<< Пред. стр. 20 (из 20) След. >>
— организация действенной системы валютного контроля и валютного регулирования, способных обеспечить избранный валютный режим и недопустить незаконного оттока капиталов за границу;— завершение строительства таможенного союза;
— достижение высокого уровня взаимного товарообмена и производственной кооперации на базе рыночных принципов;
— интеграция валютных и финансовых рынков, создание эффективных межстрановых платежных и расчетных систем и обеспечение свободного движения капиталов;
— гармонизация хозяйственного и финансового законодательства и утверждение правопорядка в экономической жизни.
К функциональным предпосылкам относятся следующие:
— введение полной взаимной конвертируемости валют;
— сужение пределов курсовых колебаний до минимума (в странах Европейского Союза этот минимум в 1998 г. составлял 1,25%) и постепенный переход к жесткой фиксации обменных соотношений;
— оздоровление государственных финансов, снижение бюджетных дефицитов и государственного долга до экономически оправданных пределов (Европейский Союз соответственно 3% и 60% ВВП);
— снижение долгосрочных процентных ставок, а для этого восстановление среднесрочного и долгосрочного кредитования;
— снижение инфляции.
Однако создание данных предпосылок пока осложняет крупные различия в экономических потенциалах Беларуси и России, а также в территории и населении.'
Основными принципами Союзного государства являются следующие:
— суверенное равенство государств-участников.
— добровольность,
— добросовестное выполнение ими взаимных обязательств.
Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий Союзным государством и государствами-участниками. И для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.
Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство. Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Кроме того, государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности.
* Подробнее см.: Козик Л.П., Кохно П.А. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности). — М. — Минск, 1999.
В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом. В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников. Правовое положение и порядок деятельности иностранных юридических лиц на территории государств-участников осуществляются в соответствии с законодательством государств-участников и их договорами с третьими странами.
В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
— создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
— единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
— единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
— объединенные транспортная и энергетическая системы;
— разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
— единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
— единое законодательство об иностранных инвестициях;
— разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
— управление собственностью Союзного государства;
— международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
— функционирование региональной группировки войск;
— пограничная политика Союзного государства;
— стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
— статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
— установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
К совместному ведению Союзного государства и государств-участников относятся:
— принятие в состав Союзного государства других государств;
— координация и взаимодействие в сфере внешней политики, связанные с осуществлением настоящего Договора;
— проведение согласованного курса на укрепление Содружества Независимых Государств;
— совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства;
— взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами-участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
— взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства;
— гармонизация и унификация законодательства государств-участников;
— осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда;
— охрана окружающей среды;
— совместные действия в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
— развитие науки, образования, культуры, создание равных условий сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов;
— формирование общего научного, технологического и информационного пространства;
— согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;
— обеспечение равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий;
— борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.
В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. При этом единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке.
Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом.
В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов, действует общий рынок ценных бумаг, предусматривающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.
Исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, государства-участники унифицируют требования к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам.
В Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории, и единое таможенное пространство, в отношений которого применяются:
— единый порядок экспортного контроля;
— единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
— единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы, на содержание его органов. Он формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников. В порядке и в случаях, установленных Высшим Государственным Советом по предложению Совета Министров, одобренному Парламентом, наполнение бюджета может осуществляться также и из иных источников.
Вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативно-правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств-участников.
Бюджет Союзного государства не может иметь дефицит. Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров Союзного государства, и после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства. Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
Высший Государственный Совет выполняет следующие функции:
— решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
— образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
— назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
— утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
— утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
— утверждает государственную символику Союзного государства;
— определяет местопребывание органов Союзного государства;
— заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений;
— и иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.
Для осуществления контроля за финансами Союзного государства создается Счетная палата, которая состоит из 11 членов, назначаемых сроком на 6 лет из числа граждан государств-участников, имеющих опыт работы в контрольно-ревизионных и аудиторских организациях, профессионализм и добросовестность которых не вызывают сомнений.
Члены Счетной палаты назначаются Парламентом Союзного государства по представлению Совета Министров независимо от того, гражданами какого из государств-участников они являются. В состав Счетной палаты не может входить более 7 граждан одного и того же государства-участника.
Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя и его заместителя, которые выполняют свои обязанности в течение двухлетнего периода и могут быть переизбраны. При этом Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства-участника.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выявляет, насколько рациональным бьыо управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства.
Органы Союзного государства, национальные аудиторские организации либо компетентные органы государств-участников направляют в Счетную палату по ее запросу любые документы и информацию, необходимые для выполнения Счетной палатой возложенных на нее функций.
По итогам финансового года Счетная палата представляет Совету Министров и Парламенту ежегодный отчет. На основании рассмотрения доклада вышеупомянутые органы, действуя самостоятельно или совместно, могут вносить в Высший Государственный Совет предложения относительно оздоровления финансов Союзного государства.
Счетная палата может, действуя по собственной инициативе или по просьбе любого из органов Союзного государства, давать в рамках своей компетенции заключения по отдельным вопросам.
Счетная палата устанавливает собственный регламент, который утверждается Советом Министров.
Список использованной литературы
1. Артемов Н.М., Горбунова О.Н., Денисова И.Г. и др. Финансовое право. — М.: Юристь, 1996.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы:
Учебник. - М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999.
3. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. — М.: Перспектива, 1999.
5. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Налоговая полиция. Правовое регулирование деятельности. — М.: ЮрИнфоР, 1998.
6. Дознание и предварительное следствие в органах Федеральной службы налоговой полиции России: Сборник правовых актов / Под ред. В.Е. Мануйлова. — М.: 1999.
7. Живалов В.И. Финансовая система России. Эффективность и устойчивость коммерческих банков. — М.: Экономика, 1999.
8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейной) / Отв. ред. канд. юр. наук А.В. Брызгалин. — М.: Аналитика-Пресс, 1999.
9. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. — Ч. I-II. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998.
10. Кочетков А.И. Анализ налоговых ошибок. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 1999.
11. Налоги и налоговое право: Учебн. пос. / Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1997.
12. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления: Учебн. пособ. М.: Рос. академия государств. службы при Президенте РФ, 1996.
13. Основы налогового права: Учебн.-методич. пособ. /Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Инвест Фонд, 1995.
14. Сборник кодексов Российской Федерации. На 10 февраля 1998 года. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.
15. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И. Химичева. — М.: Юристь, 1999.
16. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ, Финансы, 1997.
17. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Перспектива, Юрайт, 2000.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. чл.-корр. РА-ЕН Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, Финансы, 1997.
19. Экономика и право: Учебн. пособ. для вузов. — М.: Закон и право, 1999.
Оглавление
Предисловие...................................................................................................................................................................................... 2
Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности......................................................................................... 3
Глава 1 Понятие финансового права и его сущность............................................................................................................. 3
1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации......................................................................... 5
Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России.................................................................................. 6
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации.......................................................................................................... 16
Глава 4 Сущность и функции финансов................................................................................................................................... 18
Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства................................................................................... 22
Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды........................................................................................................... 24
Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль................................................................. 27
7.1. Счетная палата Российской Федерации........................................................................................................................ 27
7.2. Министерство финансов РФ............................................................................................................................................ 30
7.3. Федеральное казначейство............................................................................................................................................... 34
7.4. Министерство РФ по налогам и сборам....................................................................................................................... 39
7.5. Федеральные органы налоговой полиции.................................................................................................................... 42
7.6. Государственный таможенный комитет РФ................................................................................................................ 44
Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит............................................................................................. 48
8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России............................................................................ 48
8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация.................................................................................... 50
8.3. Правовые основы аудиторской деятельности............................................................................................................. 57
Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности........................ 59
Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства............................................................. 70
Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов.................................................... 75
Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета............................................................................................... 75
Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации.......................................................................................................... 81
Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования............................................................... 84
Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.............................................................................................................................. 87
Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы.................................................................................................................. 99
15.1. Бюджетная классификация........................................................................................................................................... 100
15.2. Структура доходов бюджета........................................................................................................................................ 101
15.3. Структура расходов бюджета...................................................................................................................................... 102
15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов........................................................................ 104
Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы........................................................................................... 107
Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования................................................................................... 109
Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование.......................................................................................... 110
Раздел III Правовое регулирование налогообложения........................................................................................................... 124
Глава 19 Экономическая сущность налогообложения....................................................................................................... 124
19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире........................................................................................... 125
19.2. Сущность, функции и виды налогов.......................................................................................................................... 128
Глава 20 Налоговое право и его основные принципы........................................................................................................ 134
Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов............................................................................................ 135
21.1. Налог на добавленную стоимость.............................................................................................................................. 135
21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций...................................................................................................... 140
21.3. Подоходный налог с физических лиц......................................................................................................................... 141
21.4. Акцизы.............................................................................................................................................................................. 146
21.5. Таможенная пошлина................................................................................................................................................... 148
21.6. Налоги в дорожные фонды.......................................................................................................................................... 151
21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения............................................................ 155
21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний........................................................................................................................................ 159
21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход........................................................... 160
21.10. Налог с продаж.............................................................................................................................................................. 163
21.11. Налог с продаж в Москве........................................................................................................................................... 166
Глава 22 Правовое регулирование местных налогов.......................................................................................................... 168
22.1. Земельный налог............................................................................................................................................................ 170
22.2. Налог на имущество физических лиц........................................................................................................................ 171
Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России............................................................................................. 173
23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России...................................................................... 175
Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита..................................................................... 178
Глава 24 Государственный кредит и его сущность.............................................................................................................. 178
24.1. Функции государственного кредита.......................................................................................................................... 179
24.2. Государственные займы и их классификация......................................................................................................... 180
Глава 25 Государственные ценные бумаги........................................................................................................................... 181
Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом 183
Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела........................................................................................ 188
Глава 27 История возникновения страхового дела............................................................................................................... 188
Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования................................................... 192
Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования....................................................................... 197
Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды....................................................................... 199
Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности.............................................................................................. 200
Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России.................................................................................. 200
Глава 32 Центральный банк РФ................................................................................................................................................ 203
32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России................................................................................................................... 207
Глава 33 Коммерческие банки.................................................................................................................................................. 209
33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада............................................................................................................ 212
33.2. Банковский счет.............................................................................................................................................................. 213
33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета............................................................................ 219
33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства................................................................. 221
Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации.......................................................................................... 222
34.1. Отзыв лицензии кредитной организации.................................................................................................................. 223
Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита............................................................................................................ 228
Глава 36 Банковская гарантия................................................................................................................................................... 232
Глава 37 Формы безналичных расчетов................................................................................................................................. 232
37.1. Платежные поручения.................................................................................................................................................. 233
37.2. Чековая форма расчетов.............................................................................................................................................. 234
37.3. Расчеты по аккредитиву................................................................................................................................................ 237
37.4. Расчеты по инкассо........................................................................................................................................................ 240
37.5. Электронные банковские услуги................................................................................................................................ 240
Глава 38 Векселя........................................................................................................................................................................... 268
Раздел VII Правовое регулирование лизинга............................................................................................................................. 279
Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга............................................................................................................................. 279
Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации......................................................................................... 285
Глава 41 Особенности лизинга.................................................................................................................................................. 292
Глава 42 Договоры лизинга....................................................................................................................................................... 293
Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга...................................................... 294
Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов........................................................................................ 312
Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег....................................... 312
Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения............ 314
Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций............................................................ 319
Раздел IX Правовые основы валютных отношений.................................................................................................................. 321
Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке.......................................................................... 321
Глава 48 Валютные отношения................................................................................................................................................. 325
Глава 49 Валютный курс............................................................................................................................................................. 333
Глава 50 Валютные риски........................................................................................................................................................... 334
Глава 51 Валютный контроль.................................................................................................................................................... 336
51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) России................................................ 339
Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства........................................................................... 340
Глава 53 Евро — путь к интеграции......................................................................................................................................... 342
Глава 54 Международные финансовые институты............................................................................................................. 348
Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства.................................................................................... 351
Список использованной литературы.................................................................................................................................. 356
Учебник
Эриашвили Нодари Дарчоевич
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Редактор Л.И. Булычева
Корректор Л.И. Ганина
Оригинал-макет АВ. Егоровой
Художник А.В. Лебедев
Лицензия № 071252 от 04.01.96 Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60х88 1/16 Усл. печ. л. 38,0. Уч.-изд. л. 32,0 Тираж 20000 экз. (1-й завод — 5000). Заказ 799
ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА"
Генеральный директор В.Н. Закачдзе
123298, Москва, Тепличный пер., 6 Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14 E-mail: unity@tech.ru
Отпечатано в ГУП ИПК "Ульяновский Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
<< Пред. стр. 20 (из 20) След. >>