<< Пред. стр. 17 (из 20) След. >>
7.2. Настоящий договор может быть расторгнут Лизингополучателем в случае, когда объект лизинга не передан Лизингополучателю в течение 150 (сто пятьдесят) календарных дней с даты подписания настоящего договора из-за обстоятельств, за которые полностью отвечает Лизингодатель. При этом Лизингодатель возвращает Лизингополучателю сумму его авансового платежа и всю сумму лизинговых платежей, полученную Лизингодателем до даты расторжения настоящего договора Лизингополучателем.7.3. Настоящий договор может быть расторгнут Лизингодателем без возмещения Лизингополучателю каких-либо убытков, вызванных данным расторжением, в случае наступления следующих обстоятельств:
1. Если просрочка Лизингополучателя по оплате лизинговых платежей превышает 30 (тридцать) календарных дней, или если он не выполняет все отдельные обязанности Лизингополучателя по настоящему договору, или иных письменных соглашений между Лизингодателем и Лизингополучателем в отношении объекта лизинга.
2. В случае, когда Лизингополучатель или приостанавливает, или есть судебное решение о ликвидации Лизингополучателя.
3. В случае заключения Лизингополучателем любых сделок по поводу объекта лизинга, связанных с уступками Лизингополучателя в пользу его кредиторов.
При наступлении одного из вышеперечисленных в пункте 7.3 настоящего договора обстоятельств Лизингодатель может потребовать от Лизингополучателя полностью оплатить сумму закрытия лизинговой сделки и возместить потери и убытки Лизингодателя, понесенные им в связи с расторжением настоящего договора, или в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения соответствующего письменного требования Лизингодателя вывезти объект лизинга по адресу, указанному Лизингодателем, и сдать его по акту Лизингодателю. Все риски и расходы по такой перевозке берет на себя Лизингополучатель.
Если Лизингополучатель не обеспечит вывоз объекта лизинга, Лизингодатель может реализовать свое право собственности на объект лизинга и за счет Лизингополучателя произвести его демонтаж и перевозку, возложив на него при этом ответственность за все риски, связанные с демонтажем, перевозкой и безопасностью доверенных лиц Лизингодателя.
Уполномоченные письменной доверенностью Лизингодателя лица вправе входить на территорию (в помещение), где эксплуатируется (используется) или хранится объект лизинга, для осуществления своего права демонтажа и вывоза объекта лизинга.
8. Форс-мажор
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), возникших после заключения настоящего договора в результате таких событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
В этом случае установленные сроки по выполнению обязательств, указанные в настоящем договоре, переносятся на срок, в течение которого действуют форс-мажорные обстоятельства.
8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему договору, обязана в письменной форме известить другую Сторону о наступлении для нее форс-мажорных обстоятельств не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента их наступление.
8.3. Если эти обстоятельства будут длиться более 3 (трех) месяцев, Стороны встретятся, чтобы обсудить, какие меры следует принять.
Однако, если в течение последующего месяца Стороны не смогут договориться, каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий договор при условии урегулирования материальных и финансовых обязательств.
8.4. Стороны признают форс-мажорные обстоятельства имеющими место при подтверждении их наличия и определения их продолжительности уполномоченными государственными органами РФ.
9. Арбитражный суд
В случае, если Стороны не могут прийти к соглашению, все споры и разногласия, возникающие в результате исполнения настоящего договора или в связи с ним, подлежат разрешению в Арбитражном суде города Москвы.
10. Общие положения
10.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны Сторонами.
10.2. Любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обязательства, которые не вытекают из настоящего договора, должна быть письменно подтверждена Сторонами в форме письменного дополнения к настоящему договору.
10.3. После подписания настоящего договора все предыдущие письменные и устные соглашения, переговоры и переписка между Сторонами теряют силу, если на них отсутствует ссылка в настоящем договоре.
10.4. Настоящий договор полистно подписан в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
10.5. Все подписанные обеими Сторонами документы, указанные как приложения к настоящему договору, являются его неотъемлемой частью и без них настоящий договор считается не имеющим юридической силы.
10.6. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
10.7. При существенном изменении стоимости кредитных ресурсов размер изменения кредитной ставки банка для лизинговой операции по настоящему договору может быть предметом переговоров при письменном обращении Лизингополучателя.
11. Уведомления
Уведомления и корреспонденции, касающиеся взаимоотношений Сторон по настоящему договору, будут считаться действительными, если они сделаны в письменной форме и доставлены нарочным под расписку, заказной почтой или даны телеграммой или телексом.
12. Местонахождение объекта лизинга. Юридические адреса и реквизиты Сторон:
Приложение 2
Министерство финансов Российской Федерации
ПРИКАЗ
от 25 сентября 1995 года № 105
УКАЗАНИЯ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций осуществляется в соответствии с:
• Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. №633
• Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170
• Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. № 173, а также настоящими указаниями.
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ
Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений в приобретение лизингового имущества за счет собственных или заемных средств, отражаются на счете 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств». При передаче лизингового имущества лизингополучателю лизинговое имущество приходуется на счете 01 «Основные средства», субсчет «Лизинговое имущество» в корреспонденции со счетом 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств».
Затраты лизинговой компании некапитального характера по осуществлению лизинговой и иной деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, и учитываются на счете 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат. При этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных отчислений на полное восстановление объектов по имуществу, переданному в лизинг, исходя из норм, утвержденных в установленном порядке, и механизма ускоренной амортизации в корреспонденции с кредитом счета 02 «Износ основных средств», субсчет «Износ лизингового имущества».
Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
На дату выкупа лизингового имущества его стоимость списывается с кредита счета 01 «Основные средства», субсчет «Лизинговое имущество» в общеустановленном порядке. При выкупе лизингового имущества до истечения срока договора лизинга по нему доначисляются амортизационные отчисления в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящих указаний.
В случае возврата лизингового имущества его стоимость переносится внутри счета 01 «Основные средства» с субсчета «Лизинговое имущество» на субсчет учета собственных основных средств.
3. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ
Стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Начисление причитающихся лизингодателю платежей отражается по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По мере уплаты лизинговых платежей дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуются счета учета денежных средств.
В случае осуществления права выкупа до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относятся на счет 31 «Расходы будущих периодов» (с последующим равномерным списанием на счет 20 «Основное производство» в течение ранее установленного срока договора лизинга) или на прибыль, остающуюся в распоряжении организации.
При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Одновременно производится запись по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Износ основных средств», субсчет «Износ собственных основных средств»,
В случае возврата лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства».
При применении пояснений к счетам 03 «Долгосрочно арендуемые основные средства», 09 «Арендные обязательства к поступлению» и 97я «Арендные обязательства» следует иметь в виду, что они применяются при учете операций по обязательствам, связанным с долгосрочной арендой основных средств арендными организациями, а для операций финансовой аренды (лизинга) не используются.
ФОРС-МАЖОР
1. Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств по настоящему договору в случае, если это невыполнение вызвано форс-мажорными обстоятельствами, которые признаются по действующему законодательству.
В этом случае установленные сроки по выполнению обязательств, указанных в договоре, переносятся на срок, в течение которого действуют форс-мажорные обстоятельства.
2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по договору, обязана известить в письменной форме другую сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств не позднее десяти дней с момента их наступления.
3. В Случае наступления форс-мажорных обстоятельств Российская Торгово-Промышленная Палата будет Призвана подтвердить наличие этих обстоятельств и их продолжительность.
4. Если эти Обстоятельства будут длиться более 4 (четырех) месяцев, стороны встретятся, чтобы обсудить, какие меры следует принять.
Однако если в течение последующих двух месяцев стороны не смогут договориться, тогда каждая из сторон вправе аннулировать договор, при условии, что стороны вернут друг другу все материальные и денежные активы, полученные ими в связи с действием настоящего договора.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
1. Действие договора прекращается по истечении срока договора или в случае его расторжения.
2. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда, если требование о расторжении заявляет одна из сторон.
3. Лизингодатель вправе требовать расторжения договора в следующих случаях:
3.1. Договор купли-продажи имущества — объекта договора не вступил в силу или был аннулирован по любой причине до поставки имущества Лизингополучателю.
3.2. Продавец по любой причине оказался не в состоянии поставить имущество Лизингополучателю.
При расторжении договора в случаях, предусмотренных п.п. 11.3.1 и 11.3.2 Лизингодатель и Лизингополучатель освобождаются от взаимных обязательств по настоящему договору.
3.3. Лизингополучатель в течение срока, превышающего 30 дней, не выполняет своих обязательств по какому-либо виду платежей, предусмотренных настоящим договором.
3.4. Лизингополучатель по получении требования об уплате не погашает задолженности (включая пени за просрочку) в течение трех недель.
3.5. Лизингополучатель допускает использование имущества — объекта договора с нарушением условий настоящего договора.
3.6. Договор купли-продажи имущества - предмет лизингового договора аннулируется после поставки его по причинам, ответственность за которые несет Лизингополучатель.
3.7. В период действия настоящего договора организация Лизингополучателя ликвидируется.
4. Лизингополучатель вправе требовать расторжения настоящего договора в случае обнаружения при приемке имущества недостатков исключающих его нормальное пользование и устранение которых невозможно.
О требовании расторжения настоящего договора Лизингополучатель обязан известить в письменной форме Лизингодателя не позднее 30 дней с момента завершения поставки имущества.
ЗАВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ
По истечении срока договора при условии уплаты Лизингополучателем Лизингодателю всех предусмотренных договором платежей сделка считается завершенной.
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июня 1995 года № 633
О РАЗВИТИИ ЛИЗИНГА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года № 528;
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года №752)
В целях дальнейшего развития и государственной поддержки предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сферах товарного производства и услуг населению, активизации инвестиционного процесса в стране и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 22, ст. 2463) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о лизинге.
2. В целях ускоренного развития и государственной поддержки инвестиционной деятельности на основе осуществления операций финансового лизинга Министерству экономики Российской Федерации:
разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представить в IV квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации проект федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996—2000 годы, включающей в себя комплекс мер по техническому перевооружению предприятий и государственной поддержке создаваемых лизинговых компаний;
разработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить в III квартале 1995 года типовой устав лизинговой компании, примерный договор на проведение лизинговых операций, а также методику расчета платежей по операциям лизинга;
подготовить совместно с Министерством финансов Российской Федерации и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст.602), предусмотрев в них отнесение сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом — лизингополучателем;
подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и Министерством Российской Федерации по атомной энергии при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в V квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации концепцию использования лизинговых операций при реализации заданий государственного оборонного заказа и Государственной программы конверсии оборонной промышленности, а также предложения о создании координационного центра по развитию лизинга в оборонных отраслях промышленности;
подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о создании фонда содействия развитию лизинга;
подготовить совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в Правительство Российской Федерации предложения о проведении в г. Москве Международной конференции по развитию лизинга в Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации подготовить совместно с Министерством экономики Российской Федерации при участии Других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представить в июле 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:
освобождение хозяйствующих субъектов — лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;
освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров);
освобождение хозяйствующих субъектов — лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с хранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
4. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в III квартале 1995 года указания об особенностях отражения лизинговых операций при ведении бухгалтерского учета и отчетности, в том числе отразив в них особенности учета лизинговых операций, осуществляемых за счет бюджетных средств (в редакции изменений и дополнении от 23 апреля 1996 года №528).
5. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечить с 1 июля 1995 года в соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993, № 31, ст. 1224) частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, в отношении временно ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга.
6. Министерству строительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о создании в районах сосредоточенного строительства на территории Российской Федерации лизинговых компаний, специализирующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, с оборудованием и технологическими автотранспортными средствами, с привлечением для этих целей капитала коммерческих структур.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить и представить в III квартале 1995 года в Правительство Российской Федерации предложения о создании в Центральном регионе Российской Федерации экспериментальных лизинговых компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием для агропромышленного производства.
8. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации при участии других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести предварительные переговоры и представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по вопросам:
присоединения Российской Федерации к Оттавской конвенции 1988 года о международном финансовом лизинге;
организации сотрудничества и обмена опытом между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Европейской ассоциацией лизинговых компаний;
9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для активного развития инвестиционной деятельности в Российской Федерации на основе широкого использования операций финансового лизинга, включая международный, в том числе путем содействия лизинговым компаниям в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 1, ст. 69), Временным положением о лизинге, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2591), и определяет порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности в области финансового лизинга (далее именуется — лизинговая деятельность).
2. Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется в целях создания необходимых условий для развития лизинга в Российской Федерации, защиты интересов и прав его субъектов.
3. Лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.
4. Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории Российской Федерации лизинговыми компаниями — нерезидентами Российской Федерации.
Приложение 5
КОНВЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ФИНАНСОВОМУ ЛИЗИНГУ
(Заключена в Оттаве 28.05.88)
Государства — участники настоящей Конвенции, признавая важность устранения некоторых юридических препятствий в рамках международной аренды оборудования и обеспечения сбалансированности интересов различных сторон, участвующих в операции, отдавая себе отчет в необходимости сделать международную аренду оборудования более доступной, отдавая себе отчет в том, что юридические правила, действующие обычно в рамках контракта на аренду, заслуживают быть распространенными на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, признавая с учетом вышесказанного полезность установления некоторых единых форм и правил, относящихся, к операциям по международной аренде оборудования, преимущественно тех их аспектов, которые регулируются гражданским и торговым правом, договорились о нижеследующем:
Глава I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
1. Настоящая Конвенция регулирует операции по аренде:
а) заключает по указанию другой стороны (арендатора) контракт (контракт на поставку) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, утвержденных арендатором в том, что его касается;
б) заключает контракт (контракт на аренду) с арендатором, предоставляя ему право пользования оборудованием при условии выплаты суммы аренды.
2. Указанная в предыдущем параграфе операция по аренде имеет следующие характеристики:
а) арендатор выбирает оборудование и поставщика, не обращаясь к компетенции арендодателя, которая не оказывает решающего влияния;
б) приобретение оборудования осуществляется арендодателем на условиях контракта на аренду, заключенного или подлежащего заключению между арендодателем и арендатором, с которым поставщик ознакомлен;
в) сумма аренды, указанная в контракте на аренду, подсчитывается, в частности, с учетом амортизации всей или значительной части стоимости оборудования.
Настоящая Конвенция применяется независимо от того, в состоянии ли арендатор или нет изначально или впоследствии купить оборудование или вновь сдать его в аренду, пусть даже и за символическую плату.
Настоящая Конвенция регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд.
Статья 2
В случае одной или нескольких операций «подаренды» или поднайма одного и того же оборудования настоящая Конвенция применяется в отношении каждой операции, являющейся операцией по аренде и регулируемой настоящей Конвенцией, как если бы лицо, у которого первый арендодатель (как это определено в параграфе 1 предыдущей статьи) приобрел оборудование, был поставщиком и как если бы контракт, в соответствии с которым было таким образом приобретено имущество, был контрактом на поставку.
Статья 3
Настоящая Конвенция применяется в случае, когда учреждения арендодателя и арендатора находятся в разных странах и при этом:
а) эти государства, а также страна, в которой поставщик имеет свое учреждение, являются договаривающимися государствами;
б) контракт на поставку и контракт на аренду регулируются законодательством договаривающегося государства. Учреждение, на которое имеется ссылка в настоящей Конвенции, подразумевает в случае, если одна из сторон, участвующих в операции по аренде, имеет более чем одно учреждение, учреждение, в наибольшей степени связанное с данным контрактом и его реализацией с учетом известных сторонам обстоятельств или предусматриваемых ими в тот или иной момент до заключения или при заключении контракта.
Статья 4
Положения настоящей Конвенции не прекращают свое действие ввиду факта включения или закрепления имущества в качестве недвижимости.
Вопросы, относящиеся к включению или закреплению имущества в качестве недвижимости, а также соответствующие права арендодателя и обладателей вещного права на недвижимость регулируются законом местонахождения этой недвижимости.
Статья 5
Применение настоящей Конвенции может быть отменено только в случае, если каждый из участников контракта на поставку и каждый участник контракта на аренду дает на это согласие. Если применение настоящей Конвенции не отменено в соответствии с предыдущим параграфом, стороны могут в своих отношениях отступать от тех или иных ее положений или вносить изменения в возможные последствия, кроме положений, предусмотренных параграфом 3 статьи 8, абзацем б) параграфа 3, параграфом 4 статьи 13.
Статья 6
При интерпретации настоящей Конвенции необходимо учитывать ее предмет и цели, определенные в преамбуле, ее международный характер и необходимость стремиться к единообразию ее применения, а также к соблюдению добросовестности в международной торговле. Вопросы, регулирующиеся с учетом их содержания настоящей Конвенцией, но не отраженные в ней в четкой и ясной форме, будут разрешаться на основе общих принципов этого документа, а в их отсутствие — в соответствии с законодательством на базе международного частного права.
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
Статья 7
1. а) Вещные права арендодателя на оборудование противопоставляются синдику по несостоятельности и кредиторам арендатора, включая кредиторов, являющихся владельцами окончательного или временного исполнительного документа.
б) В рамках настоящего параграфа термин «синдик по несостоятельности» означает лицо, на которое возложено осуществление ликвидации имущества, администратора или любое другое лицо, назначенное для управления имуществом арендатора в интересах кредиторов.
2. Если положения применяемого закона предписывают указанному в предыдущем параграфе лицу осуществление противопоставимости вещных прав арендодателя на имущество и соблюдение рекламных норм, эти права будут ему противопоставлены только в случае выполнения всех предусмотренных этими правилами условий.
3. В рамках предыдущего параграфа под действующим законом понимается закон Государства, которое в момент, когда указанное в параграфе 1 лицо вправе ссылаться на указанные в параграфе 2 правила, выступает в качестве:
а) в отношении зарегистрированных судов и кораблей — Государства, в котором судно или корабль зарегистрированы на имя их владельца. При этом фрахтователь собственно корпуса судна не рассматривается в качестве владельца;
б) в отношении летательных аппаратов, зарегистрированных в соответствии с Конвенцией по международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1994 г., — Государства, в котором этот летательный аппарат зарегистрирован;
в) в том, что касается другого имущества, относящегося к той его категории, которая может перевозиться из одной страны в другую») например, двигатели летательных аппаратов, — Государства, в котором находится основное учреждение арендатора;
г) в отношении любого другого имущества — Государства по местонахождению имущества.
4. Положения параграфа 2 не противоречат положениям любых других документов, предписывающих признание вещных прав арендодателя на имущество.
5. Положения настоящей статьи не распространяются на категорию кредиторов, обладающих:
а) привилегией или гарантией обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных или не предусмотренных контрактом, за исключением вытекающих из окончательного или предварительного исполнительного документа;
б) правом на арест, задержание или распоряжение в отношении судов, кораблей или летательных аппаратов, предоставленным на основании положения закона, применяющегося на основе правил международного частного права
Статья 8
1. а) В соответствии с положениями настоящей Конвенции или положениями контракта на аренду арендодатель освобождается от всякой ответственности за имущество, кроме случаев, когда арендатору нанесен ущерб в результате его обращения к компетенции арендодателя и вмешательства последнего в выбор имущества, его характеристик, а также в выбор поставщика.
б) Арендодатель освобожден в этом своем качестве от ответственности в отношении третьих лиц в случае смерти за ущерб лицам и имуществу, нанесенный оборудованием.
в) Положения настоящего параграфа не распространяются на ответственность арендодателя, выступающего в ином качестве, в частности, в качестве владельца.
2. Арендодатель гарантирует арендатора от нарушений пользования по вине лица, имеющего право собственности или право старшинства, а также предъявляющего такое право в ходе судебного разбирательства, если это право или претензия не вытекают из акта и не являются следствием упущения арендатора.
Стороны могут отступать от положений предыдущего параграфа или вносить изменения в его последствия только в случаях, когда право или претензия вытекают из законодательства и являются следствием сознательного упущения со стороны арендодателя или его грубой ошибки.
Статья 9
Арендатор осуществляет обслуживание имущества, использует его в нормальных условиях и поддерживает его в состоянии, в котором оно было ему передано, с учетом нормального износа в ходе правильной эксплуатации и возможности внесения изменений в имущество по согласованию сторон.
По истечении контракта на аренду арендатор возвращает арендодателю имущество в состоянии, описанном в предыдущем параграфе, если он его не приобрел или не арендовал вновь.
Статья 10
1. Обязательства поставщика, вытекающие из контракта на поставку, могут являться предметом ссылки со стороны арендатора, как если бы он сам являлся одной из сторон в рамках этого контракта и оборудование поставлялось ему напрямую. Однако поставщик не несет ответственность одновременно перед арендодателем и арендатором за один и тот же ущерб.
Настоящая статья не дает арендатору право расторгать или аннулировать контракт на поставку без согласия арендодателя.
Статья 11
1. В случае непоставки, поставки с задержкой или поставки имущества, не соответствующего положениям контракта на поставку:
а) арендатор имеет право отказаться от имущества или расторгнуть контракт на аренду; и
б) арендодатель имеет право поправить сложившееся в результате невыполнения им своих обязательств положение и поставить имущество в соответствии с контрактом на поставку, как если бы арендатор закупил у арендодателя имущество в соответствии с положениями контракта на поставку.
2. Предусмотренные предыдущим параграфом права осуществляются и утрачиваются на тех же условиях, что и в случае заключения контракта на продажу между арендодателем и арендатором при сохранении всех положений контракта на поставку.
3. Арендатор может приостановить выплату сумм арендной платы, указанных в контракте на аренду, до момента исправления арендодателем положения, сложившегося в результате невыполнения им своего обязательства о поставке имущества в соответствии с положениями контракта на поставку или утраты арендатором права на отказ от имущества.
4. При расторжении им контракта на аренду арендатор может получить обратно суммы арендной платы и другие суммы, выплаченные им авансом, за вычетом разумной суммы, учитывающей размер прибыли, которую он мог извлечь в результате пользования имуществом.
5. Арендатор может предъявить арендодателю иск ввиду непоставки, поставки с задержкой или поставки имущества, не соответствующего положениям контракта, только в случае, если это является следствием акта или упущения со стороны арендодателя.
6. Настоящая статья не наносит ущерб правам арендатора в отношении поставщика, признанным за ним в соответствии со статьей 10.
Статья 12
1. В случае неплатежеспособности арендатора арендодатель может получить причитающиеся ему суммы просроченной и неоплаченной арендной платы, а также мораторные проценты и суммы в возмещение убытков.
2. В случае неплатежеспособности арендатора и с учетом параграфа 5 арендодатель может также потребовать заблаговременной оплаты сумм арендной платы с истекающим сроком погашения (если это предусмотрено контрактом на аренду) или расторгнуть контракт на аренду, после чего:
а) изъять имущество;
б) получить суммы в возмещение убытков, которые поставили бы его в положение, в котором он находился бы при надлежащем выполнении арендатором контракта на аренду.
3. а) Контрактом на аренду может устанавливаться порядок подсчета сумм в возмещение ущерба, которые могут взиматься в соответствии с абзацем б.
б) Данное положение действует в отношениях между сторонами, если его применение не ведет к установлению завышенной суммы компенсации по сравнению с суммой, уплачиваемой в возмещение убытков и предусмотренной абзацем б) параграфа 2. Стороны не могут отступать от положений настоящего абзаца и вносить изменения в их последствия.
4. Если арендодатель расторгнул договор об аренде оборудования, он не может извлекать выгоду из статьи данного контракта, предусматривающей заблаговременную оплату суммы просроченных арендных платежей. При этом вышеуказанная сумма просроченных арендных платежей может приниматься во внимание при подсчете суммы платежей в счет возмещения ущерба, которая может взиматься в соответствии с абзацем б) параграфов 2 и 3. Стороны не могут отступать от положений настоящего параграфа и вносить изменения в их последствия.
5. Арендодатель не может требовать заблаговременной оплаты суммы просроченных арендных платежей или расторжения контракта на аренду оборудования в соответствии с параграфом 2, если он предоставил арендатору возможность исправления по мере возможности создавшегося положения.
6. Арендодатель не может получить суммы в счет возмещения ущерба, или он не принял все необходимые меры для сведения его до минимума
Статья 13
Арендодатель может дать гарантию на оборудование или уступить все или часть принадлежащих ему прав на оборудование, а также прав, которыми он наделен в рамках контракта на аренду оборудования. Такая уступка не освобождает арендодателя от выполнения обязательств, взятых в рамках контракта на аренду оборудования, не дает ему возможности вносить изменения в контракт или его правовой режим, устанавливаемый настоящей Конвенцией.
Арендатор может уступить право пользования имуществом или любое другое право, которым он наделен в рамках контракта на аренду оборудования, при условии согласия арендодателя на такую уступку и соблюдения прав третьих лиц.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14
1. Настоящая Конвенция открыта для подписания на заключительном заседании дипломатической Конференции для принятия проектов Конвенции Юнидруа по международным факторным операциям и по международному кредиту — аренде и останется открытой для подписания всем государствам в Оттаве до 31 декабря 1990 г.
2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами, которые ее подписали,
3. Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств, которые ее не подписали, с даты, с которой она открыта для подписания.
Ратификация, принятие, одобрение или присоединение выполняются подачей должным образом оформленного документа депозитарию.
Статья 15
Настоящая Конвенция вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением срока шести месяцев после даты подачи третьего документа о ратификации, принятия, одобрения или присоединения.
Для любого государства, которое ратифицирует, принимает или одобряет настоящую Конвенцию, присоединяется к ней после подачи третьего ратификационного документа, документа о принятии, одобрении или Присоединении, Конвенция вступает в силу в отношении этого государства в первый день месяца, следующего за истечением периода 6 месяцев после даты подачи документа ратификации, одобрения или присоединения.
Статья 16
Настоящая Конвенция не превалирует над каким-либо уже заключенным соглашением или заключаемым соглашением; в частности, она наносит ущерб ответственности любого лица в силу существующего или будущего соглашения.
Статья 17
Любое государство — контрактант, имеющее две или более территориальных единицы, в которых различные правовые системы применяются в области управления настоящей Конвенцией, может в момент пожатия, ратификации, приема, одобрения или присоединения объявить, что настоящая Конвенция будет применяться ко всем территориальным единицам или только к одной или нескольким из них и может в любой момент изменить это заявление новым заявлением. Эти декларации должны быть сообщены депозитарию с указанием территориальных единиц, на которые распространяется Конвенция.
Если в силу сделанного в соответствии с настоящей статьей заявления настоящая Конвенция применяется к одной или нескольким территориальным единицам государства — контрактанта, но не ко всем и если учреждение одной части расположено в этом государстве, это учреждение будет рассматриваться для этой Конвенции как не расположенное в государстве — контрактанте, если только оно не расположено на территориальной единице, на которую распространяется Конвенция.
Если государство — контрактант не делает заявления в силу параграфа 1, Конвенция применяется на всей территории этого государства.
Статья 18
1. Два или несколько государств — контрактантов, которые в области управления настоящей Конвенцией применяют юридические правила, идентичные или похожие, могут в любой момент заявить, что Конвенция не распространяется, если поставщик, кредит-арендодатель или кредит-получатель имеют местонахождение в этих государствах. Такие заявления могут быть сделаны совместно или односторонними и взаимными.
2. Любое государство — контрактант, которое в соответствии с настоящей Конвенцией применяет юридические правила, идентичные или близкие к ним одного или нескольких государств — не контрактантов, может в любой момент заявить, что Конвенция не распространяется, если поставщик, кредит-арендодатель и кредит-получатель имеют их заведение в этих государствах.
3. Если государство, по отношению к которому была сделана декларация в соответствии с предыдущим параграфом, становится в дальнейшем государством
— контрактантом, упомянутая декларация будет иметь с даты, с которой настоящая Конвенция вступит в силу по отношению к этому новому государству
— контрактанту, силу декларации, сделанной в соответствии с параграфом 1, при условии, что новое государство — контрактант присоединится к ней или сделает одностороннее заявление в порядке взаимности.
Статья 19
Государство — контрактант может при подписании, ратификации, принятии, одобрении или присоединении заявить, что оно внесет изменения на основании параграфа 3 статьи 8 в свое национальное право, если оно не даст возможность кредит-арендодателю исключить его ответственность за свою ошибку или небрежность.
Статья 20
1. Декларации, сделанные в соответствии с настоящей Конвенцией при подписании, подлежат подтверждению при ратификации, принятии или одобрении.
2. Декларации и подтверждение деклараций должны быть сделаны письменно и официально.
3. Декларации вступают в силу с даты вступления в силу настоящей Конвенции в отношении заявляющего государства. Однако декларации по которым депозитарий получит формальное уведомление, после этой даты будут иметь силу в первый день месяца, следующего за истечением периода в шесть месяцев, считая с даты их получения депозитарием. Односторонние и взаимные декларации, сделанные в соответствии со статьей 19, вступят в силу в первый день месяца, следующего за истечением периода в шесть месяцев после даты получения последней декларации депозитарием.
4. Любое государство, сделавшее заявление в соответствии с настоящей Конвенцией, может в любое время взять обратно свое заявление путем официального уведомления, направленного в письменном виде депозитарию. Это аннулирование вступит в силу в первый день месяца, следующего за периодом в шесть месяцев после даты получения уведомления депозитарием.
5. Это аннулирование декларации, сделанное в соответствии со статьей 19, делает недействительным в отношении государства, которое аннулировало, со дня его действия любое заявление, совместное или одностороннее и взаимное, сделанное другим государством в соответствии с этой же статьей.
Настоящую Конвенцию подписали следующие государства: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США, Панама.
Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов
Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег
Если рассматривать деньги в экономическом смысле, то это особые вещи или предметы, служащие всеобщим эквивалентом национальной экономики. В юридическом смысле деньги выступают как предметы, являющиеся объектами гражданских прав и исполняющие в гражданском обороте функцию всеобщего обмена, так как это не запрещено законом, а также предметы, изготовленные по определенным законом образцам специализированными государственными предприятиями и признанные государством в качестве единственного законного платежного средства с принудительным по отношению к деньгам курсом, выраженным в национальной денежной единице - национальной валюте.
Деньги известны с древних времен. Их появление было обусловлено более высоким развитием производительных сил и товарных отношений. Деньги возникли стихийно из обмена. И вначале в роли денег — всеобщим эквивалентом обмена — выступали меха, скот, украшения, затем металлы - медь, серебро, золото. Появление денег разрешило противоречие товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью. Деньги стали выражать потребительскую стоимость всех товаров через свою собственную стоимость.
Сущность денег проявляется в их пяти функциях, которые отражают внутреннее содержание денег.
Первая функция денег — мера стоимости, т.е. деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми же все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой, которая определяется общественно необходимыми затратами труда на его производства и реализацию. В основе цен и их движения лежит закон стоимости, суть которого заключается в том, что все товары производятся и обмениваются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Для выражения стоимости товара не обязательно иметь в наличии деньги, товар лишь мысленно сравнивается с ними.
Вторая функция денег — средство обращения. Деньги выступают посредником между продавцом и покупателем. Обмен товарами при помощи денег называется товарным обращением, которое выражается по формуле Т-Д-Т. Деньги находятся в процессе обмена постоянно и непрерывно его обслуживают.
Третья функция денег — средство накопления и сбережения. В качестве всеобщего эквивалента, на который владелец денег может получить любой товар, они становятся всеобщим воплощением общественного богатства, в связи с чем и возникает у людей стремление к их накоплению и сбережению.
Четвертая функция денег — средство платежа. С развитием кредитных отношений деньги, выполняя функцию средства платежа, связывают между собой товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. При этом деньги, как и в функции средства обращения, также оплачивают товары или услуги, но с разрывом во времени. С развитием кредитных отношений связано появление и кредитных денег — векселей, банкнот, чеков — различных долговых обязательств.
Пятая функция денег — мировые деньги. Иными словами, это деньги, которые используются для расчетов между государствами во внешнеэкономических отношениях.
Деньгам присущи следующие основные публично-правовые характеристики:
1) деньгами признается только то, что признано деньгами со стороны государства;
2) деньги изготовляются только по строго установленным государством образцам и описаниям специализированными государственными предприятиями (монетными дворами);
3) номинальная стоимость денег назначается государством произвольно и выражается в национальных денежных единицах;
4) деньги обязательны к приему всеми резидентами страны-эмитента по номинальной стоимости;
5) нарушение государственной монополии на изготовление денег с целью выпуска их в обращение квалифицируется либо как фальшивомонетничество, либо как выпуск денежных суррогатов и влечет за собой применение мер уголовной и административной ответственности.
Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль — национальная валюта России. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Центральным банком РФ.
Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 и изданными в его развитие Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18, и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. № 02-101.
Деньги находятся в постоянном движении, являясь связующим звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения и платежа, т. е. обслуживает реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми органами. Таким образом, денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, при этом деньги меняют форму стоимости по формуле Т-Д-Т, кругооборот и оборот капиталов, а также движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп. Следовательно, денежное обращение опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части — национального продукта.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: безналичной и налично-денежной. Причем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.
Безналичное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.
Безналичный денежный расчет обслуживает расчеты между следующими субъектами:
— предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
— юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
— юридическими лицами и населением при выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
— физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Безналичное обращение способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, сокращению наличных денег, снижению издержек обращения.
Гражданским кодексом РФ (ст. 862) установлены следующие формы безналичных расчетов:
— платежные поручения;
— чеки;
— аккредитивы;
— расчеты по инкассо.
Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Форма безналичных расчетов в Российской Федерации определяется правилами ЦБ РФ, действующими в соответствии с законодательством.
Различают две группы безналичного обращения:
— по товарным операциям — включают безналичные расчеты за товары и услуги;
— по финансовым обязательствам - включают платежи в бюджет (налог на прибыль, НДС и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Нелично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения.
Наличные деньги используются:
— для кругооборота товаров и услуг;
— для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и проч.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между:
— населением и юридическими лицами;
— физическими лицами;
— юридическими лицами;
— населением и государственными органами;
— юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег: банкнот, металлических монет, иных кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек.
Обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы; между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, — в суммах, которые не превышают размеры, установленные Правительством РФ. Во всех остальных случаях денежное обращение осуществляется только в безналичной форме.
Обращение иностранной валюты — как наличной, так и безналичной — регулируется валютным законодательством. В качестве платежного средства иностранная валюта может выступать по разрешению ЦБ РФ.
Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разработал Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, обязательное для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории РФ.
В соответствии с этим Положением организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России)* для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
* Ныне Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ
Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
— для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;
— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — один раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
В кассах предприятий наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Росчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам Федерального казначейства РФ с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства в установленном порядке.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня;
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России неежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.
Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.
Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.