<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 а) анализ документов, предоставляемых страховщиками в Министерство финансов РФ для получения лицензий, и дача по ним заключения;
 б) регистрация страховых компаний;
 в) ведение единого реестра страховщиков;
 г) установление правил формирования и размещения страхо­вых резервов;
 д) обобщение страховой практики страховой деятельности;
 е) контроль за обеспечением платежеспособности страхов­щиков.
 В ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации» дано определение правового понятия «страхо­вание». В соответствии с этим определением страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
 На рынке страхования государственный сектор представлен акционерным обществом «Росгосстрах», коммерческий — стра­ховщиками различного организационно-правового статуса (пре­жде всего открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью).
 Государственный надзор за страховой деятельностью в Рос­сийской Федерации осуществляется в целях соблюдения зако­нодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка страховых услуг и защиты прав и интересов уча­стников страховых отношений.
 Основными участниками страховые отношений являются:
 а) страхователи — юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;
 б) страховщики — юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхо­вания соответствующего вида;
 в) страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соот­ветствии со своими полномочиями;
 г) страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществ­ляющие посредническую деятельность по страхованию от сво­его имени и представляющие интересы страхователя или стра­ховщика.
 Страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объ­ектом купли-продажи является такой товар, как страховая ус­луга, и где формируются на него предложение и спрос.
 Одной из основных особенностей страхования является веро­ятностный характер отношений, поскольку невозможно заранее предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет раз­мер причиненных убытков. Именно это и определило порядок возмещения материального ущерба путем распределения его на солидной основе между отдельными заинтересованными собст­венниками. У страхования есть и другие отличительные черты, в частности, возвратность средств — страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании, а также це­левое использование создаваемого фонда (расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обу­словленных условиями договора страхования).
 В удостоверение заключенного договора страхователь полу­чает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, в котором содержатся перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок измене­ния и прекращения действия договора и другие условия, регули­рующие правовые отношения сторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страхова­нии третьих лиц в пользу застрахованных.
 Страхование как самостоятельное звено финансовой систе­мы выполняет все основные функции категории финансов, но в специфическом их проявлении, в частности:
 — предупредительную функцию — страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, на­пример, на профилактические мероприятия, для инвестирова­ния в промышленность, строительство, социально-экономи­ческие, экологические и другие программы и т.д.;
 — восстановительную (защитную) — при наступлении стра­хового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных юридическими и физическими лицами;
 — сберегательную — при использовании страхования как средства защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых взносов;
 — контрольную — страховые платежи собираются в страховом фонде на строго определенные цели и используются также в строго обусловленных случаях и строго определенным кругом лиц.
 Страховые услуги в страховании могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности.
 В соответствии со ст. 935 Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законом или в установленном порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или опе­ративном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать свое имущество. Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:
 — жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
 — риск своей гражданской ответственности, которая может на­ступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или иму­ществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
 Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
 К сфере обязательного страхования относятся:
 — обязательное личное страхование пассажиров от несчаст­ных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внут­реннем, водном и автомобильном транспорте;
 — обязательное государственное личное страхование военно­служащих и военнообязанных, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внут­ренних дел;
 — обязательное государственное личное страхование сотруд­ников Министерства РФ по налогам и сборам;
 — обязательное бесплатное государственное страхование лич­ности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;
 — обязательное государственное личное страхование долж­ностных лиц таможенных органов РФ;
 — обязательное государственное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования СПИД;
 — обязательное медицинское страхование граждан РФ;
 — обязательное страхование работников предприятий с осо­бо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, спасатели МЧС, ра­ботники железнодорожного транспорта, водители авто-электро­транспорта и др.);
 — обязательное страхование имущества, принадлежащего гра­жданам (дома, садовые домики, гаражи, хозяйственные построй­ки) в размере 40% их стоимости по государственной оценке;
 — обязательное страхование имущества и имущественных интересов сельскохозяйственных предприятий.
 Добровольное страхование осуществляется в силу закона и на добровольной основе. Закон определяет наиболее общие усло­вия страхования. Конкретные же условия страхования регули­руются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования. Страховщик самостоятельно разрабатывает такие правила, и основой для этого является страховое законодатель­ство и страховые потребности потенциальных клиентов (страхо­вателей). Например, общие условия страхования от несчастных случаев устанавливают необходимый минимальный возраст страхователей — 16 лет, дают определение страхового случая (обстоятельства, сопровождающиеся ранениями или увечьями, но не преднамеренные), фиксируют размеры страховых выплат (в частности, повреждение челюсти — 80% выплаты, указатель­ного пальца кисти — 10%) и т.д.
 Однако необходимо отметить, что правила страхования яв­ляются чисто административным актом, являющимся обяза­тельным для выполнения только в локальных масштабах (стра­ховая организация).
 Правила страхования являются основой для заключения до­говора, иными словами, предложением страховщика, содержащим его условия оказания страховой услуги. Страхователь мо­жет согласиться с предложенными в правилах условиями стра­хования либо выдвинуть дополнительные условия. В любом слу­чае необходимо достижение соглашения. При его отсутствии страхователь будет вынужден искать другого страховщика, кото­рый согласился бы на его условия, впрочем, как и страховщик, которому придется искать себе другого клиента.
 Страхование классифицируется по двум направлениям: по объектам страхования и по роду опасностей.
 Статья 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» определяет, что объектами страхования могут быть не противо­речащие законодательству имущественные интересы, связанные:
 — с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
 — с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
 — с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, при­чиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
 Это три отрасли страхования, которые подразделяются на множество видов.
 Наиболее распространены на российском страховом рынке следующие виды страхования:
 — страхование жизни;
 — страхование здоровья при поездках за границу;
 — страхование пенсий;
 — страхование детей от несчастных случаев;
 — страхование от несчастных случаев профессиональных групп;
 — медицинское страхование;
 — страхование ритуальных услуг.
 Личное страхование может быть индивидуальным и группо­вым. По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) выплатить единовременно или периодически оговоренную договором сум­му в случае причинения вреда жизни или здоровью самого стра­хователя или застрахованного лица, а также достижения им оп­ределенного возраста или наступления в его жизни предусмот­ренного договором события.
 Имущественное страхование защищает интересы страховате­ля, связанные с владением, пользованием, распоряжением иму­ществом и товарно-материальными ценностями.
 Наиболее распространены на российском страховом рынке следующие виды имущественного страхования:
 — сельскохозяйственное;
 — страхование транспортных средств;
 — страхование имущества граждан;
 — страхование имущества предприятий различных форм соб­ственности.
 По договору имущественного страхования в соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ страховщик обязуется за обу­словленную договором плату (страховую премию) при наступле­нии предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (вы­платить страховое возмещение) в пределах определенной дого­вором страховой суммы.
 По договору имущественного страхования, в частности, могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:
 — риск утраты, недостачи или повреждения имущества (ст. 930 ГК РФ);
 — риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответ­ственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. ст. 931, 932);
 — риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполуче­ния ожидаемых доходов - предпринимательский риск (ст. 933).
 Страхование ответственности защищает как интересы самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая ор­ганизация, так и интересы других (третьих) лиц, которым гаран­тируется выплата за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имуществен­ного положения. Страхование ответственности предусматривает возможность при причинении вреда как здоровью, так и имуще­ству третьих лиц в силу закона или по решению суда произво­дить выплаты, компенсирующие причиненный вред. В этом виде страхования не предусматривается и та страховая сумма, которая должна быть выплачена хозяйствующему субъекту (застрахован­ному). И застрахованный, и размер страховой суммы выявляют­ся только при наступлении страхового случая, т. е. при причи­нении ущерба третьим лицам.
 Страхование ответственности заемщика за непогашение кре­дита практикуется в банковской деятельности, связанной с по­вышенным риском проведения активных кредитных операций банков по выдаче ссуд. Договор страхования заключается между страховой компанией — страховщиком и заемщиками — страхо­вателями. Объект страхования - ответственность заемщика пе­ред банком, выдавшим кредит.
 В мировой практике одним из наиболее распространенных видов обязательного страхования является страхование граждан­ской ответственности владельцев автотранспортных средств, ко­торое обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмеще­ния в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца транспортного средства по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших в результате ДТП по вине страхователя.
 Современной страховой практикой осваиваются также виды страхования профессиональной ответственности врачей, юри­стов, нотариусов и т.д.
 Страховыми случаями при обязательном государственном личном страховании являются:
 — для лиц гражданских специальностей — гибель (смерть) за­страхованного лица, причинение телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих (либо не исключающих) возмож­ность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью;
 — для военнослужащих и приравненных к ним лиц — гибель (смерть), увечье (ранение, контузия, травмы) или заболевания, полученные в период прохождения ими военной (иной прирав­ненной) службы или военных сборов и некоторые другие.
 Страхование коммерческих рисков включает те виды страхо­вания, в которых заинтересован прежде всего предприниматель. Объект страхования - коммерческая деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и матери­альных ресурсов в каком-либо виде производства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей прибыли.
 При этом покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи страхования:
 — от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения про­цесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятель­ности;
 — от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции;
 — от арендной платы (если помещение не может быть сдано в аренду из-за разрушения в результате страхового случая);
 — дохода от ренты (если выгодные арендные соглашения могут быть расторгнуты в результате страхового случая);
 — восстановительной стоимости имущества (для возмещения расходов, превышающих действительную стоимость застрахо­ванного имущества).
 Кроме того, подлежат страхованию технические риски — строительно-монтажные, эксплуатационные, риски новой тех­ники и технологии, а также финансово-кредитные риски — экс­портные кредиты (на случай банкротства импортера либо его продолжительной неплатежеспособности); расходы по вступле­нию экспорта на новый рынок; банковские кредиты от риска не­платежа заемщика (страхователь — банк); коммерческий кредит (страхование векселей); залоговые операции; валютные риски (возможные потери от колебания валютных курсов); биржевые операции и сделки; от инфляции; от риска неправомерного при­менения финансовых санкций органами налогового контроля.
 Стандартный банковский полис гарантирует банку возмеще­ние убытков, причиненных:
 а) преступной деятельностью банковских служащих при ис­полнении ими служебных обязанностей;
 б) кражей или подделкой денежных документов и ценных бумаг (векселей, чеков, депозитных сертификатов, кассовых ор­деров и т.д.);
 г) принятием банком фальшивых денежных знаков;
 д) компьютерным мошенничеством.
 Помимо страхования наибольших результатов страховых операций можно достичь путем перестрахования, при котором страховщик часть ответственности по принятым на себя обяза­тельствам перед страхователем передает другому страховщику на согласованных с ним условиях. Целью перестрахования является равномерное распределение рисков, а также обеспечение фи­нансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Иными словами, риск выплаты страхового возмещения и стра­ховой суммы, принятый на себя страховщиком, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (или страховщиков) по заключенному с ним (с ними) договору. При этом страховщик по основному договору страхования, за­ключивший договор перестрахования, в последнем договоре считается страхователем.
 В соответствии со ст. 967 ГК РФ при перестраховании ответ­ственным перед страхователем по основному договору страхова­ния за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору. Возможно последова­тельное заключение двух или нескольких договоров перестрахо­вания.
 В договоре перестрахования участвуют две стороны: стра­ховщик, передающий риск — цедент, и страховщик, прини­мающий риск, или перестраховщик — цессионарий. Процесс пе­редачи риска при перестраховании называется цедированием риска. Объектом же в этих отношениях выступает имуществен­ное положение страховщика, в связи с чем он передает часть исполнения обязательств перестраховщику.
 В страховом деле есть и еще один метод распределения и выравнивания рисков — сострахование, когда объект страхова­ния страхуется по одному договору страхования несколькими страховщиками. При этом, если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, то они несут со­лидарную ответственность перед страхователем (выгодоприобре-тателем) за выплату страхового возмещения по договору имуще­ственного страхования или страховой суммы по договору лич­ного страхования (ст. 953 ГК РФ).
 В соответствии со ст. 968 ГК РФ граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Данные общества являются некоммерческими организациями, а их пра­вовое положение и условия деятельности определяются в соот­ветствии с Гражданским кодексом РФ законом о взаимном страховании.
 Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
 С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации», в котором определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Данный Закон обеспечи­вает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. Средства обязательного медицин­ского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджет­ном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая фи­лиалы) - территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ОМС).
 Федеральный фонд ОМС — юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в госу­дарственной собственности Российской Федерации, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъя­тию не подлежат.
 Федеральный фонд ОМС выполняет следующие основные за­дачи:
 — обеспечивает реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
 — обеспечивает права граждан в системе обязательного ме­дицинского страхования;
 — участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
 — разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
 Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в раз­мерах, определяемых в соответствии с перечнем оценочных кри­териев:
 а) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» — наличие тер­риториальной программы обязательного медицинского страхо­вания, обеспеченность ее источниками финансирования, полно­та сбора страховых взносов;
 б) эффективность использования финансовых средств участ­никами системы ОМС;
 в) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;
 г) дотационность бюджета субъекта РФ;
 д) комплексный показатель здоровья населения.
 Кроме того. Федеральный фонд ОМС финансирует целевые программы развития ОМС.
 Финансовые средства, аккумулирующиеся в Федеральном фонде ОМС, поступают из следующих источников:
 а) часть страховых взносов предприятий;
 б) взносы территориальных фондов на реализацию совмест­ных программ;
 в) средства, поступающие из федерального бюджета, на вы­полнение программ ОМС в масштабах страны;
 г) доходы от использования временно свободных финансо­вых средств Федерального фонда;
 д) нормированный страховой запас финансовых средств Фе­дерального фонда ОМС.
 Основными направлениями расходования средств из фондов ОМС являются следующие:
 — финансирование обязательного медицинского страхова­ния, проводимого страховыми медицинскими организациями;
 — предоставление кредитов страховщикам;
 — организация подготовки специалистов для системы обяза­тельного медицинского страхования;
 — другие мероприятия.
 По профамме ОМС страхователями работающих граждан являются работодатели, уплачивающие страховой взнос в разме­ре 3,6% от фонда оплаты труда; за неработающих (в том числе пенсионеров, детей, студентов, безработных) средства на ОМС поступают из местных бюджетов.
 Кроме ОМС, организация медицинского страхования преду­смотрена и в добровольной форме — добровольное медицинское страхование (ДМС). ДМС проводится в индивидуальном поряд­ке — за счет личных взносов граждан и в групповой форме — за счет свободных средств предпринимателей. ДМС обеспечивает страхователю:
 — возможность свободного выбора лечебного учреждения;
 — получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого качества.
 Общими задачами ОМС и ДМС являются гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения ме­дицинской помощи за счет накопленных средств и проведение профилактических мероприятий.
 Объектом ДМС выступает страховой риск, связанный с за­тратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который за­ключил такой договор самостоятельно, получает на руки страхо­вой медицинский полис.
 Граждане Российской Федерации имеют право на:
 — выбор медицинской страховой организации;
 — выбор медицинского учреждения и врача;
 — получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства (меди­цинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан);
 — получение медицинских услуг, соответствующих по объе­му и качеству условиям договора, независимо от размера факти­чески выплаченного страхового взноса;
 — предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на мате­риальное возмещение причиненного по их вине ущерба, незави­симо от того, предусмотрено ли это в договоре медицинского страхования;
 — возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями до­говора.
 На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, а также иностранные граждане, постоянно прожи­вающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.
 Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
 Страховые платежи в государственные социальные внебюд­жетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей. Поэтому работодатели, находящиеся на терри­тории РФ, подлежат обязательной регистрации в качестве страхо­вателей в региональных отделениях Фонда или их филиалах.
 В качестве работодателей выступают:
 — организации — юридические лица любой организацион­но-правовой формы (в том числе иностранные, осуществляю­щие деятельность на территории РФ через постоянные предста­вительства);
 — граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
 Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимате­лей, осуществляющие свою деятельность без образования юри­дического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся ча­стной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке за исключением Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
 Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.
 Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, пра­вовой режим которого определен постановлением Правительст­ва РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.
 Источниками образования Фонда служат:
 — страховые взносы работодателей — организаций и граж­дан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору;
 — доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
 — ассигнования из федерального бюджета на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных ава­рий на других атомных объектах;
 — добровольные взносы граждан и юридических лиц;
 — иные доходы.
 Расходы Фонда направляются на:
 а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, бе­ременности и родам, при рождении ребенка и до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
 б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание;
 в) частичное содержание находящихся на балансе страхова­телей санаториев-профилакториев;
 г) частичная оплата путевок в детские загородные оздорови­тельные лагеря;
 д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и т.д.
 Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности
 Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
 Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями — гражданами и юридическими лицами не­зависимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, кото­рая строится на партнерских отношениях, предполагающих вза­имный интерес и соответственно возмездный характер этих от­ношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).
 Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) является категорией исто­рической, которая отражает развитие экономических отношений в обществе. В условиях рынка он представляет собой движение ссудного, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду.
 Ведущей формой кредитных отношений в рыночной эко­номике является банковский кредит, т.е. кредит в виде денеж­ных ссуд, предоставляемый банками и другими кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию, любым хозяйствующим субъектам.
 Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. — скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.
 Банки в условиях рыночной экономики являются главны­ми звеньями кредитной системы. Банковским законодательст­вом СССР и России 1988—1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк РФ, а также филиалы и пред­ставительства иностранных банков. Первый уровень — Цен­тральный банк РФ, второй — коммерческие, включающие сберега­тельные, ипотечные инвестиционные и другие виды банков.
 В соответствии с законодательством создана сеть коммерче­ских банков: универсальных и специализированных, региональ­ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо­микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан­ковской системы. В течение 1988—1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и коопера­тивных банков в основном на базе денежных накоплений от­дельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.
 Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства­ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко уменьшается количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество ком­мерческих банков сократилось до 1764.
 В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По форме собственности банки делят­ся на паевые, акционерные и смешанные. Основная часть бан­ков сосредоточена в Центральном районе (855), из них в Москве — 729. В основном преобладают универсальные банки, и прак­тически не развита сеть специализированных банков, в частно­сти ипотечных.
 Постепенно банковская система Российской Федерации со­вершенствуется, развивается, что проявляется в росте сети фи­лиалов, представительств внутри страны и за рубежом, в расши­рении сети небанковских кредитных учреждений. При этом по­литика Центрального банка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.
 Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древ­ности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во вре­мена Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналич­ный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кре­дитных операций.
 Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходи­ло большинство торговых путей, связывающих Европу со стра­нами Востока. В начале XV в. возникли первые банки совре­менного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Венеции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых государств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.
 В России первые банковские учреждения появились в сере­дине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными — Дворянский и Купе­ческий (1754 г.) банки. Эти банки были собственностью прави­тельства России и проводили его политику. Они активно креди­товали земельную аристократию, казначейство. Во главе банков стояли представители крупнейших дворянских фамилий. Так, Петербургскую и Московскую конторы Ассигнационного банка возглавлял граф А.П. Шувалов, а главным директором Государ­ственного заемного банка был Г.П. Гагарин, действительный статский советник, сенатор. Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зару­бежных филиалов.
 В 60-х гг. XIX в. правительство России было вынуждено ре­организовать кредитную систему, которая уже не отвечала эко­номическим условиям государства. В результате были ликвиди­рованы казенные банки, вместо них организованы государст­венные кредитные учреждения, было разрешено создавать негосударственные банки. Таким образом была образована раз­ветвленная кредитная система, появились банки нового типа, получили развитие качественно иные банковские операции.
 К 1872 г. банковская система России состояла из Государст­венного банка, первым управляющим которого был крупнейший предприниматель барон А.Л. Штиглиц, сын главы банкирского дома Л. И. Штиглица, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кре­дитования. Широкое развитие банковской системы было пре­рвано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России на­считывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений бан­ков, делившихся на государственные, общественные и частные. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система Рос­сии в результате национализации банков была фактически лик­видирована.
 В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуата­ции банковым капиталом и в целях образования подлинно слу­жащего интересам народа и беднейших классов единого Народ­ного банка Российской республики». Декрет объявил банковое дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и бан­кирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918—1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреж­дений (земельные и городские банки, общества взаимного кре­дита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Госу­дарственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управле­нию Наркомфина.
 Кредитный билет (1917 г.)
 Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения де­нежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России.*
 
 * См.: Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник. Под. ред. Г.П. Журавле­вой, Н.Н. Мильчаковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — С.355—357.
 
 Организация и деятельность банков регулируются при по­мощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применение нормы, регулирующие имущест­венный оборот вообще (например, нормы Гражданского кодек­са), и нормы, непосредственной целью которых является урегу­лирование тех или иных вопросов банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельности осуществля­ется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона РФ от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) и «Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)», другими федеральными зако­нами, а также нормативными актами Банка России.
 Таким образом, под банковским правом понимается совокуп­ность норм права, содержащих предписания, относящиеся к бан­ковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые от­ношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банков­ской деятельностью.
 В России условиями возникновения и формирования поня­тия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:
 • создание новых кредитных организаций или коммерциа­лизация уже действующих банков, целью которых является по­лучение прибыли при помощи используемых на свой риск фи­нансовых инструментов;
 • преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необхо­димо банковское право;
 • развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.
 Все банковские операции и другие сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответст­вующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе их мате­риально-техническое обеспечение, устанавливаются Банком Рос­сии в соответствии с федеральными законами.
 Кредитной организации запрещается заниматься производствен­ной, торговой и страховой деятельностью.
 Уголовный кодекс РФ (УК РФ), введенный в действие с 1 ян­варя 1997 г., в отличие от старого, предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления, связанного с не­законной банковской деятельностью, так как оно нарушает по­ложение Федерального закона «О банках и банковской деятель­ности», связанное с установленными правилами осуществления деятельности банков Российской Федерации.
 Незаконная банковская деятельность выражается в осущест­влении банковских операций без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обяза­тельна, либо с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в круп­ном размере.*
 
 * См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Раздел VIII, ст. 172.
 
 Уголовная ответственность в УК РФ предусмотрена также за неправомерные действия при банкротстве, если руководители или собственником организации-должника либо индивидуаль­ным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства были совершены действия по сокрытию имущества или имущественных обязательств сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имущест­ве, по передаче имущества в иное владение, отчуждению или уничтожению имущества, а равно сокрытию, уничтожению, фальсификации бухгалтерских и других документов, отражаю­щих экономическую деятельность, и данные действия причини­ли крупный ущерб. Кроме того, уголовная ответственность пре­дусматривается за преднамеренное или фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное получение кредита и другие преступления в сфере экономической деятельности.
 Глава 32 Центральный банк РФ
 Центральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
 Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти­туцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
 Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
 1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
 2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защи­ту и т.п.);
 3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рын­ка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
 Подотчетность Банка России Государственной Думе означа­ет, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди­ректоров Банка России. Банк России представляет Государст­венной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за­ключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
 Банк России независим в пределах выполнения своих пол­номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления не имеют права вмешиваться в его дея­тельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
 Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
 Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специ­альной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кре­дитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
 Полномочия Центрального банка, направленные на предпри­нимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он име­ет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммер­ческие операции, предусмотренные законом.
 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России об­служивает счета бюджетов и осуществляет функции генераль­ного агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3).
 Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:
 • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностран­ным валютам;
 • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
 • обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов.
 В соответствии с целями, поставленными перед Централь­ным банком РФ, его основными задачами являются следующие:
 • активное участие в разработке денежно-кредитной и фи­нансово-бюджетной политики Правительства РФ;
 • всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
 • сокращение бюджетного дефицита;
 • поддержание стабильного денежного обращения;
 • обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
 • обеспечение государственного фонда валютных резервов;
 • расширение кредитования коммерческих банков, в основ­ном за счет ресурсов эмиссионного фонда;
 • расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;
 • максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.
 Исходя из поставленных целей и задач Банк России выпол­няет следующие функции:
 • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устой­чивости рубля;
 • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и ор­ганизует их обращение;
 • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
 • устанавливает правила осуществления расчетов в Россий­ской Федерации;
 • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
 • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных ор­ганизаций и организаций, занимающихся их аудитом;
 • осуществляет надзор за деятельностью кредитных органи­заций;
 • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными органи­зациями в соответствии с федеральными законами;
 • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
 • определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
 • организует и осуществляет валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки;
 • участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос­сийской Федерации и организации составления платеж­ного баланса России.
 Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законо­дательства и установленных им нормативных актов.
 Главная цель банковского регулирования и надзора заключа­ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешива­ется в оперативную деятельность кредитных организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуще­ствляет по следующим направлениям:
 • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов откры­той валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
 • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксирован­ной ставке;
 • кредитование кредитных организаций;
 • управление ликвидностью банковской системы путем по­купки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирова­ния банковской ликвидности — операции типа репо;
 • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
 • установление правил проведения отдельных банковских опе­раций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтер­ской и статистической отчетности кредитных организаций;
 • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
 • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.
 Таким образом, для кредитных организаций Банк России ус­танавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтер­ской и статистической отчетности. В целях обеспечения устой­чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
 В этих полномочиях Банка России проявляются его коорди­нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, яв­ляющиеся его филиалами.
 В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, не­предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребо­вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.
 Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциа­циями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рас­сматривает предложения по вопросам регулирования банков­ской деятельности.
 Одним из инструментов денежно-кредитной политики Цен­трального банка РФ являются кредитные аукционы, которые проводятся ЦБ РФ на основе решений Аукционного комитета ЦБ РФ при участии главных территориальных управлений (на­циональных банков) ЦБ РФ в форме аукционов заявок коммер­ческих банков. Валютой аукционов является рубль Российской Федерации. ЦБ РФ объявляет о дате проведения аукциона не позднее, чем за 7 календарных дней.
 В аукционе участвуют: с одной стороны — Банк России (продавец), с другой — коммерческие банки и кредитные учре­ждения Российской Федерации (покупатели). Не могут быть участниками аукционов филиалы коммерческих банков.
 К участию в аукционе допускаются коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности на территории Российской Федерации, внесенные в регистраци­онную книгу Банка России и проработавшие не менее года к мо­менту подачи заявки (см. Приложение 1) на участие в аукционе.
 Приложение 1
 Обязательными условиями допуска коммерческих банков к аукциону являются следующие:
 • наличие корреспондентского счета банка в соответствую­щем подразделении ЦБ РФ;
 • отсутствие на корреспондентском счету дебетового сальдо;
 • отсутствие просроченной задолженности по кредитам Банка России.
 Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны вы­полнять установленные экономические нормативы в соответст­вии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. № 1, своевре­менно и в полном объеме перечислять средства в фонд обяза­тельных резервов, иметь аудиторское заключение по годовому отчету, не допускать нарушений в представлении бухгалтерской и статистической отчетности Банку России.
 По итогам аукциона заключается кредитный договор между главным территориальным управлением (национальным банком) и коммерческим банком.
 Банк России может осуществлять банковские операции по об­служиванию представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, их учреж­дений и организаций, государственных внебюджетных фондов, во­инских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
 Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю­щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
 Центральный банк РФ не имеет права:
 • осуществлять банковские операции с юридическими лица­ми, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случа­ев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
 • приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 ука­занного Федерального закона;
 • осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
 • заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
 • пролонгировать предоставленные кредиты; исключение может быть сделано по решению Совета директоров.
 Банк России несет ответственность в порядке, установлен­ном федеральными законами.
 В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со­ответствующую доверенность в установленном порядке.
 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
 Головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ), межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуются РКЦ) являются структурным подраз­делением Банка России, действующим в составе территориаль­ного учреждения Банка России. Создание РКЦ, его реорганиза­ция и ликвидация осуществляются решением Совета директоров Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Типовым положением «О расчетно-кассовом центре Банка Рос­сии», принятым 7 октября 1996 г. № 336, и иными норматив­ными актами Банка России.
 Основной целью деятельности РКЦ как структурного под­разделения Банка России, осуществляющего банковские опера­ции с денежными средствами в условиях двухуровневой банков­ской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Россий­ской Федерации.
 РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федераль­ных законов, указанного Положения и иных нормативных актов Банка России.
 Взаимоотношения РКЦ с обслуживаемыми кредитными ор­ганизациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.
 РКЦ выполняет следующие функции:
 • осуществляет расчеты между кредитными организациями (филиалами);
 • осуществляет кассовое обслуживание кредитных организа­ций (филиалов);
 • хранит наличные деньги и другие ценности, совершает операции с ними и обеспечивает их сохранность;
 • обеспечивает учет и контроль осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспон­дентские счета (субсчета), открываемые кредитным орга­низациям (филиалам);
 • обеспечивает учет и контроль осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), от­крываемые кредитным организациям (филиалам);
 • осуществляет расчетно-кассовое обслуживание представи­тельных и исполнительных органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, ведение счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства Министерства финан­сов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными за­конами;
 • осуществляет обслуживание клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
 • обеспечивает защиту ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
 • разрабатывает и представляет в территориальное учреждение Банка России прогноз по эмиссионному результату на пред­стоящий квартал в целом по обслуживаемой территории;
 • устанавливает предельные остановки денежной налично­сти в операционных кассах кредитных организаций (фи­лиалов), других юридических лиц и осуществляет опера­тивный контроль за их соблюдением в соответствии с дей­ствующим порядком;
 • осуществляет контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организа­циями;
 • составляет на основании данных кредитных организаций календарь выдач денег на оплату труда и представляет его в территориальное учреждение Банка России;
 • проверяет работу кредитных организаций по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре;
 • регулирует обязательные резервы, депонируемые в Банке России, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверяет достоверность расчетов обязательных резервов;
 • участвует в реализации функциональных задач территори­ального учреждения Банка России:
 — в порядке передоверия права по предоставлению банкам кредитов Банка России в установленном порядке;
 —по его распоряжению участвует в проведении инспек­ционных проверок кредитных организаций (филиалов), применяет к обслуживаемым кредитным организациям санкции в виде штрафа в соответствии со ст. 75 Феде­рального закона «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)» и др.
 Кроме того, дополнительно РКЦ осуществляет транзитные и контрольные операции по расчетам с кредитными организация­ми, расположенными на территории государств, входящих в со­став СНГ, стран Балтии и Грузии; транзитные и контрольные организации по межрегиональным и внутрирегиональным элек­тронным платежам, обеспечивает централизованное экспедиро­вание почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях при взаимодействии со специализированными службами доставки; осуществляет денеж­ные расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг и другие операции с ценными бумагами.
 РКЦ также обеспечивает учет операций по выпуску и реали­зации облигаций, выплате купонов по облигациям Государст­венных Республиканских внутренних займов, а также иных оп­ределенных ЦБР операций с ценными бумагами.
 В соответствии с возложенными на него функциональными задачами РКЦ осуществляет следующие основные операции:
 • открытие, переоформление и закрытие корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам) по месту их нахождения, а также других счетов юридиче­ским и физическим лицам;
 • списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кре­дитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;
 • контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами;
 • контроль осуществления платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц;
 • учет списания (зачисления) средств посредством отраже­ния на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, от­крытых на балансе РКЦ (ЦОУ);
 • выверка отражения расчетных операций на корреспон­дентских счетах (субсчетах) и других счетах, открытых на балансе РКЦ (ЦОУ);
 • защита расчетно-денежных документов с применением специальных средств;
 • прием и выдача ценностей из резервных фондов;
 • учет эмиссионных операций;
 • прием и выдача наличных денег кредитным организациям (филиалам) и другим юридическим и физическим лицам;
 • обработка денежной наличности;
 • открытие и закрытие ссудных счетов по рефинансирова­нию банков Банком России на основании кредитных до­говоров, заключенных территориальным учреждением Банка России;

<< Пред.           стр. 11 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу