<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>
Этнографические данные указывают на связь игры и искусства как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако при социально-конкретном подходе неопровержимо установлено: искусство - это дитя труда, а не игры. Это доказал Г. Плеханов в своем труде "Письма без адреса".Более плодотворной в 20-30 гг. ХХ века была концепция И. Марра, И. Иоффе и А. Гущина о синкретическом "Трудмагическом действе", в котором якобы зародилось искусство.
В современной эстетике исследователи по-разному видят решение проблемы, выделяя главную черту художественной деятельности, саму способность человека оперировать линией, цветом, звуком то в абстрактно-психологическом моменте, то в технологическом, либо критерием художественного творчества является изображение предметов видимого мира. Неправомерно основным характеристическим признаком искусства объяснять его полную автономию, при которой решение художественных задач отделяется от всяких иных - производственных, религиозно-магических, даже эстетических, считая, что ориентированность на эстетические объективные качества действительности (гармония, симметрия, ритм, пропорция) и на чувство наслаждения сводит происхождение искусства только к проблеме формирования эстетического чувства как стимула подобной деятельности,хотя это присуствовало в филогенезе.
Думается, нельзя согласиться с позицией эстетика М.С. Кагана, с тем, что творчество - "потенциал красоты", корни художественно-творческой деятельности "неправомерно искать в процессе формирования эстетического сознания человека" [208: 242]. Концептуально мы уже рассмотрели, что искусство есть высшее выражение наличествующих эстетических отношений. В свою очередь становление эстетических отношений происходит ранее в практике созидания орудийности, поиске ее формообразования.
Несомненно, что художественно-творческая деятельность имеет специфическое отличие от творчества "по законам красоты". Отличие в главном - она есть деятельность по формированию художественно-образного мышления, а искусство есть система поиска идеального в идеальном, т.е. система конкретных художественных образов.
Важнейшим признаком искусства является даваемая им специфическая художественная информация. Способность художника мыслить образно сформировалась исторически. Природно-биологические задатки способствовали этому социальному процессу. Именно из простых образов-ощущений вырастали в трудовой практике художественно-образные представления.
Постепенное развитие у древнего человека абстрактно-логического мышления однако не было освобождено от способности эмоционального переживания объектов реального мира, выделение значимости его континуальности. Тем самым у него формировалось ценностное отношение к миру. Поэтому образно-художественное мышление оказывается метафорическим, т.е. обнаруживает в природе человеческую способность чувствовать, думать, разговаривать, сознательно действовать.
В условиях жизни первобытного человека фантазии художественно-образного сознания оборачивались сознанием религиозным, связанным с магией, тотемизмом, фетишизмом.
Таким образом, у древнего человека формировалось синкретичное (нерасчлененное) сознание, отражающее подобную общественно-трудовую практику. Объективно, художественно-образное начало проникало в материальное производство древнего человека. Тем самым первобытное искусство укрепляло социальную солидарность, утверждая общественную сущность человека в своей полифункциональности, т.е. выступало средством коммуникации, познания, воспитания, социальной организации. Но при этой множественности своих социальных функций первобытное искусство (как и современное искусство в своей дифференцированности) сохраняло целостность, то прочное внутреннее единство, которое обозначается понятием "художественное творчество".
Такое разнообразие было возможно по 3 причинам:
1. формирующаяся общественная практика не имела развитого общественного разделения труда, не было деления на материальную и духовную культуру;
2. самому искусству был свойственен изначально художественный синкретизм, т. е. была видовая и жанровая нерасчлененность различных функций древнего искусства;
3. главная причина - искусство с самого начала - результат практически-духовной деятельности, т.е. воспроизводством жизненно-практического опыта людей, дополнением этого опыта новым, искусственно созданным, отвечающим конкретным интересам общества.
6.Искусство как средство общения и воспитания
Эстетическое воспитание является эффективным условием формирования всестронне и гармонически развитой личности. Решению этой "сверхзадачи" служит искусство как форма художественного общения и воспитания.
Художественное общение способствует передаче художественной информации от художника к реципиенту, содержащей мировоззренческое отношение к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ориентации. В процессе передачи художественной информации происходит художественное общение, т.е. своеобразная художественная коммуникация между художником - производителем - реципиентом. В ней утверждается диалектика изменчивости и устойчивости, вариативности и инвариантности, открытости и закрытости художественного произведения, отвергается абсолютизация как его изменчивости, так и устойчивости.
Можно выделить некоторые типы художественного общения:
* Непосредственное, контактное, которое особенно эстетически действенно;
* Опосредованное;
* Прямое, без временной и пространственной дистанции;
* Косвенное с временной и пространственной ориентацией, например, наши знания и представления о спектаклях античного театра;
* Воспроизведение общения через технические средства;
* Невоспроизводимое, например, театральный спектакль.
Во всех типах художественного общения проявляются особенности эстетического восприятия. Идеалом эстетического восприятия является развитие у человека безупречного эстетического и художественного вкуса. Однако необходимым условием формирования хорошего художественного вкуса является правило: не следует доверять слепо первому впечатлению. Как говорил Роберт Шуман: "То, что тебе нравится в первый момент, далеко не всегда самое лучшее". Необходимо находить время и иметь желание для анализа эстетической информации. В процессе такого анализа возникает возможность пересмотреть свое первое впечатление, уточнить свои оценки, разобраться в различных "слагаемых" эмоциональной реакции на художественное произведение.
В каждую историческую эпоху эстетический идеал выступает как высший критерий, норма индивидуальных художественных вкусов. Идеал есть единство мечты и реальности, должного и сущего, цели и средств, ведущих к ее реализации. Многообразие вкусов делается особенно заметным тогда, когда сравниваются эстетические пристрастия и взгляды людей разных эпох и народов. Общеизвестно, что понятие о красоте всегда несет черты не только классовых, но и национальных и расовых представлений, они меняются от века к веку, иногда на памяти даже одного поколения, за какие-то двадцать лет люди, поклоняясь тому, что раньше отвергали и наоборот.
В эстетическом идеале отражаются в обобщенном виде закономерности процесса самой жизни, ее основные тенденции. Он складывается в определенных исторических условиях на основе общественной практики и меняется вместе с развитием общества, а также у отдельного человека. Например, в Древней Греции идеальным человеком считали просвещенного философа-мудреца; дворянство феодальной Европы видело свой идеал в отважном рыцаре и смиренном монахе, а народ - в ловком, удачливом мастере-ремесленнике; гуманисты эпохи Возрождения выдвинули идеал гармонично развитой личности, сочетающей в себе мудрость ученого, талант художника, отвагу воина. Идеальный человек в понимании некоторых буржуазных идеологов - индивид как свободный собственник.
При этом возникает вопрос, существуют ли объективные критерии вкуса. Ведь очевидно, что ни знание предмета, ни личная честность, искренность и серьезность не обеспечивают еще сами по себе личности эстетической оценки, тем более абсолютный вкус. Поэтому понятие "хороший вкус" носит весьма условный, трудно определимый характер. Также в художественном вкусе сказывается весь строй мировосприятия личности. В художественную оценку личности привносятся и неэстетические моменты. Истинная ценность тех или иных произведений искусства не всегда точно определяется современниками как их истинная ценность. Жизнь, история уточняют, пересматривают наши сегодняшние эстетические оценки и мнения по принципу частого решета: в результате отсеиваются шелуха и мелкие зерна, а остаются крупные.
Таким образом, те создания художников, в которых в выразительной совершенной форме выражаются гуманистические идеалы человечества, служат основными ориентирами хорошего вкуса. Объективными ориентирами, в которых содержится момент абсолютности.
Положительные оценки человека художественных произведений можно разделить на художественный вкус неразвитый и неверный и вкус избирательный, но хороший, хотя и ограниченный. В сфере эстетической культуры позитивная программа личности имеет первостепенное значение - важно не столько то, что ты отрицаешь, сколько то, что признаешь, утверждаешь.
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении эстетического и художественного воспитания. Ранее нередко эстетическое воспитание сводилось к художественному, именно средствами искусства. Эстетический потенциал природы, предметной сферы, эстетическое начало в труде и быту при этом игнорировалось. Ныне утверждалось положение о том, что художественное воспитание является составной частью эстетического воспитания. Поэтому неправомерна попытка противопоставить эстетическое и художественное воспитание, умалить роль последнего. Одни считают, что художественное воспитание ограничивает человека миром искусства, замыкает его в нем. Однако правдивое искусство всегда обращено к действительности и благодаря ему мы глубже познаем, осмысливаем саму жизнь.
Другие считают, что искусство одно из средств эстетического воспитания, наравне с нравственным, патриотическим и т.д.
Однако важно считать художественное воспитание ведущим видом эстетической деятельности. Эстетическое воспитание, искусство и художественный вкус-понятия взаимосвязанные и взаимовлияющие друг на друга. Искусство , будучи важнейшим фактором развития и формирования общественно-эстетических идеалов, есть важнейшее орудие воспитание художественных вкусов. Зрительское, читательское понимание искусства зависит от того, каков художественный вкус человека.
Именно в художественном воспитании в наибольшей степени концентрируется эстетический опыт людей. И в этом смысле оно является идеальной моделью, образцом для всех видов эстетического творчества. Например, дизайнеры-проектировщики эстетических достоинств материальных вещей в поисках оригинальных идей и решений обращаются к богатейшему, неисчерпаемому духовному наследию искусства. Художественная культура является ядром эстетической культуры. Искусство наиболее полно, в высшей степени выявляет эстетические отношения человека к действительности. Искусство наглядно выражает существо общественно-эстетического идеала, раскрывает будущее эстетической культуры общества, а также формирует саму способность художественно-образного мышления. Выявляя взаимопроникновенность, углубление связей сфер и форм эстетического отношения человека к действительности, искусство осознаёт_ ярче свою специфику как генератора эстетических ценностей общества.
Таким образом, художественное воспитание в действительности не противостоит эстетическому воспитанию, а является его важнейшей органической составной частью, одним из ценностных его направлений.
Литература к 3 главе:
357. Гайденко П.П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса//Наука и культура.-М., 1984.
358. Горбунова Т.В. Природа художественных идей. Искусство в системе образного сознания.-М., 1991.
359. Гадамер Г. Философия и поэзия. Философия и литература// Его же. Гадамер Г. Актуальность прекрасного.-М., 1991.
360. Гальтон Р. Наследственность таланта.-М., 1966.
361. Гончаренко Н.Ф. Гений в искусстве и науке.-М., 1990.
362. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога.-М., 1986.
363. Голомшток В. Тоталитарное искусство.-М., 1994.
364. Гейзенберг В. Смысл и значение красоты в точных науках.//Вопросы философии. 1979, № 2.
365. Григорьян В.С. Пафос как эстетическая категория//Эстетика и жизнь.-Л., 1979. Вып 6.
366. Тагор Р. Лирика.-М., 1961.
367. Генис А. Мы уже не живем в эпоху героев и гениев//Литературная газета,1996.30 октября.
368. Гущин А.С. Происхождение искусства.-М.-Л., 1937.
369. Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи. 1985.
370. Горелов И., Галичев В. Безмолвной мысли знак.- М., 1981.
371. Голдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах.-М., 1985.
372. Дмитриев Н.А. О прекрасном.- М., 1960.
373. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М., 1968.
374. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени.- М., 1980.
375. Демина Н. "Троица" А. Рублева.- М., 1963.
376. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Спб. 1991.
377. Делез Ж. Логика смысла.- М., 1995.
378. Думова Н. Московские меценаты.- М., 1992.
379. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия (Проблемы нравственной философии)- М., 1982.
380. Дали Сальвадор. Фотография - своеобразное творчество духа//Называй вещи своими именами.- М., 1986.
381. Еремеев А.Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества.- м., 1987.
382. Ельшевская Г. Можно ли полюбить "Черный квадрат"?//Тверь, 1988, № 3
383. Ересько М.Н. Специфика религиозного символа//Вестник Московского университета. Серия философия. 1983. № 1.
384. Жизнь как творчество.- Киев, 1985.
385. Закс Л.А. Художеcтвенное сознание.- Свердловск, 1990.
386. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры//ЭОН. Альманах старой и новой культуры.- М., 1999.
387. Завадский С.Н., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация.- М., 1986.
388. Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран.- М., 1999.
389. Зись А.Я. Искусство и эстетика.- М., 1975
390. Зись А.Я. Виды искусства.- м., 1979.
391. Зись А.Я. В поисках художественного смысла.- М., 1991.
392. Знакомый незнакомец: Социалистический реализм как историко-культурная проблема.- м., 1965.
393. Занусси К. Найти новые горизонты//Огонек. 1987. № 44.
394. Золотов А. Усилия мысли и гармония мира// Литературная газета. 1988. 14 декабря.
395. Искусство в мире духовной культуры.- Киев, 1980.
396. Ильин И. Поструктурализм-деконструктивизм-постмодернизм.- М., 1996.
397. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству Сибири XIX- нач. ХХ веков//Труды института этнографии им. Н.Н. Миклуха-Маклая. Новая серия.- М.-Л., 1914. Т. 22.
398. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания.-М., 1984.
399. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М., 1977.
400. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М.-Л., 1928.
401. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ.-М., 1999.
402. Кривцун О.А. Психологические корни эротического искусства//Психологический альманах. 1992. № 1.
403. Кривцун О.А. Искусство в системе общественных отношений.-М., 1982.
404. Кривцун О.А. Биография художника как культурно-историческая проблема//Человек. 1997. № 4,5.
405. Кривцун о.А. Ценности культуры и судьбы искусства.- М., 1989.
406. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- Л., ЛГУ. 1971.
407. Каган М.С. Морфология искусства.- Л., 1972.
408. Кон И.С. Открытие "Я".- М., 1978.
409. Кон И.С. Национальный характер. Миф или реальность?//Иностранная литература.-М., 1986. № 9.
410. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема.- М., 1971.
411. Кьеркегор С. Наслаждение и долг.- Киев. 1994.
412. Каррьер М. Искусство в связи с общим развитием культуры.- М., 1970.
413. Кондаков И.В. Становление советской тоталитарной культуры//Его же. Введение в историю русской культуры.- М., 1991.
414. Крюковский Н.Н. Основные эстетические категории (опыт систематизации).-Минск, 1974.
415. Конев В.А. Социальное бытие искусства.- Саратов. 1975.
416. Кандинский В. Ступени.- М., 1918,
417. Кандинский В. О духовности в искусстве.- Нью-Йорк, 1967.
418. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологическое время личности.- Киев, 1984.
419. Куницын В. Постмодернизм. Новая первобытная культура// Новый мир. 1992. № 2.
420. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура//Вопросы философии. 1996. № 11.
421. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского.- М., 1978.
422. Кизеева Е.В. История костюма.- М., 1996.
423. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. Спб., 1994.
424. Культура в диалоге.- М., 1992. Вып. 1.
425. Кузнецова Т.Р. Картины мира и образы культуры// Культура: теория и проблемы.- М., 1995.
426. Культура, человек и картина мира.- М., 1987.
427. Калантар А. Красота истины: об эстетическом начале научного познания.- Ереван, 1980.
428. Казин А.Л. Художественный образ и реальность.- Л., 1985.
429. Киященко Н.Н. Эстетика, жизнь и искусство (итоги VIII международной эстетической конференции).- М., 1977.
430. Картина мира в истории мирового искусства.- М., 1995.
431. Крылатые латинские изречения.- Киев, 1962.
432. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки . Новосибирск,1991.
433. Культура чувств.- М., 1968.
434. Камю А. Творчество и свобода.- М., 1980.
435. Кузнецова. И.А. Красота человека в искусстве.- М., 1980.
436. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М., 1976.
437. Лосев А.Ф. Художественный канон как проблема стиля//Вопросы эстетики.- М., 1964. Вып. 6.
438. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля.- Киев, 1994.
439. Любимов Л. Искусство древнего мира.- М., 1996.
440. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.- М., 1957.
441. Леопарди Дж. Этика и эстетика.- М., 1978.
442. Лотман Ю.М. Структура поэтического текста.- М., 1970.
443. Левонтин Л. Человеческая индивидуальность. Наследственность и среда.- М., 1993.
444. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. Спб, 1994.
445. Лихачев Д.С. Контрапункт стиля как особенность искусства//Классическое наследие и современность.-Л., 1981.
446. Лихачев Д.С. Сад и культура Европы//Декоративное искусство. 1980. № 3. Его же. Сад и культура России// Декоративное искусство. 1980. № 12.
447. Леонтьев А.Н. Философия психологии.- М., 1994.
448. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.- М., 1995.
449. Лафарг П. Умственный труд и машина.- М., 1900.
450. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность.- М., 1964.
451. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.- М., 1974.
452. Ленин В.И. О культуре и искусстве.- М., 1956.
453. Лившиц М.А. Об идеальном в реальности//Вопросы философии. 1984. № 10.
454. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968.
455. Массовыфй успех.- М., 1989.
456. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.- М., 1978.
457. Моль А. Социодинамика речи.- м., 1973.
458. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. Спб. 1995.
459. Махлина С.Т. Реализм и условность в искусстве. Спб. 1992.
460. Мир искусств.- М., 1995.
461. Маркузе Г. Эрос и цивилизация.- Киев, 1995.
462. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение.- Киев, 1988.
463. Мамардашвили М. "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно"//театр. 1988. № 3.
464. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. 1957.
465. Маца И.Л. Проблемы художественной культуры ХХ века.- М., 1969.
466. Мещеряков В.Г. Гармония и гармоническое развитие.- Л., 1976.
467. Можева А.К. Проблемы человеческой субъективности в трудах К. Маркса//Вопросы философии. 1996. № 10.
468. Молчанова А.С. На вкус, на цвет...- М., 1966.
469. Монтескье У. Красота это не все//Современная книга по эстетике.- М., 1957.
470. Медведь В. В лаборатории писателя.- Л., 1933.
471. Монтескье. Опыт о вкусе в произведениях культуры и искусства//История эстетики. Хрестоматия.- М., 1964. Т.2.
472. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака.- М., 1967.
473. Миллер А.Н. Первобытное искусство.- Л., 1929.
474. Мукаржовский Я. Исследование по эстетике и теории искусства.- М., 1994.
475. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания.- М., 1986.
476. Мороз О.В. Прекрасна ли истина?- М., 1988.
477. Милларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока.- М., 1982.
478. Норенков С.В. Архитектоники предметного мира.- Нижний Новгород, 1991.
479. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть//Вопросы философии. 1991. № 10.
480. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ века. М., 1994.
481. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция//Эстетическая деятельность в системе общественнной практики.- М., 1976.
482. Новикова Л.И. Эстетика окружающей среды и повседневной жизни.- М., 1983.
483. Нечкина М.Ф. Функции художественного образа в историческом процессе.- М., 1982.
484. Некрасова М. О цельности и критериях ценностей//Творчество. 1977. № 10.
485. Новицкая А.В. От позитивизма к интуитивизму.- М., 1976.
486. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь.- Киев. 1981.
487. Огибенин Б.Л. Структура мифологических текстов "Ригведы".- М., 1968.
488. Осорина М.В. Совершенный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований//Советский этнограф. 1983. № 3.
489. Овчинников В. Ветка Сакуры.- М., 1971.
490. Основы эстетического воспитания.- М., 1975.
491. Образцов Е. Эстафета искусств.- М., 1983.
492. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.
493. Пуанкаре А. Наука и метод. Одесса.19 60.
494. Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты.- М., 1982.
495. Петраков С.М. Закономерность развития художественного мышления (Проблемы циклизма музыкально-исторического мышления)- Томск, 1993.
496. Потебня А.А. Слово и миф.- М., 1989.
497. Потебня А.А. Мысль и язык/Его же. Эстетика и теория искусства.- М., 1978.
498. Примитив и его место в художественной культуре Нового и новейшего его времени.- М., 1983.
499. Проблема канона.- М., 1973.
500. Пелипенко А.А. Культурная динамика в зеркале художественного сознания//Человек. 1994. № 4.
501. Парадигмы философии. Спб. 1995.
502. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х Т. М., 1986.
503. Петров В.И. Кризис информативной эстетики (о концепции "эстетических простых форм")//Искусствознание Запада об искусстве ХХ века.- М., 1988.
504. Планк М. Единство физической картины мира.- М., 1966.
505. Пимакова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании.-М., 1957.
506. Психология эмоций. Тексты.- М., 1984.
507. Пруст Марсель. В поисках утраченного времени. Под сенью девушек в цвету.- М., 1976.
508. Песня песней Соломона. Спб. 1910.
509. Поль Валери об искусстве.- М., 1976.
510. Покровский Б.А. Монолог счастливого человека//Советская культура. 1990.30июня.
511. Проблема ценностей в философии. М-Л., 1966.
512. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки.- М., 1973.
513. Пирашвили О. Теоретические проблемы изобразительного искусства. Концепция завершенности в искусстве и теории "non-finito". Тбилиси, 1973.
514. Пропп В.Я. Фольклор и деятельность.- М., 1976.
515. Пастернак Б. Об искусстве: "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве.- М., 1990.
516. Пашин В.Н. Как вести себя. Пермь, 1985.
517. Палемар А.О. Мудрость общения.- М., 1990.
518. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии.- М., 1973.
519. Романтизм: вопросы эстетики и художественная практика.- Тверь, 1992.
520. Русская цивилизация и соборность. Спб. 1994.
521. Разум и культура.- М., 1983.
522. Рибо Т. Логика чувств. Спб. 1905.
523. Рэлф Оди Дж. Человек - существо одинокое: Биологические корни одиночества//Лабиринт одиночества.- М., 1989.
524. Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. 1991. № 1.
525. Ранние формы искусства.- М., 1972.
526. Русские писатели о литературном труде.- Л., 1955.
527. Раушенбах Б.В. Некоторые психологические аспекты космонавтики и эстетики//Знание - сила. 1987. № 1.
528. Рейхенбах Г. Направление времени.- М., 1962.
529. Розенталь Т. Отражение и творчество Достоевского//Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 1
530. Родекер Х.Отражение и действие. М.,1971.
531. Розанов В.В. Среди художников.- М., 1994.
532. Рубцов Н.Н. Символы искусства и жизни: философия размышления.- М., 1982.
533. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства.- М., МГУ, 1982.
534. Столяр А.Д. О роли "натурального макета" как исходной формы изобразительного искусства. Сборник № 6. Эрмитаж, 1964.
535. Самохвалова В.И. Красота против энтропии //Введение в область метаэстетики// М., 1960.
536. Социально-эстетическая проблемы познания и искусства.- М., 1971.
537. Современный Лакоон. Эстетические проблемы синестезии.- М:МГУ, 1992.
538. Современное искусствознание: методологические проблемы.- М., 1994.
539. Старобинский Жан. К понятию воображения: Вехи истории//Новое литературное обозрение. 1996. № 19.
540. Смысл жизни. Антология.- М., 1994.
541. Семиотика и художественное творчество.- М., 1978.
542. Семенов О. Искусство ли искусство нашего времени//Новый мир. 1993. № 8.
543. Стоун И. Жажда жизни. Спб. 1993.
544. Сердюк Е.А.Человек и мир в Японской культуре. М.,1985.
545. СпиркинА.Г.Происхождение искусства.М.,1960.
546. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири//Человек и общество.- Новосибирск, 1989.
547. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика.- М., 1990.
548. Тасалов В.И. О законе равновеликости искусства и
не-искусства//Искусство и социальная психология.- М., 1996.
549. Татаркевич В.Античная эстетика.М.,1977.
550. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. Спб. 1994.
551. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М., 1966.
552. Фишер И. Любовь и самоотречение//Боги, брахманы, люди.- М., 1969.
553. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности.- М., 1978.
554. Фосийон А. Жизнь формы.- М., 1995.
555. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке.- М.,1992.
556. Философия языка и семиотика. Иваново. 1996.
557. Феноменология искусства.- М., 1996.
558. Флоренский П. Избранные труды по искусству.- М., 1996.
559. Фохт-Бабушкин Ю.И. Художественная культура: проблемы изучения и управления.- М., 1986.
560. Философия и ценностные формы сознания.- М., 1978.
561. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.- М., 1992.
562. Художественные модели мироздания: Взаимодействия искусств в истории мировой культуры. М., 1997. Кн. 1.
563. Хогарт В. Анализ красоты.- М., 1958.
564. Художественный примитив. Эстетика и искусство.- М., 1996.
565. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л., 1986.
566. Художественное творчество.- Л., 1982.
567. Хатчесон Ф., Смит А. Эстетика.- М., 1975.
568. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория.- М., 1973.
569. Эстетическая культура.- Л., 1996.
570. Эстетика: словарь (под ред. А. Н. Беляева, Л.И. Новиковой, В.И. Толстых.- М., 1989.
571. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика.- М., 1977.
572. Эйзенштейн С. Смысл фильма.- М., 1942.
573. Элиаде М. Священное и мирское.- М., 1994.
Заключение
Эстетическая культура является духовно-практическим богатством нашего общества, свидетельством его исторической прогрессивности. Она есть важнейший признак и залог в созидании новой цивилизации.
В решении исторической задачи формирования всесторонне развитых личностей, сочетающих в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство, исключительно велика роль эстетического воспитания как одного из важнейших аспектов любого образа жизни.
Эстетическое воспитание есть та сторона целенаправленного формирования всесторонне и гармонически развитого человека, которая творит его целостный облик "по законам красоты", а также учит чувствовать и активно утверждать - трудом, борьбой - истинно прекрасное в жизни и в искусстве. Развитие эстетической личности всех ее человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу есть высшая мера универсальности и свободы как высшей меры гуманизма. Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную волевую, ценностно-ориентационную ее сторону. Эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее индивидуальными ориентациями и самопроявлениями во всех сферах и формах жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, истинность чувств, и характер избирательности, и установки. А это требует не только эстетического обучения, которое дает знание, но и просвещения: личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, формируя ее характер, эстетические вкусы и художественные навыки, способности творчества и восприятия искусства. В процессе эстетического воспитания эстетика не просто усваивается человеком как определенное знание, а становится как бы частью его самого. Эстетическое культура способствует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, она является одной из высших форм приобщения человека к человечеству, социализации человека. При этом и эстетическая личность формируется под совокупным воздействием:
* Эстетической теории;
* Произведений искусства;
* Природного и общественного мир;
* Эстетической деятельности, охватывающей прежде всего общественно-трудовую практику человека, а также восприятие эстетических и художественных ценностей и творчество по законам красоты и по другим эстетическим законам, ориентирующим человека на общечеловеческие ценности, осознавая их значение.
"Любовь к прекрасному - это любовь к жизни, к творчеству, к борьбе за высокие идеалы. Любовь к прекрасному окрыляет человека, одухотворяет его жизнь, наполняет ее глубоким смыслом и содержанием. В прекрасном воплощается стремление к счастью, свободе, добру, мудрости, нравственному величию. Человек, который способен правильно понимать и ценить прекрасное, становится духовно богаче, нравственно чище, он глубже чувствует и переживает, щедро отдает себя людям. Человек-новатор, мастер, творец, - вместе с тем образец высокого эстетического развития. Он создает не только полезные, необходимые вещи, но и эстетические ценности" [347: 4]. Некоторые теоретики эстетическое воспитание определяют через понятие "эстетическая культура". Через это понятие уточняется, что высшая эстетическая культура человека, выступающая здесь непосредственной целью воспитания, включает в себя и культуру внешнего облика, благородную манеру поведения, его индивидуальность и должный уровень развития эстетического сознания (эстетический вкус, чувство, идеал, теоретические взгляды и интересы), развитые творческие способности и соответствующие созидательно-коммуникативные навыки и умения. Вместе с этим вызывает споры объем понятия "эстетическое воспитание". Одни теоретики лишают его собственно предмета, ссылаясь на рассредоточенность эстетических элементов по всем другим направлениям воспитательной работы. С этим трудно согласиться.
Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с определенными социальными качествами, актуальными для данного общества, то предмет нравственного воспитания тоже не существует в чистом виде. Нравственные поступки человека оцениваются в других сферах целесообразной деятельности - производственной, военной, политической и т.п.
Другие теоретики слишком расширительно трактуют функцию эстетического воспитания (развитие эмоций и чувств, сознания, наслаждения, любви и понимания искусства), возлагая объем, который присущ всем направлениям воспитания. Иногда же, наоборот, ограничивают, сужают его сферу, неоправданно подразумевают его периферийность.
Эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но в конечном счете все человеческое как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности человека. При этом эстетическое воспитание не сводится к смежным формам жизнедеятельности, а есть особый способ взаимодействия человека с миром, являясь основой специфических воспитательных воздействий, на что мы указывали ранее.
Эстетический "материал", эстетическая реальность существует объективно не только в виде подчиненных моментов в составе иных общественных сфер, но и в качестве доминирующего начала в специфическом виде эстетической деятельности-искусстве как средстве художественного воспитания человека.
Итак, эстетическая культура человека - глубокое личное образование, где общезначимое выступает в целом спектре индивидуальных преломлений и вариаций. Поэтому грубое бестактное внешнее воздействие не совершенствует, не созидает тонкую структуру внутреннего мира личности, а скорее ее разрушает.
??
??
??
??
3
<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>