<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную пла­ту производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства по­ступили в соответствующие учреждения банков или предпри­ятия Госкомсвязи России в установленные для этих предпри­ятий сроки выплаты заработной платы.
 В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя уч­реждения банка) календарь выдач наличных денег на заработ­ную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
 Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно состав­ляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, вы­платы социального характера и стипендии по республике, краю, области и высылают Банку России для свода в целом по Рос­сийской Федерации. Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате.
 Для осуществления учета своевременного получения пред­приятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социаль­ного характера и стипендии».
 Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территори­альные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной орга­низации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответ­ствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредит­ных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюде­нием. При недостаточности текущих поступлений наличных де­нег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предпри­ятий кредитные организации осуществляют подкрепление опе­рационных касс в установленном порядке.
 Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, опреде­ленном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреж­дениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
 Учреждения банков в целях максимального привлечения на­личных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной на­личностью.
 К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
 Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации налич­ного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
 Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
 Право выбора формы расчетов в Российской Федерации при­надлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. И только в строго оговоренных зако­нодательством случаях (например, выплата заработной платы, стипендий, пенсий) форма расчетов должна быть наличной.
 Вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 9 июля 1992 г. с изменениями от 26 декабря 1997, г. Ор­ганизационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.
 Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие в соответствии с Порядком ведения кассовых опе­раций в Российской Федерации, утвержденным решением Сове­та директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. №140, должно иметь кассу, т. е. особое, специально оборудованное помещение, и вести кассовую книгу по установленной форме. При этом прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением кон­трольно-кассовых машин (ККМ), что установлено Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществле­нии денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г.
 Кассовые операции представляют собой совокупность мате­риально-технических процедур, суть которых заключается в приеме, хранении и выдаче наличных денег.
 Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по огра­ничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. определено, что все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы:
 1) обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
 2) должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через уч­реждения банков;
 3) могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согла­сованию с руководителями предприятий;
 4) обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
 5) имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипен­дий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
 Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
 Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бух­галтером или лицом, уполномоченным на это письменным рас­поряжением руководителя предприятия.
 Выдача наличных денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным иным документам (платежным или расчетно-платежным ведомо­стям, заявлениям на выдачу денег, счетам и проч.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководите­лем, главным бухгалтером или лицами на это уполномоченными.
 Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учи­тываются в кассовой книге, контроль за правильным ведением которой осуществляет главный бухгалтер предприятия.
 Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых опе­раций возложена на руководителей предприятий, главных (стар­ших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
 Соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций обязаны систематически проверять учрежде­ния банков.
 Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. за несоблюде­ние порядка ведения кассовых операций предусмотрены сле­дующие меры ответственности:
 а) за осуществление расчетов наличными денежными средст­вами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа;
 б) за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в трехкратном размере неопри­ходованной суммы;
 в) за несоблюдение действующего порядка хранения свобод­ных денежных средств, а также за накопление в кассах налич­ных денег сверх установленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
 На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административ­ные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации.
 Для расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком должен быть заключен соответствующий договор, пре­дусматривающий права и обязанности сторон. По договору банк обязан:
 — открыть расчетный и другие счета и совершать по ним платежи своевременно, в полной сумме и в соответствии с дей­ствующим законодательством;
 — информировать клиента о движении средств на счетах клиента, выдавая выписки из лицевых счетов и копии первич­ных документов, подтверждающие записи этих выписок;
 — обеспечивать по требованию клиента расчеты наличными деньгами;
 — сохранять коммерческую и банковскую тайну.
 Клиент в соответствии с договором на расчетно-кассовое об­служивание обязуется:
 — производить расчеты, оформленные документами в соот­ветствии с банковскими нормативами и стандартами;
 — выполнять правила ведения кассовых операций и свое­временно информировать банк о предстоящих движениях на­личных денег;
 — представлять банку необходимую отчетность, предусмот­ренную действующим законодательством.
 После подписания договора о расчетно-кассовом обслужи­вании банк должен открыть клиенту расчетный счет, который является основным счетом предприятия, учреждения или орга­низации.
 Приостановка операций по выдаче средств со счета (арест счета) может быть проведена по решению арбитража, судебных или следственных органов. О наложении ареста на счет делается отметка в лицевом счете. При снятии ареста, а также по решению арбитража, суда или следственных органов в лицевом счете делается надпись, разрешающая проведение операций по счету.
 Взыскание на денежные средства, находящиеся на счете клиента, может быть наложено лишь по исполнительным лис­там, выданным судами, по приказам органов арбитража и по требованию налоговой инспекции.
 Счет предприятия, учреждения или организации может быть закрыт по:
 — решению собственника;
 — решению органа, уполномоченного утверждать такие пред­приятия, учреждения и организации;
 — по инициативе суда или арбитража.
 В соответствии с Положением о безналичных расчетах все платежи со счетов предприятий осуществляются по распоряже­нию владельца счета и в очередности, определенной ст. 855 Гражданского кодекса РФ (ч. 2 в ред. Федерального закона от 12.08.96 г. №110-ФЗ).
 При недостаточности денежных средств на счете для удовле­творения всех предъявляемых требований предусмотрена сле­дующая очередность платежей:
 1) списание по исполнительным документам, предусматри­вающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вре­да, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
 2) списание по исполнительным документам, предусматри­вающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том чис­ле по контракту, по выплате вознаграждений по автор­скому договору;
 3) списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате, а также по отчислениям во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости населения);
 4) списание по платежам в бюджет и другие внебюджетные фонды;
 5) списание по исполнительным документам, предусматри­вающим удовлетворение других денежных требований;
 6) списание по другим платежным документам в порядке ка­лендарной отчетности.
 Раздел IX Правовые основы валютных отношений
 Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
 После Первой мировой войны американские монополии по­лучили возможность начать активное наступление на своих партнеров по всем направлениям: в экономике, политике, фи­нансах. Сделав своими должниками страны Западной Европы, США стали активно проводить политику, отвечающую интере­сам национальных монополий. Этому способствовали экономи­ческая мощь страны, огромный золотой запас, стабильность доллара по сравнению с другими валютами. Во всех странах За­падной Европы, кроме Англии, после войны золото было изъято из обращения. В то же время в США продолжали обращаться золотые монеты. Это обстоятельство и сыграло определенную роль, когда в 1922 г. на Генуэзской конференции обсуждалась проблема стабилизации валютной системы.
 Конференция впервые юридически оформила положение о введении золотовизного стандарта. Суть его сводилась к тому, что валюты или банкноты разменивались не на золотые монеты или слитки, как раньше, при золотом стандарте, а на валюты, тех стран, где существовал их размен на золото, т.е. доллар и фунт стерлингов. Обе валюты стали основой золотодевизного стандарта. Валюты всего западного мира разделились на два ла­геря: одни выражали свой паритет через доллар, другие — через фунт стерлингов. Это привело к росту зависимости одних валют от других, вызвало их неустойчивость. В результате золо-тодевизный стандарт стал своеобразным орудием подчинения более слабых стран крупному монополистическому капиталу, и в первую очередь американскому.
 Усиление экономических позиций США вынудило старые колониальные державы предпринять меры по защите своих ко­лониальных владений от иностранного экономического про­никновения.
 Так, Великобритания в начале Второй мировой войны соз­дала стерлинговую зону, в которую вошли страны из различных частей света. Зона французского франка окончательно сформи­ровалась после Второй мировой войны.
 Долларовая зона сформировались в 30-е гг. XX в. как ва­лютная группировка тех стран Латинской Америки, где господ­ствующее положение занимали банки и монополии США. Бы­ли и другие валютные зоны, но меньшие по размерам. Это зо­ны бельгийского франка, испанской песеты, португальского эскудо, голландского гульдена. Все они создавались с целью недопустить при помощи валютной системы в свои колонии конкурентов.
 Обширные колониальные владения и финансовая мощь стран-колонизаторов усиливали и значимость их валют.
 В наиболее выгодном положении после Первой мировой войны оказались США, Великобритания, Франция. Германия и ее союзники были вынуждены считаться с теми условиями ми­ра, которые были им продиктованы Антантой.
 В 1930 г. центральными банками Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии и группой частных банков США был создан Банк международных расчетов (БМР). Первоначально он осу­ществлял расчеты по репарационным платежам и поставкам. С середины 1931 г. Германия прекратила выплату репараций. И тогда функции Банка изменились: он стал использоваться для организации притока иностранного капитала в германскую промышленность.
 Стремление вернуться к золотому стандарту привело к появ­лению в 20-е гг. золотослиткового стандарта. При нем банкноты разменивались не на золотые монеты, а на золотые слитки ве­сом до 12,5 кг. Но золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Мировой экономический валютно-финансовый кризис 1929—1933 гг. вызвал такие бурные потрясения всей системы, что остатки золотого стандарта рухнули. Англия прекратила размен фунта стерлингов на золото, и он был девальвирован. Не выдержал ударов кризиса и доллар США. В 1934 г. он был де­вальвирован на 41%, цена золота повысилась с 20,67 долл. до 35 долл. за тройскую унцию. Все монетное (в слитках и монетах) золото США было национализировано, а золотые запасы феде­ральных банков переданы казначейству. В этот же период были практически девальвированы все ведущие валюты мира. Во многих странах были введены жесткие валютные ограничения в связи с бурным развитием инфляционных процессов. Отголоски валютной бури 30-х гг. были слышны вплоть до начала Второй мировой войны.
 Вторая мировая война вновь серьезно нарушила мировую валютную систему. Рост инфляции, бюджетные дефицита, не­урегулированность платежных балансов вызвали серьезные опа­сения в возможности нормального функционирования валютной системы в послевоенный период. Уже в ходе войны в Англии и США были разработаны планы ее послевоенного переустройст­ва. Они были направлены прежде всего на защиту интересов своего финансового капитала и отражали стремление этих стран к ведущей роли в решении послевоенных валютных проблем.
 После длительных дискуссий между правительствами Англии и США было принято решение созвать в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международную конференцию по валютным во­просам. Ее участниками были 44 государства.
 По решению конференции был создан Международный ва­лютный фонд (МВФ). Его Устав отразил американскую полити­ку, цель которой — сохранить привилегированное положение доллара США в мировой валютной системе.
 Разработанная и принятая Бреттон-Вудской конференцией валютная система основывалась на золотодевизном стандарте. И поскольку только доллар США разменивался на золото, золото-девизный стандарт автоматически превратился в золото-долла­ровый, что официально закреплялось Уставом МВФ. Нацио­нальная валюта США стала ключевой валютой западного мира. За долларом признавалось право международного платежного и резервного средства. Но чтобы доллар мог выполнять роль ми­ровой валюты, ему была необходима тесная связь с золотом. Она закреплялась через цену одной тройской унции золота, вы­раженной в долларах. Тем самым доллар становился знаком стоимости золота.
 Уставом МВФ предусматривалось, что все члены этой орга­низации поддерживают цену золота и паритет валют, не допус­кая отклонения более чем на ±1%. Тем самым все участники соглашения обязывались автоматически поддерживать амери­канскую валюту.
 Превращение доллара в мировую валюту принесло монопо­лиям США ощутимые выгоды. Западная Европа значительно пострадала от войны и гитлеровской оккупации. Сотни пред­приятий, шахты, электростанции были разрушены. Не хватало сырья, необходимого оборудования, строительных материалов. В этих условиях монополии США стали активно поставлять в За­падную Европу все необходимое — от сырья до готовых изде­лий, но требовали, чтобы оплата производилась только в долла­рах. И это было самое трудное. Западная Европа, лежавшая в развалинах, не могла организовать внешнюю торговлю, чтобы получать доллары. Оставалось одно — жить в кредит.
 Монополистические круги США были уверены, что благода­ря своему исключительному положению они постоянно будут занимать ведущее место в мировой экономике, а доллар оста­нется незыблемой валютой. Для подобных убеждений действи­тельно были все основания. США в 1950 г. выпускали более 50% всей промышленной продукции западного мира и имели в своем распоряжении 75% мирового золотого запаса. Они навя­зывали Западной Европе планы развития, создали целый ряд подконтрольных союзов и организаций. Используя экономику Англии и ФРГ, США активно ввозили доллары в Европу.
 Таким образом, в 40—50-е гг. США выиграли борьбу за ли­дерство в экономической и политической сферах. Но страны Западной Европы, активно используя достижения научно-тех­нического прогресса, рост концентрации и централизации капи­тала, развитие интернационализации капитала, к 60-м гг. смогли восстановить свой экономический потенциал. В 1958 г. было соз­дано экономическое объединение западноевропейских стран — ЕЭС, или Общий рынок. Его главной целью была защита интере­сов европейских монополий от экспансии американского капита­ла. За 1958—1965 гг. валовой национальный продукт стран ЕЭС вырос на 55% против 45% в США. Страны объединения стали превращаться в реальный центр силы, противостоящей США в области экономики, валютных отношений, политики.
 Новая расстановка сил дала толчок развитию последующих противоречий как в мировой экономике, так и в валютной сфе­ре. Все явственнее проявлялась тенденция ослабления позиций США.
 Рост пассивности платежного баланса США вызвал сокра­щение их золотого запаса на значительную сумму, в результате чего стал падать курс доллара по отношению к ряду западноев­ропейских валют (марке ФРГ, швейцарскому франку, француз­скому франку и некоторым другим).
 В середине 60-х гг. встал вопрос: как долго доллар сможет сохранять свое золотое содержание. Появилось сомнение в спо­собности доллара обмениваться на золото. Дело в том, что в странах Западной Европы возрастали долларовые резервы, кото­рые уже не могли быть покрыты золотым запасом США. Внеш­няя задолженность США резко увеличивалась. Если в 1948 г. она составляла 21% от размеров их золотого запаса, то в 1968 г. достигла 196% и продолжала расти. Все это сопровождалось ростом инфляционных процессов в США.
 Серьезное влияние на углубление кризиса доверия к доллару оказало развитие рынка евродолларов, который впоследствии превратился в рынок евровалют.
 Активный процесс внедрения доллара в Западную Европу привел к тому, что в конце 50-х гг. сформировался рынок евро­долларов. Значительную роль в образовании этого рынка сыграл рост пассива платежного баланса США, дефицит которого на 70% покрывался вывозом их национальной валюты. Стремясь сократить удельный вес доллара в этих валютных резервах, меньше использовать его в международных расчетах, западные государства пытались максимально обменивать доллары на зо­лото и другие валюты. С 1956 г. по 1971 г. центральные банки западноевропейских стран обменяли 15 млрд долл., что значи­тельно уменьшило золотой запас США.
 К 1970 г. количество евродолларов почти в 6 раз превысило золотой запас США. В результате курсы валют резко колеба­лись, усиливались спекулятивные перемещения огромных капи­талов, нарушалось равновесие платежных балансов. Все это со­действовало усилению валютных бурь.
 В результате инфляционных процессов цены на мировом и внутреннем западном рынках постоянно росли, а цена золота оста­валась неизменной. Возник разрыв между действительной стоимо­стью золота и официальной ценой, зафиксированной в 1934 г., а затем подтвержденной в 1944 г. в Бреттон-Вудсе. Неравномерность развития инфляции в разных странах привела к тому, что курс доллара становилось все труднее удерживать в рамках, которые были определены Бреттон-Вудскими соглашениями (±1%).
 Главным результатом развития кризиса доверия к доллару стало крушение одного из фундаментальных положений Устава МВФ — о фиксированной цене золота.
 Экономический кризис 1969—1970 гг. способствовал углуб­лению валютно-финансовых противоречий стран Запада. Кри­зис доверия к доллару стал постепенно перерастать в кризис доллара. В начале 1971 г. началось массовое бегство от доллара.
 Летом этого же года на валютных рынках стран Западной Европы и Японии вновь разгорелась валютная лихорадка. Уси­лилось бегство от доллара к валютам с устойчивым курсом. В результате курс доллара падал, обострялся его кризис.
 Золотой запас США стал приближаться к установленному критическому уровню — 10 млрд долл., цена золота на свобод­ном рынке подскочила до 41 долл. за унцию. На этом фоне пра­вительство США в 1971 г. разработало программу «чрезвычайных мер» по спасению доллара и золотых запасов, с которой выступил президент Р. Никсон (прекращение размена доллара на золото, введение 10%-го налога на импорт, сокращение на 10% программ помощи и т.п.).
 «Чрезвычайные меры» США вызвали на всех валютных рын­ках невиданную валютную бурю, которая сопровождалась пани­кой держателей долларов. Отмена золотого обеспечения доллара означала глубокий кризис Бреттон-Вудских решений 1944 г.
 В декабре 1971 г. в Вашингтоне была достигнута договорен­ность между США и представителями 9 крупнейших стран о де­вальвации доллара на 7,89%, повышении официальной цены зо­лота до 38 долл. за унцию.
 Одновременно девальвировались итальянская лира и швед­ская крона, повышался курс бельгийского франка, голландского гульдена, немецкой марки, японский иены. Великобритания и Франция сохраняли прежний паритет этих валют к доллару США. Расширялись пределы колебаний валют, зафиксирован­ные в 1944 г. с ± 1% до ± 2,25%.
 Девальвация доллара отражала усиление мощи западноевро­пейских и японских монополий, которые решили добиться ком­пенсации роста задолженности США ослаблением позиции дол­лара на мировом рынке. В то же время кризис международной валютной системы выразился в отходе национальных валют от всех форм связи с золотом, хотя законодательно это еще не бы­ло оформлено.
 В мае 1972 г. в Монреале (Канаде) состоялась неофициаль­ная конференция видных деятелей западного валютно-финансового мира, на которой наиболее ярко проявились валютные противоречия между США и ЕЭС. В центра внимания конфе­ренции были следующие вопросы: возможно ли в ближайшее время вернуться к обратимости доллара в золото, будет ли золо­то играть и далее основную роль в валютных регионах. Но не­смотря на усилия, конкретных решений по предотвращению ва­лютного кризиса найдено не было.
 Курс доллара продолжал падать. Пытаясь предохранить эконо­мику своих стран от пагубного воздействия валютного хаоса, чле­ны ЕЭС ввели с 1973 г. единую систему «плавающих» националь­ных валют по отношению к доллару и полностью отказались от его поддержки. В рамках этой системы западноевропейские валюты колебались по отношению друг к другу в пределах ± 2,25%.
 В конце 1973 г. было опубликовано коммюнике 7 стран — Бельгии, ФРГ, Италии, Голландии, Швейцарии, Великобрита­нии и США, где констатировалось, что Вашингтонское согла­шение от 17 марта 1968 г. потеряло свою силу, упраздняется двойная цена золота и остается только одна цена — цена сво­бодного рынка.
 Одновременно с этим в США было принято решение разре­шить с января 1975 г. покупать и продавать золото частным ли­цам. Закон 1933 г., по которому все золото в слитках и монетах на сумму более 100 долл. подлежало сдаче государству, отменял­ся. Государство перестало заботиться об увеличении националь­ного монетарного запаса металла.
 В январе 1976 г. на Ямайке состоялась сессия Временного комитета МВФ. В результате золото было полностью исключено из международных расчетов и из определения паритетов валют. Странам — членам МВФ разрешалось как вводить репрессии «плавающих» курсов валют, так и устанавливать твердый пари­тет своей валюты по отношению к специальным правам заимст­вования или какому-либо другому эталону. Допустимые пределы колебаний валют устанавливались ± 4,5% вместо ранее установ­ленных ± 2,25%.
 Таким образом, все старые принципы валютных расчетов со­хранялись, доллар остался ключевой валютой западного мира. По сути, реформа коснулась в основном золота — с позиции от­каза от него как от денежного материала.
 Дальнейшая судьба золота не оговаривалась. Выход из миро­вого валютного кризиса 70-х гг. привел западный мир к Ямай­ской валютной системе, базирующейся на долларе США,-и соз­данию Европейской валютной системы.
 Глава 48 Валютные отношения
 Операции с иностранной валютой совершаются согласно За­кону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ, нор­мативным документам Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 октября 1992 г. (№ 3615-1), является основным нормативно-правовым регулятором валют­ных отношений в России.
 Валютная система — это форма организации и регулирова­ния валютных отношений, закрепленная национальным законо­дательством или межгосударственными соглашениями.
 Валютные отношения — это одна из разновидностей денеж­ных отношений, которая возникает при функционировании де­нег в международном обороте. Кроме того, валютные отноше­ния включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
 Валютный рынок представляет собой рынок, на котором на­циональная валюта одной страны может обмениваться на на­циональные валюты других стран. Главную роль на рынках ино­странной валюты играют крупные банки различных стран (они носят название торговых банков), которые расположены или имеют отделения в крупнейших центрах торговли иностранной валютой, таких, как Лондон, Токио, Цюрих. Обменная ставка представляет собой количество рублей, необходимых для покуп­ки одного доллара.
 Валютные рынки, с функциональной точки зрения, обеспе­чивают:
 1) своевременное осуществление международных расчетов;
 2) страхование валютных и кредитных рисков;
 3) взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
 4) диверсификацию валютных резервов банков, предпри­ятий, государства;
 5) регулирование валютных курсов;
 6) получение прибыли участниками рынка в виде разницы курсов валют;
 7) проведение валютной политики, направленной на госу­дарственное регулирование экономики.
 Деньги, обслуживающие международные отношения, назы­ваются валютой.
 Валютные системы подразделяются на национальную, миро­вую и региональную.
 Национальная валютная система неразрывно связана с ми­ровой валютной системой — формой организации междуна­родных валютных отношений, закрепленной межгосударствен­ными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер ее функционирования и стабильность зависят от степени соответствия принципов мировой валютной системы структуре мирового хозяйства, расстановке сил и инте­ресам ведущих стран. Кризис международной валютной систе­мы возникает в связи с изменениями данных условий и завер­шается крушением существующей и созданием новой валют­ной системы.
 Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную еди­ницу страны. Национальная валюта существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банков­ских счетах). Эмитентами национальной валюты являются на­циональные центральные и коммерческие банки.
 Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:
 • национальная валюта;
 • национальное регулирование международной валютной ликвидности;
 • режим курса национальной валюты;
 • национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
 • режим национальных рынков валюты и золота;
 • национальные органы, осуществляющие валютное регу­лирование.
 Валютный паритет — элемент валютной системы — это со­отношение между двумя валютами, устанавливаемое в законо­дательном порядке.
 Под валютой Российской Федерации в Законе РФ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» понимается:
 а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде бан­ковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
 б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
 в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных уч­реждениях за пределами Российской Федерации на основании со­глашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным бан­ком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Рос­сийской Федерации в качестве законного платежного средства.
 Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент», определяющие субъектов, осуществляющих операции с местной (националь­ной) и иностранной валютой.
 Закон РФ «О банках и банковской деятельности» также де­лит субъектов валютных правоотношений на две категории:
 1. Резиденты:
 • физические лица, имеющие постоянное местожительство Российской Федерации, в том числе временно находя­щиеся за ее пределами;
 • юридические лица, созданные в соответствии с законо­дательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
 • предприятия и организации, не являющиеся юридиче­скими лицами, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
 • дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
 • филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации, названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.
 2. Нерезиденты:
 • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе вре­менно находящиеся в РФ;
 • юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;
 • предприятия и организации, не являющиеся юридиче­скими лицами, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;
 • находящиеся в Российской Федерации иностранные ди­пломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и пред­ставительства;
 • находящиеся в Российской Федерации филиалы и пред­ставительства нерезидентов — юридических лиц и пред­приятий, не являющихся юридическими лицами.
 Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.
 Обязательной принадлежностью любого юридического или физического лица, осуществляющего валютные операции, явля­ется наличие счета в иностранной валюте.
 Валютный счет может быть открыт только в уполномоченном банке на территории Российской Федерации. Открытие счетов в филиалах иностранных банков, расположенных в Российской Фе­дерации (не говоря уже о счетах за границей), допускается только с разрешения Центрального банка РФ и в установленном им порядке.
 Для открытия счета резиденту — юридическому лицу необ­ходимо представить в банк:
 а) заявление на открытие счета, для юридического лица оно должно быть подписано руководителем предприятия — юриди­ческого лица;
 б) нотариально заверенную копию документов о государст­венной регистрации юридического лица (например, в Москве — это свидетельство, выдаваемое Московской регистрационной палатой и ее филиалами);
 в) нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и документа об учреждении);
 г) справку налоговой инспекции о постановке на учет в ка­честве налогоплательщика;
 д) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия.
 Резиденту — физическому лицу для открытия счета необхо­димо представить в банк заявление и образец своей подписи.
 Все эти документы необходимы банку для того, чтобы он мог удостовериться, что заключает договор на расчетно-кредитное и кассовое обслуживание с организацией, которая создана в полном соответствии с законодательством Российской Федера­ции, определить ее статус (резидент/нерезидент), а также для идентификации лиц, имеющих право распоряжаться счетом.
 Для открытия счета не требуется какая-либо дополнительная регистрация в качестве участника внешнеэкономической дея­тельности.
 Открытие валютного счета не всегда оформляется специаль­ным документом или договором. Как правило, сам факт приня­тия банком указанных выше документов и открытия счета явля­ется достаточным, чтобы считать договор валютного счета за­ключенным. При отсутствии специального документа между банком и клиентом их отношения регулируются внутренними инструкциями банка, с которыми клиент должен быть ознаком­лен под расписку во избежание в дальнейшем возможных раз­ногласий с банком при осуществлении им валютных операций по поручению клиента.
 В силу того, что заключение договора на открытие и ведение валютного счета между банком и организацией носит добро­вольный, а не обязательный характер, обе стороны имеют право выбора. Это значит, что как банк может самостоятельно решать, какую организацию он хочет иметь в качестве своего клиента, так и предприятие, организация выбирает для открытия счета банк из числа уполномоченных банков. При этом клиент вправе иметь валютные счета в нескольких уполномоченных банках (в отличие от расчетного счета в рублях).
 При выборе клиентом банк обращает внимание на направ­ления деятельности предприятия, объем имеющихся у него средств, количество проводимых им валютных операций и многое другое.
 Предприятие также заключает договор именно с тем банком, который может ему предложить наибольший объем услуг и с наивысшим качеством, что во многом зависит как от величины средств банка, так и от вида лицензии на проведение валютных операций. Банк, обладающий генеральной валютной лицензией и в силу этого имеющий возможность устанавливать корреспон­дентские отношения с любыми иностранными банками, имеет большие возможности для скорейшего проведения операций своих клиентов (особенно, если банк является участником сис­темы SWIFT)
 Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ, поэтому при согласовании основных усло­вий договора стороны, прежде всего уполномоченный банк, должны руководствоваться соответствующими актами ЦБ РФ.
 В настоящее время резидентам открываются валютные счета двух категорий.
 Текущий валютный счет открывается и ведется только в тех иностранных валютах, в которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут осуществляться международные расчеты.
 Транзитный валютный счет является распределительным. Он предназначен только для операций по осуществлению обяза­тельной продажи части валютной выручки.
 Существуют определенные особенности ведения валютных счетов, открываемых на имя физических лиц-резидентов. Режим этих счетов устанавливается с учетом характера происхождения валютных средств.
 Гражданин может открывать в уполномоченных банках ва­лютные счета без представления документов о легальном проис­хождении валютных средств (т.е. без подтверждения того факта, что они приобретены им законным путем). В этом случае валю­та не может быть переведена за границу в течение 12 месяцев с момента ее зачисления на счет. Нерезиденты открывают валют­ные счета в уполномоченных банках на аналогичных условиях.
 Режим валютных счетов, т.е. перечень поступлений и плате­жей, разрешенных к проведению по этим счетам, определяется действующим валютным законодательством.
 Особенностью валютных счетов нерезидентов прежде всего является ограничительный перечень разрешенных валютных ис­точников, за счет которых нерезидент вправе открыть счет. Это:
 а) средства, переведенные, вывезенные или пересланные из-за границы;
 б) поступления от резидентов и нерезидентов за реализуемые на территории Российской Федерации товары и услуги;
 в) средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов;
 г) проценты, уплачиваемые уполномоченными банками;
 д) поступления со счетов других нерезидентов в уполномо­ченных банках;
 е) поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.
 Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте. Он подробно изло­жен в Инструкции Центрального банка РФ от 16 июля 1993 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банка­ми счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» и кратко сводится к следующему:
 • нерезиденты открывают счета в валюте Российской Феде­рации только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; открытие счетов на имя резидентов, а также со­вместных с резидентами счетов запрещено;
 • расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляют­ся в соответствии с действующими правилами безналичных рас­четов в РФ.
 Предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы:
 а) легализованные в посольстве Российской Федерации за границей или в посольстве иностранного государства в Россий­ской Федерации копии документов, определяющие юридический статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра или банковского реестра — для банка);
 б) для представительств и филиалов — копию документа свидетельствующего о согласовании вопроса о размещении представительства и филиала нерезидента с местными органами государственной власти; для представительств также — копии разрешений на открытие представительства либо иных докумен­тов, свидетельствующих об аккредитации представительства в Российской Федерации;
 в) нотариально заверенную карточку-счет с образцами под­писей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати;
 г) справку налогового органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
 д) легализованную копию разрешения национального (цен­трального) банка, если оно требуется для открытия рублевого счета в Российской Федерации.
 Все копии документов должны быть легализованы или нота­риально заверены. Если какие-либо документы составлены на иностранном языке, нерезидент обязан представить также заве­ренный перевод их на русский язык.
 Для открытия счета в валюте Российской Федерации физиче­ское лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить пас­порт или въездную визу и представить следующие документы:
 а) справку налогового органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
 б) нотариально заверенную карточку с образцом подписи распорядителя счета.
 Уполномоченный банк вправе не ограничиться указанными документами и запросить у нерезидента (как предприятия, ор­ганизации, так и физического лица) дополнительные докумен­ты, например, подтверждающие платежеспособность нерези­дента.
 Нерезидент вправе открыть счет на свое имя и распоряжать­ся им как лично, так и через доверенное лицо.
 Доверенность на открытие счета (распоряжаться счетом) должна быть удостоверена нотариально либо легализована.
 Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерези­дентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в Российской Федерации их пред­ставительств и филиалов.
 Владельцами счетов типа «Т» могут быть только следующие категории нерезидентов: а) предприятия, учреждения, организа­ции, имеющие на территории Российской Федерации предста­вительства, филиалы;
 б) банки и иные кредитные учреждения, имеющие предста­вительства на территории Российской Федерации для целей со­держания этих представительств;
 в) международные организации, имеющие на территории Российской Федерации представительства, филиалы;
 г) иностранные дипломатические, торговые и иные офици­альные представительства.
 Нерезидент вправе иметь несколько счетов типа «Т». На рублевые счета типа «Т» могут зачисляться средства, полученные от реализации товаров (услуг), покупки их за иностранную ва­люту на внутреннем рынке, полученных кредитов и страховых премий; средства от неторговых операций, депозитных опера­ций, полученные путем перевода со счетов типа «Т» других не­резидентов и со счета типа «И» данного нерезидента, а также средства из некоторых других источников.
 Цели использования средств со счетов типа «Т» аналогичны источникам их поступления. Это платежи в пользу резидентов за товары (услуги); платежи, связанные с депозитными опера­циями в уполномоченных банках; неторговые операции; уплата налогов, пошлин, сборов; кредитование и страхование; оплата текущих расходов представительств и филиалов; выплата комис­сионного вознаграждения банкам, осуществляющим обслужива­ние по счетам типа «Т».
 Запрещены использование данных средств для покупки ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и перевод на счета типа «И».
 Рублевые счета типа «И» («инвестиционные») открываются в уполномоченных банках Российской Федерации на имя пред­приятий (учреждений, организаций), банков и иных кредитных учреждений, международных организаций, а также физических лиц для осуществления инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации (в том числе сделок приватизации).
 Нерезидент вправе иметь только один счет типа «И» в отли­чие от счета типа «Т», которых может быть несколько. Кроме того, инвестиционные рублевые счета нерезидентов могут от­крываться и вестись только на основании специально заклю­чаемого договора банковского счета, в то время как для откры­тия счета типа «Т» такой документ не обязателен.
 Источники средств, за счет которых открываются счета типа «Т», связаны с инвестиционной деятельностью, приватизацией, операциями с фондовыми ценностями. К таким средствам отно­сятся: выручка от продажи иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке; поступления в виде дивидендов по акциям, про­центов по паевым и долевым вкладам, иных доходов от участия в уставном фонде предприятий; суммы от реализации акций, паевых и долевых вкладов; суммы, оставшиеся от реализации активов ли­квидированных предприятий после удовлетворения требования кредиторов; суммы компенсации стоимости объектов, принадле­жащих нерезиденту и национализируемых или реквизируемых ор­ганами государственной власти, и возмещения убытков, возни­кающих при этом; а также некоторые другие средства.
 Соответственно средства со счетов типа «И» могут использо­ваться только на инвестиционные цели: покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; платежи по сделкам купли-продажи объектов иностранных ин­вестиций (в том числе объектов приватизации), по сделкам куп­ли-продажи приватизационных чеков Российской Федерации, выплату комиссионного вознаграждения банку, осуществляемо­му обслуживание по счету типа «И»; перевод на счет типа «Т» того же нерезидента.
 Средства счета типа «И» не допускается использовать для кредитных операций; их нельзя переводить на все иные рубле­вые счета других нерезидентов, в том числе на счета типа «И»; данные средства не допускается размещать в банковские депо­зиты и депозитные сертификаты банков.
 В отличие от счета типа «Т» с данных счетов нельзя снимать наличные деньги, поскольку они не предназначены для нетор­говых операций и оплаты текущих расходов представительств и филиалов.
 Проценты по остатку средств типа «И» не начисляются. В этом заключается еще одно отличие режима данного счета от режима счета типа «Т».
 Рублевые счета физических лиц нерезидентов. Кроме счетов типа «И», физические лица-нерезиденты вправе открывать и вести в уполномоченных банках счета для зачисления их личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов во время проживания на территории Российской Федерации.
 Со счетов данной категории не могут оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными операциями (в том числе со сделками по приватизации). В остальном режим рублевых сче­тов физических лиц-нерезидентов аналогичен режиму рублевых счетов физических лиц-резидентов Российской Федерации.
 Под валютными операциями в Законе РФ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле» понимаются:
 а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, свя­занные с использованием в качестве средства платежа ино­странной валюты и платежных документов в иностранной ва­люте;
 б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
 в) осуществление международных денежных переводов.
 Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капи­тала.
 К текущим валютным операциям относятся следующие:
 1) переводы в Российскую Федерацию ее иностранной валю­ты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экс­порту и импорту товаров, работ и услуг, а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
 2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
 3) переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
 4) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
 К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся следующие:
 1) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
 2) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
 3) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимо­му имуществу, а также иных права на недвижимость;
 4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, и услуг;
 5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
 6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
 Банковские операции в Российской Федерации осуществля­ются уполномоченным банками, т.е. банками или иными кредит­ными организациями, получившими лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций, а также банками с участием иностранного капитала и банками, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам.
 В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской дея­тельности» для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в ЦБ РФ специаль ные лицензии:
 • на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
 • на привлечение во вклады средств физических лиц в руб­лях либо в рублях и иностранной валюте.
 Для получения лицензии устанавливается определенный ми­нимальный размер собственных средств.
 Таким образом, все валютные операции осуществляются через те банки, которые имеют специальную валютную ли­цензию.
 Различают три вида лицензий на проведение валютных операций: генеральные, внутренние, разовые.
 Генеральная лицензия дает право на совершение полного или ограниченного круга операций в иностранной валюте и на тер­ритории Российской Федерации, и за границей.
 Внутренняя лицензия дает право на совершение полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валю­те на территории Российской Федерации.
 Разовая лицензия дает право на проведение конкретной бан­ковской операции в иностранной валюте.
 Банк, получивший генеральную или внутреннюю лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте, — уполномоченный банк — выполняет функции агента валют­ного контроля за операциями своих клиентов.
 Для получения лицензии банк должен представлять следую­щие документы:
 1) копию утвержденного устава;
 2) обоснование экономической целесообразности и готовно­сти к осуществлению операций в иностранных валютах;
 3) организационную структуру с описанием подразделений, занимающихся операциями с иностранной валютой (квалифика­ция кадров, специализация отделов и их техническое оснащение);
 4) справки о руководителях банка, ответственных за осуще­ствление операций с иностранной валютой;
 5) копию письма уполномоченного банка о согласии подпи­сать корреспондентское соглашение;
 6) справку об организации внутрибанковского контроля;
 7) баланс банка и справку о соблюдении нормативов по опе­рациям в рублях;
 8) отчет (счет) о прибылях и убытках;
 9) акт последней ревизии;
 10) годовой отчет;
 11) справку о возможных зарубежных партнерах по заключе­нию корреспондентских соглашений (только для банков, обра­щающихся за генеральной лицензией).
 Иностранные юридические лица дополнительно представ­ляют:
 а) решение соответствующего органа иностранного учреди­теля (участника) о его участии в создании банка на территории Российской Федерации или об открытии филиала;
 б) письменное согласие контрольного органа страны место­пребывания иностранного учредителя (участника) на его участие в создании банка на территории России или открытии филиала в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством соот­ветствующей страны.
 Иностранным гражданам требуется представить дополни­тельно следующие документы:
 а) подтверждение первоклассного иностранного банка о пла­тежеспособности данного лица;
 б) рекомендации не менее чем от двух иностранных юриди­ческих лиц или граждан с известной платежеспособностью.
 Банковские операции с иностранной валютой подразделяют­ся по степени возрастания их сложности и рискованности на следующие:
 1) ведение валютных счетов клиентуры;
 2) некоторые операции (операции по обслуживанию клиен­тов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импор­ту товаров и услуг клиентов банка);
 3) установление корреспондентских отношений с иностран­ными банками (договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций);
 4) операции по международным расчетам, связанные с экс­портном и импортом товаров и услуг;
 5) операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;
 6) кредитные операции по привлечению и размещению ва­лютных средств внутри Российской Федерации;
 7) кредитные операции на международных денежных рынках (разрешаются только с генеральной лицензией);
 8) валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.
 В соответствии с письмом ЦБР от 17 октября 1996 г. № 345 «Об установлении российскими кредитными организациями прямых корреспондентских отношений с иностранными банка­ми» (с изменениями от 22 октября 1997 г.) кредитные организа­ции, имеющие лицензию на осуществление банковских опера­ций со средствами в иностранной валюте, которая не предос­тавляет права на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками, могут устанавливать такие отношения (открывать счета НОСТРО и ЛОРО) с:
 — уполномоченными банками государств—участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республи­ка Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджи­кистан, Туркменистан, Украина, Республика Узбекистан);
 — с «Моснарбанком» (Лондон, Сингапур), «Эйробанком» (Париж), «Ост-Вест Хандельс-банком (Франкфурт), «Донау-банком» (Вена), «Ист-Вест Юнайтед Банком (Люксембург), «Русским коммерческим банком» (Цюрих) и «Русским коммер­ческим банком» (Лимассол, Кипр).
 Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществ­ление банковских операций со средствами в иностранной валю­те, которая предоставляет право на установление прямых кор­респондентских отношений с ограниченным числом иностран­ных банков, вправе устанавливать прямые корреспондентские отношения (открывать счета НОСТРО, ЛОРО) с иностранными банками в пределах количества, указанного в лицензии (вклю­чая банки Латвийской Республики, Литовской Республики, Эс­тонской Республики) и, кроме того, с банками, указанными в п.п. 1.1 и 1.2 письма ЦБР.
 Кредитные организации, получившие лицензию на осущест­вление банковских операций со средствами в иностранной ва­люте в соответствии с письмом Банка России от 19 апреля 1996 г. № 276 «О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций», вправе уста­навливать прямые корреспондентские отношения с неограни­ченным количеством иностранных банков.
 Глава 49 Валютный курс
 Все международные экономические операции связаны с об­меном национальных валют. Данный обмен происходит по оп­ределенному соотношению — валютному курсу.
 Под валютным курсом понимается соотношение между де­нежными единицами разных стран, или цена денежной едини­цы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (либо в международной денежной единице).
 Валютный курс необходим для:
 1) взаимного обмена валютами при торговле товарами, ус­лугами, при движении капиталов и кредитов;
 2) сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в нацио­нальной или иностранной валютах;
 3) периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.
 На изменение валютного курса оказывает влияние множест­во факторов, управляющих спросом и предложением. Напри­мер, подъем экономики будет увеличивать спрос на все виды товаров и услуг, в том числе и импортные. Рост импорта ведет к увеличению предложения национальной валюты на рынках ино­странной валюты. Увеличение прибыльности предприятий по­вышает их акции в глазах иностранных инвесторов. В результате растет спрос на национальную валюту. То же самое происходит и в том случае, когда повышается ставка процента на прави­тельственные ценные бумаги.
 Кроме того, на изменение валютного курса оказывают влия­ние: темп инфляции, состояние платежного баланса; разница процентных ставок в разных странах; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; ускорение или задержка международных платежей; степень использования оп­ределенной валюты на еврорынке и в международных расчетах; степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках; валютная политика.
 Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного об­ращения и в целом на весь воспроизводственный процесс
 В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования валютного курса. Основными методами такого регулирования являются:
 • покупка-продажа иностранной валюты на национальную;
 • операции центрального банка на открытом рынке, т.е. покупка-продажа ценных бумаг;
 • изменение уровня процентных ставок и (или) норм обяза­тельных резервов;
 Установление валютного курса, определение пропорций об­мена валют называется валютной котировкой. Существует два ва­рианта валютной котировки — прямой и косвенный (обратный). В России, например, применяется метод прямой котировки, ко­гда курс единицы иностранной валюты выражается в националь­ной. Косвенная котировка используется, в частности, в Велико­британии, предполагает выражение курса единицы национальной валюты в определенном количестве иностранной валюты.
 Изменение обменного валютного курса какой-либо страны оказывает воздействие на совокупное предложение посредством ожидания определенных цен на привлекаемые факторы произ­водства. Изменение валютного курса подвергает внутреннюю экономическую систему в состояние «шока предложения», выра­женного в зависимости от амплитуды колебаний курсов валют.
 Обменные валютные курсы оказывают значительное влия­ние на уровень цен на привлекаемые факторы производства, так как многие из них импортируются из других стран. Так, в экономике США объем импорта сырья и материалов для нужд американской промышленности плюс товары производствен­ного назначения составляет 40% от суммарного импорта това­ров и услуг.
 Включение в рассмотрение доли импортной для производственных целей нефти повышает эту цифру до 50%. Изменения ва­лютных курсов сказывается на цене потребительских товаров и на стоимости жизни, а эта последняя посредством изменений уров­ня зарплаты производит дальнейшую корректировку цен на при­влекаемые факторы производства. Изменение валютных курсов косвенно оказывает дополнительное воздействие на цены при­влекаемых факторов производства вследствие обострения конку­ренции, с чем сталкиваются производители на внутреннем рынке.
 Глава 50 Валютные риски
 Международные расчеты — это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают в результате экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, организациями и гражданами разных стран. Расчеты осуществляются безналич­ным путем посредством банков.
 Банки, как правило, поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сро­ками платежей, а также проводят политику диверсификации своих валютных резервов.
 Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок включают следующие основные элементы: валюту цены; валюту платежа; условия платежа.
 Валютные риски — это опасность возможных валютных потерь в результате изменения валютных курсов. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежных обязательств во времени. Валютным рискам подвергаются все участники валютного рынка: импортеры и экспортеры, кредиторы и заемщики, банки.
 Существуют следующие виды валютных рисков:
 1) операционный — возможность убытков или недополуче­ния прибыли;
 2) балансовый (трансляционный) — несоответствие активов и пассивов, выраженных в инвалютах;
 3) неблагоприятное воздействие валютного риска на эконо­мическое положение предприятия.
 Валютный риск связан с интернационализацией рынка бан­ковских операций, созданием транснациональных компаний и банков, диверсификацией их деятельности. Валютные риски возникают в процессе международной деятельности банков: ва­лютных операций, зарубежного кредитования, инвестиционной деятельности, международных платежей и расчетов, финансиро­вания внешней торговли, страхования валютных и кредитных рисков, международных гарантий.
 Для борьбы с валютными рисками на валютных рынках Банк международных расчетов (БМР) предложил следующую стратегию:
 • повышение контроля за потенциальными рисками по ва­лютным расчетам в каждом отдельном банке;
 • разработку банковскими группами многосторонних спо­собов снижения валютных рисков;
 • совершенствование центральными банками национальных платежных систем и проведение мероприятий, вынуждающих местные банки усилить контроль над валютными рисками.
 В международной практике применяются три основных спо­соба страхования рисков:
 1) односторонние действия одного из контрагентов;
 2) операции страховых компаний, банковские и правитель­ственные гарантии;
 3) взаимная договоренность участников сделки.
 Распространенными методами страхования валютных рын­ков от неблагоприятных изменений курса иностранной валюты являются также:
 • хеджирование, т.е. операция, позволяющая с помощью срочных сделок или опционов избежать риска в повсе­дневных операциях;

<< Пред.           стр. 18 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу