ - СТАЛАКТИТОВАЯ ПЕЩЕРА - БЕЙТ ГУВРИН - ТЕЛЬ-МАРЕША -
  ЛАХИШ - КИРЬЯТ ГАТ
 
 
  БЕЙТ ШЕМЕШ. Это "город развития", основанный в 1950 году и названный
 по имени библейского города Бейт Шемеш (дом солнца), где некогда пребывал
 Ковчег Завета.
  Первые археологические раскопки на холме недалеко от современного
 Бейт Шемеша (в нем находится крупнейший механический завод) проводились в
 1911-1912 гг., а затем в 1928 -1933 гг. Проводятся раскопки и в наши дни.
  С холма видны постройки монастыря Бейт Джимал, основанного в 1873 г.
 Монастырь известен своими винами. Под изящной церковью монастыря находится
 гробница, датируемая I веком н. э., наружные стены которой украшены
 мозаикой. Полагают, что это место упокоения еврейского мудреца рабби
 Гамлиеля. Впрочем, в городе Явне также имеется гробница того же рабби.
  Справа от шоссе остается долина Сорек. В долине Сорек жил легендарный
 Самсон. Библия повествует:"... Самсон возлюбил женщину в долине Сорек, чье
 имя было Далила".
  СТАЛАКТИТОВАЯ ПЕЩЕРА. Недалеко от города Бейт Шемеш, в долине Сорек,
 в 28 километрах к юго-западу от Иерусалима находится одна из самых
 посещаемых достопримечательностей Израиля - "Сталактитовая пещера". Пещера
 открыта для посещения сравнительно недавно, в 1977 году, и сразу приобрела
 необычайную популярность. Кто бывал в Ново-Афонской пещере, вряд ли будет
 разочарован, побывав в израильской. Уступая первой в грандиозности,
 израильская превосходит ее по красоте.
  Площадь Сталактитовой пещеры 5 тыс. кв. метров. Пещера имеет
 специальное освещение, подчеркивающее красоту и своеобразие сталактитов и
 сталагмитов, образующих причудливые по форме сооружения.
  Пещера открыта для посещения с воскресенья по пятницу с 8 до 16
 часов, в субботу и в праздники с 8.30 до 13 часов.
  Дальше наш путь лежит к библейскому поселению Лахиш и крупнейшему
 центру римского периода - поселению Бейт и Гуврин.
  Выезжаем на шоссе, ведущее влево на Ашкелон и Кирьят Гат. Проезжаем
 ответвление вправо на поселок Агур. От Агура начинается библейская долина
 Эла, где Давид вышел с пращой против Голиафа.
  Впереди Бейт Гуврин, до которого от Иерусалима 52 км.
  БЕЙТ ГУВРИН. Это был один из крупнейших административных центров
 страны в римский период. Город был расположен на довольно высоком холме.
 Раскопки древнего Бейт Гуврина находятся рядом с одноименным киббуцом.
  О значительной численности этого населенного пункта свидетельствует
 множество богато украшенных гробниц городского некрополя. Во время
 раскопок обнаружены остатки домов этого периода. Во многих домах на стенах
 были мозаичные панно, изображающие сцены охоты. Сейчас они хранятся в
 Национальном музее Иерусалима.
  Часть руин на территории Бейт Гуврин относится к периоду
 крестоносцев. Это остатки поселения и замка одного из опорных пунктов
 королевства крестоносцев в Палестине. Замок разрушен Саладином в 1191
 году.
  Сворачиваем от руин вправо, затем по первому ответвлению влево и
 попадаем на автомобильную стоянку у гряды холмов, по склонам которых
 множество огромных известняковых пещер. Высота некоторых из них достигает
 20 метров. Происхождение этих пещер неизвестно.
  В этом районе сотни пещер. Некоторые из них использовались в свое
 время как церкви, о чем свидетельствуют византийские и католические кресты
 на стенах, а также надписи на древнегреческом и древнееврейском языках.
  Осмотрев пещеры, сворачиваем от автостоянки влево к остаткам церкви
 св. Анны (XII век н. э.), построенной на руинах византийского храма.
  Слева - ограда с железной калиткой. Сразу за калиткой каменные
 ступени ведут вниз к трем сообщающимся полостям, стены которых покрыты
 мхом и папоротником. Мы - на дне древней цистерны для хранения воды.
  Здесь же неподалеку вход в известные Сидонские гробницы. Это пещерные
 захоронения III века до н. э. В этом месте несколько десятков ниш, в
 которых захоронены члены большой семьи из Сидона.
  Неподалеку так называемая "Гробница полковника", аналогичная
 Сидонским. Названа так в честь неизвестного британского офицера,
 расчистившего подход к пещере после ее обнаружения.
  В двух километрах от Бейт Гуврина, по дороге, уходящей влево,
 направляемся к холму Тель-Мареша.
  ТЕЛЬ МАРЕША. Этот холм имел стратегическое значение, поэтому на нем
 издавна существовали укрепленные поселения. Владели этим местом и цари из
 династии Хасмонеев. Поселения Мареша упоминаются в Библии.
  Раскопки на холме производились экспедицией "Палестинского фонда" в
 1900 году. В ходе раскопок были вскрыты остатки города, датируемые вторым
 веком до н. э.
  Возвращаемся на главное шоссе и продолжаем путь к поселению Лахиш, до
 которого 8 км.
  ЛАХИШ. Остатки сооружений библейского поселения Лахиш находятся на
 холме, около пяти тысяч лет.
 
  Сын царя Соломона, Рехобоам, укрепил город, включив его в
 оборонительную систему укрепленных пунктов, призванных защищать границы
 Иудеи.
  В 701 году до н. э. Лахиш был захвачен ассирийским царем Санхерибом.
  Во время археологических работ в Лахише были найдены знаменитые
 "Лахишские письма", пролившие свет на историческую судьбу этого города.
 Лахиш был снова восстановлен в V веке до н. э., в период персидского
 владычества. В 332 году до н. э. Лахиш был захвачен Александром
 Македонским.
  В 1932-1938 годах, были обнаружены также руины многочисленных древних
 сооружений. Среди них выделяются остатки двойной стены и ворот периода
 хананеян, руины резиденции персидского губернатора и храма Солнца.
  В 20 километрах от раскопок Лахиша находится город Кирьят Гат.
  КИРЬЯТ ГАТ. Это "город развития", основанный в 1955 году. Он является
 административным центром долины Лахиш, где был проведен очень успешный
 эксперимент по освоению земель общей площадью в 1000 кв. км. Только
 половину этой площади составляли земли, пригодные для земледелия.
 Поселенцы Лахиша - выходцы почти из сорока стран - вписали одну из самых
 славных страниц в историю освоения Эрец-Исраэль. Сегодня в долине Лахиш
 более шестидесяти поселений с населением свыше 10 тысяч человек. В центре
 этого района - городе Кирьят Гате - проживает около 23 тыс. человек.
  Недалеко от окраин Кирьят Гат находится холм, на котором видны
 развалины библейского поселения Гат, давшего название городу. Поселение
 было основано филистимлянами. Выделяются остатки древних стен на западном
 склоне холма.
  Из Карьят Гата есть дорога на Тель-Авив, до которого отсюда 60
 километров.
  * * *
  Ниже мы познакомимся с окрестностями Иерусалима, находящимися в
 северо-восточном и юго-восточном направлениях, и затем с центральным
 районом страны - районом Тель-Авива. После этого познакомимся с районами
 Галилеи и плато Голан, находящимися на севере и северо - востоке страны.
 Закончив знакомство с этими районами, вернемся снова в Иерусалим, откуда
 наш путь будет лежать на юг - в пустыню Негев и далее к берегу Красного
 моря. Попутно мы ознакомимся с южными окрестностями Иерусалима.
 
 
  СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ И ЮГО-ВОСТОЧНОЕ
  НАПРАВЛЕНИЯ
 
 
  У подножия Маслиничной горы от Стен Старого города, в районе Сионских
 ворот, начинается дорога на Иерихон (Иерихо), до которого от Иерусалима 28
 км. Дорога пересекает долину Кедрона и ведет между отрогами Иудейских гор
 на северо-восток от Иерусалима. После поселения Маалей Адумим,
 торжественное открытие которого состоялось в сентябре 1982 года, проедем
 еще два километра и свернем влево на старую дорогу к Иерихо, чтобы
 побывать в Вади Кельт.
  ВАДИ КЕЛЬТ. Здесь в пересохшем речном русле находится греческий
 ортодоксальный монастырь св. Георгия, основанный в VI веке н. э.
  От дороги идем к монастырю пешком. По сторонам высятся отвесные
 скалы. В скалах то тут, то там видны маленькие дверцы с крестами над ними.

<< Пред.           стр. 9 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу