<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу

 На федеральные органы налоговой полиции возложены сле­дующие задачи:
 — выявление, предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений;
 — обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправ­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
 — предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
 Деятельность федеральных органов налоговой полиции строится на основе следующих принципов:
 — законности;
 — уважения прав и свобод человека и гражданина;
 — подконтрольности и подотчетности высшим органам зако­нодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
 — сочетания гласных и негласных форм деятельности.
 В соответствии со ст. 36 части 1 Налогового кодекса РФ ор­ганы налоговой полиции правомочны:
 — производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях;
 — проводить следствие по делам о преступлениях, отнесен­ных к их ведению;
 — осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
 — участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д.
 Органы налоговой полиции, кроме того, имеют право:
 — пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставляемыми законом должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
 — приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и других кредитных организациях на срок до од­ного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
 — беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и местонахождения и обследовать их;
 — требовать от должностных лиц устранения нарушений за­конодательства о налогах;
 — налагать административный арест на имущество юридиче­ских и физических лиц с последующей реализацией этого иму­щества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов.
 В качестве предупредительной меры органы налоговой поли­ции имеют право выносить письменные предостережения руко­водителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам с тре­бованием устранения нарушений законодательства, своевремен­ной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей.
 Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправо­мерных действий (решений) или бездействия, а равно неправо­мерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служеб­ных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
 7.6. Государственный таможенный комитет РФ
 Таможенное дело в Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непо­средственно таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными органами. Они образуют еди­ную систему, включающую:
 — Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);
 — региональные таможенные управления РФ;
 — таможни РФ;
 — таможенные посты РФ.
 Кроме того, в систему таможенных органов входят таможен­ные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учеб­ные заведения, вычислительные центры и другие объекты, под­ведомственные ГТК РФ, деятельность которых способствует решению задач, стоящих перед таможенными органами.
 Правовую основу деятельности таможенных органов состав­ляют Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, другие феде­ральные законы, указы и распоряжения Президента, постанов­ления и распоряжения Правительства РФ.
 Общее руководство таможенным делом в России осуществ­ляют Президент РФ и Правительство РФ.
 Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации. Право­охранительный статус ГТК РФ закреплен в Таможенном кодек­се РФ, в указах Президента от 18 сентября 1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Россий­ской Федерации» и от 22 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». Федеральный закон «Об опе­ративно-розыскной деятельности», принятый в августе 1995 г., закрепил за таможенными органами статус субъекта оператив­но-розыскной деятельности.
 Основными задачами ГТК являются следующие:
 — обеспечение экономической безопасности и защита эко­номических интересов РФ;
 — обеспечение единства таможенной территории РФ;
 — организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
 — обеспечение соблюдения законодательства по таможенно­му делу, а также иного законодательства, контроль за исполне­нием которого возложен на таможенные органы РФ.
 Государственный таможенный комитет РФ в соответствии со ст. 19 ТК РФ выполняют следующие функции:
 — участвует в разработке и реализации таможенной полити­ки РФ;
 — организует взимание таможенных пошлин и налогов, от­носящихся к товарам, перемещаемым через таможенную грани­цу РФ, а также иных таможенных платежей;
 — выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификаци­онных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ве­дение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;
 — обеспечивает самостоятельно, а также во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблю­дением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет иные меры по охране таможенной границы РФ;
 — создает и совершенствует систему мер, обеспечивающих соблюдение законодательства о таможенном деле, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;
 — участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов и культурных ценностей;
 — организует осуществление валютного контроля, а также выполняет функции органа валютного контроля;
 — обеспечивает участие таможенных органов РФ в осущест­влении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природ­ной среды, защите интересов российских потребителей ввози­мых товаров;
 — организует ведение борьбы с контрабандой и иными пре­ступлениями в сфере таможенного дела;
 — обеспечивает выполнение таможенными органами РФ функций органов дознания в соответствии с действующими за­конодательными актами.
 ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители председа­теля ГТК РФ назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению председателя ГТК Правительством РФ.
 Председатель ГТК руководит, деятельностью подчиненных ему таможенных органов на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.
 Важнейшей частью деятельности ГТК является ведение та­моженной статистики и обеспечение ее данными Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, других федераль­ных органов исполнительной власти.
 Таможенные органы, кроме того, призваны оказывать содей­ствие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации.
 Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане РФ, способные по своим деловым и мораль­ным качествам, уровню образования и состояния здоровья вы­полнять возложенные на таможенные органы задачи.
 ГТК РФ обладает следующими правами:
 — определять особенности правового регулирования тамо­женных режимов;
 — ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий то­варов в свободные таможенные зоны, помещение их на свобод­ные склады;
 — устанавливать упрощенный, льготный порядок перемеще­ния физическими лицами товаров не для коммерческих целей;
 — определять особенности правового регулирования дея­тельности таможенного брокера и специалистов по таможенно­му оформлению;
 — руководить деятельностью таможенных органов, таможен­ных лабораторий и других подведомственных предприятий, а также деятельностью таможенных атташе представительств РФ за границей.
 Финансирование ГТК осуществляется за счет средств феде­рального бюджета и внебюджетных источников.
 Региональные таможенные управления (РТУ) являются про­межуточными звеньями в системе таможенных органов между центральным органом (ГТК РФ) и местными таможенными уч­реждениями-таможнями и таможенными постами. Через РТУ, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории и другие подведомственные предприятия ГТК РФ решает непо­средственно стоящие перед ним задачи.
 В связи с этим РТУ решает задачи и выполняет функции аналогичные тем, которые возложены на ГТК РФ. Разница за­ключается лишь в том, что РТУ осуществляют руководство та­моженным делом только на территории соответствующего та­моженного региона.
 Непосредственно таможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращение контрабанды и другие функции в сфере таможенного дела осуществляют таможни и таможенные посты.
 Таможня является государственным органом, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех им­портируемых и экспортируемых товаров, багажа, почтовых от­правлений и других грузов.
 Таможни выполняют следующие задачи:
 — осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;
 — применение таможенно-тарифного механизма и налого­вого механизма в части налогов, относящихся к товарам, пере­мещаемым через таможенную границу РФ;
 — взимание таможенных платежей.
 В непосредственном подчинении таможен находятся тамо­женные посты, расположенные на территории подведомственного региона (кроме таможенных постов, подчиненных непо­средственно вышестоящим таможенным органам). Таможни обладают следующими правами:
 — выдают разрешения на помещение товара и транспортных средств под определенный таможенный режим;
 — проводят таможенный досмотр и таможенный контроль;
 — проводят инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, товаров, в отноше­нии которых не уплачены таможенные платежи или предостав­лены таможенные льготы в части таможенных платежей;
 — проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через та­моженную границу РФ, таможенных брокеров либо других лиц;
 — принимают решения о предоставлении отсрочки или рас­срочки уплаты таможенных платежей, обеспечении уплаты та­моженных платежей путем заключения договоров залога, приема гарантий третьих лиц или приема на депозит причитающихся сумм;
 — взыскивают неуплаченные таможенные платежи в бес­спорном порядке;
 — получают от кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
 — привлекают лиц к ответственности за нарушение тамо­женных правил;
 — обращают к исполнению постановления таможни о нало­жении взысканий за нарушение таможенных правил;
 — обращают в федеральную собственность товары в соответ­ствии с Таможенным кодексом РФ;
 — самостоятельно учреждают склады временного хранения, владельцем которого является таможня или нижестоящий тамо­женный пост.
 На таможни возложены следующие функции:
 — таможенное оформление товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами РФ;
 — контроль за целевым использованием условно выпущен­ных товаров и транспортных средств; за соблюдением ограниче­ний, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств;
 — организация и осуществление таможенного сопровожде­ния товаров и транспортных средств, находящихся под тамо­женным контролем;
 — определение места и времени пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ;
 — осуществление проверки правильности исчисления лица­ми таможенных платежей, их начисление и взимание;
 — контроль за фактической уплатой лицами таможенных платежей, взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
 — предоставление отсрочек таможенных платежей;
 — обеспечение правильного отражения в документах и учет таможенных платежей, полноты взимания и своевременного пе­речисления денежных средств в федеральный бюджет;
 — сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах;
 — проведение проверок финансово-хозяйственной деятель­ности лиц, перемещающих товары и транспортные средства че­рез таможенную границу РФ, таможенных брокеров и др.;
 — валютный и экспортный контроль; выполнение функций агента валютного контроля;
 — взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств;
 — открытие текущих счетов по федеральному бюджету, сумм по поручениям, других счетов в кредитных организациях, пере­чень которых определяется ГТК.
 Таможенным постом называется подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформ­ление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Таким образом, таможенный пост — это один из элементов структуры таможни, территориально уда­ленный от ее администрации. Таможенные посты в отличие от таможен не являются юридическими лицами, за исключением постов, подчиняющихся вышестоящему таможенному органу. Как правило, таможенные посты создаются вдоль государствен­ной границы в пунктах перехода.
 Таможенные посты выполняют следующие основные задачи:
 — осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль;
 — применяют таможенно-тарифный и налоговый механизм в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
 — контролируют доставку товаров, находящихся под тамо­женным контролем, и документы на них в места, определяемые таможенными органами;
 — контролируют целевое использование условно выпущен­ных товаров, соблюдение лицами ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров;
 — начисляют и взимают таможенные платежи, проверяют правильность исчисления лицами таможенных средств;
 — взаимодействуют с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе;
 — контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, создание и функционирование таможенных складов;
 — выполняют функции агента валютного контроля, осуще­ствляют экспортный контроль и контроль за перемещением че­рез таможенную границу РФ культурных ценностей;
 — проводят инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и товаров, в отноше­нии которых не уплачены таможенные платежи или предостав­лены таможенные льготы в части таможенных платежей;
 — обращают в соответствии с Таможенным кодексом РФ в федеральную собственность товары.
 Таможенный пост, имеющий статус юридического лица, вы­полняет следующие функции:
 — открывает с разрешения вышестоящего таможенного ор­гана текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поруче­ниям, другие счета в кредитных организациях (их перечень оп­ределяется ГТК РФ);
 — контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей;
 — взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке;
 — применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей;
 — обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;
 — своевременно перечисляет денежные средства в федераль­ный бюджет;
 — планирует расходы на содержание и развитие таможен­ного поста.
 Специализированные таможенные посты, созданные в 1998 г., оформляют ввоз на территорию РФ и вывоз с ее терри­тории драгоценных металлов и драгоценных камней.
 Структурным подразделением ГТК РФ является таможенная инспекция, которая играет особую роль в организации и осущест­влении инспекционной деятельности, а также взаимодействует с контролирующими органами Российской Федерации. При этом таможенная инспекция обеспечивает анализ результатов взаимо­действия таможенных органов с контролирующими органами, а также осуществляет организацию взаимодействия и проведения совместных проверок участников внешне-экономической дея­тельности по конкретным направлениям, выявляет причины и условия, обуславливающие уклонение лиц от уплаты таможенных платежей и налогов.
 Таможенный комитет Союза России и Белоруссии, создан­ный в 1996 г., является отраслевым органом управления Союза, осуществляющим совместную организацию и руководство та­моженным делом в Союзе, и выполняет следующие основные функции:
 — вносит в Исполнительный комитет предложения о ставках и механизме применения таможенных и других пошлин и на­логов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможен­ную границу Союза;
 — организует взимание таможенных платежей;
 — обеспечивает распределение взимаемых таможенных по­шлин и налогов между бюджетами государств Союза в порядке, определяемом Исполнительным комитетом Союза, а также своевременное и полное внесение таможенных пошлин и нало­гов в бюджеты соответствующих государств;
 — организует систему контроля за правильностью определе­ния таможенной стоимости товаров;
 — обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств че­рез таможенную границу Союза и при ведении предпринима­тельской деятельности на территориях государств Союза;
 — организует осуществление таможенного оформления и та­моженного контроля товаров, принимает меры к совершенство­ванию и упрощению таможенного оформления и таможенного контроля.
 Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит
 8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России
 Развитие рыночных отношений в России привело к необхо­димости принятия большого количества нормативных документов для регламентации правовых вопросов деятельности предприятий (организаций), бухгалтерского учета и отчетности, налогообло­жения, порядка формирования себестоимости продукции (ра­бот, услуг). Многие предприятия стали самостоятельными хо­зяйствующими субъектами и получили право самостоятельно осуществлять свою деятельность (без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регули­рующего воздействия государственного плана). Приток новых предпринимателей, не обладающих необходимым опытом рабо­ты в рыночных условиях хозяйствования, обусловил появление нарушений в соблюдении требований нормативных документов. В то же время в связи с малочисленностью и перегруженностью работой органы, которые были обязаны в соответствии со свои­ми функциями оказывать помощь предприятиям в правильном применении законодательных актов, не смогли выполнять эту ра­боту качественно и в полном объеме. В результате возникла не­обходимость в создании новой формы контроля за деятельностью предприятий — независимого вневедомственного финансового контроля, аудита. Налоговые же органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляют ее по мере необходимости в пределах своей компетентности.
 В истории развития аудита в России можно выделить не­сколько основных этапов.
 Первый был ознаменован появлением в 1987 г. фирмы «Инау-дит», которая была образована в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР. Фирма «Инаудит» являлась юридическим лицом и оказывала аудиторские и кон­сультационные услуги действовавшим в СССР и за границей совместным предприятиям. «Инаудиту» были предоставлены широкие права, в том числе:
 — ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельно­сти совместных предприятий и организаций;
 — проверки бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, наличия денежных сумм и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей;
 — получения от учреждений Госбанка СССР и других кре­дитных учреждений необходимых сведений, справок, копий до­кументов, связанных с операциями соответствующих организа­ций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним;
 — получения от предприятий и организаций отчетной доку­ментации и иной документации в согласованных объемах;
 — публикации в СССР и за границей своего устава, баланса, счета прибылей и убытков, а также рекламных материалов.
 Несмотря на то что фирма имела более высокую организа­ционно-правовую форму по сравнению с хозрасчетными реви­зионными группами, она была создана на базе государственного контрольного органа, а ее учредителями были союзные мини­стерства. Сохранить «Инаудит» как единую структуру не уда­лось, и она распалась на несколько самостоятельных аудитор­ских фирм.
 Второй этап становления аудита начался с попытки приня­тия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР в связи с появлением в стране множества коммерческих органи­заций, в том числе аудиторских фирм. В их учредительных до­кументах предусматривалось проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организацион­но-правовых форм и видов собственности с целью подтвержде­ния достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансо­вой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление фи­нансовой деятельностью и т.п.
 В январе 1990 г. в СССР появилось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит», проводившее аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, независимо от их расположения или принадлежности. Кроме того, наряду с появлением крупных фирм формируются общественные ассоциации бухгалтеров и ау­диторов. И впервые в России начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе аудита, о регулировании бухгалтерского учета и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля.
 Третий этап становления аудита в России ознаменован по­явлением 5 декабря 1991 г. проекта Закона «Об аудиторской деятельности», который пока так и не принят. Но 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил Вре­менные правила аудиторской деятельности в Российской Феде­рации, вступившие в силу с момента опубликования Указа 29 де­кабря 1993 г.
 В соответствии с Временными правилами все физические лица, занимавшиеся аудиторской деятельностью, обязаны были до 1 октября 1994 г. пройти аттестацию на право осуществления указанной деятельности, а юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудитор­ской деятельностью самостоятельно, — до 1 января 1995 г. по­лучить соответствующие лицензии.
 В целях организации государственного регулирования ауди­торской деятельности в Российской Федерации было определе­но образовать Комиссию по аудиторской деятельности при Пре­зиденте РФ.
 Во Временных правилах дано определение понятия аудитор­ской деятельности, указаны сфера аудита, его цели, помимо ини­циативной проверки введено понятие проверки обязательной. Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской дея­тельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливают санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчеты и небрежность в работе. В разделе о подго­товке аудиторского заключения сказано, что оно должно состо­ять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Таким образом, Временные правила, утвержденные Указом Президен­та, подвели юридическую правовую основу под деятельность ау­диторов, как бы легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на ос­нове стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зару­бежных стран, т. е. правил ведения финансового учета и состав­ления отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период компанией, которые отражают ее положение на рынке.
 В настоящее время в России создано более 4 тыс. аудитор­ских фирм, в числе наиболее крупных — «Юникон», «Росэкс-пертиза», «Руфаудит» и др.
 8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
 Временные правила определили правовые основы аудитор­ской деятельности в Российской Федерации — независимый вневедомственный финансовый контроль.
 Аудиторская деятельность (аудит) представ­ляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (ауди­торских фирм) по осуществлению независимых вневедомствен­ных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, докумен­тов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и иных финансовых обязательств и требований экономических субъек­тов, а также оказанию прочих аудиторских услуг.
 Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансо­вым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государствен­ными органами.
 Основной целью аудиторской деятельности является ус­тановление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
 В соответствии с Временными правилами под экономически­ми субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объеди­нения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотрасле­вые, региональные и другие объединения), организации и учре­ждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предприни­мательскую деятельность. Кроме того, к экономическим субъек­там относятся аудиторские фирмы и аудиторы, работающие са­мостоятельно.
 Аудитор (лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия за определенный период.
 Понятие аудита гораздо шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптими­зации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.
 Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказа­ние различного рода услуг:
 — ведение бухгалтерского учета для различных предприятий и организаций;
 — восстановление бухгалтерского учета;
 — составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
 — защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ;
 — совершенствование (модернизация) действующей системы учета;
 — постановка бухгалтерского учета;
 — экономический и финансовый анализ;
 — консультационные услуги;
 — проведение семинаров, повышение квалификации бухгал­терского персонала предприятий (учреждений, организаций);
 — обучение бухгалтерского персонала;
 — издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту;
 — автоматизация бухгалтерского учета.
 Вместе с тем аудиторы и аудиторские фирмы, как отмечено во Временных правилах, не могут заниматься какой-либо дея­тельностью, кроме аудиторской, и иной связанной с ней дея­тельностью. Это означает, что аудитор не может выступать учре­дителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.
 От ведомственной, и прежде всего государственной ревизии, аудит отличает самостоятельность определения им форм и мето­дов аудиторской проверки на основе требований законодатель­ства и условий договора с экономическим субъектом, а также независимость от любой третьей стороны, собственника и руко­водителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
 Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, за­крепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудитор­ских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управ­ление государственным или муниципальным имуществом, впра­ве решать вопрос о заключении договора на проведение ауди­торской проверки. Так, в Постановлении Правительства РФ «О делегировании полномочий Правительства Российской Федера­ции по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» от 10 февраля 1994 г. предусмотрено, что Гос­комимущество России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фак­тические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать ауди­торские проверки.
 При проведении аудиторской проверки особое внимание уделяется ее правовым аспектам. Аудитор обязан предоставить экономическому субъекту исчерпывающую информацию о тре­бованиях законодательства, касающихся проведения аудитор­ской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после озна­комления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. В анали­тической части аудиторского заключения указываются наруше­ния законодательства при совершении хозяйственно-финансо­вых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб инте­ресам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.
 Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установ­лении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в со­вершении иных услуг, в частности, в составлении деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, консультировании по во­просам финансового, налогового, банковского и иного хозяйст­венного законодательства.
 Аудиторская проверка может быть обязательной или ини­циативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Напри­мер, в Законе «О банках и банковской деятельности» преду­смотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком РФ, по­сле подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведений.
 Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процес­суальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. По­ручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, приня­того к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам та­кой проверки приравнивается к заключению эксперта.
 Заключение аудитора — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов го­сударственной власти и управления, органов местного само­управления и судебных органов.
 Если налоговый или иной орган, на который законом воз­ложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудитор­ским заключением, принятым экономическим субъектом, он вправе оспорить его в арбитражном суде. При установлении су­дом неточности, ошибки в представленной аудитором отчетно­сти аудитор возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.
 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 обязательной аудиторской проверке подлежат:
 — банки и другие кредитные организации;
 — страховые организации и общества взаимного страхования;
 — товарные и фондовые биржи;
 — инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
 — внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обя­зательные отчисления, производимые юридическими и физиче­скими лицами;
 — благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, ис­точниками образования средств которых являются доброволь­ные отчисления юридических и физических лиц;
 — экономические субъекты, если в их уставном капитале есть доля иностранных инвесторов, а также (кроме экономиче­ских субъектов, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
 а) объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз минимальный размер оп­латы труда;
 б) суммы активов баланса, превышающей на конец отчет­ного года в 2000 тыс. раз минимальный размер оплаты труда.
 Причем согласно Федеральному закону РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. данные экономические объекты подлежат обя­зательной проверке тогда, когда на это есть указание в феде­ральных законах.
 Уклонение экономического субъекта от проведения обяза­тельной аудиторской проверки либо препятствование ее прове­дению влечет за собой взыскание на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда по искам, предъяв­ляемым прокурором, органами Федерального казначейства, ор­ганами государственной налоговой службы и органами налого­вой полиции, штрафа:
 — с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера минимальной оплаты труда;
 — с руководителя (руководителей) экономического субъекта -в сумме от 50 до 100-кратного размера минимальной оплаты труда.
 Суммы штрафов зачисляются в бюджет Российской Феде­рации.
 Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физи­ческие лица - аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридически­ми и физическими лицами.
 Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, соз­даваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, преду­смотренную законодательством Российской Федерации, за ис­ключением формы акционерного общества открытого типа.
 Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, за­ключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоя­тельно, т. е. зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
 Аудиторская фирма может быть учреждена в форме индиви­дуального (семейного) частного предприятия, полного товари­щества, смешенного товарищества, товарищества с ограничен­ной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного, муниципального предприятия.
 Заниматься аудиторской деятельностью можно лишь на ос­нове специального разрешения (лицензии), а также при нали­чии квалификационного аттестата. Постановлением Правитель­ства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществле­ния аудиторской деятельности. Согласно Указу Президента РФ все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельно­стью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификацион­ный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудитор­ской деятельности без аттестации запрещается.
 Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
 В соответствии с п. 81 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская отчетности является открытой для заинтересованных пользователей, кото­рых условно делят на две группы:
 первая - собственники предприятия; займодавцы (банки и другие кредитные учреждения); поставщики; покупатели (кли­енты); налоговые органы; руководство и персонал предприятия;
 вторая — аудиторы и аудиторские фирмы; различные консуль­танты; юристы; объединения, ассоциации, в состав которых входит предприятие; профсоюзные и иные общественные организации.
 Кроме обязательного и инициативного аудита, различают ау­дит внешний и внутренний.
 Внешний аудит проводится на договорной основе с экономи­ческим субъектом (предприятием, организацией) аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверно­сти состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подго­товки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.
 Внутренний аудит проводится штатными аудиторами - работ­никами предприятия, которые подчиняются руководителю пред­приятия, и представляет собой независимую деятельность по про­верке и оценке работы предприятия (организации) в интересах его руководителей. Цель такого аудита - помочь сотрудникам пред­приятия эффективно выполнять свои функции, а главная задача — осуществление постоянного контроля за расходами на предпри­ятии и выработка мер по их снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов внутренний аудит можно поручить ревизион­ной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
 Помимо проверок отдельных направлений деятельности пред­приятия в обязанности внутреннего аудитора входит:
 — проверка выполнения приказов и распоряжений руково­дителя по хозяйственным вопросам;
 — подготовка различных справок по деятельности предпри­ятия и представление их руководству;
 — осуществление углубленного анализа хозяйственной дея­тельности и определение путей ее улучшения.
 Каждый профессиональный аудитор при выполнении ауди­торской проверки и оказании других аудиторских услуг обязан соблюдать нормы этического поведения, и прежде всего он обя­зан быть честным, объективным, внимательным и независимым, соблюдать общественные интересы, иметь достаточный профес­сиональный уровень, хранить в тайне конфиденциальную ин­формацию в делах клиентов, полученную при оказании аудитор­ских услуг, без ограничения во времени и независимо от продол­жения или прекращения непосредственных отношений с ними.
 Отношения между экономическим субъектом и аудитором в связи с проведением аудиторской проверки и оказанием иных ау­диторских услуг оформляются договором аудита, заключенным в простой письменной форме.
 Договор аудита относится к типу подрядных договоров. В нем необходимо указать риск аудитора, задание экономического субъ­екта, использование специальных знаний аудитора. Неотъемле­мым признаком договора аудита является указание в нем обязан­ности аудитора по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершенных им хозяйственных и финансовых операций законодательству. Если же аудитор оказывает лишь отдельные услуги по постановке, вос­становлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.п., то используется обычный до­говор подряда или оказания услуг, не требующий наличия ква­лификационного аттестата аудитора и (или) лицензии на занятие аудиторской деятельностью.
 Не разрешается проводить аудиторскую проверку, если ауди­тор оказывал данному экономическому субъекту услуги по вос­становлению и ведению бухгалтерского учета, а также составле­нию финансовой отчетности, что имеет важное юридическое и экономическое значение.
 Плата за профессиональные услуги аудитора зависит от их объ­ема, качества, сложности, а также от квалификации, опыта, авто­ритета и ответственности аудитора. Размер оплаты его услуг не должен зависеть от достижения какого-либо определенного резуль­тата, аудитор не имеет права получать плату за свои услуги налич­ными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и закрепить письменно усло­вия и порядок оплаты своих профессиональных услуг. Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
 Экономический субъект и аудитор свободны в заключении договора, т. е. как одна, так и другая сторона вправе выбирать себе любого контрагента.
 При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также, как уже отмечалось, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение данной проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
 Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
 а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономиче­ским субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
 б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, нали­чие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнитель­ные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
 в) получать по письменному запросу необходимую для осу­ществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручив­ших проверку;
 г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
 д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом не­обходимой документации, а также в случае не обеспечения го­сударственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
 Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
 а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудитор­ской деятельности требования законодательства Российской Фе­дерации;
 б) немедленно сообщать заказчику, а также государственно­му органу, поручившему провести аудиторскую проверку:
 — о невозможности своего участия в проведении аудитор­ской проверки, основываясь на соответствующем положении Временных правил, а также из-за отсутствия лицензии, позво­ляющей произвести аудиторскую проверку данного экономиче­ского субъекта;
 — о необходимости привлечения к участию в проверке до­полнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, воз­никшими после заключения договора или получения поручения;
 в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
 г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и со­ставляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) эко­номического субъекта, за исключением случаев, предусмотрен­ных законодательными актами Российской Федерации.
 В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда общей юрис­дикции или арбитражного суда убытки, понесенные экономиче­ским субъектом или государством в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход бюджета Российской Федерации в сумме до 100-кратного размера мини­мальной оплаты труда — с аудитора, осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера минимальной оплаты труда — с аудиторской фирмы.
 Руководители и иные должностные лица проверяемого эко­номического субъекта обязаны создавать аудитору (аудиторской фирме) соответствующие условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю докумен­тацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяс­нения и объяснения в устной и письменной форме, оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения по­рядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих вы­яснению при проведении аудиторской проверки.
 Главная обязанность аудитора — квалифицированно прово­дить проверки. Результатом аудиторской проверки является за­ключение аудитора (аудиторской фирмы). Заключение аудитора имеет юридическое значение для всех юридических и физиче­ских лиц, органов государственной власти и управления, орга­нов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения или не под­тверждения бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей — вводной, аналитической и итоговой.
 В вводной части указываются:
 — для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны;
 порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, вы­давшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного сви­детельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимающих участие в проверке;
 — для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и на­именование органа, выдавшего лицензию на осуществление ау­диторской деятельности, а также срок действия лицензии; но­мер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета.
 В аналитической части указываются:
 — наименование экономического субъекта и период его дея­тельности, за который проводится проверка;
 — результаты экспертизы организации бухгалтерского (фи­нансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
 — факты выявленных в ходе аудиторской проверки сущест­венных нарушений установленного порядка ведения бухгалтер­ского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Россий­ской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых опе­раций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам соб­ственников экономического субъекта, государства и третьих лиц;
 В итоговой части аудиторского заключения содержится за­пись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансо­вой) отчетности экономического субъекта.
 На основании аудиторского заключения, итоговую часть ко­торого экономический субъект обязан предоставлять заинтере­сованным лицам, строятся его деловые отношения с налоговы­ми и другими государственными органами, банками, кредито­рами и т.п. Если выясняется, что аудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушением законодательства, то встает вопрос об имущественной ответственности аудитора. Но экономический субъект не имеет права непосредственно взыскать с аудитора понесенные убытки вследствие неквалифи­цированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию (Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, Госбанк Рос­сии), сначала назначает проверку качества аудиторского заклю­чения, а затем в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и экономических субъектов, к аудитору могут быть применены уже упоминавшиеся санкции. В случае неоднократ­ного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим ее.
 С 1 января 1995 г. предусмотрена также ответственность юридических и физических лиц за осуществление аудиторской деятельности без лицензии.
 Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выда­ется на основании заявления с приложением:
 — для аудитора, работающего самостоятельно, — квалифи­кационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;
 — для аудиторской фирмы — учредительных документов, ко­пии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих ква­лификационный аттестат.
 Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с мо­мента представления всех предусмотренных документов.
 Лицензии выдаются на осуществление:
 — банковского аудита;
 — аудита страховых организаций;
 — аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
 — общего аудита (аудита иных экономических субъектов). Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
 — обнаружения представления аудитором (учредителями ау­диторской фирмы) для получения лицензии недостоверных све­дений;
 — осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудитор­ской деятельности, не предусмотренной выданной лицензией;
 — предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полу­ченных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разреше­ния собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации;
 — вступления в законную силу приговора суда, предусматри­вающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятель­ностью, в виде лишения права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью в сфере фи­нансово-хозяйственных отношений;
 — умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитор­ской проверки экономического субъекта;
 — неоднократного неквалифицированного проведения ауди­торских проверок или оказания аудиторских услуг.
 Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
 Осуществление юридическим или физическим лицом ауди­торской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основа­нии решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами го­сударственной налоговой службы и органами налоговой полиции: — полученных в результате незаконной деятельности дохо­дов — в пользу введенных в заблуждение заказчиков в размерах понесенных расходов;
 — штрафа в пределах от 500 до 1000-кратного размера мини­мальной оплаты труда — в доход бюджета Российской Федерации.
 Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридиче­ского лица.
 8.3. Правовые основы аудиторской деятельности
 Организация государственного регулирования аудиторской деятельности возложена на Комиссию по аудиторской деятель­ности при Президенте РФ. В Положении о Комиссии установ­лено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и раз­вития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов госу­дарства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудито­ров. На основе законодательства она разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам.
 Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Прези­дента и Правительства РФ проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень веду­щих учебно-методических центров по обучению и переподго­товке аудиторов.
 Правовое обеспечение деятельности Комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президен­та РФ, консультант которого является заместителем председате­ля Комиссии. Состав Комиссии утверждается Президентом РФ. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финан­сов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Росстехнадзора РФ, Антимонопольного комитета РФ и Аппарата Правительства РФ.
 К основным нормативным документам, регулирующим ауди­торскую деятельность, относятся:
 — Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об ау­диторской деятельности в Российской Федерации»,
 — Временные правила аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации;
 — Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, утвержденное Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-РП;
 — Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, утвержденное решением Комиссии по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ от 1 июня 1994 г.;
 — Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
 — Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Пра­вительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
 — Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Пра­вительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
 — Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482;
 — Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденный Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комис­сией Министерства финансов РФ 5 июня 1994 г.;
 — Приказ ЦБ РФ «О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка РФ» от 15 июня 1994 г. № 02-102);
 — Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ау­диторской проверке, утвержденных постановлением Правитель­ства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 (в ред. постановления Пра­вительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408);
 — Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Протокол № 1 от 9 февраля 1996 г.);
 — О сроках проведения мероприятий по регулированию ау­диторской деятельности в Российской Федерации (постановле­ние Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15).
 В России система регулирования аудиторской деятельности включает три уровня:
 — первый уровень — Временные правила, которые регулируют аудиторскую деятельность до принятия закона об аудите;
 — второй уровень — стандарты (правила), устанавливающие нормы аудита, которые однозначно интерпретируются всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности (и прежде всего арбитражным судом), и подразделяющиеся на четыре вида:
 а) общесистемные;
 б) организационно-технологические;
 в) стандарты отчетности;
 г) специфические, для отдельных видов аудита (например, банковского);
 — третий уровень — документы, необходимые для реализа­ции стандартов и содержащие сведения по их применению и организации аудиторской деятельности на основе стандартов.
 Значение аудиторской деятельности как метода финансового контроля возрастает с каждым годом. Аудиторская проверка яв­ляется одним из средств обеспечения законности в финансово-хозяйственной деятельности. Однако надо помнить, что аудито­ры должны работать в тесном контакте с другими субъектами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью хозяйствующих субъектов, и в этом заключается сущность действенности финансового контроля.
 Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
 Конкуренция является неотъемлемым механизмом рыночной экономики. Конкуренция противостоит монополизму в экономи­ке, поскольку ограничивает возможности каждого участника ры­ночных отношений монопольно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ничем не ограниченная монополистическая деятельность снижает кон­куренцию и приводит к подавлению свободы предприниматель­ской деятельности. Рычагом сдерживания монополистической деятельности и поддержания конкуренции служит антимоно­польное законодательство, направленное против злоупотребле­ний на рынке как путем прямого запрещения отдельных видов предпринимательской деятельности, так и сокращением роста тенденций, которые могут привести к снижению рыночной конкуренции.
 В Российской Федерации антимонопольное законодательст­во появилось только с переходом к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества, и представ­лено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. Прежде всего в ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финан­совых средств, поддержка конкуренции, свободы экономиче­ской деятельности.
 Основополагающим антимонопольным законом является За­кон «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» (в ред. законов РФ №3119-1 от 24.06.1992 г., № 3310-1 от 15.07.1992 г.; №83-ФЗ от 25.05.1995 г., № 70-ФЗ от 06.05.1998 г.), определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
 В этом Законе даны определения таких понятий, как:
 — конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товар­ном рынке;
 — недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельно­сти действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям российского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и спра­ведливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
 — доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъ­ектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимо­заменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на со­ответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам;
 — монополистическая деятельность — противоречащие анти­монопольному законодательству действия (бездействия) хозяй­ствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, огра­ничение или устранение конкуренции;
 — монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее поло­жение на товарном рынке, с целью компенсации необоснован­ных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в ре­зультате снижения качества товара;
 — монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, ус­танавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доми­нирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенса­ции необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, зани­мающим доминирующее положение на товарном рынке в каче­стве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи дан­ного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытес­нения конкурентов с рынка;
 — аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.
 Закон в ст. 9 указывает на недопустимость участия в пред­принимательской деятельности должностных лиц органов госу­дарственной власти и государственного управления.
 В Законе также перечислены формы недобросовестной кон­куренции, а именно:
 — распространение ложных, неточных или искаженных све­дений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
 — введение потребителей в заблуждение относительно харак­тера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
 — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом про­изводимых или реализуемых им товаров с товарами других хо­зяйствующих субъектов;
 — продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации про­дукции, выполнения работ, услуг;

<< Пред.           стр. 3 (из 20)           След. >>

Список литературы по разделу