<< Пред.           стр. 1 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 Памяти Людмилы Александровны Дробозиной
 Н.Д. ЭРИАШВИЛИ
 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
 N.D. ERIASHVILI
 FINANCIAL LAW
 Textbook
 юнити
 UNITY
 Law & Legislation • Moscow • 2000
 Н.Д. ЭРИАШВИЛИ
 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
  UNITY
 Закон и право • Москва • 2000
 УДК 34:336(075.8)
 ББК 67.402я73
 Э77
 Одобрено Редакционно-издательским советом Юридического института МВД России
 Рецензенты:
 д-р юрид. наук, проф. Н.М. Коршунов (нач. кафедры граждански-правовых дисциплин Юридического института МВД России);
 д-р юрид. наук, проф. М.М. Рассоям (зав. кафедрой "Право' Всероссийского заочного финансово-экономического института)
 Главы 9, 10 написаны совместно с канд. экон. наук Л.М. Никитиным
 Эриашвили Н.Д.
 Э77 Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 606 с.
 ISBN 5-238-00159-2.
 В учебнике рассматривается курс финансового права, включающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования важнейших ин­ститутов этой отрасли права в условиях перехода к рыночной экономике, политических изменении, происходящих в стране.
 Наибольшее внимание уделено финансовому контролю, вопросам на­логообложения физических и юридических лиц, государственному и му­ниципальному кредиту, правовым основам организации страхового дела, банковскому кредитованию, денежному обращению, валютному регули­рованию и валютному контролю. Кроме того, анализируются вопросы правового обеспечения бюджета и бюджетных фондов, доходов и расхо­дов государства. Отдельная глава посвящена правовому регулированию лизинга, а также государственным ценным бумагам.
 Для студентов, аспирантов, научных работников и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.
 ББК 67.402я73
 ISBN 5-238-00159-2
  © Н.Д. Эриашвили, 2000
  © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2000
 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства.
 Предисловие
 Глубокие экономические и политические преобразования, затро­нувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способст­вовали активному развитию финансового права и формированию зако­нодательных основ регулирования финансовых отношений.
 Финансовое право вполне закономерно вызывает интерес управ­ленческих структур во всех областях хозяйственных отношений, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, предпринима­телей и обычных граждан, поскольку именно эта область права регули­рует отношения и в бюджетной сфере, и в налоговой, и в сфере государственного кредита, банковской деятельности и банковского кре­дита, и в вопросах страхования.
 В соответствии с тем, какое регулирующее влияние оказывают нор­мы финансового права на все эти институты государства в целом и на каждый в отдельности, и построена структура учебника. Это обусловле­но тем, что финансовое право, основываясь на приоритете общегосудар­ственных задач, призвано прежде всего содействовать активному разви­тию рыночных отношений в стране, но в то же время оно способствует и государственному регулированию. Именно поэтому автор поставил перед собой основную задачу - дать развернутую характеристику содержанию финансового права, рассказать о его особенностях, законодательной базе финансового регулирования того или иного института государства.
 В первом разделе, посвященном правовым основам и принципам финансовой деятельности, представлена современная финансовая сис­тема России, раскрыты роль, сущность и функции финансов. При­стальное внимание при этом уделено финансовому контролю как од­ному из важнейших элементов системы управления финансами, особой сфере стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех эко­номических субъектов. Дана характеристика органам, осуществляющим государственный финансовый контроль, показаны правовые основы их деятельности. Соответствующее внимание уделено новому для России направлению контроля за хозяйственной деятельностью — аудиту.
 Во втором разделе рассматриваются бюджетное устройство Россий­ской Федерации, экономическая сущность бюджета, построение бюд­жетной системы; раскрываются основы бюджетного права; характери­зуется экономическая и контрольная работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджетов.
 Институт налогов — один из самых важных финансово-правовых институтов государства. Он также регулируется нормами финансового права. Поэтому правовому регулированию налогообложения посвящен третий раздел учебника. В нем раскрывается экономическая сущность налогообложения, правовое регулирование основных видов налогов рассказывается о сущности, функциях и видах налогов.
 Раздел четвертый раскрывает отношения в области государствен­ного кредита. В условиях дефицита бюджета, который наблюдается в современных условиях и погашается в основном за счет внутреннего и внешнего долга, роль государственного кредита особенно велика. В ка­честве звена финансовой системы он обслуживает формирование и ис­пользование централизованных денежных фондов государства. В дан­ном разделе учебника раскрываются правовые основы государственного и муниципального кредита, его сущность и функции, рассказывается о государственных займах и их классификации.
 К финансовому праву относятся также нормы, регулирующие банков­скую деятельность и вопросы банковского кредита. Ведь именно через банковскую систему, которую возглавляет Центральный банк РФ, собира­ется и перераспределяется вся реальная масса денег, функционирующая в государстве как по наличному, так и безналичному расчету. Правовому регулированию банковской деятельности посвящен шестой раздел учебни­ка. В нем представлена краткая история возникновения и развития бан­ковской системы России, описываются сущность банковского кредитова­ния, правовые условия деятельности коммерческих банков.
 Отдельные разделы в учебнике посвящены правовому регулирова­нию организации страхового дела, лизинга, денежного обращения и расчетов, валютных отношений.
 В специальной главе учебника рассматриваются правовые основы деятельности Союзного государства, так как ратификация Договора России и Беларуси о создании Союзного государства — это путь к ин­теграции, развитию дружественных отношений между двумя бывшими республиками СССР, это возможность укрепить экономические, поли­тические и культурные связи, поднять их на более высокий качествен­ный уровень взаимодействия в интересах обоих народов.
 Учебник «Финансовое право» предназначен для студентов и аспи­рантов вузов по программам высших юридических учебных заведений, средних специальных заведений, преподавателей и научных работников в области права. Он также будет интересен практическим работникам, особенно государственного аппарата, финансовых органов и кредит­ных учреждений, а также предпринимателям и всем тем, кто интересу­ется научными исследованиями в сфере юриспруденции.
 Н.М. Коршунов, доктор юридических наук, профессор
 Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности
 Глава 1 Понятие финансового права и его сущность
 Коренные преобразования в экономической и социальной сфере, обусловленные возвращением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих экономиче­ские отношения.
 Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, из­вестных мировой практике, характеризуется тем, что представ­ляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регули­рования со стороны государства играют финансы. Являясь ча­стью рыночных экономических отношений, финансы одновре­менно выступают важным инструментом реализации государст­венной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функциониро­вания правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.
 И особенно важно это сегодня, когда проблемы финансового оздоровления России волнуют и все общество в целом и каж­дого человека в отдельности. Ведь благополучие в финансовой сфере государства означает стабильность и наших с вами фи­нансовых отношений. Коренные изменения в экономике, свя­занные с переходом к рынку, вызывают как позитивные, так и негативные изменения в обществе. В частности, наблюдается устойчивый рост преступности, в том числе и экономической направленности. Наряду с традиционными видами экономиче­ской преступности (хищения, нарушения в сфере торговли и т.д.) наметилась тенденция роста новых ее видов, и прежде всего связанных с функционированием кредитно-денежной сис­темы. В пример можно привести многомиллионные хищения с помощью фальшивых авизо, компьютерных систем банков, зло­употребления при взаиморасчетах, конвертации валюты, укло­нение от уплаты налогов и ряд других злоупотреблений.
 Появилась и новая категория преступности, которую назы­вают «беловоротничковой». Характерная особенность преступ­ников этой когорты — высокий интеллектуальный потенциал, хорошая подготовка в области экономики, финансов, юриспру­денции. И это вызывает необходимость совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов, противо­стоящих «беловоротничковой» преступности. Каждый из них должен не только обладать спиральными приемами и методами выявления и раскрытия экономических преступлений, но и иметь квалификацию юриста.
 Экономическая политика государства осуществляется в ос­новном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы пред­ставляют собой экономическое отношения, связанные с форми­рованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях вы­полнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
 Финансовые отношения охватывают две сферы:
 первая — экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюд­жетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
 вторая — экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов пред­приятий.
 Роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают особенно в период перехода страны к рыноч­ным отношениям, именно в экономических условиях данного перехода. Ведь денежная и финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно ра­ботают рыночные механизмы.
 Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспреде­лению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятель­ности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права.
 Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.
 Кроме того, нормами финансового права регулируются от­ношения в области государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируются и вопросы страхования. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятель­ность, и вопросы банковского кредита. И это вполне естествен­но. Ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная фи­зическая масса денег, функционирующая в государстве как по наличному, так и безналичному расчету, именно через банков­скую систему, которую возглавляет Центральный банк Россий­ской Федерации. Через банковскую систему аккумулируются и перераспределяются и все средства государственной казны.
 К нормам финансового права относятся также нормы, регу­лирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.
 Курс финансового права, изложенный в данном учебнике и рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового ре­гулирования одной из важнейших областей деятельности госу­дарства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономиче­ских и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в це­лом, то финансовое право регулирует только общественные от­ношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обуслов­лена тем, что в предмете гражданского права среди имущест­венных отношений имеются и денежные. Помимо этого часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также ре­гулируется нормами гражданского права. Отличительным при­знаком финансового права в этом случае выступает то, что в от­личие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразуме­вают наличие властных полномочий, присущих государствен­ным и финансово-кредитным органам.
 Тесно соприкасается финансовое право и с курсом «Эконо­мика финансов» и «Экономическая теория». Однако данный курс рассматривает финансы и финансовую деятельность как эконо­мическую категорию, в то время как финансовое право рассмат­ривает финансы в качестве объекта регулирования посредством финансово-правовых норм в целях аккумуляции, перераспреде­ления и использования государством денежных фондов.
 1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации
 Финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Так, отношения равноправных субъ­ектов по поводу денежных средств, а также отношения в сфере финансов предприятия (внутренний оборот), товарно-денежные или касающиеся внутренней деятельности банков и органов страхования регулируются соответствующими нормами граждан­ского и административного права.
 Тем не менее финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь предметом регулирования, особенностями метода регулирования и наличи­ем системы финансового права.
 К предмету финансового права относятся закрепление струк­туры финансовой системы, распределение компетенции в дан­ной области между Федерацией и ее субъектами, а также мест­ным самоуправлением в лице соответствующих органов, регули­рование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.
 Предметом финансового права являются общественные от­ношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
 Система российского финансового права — это объективно обу­словленное общественными финансовыми отношениями внутрен­нее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.
 Источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов го­сударственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
 Главный источник финансового права — Конституция Рос­сийской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.
 Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся зако­ны о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
 Нормы финансового права содержатся и в указах Президента РФ и в указах президентов республик, входящих в состав РФ, в актах органов исполнительной власти — постановлениях Прави­тельства РФ.
 Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации и акты местной администрации также источники финансового права.
 Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).
 Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах ор­ганов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответст­вующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локаль­ных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администра­цией предприятий, организаций.
 Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России
 Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возник­ли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами де­нежные средства, а отношения между людьми по поводу образова­ния, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распреде­ления валового общественного продукта и национального дохода.
 Сущность финансов, закономерности их развития, сфера ох­ватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в про­цессе общественного воспроизводства определяются экономиче­ским строем общества, природой и функциями государства.
 Человечество в процессе эволюции прошло путь от непо­средственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.
 Финансы как историческая категория появилась одновремен­но с государством при расслоении общества на классы. В резуль­тате первого крупного деления общества на классы появились ра­бовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладель­ческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.
 В докапиталистических формациях большая часть потребно­стей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Основными расходами рабовла­дельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.д.). Основными же доходами являлись поступления от доме­нов (государственного имущества; королевский домен — наслед­ственные земельные владения короля) и регалий (монопольное личное право королей и через их пожалование крупных феодалов на получение определенных доходов от отдельных промыслов и торговли некоторыми видами товаров — чеканка монет, рыноч­ные пошлины, штрафы, разработка рудников и т.д.), военные завоевания (добыча), дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
 С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться.
 На ранних стадиях развития государства разграничения меж­ду ресурсами государства и ресурсами монарха не существовало. Монархи распоряжались ресурсами страны как своей собствен­ностью. Лишь в XVI—XVII вв. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха воз­никли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.
 Государственные финансы сразу же стали мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Огромные богатства поступали в метрополии из коло­ниальных стран, и они в любой момент могли использоваться как капитал. Государственные займы и налоги широко исполь­зовались для создания первых капиталистических предприятий.
 Важная роль в создании первоначальных капиталов принад­лежала системе протекционизма,* позволившей капиталистам устанавливать высокие цены на производимые промышленные изделия и получать высокие прибыли, большая часть которых направлялась на расширение производства.
 
 * Любая политика, направленная на защиту отечественной промышленности от конкуренции со стороны импорта. Основными инструментами протекционизма могут быть тарифы и квоты на импорт.
 
 В Российской империи развитие рыночных отношений во многом сдерживалось крепостным правом. Промышленность Рос­сийской империи в виде казенных и малочисленных частных ма­нуфактур, ремесленных производств играла более скромную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А главное заключалось в том, что на многих из них использовался не наемный труд воль­ных работников, а труд крепостных. Государство, заинтересован­ное в сохранении крепостничества, сознательно сдерживало част­ную капиталистическую предпринимательскую деятельность. По­этому в России длительное время существовал в основном рынок крепостных крестьян, а не рынок наемной рабочей силы. Все это, ес­тественно, сказывалось на становлении рынка капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. экономика России не явля­лась механизмом пополнения доходной части бюджета.
 До второй половины XVIII в. чрезвычайными финансовыми ресурсами для Российского государства и его правительства служили преимущественно реквизиции (принудительное отчуж­дение) или принудительные займы у монастырей и частных лиц. Принудительный характер кредитных отношений государства с кредиторами казны объяснялся в основном дефицитом свобод­ных капиталов в России, которые могли бы быть добровольно отданы в ссуду правительству.
 В эпоху правления Екатерины II (1762—1796 гг.) одной из форм государственного кредита была эмиссия ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, которая приво­дила к развитию инфляционных процессов; существовало также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков. Ека­терине II благодаря успешным внешнеполитическим шагам в 1769 г. удалось получить и первый в истории России внешний заем, за которыми последовали и другие, в основном пятипро­центные, внешние займы.
 Пятирублевая ассигнация времени правления Екатерины II
 Первый министр финансов Российской империи граф А.В. Васильев (1802-1807 гг.)
 Хронический дефицит капиталов в России сохранился и при Павле I (1796—1801 гг.). Правительство продолжало пользовать­ся услугами печатного станка и за­нималось поиском путей получения новых кредитов, используя при этом и традиционные способы.
 В процессе реформ Александра I (1801—1825) было учреждено Мини­стерство финансов. И первым в ис­тории Российской империи минист­ром финансов был назначен бывший ранее государственным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 г. должность государ­ственного казначея была первая са­мостоятельная высшая должность в сфере управления финансами государства. До этого времени функцию негосударственного руководства го­сударственными финансами выполнял генерал-прокурор.
 В XIX в. на посту министра финансов сменилось 13 человек (табл. 1). Среди них наиболее известными были Е.Ф.Канкрин, С.Ю.Витте.
 Здание на Дворцовой площади, где помещалось Министерство финансов Российской империи
 Таблица 1
 Министры финансов Российской империи XIX в.
 Граф Васильев А. В.1802-1807
 Голубцов Ф.А.1807-1810
 Граф Гурьев Д.А.1810-1823
 Граф Канкрин Е.Ф.1928-1844
 Граф Вронченко Ф.П.1844-1852
 Брок П.Ф.1852-1858
 Княжевич А.М.1858-1862
 Рейтерн М.Х.1862-1878
 Грейг С.А.1878-1880
 Абаза А.А.1880-1881
 Бунге Н.Х.1881-1887
 Вышнеградский И.А.1887-1892
 Граф Витте С.Ю.1892-1903
 
 
 В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигна­ций усилилась особенно заметно. Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Ин­фляционный процесс в России обесценивал денежные накопле­ния имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.
 В этих условиях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государствен­ным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским* при содействии профессора Н.С. Мордвинова**.
 
 * Сперанский Михаил Михайлович (1772—1839), российский государственный деятель, граф. С 1801 г. ближайший советник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного со­вета (1810 г.).
 ** Сторонник безземельного освобождения крестьян за выкуп, единственный из членов Верховного уголовного суда, отказавшийся подписать в 1826 г. смертный приговор декабристам.
 
 В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ра­нее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмис­сионного банка, который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль. Сперанский отри­цательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперан­ский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспро­центного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредито­рам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые про­центные обязательства — облигации долгосрочного государст­венного займа и продать их всем желающим за ассигнации. Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ра­нее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говори­лось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о ре­шении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.
 Однако этот заем был сразу же обречен на неуспех. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа. Кроме того, покупка долговых обязательств государства для имущих слоев населения была делом непривычным.
 В результате в Российской империи получил развитие осо­бенный вид государственного кредита, возникший при Екатери­не II и получивший развитие в правление Александра I, — по­стоянные заимствования из казенных банков кредитных ресур­сов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
 Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г. Политика правительства в области финансов, государственного кредита и денежного обращения взяла новый курс. Было реше­но удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации были объявлены законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории империи.
 В конце 20-х гг. XIX в. Министерство финансов с целью увеличения доходов в государственный бюджет усилило налоговое бремя на те сословия, которые являлись основными налого­плательщиками, и прежде всего на крестьянство.
 Министр финансов граф Е.Ф. Канкрин (1823-1844 гг.)
 Российское правительство отказалось от эмиссии ассигнаций как способа покрытия дефицита бюджета, использовались иные способы государственного кредита. По инициативе министра финансов Е.Ф. Канкрина Россия заключила три внешних займа, но их условия оказались для страны невыгодными.
 Кроме того, в 1831 г. в соответ­ствии с Манифестом правительство приняло решение о выпуске билетов Государственного казначейства (се­рий) для ускоренного получения го­сударственных доходов. Билеты по­ступали в обращение крупными партиями и давали право на полу­чение дохода из расчета 4,32% годо­вых. Срок погашения наступал че­рез 4 года. Выпуски билетов следо­вали один за другим, а билеты с истекшим сроком обращения обменивались на новые. В действительности билеты Государст­венного казначейства превратились в государственный кредит долгосрочного характера.
 1 июля 1839 г. с принятием Манифеста «Об устройстве де­нежной системы» началась ее реформа, целью которой было введение новых принципов организации этой системы, устране­ние из обращения обесценившихся государственных ассигна­ций. Денежная реформа фиксировала фактический уровень обесценения ассигнационного рубля и по сути была проведена путем его девальвации к одной трети рубля серебряного.
 1 июля 1839 г. был также опубликован Указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке», который объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, имеющим обращение на всей территории страны наравне с серебряной монетой.
 Но на этом реформа не была завершена. Манифест 1 июня 1843 г. предусматривал замену всех обращавшихся бумажных знаков на государственные кредитные билеты, для изготовления которых была создана Экспедиция государственных кредитных билетов с постоянным фондом серебряной монеты при Мини­стерстве финансов для обеспечения размена крупных билетов. Выпуск депозитных билетов прекратили, шел их обмен на госу­дарственные кредитные билеты. В результате всех этих операций в обращении империи остался только один вид бумажных де­нежных знаков — государственные кредитные билеты.
 Путем проведения данной реформы правительство Николая I пыталось одновременно упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства. Денежная реформа дала импульс быстрому развитию товарно-денежных отношений в России.
 Министр финансов граф M.X. Рейтерн (1862-1878 гг.)
 С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, были сняты ограничения на частную предпринимательскую дея­тельность. В России стали углуб­ляться и качественно развиваться рыночные отношения в экономике, начался процесс демонополизации рынка капитала, в том числе и рын­ка ценных бумаг. Начали склады­ваться предпосылки для расширения банковской системы. В 1859 г были приняты решения, положившие на­чало новому этапу развития банков­ской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех госу­дарственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.
 Министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции открытой экономики. Именно при его активной поддержке в стране началось широкое развитие акционерных коммерческих банков.
 В 1860 г. был упразднен Заемный банк, дела которого передали в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе Государственного Коммер­ческого Банка. Начался процесс создания частных долгосрочных кредитных учреждений (Санкт-Петербургское городское кредитное общество, Херсонский земский банк, Общество взаимного по­земельного кредита) и краткосрочных (Санкт-Петербургское общество взаимного кредита, Санкт-Петербургский частный коммерческий банк — первый акционерный банк).
 Билет внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.
 Купон билета внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 г.
 В ноябре 1864 г. впервые в истории России был выпущен вы­игрышный заем на сумму 100 млн руб. кредитными билетами сро­ком на 60 лет. Билеты внутреннего 5%-го с выигрышами займа выпускались на предъявителя по номиналу 100 руб.
 Вначале, несмотря на привлекательные условия (выплата при погашении погасительной премии, повышавшейся по мере приближения тиража от 20 до 50 руб., тиражи два раза в год с денежными призами, возвращение суммы капитала, помещен­ной в облигацию, при погашении), заем был размещен по курсу 98 руб. 50 коп. за сторублевую облигацию. Но затем интерес к займу стал расти.
 Был выпущен второй заем. Вскоре данные ценные бумаги стали самой популярной формой государственного кредита. Тре­тий выигрышный заем состоялся в 1889 г. Но выигрышные зай­мы создавали конкуренцию между ценными бумагами одного и того же эмитента — государства, поэтому в дальнейшем оно больше не прибегало к подобному виду займов.
 К 1872 г. банковая система России состояла из: Государст­венного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования.
 На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 го­родских общественных банка.*
 
 * Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. — М : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - С 571.
 
 Министр финансов граф Н.Х. Бунге (1881-1887 гг.)
 Одним из инициаторов новой кредитной и валютной поли­тики в 1880-х гг. стал министр финансов Николай Христофорович Бунге — крупнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию «Теория кредита». Бунге был сторонником рыночной экономики.
 Начиная с 1881 г. правительство России прилагало все усилия к нако­плению золотого запаса. Внешние и внутренние займы, а также рост на­логообложения населения способст­вовали стабилизации бюджета, все это вкупе стало предпосылкой де­нежной реформы 1895—1897 гг.
 Первым этапом этой реформы стало разрешение в 1895 г. сделок с золотом. 29 августа 1897 г. был при­нят эмиссионный закон, регулиро­вавший выпуск в обращение кредит­ных билетов и принципы обеспече­ния их золотом. Закон от 14 ноября 1897 г. ввел неограниченный размен кредитных билетов на золо­то, кредитные билеты стали законным платежным средством наравне с золотой монетой. В качестве основы денежной систе­мы Российской империи закон предусматривал золотой рубль, который содержал 17,424 доли чистого золота. Поскольку в Рос­сии установилась система золотого монометаллизма, серебро превращалось во вспомогательный денежный товар.
 В результате реформы Россия получила устойчивую золотую валюту и бумажные денежные знаки, равнозначные золоту и свободно размениваемые на этот металл. Денежная система, ос­нованная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала.
 В начале 90-х гг. в России разразился экономический кризис. Его первым вестником был начавшийся летом 1899 г. денежный кризис — резко возрос дефицит свободных капиталов, из-за роста спроса на деньги сильно упал курс многих ценных бумаг, ряд банков обанкротился, значительно сократился кредит.
 Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения — Русско-японская война 1904—1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.
 В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908—1913 гг. составил небывалую величину — 50,8%. Эко­номический подъем способствовал процессу финансового оздо­ровления страны: восстановлению равновесия на рынке капита­лов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объе­мов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга.
 Первая мировая война прервала широкое развитие банков­ской системы. Россия испытывала огромную потребность в де­нежных средствах для финансирования войны. В 1914—1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпус­ки билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровож­даемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.
 Следствием роста денежной массы, не подкрепленной то­варным производством, стало падение покупательной способно­сти рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качествен­ные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения — те­заврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебря­ные монеты, потом — медные. И в конце 1916 г. русское де­нежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали.
 Выпуск бумажных денег регулировался эмиссионным зако­нодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Госу­дарственном банке. Денежная масса в основном состояла из банковских кредитных билетов.
 Ко времени Февральской революции фактическое металли­ческое обеспечение кредитных билетов составляло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился в замкнутую валюту и на внешних рынках. Для преодоления инфляции и стабилиза­ции обесценивающегося рубля необходимы были прекращение войны и переход на мирные рельсы развития. Однако Фев­ральская революция и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно же, предопределило дальнейшее углубле­ние процессов внутреннего и внешнего обесценения бумажной валюты.
 В феврале 1917 г. в стране сложилось тяжелейшее финансо­вое положение.
 Февральская буржуазно-демократическая революция поло­жила конец абсолютной монархии. Но своей политикой Вре­менное правительство привело к крушению рубля. Затем в ре­зультате Октябрьского переворота власть перешла в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 г. Советское прави­тельство вышло из войны; в числе прочих мер оно аннулировало все государственные займы и иностранные в частности.
 Период 1917 — середина 1921 г. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его наиболее значи­тельным законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков. Декрет объявил банковское де­ло монополией государства и объединил все существовавшие в тот период частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком. Активы и пассивы этих банков были переданы Государственному банку, который был переименован в Народный банк РСФСР. Однако в условиях военного коммуниз­ма его деятельность замерла. Поэтому Декретом СНК от 19 янва­ря 1920 г. активы и пассивы Народного банка были переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.
 С переходом к НЭПу появились предпосылки для развития банковского дела. 30 июня 1921 г. СНК был издан Декрет об отмене ограничений денежного обращения, а также о мерах, не­обходимых для развития вкладной и переводной операций. Дек­рет отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могут находиться на руках у частных лиц, и установил начало непри­косновенности вкладов и банковской тайны. Таким образом, Советское правительство в 20-е гг. XX в. восстановило кредит­ную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, обществ вза­имного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к ус­ловиям рыночного хозяйствования.
 Но уже в конце 20-х гг. правительство России отказалось от многоукладной экономики, перешло к свертыванию негосударственных форм собственности, ликвидации рыночного хозяйст­ва и его структур, переводу граждан в положение людей, рабо­тающих у государства по найму.
 В конце 20-х — начале 30-х гг. основными доходными ис­точниками бюджета государства были поступления от общест­венного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия.
 Крупным шагом в перестройке финансовой работы была на­логовая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов.
 В 1932 г. общие нормы распределения прибыли были устра­нены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.
 В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджет­ных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов.
 В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно про­водило политику централизованного управления и планирова­ния народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой систе­ме страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему произ­водились перераспределения национального дохода в пользу воен­ных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресур­сы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений — все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны.
 В послевоенные годы бюджет государства был подчинен ре­шению задачи по ликвидации последствий войны и восстанов­лению разрушенного хозяйства.
 Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята в 1965 г. путем проведения реформы, направлен­ной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на раз­витие производства. Реформа предусматривала организацию но­вой системы экономического стимулирования.
 В 70-е гг. усилилось общее расстройство финансового хозяй­ства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.
 В конце 70-х гг. для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны тяжелое положение, была разработана эконо­мическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. По­становлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности про­изводства и качества работы» вводился нормативный метод рас­пределения прибыли. На основе утвержденных в 5-м финансо­вом плане показателей министерствам устанавливались стабиль­ные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. Причем нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования и т.д.
 В первой половине 80-х гг. в целях совершенствования хо­зяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствова­ния, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинанси­рование.
 Однако все эти мероприятия не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит в свою очередь негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, по­рождал инфляционные процессы.
 Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
 Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государ­ство. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.
 В ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 (п. «ж») Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы, включая федеральные банки.
 В соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и ут­верждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.
 В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
 а) разрабатывает и представляет Государственной Думе феде­ральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Го­сударственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
 б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.
 Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в об­ласти финансовой деятельности наряду с другими своими функ­циями в пределах соответствующей территории. В их компетен­цию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это прежде всего утверждение бюджетов соот­ветствующих уровней, установление налогов и сборов.
 Согласно принципу разделения властей прерогативой пред­ставительных государственных органов власти является приня­тие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
 Органы исполнительной власти (Правительство РФ, прави­тельства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечислен­ных законопроектов под контролем представительных органов.
 Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Консти­туции РФ и федеральных законов определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится и финансовая политика.
 В целях информационно-аналитического обеспечения Пре­зидента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджет­ное управление Президента РФ. Его деятельность распространя­ется на области общегосударственных финансов, бюджета, на­логовой политики, страхового дела, ценообразования, кредит­ных отношений и денежного обращения.
 Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и орга­нов. Под финансовой системой Российской Федерации понимают,
 во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответст­вующих денежных фондов;
 во-вторых, совокупность государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции финан­совую деятельность.
 Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность раз­личных сфер финансовых отношений, в процессе которых обра­зуются и используются фонды денежных средств.
 Финансовая система Российской Федерации включает:
 а) государственную бюджетную систему, состоящую из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
 б) внебюджетные специальные фонды;
 в) государственный и банковский кредит;
 г) фонды страхования (имущественного и личного);
 д) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
 При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использую­щимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финан­сам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
 Возглавляет систему финансовых органов Российской Феде­рации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.
 Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (минис­терства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рам­ках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
 Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финан­сово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.
 В единую систему органов государственного управления фи­нансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, горо­дах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.
 К финансовым органам относятся также органы, осуществ­ляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизо­ванные фонды денежных средств, органы налоговой и таможен­ной служб.
 Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществ­ляет финансовую деятельность государства, являясь органом го­сударственного управления и осуществляя государственное ру­ководство в области банковской деятельности. На него возло­жена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и де­нежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.
 Ряд органов в Российской Федерации специально занимают­ся контролем в области финансовой деятельности государства.
 Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Консти­туцией РФ, является постоянно действующим органом государ­ственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной па­латы РФ — организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федераль­ного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
 Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управле­ния доходами и расходами в процессе исполнения республикан­ского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.
 Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
 Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ — динамично наращивать правоохранительное воз­действие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.
 Таможенная служба — одна из опор российской государст­венности, источник пополнения государственной казны. Воз­главляет таможенную службу Государственный таможенный ко­митет РФ (ГТК РФ).
 Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
 (Подробнее см. главу «Органы, осуществляющие государст­венный финансовый контроль»).
 Глава 4 Сущность и функции финансов
 Итак, финансы представляют собой экономические отноше­ния, связанные аккумулированием, распределением и использо­ванием централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
 Следовательно, финансовая деятельность государства пред­ставляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.
 Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджет­ной системе и правительственных внебюджетных фондах.
 Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денеж­ные средства государства, которые поступают в его распоряже­ние как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государствен­ной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизо­ванные фонды государства; в-третьих, государственное страхо­вание; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.
 Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов пред­приятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетны­ми ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые вне­бюджетные фонды.
 Финансы являются неотъемлемой частью денежных отноше­ний, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономиче­ских отношениях.
 Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и на­ционального дохода, это орудие контроля за образованием и ис­пользованием фондов денежных средств.
 Главное предназначение финансов — путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
 Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:
 а) предприятиями в процессе приобретения товарно-мате­риальных ценностей, реализации продукции и услуг;
 б) предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их рас­пределении;
 в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
 г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
 д) отдельными звеньями бюджетной системы;
 е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.
 Финансы также выражают денежные отношения, опосре­дующие кругообращение фондов предприятий.
 Роль государства в аккумуляции, регулировании, распреде­лении и использовании централизованных и децентрализован­ных денежных средств особенно возрастает в переходный пери­од к рыночной системе хозяйствования. Что касается централи­зованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сбо­ров, эмиссии денег и т.д.
 Другое дело — децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.
 Любая финансовая деятельность государства связана с рас­ходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в об­ласти экономики и социальных процессов, но в сферах полити­ки, демографии, экологии и т.д.
 Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали про­ведение финансовой деятельности государства, поскольку осу­ществляется она, естественно, в правовой форме.
 Без участия финансов не может быть распределен нацио­нальный доход, являющийся главным материальным источни­ком денежных доходов и фондов. С учетом объемов националь­ного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития эконо­мики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.
 Как уже говорилось, состояние финансов отражает, опреде­ляет состояние экономики страны.
 Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — по­нятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же фи­нансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста­билизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.
 Основные функции финансов две: распределительная и кон­трольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция озна­чает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
 Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в созда­нии так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуют­ся при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.
 Дальнейшее перераспределение национального дохода свя­зано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределе­нием средств в интересах эффективного и рационального ис­пользования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводст­венной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и со­циальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, на­логи.
 Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:
 • производственной и непроизводственной сферами народ­ного хозяйства;
 • отраслями материального производства;
 • отдельными регионами страны;
 • формами собственности;
 • социальными группами населения.
 Конечная цель распределения и перераспределения нацио­нально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уров­ня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованно­сти коллективов предприятий и организаций, а также работни­ков в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, дос­тижении высоких результатов при наименьших затратах.
 Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом ак­кумуляции и использования денежных доходов и фондов, объ­ективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.
 Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отно­шений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.
 Финансовый контроль — важное средство обеспечения за­конности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль при­обретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тен­денция роста «беловоротничковой» экономической преступности.
 Таким образом, финансовый контроль — это регламентиро­ванная нормами права деятельность государственных, муници­пальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирова­ния, обоснованности и полноты поступления доходов в соответ­ствующие фонды денежных средств, правильности и эффектив­ности их использования.
 Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и органи­заций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансо­вый контроль, его сущность и виды»).
 Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, ау­диторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.
 Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государ­ство воздействует на воспроизводственный процесс через фи­нансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
 Стабилизационная функция финансов заключается в обеспе­чении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию фи­нансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры­ночных отношений.
 Функции финансов реализуются через финансовый меха­низм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок форми­рования и использования централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств, методы финансового плани­рования, формы управления финансами и финансовой систе­мой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, по­скольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.
 Один из важных элементов финансового механизма — фи­нансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.
 В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:
 а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
 б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
 в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;
 г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.
 Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:
 1-й год — год, на который составляется бюджет;
 2-й и 3-й годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.
 Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
 Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отноше­ний, которые оно должно регулировать, а также особенностями этого регулирования. Отсюда следует, что финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не­обходимых для реализации их задач.
 Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в це­лях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
 Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.
 1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распре­деление финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой дея­тельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.
 2. Осуществление государством финансовых функций проте­кает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов дейст­вия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюд­жетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются предста­вительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти.
 3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также орга­нов местного самоуправления.
 Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по обра­зованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
 По своему характеру эти формы могут быть правовыми, кото­рые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового за­конодательства населению и другая организаторская работа; фи­нансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнова­ний из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.
 Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу­лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы фи­нансовой деятельности государства и органов местного само­управления.
 Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмот­ренной форме и имеющие юридические последствия решения го­сударственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
 По юридическим свойствам финансово-правовые акты под­разделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установ­ленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участ­никам финансовых отношений, ведет к возникновению, изме­нению или прекращению конкретных финансовых правоотно­шений.
 По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федера­ции по вопросам финансовой деятельности государства, и под­законные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и при­нятые во исполнение закона.
 Характерной особенностью финансово-правовых актов явля­ется наличие среди них большой группы финансово-плановых ак­тов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности го­сударства и органов местного самоуправления и содержат кон­кретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и исполь­зованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной фи­нансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государ­ственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финан­совые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управ­ления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) пред­приятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обес­печиваемых из государственного и местного бюджетов.
 Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. ос­новополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наи­более существенные особенности и целенаправленность. Основ­ное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финан­совой деятельности.
 Среди таких принципов можно выделить следующие.
 1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных инте­ресов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необхо­димыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имею­щих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедея­тельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.
 2. Единство финансовой политики и денежной системы пред­полагает, что самостоятельность субъектов Федерации не долж­на выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогооб­ложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанав­ливаются федеральным законом.
 Единство финансовой политики является необходимым усло­вием гарантированного Конституцией РФ единства экономиче­ского пространства в стране и свободного перемещения финан­совых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.
 3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное фи­нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде­рации осуществляет собственное правовое регулирование фи­нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель­ность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
 4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательст­вом РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоя­тельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и ис­пользуют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
 5. Социальная направленность финансовой деятельности в Рос­сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, ха­рактеризующей Российскую Федерацию как социальное государст­во, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
 6. Распределение функций в области финансовой деятельно­сти происходит на основе разделения законодательной (предста­вительной) и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов власти.
 7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и че­рез своих представителей.
 8. Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регули­рующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликованы офи­циально для всеобщего сведения (ст. 15).
 9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предпри­ятий, организаций и учреждений.
 Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
 Финансовый контроль является неотъемлемой составной ча­стью финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований и представляет собой объективно необходимую и об­щественно-полезную деятельность. В системе управления хозяй­ственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.
 Таким образом, финансовый контроль — это контроль за фи­нансовой деятельностью всех экономических субъектов (государ­ства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при по­мощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить по­ставленные задачи.
 Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
 1) как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законо­дательства и финансовой дисциплины всех экономических субъ­ектов;
 2) как неотъемлемый элемент управления финансами и де­нежными потоками для обеспечения целесообразности и эффек­тивности финансовых операций.
 Объектом финансового контроля прежде всего являются де­нежные отношения, возникающие при формировании и исполь­зовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является много­уровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
 Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономиче­ских субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.
 Финансовый контроль можно разделить (как это и практику­ется в экономически развитых странах) на две взаимодействую­щие, но самостоятельные составляющие: государственный фи­нансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

<< Пред.           стр. 1 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу