<< Пред.           стр. 19 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 • валютный своп — международная операция, при которой валютные риски у банка отсутствуют, так как его валют­ная позиция остается закрытой.
 Одним из методов страхования рисков являются и защитные оговорки, т.е. условия договора, включаемые в соглашения, и контракты, предусматривающие возможность их пересмотра в процессе осуществления для того, чтобы ограничить потери контрагентов международных экономических отношений. Но с 70-х гг. вместо защитных оговорок, не дающих полной гарантии устранения валютного риска, стали применяться новые методы, в том числе валютные опционы (сделка между покупателем и продавцом валют, дающая покупателю опциона право покупать или продавать по определенному курсу определенную сумму ва­люты в течение обусловленного времени за вознаграждение); форвардные сделки с валютой платежа и валютные фьючерсы — торговля стандартными контрактами.
 На выбор метода страхования валютных рисков оказывают влияние такие факторы, как: особенности экономических и по­литических отношений со страной-контрагентом; конкуренто­способность товара; платежеспособность импортера или заем­щика; законодательные ограничения на провидение валютных операций в данной стране; срок, на который нужно получить покрытие риска; перспективы изменения валютного курса или процентных ставок на рынке и др.
 Глава 51 Валютный контроль
 Под валютным контролем законодатель понимает деятель­ность государства, направленную на обеспечение валютного за­конодательства при осуществлении валютных операций. Валют­ный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Централь­ный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются ор­ганизации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частно­сти, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.
 Под механизмом валютного контроля понимается совокуп­ность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функ­циональная составляющая).
 Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внеш­не-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельно­сти» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подза­конные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении ва­лютного и экспортного контроля и о развитии валютного рын­ка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.
 Основными целями валютного контроля являются:
 • определение соответствия проводимых валютных опера­ций действующему законодательству и наличия необхо­димых для них лицензий и разрешений;
 • проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валют­ном рынке Российской Федерации; обоснованности пла­тежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.
 Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным за­конодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за ис­ключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обрабо­танном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других быто­вых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:
 • представлять вышеуказанным организациям все запраши­ваемые ими документы и информацию, касающуюся про­водимых и проведенных ими валютных операций;
 • в течение пяти лет сохранять всю документацию, касаю­щуюся каждой проведенной валютной операции;
 • устранять выявленные нарушения валютного регулирова­ния немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.
 Валютный контроль может осуществляться на разных стади­ях проведения валютных операций.
 Одно из основных направлений валютного контроля — кон­троль за поступлением в Российскую Федерацию валютной вы­ручки от экспорта товаров.
 Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной вы­ручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномо­ченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государ­ственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.
 Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.
 Система организаций, осуществляющих контроль за право­мерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.
 Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполне­нию всеми резидентами и нерезидентами Российской Федера­ции, осуществляют контроль за правомерностью валютных опе­раций, за соответствием этих операций законодательству и усло­виям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и до­кументации по валютным операциям резидентов и нерезиден­тов, а также руководят агентами валютного контроля при осу­ществлении ими контрольных функций.
 Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ. Банк России оп­ределяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Фе­дерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды ва­лютных операций; устанавливает правила проведения резиден­тами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанав­ливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также слу­чаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной ва­люте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Централь­ный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление ва­лютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функ­ции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
 Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:
 а) проверять все необходимые документы, в том числе нали­чие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетель­ствующие о нарушениях валютного законодательства;
 б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;
 в) приостанавливать действие лицензий или лишать резиден­тов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицен­зий и разрешений на право осуществления валютных операций;
 г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании не­действительными сделок, противоречащих валютному законода­тельству, а также о взыскании всего полученного по этим сдел­кам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены наруше­ния законодательства;
 д) направлять материалы проверок, в ходе которых установ­лены нарушения валютного законодательства, в правоохрани­тельные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.
 В случае выявления тех или иных нарушений органы валют­ного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.
 За нарушения валютного законодательства предусмотрена от­ветственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законода­тельством.
 В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения поло­жений валютного законодательства является взыскание соответ­ствующих сумм в доход государства, валютный контролер впра­ве с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.
 Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокры­той выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не осво­бождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.
 При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.
 При признании судом, арбитражным судом сделок с валют­ными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пяти­кратном размере необоснованно полученных сумм.
 За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполно­моченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненад­лежащим образом.
 Взыскание вправе производить только организация, отне­сенная законодательством к органам валютного контроля.
 Действия агентов валютного контроля могут быть обжалова­ны органам валютного контроля, а действия последних — в су­дебном порядке.
 Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответст­вием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.
 Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обяза­тельные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
 Таможенные органы осуществляют валютный контроль при­менительно к таможенному контролю, т.е. используют фор­мы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст. 180— 190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные струк­турные подразделения:
 — в ГТК РФ — Управление валютного контроля;
 — в региональных таможенных управлениях — отделы тамо­женной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
 — в таможнях — отделы таможенного оформления и тамо­женного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
 — в таможенных постах — ОТО.
 Объектами валютного контроля, осуществляемого таможен­ными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с пе­ремещением товаров и транспортных средств (ст. 199 Таможен­ного кодекса РФ).
 51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России
 ВЭК России — это центральный орган федеральной испол­нительной власти, образованный для реализации функций Пра­вительства РФ по валютному и экспортному контролю. В осно­ве нормативно-правовой базы ее деятельность лежит Указ Пре­зидента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю».
 Главная задача ВЭК России — проведение единой общегосу­дарственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономиеских операций.
 Основные направления деятельности ВЭК России следующие:
 — контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте:
 — контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
 — организация с участием других органов и агентов валют­ного и экспертного контроля, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и объектив­ности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
 — контроль эффективности использования кредитов в ино­странной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основании международных договоров и соглашений;
 — проведение с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, независимых экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторских проверок внешнеторговой деятельности отдельных хозяйствую­щих субъектов;
 — анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и предоставление в установленном порядке предложений по развитию и совершен­ствованию законодательства Российской Федерации в данной области;
 — создание совместно с другими органами и агентами ва­лютного контроля, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями информационной сис­темы по валютному и экспортному контролю и межведомствен­ному обмену информацией по контролю за экспортом стратеги­чески важных сырьевых товаров;
 — разработка и осуществление программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных прави­тельственных и неправительственных организаций;
 — обеспечение взаимодействия с органами валютного и экс­портного контроля иностранных государств;
 — руководство деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в уполномоченных банках и российских учреждениях за рубежом;
 — осуществление иных функций, связанных с валютным и экспортным контролем, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 В целях реализации возложенных на нее задач Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю наделена следующими правами:
 — получать от органов и агентов валютного контроля необ­ходимую информацию и документы;
 — проводить проверки финансовых документов, бухгалтер­ских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, со­глашений, договоров и иных документов, связанных с осущест­влением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта това­ров и услуг, бартерных операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государ­ством в иностранной валюте;
 — получать от юридических и физических лиц документы, ка­сающиеся валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэко­номических операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
 — обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением законодательства соответствующих стран;
 — ставить вопрос в установленном порядке о приостановле­нии валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи­ческих операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицен­зий и других прав в области внешнеэкономической деятельно­сти в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам ВЭК России соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
 — привлекать юридических и физических лиц в установлен­ном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции;
 — представлять Российскую Федерацию в международных организациях по поручению Правительства РФ;
 — другими правами.
 Структурными подразделениями ВЭК России, осуществляю­щими свою деятельность непосредственно в субъектах Россий­ской Федерации, являются территориальные органы по валютно­му и экспортному контролю (региональные центры, отделения и представительства). Являясь полномочными представителями ВЭК России в субъектах Российской Федерации, территориаль­ные органы в тесном взаимодействии с органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность и координируют в пределах своей компетен­ции деятельность других агентов валютного и экспортного кон­троля в целях реализации общегосударственной политики, на­правленной на создание единой системы контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
 Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства
 Вопросы ответственности за нарушение валютного законо­дательства регулируются правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон РФ «О валютном регулиро­вании и валютном контроле» и др.), административного, граж­данского, таможенного, уголовного права.
 В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены санкции за незаконные операции с иностран­ной валютой и платежными документами (ст. 153), а также за незаконную продажу платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст. 154). Так, в ст. 153 указано, что незаконная скупка, прода­жа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных доку­ментов в иностранной валюте или банковских платежных до­кументов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной опе­рации не превышает 25 руб., наказываются штрафом в размере до 100 руб. с конфискацией валюты и платежных документов. За те же действия, совершенные повторно в течение года, пре­дусмотрено наложение штрафа в размере до 200 руб. с конфи­скацией валюты и платежных документов.
 В Таможенном кодексе РФ в разделе VI «Валютный кон­троль» глава 29 посвящена валютному контролю таможенными органами Российской Федерации.
 Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля определя­ются Государственным таможенным комитетом РФ в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в об­ласти валютного контроля.
 Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Россий­ской Федерации, за исключением периметров свободных тамо­женных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст. 199). Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Феде­рации и Таможенным кодексом РФ применительно к таможен­ному контролю (ст. 200).
 В статье 201 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответ­ственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо правона­рушениями, посягающими на нормальную деятельность тамо­женных органов Российской Федерации.
 В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:
 1) легализация (отмывание) денежных средств, приобретен­ных незаконным путем (ст. 174);
 2) незаконное получение кредита (ст. 176);
 3) злостное уклонение от погашения кредиторской задол­женности (ст. 177);
 4) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185);
 5) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бу­маг (ст. 186);
 6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо рас­четных карт и иных платежных документов (ст. 187);
 7) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);
 8) нарушение правил сдачи государству драгоценных метал­лов и драгоценных камней (ст. 192);
 д) невозвращение из-за границы средств в иностранной валю­те (ст. 193).
 Кроме того, в Федеральном законе «О валютном регулиро­вании и валютном контроле» в ст. 14 предусмотрена ответствен­ность за нарушение валютного законодательства. В частности, в п. 1 этой статьи сказано, что резиденты, включая уполномочен­ные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего закона* несут ответственность в виде:
 а) взыскания в доход государства всего полученного по недей­ствительным в силу настоящего закона сделкам;
 б) взыскания в доход государства необоснованно приобре­тенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
 
 * Статья 2 — «Защита валюты Российской Федерации»; ст. 3. «Право собствен­ности на валютные ценности»; ст. 4. «Внутренний валютный рынок Российской Федерации»; ст. 5. «Сеть резидентов в иностранной валюте»; ст. 6. «Валютные операции резидентов в Российской Федерации»; ст. 7 «Счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации»; ст. 8. «Валютные опе­рации нерезидентов в Российской Федерации».
 
 Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валюте драгоценные металлы и природные драгоцен­ные камни.
 Валютой являются ценности, которые могут служить сред­ством платежа. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом ви­де, за исключением ювелирных, бытовых изделий и лома та­ких изделий.
 Природные драгоценные камни включают: алмазы, рубины, изумруды и другие, перечисленные в Законе от 9 октября 1992 г.
 В соответствии с Положением о совершении сделок с дра­гоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994 г. № 756 Центральный банк РФ и специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке опера­ций с драгоценными металлами, могут совершать данные сдел­ки в пределах предоставленных им прав. Денежные обязатель­ства, возникающие при совершении сделок с золотом и сереб­ром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.
 Центральный банк РФ и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комис­сии или поручения) у пользователей недр.
 При этом ЦБ РФ может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
 Специально уполномоченные банки в пределах прав, пре­доставленных указанным выше Положением, с учетом требова­ний ЦБ РФ могут:
 а) совершать сделки купли-продажи слитков золота и сереб­ра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам ко­миссии или поручения) со специально уполномоченными бан­ками, ЦБ РФ, промышленными потребителями, инвесторами;
 б) совершать операции со слитками золота и серебра по спе­циальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований вышеуказанного Положения;
 в) совершать золотые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета золота через специально уполномоченные банки.
 При этом не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуще­ствления операций по специальным счетам, открытым в специ­ально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим пред­приятиям.
 Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращении Центральным банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачислений на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.
 Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетой устанавливаются Центральным банком РФ.
 Глава 53 Евро — путь к интеграции
 Функция денег как мировых денег возникла в докапиталистических фор­мациях, но получила свое полное раз­витие с созданием мирового рынка, где деньги выступали в виде золотых слит­ков. Парижскими соглашением 1867 г. единственной формой мировых денег было признано золото.
 Региональная международная счет­ная единица, использовавшая с 1979 г.
 Рис. 1. Семь банкнот евро будут одинаковыми по всей Европе, а восемь монет евро в каждой стране будут свои
 по 1 января 1999 г. странами — членами Европейской валютной системы (ЕВС) — экю (European Currency Unit), являлась сред­ством межгосударственных расчетов по валютным интервенци­ям, но главным образом — базой для выражения паритетов валют стран-участниц, регулятором отклоне­ний рыночных курсов валют.
 Однако на рубеже XXI в. в хозяйст­венной деятельности большинства стран Европейского Союза (ЕС) про­изошли кардинальные перемены. В со­ответствии с концентрацией единой ва­люты, которая была провозглашена на встрече глав государств — членов ЕС в Дублине в декабре 1996 г., с 1 января 1999 г. была введена новая единая меж­дународная региональная европейская валюта — евро (см. рис. 1). Достоинст­во и технические характеристики монет евро см. в приложении.
 Впервые в мировой валютной системе появилась регио­нальная международная валюта. До введения евро мировая ва­лютная система характеризовалась взаимодействием нацио­нальных валют.
 Франция
 Евро отныне выполняет функции мировых денег, она заме­нит валюты во всех видах деловых операций. Введение евро способствует процессу интеграции, поскольку продолжающийся формироваться единый внутренний рынок ЕС будет опираться теперь на единую денежную систему. Благодаря переходу к евро ЕС постепенно превратится в мощную консолидированную ва­лютную зону, способную стимулировать дополнительно экономический рост, снижать операционные расходы пред­приятий. Кроме того, евро это и сред­ство защиты интересов ЕС в конкурен­ции с долларом США и йеной, сниже­ния зависимости от них в обслуживании внутриевропейского и международного финансового оборота.
 Германия
 Рис. 2. Большинство государств сохранило на евро те же символы, что и на сегодняшних моне­тах: на — французских — Марианна, на немецких — орлы
 Переход к евро на уровне государ­ственных финансов связан с установле­нием и соблюдением жесткой бюджет­ной дисциплины, что позволит эффек­тивнее бороться с инфляцией. В «зоне евро» формируется единое правовое поле денежно-кредитного и валютного регулирования. В результате значитель­но сократятся по сравнению с разновалютной средой расходы на расчетное обслуживание операций, сроки прохож­дения денежных переводов. Следова­тельно, предприятия смогут добиться заметной экономии на накладных рас­ходах и оборотном капитале.
 Введение евро затрагивает и дого­ворные отношения российских пред­приятий, осуществляющих внешнеэко­номическую деятельность. Для всех заключенных, но не оконченных дого­воров действует принцип непрерывно­сти в соответствии со ст. 3 Регламента Совета ЕС № 1103/97. Следовательно, содержание действующих договоров с введением евро остается нетронутым. И никто не может отказаться от ис­полнения своих обязательств, сославшись на замену экю евро. Данное положение действует не только для стран Европейского Союза, но и за его пределами.
  Австрия
 Рис. 3. Некоторые страны выбрали новые симво­лы. Австрийцы изобразили на реверсе одноевровой монетки портрет Моцарта
 Критериями присоединения стран к новой валюте являются следующие:
  • бюджетный дефицит в размере не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государству-нарушителю применяются санкции);
  • размер государственного долга не более 60% ВВП (или устойчивое приближение к этому показателю);
  • долгосрочные процентные ставки по кредитам, не превышающие двух процентных пунктов над средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
 Испания
 • инфляция не более чем 1,5-процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее ста­бильными ценами;
 • участие в Европейской валют­ной системе без выходов курса на­циональной валюты за рамки разре­шаемых его курсовых колебаний в течение последних двух лет.
 Бельгия
 Рис. 4. На бельгийских и испанских евро, как и на се­годняшних монетах, оста­нутся короли
 По этим критериям в Регламенте Совета ЕС № 974/98 от 3 мая 1998 г. в числе участвующих государств-членов были названы: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Ита­лия, Люксембург, Нидерланды, Ав­стрия, Португалия и Финляндия (см. рис. 2, 3, 4, 5).
 Переход к евро предусматривает следующие этапы:
 • с 1 января 1999г. — твердая фиксация курсов валют стран «зоны евро» к евро для всех видов пред­стоящих расчетов; начало параллель­ного использования евро и привязан­ных к нему национальных валют во взаимных безналичных расчетах; конверсия (реденоминация) в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны; начало осуществления единой денежно-кредитной и ва­лютной политики ЕС и деятельности его наднациональных бан­ковских институтов;
 • с 1 января 2002г. — Европейский центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки участвующих государств-членов вводят в обращение банкноты, номинированные в евро, и они становятся единственными банкнотами со статусом законного платежного средства на территории всех государств-членов;
 • с 1 июля 2002 г. — вывод из обращения национальных ва­лют и полный переход экономики и финансов стран-участ­ников на евро.
 Италия
 Рис. 5. Итальянцы на одноевровой монете по­местили знаменитый ри­сунок Леонардо да Винчи с изображением пропорций человеческого тела
 С 1 января 1999 г. конкретным наполнением и реализацией единой денежной и валютной политики ЕС занимается Евро­пейская система центральных банков (ЕС ЦБ), которая состоит из центральных банков стран-членов, перешедших на евро, и наднационального Европейского цен­трального банка (ЕЦБ). ЕС ЦБ управ­ляет Совет Управляющих, в который вошли управляющие этих центральных банков и члены правления ЕЦБ.
 Европейский центральный банк на­делен функцией эмиссии европейской валюты на территории государств-чле­нов, вводящих евро, в соответствии с требованиями законов денежного обра­щения. В этом заключается принципи­альное различие между евро и долларом.
 Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламен­тируются решениями Совета ЕС на ос­нове единогласия.
 Регламент ЕС № 1103/97 преду­сматривает, что обменные курсы устанавливаются как один ев­ро, выраженный в национальной денежной единице государст­ва-члена, вводящего евро.
 Регламент Совета ЕС № 2866/98 от 31 декабря 1998 г. при­нял следующие курсы, не подлежащие отмене фиксированными обменными курсами между евро и валютами государств-членов, вводящих евро:
 1 евро = 13,7603 австрийского шиллинга;
 = 40,3399 бельгийского франка;
 = 1,95583 немецкой марки;
 = 166,386 испанской песеты;
 = 5,94573 финляндской марки;
 = 6,55957 французского франка;
 = 0,787564 ирландского фунта;
 = 1936,27 итальянской лиры;
 = 40,3399 люксембургского франка;
 = 2,20371 голландского гульдена;
 = 200,486 португальского экскудо.
 Все ссылки на экю* в официальных документах ЕС заменя­ются ссылками на евро при соблюдении пропорции 1:1. Это правило распространяется также на договоры (контракты) част­ного права, если их тексты содержат прямые отсылки к экю как официальной валюте Сообщества. Кроме того, Регламентом ус­тановлено, что любые подобные упоминания экю должны по­ниматься в контрактной документации как относящиеся к евро в его вновь обретенном официальном статусе.
 
 * Стоимость экю определяется методом «корзины валют» стран — участниц ЕС. Удельный вес каждой валюты в «корзине» зависит от доли страны в ВНП ЕС во взаимном товарообороте в Европейском валютном институте. В связи с этим наибольшая доля в «корзине» приходится на немецкую марку — 30,1%, фран­цузский франк — 19,0, английский фунт стерлингов— 13,0, бельгийский франк — 7,6, испанскую песету — 5,3, на прочие — 5,45%. (Деньги. Кредит. Бан­ки/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.— М.: ЮНИТИ, «Банки и биржи», 1999.
 
 Евро, возникший на базе западноевропейской интеграции, безусловно, окажет влияние на экономику «третьих» стран. Не может не отразится и на России биполярность новой мировой валютной системы: евро — доллар. Проамериканский курс Рос­сии, взятый Правительством России в 1992 г., привел ее к дефолту 17 августа 1998 г. Сегодня Россия все больше ориентиру­ется на Европу и другие страны, с которыми уже сложились тесные экономические связи и в торговле, и в движении капи­тала. Укрепляются отношения России с Лондонским и Париж­ским клубами, которые несколько ослабли в условиях взятого прежде проамериканского курса. Ратификация соглашения о партнерстве и сотрудничестве в конце 1997 г. также дала толчок новой волне развития и укрепления экономических отношений России со странами ЕС.
 
 Приложение
 РЕГЛАМЕТ СОВЕТА (ЕС) № 1128 от 20 ноября 1997 г. о достоинстве и технических характеристиках монет евро
 СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
 принимая во внимание:
 Договор о создании Европейского Сообщества, и, в частности Статью 105а (2) этого Договора,
 предложение Комиссии,
 мнение Европейского Центрального банка, в сотрудничестве с Европейским парламентом,
 а также исходя из того, что:
 (1) в ходе заседания Европейского Совета в Мадриде 15— 16 декабря 1995 г. был утвержден сценарий перехода к единой валюте, в котором предусматривается введение монет евро не позднее 1 января 2002 г.;
 (2) согласно Статье 105а (2) Договора «государства-члены ЕС могут выпускать монеты при условии утверждения со стороны ЕЦБ объе­ма выпуска. Совет может, действуя в соответствии с процедурой, указанной в Статье 189с, и после консультаций с ЕЦБ, принять ме­ры по приведению в соответствие достоинства и технических харак­теристик всех монет, предназначенных для обращения, в пределах, необходимых для их нормального хождения в рамках Сообщества»;
 (3) Европейский Валютный Институт указал, что банкноты евро будут иметь номинал от 5 евро до 500 евро; принимая во внимание, что купюры и монеты должны обеспечить удобное осуществление наличных расчетов в евро и в центах;
 (4) в результате выполнения руководством монетного двора ЕС указа­ния Валютного комитета изучить ситуацию и подготовить доклад о единой европейской системе чеканки монет, оно представило доклад в ноябре 1996г., а затем доработанный доклад — в феврале 1997г. с указанием достоинства и технических характеристик новых монет евро (диаметр, толщина, вес, цвет, состав и ребро);
 (5) новая европейская система чеканки монет должна стать безо­пасной, надежной и эффективной системой, в которой использова­ны достижения технологии, и, в свою очередь, должна способство­вать росту доверия к ней со стороны общественности;
 (6) признание общественностью новой системы является одной из основных задач системы чеканки монет ЕС и доверие к ней зависит от физических характеристик монет евро, которые должны в мак­симально возможной степени отвечать запросам потребителей;
 (7) в результате консультаций с ассоциациями потребителей, Евро­пейским обществом слепых и с представителями индустрии торго­вых автоматов сделан вывод о необходимости учесть особые требо­вания важных категорий пользователей монетами в целях обеспече­ния плавного переключения к евро и облегчения пользования монетами новой чеканки и гарантировать четкое различие монет на вид и на ощупь;
 (8) новые монеты евро будут легко различимы и быстро войдут в оби­ход, если их диаметр будет соответствовать их достоинству;
 (9) необходимо учитывать некоторые особые требования безопас­ности в целях ограничения возможностей для мошенничества с ис­пользованием монет достоинством в 1 и 2 евро с учетом их высо­кого стоимостного значения; в результате использования техноло­гии изготовления трехслойных монет с сочетанием двух различных цветов в одной монете они отвечают самым современным требова­ниям безопасности;
 (10) идея Европейского Валютного Союза найдет свое наиболее вер­ное отражение в дизайне монет, при котором одна сторона монеты будет иметь единый европейский дизайн, а дизайн другой — содер­жать национальные особенности, что, в свою очередь, увеличит сте­пень позитивного отношения к монетам граждан Европы;
 (11) в 1994 г. Совет и Европейский Парламент приняли Директиву (94/27/СЕ), ограничивающую использование никеля в некоторых изделиях по причине того, что никель может при определенных ус­ловиях вызывать аллергические реакции; монеты не подпадают под действие данной Директивы; тем не менее, учитывая, что некото­рые государства-члены ЕС в интересах охраны здоровья граждан уже используют сплав, не содержащий никель и известный под на­званием «Скандинавское золото» (Nordic Gold), и, исходя из целе­сообразности уменьшить содержание никеля в монетах новой че­канки,
 ПРИНЯЛ НАСТОЯЩИЙ РЕГЛАМЕНТ:
 Статья 1
 Первая серия монет евро будет состоять из восьми монет досто­инством от 1 цента до 2 евро со следующими техническими харак­теристиками (см. табл. 1)
 Статья 2
 Настоящий Регламент вступает в силу 1 января 1999 года.
 Таблица 1
 Технические характеристики первой серии монет евро достоин­ством от 1 цента до 2 евро
 Досто­инство, евроДиа­метр,
 MMТолщина,
 MMВес, гФормаЦветСоставПоверхность ребра
 225,751.958,5КруглаяВнешняя часть — бе­лый (white)
 Внутренняя — желтый (yellow)Медь-никель (Cu75Ni25)
 Три слоя Никель-латунь/ Никель/ Никель-латунь CuZn20 Ni5/ Nil2/ CuZn20Ni5С надписью Гладкая (Edge lettering. Fine milled)
 123,252,1257,5ТожеВнешняя часть — жел­тый
 Внутренняя — белыйНикель-латунь (CuZn20Ni5)
 Три слоя Cu75Ni25/Ni 7/Cu75Ni25С преры­вистой на­сечкой (Interrupted milled)
 0,5024,251,697
  Желтый«Скандинав­ское золото» («Nordic Gold»)
 Cu89A15Zn5SnlШероховатая (Coarse milled)
 0,2022,251,635.7«Испан­ский цветок» («Spanish Rower»)ТожеТожеРовная (Plain)
 0,1019,751,514.1Круглая-"-
  Шерохова­тая (Coarse milled)
 0,0521,251,413,9ТожеКрасный (red)Сталь с мед­ным покры­тием (Copper covered stel)Гладкая (Smooth)
 0,0218,751,363
  ТожеТожеГладкая с бо­роздкой (Smooth with a groove)
 0,0116,251.322,3-'*--**--**-Гладкая (Smooth)
 
 
 Глава 54 Международные финансовые институты
 Международные валютно-кредитные и финансовые органи­зации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отноше­ния. Общая цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Междуна­родный валютный фонд (МВВ); группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Между­народную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк меж­дународных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).
 Международные финансовые институты призваны:
 1) объединять усилия мирового сообщества в целях стабили­зации международных финансов и мировой экономики;
 2) осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
 3) разрабатывать и координировать стратегию и тактику ми­ровой валютной и кредитно-финансовой политики.
 Вкратце остановимся на некоторых из них.
 Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, про­ходившей 1—22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих. Исполнитель­ный орган — директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.
 МВФ предназначен для:
 — содействия развитию международной торговли и валют­ного сотрудничества;
 — поддержания устойчивости валютных паритетов и устра­нения валютных ограничений;
 — оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
 МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.
 Членство в МВФ является обязательным условием для всту­пления страны в Международный банк реконструкции и разви­тия и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.
 Группа Всемирного банка (ВБ) — специализированное фи­нансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого ин­ститута, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.
 Основными функциями ВБ являются:
 — инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
 — аналитическая и консультативная деятельность по эконо­мическим вопросам;
 — систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
 — посредничество в перераспределении ресурсов между бо­гатыми и бедными странами.
 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР — головной институт в группе Всемирного банка.
 Руководящие органы МБРР — Совет управляющих и дирек­торат (исполнительный орган)
 Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15—17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммер­ческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.
 В МБРР действует в рамках следующих программ:
 — борьба с бедностью и экономическое управление;
 — социальное развитие и экология;
 — финансы, частный сектор, инфраструктура;
 — развитие человеческого потенциала.
 МБРР в 1998 г. предоставил кредитов на сумму 19,2 млрд. долл.
 Одно из первых мест среди получателей кредитов МБРР за­нимает Россия, которая за 1993—1998 гг, получила средства в сумме 5,4 млрд. долл.
 Международная ассоциация развития (MAP) была образова­на в 1960 г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды — беспроцентные, плата взимается только на покрытие админи­стративных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные креди­ты могут получить только те страны, которые по классифика­ции ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. В 1998 г. MAP предоставила кредитов на сум­му — 5,6 млрд. долл.
 Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.
 Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в эконо­мику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.
 МФК инвестирует средства в акционерные капиталы пред­приятий, которым оказывает кредитную поддержку, финансиру­ет создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.
 Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 г. для стимулирования прямых ин­вестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:
 — отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей;
 — экспроприация имущества инвестора;
 — военные действия;
 —политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
 — невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
 МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:
 — взносы в денежной или материальной форме в акционер­ный капитал;
 — ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
 — некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
 МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покры­вать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ коорди­нируется с национальными страховыми компаниями.
 Банк международных расчетов (БМР) — это первый междуна­родный банк, созданный в 1930 г. с целью содействия сотрудни­честву центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Ита­лии, Франции и Японии и обеспечения между ними междуна­родных расчетов.
 В настоящее время членами БМП являются более 30 госу­дарств.
 Управление деятельностью БМР осуществляется Общим со­бранием и Советом директоров.
 Основными функциями БМР являются:
 — обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
 — выполнение роли доверенного лица, при проведении меж­государственных расчетов участников;
 — проведение депозитно-ссудных, фондовых и других опе­раций, в том числе с золотом;
 — осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.
 БМР также является крупным мировым экономическим ин­формационно-исследовательским центром. При этом БМР ак­тивно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.
 Всемирная торговая организация (ВТО) — это международная межправительственная организация, созданная в 1994 г. в соответ­ствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
 Перед ВТО стоят следующие цели:
 — обеспечение полной занятости;
 — содействие росту производства и торгового обмена това­рами и услугами;
 — оптимальное использование источников сырья с целого обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения ок­ружающей среды.
 Основные функции ВТО:
 — осуществление административных функций в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглаше­ние о ВТО, и организация их выполнения;
 — является форумом для проведения многосторонних торго­вых переговоров между членами ВТО;
 — содействие разрешению торговых споров между своими членами;
 — осуществление контроля за национальной политикой сво­их членов в области торговли;
 — развитие сотрудничества с другими международными уч­реждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.
 Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
 Развитию процесса всесторонней интеграции, объединения усилий в интересах социального и экономического прогресса двух государств во многом содействовала ратификация Договора о соз­дании Союзного государства Россией и Республикой Беларусь.
 Договор о создании Союзного государства, подписанный Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Президентом Республики Беларуси А. Г. Лукашенко 8 декабря 1999г., разработан в соот­ветствии с Декларацией о дальнейшем единении России и Бела­руси от 25 декабря 1998 г. и является новым шагом на пути ин­теграционного объединения России и Беларуси.
 При сохранении суверенитета, независимости, международ­ной правосубъектности и государственного устройства России и Белоруссии Союзное государство обладает признаками государ­ственности — территорией, границами, гражданством, органами власти, символикой.
 Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются по­литическое и идеологическое многообразия.
 Перед Россией и Республикой Беларусь стоят очень сходные реформаторские задачи, которые в общем виде можно предста­вить так:
 — преобразование республиканского народного хозяйства в национальную многоукладную, социально ориентированную, встроенную в мировые хозяйственные структуры рыночную экономику, что должно стать базой для политической стабиль­ности, подъема благосостояния и качества жизни населения до уровня мировых стандартов;
 — создание политических, организационно-правовых и хо­зяйственных предпосылок для проведения самостоятельной эко­номической политики как ключевого фактора утверждения на­циональной государственности;
 — снятие негативных последствий узкой специализации в рамках бывшего СССР, модернизация экономики, повышение эффективности производства, использование ресурсного потен­циала для самостоятельного выхода на мировые товарные и фи­нансовые рынки;
 — достижение макроэкономической стабилизации, выход из бюджетного и инвестиционного кризиса, подавление ин­фляции, укрепление национальной валюты, сокращение бюд­жетных расходов на реальный сектор экономики и социальную сферу, адресная поддержка малообепеченности групп населе­ния;
 — утверждение частной собственности, активизация на этой основе личной инициативы и предпринимательства, культива­ция и поддержка «среднего класса»;
 — ограничение функций государства как субъекта хозяйство­вания, приватизация государственных предприятий, ставка на «ответственного и эффективного хозяина»;
 — либерализация контрактных отношений, торгово-посред-нических, внешнеэкономических, денежно-кредитных, банков­ских, валютных, платежно-расчетных операций;
 — «демонополизация» сферы производства и услуг, создание конкретной сферы для приоритетного развития малого и сред­него бизнеса;
 — формирование на коммерческой основе биржевых, бан­ковских, инвестиционных, страховых, торгово-посреднических институтов, финансового рынка, рынков страхования, недви­жимости и рабочей силы;
 — создание благоприятных условий для привлечения внеш­них кредитно-инвестиционных ресурсов на поддержку рыноч­ных реформ, обеспечение социальной стабильности, модерниза­цию национальной экономики.
 Целями Союзного государства являются:
 — обеспечение мирного и демократического развития брат­ских народов государств-участников, укрепление дружбы, по­вышение благосостояния и уровня жизни;
 — создание единого экономического пространства для обес­печения социально-экономического развития на основе объеди­нения материального и интеллектуального потенциалов госу­дарств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
 — неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
 — проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
 — формирование единой правовой системы демократического государства;
 — проведение согласованной социальной политики, направ­ленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
 — обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
 — укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного со­трудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
 Главные же усилия Беларуси и России должны быть сосре­доточены на решении задач экономического сближения, гармо­низации законодательства и экономической политики двух го­сударств и подготовке предпосылок будущего валютного союза между ними. К числу же таких предпосылок относятся как структурные предпосылки, так и функциональные. Попробуем сформулировать их.
 Итак, к числу структурных предпосылок валютного союза Беларуси и России относятся:
 — завершение рыночных реформ и стабилизации новых ба­зисных социально-экономических моделей;
 — выход из кризиса и стабилизация реальной экономики;
 — полная монетизация экономик двух стран, ликвидация бар­терных отношений и создание стабильных современных финан­совых систем;

<< Пред.           стр. 19 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу