<< Пред. стр. 18 (из 20) След. >>
В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области и высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации. Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате.
Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии».
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.
Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
Право выбора формы расчетов в Российской Федерации принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. И только в строго оговоренных законодательством случаях (например, выплата заработной платы, стипендий, пенсий) форма расчетов должна быть наличной.
Вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 9 июля 1992 г. с изменениями от 26 декабря 1997, г. Организационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. №140, должно иметь кассу, т. е. особое, специально оборудованное помещение, и вести кассовую книгу по установленной форме. При этом прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ), что установлено Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г.
Кассовые операции представляют собой совокупность материально-технических процедур, суть которых заключается в приеме, хранении и выдаче наличных денег.
Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. определено, что все предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы:
1) обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
2) должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
3) могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
4) обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
5) имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
Выдача наличных денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным иным документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и проч.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером или лицами на это уполномоченными.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, контроль за правильным ведением которой осуществляет главный бухгалтер предприятия.
Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возложена на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций обязаны систематически проверять учреждения банков.
Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предусмотрены следующие меры ответственности:
а) за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм — штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа;
б) за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
в) за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации.
Для расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком должен быть заключен соответствующий договор, предусматривающий права и обязанности сторон. По договору банк обязан:
— открыть расчетный и другие счета и совершать по ним платежи своевременно, в полной сумме и в соответствии с действующим законодательством;
— информировать клиента о движении средств на счетах клиента, выдавая выписки из лицевых счетов и копии первичных документов, подтверждающие записи этих выписок;
— обеспечивать по требованию клиента расчеты наличными деньгами;
— сохранять коммерческую и банковскую тайну.
Клиент в соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание обязуется:
— производить расчеты, оформленные документами в соответствии с банковскими нормативами и стандартами;
— выполнять правила ведения кассовых операций и своевременно информировать банк о предстоящих движениях наличных денег;
— представлять банку необходимую отчетность, предусмотренную действующим законодательством.
После подписания договора о расчетно-кассовом обслуживании банк должен открыть клиенту расчетный счет, который является основным счетом предприятия, учреждения или организации.
Приостановка операций по выдаче средств со счета (арест счета) может быть проведена по решению арбитража, судебных или следственных органов. О наложении ареста на счет делается отметка в лицевом счете. При снятии ареста, а также по решению арбитража, суда или следственных органов в лицевом счете делается надпись, разрешающая проведение операций по счету.
Взыскание на денежные средства, находящиеся на счете клиента, может быть наложено лишь по исполнительным листам, выданным судами, по приказам органов арбитража и по требованию налоговой инспекции.
Счет предприятия, учреждения или организации может быть закрыт по:
— решению собственника;
— решению органа, уполномоченного утверждать такие предприятия, учреждения и организации;
— по инициативе суда или арбитража.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах все платежи со счетов предприятий осуществляются по распоряжению владельца счета и в очередности, определенной ст. 855 Гражданского кодекса РФ (ч. 2 в ред. Федерального закона от 12.08.96 г. №110-ФЗ).
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявляемых требований предусмотрена следующая очередность платежей:
1) списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате, а также по отчислениям во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости населения);
4) списание по платежам в бюджет и другие внебюджетные фонды;
5) списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
6) списание по другим платежным документам в порядке календарной отчетности.
Раздел IX Правовые основы валютных отношений
Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
После Первой мировой войны американские монополии получили возможность начать активное наступление на своих партнеров по всем направлениям: в экономике, политике, финансах. Сделав своими должниками страны Западной Европы, США стали активно проводить политику, отвечающую интересам национальных монополий. Этому способствовали экономическая мощь страны, огромный золотой запас, стабильность доллара по сравнению с другими валютами. Во всех странах Западной Европы, кроме Англии, после войны золото было изъято из обращения. В то же время в США продолжали обращаться золотые монеты. Это обстоятельство и сыграло определенную роль, когда в 1922 г. на Генуэзской конференции обсуждалась проблема стабилизации валютной системы.
Конференция впервые юридически оформила положение о введении золотовизного стандарта. Суть его сводилась к тому, что валюты или банкноты разменивались не на золотые монеты или слитки, как раньше, при золотом стандарте, а на валюты, тех стран, где существовал их размен на золото, т.е. доллар и фунт стерлингов. Обе валюты стали основой золотодевизного стандарта. Валюты всего западного мира разделились на два лагеря: одни выражали свой паритет через доллар, другие — через фунт стерлингов. Это привело к росту зависимости одних валют от других, вызвало их неустойчивость. В результате золо-тодевизный стандарт стал своеобразным орудием подчинения более слабых стран крупному монополистическому капиталу, и в первую очередь американскому.
Усиление экономических позиций США вынудило старые колониальные державы предпринять меры по защите своих колониальных владений от иностранного экономического проникновения.
Так, Великобритания в начале Второй мировой войны создала стерлинговую зону, в которую вошли страны из различных частей света. Зона французского франка окончательно сформировалась после Второй мировой войны.
Долларовая зона сформировались в 30-е гг. XX в. как валютная группировка тех стран Латинской Америки, где господствующее положение занимали банки и монополии США. Были и другие валютные зоны, но меньшие по размерам. Это зоны бельгийского франка, испанской песеты, португальского эскудо, голландского гульдена. Все они создавались с целью недопустить при помощи валютной системы в свои колонии конкурентов.
Обширные колониальные владения и финансовая мощь стран-колонизаторов усиливали и значимость их валют.
В наиболее выгодном положении после Первой мировой войны оказались США, Великобритания, Франция. Германия и ее союзники были вынуждены считаться с теми условиями мира, которые были им продиктованы Антантой.
В 1930 г. центральными банками Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии и группой частных банков США был создан Банк международных расчетов (БМР). Первоначально он осуществлял расчеты по репарационным платежам и поставкам. С середины 1931 г. Германия прекратила выплату репараций. И тогда функции Банка изменились: он стал использоваться для организации притока иностранного капитала в германскую промышленность.
Стремление вернуться к золотому стандарту привело к появлению в 20-е гг. золотослиткового стандарта. При нем банкноты разменивались не на золотые монеты, а на золотые слитки весом до 12,5 кг. Но золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Мировой экономический валютно-финансовый кризис 1929—1933 гг. вызвал такие бурные потрясения всей системы, что остатки золотого стандарта рухнули. Англия прекратила размен фунта стерлингов на золото, и он был девальвирован. Не выдержал ударов кризиса и доллар США. В 1934 г. он был девальвирован на 41%, цена золота повысилась с 20,67 долл. до 35 долл. за тройскую унцию. Все монетное (в слитках и монетах) золото США было национализировано, а золотые запасы федеральных банков переданы казначейству. В этот же период были практически девальвированы все ведущие валюты мира. Во многих странах были введены жесткие валютные ограничения в связи с бурным развитием инфляционных процессов. Отголоски валютной бури 30-х гг. были слышны вплоть до начала Второй мировой войны.
Вторая мировая война вновь серьезно нарушила мировую валютную систему. Рост инфляции, бюджетные дефицита, неурегулированность платежных балансов вызвали серьезные опасения в возможности нормального функционирования валютной системы в послевоенный период. Уже в ходе войны в Англии и США были разработаны планы ее послевоенного переустройства. Они были направлены прежде всего на защиту интересов своего финансового капитала и отражали стремление этих стран к ведущей роли в решении послевоенных валютных проблем.
После длительных дискуссий между правительствами Англии и США было принято решение созвать в 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США) международную конференцию по валютным вопросам. Ее участниками были 44 государства.
По решению конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его Устав отразил американскую политику, цель которой — сохранить привилегированное положение доллара США в мировой валютной системе.
Разработанная и принятая Бреттон-Вудской конференцией валютная система основывалась на золотодевизном стандарте. И поскольку только доллар США разменивался на золото, золото-девизный стандарт автоматически превратился в золото-долларовый, что официально закреплялось Уставом МВФ. Национальная валюта США стала ключевой валютой западного мира. За долларом признавалось право международного платежного и резервного средства. Но чтобы доллар мог выполнять роль мировой валюты, ему была необходима тесная связь с золотом. Она закреплялась через цену одной тройской унции золота, выраженной в долларах. Тем самым доллар становился знаком стоимости золота.
Уставом МВФ предусматривалось, что все члены этой организации поддерживают цену золота и паритет валют, не допуская отклонения более чем на ±1%. Тем самым все участники соглашения обязывались автоматически поддерживать американскую валюту.
Превращение доллара в мировую валюту принесло монополиям США ощутимые выгоды. Западная Европа значительно пострадала от войны и гитлеровской оккупации. Сотни предприятий, шахты, электростанции были разрушены. Не хватало сырья, необходимого оборудования, строительных материалов. В этих условиях монополии США стали активно поставлять в Западную Европу все необходимое — от сырья до готовых изделий, но требовали, чтобы оплата производилась только в долларах. И это было самое трудное. Западная Европа, лежавшая в развалинах, не могла организовать внешнюю торговлю, чтобы получать доллары. Оставалось одно — жить в кредит.
Монополистические круги США были уверены, что благодаря своему исключительному положению они постоянно будут занимать ведущее место в мировой экономике, а доллар останется незыблемой валютой. Для подобных убеждений действительно были все основания. США в 1950 г. выпускали более 50% всей промышленной продукции западного мира и имели в своем распоряжении 75% мирового золотого запаса. Они навязывали Западной Европе планы развития, создали целый ряд подконтрольных союзов и организаций. Используя экономику Англии и ФРГ, США активно ввозили доллары в Европу.
Таким образом, в 40—50-е гг. США выиграли борьбу за лидерство в экономической и политической сферах. Но страны Западной Европы, активно используя достижения научно-технического прогресса, рост концентрации и централизации капитала, развитие интернационализации капитала, к 60-м гг. смогли восстановить свой экономический потенциал. В 1958 г. было создано экономическое объединение западноевропейских стран — ЕЭС, или Общий рынок. Его главной целью была защита интересов европейских монополий от экспансии американского капитала. За 1958—1965 гг. валовой национальный продукт стран ЕЭС вырос на 55% против 45% в США. Страны объединения стали превращаться в реальный центр силы, противостоящей США в области экономики, валютных отношений, политики.
Новая расстановка сил дала толчок развитию последующих противоречий как в мировой экономике, так и в валютной сфере. Все явственнее проявлялась тенденция ослабления позиций США.
Рост пассивности платежного баланса США вызвал сокращение их золотого запаса на значительную сумму, в результате чего стал падать курс доллара по отношению к ряду западноевропейских валют (марке ФРГ, швейцарскому франку, французскому франку и некоторым другим).
В середине 60-х гг. встал вопрос: как долго доллар сможет сохранять свое золотое содержание. Появилось сомнение в способности доллара обмениваться на золото. Дело в том, что в странах Западной Европы возрастали долларовые резервы, которые уже не могли быть покрыты золотым запасом США. Внешняя задолженность США резко увеличивалась. Если в 1948 г. она составляла 21% от размеров их золотого запаса, то в 1968 г. достигла 196% и продолжала расти. Все это сопровождалось ростом инфляционных процессов в США.
Серьезное влияние на углубление кризиса доверия к доллару оказало развитие рынка евродолларов, который впоследствии превратился в рынок евровалют.
Активный процесс внедрения доллара в Западную Европу привел к тому, что в конце 50-х гг. сформировался рынок евродолларов. Значительную роль в образовании этого рынка сыграл рост пассива платежного баланса США, дефицит которого на 70% покрывался вывозом их национальной валюты. Стремясь сократить удельный вес доллара в этих валютных резервах, меньше использовать его в международных расчетах, западные государства пытались максимально обменивать доллары на золото и другие валюты. С 1956 г. по 1971 г. центральные банки западноевропейских стран обменяли 15 млрд долл., что значительно уменьшило золотой запас США.
К 1970 г. количество евродолларов почти в 6 раз превысило золотой запас США. В результате курсы валют резко колебались, усиливались спекулятивные перемещения огромных капиталов, нарушалось равновесие платежных балансов. Все это содействовало усилению валютных бурь.
В результате инфляционных процессов цены на мировом и внутреннем западном рынках постоянно росли, а цена золота оставалась неизменной. Возник разрыв между действительной стоимостью золота и официальной ценой, зафиксированной в 1934 г., а затем подтвержденной в 1944 г. в Бреттон-Вудсе. Неравномерность развития инфляции в разных странах привела к тому, что курс доллара становилось все труднее удерживать в рамках, которые были определены Бреттон-Вудскими соглашениями (±1%).
Главным результатом развития кризиса доверия к доллару стало крушение одного из фундаментальных положений Устава МВФ — о фиксированной цене золота.
Экономический кризис 1969—1970 гг. способствовал углублению валютно-финансовых противоречий стран Запада. Кризис доверия к доллару стал постепенно перерастать в кризис доллара. В начале 1971 г. началось массовое бегство от доллара.
Летом этого же года на валютных рынках стран Западной Европы и Японии вновь разгорелась валютная лихорадка. Усилилось бегство от доллара к валютам с устойчивым курсом. В результате курс доллара падал, обострялся его кризис.
Золотой запас США стал приближаться к установленному критическому уровню — 10 млрд долл., цена золота на свободном рынке подскочила до 41 долл. за унцию. На этом фоне правительство США в 1971 г. разработало программу «чрезвычайных мер» по спасению доллара и золотых запасов, с которой выступил президент Р. Никсон (прекращение размена доллара на золото, введение 10%-го налога на импорт, сокращение на 10% программ помощи и т.п.).
«Чрезвычайные меры» США вызвали на всех валютных рынках невиданную валютную бурю, которая сопровождалась паникой держателей долларов. Отмена золотого обеспечения доллара означала глубокий кризис Бреттон-Вудских решений 1944 г.
В декабре 1971 г. в Вашингтоне была достигнута договоренность между США и представителями 9 крупнейших стран о девальвации доллара на 7,89%, повышении официальной цены золота до 38 долл. за унцию.
Одновременно девальвировались итальянская лира и шведская крона, повышался курс бельгийского франка, голландского гульдена, немецкой марки, японский иены. Великобритания и Франция сохраняли прежний паритет этих валют к доллару США. Расширялись пределы колебаний валют, зафиксированные в 1944 г. с ± 1% до ± 2,25%.
Девальвация доллара отражала усиление мощи западноевропейских и японских монополий, которые решили добиться компенсации роста задолженности США ослаблением позиции доллара на мировом рынке. В то же время кризис международной валютной системы выразился в отходе национальных валют от всех форм связи с золотом, хотя законодательно это еще не было оформлено.
В мае 1972 г. в Монреале (Канаде) состоялась неофициальная конференция видных деятелей западного валютно-финансового мира, на которой наиболее ярко проявились валютные противоречия между США и ЕЭС. В центра внимания конференции были следующие вопросы: возможно ли в ближайшее время вернуться к обратимости доллара в золото, будет ли золото играть и далее основную роль в валютных регионах. Но несмотря на усилия, конкретных решений по предотвращению валютного кризиса найдено не было.
Курс доллара продолжал падать. Пытаясь предохранить экономику своих стран от пагубного воздействия валютного хаоса, члены ЕЭС ввели с 1973 г. единую систему «плавающих» национальных валют по отношению к доллару и полностью отказались от его поддержки. В рамках этой системы западноевропейские валюты колебались по отношению друг к другу в пределах ± 2,25%.
В конце 1973 г. было опубликовано коммюнике 7 стран — Бельгии, ФРГ, Италии, Голландии, Швейцарии, Великобритании и США, где констатировалось, что Вашингтонское соглашение от 17 марта 1968 г. потеряло свою силу, упраздняется двойная цена золота и остается только одна цена — цена свободного рынка.
Одновременно с этим в США было принято решение разрешить с января 1975 г. покупать и продавать золото частным лицам. Закон 1933 г., по которому все золото в слитках и монетах на сумму более 100 долл. подлежало сдаче государству, отменялся. Государство перестало заботиться об увеличении национального монетарного запаса металла.
В январе 1976 г. на Ямайке состоялась сессия Временного комитета МВФ. В результате золото было полностью исключено из международных расчетов и из определения паритетов валют. Странам — членам МВФ разрешалось как вводить репрессии «плавающих» курсов валют, так и устанавливать твердый паритет своей валюты по отношению к специальным правам заимствования или какому-либо другому эталону. Допустимые пределы колебаний валют устанавливались ± 4,5% вместо ранее установленных ± 2,25%.
Таким образом, все старые принципы валютных расчетов сохранялись, доллар остался ключевой валютой западного мира. По сути, реформа коснулась в основном золота — с позиции отказа от него как от денежного материала.
Дальнейшая судьба золота не оговаривалась. Выход из мирового валютного кризиса 70-х гг. привел западный мир к Ямайской валютной системе, базирующейся на долларе США,-и созданию Европейской валютной системы.
Глава 48 Валютные отношения
Операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ, нормативным документам Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 октября 1992 г. (№ 3615-1), является основным нормативно-правовым регулятором валютных отношений в России.
Валютная система — это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.
Валютные отношения — это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте. Кроме того, валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Валютный рынок представляет собой рынок, на котором национальная валюта одной страны может обмениваться на национальные валюты других стран. Главную роль на рынках иностранной валюты играют крупные банки различных стран (они носят название торговых банков), которые расположены или имеют отделения в крупнейших центрах торговли иностранной валютой, таких, как Лондон, Токио, Цюрих. Обменная ставка представляет собой количество рублей, необходимых для покупки одного доллара.
Валютные рынки, с функциональной точки зрения, обеспечивают:
1) своевременное осуществление международных расчетов;
2) страхование валютных и кредитных рисков;
3) взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
4) диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства;
5) регулирование валютных курсов;
6) получение прибыли участниками рынка в виде разницы курсов валют;
7) проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики.
Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Валютные системы подразделяются на национальную, мировую и региональную.
Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой — формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер ее функционирования и стабильность зависят от степени соответствия принципов мировой валютной системы структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. Кризис международной валютной системы возникает в связи с изменениями данных условий и завершается крушением существующей и созданием новой валютной системы.
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную единицу страны. Национальная валюта существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Эмитентами национальной валюты являются национальные центральные и коммерческие банки.
Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:
• национальная валюта;
• национальное регулирование международной валютной ликвидности;
• режим курса национальной валюты;
• национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
• режим национальных рынков валюты и золота;
• национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Валютный паритет — элемент валютной системы — это соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.
Под валютой Российской Федерации в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент», определяющие субъектов, осуществляющих операции с местной (национальной) и иностранной валютой.
Закон РФ «О банках и банковской деятельности» также делит субъектов валютных правоотношений на две категории:
1. Резиденты:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
• дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
• филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации, названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.
2. Нерезиденты:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в РФ;
• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;
• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами РФ;
• находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
• находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов — юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.
Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.
Обязательной принадлежностью любого юридического или физического лица, осуществляющего валютные операции, является наличие счета в иностранной валюте.
Валютный счет может быть открыт только в уполномоченном банке на территории Российской Федерации. Открытие счетов в филиалах иностранных банков, расположенных в Российской Федерации (не говоря уже о счетах за границей), допускается только с разрешения Центрального банка РФ и в установленном им порядке.
Для открытия счета резиденту — юридическому лицу необходимо представить в банк:
а) заявление на открытие счета, для юридического лица оно должно быть подписано руководителем предприятия — юридического лица;
б) нотариально заверенную копию документов о государственной регистрации юридического лица (например, в Москве — это свидетельство, выдаваемое Московской регистрационной палатой и ее филиалами);
в) нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и документа об учреждении);
г) справку налоговой инспекции о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
д) нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия.
Резиденту — физическому лицу для открытия счета необходимо представить в банк заявление и образец своей подписи.
Все эти документы необходимы банку для того, чтобы он мог удостовериться, что заключает договор на расчетно-кредитное и кассовое обслуживание с организацией, которая создана в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, определить ее статус (резидент/нерезидент), а также для идентификации лиц, имеющих право распоряжаться счетом.
Для открытия счета не требуется какая-либо дополнительная регистрация в качестве участника внешнеэкономической деятельности.
Открытие валютного счета не всегда оформляется специальным документом или договором. Как правило, сам факт принятия банком указанных выше документов и открытия счета является достаточным, чтобы считать договор валютного счета заключенным. При отсутствии специального документа между банком и клиентом их отношения регулируются внутренними инструкциями банка, с которыми клиент должен быть ознакомлен под расписку во избежание в дальнейшем возможных разногласий с банком при осуществлении им валютных операций по поручению клиента.
В силу того, что заключение договора на открытие и ведение валютного счета между банком и организацией носит добровольный, а не обязательный характер, обе стороны имеют право выбора. Это значит, что как банк может самостоятельно решать, какую организацию он хочет иметь в качестве своего клиента, так и предприятие, организация выбирает для открытия счета банк из числа уполномоченных банков. При этом клиент вправе иметь валютные счета в нескольких уполномоченных банках (в отличие от расчетного счета в рублях).
При выборе клиентом банк обращает внимание на направления деятельности предприятия, объем имеющихся у него средств, количество проводимых им валютных операций и многое другое.
Предприятие также заключает договор именно с тем банком, который может ему предложить наибольший объем услуг и с наивысшим качеством, что во многом зависит как от величины средств банка, так и от вида лицензии на проведение валютных операций. Банк, обладающий генеральной валютной лицензией и в силу этого имеющий возможность устанавливать корреспондентские отношения с любыми иностранными банками, имеет большие возможности для скорейшего проведения операций своих клиентов (особенно, если банк является участником системы SWIFT)
Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк РФ, поэтому при согласовании основных условий договора стороны, прежде всего уполномоченный банк, должны руководствоваться соответствующими актами ЦБ РФ.
В настоящее время резидентам открываются валютные счета двух категорий.
Текущий валютный счет открывается и ведется только в тех иностранных валютах, в которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут осуществляться международные расчеты.
Транзитный валютный счет является распределительным. Он предназначен только для операций по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки.
Существуют определенные особенности ведения валютных счетов, открываемых на имя физических лиц-резидентов. Режим этих счетов устанавливается с учетом характера происхождения валютных средств.
Гражданин может открывать в уполномоченных банках валютные счета без представления документов о легальном происхождении валютных средств (т.е. без подтверждения того факта, что они приобретены им законным путем). В этом случае валюта не может быть переведена за границу в течение 12 месяцев с момента ее зачисления на счет. Нерезиденты открывают валютные счета в уполномоченных банках на аналогичных условиях.
Режим валютных счетов, т.е. перечень поступлений и платежей, разрешенных к проведению по этим счетам, определяется действующим валютным законодательством.
Особенностью валютных счетов нерезидентов прежде всего является ограничительный перечень разрешенных валютных источников, за счет которых нерезидент вправе открыть счет. Это:
а) средства, переведенные, вывезенные или пересланные из-за границы;
б) поступления от резидентов и нерезидентов за реализуемые на территории Российской Федерации товары и услуги;
в) средства, поступающие в погашение обязательств перед владельцами счетов;
г) проценты, уплачиваемые уполномоченными банками;
д) поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;
е) поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.
Особый порядок открытия и режим ведения установлен для счетов нерезидентов в российской валюте. Он подробно изложен в Инструкции Центрального банка РФ от 16 июля 1993 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» и кратко сводится к следующему:
• нерезиденты открывают счета в валюте Российской Федерации только на свое имя либо от имени и по поручению своих учредителей; открытие счетов на имя резидентов, а также совместных с резидентами счетов запрещено;
• расчеты по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с действующими правилами безналичных расчетов в РФ.
Предприятия, организации-нерезиденты для открытия счета должны представить документы:
а) легализованные в посольстве Российской Федерации за границей или в посольстве иностранного государства в Российской Федерации копии документов, определяющие юридический статус нерезидента (копии учредительных документов, выписка из торгового реестра или банковского реестра — для банка);
б) для представительств и филиалов — копию документа свидетельствующего о согласовании вопроса о размещении представительства и филиала нерезидента с местными органами государственной власти; для представительств также — копии разрешений на открытие представительства либо иных документов, свидетельствующих об аккредитации представительства в Российской Федерации;
в) нотариально заверенную карточку-счет с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати;
г) справку налогового органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
д) легализованную копию разрешения национального (центрального) банка, если оно требуется для открытия рублевого счета в Российской Федерации.
Все копии документов должны быть легализованы или нотариально заверены. Если какие-либо документы составлены на иностранном языке, нерезидент обязан представить также заверенный перевод их на русский язык.
Для открытия счета в валюте Российской Федерации физическое лицо-нерезидент обязано при личной явке предъявить паспорт или въездную визу и представить следующие документы:
а) справку налогового органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика;
б) нотариально заверенную карточку с образцом подписи распорядителя счета.
Уполномоченный банк вправе не ограничиться указанными документами и запросить у нерезидента (как предприятия, организации, так и физического лица) дополнительные документы, например, подтверждающие платежеспособность нерезидента.
Нерезидент вправе открыть счет на свое имя и распоряжаться им как лично, так и через доверенное лицо.
Доверенность на открытие счета (распоряжаться счетом) должна быть удостоверена нотариально либо легализована.
Рублевые счета типа «Т» («текущие») открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в Российской Федерации их представительств и филиалов.
Владельцами счетов типа «Т» могут быть только следующие категории нерезидентов: а) предприятия, учреждения, организации, имеющие на территории Российской Федерации представительства, филиалы;
б) банки и иные кредитные учреждения, имеющие представительства на территории Российской Федерации для целей содержания этих представительств;
в) международные организации, имеющие на территории Российской Федерации представительства, филиалы;
г) иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства.
Нерезидент вправе иметь несколько счетов типа «Т». На рублевые счета типа «Т» могут зачисляться средства, полученные от реализации товаров (услуг), покупки их за иностранную валюту на внутреннем рынке, полученных кредитов и страховых премий; средства от неторговых операций, депозитных операций, полученные путем перевода со счетов типа «Т» других нерезидентов и со счета типа «И» данного нерезидента, а также средства из некоторых других источников.
Цели использования средств со счетов типа «Т» аналогичны источникам их поступления. Это платежи в пользу резидентов за товары (услуги); платежи, связанные с депозитными операциями в уполномоченных банках; неторговые операции; уплата налогов, пошлин, сборов; кредитование и страхование; оплата текущих расходов представительств и филиалов; выплата комиссионного вознаграждения банкам, осуществляющим обслуживание по счетам типа «Т».
Запрещены использование данных средств для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и перевод на счета типа «И».
Рублевые счета типа «И» («инвестиционные») открываются в уполномоченных банках Российской Федерации на имя предприятий (учреждений, организаций), банков и иных кредитных учреждений, международных организаций, а также физических лиц для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в том числе сделок приватизации).
Нерезидент вправе иметь только один счет типа «И» в отличие от счета типа «Т», которых может быть несколько. Кроме того, инвестиционные рублевые счета нерезидентов могут открываться и вестись только на основании специально заключаемого договора банковского счета, в то время как для открытия счета типа «Т» такой документ не обязателен.
Источники средств, за счет которых открываются счета типа «Т», связаны с инвестиционной деятельностью, приватизацией, операциями с фондовыми ценностями. К таким средствам относятся: выручка от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; поступления в виде дивидендов по акциям, процентов по паевым и долевым вкладам, иных доходов от участия в уставном фонде предприятий; суммы от реализации акций, паевых и долевых вкладов; суммы, оставшиеся от реализации активов ликвидированных предприятий после удовлетворения требования кредиторов; суммы компенсации стоимости объектов, принадлежащих нерезиденту и национализируемых или реквизируемых органами государственной власти, и возмещения убытков, возникающих при этом; а также некоторые другие средства.
Соответственно средства со счетов типа «И» могут использоваться только на инвестиционные цели: покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; платежи по сделкам купли-продажи объектов иностранных инвестиций (в том числе объектов приватизации), по сделкам купли-продажи приватизационных чеков Российской Федерации, выплату комиссионного вознаграждения банку, осуществляемому обслуживание по счету типа «И»; перевод на счет типа «Т» того же нерезидента.
Средства счета типа «И» не допускается использовать для кредитных операций; их нельзя переводить на все иные рублевые счета других нерезидентов, в том числе на счета типа «И»; данные средства не допускается размещать в банковские депозиты и депозитные сертификаты банков.
В отличие от счета типа «Т» с данных счетов нельзя снимать наличные деньги, поскольку они не предназначены для неторговых операций и оплаты текущих расходов представительств и филиалов.
Проценты по остатку средств типа «И» не начисляются. В этом заключается еще одно отличие режима данного счета от режима счета типа «Т».
Рублевые счета физических лиц нерезидентов. Кроме счетов типа «И», физические лица-нерезиденты вправе открывать и вести в уполномоченных банках счета для зачисления их личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов во время проживания на территории Российской Федерации.
Со счетов данной категории не могут оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными операциями (в том числе со сделками по приватизации). В остальном режим рублевых счетов физических лиц-нерезидентов аналогичен режиму рублевых счетов физических лиц-резидентов Российской Федерации.
Под валютными операциями в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимаются:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся следующие:
1) переводы в Российскую Федерацию ее иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
3) переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
4) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся следующие:
1) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
2) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
3) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных права на недвижимость;
4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, и услуг;
5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
6) все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Банковские операции в Российской Федерации осуществляются уполномоченным банками, т.е. банками или иными кредитными организациями, получившими лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций, а также банками с участием иностранного капитала и банками, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам.
В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в ЦБ РФ специаль ные лицензии:
• на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
• на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте.
Для получения лицензии устанавливается определенный минимальный размер собственных средств.
Таким образом, все валютные операции осуществляются через те банки, которые имеют специальную валютную лицензию.
Различают три вида лицензий на проведение валютных операций: генеральные, внутренние, разовые.
Генеральная лицензия дает право на совершение полного или ограниченного круга операций в иностранной валюте и на территории Российской Федерации, и за границей.
Внутренняя лицензия дает право на совершение полного или ограниченного круга банковских операций в иностранной валюте на территории Российской Федерации.
Разовая лицензия дает право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте.
Банк, получивший генеральную или внутреннюю лицензию на осуществление банковских операций в иностранной валюте, — уполномоченный банк — выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.
Для получения лицензии банк должен представлять следующие документы:
1) копию утвержденного устава;
2) обоснование экономической целесообразности и готовности к осуществлению операций в иностранных валютах;
3) организационную структуру с описанием подразделений, занимающихся операциями с иностранной валютой (квалификация кадров, специализация отделов и их техническое оснащение);
4) справки о руководителях банка, ответственных за осуществление операций с иностранной валютой;
5) копию письма уполномоченного банка о согласии подписать корреспондентское соглашение;
6) справку об организации внутрибанковского контроля;
7) баланс банка и справку о соблюдении нормативов по операциям в рублях;
8) отчет (счет) о прибылях и убытках;
9) акт последней ревизии;
10) годовой отчет;
11) справку о возможных зарубежных партнерах по заключению корреспондентских соглашений (только для банков, обращающихся за генеральной лицензией).
Иностранные юридические лица дополнительно представляют:
а) решение соответствующего органа иностранного учредителя (участника) о его участии в создании банка на территории Российской Федерации или об открытии филиала;
б) письменное согласие контрольного органа страны местопребывания иностранного учредителя (участника) на его участие в создании банка на территории России или открытии филиала в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством соответствующей страны.
Иностранным гражданам требуется представить дополнительно следующие документы:
а) подтверждение первоклассного иностранного банка о платежеспособности данного лица;
б) рекомендации не менее чем от двух иностранных юридических лиц или граждан с известной платежеспособностью.
Банковские операции с иностранной валютой подразделяются по степени возрастания их сложности и рискованности на следующие:
1) ведение валютных счетов клиентуры;
2) некоторые операции (операции по обслуживанию клиентов, не связанные с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка);
3) установление корреспондентских отношений с иностранными банками (договоренность о порядке и условиях ведения банковских операций);
4) операции по международным расчетам, связанные с экспортном и импортом товаров и услуг;
5) операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем рынке;
6) кредитные операции по привлечению и размещению валютных средств внутри Российской Федерации;
7) кредитные операции на международных денежных рынках (разрешаются только с генеральной лицензией);
8) валютные (депозитные и конверсионные) операции на международных денежных рынках.
В соответствии с письмом ЦБР от 17 октября 1996 г. № 345 «Об установлении российскими кредитными организациями прямых корреспондентских отношений с иностранными банками» (с изменениями от 22 октября 1997 г.) кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, которая не предоставляет права на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками, могут устанавливать такие отношения (открывать счета НОСТРО и ЛОРО) с:
— уполномоченными банками государств—участников СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Украина, Республика Узбекистан);
— с «Моснарбанком» (Лондон, Сингапур), «Эйробанком» (Париж), «Ост-Вест Хандельс-банком (Франкфурт), «Донау-банком» (Вена), «Ист-Вест Юнайтед Банком (Люксембург), «Русским коммерческим банком» (Цюрих) и «Русским коммерческим банком» (Лимассол, Кипр).
Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте, которая предоставляет право на установление прямых корреспондентских отношений с ограниченным числом иностранных банков, вправе устанавливать прямые корреспондентские отношения (открывать счета НОСТРО, ЛОРО) с иностранными банками в пределах количества, указанного в лицензии (включая банки Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики) и, кроме того, с банками, указанными в п.п. 1.1 и 1.2 письма ЦБР.
Кредитные организации, получившие лицензию на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте в соответствии с письмом Банка России от 19 апреля 1996 г. № 276 «О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций», вправе устанавливать прямые корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков.
Глава 49 Валютный курс
Все международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Данный обмен происходит по определенному соотношению — валютному курсу.
Под валютным курсом понимается соотношение между денежными единицами разных стран, или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (либо в международной денежной единице).
Валютный курс необходим для:
1) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
2) сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальной или иностранной валютах;
3) периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.
На изменение валютного курса оказывает влияние множество факторов, управляющих спросом и предложением. Например, подъем экономики будет увеличивать спрос на все виды товаров и услуг, в том числе и импортные. Рост импорта ведет к увеличению предложения национальной валюты на рынках иностранной валюты. Увеличение прибыльности предприятий повышает их акции в глазах иностранных инвесторов. В результате растет спрос на национальную валюту. То же самое происходит и в том случае, когда повышается ставка процента на правительственные ценные бумаги.
Кроме того, на изменение валютного курса оказывают влияние: темп инфляции, состояние платежного баланса; разница процентных ставок в разных странах; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; ускорение или задержка международных платежей; степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах; степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках; валютная политика.
Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного обращения и в целом на весь воспроизводственный процесс
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования валютного курса. Основными методами такого регулирования являются:
• покупка-продажа иностранной валюты на национальную;
• операции центрального банка на открытом рынке, т.е. покупка-продажа ценных бумаг;
• изменение уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов;
Установление валютного курса, определение пропорций обмена валют называется валютной котировкой. Существует два варианта валютной котировки — прямой и косвенный (обратный). В России, например, применяется метод прямой котировки, когда курс единицы иностранной валюты выражается в национальной. Косвенная котировка используется, в частности, в Великобритании, предполагает выражение курса единицы национальной валюты в определенном количестве иностранной валюты.
Изменение обменного валютного курса какой-либо страны оказывает воздействие на совокупное предложение посредством ожидания определенных цен на привлекаемые факторы производства. Изменение валютного курса подвергает внутреннюю экономическую систему в состояние «шока предложения», выраженного в зависимости от амплитуды колебаний курсов валют.
Обменные валютные курсы оказывают значительное влияние на уровень цен на привлекаемые факторы производства, так как многие из них импортируются из других стран. Так, в экономике США объем импорта сырья и материалов для нужд американской промышленности плюс товары производственного назначения составляет 40% от суммарного импорта товаров и услуг.
Включение в рассмотрение доли импортной для производственных целей нефти повышает эту цифру до 50%. Изменения валютных курсов сказывается на цене потребительских товаров и на стоимости жизни, а эта последняя посредством изменений уровня зарплаты производит дальнейшую корректировку цен на привлекаемые факторы производства. Изменение валютных курсов косвенно оказывает дополнительное воздействие на цены привлекаемых факторов производства вследствие обострения конкуренции, с чем сталкиваются производители на внутреннем рынке.
Глава 50 Валютные риски
Международные расчеты — это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают в результате экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, организациями и гражданами разных стран. Расчеты осуществляются безналичным путем посредством банков.
Банки, как правило, поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сроками платежей, а также проводят политику диверсификации своих валютных резервов.
Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых сделок включают следующие основные элементы: валюту цены; валюту платежа; условия платежа.
Валютные риски — это опасность возможных валютных потерь в результате изменения валютных курсов. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежных обязательств во времени. Валютным рискам подвергаются все участники валютного рынка: импортеры и экспортеры, кредиторы и заемщики, банки.
Существуют следующие виды валютных рисков:
1) операционный — возможность убытков или недополучения прибыли;
2) балансовый (трансляционный) — несоответствие активов и пассивов, выраженных в инвалютах;
3) неблагоприятное воздействие валютного риска на экономическое положение предприятия.
Валютный риск связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных компаний и банков, диверсификацией их деятельности. Валютные риски возникают в процессе международной деятельности банков: валютных операций, зарубежного кредитования, инвестиционной деятельности, международных платежей и расчетов, финансирования внешней торговли, страхования валютных и кредитных рисков, международных гарантий.
Для борьбы с валютными рисками на валютных рынках Банк международных расчетов (БМР) предложил следующую стратегию:
• повышение контроля за потенциальными рисками по валютным расчетам в каждом отдельном банке;
• разработку банковскими группами многосторонних способов снижения валютных рисков;
• совершенствование центральными банками национальных платежных систем и проведение мероприятий, вынуждающих местные банки усилить контроль над валютными рисками.
В международной практике применяются три основных способа страхования рисков:
1) односторонние действия одного из контрагентов;
2) операции страховых компаний, банковские и правительственные гарантии;
3) взаимная договоренность участников сделки.
Распространенными методами страхования валютных рынков от неблагоприятных изменений курса иностранной валюты являются также:
• хеджирование, т.е. операция, позволяющая с помощью срочных сделок или опционов избежать риска в повседневных операциях;